«Эффект Бергольо», как называют журналисты чрезвычайную открытость папы римского «миру сему», обладает такой силой воздействия, что журнал Jewish Daily Forward, являющийся рупором либерального иудаизма в США, решил включить понтифика в список 2013 «Форвард 50», который объединяет выдающихся евреев года. По правилам составления списков, двое из 50 могут быть неевреями, и выбирают их из числа тех, кто проявляет уважение и понимание к еврейской культуре[1].
Такой «заслуги» понтифик удостоился за то, что «всего лишь за 8 месяцев превратил вопрос об улучшении отношений с иудейским миром в ключевой вопрос». Он также не упустил ни одной возможности, чтобы осудить антисемитизм и запланировал на следующий год визит в Израиль.
Действительно, отношению с иудеями Х.М.Бергольо уделял всегда особое внимание. Совместно с известным израильским раввином Авраамом Скорка он написал книгу-диалог «На небе и на земле», а также стал автором предисловия к книге другого раввина Серхио Бергшама, которого он назвал одним из своих учителей. Бергольо неоднократно посещал синагогу Буэнос-Айреса, отмечал иудейские праздники, возжигал свечу во время Хануки, и не нашлось никого, кто напомнил бы папе правила Святых Апостолов (правило 70: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен»; правило 71: «Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного»).
Бергольо в течение многих лет активно сотрудничал с Еврейским латиноамериканским конгрессом (ЕЛК), организуя собрания еврейской молодёжи, участвовавшей в его программе «Новые Поколения». Так что неудивительно, что глава ЕЛК Клаудио Эпельман крайне положительно отозвался о новом папе, заявив: «У нас нет никакого сомнения, что он будет отлично работать, руководя католической церковью». С большой радостью приветствовало избрание Бергольо и руководство Бнай Брит. В свою очередь понтифик в день своего избрания выкроил время, чтобы написать письмо иудейскому сообществу, в котором, в частности, указал: «Я горячо надеюсь, что смогу способствовать прогрессу, которым отмечены иудейско-католические отношения со времён Второго Ватиканского собора, в духе обновлённого сотрудничества».
2 сентября, накануне еврейского нового года папа впервые принял в Ватикане делегацию Всемирного еврейского конгресса (ВЕК), которую призвал к усилению диалога между религиозными сообществами, который он назвал «ключом для построения общего будущего». Напомнив сказанные им ещё в июне месяце на встрече с Международным еврейским комитетом за межрелигиозные организации слова, что «христианин не может быть антисемитом», он добавил: «чтобы быть хорошим христианином, необходимо понимать иудейскую историю и традиции», так как «у иудеев и христиан одни и те же корни». И опять не нашлось никого, кто, понимая иудейскую историю и зная о корнях иудаизма, напомнил бы папе Франциску слова Господа Иисуса Христа, сказанные иудеям: «...если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего! Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 42-44).
Вместо этих слов на встрече прозвучали другие слова, сказанные президентом ВЕК Рональдом С. Лаудером, заявившим, что «никогда, начиная с 2000 г., отношения между Католической церковью и еврейским народом не были такими хорошими. Деятельность сменявших друг друга пап в течение 5 последних десятилетий способствовала преодолению многих предрассудков. Это помогает нам теперь работать вместе в защиту религиозной свободы повсюду, где она находится под угрозой и о каком бы сообществе ни шла речь».
Укреплению иудейско-католических связей приобретает особое значение в свете активизации образовательной деятельности иудеев и католиков в России. Тем более, что Лаудер, чьё общее состояние оценивается в 2,5 млрд. долл., ещё в прошлом году вошёл в бюро президиума Российского еврейского конгресса (РЕК) и принял решение аккумулировать в структурах РЕК все средства, которые он расходует на благотворительные и образовательные цели в России (спонсированием еврейского образования в Восточной Европе и бывшем СССР он занимается с 1997 г.). Суммарное состояние первых лиц РЕК (Михаил Фридман, Герман Захарьяев, Михаил Мирилашвили и др.) составляет более ста миллиардов долларов.
Тогда же, в сентябре, итальянская газета La Repubblica опубликовала письмо папы, в котором он подтвердил близость иудеев и католиков, подчеркнув, что «иудеи до сих пор остаются для нас священным корнем, из которого вырос Иисус» и что «Бог никогда не изменял Своей верности завету с Израилем». В своём недавнем обращении к иудеям, он, как это принято со времён Иоанна ХХIII назвал их «старшим братом».
В декабре 2006 г. «старший брат» понтифика, в лице высшего законодательного органа консервативного иудаизма, центрального течения во всемирном иудаизме, проголосовал за то, чтобы разрешить гомосексуалистам посвящение в сан раввина и заключение однополых союзов. В другой (реформистской) ветви иудаизма, распространённой в Соединённых Штатах, решение о легализации однополых браков и о посвящении представителей секс-меньшинств в раввины было принято ещё в марте 2000 г. на Центральной конференции американских раввинов. Однополые пары гомосексуалистов в Государстве Израиль имеют право усыновлять детей, включая детей, не являющихся биологическими родственниками ни одного из гомосексуалистов. В августе 2010 г. образовательная комиссия тель-авивского муниципалитета единогласно утвердила предложение о включении в школьную программу обучения всех городских школ обязательного курса по ознакомлению с «гей-общиной», которое вступило в силу в 2011 г. Наконец, в Израиле проводятся самые массовые и пышные гей-парады, на которых присутствует и посол США в Израиле. Тель-Авив в туристических путеводителях вышел на первое место в списке дружелюбных к «геям» городов, обогнав Амстердам и Сан-Франциско.
«Старший брат» подаёт пример, и вот уже в июле 2013 г. папа римский заявляет, что гомосексуальная ориентация не является греховной и выступает против осуждения и дискриминации «геев», подчеркнув, что им нужно помочь интегрироваться в общество. А в октябре Ватикан направил по всему миру социологический опросник, содержащий 39 пунктов, касающихся вопросов о семье, повторных браках и абортах, однополых браках, возможности усыновлении детей однополыми парами, воспитании детей в нетрадиционных семьях. Представленные в вопросах ситуации никак не укладываются в рамки католической доктрины, что вызвало разговоры в СМИ о том, что результаты опроса могут привести к изменениям в церковных правилах, что подтвердил и представитель Ватикана, заявив, что если изменения и начнутся, то будут происходить медленно (это, напомним, крайне характерно для тактики иезуитов, которые никогда не совершают резких действий). Результаты опроса буду рассмотрены на Синоде, но что с ними делать предстоит решить лично папе Франциску, который о своей позиции уже заявил: «Если человек - гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?». Эту фразу в СМИ назвали «одними из самых прочувственных и революционных слов, когда-либо произнесённых римским понтификом в отношении геев». Таким же революционным является и обращение папы римского, впервые в истории католической церкви, к общественному мнению для внесения изменений в церковные правила. При этом совершенно очевидно, что и само применение такой демократической процедуры, и содержание вопросов сами по себе уже оказывают перестроечное воздействие на сознание католиков: если сам папа спрашивает о недопустимом, насколько оно допустимо, то, значит, оно допустимо.
В этой связи всё острее встаёт вопрос: о каком единении с Ватиканом в борьбе за сохранение христианских ценностей может идти речь, если понтифик, идя по пути «старшего брата», пытается примирить католиков с содомской антицерковью?
[1] http://vaticaninsider.lastampa.it/es/en-el-mundo/dettagliospain/articolo/francesco-francis-francisco-ebrei-jews-judios-29683/
24. Ответ на 23., Иван Зайцев:
23. Ответ на 21., Вятский житель :
22. папе Франциску, который о своей позиции уже заявил: «Если человек - гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?».
21. Ответ на 20., Иван Зайцев:
20. Ответ на 19., Вятский житель :
19. Ответ на 17., Иван Зайцев:
18. Ответ на 8., Александр Б.:
17. Ответ на 13., Вятский житель :
16. Ответ на 14., Вятский житель:
15. Re: Папа римский включён в список «50 евреев года»