Хотелось бы обратить более пристальное внимание на парламентскую инициативу депутатской группы о придании православию конституционного статуса. Речь идёт о формулировке «православие - основа национальной и культурной самобытности России».
По сути, нужно говорить о возвращении православию статуса государственной религии. Попытаемся проанализировать ситуацию, связанную с этим, не прибегая к фанатичным эмоциям в стиле «препрехом и победихом!». А также попытаемся оценить реально, без киданий в крайности, поможет ли это Церкви, русскому православию и Отечеству в целом, или же не всё так радужно, как может показаться на первый взгляд. Думается, что в таких делах - делах веры, ни в коем случае в любых инициативах неприменим принцип Наполеона «ввяжемся в бой, а там посмотрим».
Сказать по правде, несколько раз в моих публикациях тоже звучал призыв к власти о признании православия в качестве государственной религии. Но спустя некоторое время, после разносторонней оценки всех «pro et contra» полагаю, что практическая реализация этого шага сегодня может быть преждевременной. И прежде, чем услышать в свой адрес поток грозных внушительных обвинений, хочу дополнить: возрождение православия именно в качестве государственной религии является непременным условием выживания России. Вопрос заключается в другом, каким образом и когда, а также в том, что это условие должно быть выполнено замыкающим после целого ряда других условий. На этом остановимся подробнее.
Одна из самых распространённых цифр, озвучиваемых в качестве довода в сторону скорейшей (читай - поспешной) реализации такого шага, - более 70% населения России, относящих себя к православию. Мы не станем оспаривать эту цифру, ибо она, безусловно, соответствует действительности. И дай Бог! Однако заметим, что ключевым словом здесь является «относящих». Таким образом, возникает вопрос о тождестве количества и качества. Если даже при благочестивом Алексее Михайловиче Патриарх Никон утверждал, что многие христиане являются таковыми только по имени, то попытка сегодня опровергнуть и доказать обратное с очень большой долей вероятности будет обречена на провал. Ибо даже если обратить свои взоры на начало прошлого века, то кто-то из русских архипастырей характеризовал степень духовного обнищания русского народа, как безмерную. Сегодня, на мой взгляд, она имеет вселенские масштабы. «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15, 8).
Существует в то же время и другая правдивая цифра. Количество людей, которые на самом деле ведут хотя бы мало-мальски жизнь воцерковлённого человека, т.е. посещают Богослужения, исповедуются, причащаются, соблюдают негастрономический пост и пр., составляет 4-6% по самым смелым оценкам. И вот из этой цифры, к превеликому сожалению, в данный момент нам и нужно исходить. Для многих нательный крест стал украшением, а о внешнем и внутреннем крестах большинство не слышит и не желает слышать. Для очень многих людей православие стало не более, чем этно-культурной средой. Очень велика доля деизма и онтологического атеизма. Но «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4, 24).
Давайте хоть одним глазком посмотрим, на каком социально-экономическом фоне всё это происходит.
Экономика стагнирует и уже перестали не то что про подъем, а даже про «свет в конце тоннеля» говорить. Пределы страны за последние 20 лет покинули более 12 млн. чел. Заметьте, что это не просто бывшие жители России, это лучшие люди, пассионарии. Когда за годы гражданской войны Родину вынужденно оставили около 2,5 млн., то говорили о гуманитарной катастрофе. Как можно назвать процесс новейшей истории России?
Более 4 млн. только «официальных» алкоголиков, более 1 млн. только «официальных» наркоманов, более 1 млн., опять же «официальных», детей сирот (т.е. кроме т.н. социальных сирот при живых родителях), дичайшее количество абортов...
Умирает деревня. И это отдельный огромный пласт проблем для будущего всей страны. Чтобы понять всю остроту боли этого вопроса, достаточно прочитать хотя бы раз стихотворение Николая Мельникова «Поставьте памятник деревне». http://ruskline.ru/analitika/2011/01/25/put_i_krest_nikolaya_melnikova
http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/09/sozdan_sajt_posvyawennyj_tvorchestvu_poeta_nikolaya_melnikova/
В жизни общества главный кумир - золотой телец. Варианты служения и выбора профессии почти не рассматриваются, - есть только работа и зарабатывание денег. Евангельские заповеди? О них вытирают ноги. Но сказано: «Никто не может служить двум Господам...Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6, 24)
В жизни семьи происходит самое настоящее сумасшествие. Количество разводов едва ли не превышает количество браков, небывалая доля т.н. блудного сожительства и прочих грехов.
Можно очень долго расписывать животрепещущие язвы нашего общества и страны, но это ещё не главное. Может быть, главным является духовно-нравственное состояние российской власти? Может быть. Ведь рыба, как известно, гниет с головы. Но и это, как мне кажется, не главное. Ибо власть - плоть от плоти народа, и он имеет её в том виде, который заслужил.
Главным, на мой взгляд, является то, что сегодня, в существующих реалиях, объявить православие государственной религией - это, уж простите великодушно, всё равно, что нарядить в красивую фату (символ непорочности) не очень благочестивую невесту. Тем самым мы можем низвести Христа Спасителя до официального признания всех мерзостей и пороков, что имеют место в стране. Многое из происходящего в России противоречит Его заповедям, всей доктрине православия. Тем самым мы сознательно расстелем красную дорожку для пришествия антихриста и воцарения его на земном престоле, реализовав худшие эсхатологические сценарии.
Главное сегодня - абсолютно ответственное и многократно взвешенное понимание: для чего нам это нужно и чего мы хотим добиться? Какие цели мы ставим? Построение общества по Евангельским заповедям, его качественное обновление, становление русской государственности или...очередной фетиш а-ля «моральный кодекс строителя коммунизма». Очевидно, что сам по себе шаг по введению православия в Конституцию не решит ни одной существующей проблемы ни общества, ни страны. В таком узком сценарии это больше похоже либо на чью-то не очень умную шутку, либо на провокацию, либо на агонию. Но этого быть не должно.
И что же далее? Далее необходима программа, - реальная, проработанная и выверенная программа по подготовке введения православия в качестве государственной религии. И вот с этого уже сейчас можно и нужно начать. Если угодно, то пока не поздно, нам крайне необходимо за 20 лет воспитать настоящее православное поколение, которое могло бы не на словах, а на деле вести духовную жизнь, трудиться душой. Для реализации этой задачи многое уже сделано, начиная с образовательных процессов (изучение основ православия в школьной программе, курс «Теология» в ВУЗах) и заканчивая миссионерско-проповедническими проектами многих людей. Вывожу за скобки все поступательно двигающиеся процессы развития самой Церкви после падения большевистского режима, как особый пласт. Но ещё большее предстоит сделать, и нет пока значительных поводов похвастаться «подпоясывающемуся, как распоясывающемуся».
А начинать нужно, как и полагается, с себя. Т.е. для реализации инициативы власти, власть, прежде всего, должна меняться внутренне и по существу. Но что-то покамест не очень видно «постящихся, во вретищах и с пеплом на головах своих» (Неем. 9, 1). Если по-прежнему подавляющее большинство будет «православным» только на экране «зомби-ящика», то идея будет похоронена в самом зародыше. «Владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием» (2 Цар., 23, 3).
Вспомним св.прав. Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». По сему, можно сделать вывод, что от подлинного облика власть предержащих в корне зависит, станет ли православие на самом деле государственной религией или, простите, официальной религией прикрытия для оправдания последующих беззаконий, которые уже не сможет остановить и Церковь (в отличие от текущей ситуации), потому что она, скорее всего, станет частью системы. Имеется в виду, конечно, Церковь Земная, ибо над Небесной Церковью не властен никто, кроме Бога. В конце концов, давайте не будем забывать, что построение Царства Божия на земле - это всё же мечта диавола.
Ничего практически при действующей вертикали власти не мешает начать хотя бы катехизацию внутри личного состава органов власти. Чтобы при «причислении» себя к православию, мы не слышали из властных коридоров и кабинетов о пресловутой толерантности, различных теософских теориях, суевериях и прочих совершенно чуждых православию и далёких от него вещах. Чтобы чиновники разного ранга не предлагали свои варианты катехизиса, гордо называя себя при этом «верующими». Чтобы не возникали на горизонте призывы к легализации содомии, внедрении глубоко антиправославных ювенальных законов, проекты различных «равенств и свобод», законы о деградировании образования и прочие инициативы той же самой власти, которая ратует за православие. Ибо при внедрении такого «православия» мы получим на выходе рабство, которого ещё не знала история. Наряду с закабалением тела и души де-факто, произойдёт закабаление духа де-юре. Но согласно великому русскому философу А.С.Хомякову «в делах веры принуждённое единство есть ложь, а принуждённое послушание есть смерть». И если уж Византия не выполнила историческую задачу построения общественной жизни на христианских началах, то современной России в её нынешнем состоянии нужно приложить недюжинные соборные усилия, которые, возможно, не ограничиваются рамками продолжительности простой человеческой жизни.
Пожалуй, самое страшное, что может произойти при административном продавливании вопроса без подлинной соборной поддержки, так это то, что, по словам Аксакова, «у ограды церковной будут стоять не Ангелы Божии, охраняющие её входы и выходы, а жандармы и квартальные надзиратели, как орудия государственной власти». Одним из самых важных вопросов на пути признания православия государственной религией является создание высокоорганизованных приходских общин (которые являются той самой твёрдой основой соборности) и их всемерное развитие. В противном случае наша вера на официальном уровне по словам того же Хомякова превратится в веренье и ничего более. «Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят» (Мк. 13, 6).
Таким образом, православие непременно должно стать государственной религией России, но для этого нужна каждодневная, кропотливая и непрестанная работа по возбуждению процессов национального самосознания, религиозной самоидентификации снизу. Процесс это долгий и чем скорее мы на него встанем, тем лучше. А делается это не только и даже не столько по заявлению с высоких трибун. Любая административная реализация восстановления православия в качестве государственной религии без восстановления соборности и без изменения качественного содержимого всей системы - гибельна по определению.
В Конституции России прописано довольно много хороших и правильных положений, но исполняются ли они на практике? Последнее время можно было наблюдать внесение изменений и дополнений в Основной закон лишь в угоду политическим интересам. Очень бы не хотелось, чтобы и наша вера православная стала разменной монетой в политических играх. Даже если на каждой странице Конституции будет формально упоминаться православие, без истинного его присутствия в сердцах большинства ничего не изменится, в лучшем случае. В общем, прежде чем предпринимать неосновательную попытку обожиться, надо бы сначала очеловечиться.
Сергей Анатольевич Перимбаев, ректор Рязанского епархиального женского духовного училища
26.11.2013 г.
1. Re: Православие или смерть