Мысли о миссионерской литургии

Проблемы церковной жизни  Миссионерская деятельность 
0
1249
Время на чтение 5 минут
В последнее время достаточно часто стали служиться "миссионерские" литургии, в которых молитва - возгласы священника, диаконские ектении и песнопения перемежаются с объяснениями комментатора. Более того, предполагается трансляция подобных литургий для широкой (в т.ч. и для неверующей) публики на уличные экраны.

В связи с этим возникает вопрос: как относиться к этой практике с точки зрения церковного предания?

  В церковном предании действительно есть традиция литургического комментария, украшенная именами святителя Кирилла Иерусалимского, преподобного Максима Исповедника, св. патриарха Германа Константинопольского, Николая Андидского, святителя Симеона Солунского, но никогда доселе толкование богослужения не читалось во время Божественной Литургии, тем более - по кускам, после каждой молитвы и ектении. Если бы Отцам Церкви и их преемникам это бы изволилось для пользы Церкви, то внутри литургии существовало бы нечто вроде синаксаря после 6 песни на утрене, но ничего подобного ни в практике Древней Церкви, ни в новое время мы не видим. Ни преподобный Максим Исповедник не вставлял свои комментарии во время службы в Александрии или в Риме, ни святитель Герман не прерывал литургию свят. Василия Великого или Иоанна Златоуста для разъяснений, ни святитель Симеон Солунский не останавливал службу, чтобы просветить на ее счет своих прихожан. И даже в новое время святой праведный Иоанн Кронштадтский, при всем его праведном дерзновении не делал ничего подобного.

И понятно почему. Глубокая ошибка - считать, что Божественная Литургия есть средство и орудие миссии. Она не средство миссии, она - ее цель. Задача миссионера, проповедника - привести к крещению некрещенного и к Причастию Святых Христовых Таин невоцерковленного. Но само Причастие не может служить орудием для достижения этой цели. Это почти все равно, что строителю путать молоток и крышу.

В начале Божественной Литургии диакон в диалоге со священником произносит знаменательные слова: "Время сотворити Господеви, Владыко, благослови". Согласно верному замечанию о. Александра Шмемана, это значит следующее: люди сделали все от себя зависящее, все подготовили, ныне время действовать Господу. Это значит, что все готово - в том числе и с точки зрения информативной, люди знают, для чего они пришли и что совершается ныне. Соответственно, давать уроки литургики во время Божественной Литургии - все равно что во время ее замешивать тесто для просфор, когда они давно должны быть не то что выпечены, но вынуты.

Возникает вопрос, кто является аудиторией для этой "литургической" миссии? Если люди верующие и воцерковленные, то им в сущности это не нужно. Более того, назойливые полунаучные комментарии, временами из не очень благоговейных уст, только мешают молиться, ибо они закрывают для верующего слуха слова святых Отцов и самого Господа. А если целевая аудитория - неверующии, то зачастую это не только бесполезно, но даже и вредно. Ведь огласительные и тайноводственные поучения в древности отнюдь не делались достоянием кого попало, их не предлагали язычникам и неверующим. Вот что говорит святитель Кирилл Иерусалимский в своем Первом Огласительном Слове: "Тогда, как говорят огласительное поучение, если оглашенный спросить тебя, что говорили тебе учители? Ты ничего не отвечай постороннему. Ибо тайну преподаем тебе, и упование будущего века. Храни тайну сию ради Мздовоздаятеля, и не слушай, когда кто скажет тебе, что за беда, если и я узнаю? И больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производить; от чего рождаются два зла: и больной умирает, и врач остается в безславии. Так если оглашенный услышит что либо от верного; то и оглашенный впадает в безумие; потому что не понимает слышанного, однако ж оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается, как предатель сей тайны". А именно это и может произойти в случае широкой телевиозионной трансляции литургии с сооответствующими комментариями. В обстановке потребительского безрелигиозного общества большинство неверующей зрительской аудитории может воспринимать подобную трансляцию как очередное зрелище, более того - как повод для дальнейших богохульств и кощунств. Чем может стать подобная трансляция, скажем, для туристов, расположившихся в кафе у какого-нибудь знаменитого старинного храма, где выставлены экраны, на которых демонстрируется все, в том числе читаются тайные молитвы и показывается причащение духовенства? В лучшем случае -поводом для праздного любопытства, в худшем - для насмешек и кощунств. Ибо праздный зритель, с налету что-либо услышавший, но не вошедший в жизнь Церкви, запросто может извратить и исказить услышанное, особенно если он живет духом постмодерна, построенном на искажении смыслов. Справедливыми представляются слова преп. Ефрема Сирина:

"Кто же в неразумии своем
схватит одни имена вещей,
кои от него же принял Бог,
дабы через них пособить ему,-
безумец соделает из сих притч
кощунства и богохульства предлог;
Божией благости, снисходившей к нему

о, сколь неблагодарным явит он себя!"

(Ефрем Сирин. 11 песнь о Рае).

И сейчас это сильно чувствуется во всемирной сети. Распространение знаний о Церкви отнюдь не умножает число верующих, напротив, голые внешние знания, преподанные в отрыве от церковной жизни и подлинной святости, только раздражают неверующих людей.

Помножим это на постомодернистский цинизм и получим горючий материал для новых гонений на Церковь и раскол нашего общества. Однако возможно и еще более худшее: Таинство Таинств может стать всего лишь одним из элементов потребительского общества - приятным зрелищем для пресыщенных и неверующих людей.

Увлекаясь духовным пониманием слова μυστηριον - таинство- мы часто забываем о его внешнем дисциплинарном аспекте. Ведь не случайно апологеты не сообщали язычникам ни литургических текстов, ни подробного учения о Евхаристии. Максимум, что им говорилось - о ее невинном характере (в опровержении клеветы о ритуальном людоедстве) и в то же время - о том, что это не есть простая трапеза, но она обладает особым, духовным характером, например - в послании к Диогнету: "Христиане имеют пищу общую, но не простую".

Не случайно в Древней Церкви во время евхаристии двери держали закрытыми на замок и назначались специальные сторожа - остиарии. Не случайно возник возглас: "Оглашенные, изыдите". По учению преп. Максима возглас "оглашенные изыдите" знаменует конец этого мира и переход к жизни будущего века, где уже нет времени и возможности для обыкновенной земной деятельности. "Есть время всякой вещи под солнцем" - говорит Писание: время благовременному научению и время молитвы и предстоянию пред Господом.Евхаристия - уже не время для подготовки к духовному экзамену, это - сам экзамен.

В самом крайнем случае, если почитается так уж необходимо литургическое просвещение во время Литургии, то есть Литургия оглашенных - Литургия Слова. Она еще дает достаточно ограниченную возможность для подобных катехетических вставок. Но они не соответствуют духу и смыслу Литургии Верных.

В Евангелии содержатся казалось взаимоисключающие слова: "Идите, научите все народы" (Мф. 28, 19) и "Не давайте святыни псам и не мечите бисера перед свиньями" (Мф. 7, 6). Но они взаимнодополняют друг друга. Не стоит неверующему и некрещенному человеку говорить о самом святом и таинственном, не следует питать духовного младенца твердой пищей. И нельзя Святыню делать достоянием информационных циников: "Не бо врагом твоим тайну повем".

Впервые опубликовано на сайте Радонеж 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. 7. Сергей Швецов : Re: Мысли о миссионерской литургии

"Зато крестить можно всех подряд. Вопрос лишь в цене жертве за требу, не так ли, о.Владимир?" Это слово верующего человека!
электрик / 10.12.2013, 17:07

18. Ответ на 17., прот. Алексий Касатиков:

... Для христианина Высшая Ценность - Бог, только в правильном отношении к Которому приобретает смысл и ценность и сам человек. ...

Низкий Вам поклон отче за это исповедание Православной Веры.
Ёжик / 10.12.2013, 15:18

17. Re: Мысли о миссионерской литургии

Благодарю автора за прекрасную статью. На мой взгляд, главная мысль против введения обиход Церкви "миссионерской литургии" состоит в том, что "Глубокая ошибка - считать, что Божественная Литургия есть средство и орудие миссии. Она не средство миссии, она - её цель. Задача миссионера, проповедника - привести к крещению некрещённого и к Причастию Святых Христовых Таин невоцерковлённого. Но само Причастие не может служить орудием для достижения этой цели". Кажется, Канта превозносят за его "категорический императив": «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к ЦЕЛИ и никогда не относился бы к нему только как к средству». Но Кант строит свою мораль на принципе, который глубоко не христианский, хотя и выдаётся за таковой: "Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. По крайней мере это вина самого человека, если в нём имеется такая потребность, и тогда ему уже нельзя помочь ничем другим; ведь то, что возникает не из него самого и его свободы, не может заменить ему отсутствия моральности. — Следовательно, для себя самой (и объективно, поскольку это касается ведения, и субъективно, поскольку это касается способности) мораль отнюдь не нуждается в религии; благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе". А ведь всё совсем не так для христианина. Как сказал мудрейший свт. Николай (Велимирович): "Целью мира является человек, а целью человека - Бог". Кант говорит, что согласно его императиву, человека нельзя низводить до положения орудия, человек может быть только целью. Но для Канта - человек высшая ценность. Для христианина Высшая Ценность - Бог, только в правильном отношении к Которому приобретает смысл и ценность и сам человек. Но Литургия - это вершина христианства, это приобщение Самого Бога, выше Которого не может быть ничего. "Миссионерская литургия" низводит Литургию до уровня всего лишь средства, значит и Бог в таком случае только средство. Средство чего? Например, достижения высоких показателей "миссионерских успехов" - в храм пришло больше обывателей, которые оставили в храмовой казне больше денег. То есть, Бог в этом случае низводится до рекламного слогана, который обещает "исполнение желаний". В интернете очень часто выскакивает в рекламе странное словосочетание "молитва, исполняющая желания". Кажется, при некотором повороте событий и Литургию можно преподнести как такого рода "молитву". Избави нас Бог от этого.

16. Ответ на 12., М.Яблоков:

Дело в том, что противники т.н. миссионерских литургий, как правило, оказываются и противниками всякой катехизации вообще.Очередная швецовская ложь.

"апостолы" современности. Церковной проповеди 2000 лет, и ни разу Она не прибегала к этим методам, но они же не простые смертные, а "новое явление" в Церкви Божией. Вот и мой местный оппонент руководствуется оказывается Церковными установлениями, вот приводит как аргумент 20-летней давности определение - В Определении Архиерейского Собора 1994 года «О Православной миссии в современном мире» записано: «Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения» и усматривает «крайнюю необходимость развития практических церковных усилий» в том направлении, чтобы сделать более доступными пониманию людей смысл священнодействий и богослужебных текстов. Главной задачей совершения миссионерских богослужений является приближение литургической культуры Православия к пониманию наших современников. В зависимости от степени воцерковленности членов приходской общины желательно осуществлять программы литургического обучения как взрослых, так и детей. Мне сложно определить где заканчивается оригинал, а где начинается интерпретация, но одно ясно без сомнения. Глубоко вопрос уже изучили, теперь перешли к практическим усилиям. Сперва узаконят меньшинскую свою позицию, потом потребуют унификации, по образу своих мыслей, и напоследок гонения на традиционалистов, будучи уверены что оказывают всем величайшую услугу, особенно Церкви.
Савва / 06.12.2013, 11:39

15. Ответ на 11., Сергей Швецов:

<<Напрасно Вы, ерничаете...>> ... <<У Вас удивительное свойство не понимать, о чем идет речь...>>

Зато Вы обладаете уникальным свойством: не отвечать по сути предъявляемых обвинений! Разве в статье о.Владимира хоть пол-словечка сказано о ненужности катехизации?! ...Внезапно Судия приидет... Да будет милостив к Вам, Господь!
Ёжик / 05.12.2013, 16:27

14. Ответ на 11., Сергей Швецов :

Таинство все равно совершается У Вас удивительное свойство не понимать, о чем идет речь. Дело в том, что противники т.н. миссионерских литургий, как правило, оказываются и противниками всякой катехизации вообще.

Не обязательно.
Ева / 05.12.2013, 16:17

13. Ответ на 11., Сергей Швецов:

<<... Таинство все равно совершается...>> <<У Вас удивительное свойство не понимать, о чем идет речь. Дело в том, что противники т.н. миссионерских литургий, как правило, оказываются и противниками всякой катехизации вообще.>>

Простите мне мое скудоумие, Ваша "правда" всех прямей, всех румяней и белей?! Только при отсутствии Веры можно огульно хаять все православное священство.
Ёжик / 05.12.2013, 16:07

12. Ответ на 11., Сергей Швецов:

Дело в том, что противники т.н. миссионерских литургий, как правило, оказываются и противниками всякой катехизации вообще.

Очередная швецовская ложь.
М.Яблоков / 05.12.2013, 15:38

11. Ответ на 10., Ёжик:

Таинство все равно совершается

У Вас удивительное свойство не понимать, о чем идет речь. Дело в том, что противники т.н. миссионерских литургий, как правило, оказываются и противниками всякой катехизации вообще.
Сергей Швецов / 05.12.2013, 13:39

10. Ответ на 7., Сергей Швецов:

//Не стоит неверующему и некрещенному человеку говорить о самом святом и таинственном...// <<Зато крестить можно всех подряд. Вопрос лишь в цене жертве за требу, не так ли, о.Владимир?>>

Напрасно Вы, ерничаете. Таинство все равно совершается, а грех святотатства ложится на священника. Цена здесь, его душа. Поскольку действие Таинства осуществляется Духом Святым, то любое профанирование этого действа является хулой на Него.
Ёжик / 05.12.2013, 09:14
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Курс на создание «государства в государстве»?
О попытках ввести многожёнство и завозить мигрантов из Пакистана
23.12.2024
Мне стыдно за моего Президента
О нравственных вопросах на Прямой линии Владимира Путина
21.12.2024
Это вопрос о судьбах России и русской души
Размышления о причинах Раскола
18.12.2024
«Крымский» сценарий в Сирии
России нужно создать Латакийскую республику, тем самым защитив христиан и алавитов
14.12.2024
Надо спасать христиан Сирии
О ситуации в стране после ухода Асада
10.12.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Владимирович Василик
Проблемы церковной жизни
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Имеет ли силу церковная анафема?
Митрополит Климент (Вечеря) предлагает лукавую интерпретацию отлучения от Церкви Мазепы
25.12.2024
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить
23.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
Если мы с Богом, то становимся непобедимыми
Святейший Патриарх Кирилл призвал духовенство трудиться с такой отдачей, словно мы живём в трудные времена
19.12.2024
«Русские моряки первое, что сделали – пропели "Отче наш"»
На Сахалине успешно реализуется совместный проект епархии и Общества «Знание»
19.12.2024
Искусственный мир язычества
Проповедь протоиерея Олега Стеняева
09.12.2024
О духовном оздоровлении общества
В нынешнее непростое время священнослужители должны проявлять особую заботу о духовном окормлении людей
06.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22