Мысли о миссионерской литургии

Проблемы церковной жизни  Миссионерская деятельность 
0
1249
Время на чтение 5 минут
В последнее время достаточно часто стали служиться "миссионерские" литургии, в которых молитва - возгласы священника, диаконские ектении и песнопения перемежаются с объяснениями комментатора. Более того, предполагается трансляция подобных литургий для широкой (в т.ч. и для неверующей) публики на уличные экраны.

В связи с этим возникает вопрос: как относиться к этой практике с точки зрения церковного предания?

  В церковном предании действительно есть традиция литургического комментария, украшенная именами святителя Кирилла Иерусалимского, преподобного Максима Исповедника, св. патриарха Германа Константинопольского, Николая Андидского, святителя Симеона Солунского, но никогда доселе толкование богослужения не читалось во время Божественной Литургии, тем более - по кускам, после каждой молитвы и ектении. Если бы Отцам Церкви и их преемникам это бы изволилось для пользы Церкви, то внутри литургии существовало бы нечто вроде синаксаря после 6 песни на утрене, но ничего подобного ни в практике Древней Церкви, ни в новое время мы не видим. Ни преподобный Максим Исповедник не вставлял свои комментарии во время службы в Александрии или в Риме, ни святитель Герман не прерывал литургию свят. Василия Великого или Иоанна Златоуста для разъяснений, ни святитель Симеон Солунский не останавливал службу, чтобы просветить на ее счет своих прихожан. И даже в новое время святой праведный Иоанн Кронштадтский, при всем его праведном дерзновении не делал ничего подобного.

И понятно почему. Глубокая ошибка - считать, что Божественная Литургия есть средство и орудие миссии. Она не средство миссии, она - ее цель. Задача миссионера, проповедника - привести к крещению некрещенного и к Причастию Святых Христовых Таин невоцерковленного. Но само Причастие не может служить орудием для достижения этой цели. Это почти все равно, что строителю путать молоток и крышу.

В начале Божественной Литургии диакон в диалоге со священником произносит знаменательные слова: "Время сотворити Господеви, Владыко, благослови". Согласно верному замечанию о. Александра Шмемана, это значит следующее: люди сделали все от себя зависящее, все подготовили, ныне время действовать Господу. Это значит, что все готово - в том числе и с точки зрения информативной, люди знают, для чего они пришли и что совершается ныне. Соответственно, давать уроки литургики во время Божественной Литургии - все равно что во время ее замешивать тесто для просфор, когда они давно должны быть не то что выпечены, но вынуты.

Возникает вопрос, кто является аудиторией для этой "литургической" миссии? Если люди верующие и воцерковленные, то им в сущности это не нужно. Более того, назойливые полунаучные комментарии, временами из не очень благоговейных уст, только мешают молиться, ибо они закрывают для верующего слуха слова святых Отцов и самого Господа. А если целевая аудитория - неверующии, то зачастую это не только бесполезно, но даже и вредно. Ведь огласительные и тайноводственные поучения в древности отнюдь не делались достоянием кого попало, их не предлагали язычникам и неверующим. Вот что говорит святитель Кирилл Иерусалимский в своем Первом Огласительном Слове: "Тогда, как говорят огласительное поучение, если оглашенный спросить тебя, что говорили тебе учители? Ты ничего не отвечай постороннему. Ибо тайну преподаем тебе, и упование будущего века. Храни тайну сию ради Мздовоздаятеля, и не слушай, когда кто скажет тебе, что за беда, если и я узнаю? И больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производить; от чего рождаются два зла: и больной умирает, и врач остается в безславии. Так если оглашенный услышит что либо от верного; то и оглашенный впадает в безумие; потому что не понимает слышанного, однако ж оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается, как предатель сей тайны". А именно это и может произойти в случае широкой телевиозионной трансляции литургии с сооответствующими комментариями. В обстановке потребительского безрелигиозного общества большинство неверующей зрительской аудитории может воспринимать подобную трансляцию как очередное зрелище, более того - как повод для дальнейших богохульств и кощунств. Чем может стать подобная трансляция, скажем, для туристов, расположившихся в кафе у какого-нибудь знаменитого старинного храма, где выставлены экраны, на которых демонстрируется все, в том числе читаются тайные молитвы и показывается причащение духовенства? В лучшем случае -поводом для праздного любопытства, в худшем - для насмешек и кощунств. Ибо праздный зритель, с налету что-либо услышавший, но не вошедший в жизнь Церкви, запросто может извратить и исказить услышанное, особенно если он живет духом постмодерна, построенном на искажении смыслов. Справедливыми представляются слова преп. Ефрема Сирина:

"Кто же в неразумии своем
схватит одни имена вещей,
кои от него же принял Бог,
дабы через них пособить ему,-
безумец соделает из сих притч
кощунства и богохульства предлог;
Божией благости, снисходившей к нему

о, сколь неблагодарным явит он себя!"

(Ефрем Сирин. 11 песнь о Рае).

И сейчас это сильно чувствуется во всемирной сети. Распространение знаний о Церкви отнюдь не умножает число верующих, напротив, голые внешние знания, преподанные в отрыве от церковной жизни и подлинной святости, только раздражают неверующих людей.

Помножим это на постомодернистский цинизм и получим горючий материал для новых гонений на Церковь и раскол нашего общества. Однако возможно и еще более худшее: Таинство Таинств может стать всего лишь одним из элементов потребительского общества - приятным зрелищем для пресыщенных и неверующих людей.

Увлекаясь духовным пониманием слова μυστηριον - таинство- мы часто забываем о его внешнем дисциплинарном аспекте. Ведь не случайно апологеты не сообщали язычникам ни литургических текстов, ни подробного учения о Евхаристии. Максимум, что им говорилось - о ее невинном характере (в опровержении клеветы о ритуальном людоедстве) и в то же время - о том, что это не есть простая трапеза, но она обладает особым, духовным характером, например - в послании к Диогнету: "Христиане имеют пищу общую, но не простую".

Не случайно в Древней Церкви во время евхаристии двери держали закрытыми на замок и назначались специальные сторожа - остиарии. Не случайно возник возглас: "Оглашенные, изыдите". По учению преп. Максима возглас "оглашенные изыдите" знаменует конец этого мира и переход к жизни будущего века, где уже нет времени и возможности для обыкновенной земной деятельности. "Есть время всякой вещи под солнцем" - говорит Писание: время благовременному научению и время молитвы и предстоянию пред Господом.Евхаристия - уже не время для подготовки к духовному экзамену, это - сам экзамен.

В самом крайнем случае, если почитается так уж необходимо литургическое просвещение во время Литургии, то есть Литургия оглашенных - Литургия Слова. Она еще дает достаточно ограниченную возможность для подобных катехетических вставок. Но они не соответствуют духу и смыслу Литургии Верных.

В Евангелии содержатся казалось взаимоисключающие слова: "Идите, научите все народы" (Мф. 28, 19) и "Не давайте святыни псам и не мечите бисера перед свиньями" (Мф. 7, 6). Но они взаимнодополняют друг друга. Не стоит неверующему и некрещенному человеку говорить о самом святом и таинственном, не следует питать духовного младенца твердой пищей. И нельзя Святыню делать достоянием информационных циников: "Не бо врагом твоим тайну повем".

Впервые опубликовано на сайте Радонеж 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. 7. Сергей Швецов : Re: Мысли о миссионерской литургии

"Зато крестить можно всех подряд. Вопрос лишь в цене жертве за требу, не так ли, о.Владимир?" Это слово верующего человека!
электрик / 10.12.2013, 17:07

18. Ответ на 17., прот. Алексий Касатиков:

... Для христианина Высшая Ценность - Бог, только в правильном отношении к Которому приобретает смысл и ценность и сам человек. ...

Низкий Вам поклон отче за это исповедание Православной Веры.
Ёжик / 10.12.2013, 15:18

17. Re: Мысли о миссионерской литургии

Благодарю автора за прекрасную статью. На мой взгляд, главная мысль против введения обиход Церкви "миссионерской литургии" состоит в том, что "Глубокая ошибка - считать, что Божественная Литургия есть средство и орудие миссии. Она не средство миссии, она - её цель. Задача миссионера, проповедника - привести к крещению некрещённого и к Причастию Святых Христовых Таин невоцерковлённого. Но само Причастие не может служить орудием для достижения этой цели". Кажется, Канта превозносят за его "категорический императив": «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к ЦЕЛИ и никогда не относился бы к нему только как к средству». Но Кант строит свою мораль на принципе, который глубоко не христианский, хотя и выдаётся за таковой: "Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. По крайней мере это вина самого человека, если в нём имеется такая потребность, и тогда ему уже нельзя помочь ничем другим; ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности. — Следовательно, для себя самой (и объективно, поскольку это касается ведения, и субъективно, поскольку это касается способности) мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе". А ведь всё совсем не так для христианина. Как сказал мудрейший свт. Николай (Велимирович): "Целью мира является человек, а целью человека - Бог". Кант говорит, что согласно его императиву, человека нельзя низводить до положения орудия, человек может быть только целью. Но для Канта - человек высшая ценность. Для христианина Высшая Ценность - Бог, только в правильном отношении к Которому приобретает смысл и ценность и сам человек. Но Литургия - это вершина христианства, это приобщение Самого Бога, выше Которого не может быть ничего. "Миссионерская литургия" низводит Литургию до уровня всего лишь средства, значит и Бог в таком случае только средство. Средство чего? Например, достижения высоких показателей "миссионерских успехов" - в храм пришло больше обывателей, которые оставили в храмовой казне больше денег. То есть, Бог в этом случае низводится до рекламного слогана, который обещает "исполнение желаний". В интернете очень часто выскакивает в рекламе странное словосочетание "молитва, исполняющая желания". Кажется, при некотором повороте событий и Литургию можно преподнести как такого рода "молитву". Избави нас Бог от этого.

16. Ответ на 12., М.Яблоков:

Дело в том, что противники т.н. миссионерских литургий, как правило, оказываются и противниками всякой катехизации вообще.Очередная швецовская ложь.

"апостолы" современности. Церковной проповеди 2000 лет, и ни разу Она не прибегала к этим методам, но они же не простые смертные, а "новое явление" в Церкви Божией. Вот и мой местный оппонент руководствуется оказывается Церковными установлениями, вот приводит как аргумент 20-летней давности определение - В Определении Архиерейского Собора 1994 года «О Православной миссии в современном мире» записано: «Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения» и усматривает «крайнюю необходимость развития практических церковных усилий» в том направлении, чтобы сделать более доступными пониманию людей смысл священнодействий и богослужебных текстов. Главной задачей совершения миссионерских богослужений является приближение литургической культуры Православия к пониманию наших современников. В зависимости от степени воцерковленности членов приходской общины желательно осуществлять программы литургического обучения как взрослых, так и детей. Мне сложно определить где заканчивается оригинал, а где начинается интерпретация, но одно ясно без сомнения. Глубоко вопрос уже изучили, теперь перешли к практическим усилиям. Сперва узаконят меньшинскую свою позицию, потом потребуют унификации, по образу своих мыслей, и напоследок гонения на традиционалистов, будучи уверены что оказывают всем величайшую услугу, особенно Церкви.
Савва / 06.12.2013, 11:39

15. Ответ на 11., Сергей Швецов:

<<Напрасно Вы, ерничаете...>> ... <<У Вас удивительное свойство не понимать, о чем идет речь...>>

Зато Вы обладаете уникальным свойством: не отвечать по сути предъявляемых обвинений! Разве в статье о.Владимира хоть пол-словечка сказано о ненужности катехизации?! ...Внезапно Судия приидет... Да будет милостив к Вам, Господь!
Ёжик / 05.12.2013, 16:27

14. Ответ на 11., Сергей Швецов :

Таинство все равно совершается У Вас удивительное свойство не понимать, о чем идет речь. Дело в том, что противники т.н. миссионерских литургий, как правило, оказываются и противниками всякой катехизации вообще.

Не обязательно.
Ева / 05.12.2013, 16:17

13. Ответ на 11., Сергей Швецов:

<<... Таинство все равно совершается...>> <<У Вас удивительное свойство не понимать, о чем идет речь. Дело в том, что противники т.н. миссионерских литургий, как правило, оказываются и противниками всякой катехизации вообще.>>

Простите мне мое скудоумие, Ваша "правда" всех прямей, всех румяней и белей?! Только при отсутствии Веры можно огульно хаять все православное священство.
Ёжик / 05.12.2013, 16:07

12. Ответ на 11., Сергей Швецов:

Дело в том, что противники т.н. миссионерских литургий, как правило, оказываются и противниками всякой катехизации вообще.

Очередная швецовская ложь.
М.Яблоков / 05.12.2013, 15:38

11. Ответ на 10., Ёжик:

Таинство все равно совершается

У Вас удивительное свойство не понимать, о чем идет речь. Дело в том, что противники т.н. миссионерских литургий, как правило, оказываются и противниками всякой катехизации вообще.
Сергей Швецов / 05.12.2013, 13:39

10. Ответ на 7., Сергей Швецов:

//Не стоит неверующему и некрещенному человеку говорить о самом святом и таинственном...// <<Зато крестить можно всех подряд. Вопрос лишь в цене жертве за требу, не так ли, о.Владимир?>>

Напрасно Вы, ерничаете. Таинство все равно совершается, а грех святотатства ложится на священника. Цена здесь, его душа. Поскольку действие Таинства осуществляется Духом Святым, то любое профанирование этого действа является хулой на Него.
Ёжик / 05.12.2013, 09:14
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Почему пресс-секретарь Главы государства позволяет себе подобное?
О странном заявлении Дмитрия Пескова по мигрантскому вопросу
23.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 2
19.11.2024
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
В разгар демографического кризиса пора формировать великий проект сбережения русского народа – «Большая семья»
12.11.2024
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Россия – великая суверенная держава, которая не должна ни от кого зависеть, кроме Бога!
06.11.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
О помощи раненым и пострадавшим в СВО
В Гатчинском дворце прошла XV Межрегиональная конференция по социальному служению Церкви
04.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06