Спекуляция на понятиях

Зачем С.Е. Кургинян профанирует язык христианства?

Ювенальная юстиция 
0
1287
Время на чтение 9 минут

В N 54 газеты «Суть времени» лидер одноименного движения С.Е. Кургинян выступил в «Колонке главного редактора» со статьей, претендующей на формирование некоего идеологического и даже философского основания сотрудничества верующих и светских людей. Верующие здесь - это, прежде всего, православные, традиционно принимающие участие в мероприятиях «Сути времени», а светские, - конечно же, собственно члены движения «Суть времени». Однако можно считать, что данной статьей закладывается теоретическая платформа для создания широкого патриотического фронта с «Сутью времени» как системообразующим центром. Сегодня такой фронт без верующих людей создать нельзя.

Статья называется «Враг человечества». С.Е. Кургинян хорошо понимает, что объединяться проще против кого-либо, чем за что-либо. У православных и адептов СССР 2.0 слишком разные представления о том, что в жизни главное и, соответственно, каким должно быть будущее нашей страны. Поэтому объединиться всерьёз «за» явно не получится. А терять уже сложившееся взаимодействие с православными жалко - это значит ослабить свой потенциал. Взаимодействие у «Сути времени» с православной общественностью возникло по конкретному поводу - в борьбе с ювенальной юстицией. Общий враг обнаружился. Но ситуативное сотрудничество не вполне удовлетворительно. «Соратники по случаю» неизбежно воспринимаются как случайные попутчики, необходимо же крепить ряды и расширять базу движения. А как тут расширишь, когда в СССР базовой идеологией был атеизм и основная масса реставраторов советского прошлого это нерелигиозные и даже антирелигиозные люди? Надо объяснить, прежде всего, своим, членам движения, почему они должны работать в одной упряжке плечом к плечу с православными. Для этого ситуативный враг возводится в роль Врага с большой буквы, врага как такового, врага «по естеству».

Вот как это делается. Цитирую статью.

«Без разговора о Духе и о враге человечества никакой глубокий диалог между разными мировоззренческими сообществами невозможен в принципе.

<...>

...Источник онтологической беды (миллионы квадратных километров - не гектаров, а квадратных километров! - на которых теперь произрастают не сельскохозяйственные злаки, а сорные деревья - это ли не беда?) лежит за пределами онтологии. А что находится за пределами онтологии? Метафизика.

То есть то, что мы - и люди светские, и люди верующие - тем или иным образом соотносим с глубочайшим, сложнейшим понятием «дух». Дух народа нашего (а всех нас называют русскими), тот самый дух, о котором сказано Пушкиным: »Там русский дух... там Русью пахнет», подорван тем, что происходило на протяжении последней четверти века.

 

<...>

Излечившись духовно, Россия может восстать, как Феникс из пепла. <...> Погрузившись на глубину и причастившись тайн, мы обнаруживаем тождество двух на первый взгляд очень разных явлений. Восстание Феникса из пепла - и революционное восстание.

 

7 ноября 1917 года произошло революционное восстание, оно же Великая Октябрьская социалистическая революция. В результате уже превращенная в прах Россия восстала из пепла, как Феникс. Восстало и нечто большее - глобальное историческое гуманистическое начало. То начало, без которого нет и не может быть человечества в подлинном смысле слова. То начало, которое давно мечтает извести на корню некий враг, посягающий время от времени не только на Россию, но и на человечество.

Что же это за враг? И имеет ли право светский человек говорить не только о духе, но и о враге человечества?

<...>

...Враг человечества должен быть реален донельзя. Что он должен быть соткан из плоти и крови. И явлен нам прямо, а не косвенно. Нам нужно не дыхание чего-то враждебного, позволяющее говорить: «Раз нечто дышит, то должен же быть и тот, кто дышит, то есть враг человечества?»

Нам нужен сам этот враг, явленный не как абстрактная гипотеза, а как экспериментальная и в этом смысле несомненная данность. В 1933-м и особенно в 1941-м этот враг был нам явлен не в качестве абстракции, а в качестве того, что соткано из плоти и крови - в виде бесноватого нацистского лидера и его темной орды.

Что позволяет нам сейчас говорить о том, что враг вторгся в мир? Что он не шлет невесть откуда какие-то тонкие месседжи, а топчет своими сапогами то, что нам дорого?

Может быть, кому-нибудь это покажется странным, но на самом деле наиболее грубым, осязаемым и несомненным действием врага человечества является его посягательства на семью. То есть ювенальная юстиция в разных ее обличиях.

<...>

надо увидеть этот лик. И надо уловить смрад этого мертвого духа. Только тогда возникнет необходимая нам мобилизация, способная спасти человечество и воскресить Отечество наше

 

Прошу прощения за большую цитату, но теперь всё самое важное у нас перед глазами. Почему мимо этой статьи нельзя пройти? Потому что в ней совершается опасная семантическая подмена. Именно на эту статью «Суть времени» будет опираться, выстраивая свои отношения с православными, - задача для «Сути времени» немаловажная, а это значит, что представления, заложенные в данной статье, будут активно использоваться и распространяться в публичном пространстве.

Пока Кургинян занимался защитой достижений СССР и чистой политикой, его позиция выглядела не хуже других. Патриотическая ориентация «Сути времени», критика безобразий современного капитализма, открытость навстречу традиционному сознанию воспринимались непредубежденными людьми, как правило, положительно. Но то, что прорывается в данной статье (а что-то подобное можно было обнаружить в текстах Кургиняна и раньше), способно нанести существенный вред. Если человек настроен патриотически и сочувствует борьбе за социальную справедливость, он легко усвоит из данного материала вещи, прямого отношения к политике не имеющие. Кургинян здесь далеко выходит за рамки социальной идеологии и вторгается в понятия сугубо мировоззренческие. Фактически он даёт своё понимание духовности. И эта духовность - отнюдь не христианская.

Кургинян в Христа как в Господа не верит. И Бог для него в лучшем случае - абстрактная философская концепция. Поэтому духовность у него оказывается духовностью без Бога. Понятие выворачивается наизнанку, извращается. Он говорит о враге человечества, метафизике, Духе - но в применении к тому, что происходит с людьми и исключительно между людей.

Кургинян начинает с противопоставления онтологии и метафизики. Онтология - это учение о сущем. Метафизика - учение о сверхчувствительных принципах бытия, о том, что не вытекает непосредственно из чувственного восприятия. Для религиозного сознания данные области философии неизбежно должны пересекаться, поскольку Бог и есть подлинно сущее, а значит, изучая основы бытия, нельзя обойтись без метафизики. Для Кургиняна онтология сводится к явленному бытию. Зарастающая пашня для него - онтологическое бедствие. Что это бедствие - несомненно, но только оно является следствием, а не причиной, оно представляет собой пример воздействия действительно онтологических изменений - утраты локальности бытия, когда человек лишается привычной бытийной (культурной) привязки к конкретной территории, социуму, народу, в конце концов. Объявляя сворачивание сельскохозяйственной деятельности онтологической бедой, Кургинян обрезает картинку, и подлинные причины уже оказываются за гранью анализа.

Таким образом, Кургинян приземляет, профанирует онтологию. Вроде бы, у него остается еще метафизика, которая начинается там, где онтология заканчивается. Но вместе с онтологией заканчивается и сущее. К метафизике у Кургиняна относится дух. Он пишет его порою с большой буквы, однако это «глубочайшее, сложнейшее» понятие является в его системе координат лишь некой проекцией бытия на сферу идеального. Если у Платона материальные предметы были только тенью идей, то у Кургиняна (как и у любого материалиста) наоборот: всё идеальное - это лишь некоторое отражение в сознании (личном или общественном) явлений и событий материального мира. Кургинян современен, поэтому он не чурается понятия «метафизика». Но предмет в его метафизике - не более чем удобный для описания происходящего операнд, некий искусственный конструкт, с которым можно совершать интеллектуальные действия.

Этим объясняется специфика кургиняновского разговора о духе. К собственно духовному доступа из мировоззрения Кургиняна нет, что такое настоящая духовная жизнь его философия сказать не может. Поэтому в качестве духовности нам предлагается некий эрзац, не личное, а социальное действие. В отличие от прямого действия, «духовное» в координатах, заданных Кургиняном, относится к надстройке в марксовой терминологии - это некоторые убеждения, взгляды и т.п. Поэтому когда Кургинян говорит о необходимости духовного «излечения», это следует читать как призыв к идеологической перестройке и только. И не удивительно, что возрождение России («восстание из пепла») Кургинян ставит в один ряд с революцией. Для него революционное восстание было в значительной степени актом духовным, так как привело к социальному развороту идеологии и публичного дискурса. Бездну, разверзшуюся в душах людей в результате выплеска стихийного чувства и осознания эффективности решения простейших проблем с помощью грубой силы, Кургинян не видит, а потому катастрофичности революции понять не может.

Но самое страшное, что своё ложное понимание духовности он сознательно иллюстрирует словами, принадлежащими языку христианства.

Он пишет о том, установление тождества возрождения и революции обнаруживается после «причащения тайн». Это - семантическая мимикрия, подделка за гранью морально допустимого.

Он использует уже довольно устоявшийся оборот «воскресение Отечества», - казалось бы, правильные слова. Но для Кургиняна воскресение Отечества исчерпывается социальной реальностью. Говоря о воскресении, он ворует наше слово и обрезает в его семантике самое главное. Это - профанация языка.

То же самое происходит и когда он обращается к теме врага. Кургиняну мало классового врага. Что, в общем, понятно: структура современного общества не знает жесткого разделения на классы, поэтому образом классового врага особо не напугаешь. А надо именно напугать, так как конечная цель всей кургиняновской риторики - мобилизация масс. Не прочувствовав угрозы, не задумаешься о сопротивлении. Врагами народа современного человека также не проймёшь. Было уже. На национальный момент особо не понажимаешь: воссоздавая СССР, никак не обойтись без возвращения к советскому народу, а советский народ - наднациональная категория. Но вот из христианского словаря удалось выхватить - враг человечества. Это для светского уха звучит ново и сильно. В истории один враг человечества уже был - гитлеризм. Нужно найти ему современный аналог. И поскольку в последнее время особенно заострилась проблема ювенальной юстиции, ювенальная юстиция торжественно назначается на роль такого врага.

И нельзя сказать, что к тому нет оснований. Ювенальная юстиция является важной составляющей строящегося нового мирового порядка. Грядущий глобальный неототалитаризм, пытающийся закрепиться в будущем нашей страны с помощью контроля над детьми, действительно выглядит страшно. От него разит инфернальным духом, и человечеству не поздоровится, если он окончательно восторжествует. Всё так, с ювенальной юстицией надо бороться. Это действительно страшный враг.

Но когда ювенальная юстиция объявляется «тем самым», подлинным врагом человечества опять происходит семантическая подмена. Истинный враг человечества - дьявол. Он искони воюет с нами, пытаясь заполучить душу каждого из людей. Ему требуется духовная победа, победа внутри нас, а социальная победа в этой перспективе имеет второстепенное значение - как внешнее условие нашего внутреннего порабощения. Если мы будем считать, что враг действует лишь в социальном, мы пропустим его самый главный удар. Фактически, Кургинян, объявляя ювенальную юстицию врагом человечества, утверждает, что дьявола нет.

Такая же подмена совершается и со спасением. Согласно Кургиняну спасение человечества - это победа над врагом, а если враг ювенальная юстиция, то, победив ювенальную юстицию, мы спасем человечество и воскресим Россию. Конечно, Кургинян не столь наивен; скорее всего, под ювенальной юстицией в этом логическом ходе следует понимать весь глобальный тоталитаризм. Ювенальная юстиция - лишь одна из голов дракона. Но спасение человечества по Кургиняну, безусловно, социальное действие. И целиком принадлежит будущему. Основание же для спасения - мобилизация патриотических сил, то есть исключительно действия людей. Всё ограничивается горизонтом земной истории, человеческим миром.

Для нерелигиозного человека такая картина типична. Не веруя в Бога, сложно принять и реальность дьявола. Не веруя во Христа, невозможно понять, что такое спасение. Так стоит ли предъявлять претензии к Кургиняну? Стоит. Он ворует и профанирует наш православный язык, увеличивая сумбур в головах светских людей. А светские люди не все неверующие, есть интуитивно верующие, ещё толком не разобравшиеся, что христианства без Церкви не бывает. И вот в такие головы закладываются неверные семантические связи и обрезанные, извращенные понятия. В результате путь таких людей к истине оказывается излишне отягощен. От центрирования на социальном избавляться всегда тяжело и мучительно, а кое-кто, наглотавшись подобных квазидуховных понятий, к настоящей духовной жизни прорваться так и не сможет.

Если Кургинян позиционирует себя как светского человека, ему следовало бы оставаться в рамках классического социального дискурса, а не пытаться адаптировать под себя христианскую лексику. Обычно подобным словарным воровством занимаются секты, пытающиеся встроиться в ряд религиозных традиций. А деятельность сект инспирируется дьяволом. Не стоит «Сути времени» давать повод интерпретировать свою деятельность как сектостроительство, тем более, если сотрудничество с православными есть открытая стратегическая линия, а не коварный обманный маневр по наущению истинного врага человечества.

За лексикой надо следить.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

27. Re: Спекуляция на понятиях

О подлинном происхождении истинной морали: http://www.proza.ru/2013/01/15/939

26. Ответ на 25., Иван Зайцев:

Кургинян не оригинален.

Когда идеологический враг, который позиционирует себя в качестве такового - то есть идеологического врага, не испытывает почтения к твоей традиции и пренебрегает принятыми в ней понятиями, это не вызывает разночтений. Враг и есть враг, чего от него ждать. Другое дело, когда человек, постулирующий сотрудничество с твоей традицией, деформирует её основные моменты... Тут наступает некое недоумение. Как к этому относиться? Промолчать и сделать вид, что ничего не случилось? В принципе, так обычно и делается, а в результате деформация накапливается в близкой тебе среде, что гораздо более опасно, нежели, чем потуги исказить истину открытого врага.
Андрей Карпов / 27.11.2013, 10:44

25. Ответ на 19., Андрей Карпов :

Придираться к метафорам - занятие странное.В том-то и дело, что враг человечества для Кургиняна метафора (как и воскресение, и спасение человечества, и дух), а для нас реальность. Тут одно из двух: либо ты используешь эти понятия как подобает, то есть в церковной традиции, либо не трогаешь вообще. Иначе получается порча языка. Кургинян вольно или невольно заземляет тему:вместо онтологии - события материального мира;вместо метафизики - гносеология;вместо духовной позиции - идеологическая;вместо духовной борьбы - социальная борьба;вместо дьявола - его приспешники-люди. Вместо объемной реальности мы получаем плоскость. Если мы смиримся с таким обрезанием, то утратим подлинное понимание бытия, данное нам Церковью. Мы даже не можем сказать Кургиняну: мы думаем так, а вы думайте иначе, потому что это будет погрешением истины. Мы, как члены Церкви, должны свидетельствовать, что данные понятия нельзя подавать в другом контексте, нельзя превращать в метафоры. Они - действительно отражают реальность и мы знаем, как.

Кургинян или вcе же Фейербах- Энгельс и т.д Явление лучше разоблачать, обращаясь к его истокам. Кургинян не оригинален.
Иван Зайцев / 27.11.2013, 09:50

24. Ответ на 21., Андрей Карпов :

требуется целый цикл, или целое направление ярких и убедительных статей одного или разных авторов,Уже понял. Действительно, необходима специальная статья посвященная этой опасности, безотносительно к Кургиняну.

В сравнении с тем, какое изменение смысла в связанные с религией и духовностью слова бы внесено в советские словари и советское их использование - кургиняны полная мелочь. Просто верная заветам "красной пролетарской профессуры"
Иван Зайцев / 27.11.2013, 09:45

23. Re: Спекуляция на понятиях

Андрей, я что-то не понял - сугубо формально-логически - кто на ком стоял? "В том-то и дело, что враг человечества для Кургиняна метафора (как и воскресение, и спасение человечества, и дух), а для нас реальность." и прежде - "вместо онтологии - события материального мира; вместо метафизики - гносеология; вместо духовной позиции - идеологическая; вместо духовной борьбы - социальная борьба; вместо дьявола - его приспешники-люди. Вместо объемной реальности мы получаем плоскость." Куда феноменология делась то - или куда её девать? Или - куда от неё деваться?
Лебядкин / 27.11.2013, 07:35

22. Ответ на 10., Бондарев Игорь:

Вообще у нас у всех один общий враг - модерн. Потому,что модерн разделил истину. На две правды,и поменял их местами.И та правда,которая должна служить - стала господствовать. И таким образом появилась одна правда.Правда подчинения правды.Диктат правды. Материя и дух - две правды. Материю Бог одобрил в завете Радуги...

Скорее модерн создал и постоянно проповедует свою правду, как и в случае с Кургиняном. А Истину разделить невозможно, ни убавить от Нее, ни прибавить к Ней. Не стоит и Вам своим самомнением (правдой) подменять Истину.
Ёжик / 26.11.2013, 07:55

21. Ответ на 17., Лебядкин:

требуется целый цикл, или целое направление ярких и убедительных статей одного или разных авторов,

Уже понял. Действительно, необходима специальная статья посвященная этой опасности, безотносительно к Кургиняну.
Андрей Карпов / 24.11.2013, 17:03

20. Ответ на 18., Лесничий А.Л.:

бсолютизируете форму в ущерб содержанию или концентрируетесь на частностях и игнорируете целое.

Не согласен. Просто мы с Вами говорим о разном содержании. Вы - о практическом, а я, как культуролог, пекусь о символической стороне дела. Практические ошибки менее опасны, а повреждение понятий имеет и более обширные и более долгие последствия.
Андрей Карпов / 24.11.2013, 17:01

19. Ответ на 16., К.Коват:

Придираться к метафорам - занятие странное.

В том-то и дело, что враг человечества для Кургиняна метафора (как и воскресение, и спасение человечества, и дух), а для нас реальность. Тут одно из двух: либо ты используешь эти понятия как подобает, то есть в церковной традиции, либо не трогаешь вообще. Иначе получается порча языка. Кургинян вольно или невольно заземляет тему: вместо онтологии - события материального мира; вместо метафизики - гносеология; вместо духовной позиции - идеологическая; вместо духовной борьбы - социальная борьба; вместо дьявола - его приспешники-люди. Вместо объемной реальности мы получаем плоскость. Если мы смиримся с таким обрезанием, то утратим подлинное понимание бытия, данное нам Церковью. Мы даже не можем сказать Кургиняну: мы думаем так, а вы думайте иначе, потому что это будет погрешением истины. Мы, как члены Церкви, должны свидетельствовать, что данные понятия нельзя подавать в другом контексте, нельзя превращать в метафоры. Они - действительно отражают реальность и мы знаем, как.
Андрей Карпов / 24.11.2013, 16:59

18. Ответ на 4., Андрей Карпов:

Вы говорите языком внешнего наблюдателя. Есть два множества А и Б (верующие и неверующие). И у них местами совпадают характеристики... А проблема в том, что истина только у верующих...

Истина только у верующих? Нет, Андрей. Подобные мысли есть порождение глубоко укоренившегося секуляризма. Истина в Церкви, потому что Церковь есть Богочеловеческий организм во главе со Христом и Им освещаются верующие и от Него Истина. А про отдельного верующего или даже нескольких, или даже многих однозначно ничего сказать нельзя. Я пишу об этом, потому что Вы часто абсолютизируете форму в ущерб содержанию или концентрируетесь на частностях и игнорируете целое. Поэтому дискуссия с Вами практически невозможна, т.к. Вы в случае чего прячетесь за форму. Ваша попытка анализа статьи С.Е.Кургиняна представляет собой цепляние к деталям с далеко идущими выводами и игнорированием сущности.
Лесничий А.Л. / 24.11.2013, 14:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Ювенальная юстиция
Рассуждения о насилии и войне
Преодолеть психическое расстройство и укрепиться в истине всегда помогала и помогает наша православная вера
02.11.2024
Чтобы защитить будущее страны
Эксперты обсудили вопросы информационной безопасности детей и молодёжи и возможности улучшения ситуации
24.10.2024
Органы опеки против демографии
Жить на коленях, конечно, можно, но не хочется
16.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.11.2024 15:58
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
16.11.2024 13:05
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.11.2024 13:03
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
16.11.2024 12:59
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Советский недобиток
16.11.2024 12:43
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:37
О трезвомыслии, скромности и карантине
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.11.2024 10:53