«Владимир Тендряков в ХХI веке» - таков девиз межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения известного русского писателя. Она прошла в Вологде, на его родине, и привлекла внимание работников библиотек из Архангельска, Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону, Белгорода, Ярославля, Кирова и многих других регионов. Речь шла не только об актуальности творчества замечательного прозаика, драматурга, но и состоянии такой важной составляющей культуры, как библиотечное дело в России.
Когда-то в Верховажском районе Вологодчины была большая деревня Макаровская (ныне Шелотское поселение), где 5 декабря 1923 года и родился Владимир Тендряков в семье сельских интеллигентов. Вскоре они переехали в поселок Подосиновец Кировской области. Там Тендряков окончил среднюю школу, оттуда уходил на фронт. Туда же вернулся после ранения, работал школьным учителем. Знакомство с кировским писателем Аркадием Филёвым в определённой мере определило творческую судьбу Тендрякова. В 1951 году он окончил литературный институт имени М. Горького в Москве, где занимался в семинаре у Константина Паустовского, а уже с 1955 года стал профессионально работать в литературе.
Творческое наследие Владимира Федоровича Тендрякова довольно значительно. Это - повести, романы, рассказы, пьесы, публицистика. Он хотел запечатлеть в слове все стороны окружающей жизни, которую любил. И это ему в большинстве случаев удавалось.
- Он был «неудобным для власти» писателем, - вспоминала, выступая на конференции, Наталья Григорьевна Асмолова-Тендрякова, вдова прозаика. - Владимир Фёдорович постоянно испытывал на себе давление цензуры, когда публиковал что-то новое. Некоторые его произведения пришли к читателю уже после кончины автора. В семейном архиве ещё остались не опубликованными письма Тендрякова и его размышления о своём времени, о котором он отозвался весьма оригинально: «Не одному мгновению я не могу сказать: «Остановись!».
Нынче с творчеством Тендрякова можно познакомиться почти в полном объеме, начиная от ранних повестей - «Падение Ивана Чупрова», «Среди лесов», «Ненастье» и заканчивая романом «Покушение на миражи», опубликованном в 1987 году.
Как и всякий крупный и оригинальный художник, Владимир Фёдорович Тендряков не прост для восприятия. Он в какой-то мере стоит «особняком» в русской литературе второй половины ХХ века, поскольку шёл своей собственной дорогой. В чём она выражалась? Нравственные проблемы современных ему людей - вот главная, сквозная тема творчества Тендрякова. Поэтому оно сохраняет актуальность и в наши дни.
На родине писателя чтут память о нём. Более двадцати лет назад Вологодской областной юношеской библиотеке присвоили имя Владимира Федоровича Тендрякова. Именно данное учреждение культуры выступило инициатором и организатором международной конференции «Владимир Тендряков в ХХI веке» (13-16 ноября). Думаю, символично, что её открытие прошло в одном из залов юго-западной башни древнего Вологодского Кремля. Участники форума говорили не только о пропаганде творческого наследия Тендрякова, но и о проблемах, волнующих библиотечных работников. Разговор шёл о духовно-нравственном просвещении молодёжи, о развитии краеведческой деятельности библиотек, об именных библиотеках.
Директор Вологодской областной юношеской библиотеки Ольга Анфимова, в частности, отметила:
- Сегодня в Вологодской области действуют 629 библиотек, имеющих свыше 8 миллионов экземпляров книг, по этому показателю мы занимаем 1-е место в Северо-Западном регионе Российской Федерации. Библиотека остается самым доступным для всех категорий населения очагом культуры. Наши работники творчески подходят к делу, расширяют возможности для читателей, особенно молодых, установили деловые связи с юношескими библиотеками Кировограда и Луганска на Украине, Гомеля в Белоруссии, с библиотеками в Финляндии.
Поучительные, интересные доклады и сообщения прозвучали на заседаниях каждой из секций, где возникали споры, шёл обмен мнениями.
Поделюсь впечатлениями о работе секции, где обсуждали роль библиотек в духовно-нравственном просвещении молодежи. Заведующая филиалом областной юношеской библиотеки на улице Конева в Вологде Ирина Трапезникова особо подчеркнула, что просвещение молодежи строится не на «пустом месте», а имеет древнюю прочную духовную традицию. Именно на вологодской земле, которую часто называют Русской Фиваидой на Севере, возникли монастыри как центры просвещения и культуры. Здесь же существует и обширная литературная традиция, начиная от поэта Константина Батюшкова и кончая современными вологодскими авторами, с которыми у сотрудников библиотеки сложились дружеские отношения. Всё это используется в работе с молодыми читателями, число их постоянно растёт, что можно поставить в заслугу библиотеке. К примеру, в фестивале «По золотому листопаду», посвященном творчеству известной вологодской поэтессы Ольги Фокиной, приняло участие свыше 1 тысячи человек, самый малый возраст - 6 лет, а самому старшему - около 80 лет; география - от Читы до Киева. Это ещё раз показало, что, несмотря на телевидение, интернет, живое общение с книгой, со словом по-прежнему сохраняется в большей части русского народа.
О том же говорила и Галина Мариева, работница районной библиотеки в поселке Подосиновец Кировской области, который по праву считается второй родиной Владимира Тендрякова. Библиотека в поселке носит имя писателя Аркадия Филёва. Библиотекарша подробно рассказала о новых формах по привлечению читателей. Здесь даже проводят акцию под названием «Читатель с пелёнок». Работники библиотеки приходят в родильный дом и вручают новоявленным мамам книги для детей, а также и для них самих по воспитанию детей. Вся деятельность библиотеки строится под девизом: «Духовность возродит Россию!».
Большой интерес вызвало выступления Александра Пхита, библиотекаря из Ростова-на-Дону. Он озабочен проблемой: как развить в детях талант читателя? Чтобы ребёнок не просто прочитывал произведение того или иного автора, а именно сопереживал героям. Александр Семенович организовал конкурс-фестиваль «Играй-книга», который получил определённое признание у детей и взрослых в Ростове-на-Дону. Вне сомнения, его методика развития «таланта читателя» заслуживает внимания.
За последние 20 лет русская культура испытала сильное воздействие двух направлений - массовой западной культуры и эрзац-культуры внутренней, ставшей в какой-то мере порождением этой западной культуры. Резко сократилось число учреждений культуры, особенно в сельской местности. В прежние годы к жителям села приезжали артисты, писатели, были их яркие выступления. Даже художники приезжали. Даже организовывали народные картинные галереи, как, например, в тогдашнем совхозе «Пролетарский» под Вышним Волочком в Тверской области. Туда мастера кисти передавали свои работы, созданные во время пребывания на репинской Академической даче. Увы, многое из этого доброго опыта безвозвратно утеряно. По причине, думается, более всего «меркантильного духа».
Сказывается и ещё одна особенность современной культуры в России - разобщённость её пространства. Если сказать более точно, это пространство как бы разорвано на «региональные куски», то есть раздроблено. В Иркутстке, скажем, вышла книга талантливого поэта, но её невозможно приобрести в Вологде, потому что система распространения книгоиздания разрушена. Государством, конечно, разрушена. Но восстанавливать её оно почему-то упорно не хочет. И подобное происходило не только в сфере книгоиздания.
И вот на этом фоне, как не покажется странным, библиотеки России выделяются в лучшую сторону. Удерживая процесс деградации культуры, библиотеки превратились в центры, пропагандирующие классическую и современную русскую литературу, народные традиции, любовь к Родине, к русскому языку. Что еще раз и подтвердила конференция в Вологде.
Всё это заслуживает и доброго слова, и доброй поддержки.
Но поддержка, к сожалению, не всегда бывает.
Чтобы купить очередному «великому чиновнику» иномарку последней модели, областное правительство в мгновение ока находит миллионы рублей.
А на потребность библиотек в приобретении новых книг то же правительство, обычно, разводит руками: «Денег нет!». Уровень оплаты работников библиотек не выдерживает критики. Мне уже приходилось писать о том, что директор библиотеки получает примерно в 1000 раз меньше, чем руководитель региона. «А нам объясняют, - рассказывали мне библиотекари в городе Грязовце, - сокращайте работников и повышайте себе зарплаты. Куда же сокращать? Закрыть что ли сельские библиотеки?».
Надеюсь, такого не произойдет.
Тем более в 2014 году, объявленном президентом «годом культуры».
Я глубоко убежден, что библиотекари России сегодня делают для русского народа в тысячу раз больше полезного, чем чиновники, вместе взятые. Так пусть же властные хозяева хоть немного поделятся с теми, кто работает не за страх, а за совесть на ниве культуры.
Тем более, что деньги-то народные.
Геннадий САЗОНОВ, член Союза писателей России.
ВОЛОГДА, 16 ноября.