itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Что такое код и является ли ДНК кодом?

Православие и эволюционизм  
0
2433
Время на чтение 4 минуты
В некоторых комментариях на мои предыдущие публикации содержалось утверждение о том, что биологическая жизнь целиком определяется своим физико-химическим аспектом. Давайте вместе подумаем над тем, насколько это верно. Рассмотрение этого вопроса логично связать с тем, что такое код и в каких системах мы можем наблюдать кодирование/декодирование информации.

Кодом называется функция, осуществляющая отображение между парой множеств: O → S, где S - множество символов/репрезентантов/токенов; O - множество первообразов. Функция декодирования осуществляет обратное отображение S → O. Существует множество примеров кодирования. Например, школьный журнал содержит список учеников, где каждому ученику соответствует запись, содержащая информацию об успеваемости. Таким образом, запись является кодом, а сам ученик - первообразом.

Еще примеры:
знаки дорожного движения;
правила дипломатического этикета;
шифрование сообщений;
языки программирования;
поведение животных: танец пчел, система оповещения об опасности, источниках пищи, территориальных правах и пр. в стаях гиен, в львиных прайдах и т.п.;
геномы живых организмов, о чем мы сейчас поговорим подробнее.

Без потери общности в качестве рассматриваемого множества S символов можно выбрать множество конфигураций некоторой материальной системы. Область значений функции определяется семантической нагрузкой, которую "вешает" на конфигурации лицо, принимающее решения. Например, в случае N-значного цифрового замка функция кодирования - это булева функция, доставляющая значение TRUE только для одной выбранной лицом, принимающим решения, комбинации цифр, и значение FALSE для любой иной комбинации цифр. В этом примере выбор "счастливой" комбинации цифр разработчиком кода не зависит от ограничений (кроме числа N знаков).

Теперь рассмотрим подробнее вопрос с использованием кода в геноме. Как известно, процесс сборки дочернего организма предписывается генетической информацией, записанной на биополимерах (в молекулах ДНК): белок-кодирующие участки генома являются шаблоном сборки организма, тогда как регуляторные участки, ответственные за управление процессом сборки, осуществляют ее оркестровку, предписывая протекание массово-параллельных процессов синтеза белков в химической «лаборатории» зародившегося организма. Таким образом, здесь также используется код: в качестве символов выступают кодоны, то есть триплеты (тройки) нуклеотидов - носителей генетической информации, - тогда как первообразами являются аминокислотные остатки синтезируемого белка (подробнее см. статью Кодон в Википедии).

Примечание: для интерпретации кодонов используются именно правила, не сводящиеся к физике и химии процессов обеспечения передачи информации, так как в момент копирования генетического кода никаких физико-химических взаимодействий по считыванию генетической информации еще не имеется. Эти взаимодействия только лишь будут реализованы в свое время в процессе образования дочернего организма.

Существуют следующие условия возможности практического осуществления кодирования, а равно и распознавания наличия кода в конфигурации определенной материальной системы:
независимость данной конфигурации от физических ограничений;
передача символов по информационному каналу с целью записи, хранения и последующего считывания;
интерпретация символов, состоящая в реализации интерпретатором функции декодирования, то есть восстановления первообраза по символу;
устойчивость отображения между множествами символов и первообразов.

Кодирование основано на выборе правил интерпретации кода, не стесненном физическими ограничениями, то есть законами природы. В свою очередь, нестесненность выбора физическими ограничениями состоит в безразличии выбора любого из элементов множества по отношению к законам природы. Например, выбор правил игры в шахматы не зависит от законов природы, хотя сама реализация процесса игры подчиняется им, поскольку имеет место в физическом мире. Таким образом, код может иметь место лишь в системах, функционирование которых кроме ограничений зависит также и от правил: то есть в искусственных и биологических системах. Соответственно, вполне закономерно также и то, что в неживой природе, где имеются лишь ограничения, кодирование не наблюдается.

Как мы видим, биосистемы и искусственные системы обработки информации обладают общим свойством: наличием кода. Поэтому мне кажется справедливым предположить, что реализация процессов кодирования и декодирования информации в биосистемах также, как и в искусственных системах, явилась результатом принятия решений, то есть результатом целенаправленной интеллектуальной деятельности.

На каком основании иногда утверждают, что в биосистемах запись, считывание и обработка генетической информации осуществляется целиком физикой и химией процессов обеспечения?! В природе нет ни одного физического закона, с необходимостью генерирующего код в произвольной системе при заданных начальных условиях. Существующие эволюционные модели поэтапной генерации подсистем кодирования/декодирования в живых организмах нереалистичны (см.[1]). Напротив, практика свидетельствует о том, что код является исключительно продуктом целенаправленной деятельности лица, принимающего решения.

Таким образом, можно сделать вполне научное предположение, что любая система, использующая код, артефактна, то есть, по крайней мере, имеет артефактные компоненты, отвечающие за кодирование/декодирование информации и, таким образом, имеет своим источником интеллект. Научность данной гипотезы вытекает из анализа наблюдений, основывающегося на следующих положениях:
Отсутствие наблюдений систем, использующих код в неживой природе;
Общность биологических систем и искусственных систем обработки информации по критерию наличия кодирования/декодирования;
Возможность опровержения данной гипотезы при накоплении научных данных. Для фальсификации предположения об артефактности биосистем необходимо лишь экспериментально продемонстрировать наличие процесса в неживой природе, приводящего к организации многокомпонентных систем, осуществляющих устойчивое кодирование сигнала в одних ее компонентах с последующей интерпретацией кода в других.

На мой взгляд, таких систем в неживой природе найдено быть не может. Наличие кода свидетельствует о том, что за механизмом генерации и интерпретации инструкций стоят прагматические соображения, что немыслимо без вмешательства агента: неживая природа непрагматична. Код есть результат принятия решений, а не каких-то таинственных еще не известных науке спонтанно-закономерных механизмов.

Литература:

David Abel. The first gene, 2011

Впервые опубликовано в блоге священника Евгения Селенского

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

136. два важных комментария

Я бы хотел добавить два существенных, на мой взгляд, комментария в поддержку моего главного тезиса об артефактности белковой жизни (ядро которой представляет собой неразложимый на составляющие изначально сложный цикл ДНК-белок-ДНК). 1. Почему генетическая информация в живых организмах представлена в дискретном цифровом виде? Ответ и прост, и глубок. Запись генетической информации в живых организмах осуществляется на биополимерные носители именно в дискретном цифровом виде вследствие теоремы Шеннона, согласно которой возможно осуществить передачу информации по физическому каналу с помехами практически без потерь при условии, что скорость передачи информации (бит в единицу времени) не превышает пропускную способность канала. Другими словами, для любого уровня зашумления при указанном условии существует код, гарантирующий передачу сигнала практически без потерь (со сколь угодно малыми потерями). Подробности - см. H.P. Yockey, Information Theory, Evolution and the Origin of Life

. Аналоговые системы не позволяют достичь этого, поскольку не используют кодировку. Без передачи информации жизнь немыслима. Поэтому единственная практическая возможность реализации передачи генетической информации с минимальными потерями — это "цифра", а оцифровка - вещь искусственная, нет никаких кодов в неживой природе. Все без исключения известные науке формы белковой жизни используют цифровой четырехзначный нуклеотидный код: {A=adenine, C=cytosine, G=guanine, T=thymine} в ДНК; {A=adenine, C=cytosine, G=guanine, U=uracil} в РНК. Таким образом, надежная передача информации невозможна без использования кода, а код, в свою очередь, свидетельствует о целенаправленной деятельности агента. В дополнение я бы хотел процитировать интересный момент из учебника Л.С. Болотовой по искусственному интеллекту. Болотова Л.С. "Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях", М., Финансы и статистика, 2012.

Это один в один то, о чем я говорю в отношении артефактности белковой жизни. На стр. 42 обсуждаются свойства знаний (раздел 1.4), в частности, такое свойство, как наличие активности. "Например, ЭВМ по заданной программе обрабатывает те или иные данные. В программе сосредоточено процедурное знание, т.е. знание — действие. Оно хранит информацию о том, как надо действовать, чтобы получить желаемый результат. То есть данные — это декларативные знания. Они хранят информацию о том, над чем надо выполнять эти действия. Программа, прежде всего, играет роль активатора данных. Таким образом, активность интерпретируется как инициирование действий информационной системы в результате появления каких-то данных или знаний. Можно сказать и так, что декларативные знания или данные становятся активаторами процедур их обработки".

Абсолютно то же самое происходит и в живых организмах. С этой точки зрения, искусственные информационные системы и биологическая жизнь неотличимы. Данные, протокол их представления и интерпретатор в биосистемах должны были быть загружены извне сразу волевым образом. Никакого смысла эволюционные модели постепенного развития системы {машина Тьюринга, лента с данными} не имеют. 2. Более общий комментарий относительно непоследовательности методологического атеизма (т.наз. натурализма) как наиболее распространенной на сегодня научно-философской рамки. Согласно натурализму, все в природе объяснимо лишь случаем, закономерностью и их комбинациями. Однако его претензии на то, чтобы быть основанием для научного знания, совершенно беспочвенны, поскольку научный метод в принципе носит формальный, нефизический характер, тогда как натурализм отвергает примат формализма, утверждая значимость и объективность лишь физической стороны реальности. Научная позиция состоит в признании двух вещей: неполноты указанного набора категорий причинности и необходимости привлечения категории выбора. Целый ряд феноменов, включая белковую жизнь, не может быть адекватно объясним без привлечения теории принятия решений. Возникает вопрос: почему человек способен научно познавать окружающий мир, то есть познавать его, прибегая к помощи своего разума? В рамках натурализма убедительно ответить на него не представляется возможным. Однако ответ на этот вопрос прост: потому что сам этот мир создан разумно, вследствие чего формализм как таковой заложен в основание объективной реальности.

135. Ответ на 133., В.М.:

Вы даже не поняли, о чем я спросил.

Я понял хто ви такой уже сразу после первого вашего комментария )
М.Яблоков / 10.12.2013, 06:05

134. Re: Что такое код и является ли ДНК кодом?

До филиокве христианство едино. И семь церквей - единое христианство.
Бондарев Игорь / 10.12.2013, 05:07

133. Ответ на 132., М.Яблоков :

Но вы и перл кинули!!! ))) Вам бы стихи писать )

Читайте Первоисточники, Яблоков. Вы даже не поняли, о чем я спросил.
В.М. / 10.12.2013, 01:20

132. Ответ на 130., В.М.:

Вы твердо уверены, что Православная Церковь суть Филадельфийская?

Но вы и перл кинули!!! ))) Вам бы стихи писать )
М.Яблоков / 09.12.2013, 15:29

131. Ответ на 129., В.М.:

Фарисейство - это подмена божественного Предания - человеческим. Что в вашей "христианской" вере и происходит. Так что новозаветный фарисей - это вы. http://goo.gl/8RF1q
М.Яблоков / 09.12.2013, 15:28

130. Ответ на 128., иерей Е. Селенский :

Дорогой Валерий, вне Православной Церкви спасения нет.

Отче, Спаситель назвал семь Церквей, и ни одной не отказал в праве на существование. Вы твердо уверены, что Православная Церковь суть Филадельфийская?
В.М. / 09.12.2013, 14:33

129. Ответ на 127., М.Яблоков :

Вера у вас не православная.

У меня христианская. А у вас - фарисейская. Запомните, Яблоков: веру нельзя рекламировать как прокладки. Кто выпячивает свою православность на каждом шагу, к истинному православию отношения не имеет. Имя ему - фарисей.
В.М. / 09.12.2013, 14:28

128. Ответ на 126., В.М.:

У каждого свой путь к Богу.

Дорогой Валерий, вне Православной Церкви спасения нет. Что касается меня лично, я рад, что мои суждения в области веры не являются независимыми. Я рад, что я нахожусь в Православной Церкви. Если для этого нужно задвинуть подальше свою собстенную лжеименную мудрость, я это с готовностью сделаю, даже с радостью избавлюсь от нее, как от ненужного груза. Наука без правильной "рамки" - это автомобиль без руля. В такой автомобиль я бы не сел и Вам не советую. 2 Кор. 10:4-5. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу.

К Священному Писанию, которое является мечом обоюдоострым, плодом Церкви для чад Церкви, нужно подходить со смирением и осознанием своего недостоинства.

127. Ответ на 126., В.М.:

У каждого свой путь к Богу

Больше того, у каждого свой бог ) Разные веры - разные боги. Так что это еще большой вопрос - к какому богу вы пришли. Вера у вас не православная.
М.Яблоков / 09.12.2013, 11:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Евгений Селенский
Все статьи Священник Евгений Селенский
Православие и эволюционизм
Творение vs эволюция: прикладные аспекты исповедания
Доклад на Международной научно-богословской конференции «Бог-человек-мир» в Сретенской духовной академии 15 марта 2023 года
01.04.2023
Каков смысл и цель вселенной, и человеческого развития в целом?
В Москве состоялся V Профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов»
30.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30