Спекуляция на понятиях

Зачем С.Е. Кургинян профанирует язык христианства?

Ювенальная юстиция 
0
1272
Время на чтение 9 минут

В N 54 газеты «Суть времени» лидер одноименного движения С.Е. Кургинян выступил в «Колонке главного редактора» со статьей, претендующей на формирование некоего идеологического и даже философского основания сотрудничества верующих и светских людей. Верующие здесь - это, прежде всего, православные, традиционно принимающие участие в мероприятиях «Сути времени», а светские, - конечно же, собственно члены движения «Суть времени». Однако можно считать, что данной статьей закладывается теоретическая платформа для создания широкого патриотического фронта с «Сутью времени» как системообразующим центром. Сегодня такой фронт без верующих людей создать нельзя.

Статья называется «Враг человечества». С.Е. Кургинян хорошо понимает, что объединяться проще против кого-либо, чем за что-либо. У православных и адептов СССР 2.0 слишком разные представления о том, что в жизни главное и, соответственно, каким должно быть будущее нашей страны. Поэтому объединиться всерьёз «за» явно не получится. А терять уже сложившееся взаимодействие с православными жалко - это значит ослабить свой потенциал. Взаимодействие у «Сути времени» с православной общественностью возникло по конкретному поводу - в борьбе с ювенальной юстицией. Общий враг обнаружился. Но ситуативное сотрудничество не вполне удовлетворительно. «Соратники по случаю» неизбежно воспринимаются как случайные попутчики, необходимо же крепить ряды и расширять базу движения. А как тут расширишь, когда в СССР базовой идеологией был атеизм и основная масса реставраторов советского прошлого это нерелигиозные и даже антирелигиозные люди? Надо объяснить, прежде всего, своим, членам движения, почему они должны работать в одной упряжке плечом к плечу с православными. Для этого ситуативный враг возводится в роль Врага с большой буквы, врага как такового, врага «по естеству».

Вот как это делается. Цитирую статью.

«Без разговора о Духе и о враге человечества никакой глубокий диалог между разными мировоззренческими сообществами невозможен в принципе.

<...>

...Источник онтологической беды (миллионы квадратных километров - не гектаров, а квадратных километров! - на которых теперь произрастают не сельскохозяйственные злаки, а сорные деревья - это ли не беда?) лежит за пределами онтологии. А что находится за пределами онтологии? Метафизика.

То есть то, что мы - и люди светские, и люди верующие - тем или иным образом соотносим с глубочайшим, сложнейшим понятием «дух». Дух народа нашего (а всех нас называют русскими), тот самый дух, о котором сказано Пушкиным: »Там русский дух... там Русью пахнет», подорван тем, что происходило на протяжении последней четверти века.

<...>

Излечившись духовно, Россия может восстать, как Феникс из пепла. <...> Погрузившись на глубину и причастившись тайн, мы обнаруживаем тождество двух на первый взгляд очень разных явлений. Восстание Феникса из пепла - и революционное восстание.

7 ноября 1917 года произошло революционное восстание, оно же Великая Октябрьская социалистическая революция. В результате уже превращенная в прах Россия восстала из пепла, как Феникс. Восстало и нечто большее - глобальное историческое гуманистическое начало. То начало, без которого нет и не может быть человечества в подлинном смысле слова. То начало, которое давно мечтает извести на корню некий враг, посягающий время от времени не только на Россию, но и на человечество.

Что же это за враг? И имеет ли право светский человек говорить не только о духе, но и о враге человечества?

<...>

...Враг человечества должен быть реален донельзя. Что он должен быть соткан из плоти и крови. И явлен нам прямо, а не косвенно. Нам нужно не дыхание чего-то враждебного, позволяющее говорить: «Раз нечто дышит, то должен же быть и тот, кто дышит, то есть враг человечества?»

Нам нужен сам этот враг, явленный не как абстрактная гипотеза, а как экспериментальная и в этом смысле несомненная данность. В 1933-м и особенно в 1941-м этот враг был нам явлен не в качестве абстракции, а в качестве того, что соткано из плоти и крови - в виде бесноватого нацистского лидера и его темной орды.

Что позволяет нам сейчас говорить о том, что враг вторгся в мир? Что он не шлет невесть откуда какие-то тонкие месседжи, а топчет своими сапогами то, что нам дорого?

Может быть, кому-нибудь это покажется странным, но на самом деле наиболее грубым, осязаемым и несомненным действием врага человечества является его посягательства на семью. То есть ювенальная юстиция в разных ее обличиях.

<...>

надо увидеть этот лик. И надо уловить смрад этого мертвого духа. Только тогда возникнет необходимая нам мобилизация, способная спасти человечество и воскресить Отечество наше

Прошу прощения за большую цитату, но теперь всё самое важное у нас перед глазами. Почему мимо этой статьи нельзя пройти? Потому что в ней совершается опасная семантическая подмена. Именно на эту статью «Суть времени» будет опираться, выстраивая свои отношения с православными, - задача для «Сути времени» немаловажная, а это значит, что представления, заложенные в данной статье, будут активно использоваться и распространяться в публичном пространстве.

Пока Кургинян занимался защитой достижений СССР и чистой политикой, его позиция выглядела не хуже других. Патриотическая ориентация «Сути времени», критика безобразий современного капитализма, открытость навстречу традиционному сознанию воспринимались непредубежденными людьми, как правило, положительно. Но то, что прорывается в данной статье (а что-то подобное можно было обнаружить в текстах Кургиняна и раньше), способно нанести существенный вред. Если человек настроен патриотически и сочувствует борьбе за социальную справедливость, он легко усвоит из данного материала вещи, прямого отношения к политике не имеющие. Кургинян здесь далеко выходит за рамки социальной идеологии и вторгается в понятия сугубо мировоззренческие. Фактически он даёт своё понимание духовности. И эта духовность - отнюдь не христианская.

Кургинян в Христа как в Господа не верит. И Бог для него в лучшем случае - абстрактная философская концепция. Поэтому духовность у него оказывается духовностью без Бога. Понятие выворачивается наизнанку, извращается. Он говорит о враге человечества, метафизике, Духе - но в применении к тому, что происходит с людьми и исключительно между людей.

Кургинян начинает с противопоставления онтологии и метафизики. Онтология - это учение о сущем. Метафизика - учение о сверхчувствительных принципах бытия, о том, что не вытекает непосредственно из чувственного восприятия. Для религиозного сознания данные области философии неизбежно должны пересекаться, поскольку Бог и есть подлинно сущее, а значит, изучая основы бытия, нельзя обойтись без метафизики. Для Кургиняна онтология сводится к явленному бытию. Зарастающая пашня для него - онтологическое бедствие. Что это бедствие - несомненно, но только оно является следствием, а не причиной, оно представляет собой пример воздействия действительно онтологических изменений - утраты локальности бытия, когда человек лишается привычной бытийной (культурной) привязки к конкретной территории, социуму, народу, в конце концов. Объявляя сворачивание сельскохозяйственной деятельности онтологической бедой, Кургинян обрезает картинку, и подлинные причины уже оказываются за гранью анализа.

Таким образом, Кургинян приземляет, профанирует онтологию. Вроде бы, у него остается еще метафизика, которая начинается там, где онтология заканчивается. Но вместе с онтологией заканчивается и сущее. К метафизике у Кургиняна относится дух. Он пишет его порою с большой буквы, однако это «глубочайшее, сложнейшее» понятие является в его системе координат лишь некой проекцией бытия на сферу идеального. Если у Платона материальные предметы были только тенью идей, то у Кургиняна (как и у любого материалиста) наоборот: всё идеальное - это лишь некоторое отражение в сознании (личном или общественном) явлений и событий материального мира. Кургинян современен, поэтому он не чурается понятия «метафизика». Но предмет в его метафизике - не более чем удобный для описания происходящего операнд, некий искусственный конструкт, с которым можно совершать интеллектуальные действия.

Этим объясняется специфика кургиняновского разговора о духе. К собственно духовному доступа из мировоззрения Кургиняна нет, что такое настоящая духовная жизнь его философия сказать не может. Поэтому в качестве духовности нам предлагается некий эрзац, не личное, а социальное действие. В отличие от прямого действия, «духовное» в координатах, заданных Кургиняном, относится к надстройке в марксовой терминологии - это некоторые убеждения, взгляды и т.п. Поэтому когда Кургинян говорит о необходимости духовного «излечения», это следует читать как призыв к идеологической перестройке и только. И не удивительно, что возрождение России («восстание из пепла») Кургинян ставит в один ряд с революцией. Для него революционное восстание было в значительной степени актом духовным, так как привело к социальному развороту идеологии и публичного дискурса. Бездну, разверзшуюся в душах людей в результате выплеска стихийного чувства и осознания эффективности решения простейших проблем с помощью грубой силы, Кургинян не видит, а потому катастрофичности революции понять не может.

Но самое страшное, что своё ложное понимание духовности он сознательно иллюстрирует словами, принадлежащими языку христианства.

Он пишет о том, установление тождества возрождения и революции обнаруживается после «причащения тайн». Это - семантическая мимикрия, подделка за гранью морально допустимого.

Он использует уже довольно устоявшийся оборот «воскресение Отечества», - казалось бы, правильные слова. Но для Кургиняна воскресение Отечества исчерпывается социальной реальностью. Говоря о воскресении, он ворует наше слово и обрезает в его семантике самое главное. Это - профанация языка.

То же самое происходит и когда он обращается к теме врага. Кургиняну мало классового врага. Что, в общем, понятно: структура современного общества не знает жесткого разделения на классы, поэтому образом классового врага особо не напугаешь. А надо именно напугать, так как конечная цель всей кургиняновской риторики - мобилизация масс. Не прочувствовав угрозы, не задумаешься о сопротивлении. Врагами народа современного человека также не проймёшь. Было уже. На национальный момент особо не понажимаешь: воссоздавая СССР, никак не обойтись без возвращения к советскому народу, а советский народ - наднациональная категория. Но вот из христианского словаря удалось выхватить - враг человечества. Это для светского уха звучит ново и сильно. В истории один враг человечества уже был - гитлеризм. Нужно найти ему современный аналог. И поскольку в последнее время особенно заострилась проблема ювенальной юстиции, ювенальная юстиция торжественно назначается на роль такого врага.

И нельзя сказать, что к тому нет оснований. Ювенальная юстиция является важной составляющей строящегося нового мирового порядка. Грядущий глобальный неототалитаризм, пытающийся закрепиться в будущем нашей страны с помощью контроля над детьми, действительно выглядит страшно. От него разит инфернальным духом, и человечеству не поздоровится, если он окончательно восторжествует. Всё так, с ювенальной юстицией надо бороться. Это действительно страшный враг.

Но когда ювенальная юстиция объявляется «тем самым», подлинным врагом человечества опять происходит семантическая подмена. Истинный враг человечества - дьявол. Он искони воюет с нами, пытаясь заполучить душу каждого из людей. Ему требуется духовная победа, победа внутри нас, а социальная победа в этой перспективе имеет второстепенное значение - как внешнее условие нашего внутреннего порабощения. Если мы будем считать, что враг действует лишь в социальном, мы пропустим его самый главный удар. Фактически, Кургинян, объявляя ювенальную юстицию врагом человечества, утверждает, что дьявола нет.

Такая же подмена совершается и со спасением. Согласно Кургиняну спасение человечества - это победа над врагом, а если враг ювенальная юстиция, то, победив ювенальную юстицию, мы спасем человечество и воскресим Россию. Конечно, Кургинян не столь наивен; скорее всего, под ювенальной юстицией в этом логическом ходе следует понимать весь глобальный тоталитаризм. Ювенальная юстиция - лишь одна из голов дракона. Но спасение человечества по Кургиняну, безусловно, социальное действие. И целиком принадлежит будущему. Основание же для спасения - мобилизация патриотических сил, то есть исключительно действия людей. Всё ограничивается горизонтом земной истории, человеческим миром.

Для нерелигиозного человека такая картина типична. Не веруя в Бога, сложно принять и реальность дьявола. Не веруя во Христа, невозможно понять, что такое спасение. Так стоит ли предъявлять претензии к Кургиняну? Стоит. Он ворует и профанирует наш православный язык, увеличивая сумбур в головах светских людей. А светские люди не все неверующие, есть интуитивно верующие, ещё толком не разобравшиеся, что христианства без Церкви не бывает. И вот в такие головы закладываются неверные семантические связи и обрезанные, извращенные понятия. В результате путь таких людей к истине оказывается излишне отягощен. От центрирования на социальном избавляться всегда тяжело и мучительно, а кое-кто, наглотавшись подобных квазидуховных понятий, к настоящей духовной жизни прорваться так и не сможет.

Если Кургинян позиционирует себя как светского человека, ему следовало бы оставаться в рамках классического социального дискурса, а не пытаться адаптировать под себя христианскую лексику. Обычно подобным словарным воровством занимаются секты, пытающиеся встроиться в ряд религиозных традиций. А деятельность сект инспирируется дьяволом. Не стоит «Сути времени» давать повод интерпретировать свою деятельность как сектостроительство, тем более, если сотрудничество с православными есть открытая стратегическая линия, а не коварный обманный маневр по наущению истинного врага человечества.

За лексикой надо следить.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

27. Re: Спекуляция на понятиях

О подлинном происхождении истинной морали: http://www.proza.ru/2013/01/15/939

26. Ответ на 25., Иван Зайцев:

Кургинян не оригинален.

Когда идеологический враг, который позиционирует себя в качестве такового - то есть идеологического врага, не испытывает почтения к твоей традиции и пренебрегает принятыми в ней понятиями, это не вызывает разночтений. Враг и есть враг, чего от него ждать. Другое дело, когда человек, постулирующий сотрудничество с твоей традицией, деформирует её основные моменты... Тут наступает некое недоумение. Как к этому относиться? Промолчать и сделать вид, что ничего не случилось? В принципе, так обычно и делается, а в результате деформация накапливается в близкой тебе среде, что гораздо более опасно, нежели, чем потуги исказить истину открытого врага.
Андрей Карпов / 27.11.2013, 10:44

25. Ответ на 19., Андрей Карпов :

Придираться к метафорам - занятие странное.В том-то и дело, что враг человечества для Кургиняна метафора (как и воскресение, и спасение человечества, и дух), а для нас реальность. Тут одно из двух: либо ты используешь эти понятия как подобает, то есть в церковной традиции, либо не трогаешь вообще. Иначе получается порча языка. Кургинян вольно или невольно заземляет тему:вместо онтологии - события материального мира;вместо метафизики - гносеология;вместо духовной позиции - идеологическая;вместо духовной борьбы - социальная борьба;вместо дьявола - его приспешники-люди. Вместо объемной реальности мы получаем плоскость. Если мы смиримся с таким обрезанием, то утратим подлинное понимание бытия, данное нам Церковью. Мы даже не можем сказать Кургиняну: мы думаем так, а вы думайте иначе, потому что это будет погрешением истины. Мы, как члены Церкви, должны свидетельствовать, что данные понятия нельзя подавать в другом контексте, нельзя превращать в метафоры. Они - действительно отражают реальность и мы знаем, как.

Кургинян или вcе же Фейербах- Энгельс и т.д Явление лучше разоблачать, обращаясь к его истокам. Кургинян не оригинален.
Иван Зайцев / 27.11.2013, 09:50

24. Ответ на 21., Андрей Карпов :

требуется целый цикл, или целое направление ярких и убедительных статей одного или разных авторов,Уже понял. Действительно, необходима специальная статья посвященная этой опасности, безотносительно к Кургиняну.

В сравнении с тем, какое изменение смысла в связанные с религией и духовностью слова бы внесено в советские словари и советское их использование - кургиняны полная мелочь. Просто верная заветам "красной пролетарской профессуры"
Иван Зайцев / 27.11.2013, 09:45

23. Re: Спекуляция на понятиях

Андрей, я что-то не понял - сугубо формально-логически - кто на ком стоял? "В том-то и дело, что враг человечества для Кургиняна метафора (как и воскресение, и спасение человечества, и дух), а для нас реальность." и прежде - "вместо онтологии - события материального мира; вместо метафизики - гносеология; вместо духовной позиции - идеологическая; вместо духовной борьбы - социальная борьба; вместо дьявола - его приспешники-люди. Вместо объемной реальности мы получаем плоскость." Куда феноменология делась то - или куда её девать? Или - куда от неё деваться?
Лебядкин / 27.11.2013, 07:35

22. Ответ на 10., Бондарев Игорь:

Вообще у нас у всех один общий враг - модерн. Потому,что модерн разделил истину. На две правды,и поменял их местами.И та правда,которая должна служить - стала господствовать. И таким образом появилась одна правда.Правда подчинения правды.Диктат правды. Материя и дух - две правды. Материю Бог одобрил в завете Радуги...

Скорее модерн создал и постоянно проповедует свою правду, как и в случае с Кургиняном. А Истину разделить невозможно, ни убавить от Нее, ни прибавить к Ней. Не стоит и Вам своим самомнением (правдой) подменять Истину.
Ёжик / 26.11.2013, 07:55

21. Ответ на 17., Лебядкин:

требуется целый цикл, или целое направление ярких и убедительных статей одного или разных авторов,

Уже понял. Действительно, необходима специальная статья посвященная этой опасности, безотносительно к Кургиняну.
Андрей Карпов / 24.11.2013, 17:03

20. Ответ на 18., Лесничий А.Л.:

бсолютизируете форму в ущерб содержанию или концентрируетесь на частностях и игнорируете целое.

Не согласен. Просто мы с Вами говорим о разном содержании. Вы - о практическом, а я, как культуролог, пекусь о символической стороне дела. Практические ошибки менее опасны, а повреждение понятий имеет и более обширные и более долгие последствия.
Андрей Карпов / 24.11.2013, 17:01

19. Ответ на 16., К.Коват:

Придираться к метафорам - занятие странное.

В том-то и дело, что враг человечества для Кургиняна метафора (как и воскресение, и спасение человечества, и дух), а для нас реальность. Тут одно из двух: либо ты используешь эти понятия как подобает, то есть в церковной традиции, либо не трогаешь вообще. Иначе получается порча языка. Кургинян вольно или невольно заземляет тему: вместо онтологии - события материального мира; вместо метафизики - гносеология; вместо духовной позиции - идеологическая; вместо духовной борьбы - социальная борьба; вместо дьявола - его приспешники-люди. Вместо объемной реальности мы получаем плоскость. Если мы смиримся с таким обрезанием, то утратим подлинное понимание бытия, данное нам Церковью. Мы даже не можем сказать Кургиняну: мы думаем так, а вы думайте иначе, потому что это будет погрешением истины. Мы, как члены Церкви, должны свидетельствовать, что данные понятия нельзя подавать в другом контексте, нельзя превращать в метафоры. Они - действительно отражают реальность и мы знаем, как.
Андрей Карпов / 24.11.2013, 16:59

18. Ответ на 4., Андрей Карпов:

Вы говорите языком внешнего наблюдателя. Есть два множества А и Б (верующие и неверующие). И у них местами совпадают характеристики... А проблема в том, что истина только у верующих...

Истина только у верующих? Нет, Андрей. Подобные мысли есть порождение глубоко укоренившегося секуляризма. Истина в Церкви, потому что Церковь есть Богочеловеческий организм во главе со Христом и Им освещаются верующие и от Него Истина. А про отдельного верующего или даже нескольких, или даже многих однозначно ничего сказать нельзя. Я пишу об этом, потому что Вы часто абсолютизируете форму в ущерб содержанию или концентрируетесь на частностях и игнорируете целое. Поэтому дискуссия с Вами практически невозможна, т.к. Вы в случае чего прячетесь за форму. Ваша попытка анализа статьи С.Е.Кургиняна представляет собой цепляние к деталям с далеко идущими выводами и игнорированием сущности.
Лесничий А.Л. / 24.11.2013, 14:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Ювенальная юстиция
Все статьи темы
Последние комментарии
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
16.04.2024 21:09
На картошку!
Новый комментарий от В.Р.
16.04.2024 20:29
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
16.04.2024 20:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 20:13
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:24
Самоходный самокат и его враги
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:15
В поисках подковы
Новый комментарий от Хлебников_317
16.04.2024 18:50