Первое, что бросилось в глаза при выходе из аэропорта Львова - это полтора десятка щитов с приветствиями на разных языках: английском, польском - на многих, кроме русского... На микроавтобусе, водителями которого было двое местных ребят, прихожан православного храма св. вмч. Георгия Победоносца, выехали на Почаев (это был канун дня памяти прп. Иова Почаевского).
Первый храм, который нам встретился на пути из аэропорта, был Вознесенский (в юрисдикции т.н. Киевского Патриархата). Начали его строить два года назад. Архитектура традиционная с элементами «гуцульского» стиля. Роспись в византийском стиле, еще не закончена. Тем не менее, как поведала нам активистка прихода, уже в ближайшую субботу ожидается приезд главы КП Филарета Денисенко, который вместе со своими восемью «архиереями» и 27 «священниками» будет «освящать» храм. Настоятель храма о. Иоанн - один из тех священников, которые в конце 80-х годов защищали собор святого Юра от захвата его униатами, а вот теперь, увы, оказался в рядах раскольников. Внутри храма три яруса балконов, на третьем ярусе располагается хор. В алтаре на горнем месте древний образ Спаса. Неподалеку от Вознесенского еще один храм Киевского патриархата - в честь Покрова.
Почаевская Лавра. Как и при первом ее посещении (еще студентом светского ВУЗа), Лавра возникла на нашем пути неожиданно, она как бы парила в облаках. Нахлынули воспоминания - ведь я был здесь послушником в течение почти года (1979-1980 гг. ). При подходе к Лавре и особенно после входа в нее бросается в глаза благоустроенность и благолепие. Всенощное бдение в канун памяти прп. Иова Почаевского проходило в новопостроенном Преображенском соборе, к которому из братского корпуса вел подземный вход. Храм построен в своеобразном «молдавском» или «румынском» стиле. Внутри он еще не закончен. Служило 11 архиереев и 60 священников. Возглавлял службу митрополит Овручский Виссарион (кстати, проповедь он говорил по-русски). На всенощном бдении кафизмы не читались (они были прочитаны после малой вечерни и акафиста). В алтаре меня сразу узнает ризничий обители о. Никон: «Вы были у нас в то время, когда здесь были о. Исаия и о. Амвросий?» Я ответил по-украински. Он: «Говорите по-русски, здесь нет националистов». О. Никон подключает меня на все важнейшие моменты всенощного бдения: вход на вечерне, полиелей, великое славословие. На службе пело три хора. Хоры сошлись на середине храма для пения догматика. Пропели мощно, без текста перед глазами. Во время перечисления имен святых на литии все священнослужители во главе с наместником митрополитом Владимиром часто крестились. Очень громко читали паремии. Протодиакон Василий зычным голосом возгласил на амвоне прокимен.
Серебряная рака с мощами Преподобного была установлена на середине храма. Рука святого была мягкой и теплой. Прошло более 350 лет со времени его кончины, сотни тысяч людей лобызали его десницу, но никаких признаков потертости не было заметно. На полиелее величание пропели два раза - один раз духовенство и один раз хор. Во время пения «Величит душа моя Господа...» все - и духовенство и молящиеся опустились на колени. После службы расположились в монастырской гостинице, в советское время в ней была психиатрическая больница. Гостиница огромна, два верхних этажа были сделаны уже после передачи больницы Лавре. После скромной трапезы читалась молитва по соглашению, в которой испрашивалась помощь Божия о возвращении монастырских зданий. Утром перед литургией около места, на котором отпечатлелась стопа Богородицы, я прочитал полунощницу по старопечатному тексту. Справа - ниша в стене, к которой ведут ступени. Здесь в течение почти года я слушал общие исповеди, которые проводил архимандрит Амвросий (Юрасов). Многие примеры, которые звучали в поучениях о. Амвросия для исповедников вошли в его книгу «Яко с нами Бог». В центре собора перед образом Почаевской иконы Богородицы читал акафист о. Игорь Бойко - наверное, самый громогласный священник Украины.
Перед началом Литургии все служащее духовенство вышло из храма встречать архиерея. Не успев дочитать окончание шестого часа, начали Литургию. Обратил внимание, что на великой ектенье, а также на Великом входе и на протодиаконской выкличке после освящения Даров, перечислялись имена всех служивших архиереев с их титулами - в Москве это уже не делается в течение значительного времени. Мощно пропели «Верую» киевским распевом. После литургии мощи прп. Иова были торжественно отнесены на свое место в пещерный храм. Здесь же находятся мощи другого угодника Божия - прп. Амфилохия. После трапезы общался со знакомым священником, служащим в окрестностях Почаева. Напомнил ему, что он тогда был без бороды. Он: «...молодой был, глупый». Огорошил он меня сообщением о том, что среди прихожан его храма брожение: почти 70 % настаивают на переходе на украинский язык Богослужения. На окраине Почаева филаретовцы построили небольшой храм; во время приезда в Лавру Патриарха Кирилла раскольники завершали здесь свой крестный ход, проходивший через весь Почаев. Говорят, что ядро прихода составила группа местных жителей, бывших рабочих Лавры, недовольных засилием в ней выходцев из Молдавии. При въезде в Кременец обратили внимание на новосооруженный православный храм, напоминающий церковь Покрова на Нерли. Большой войсковой собор; униатская церковь; огромное здание Кременецкого лицея (когда-то здесь располагалась Волынская духовная семинария, теперь лицеем владеют филаретовцы). Надпись на одном храме: «Лютеранская православная (?!) церковь». На Украине эта конфессия имеет около 60 храмов. Напротив нашего Никольского собора находится Троицкий храм Киевского патриархата, а еще дальше костел.
Тернополь. Этот город еще более националистичен, чем Львов. Именно здесь родился «Рух». Уроженцем города является кардинал Иосиф Слипый (здесь ему установлен памятник). Начиная с 1922 года, он преподавал догматику в Львовской греко-католической духовной семинарии. В конце 1925 года был назначен ректором этого заведения, а в 1929 году - ректором только что основанной Львовской Богословской академии. В 1935 году митрополит Андрей Шептицкий назначил Слипого соборным крылошанином архикафедрального собора св. Юра и куратором Львовской митрополичьей капитулы. 25 ноября 1939 года папа римский Пий XII назначил Иосифа Слипого коадъютором (преемником) митрополита, и 22 декабря 1939 года Шептицкий в строгой тайне рукоположил Иосифа в епископы. Слипый активно сотрудничал с немецко-фашистскими оккупационными властями (в частности, при формировании дивизии СС «Галичина»). 1 ноября 1944 года, после смерти митрополита Андрея, епископ Иосиф Слипый принял руководство Украинской греко-католической церковью и стал новым митрополитом Галицким. В феврале 1945 года прислал приветственную телеграмму новоизбранному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому), которая была опубликована в «Журнале Московской Патриархии».
11 апреля 1945 года Иосиф Слипый был арестован и осуждён на 8 лет принудительных каторжных работ в Сибири. По окончании этого срока проживал в ссылке в Красноярске. Неоднократно приезжал в Москву и Киев, где занимался журналистской деятельностью и пытался поступить на работу в Институт истории АН УССР.
Пытался вести нелегальную религиозную деятельность, 16 июня 1958 года был арестован и осуждён на семь лет. Отбывал заключение в Новосибирской области, Красноярском крае, в Мордовии, на Камчатке, на Печоре, в Инте и Тайшете.
Благодаря вмешательству папы римского Иоанна XXIII и президента США Джона Кеннеди в январе 1963 года был освобождён. Находясь проездом в Москве, Слипый успел вызвать к себе с Украины подпольного священника о. Василия Величковского и тайно посвятить его в епископы, назначив своим местоблюстителем. 23 декабря 1963 папа Павел VI назвал митрополита Галицкого Иосифа Слипого верховным архиепископом Львовским, а 22 февраля 1965 присвоил ему титул кардинала. Некоторые униатские священнослужители и украинские правозащитники утверждают, что Иосиф Слипой был намеренно отпущен советскими спецслужбами в Ватикан для выполнения порученной ему миссии. Дело в том, что накануне освобождения Львова советскими войсками вся казна Украинской греко-католической церкви была эвакуирована в Рим. Эти средства использовались как для финансирования подпольной деятельности греко-католической церкви в СССР, так и для финансирования националистического подполья на Украине. Вступив на путь сотрудничества с властями Иосиф Слипой более двух месяцев разъезжал между Киевом и Москвой, посещал православные храмы и монастыри. В советской печати были опубликованы его письма, в которых он очень возвышенно отзывается о православном богослужении и красоте московских соборов, в частности, Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Как рассказывал сопровождающий меня киевлянин, существовал план о выходе его из Католической церкви и назначения на должность православного митрополита Киевского, патриаршего экзарха Украины. Однако его отпускают в Рим, где он, путем строительства грандиозного Софийского собора, при котором использовался каррарский мрамор и венецианская мозаика; постройки учебных заведений, в которых почти отсутствовали студенты; изготовления драгоценных панагий и митр у римских ювелиров истощил казну Святого Юра быстрыми темпами. Особенной его удачей стало приобретение земельного участка в Кастель Гандольфо, где находится летняя резиденция папы римского. На этом участке он построил униатский греко-католический монастырь ордена студитов. 2 апреля 1977 г. Иосиф Слипой решился на неслыханный поступок: без ведома и благословения римского папы он лично рукоположил трех епископов, среди которых был и его будущий преемник Любомир Гузар. Скандал получился очень громкий. Конечно, папа не признал епископского сана новоиспеченных иерархов.
На протяжении следующих двадцати лет митрополит Иосиф прилагал усилия, чтобы активизировать жизнь Украинской греко-католической церкви на Западе. Он основал Украинский католический университет св. Климента, украинские факультеты в католических университетах Лондона, Вашингтона, Чикаго, Филадельфии и несколько украинских духовных семинарий, написал немало научных работ, некоторые из которых были объёмом до двадцати томов. Среди наиболее известных трудов - двенадцатитомное исследование об украинском богословии и Церкви, а также двухтомник «История Вселенской Церкви на Украине».
В 1975 году самовольно присвоил себе титул «патриарха», за что подвергся порицанию со стороны папы Римского.
Иосиф Слипый скончался 7 сентября 1984 года в Риме, где первоначально и был похоронен. В его завещании содержалось пожелание быть похороненным в соборе Святой Софии в Киеве. Это одна из причин, по которой украинские власти не отдают Софию Киевскую Православной Церкви. В 1992 году его останки при содействии группы молодых политиков независимой Украины во главе с Владимиром Цвиль были перевезены во Львов и захоронены в крипте собора Святого Юра.
В настоящее время начат процесс беатификации митрополита Иосифа - причисления его к лику блаженных Католической церкви.
В феврале 2011 года в Харькове на здания ГАИ Ленинского района была установлена мемориальная доска, посвященная Иосифу Слипому, которая до этого дважды устанавливалась (в 2005 и 2008) и дважды ликвидировалась. Последний раз была демонтирована по решению Дзержинского районного суда в ноябре 2010. Текст на доске гласит: «Тут, у колишнiй пересильнiй тюрьмi, в 1961 р. був ув'язнений патрiярх украинської греко-католицької церкви блаженнiший ЙОСИФ СЛIПИЙ».
Потрясающее впечатление в Тернополе произвел новый кафедральный собор УПЦ МП, построенный в новгородском стиле трудами, прежде всего, митрополита Сергия. Внутри собора прекрасный мраморный иконостас в каноническом стиле и замечательная мозаика. Нижний храм посвящен святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. В иконостасе этого храма обратила на себя внимание большая икона Царской Семьи. Рядом с собором большое добротное здание Тернопольского епархиального управления с домовой церковью во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В этом храме имеется передвижной баптистерий для погружательного крещения взрослых. Весь этот комплекс был построен на пустыре, предоставления которого смог добиться владыка Сергий. Очень помогли в строительстве собора спонсоры из России. Говорят, что когда великолепный собор «москалей» воспарил над городом, некоторых местных чиновников уволили. Дабы православный храм «не портил» колыбели украинской нэзалэжности, тернопольские чиновники в «лучших традициях» советской атеистической эпохи решили окружить его высотками. С одной стороны к нему примыкает римо-католический костел в псевдоготическом стиле, а с другой - высокий торговый центр.
По предложению ключаря собора и секретаря епархиального управления о. Стефана, после прочтения Евангелия на полиелее произношу проповедь (его пожелание: «говорите по-украински и без политики»). Из проповеди: «Как-то на одной церковной конференции в Киеве меня спросили: «Какие, на Ваш взгляд, десять важнейших событий в церковной жизни прошли за последние 20 лет?» Не колеблясь, в числе этих 10 событий я назвал строительство нового собора в таком очень сложном для православных городе, как Тернополь, одним из самых духовных архиереев нашей Церкви - владыкой Сергием». Закончил я свое слово цитатой из Священного Писания: «Око того нэ бачило, вухо того нэ чуяло и на сэрцэ чоловикови нэ прыходыло, що Бог уготовав любъящим Його». («Глаз того не видел, ухо того не слышало и на сердце человека не приходило, что Бог уготовал любящим Его»). После проповеди говорю: «Маю надию, що вы щось зрозумылы из того, що я казав вам. Хоча я народывся на Украини у Донбаси, алэ мои батькы булы руськи и я вчывся у руський школи. Останий раз я казав проповидь на украинский мови 33 рокы тому, колы був послушныком Почаевскои Лавры, нэ рахуючи ще частково у Воронезькой области - малои родыны мого батька, дэ жывэ богато выхидцив з Украины» («Надеюсь, что вы что-то поняли из того, что я сказал вам. Хотя я родился на Украине в Донбассе, но мои родители русские и я учился в русской школе. Последний раз проповедь на украинском я произносил 33 года тому назад, когда был послушником Почаевской Лавры, не считая частично еще в Воронежской области - на малой родине моего отца, где живет много выходцев с Украины»). После этих слов в храме раздался одобрительный гул. Я почувствовал, насколько важен языковый фактор в этом регионе. В алтаре говорю старенькому священнику: «Надо было бы мне сказать вместо ухо - вухо», а он в ответ «Вы довольно хорошо говорите по-украински». Было приятно это услышать. Один из моих спутников выдал: «Я всегда Вас уважал, а сейчас уважаю еще больше - за знание украинского языка». Еще в Тернополе видели большой комплекс, который строит Киевский патриархат: собор по образцу Казанского в Петербурге, больницу, реабилитационный центр воинов-афганцев и т.д. Настоятель здесь - Анатолий Зенкевич. Его сын - филаретовский епископ в Днепропетровске. Зенкевича я помню как регента в Почаевской Лавре. Он племянник Якова Панчука - бывшего наместника Почаевской Лавры, одного из двух архиереев из украинского епископата, которые последовали за Филаретом. Когда-то Зенкевич двумя автобусами с крепкими хлопцами выезжал в те села области, где была угроза захвата православных храмов униатами. Перейдя к Филарету, он с теми же хлопцами штурмовал уже православные храмы, добиваясь их перехода в Киевский патриархат.
Поздним вечером выехали в Закарпатье. Православие распространилось здесь, особенно после 863 года, благодаря проповеднической деятельности братьев Кирилла и Мефодия в соседних Моравии и Паннонии. В 880-890-е годы ученики святых братьев были изгнаны из Моравии, многие из них нашли приют в Закарпатье.
Закарпатье в два раза больше по территории и населению, чем Черногория, которая является самостоятельным государством. Здесь живет около 800 тысяч русин - потомков жителей Киевской Руси. После войны многие русины выехали в Россию, закончили наши семинарии и академии, рукоположились в священный сан и служили у нас по приходам. Встретить русина - секретаря епархиального управления или настоятеля кафедрального собора, не редкость. Много приехало к нам и галичан, но они, принимая рукоположение в России, готовили кадры для себя, на случай возрождения унии. Как известно, до 1945 года Православная Церковь в Закарпатье входила в состав Сербского Патриархата, а затем перешла в состав РПЦ (документа об этом переходе не обнаружено). Кстати, русины не забыли того, как в 1904 году сербский патриарх, испугавшись властей, не прислал к ним священника по их просьбе. Сейчас в Закарпатской области две обычные епархии. Православная Церковь не имеет здесь ни автономного статуса, ни статуса экзархата. Каждый десятый русин (а это почти сто тысяч) имеет венгерский паспорт. В начале 20 века была массовая трудовая миграция в США и Канаду. Не испытывая иноверного гнета, здесь русины массово возвращались к вере предков - Православию. Важную роль сыграло то, что местные римо-католические епископы не допускали к служению женатое униатское духовенство, проводили политику латинизации униатов. В 90-е годы, когда на Украине только начали открываться униатские семинарии, студенты после окончания 3-го курса должны были давать обет безбрачия, иначе их отчисляли. Это вызвало сильный протест, так что целибат сохранился только в одной семинарии Ивано-Франковской епархии.
Женский монастырь в честь святых Кирилла и Мефодия
На рассвете прибыли в райцентр Свалява. Здесь три храма: православный, католический и униатский. На окраине села, за железной дорогой - новая обитель: женский монастырь в честь святых Кирилла и Мефодия. Начало обители относится к 1996 году, когда на это место прибыла монахиня Еликонида с 12 сестрами. Территорию, отведенную для монастыря, оградили сеткой и стали строить собор в честь Святой Троицы. Этот храм был построен в древнерусском стиле. Рядом с ним колокольня. Когда она строилась, сестры сами носили бетон наверх. Это был тяжелый изнурительный труд: 22 тысячи ведер бетона нужно было поднять на высоту своими руками. Есть еще часовня св. вмч. Пантелеимона, архиерейский дом и сестринский корпус. В соборе обратила на себя внимание роспись алтаря в каноническом стиле, иконы свв. Кирилла и Мефодия и св. Иоанна Шанхайского. В течение 6 лет после открытия монастыря сестры сначала молились в домовом храме в честь святых Кирилла и Мефодия. Часто испытывали нужду, когда не было денег, чтобы заплатить рабочим. Служили ночные Литургии, усердно молились о помощи. Были случаи, когда после Литургии приходили люди и вручали конверты, в которых была именно такая сумма денег, которая требовалась для расчета с рабочими. Монастырь имеет полтора гектара земли. В нем проживает 22 насельницы, в том числе одна схимница - мать игуменьи Нины. Ее я помню как послушницу Оресту - келейницу игуменьи Свято-Никольского монастыря в Мукачево. Несколько лет она училась на регентском отделении в Московских духовных школах. Когда покойный владыка Евфимий хотел назначить ее игуменьей этого монастыря, она колебалась, много молилась, особенно старцу Кукше Одесскому. Будучи в Одессе около мощей, услышала голос: «Хорошо подумай насчет Свалявы. Не спеши отказываться. Нужно осознать важность нового поприща и согласиться». Когда матушка рассказала об этом владыке Евфимию, тот поведал, что все это время сугубо молился преподобному Кукше. «Преподобный Кукша - мой покровитель, - сказал он. - Не захотели слушать архиерея, послушайтесь Преподобного». Нужно сказать, что в советское время Свалявский район был одним из самых атеистических. Люди здесь не привыкли к монастырям и монашествующим. Осмотрели теплицу, погреб (он построен в виде за́мка), скотный двор. Поднялись на гору к поклонному кресту. По словам нашего экскурсовода, немало римо-католиков приняли в обители Православие (у нее самой мать была католичкой). Здесь служат два архимандрита: один очень любезный - архимандрит Василий, а другой очень духовный - архимандрит Никодим. О. Василия я спросил: «Русинский язык ближе к русскому или украинскому?» Он сразу ответил: «К русскому, к славянскому. В нашем языке больше слов из этих языков, чем из украинского».
Свято-Никольский монастырь в с. Иза. Прибыли сюда после ночевки и полунощницы в женском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в селе Липча. Село Иза явилось эпицентром возрождения Православия на земле Карпатской Руси в начале 20-го века. В советский период, в 1954 году, имущество монастыря было конфисковано; в 1960 г. бульдозерами были снесены все здания и на их месте построена туберкулезная больница. История монастыря неразрывно связана с именем преподобного Алексия, исповедника Карпаторусского.
Рака с мощами прп. Алексия Карпаторусского
Схиархимандрит Алексий (в миру Александр Иванович Кабалюк) родился 12 сентября 1877 года в селе Ясенье под Хустом в семье лесоруба. Он окончил церковно-приходскую школу и поступил послушником в греко-католический монастырь. Но с детства душа его лежала к Православию, он читал много литературы, стремился к знаниям о вере. В 1905 году Кабалюк поехал в Россию, пробыл там недолго, но загорелся искренней привязанностью к Православию и, вернувшись оттуда, стал проповедовать среди русинов. Через год он снова побывал в России, в Киеве, а затем совершил паломнические поездки в Почаев, Палестину и Афон. Вернувшись на родину после посещения Афона и Константинополя в 1911 году, отец Алексий устроил в Ясенье домовую церковь. Он видел огромное количество православных русинов, нуждающихся в священнике, и постоянно стремился выезжать в различные селения Закарпатья. Слава о православном батюшке разошлась по всей Карпатской Руси, чем были весьма обеспокоены власти. Слежка за отцом Алексием усилилась, и вскоре он практически не мог продолжать свою деятельность. Он был вынужден уехать в Россию, а затем в Америку, где совместно с священником Александром Хотовицким окормлял общину американских карпатороссов. Но в 1913 году, когда узнал о судебном процессе против православных крестьян-русинов, обвиненных в государственной измене (по которому сам отец Алексий проходил главным обвиняемым), он решил вернуться на родину, к своему народу, и сам сдался суду. Показательный процесс, основанный на провокациях и фальсификациях, длился два месяца. В итоге отец Алексий был приговорен к четырем годам и шести месяцам тюремного заключения и штрафу в 100 крон. Процесс вызвал большой резонанс во всем славянском мире, в особенности в России. По его окончании император Николай II даровал Алексию (Кабалюку) золотой наперсный крест. Архимандрит Алексий скончался 2 декабря (19 ноября) 1947 года, приняв схиму. Похоронен он был на братском кладбище Свято-Никольского монастыря в Изе. В 1999 году были обнаружены практически нетленные мощи схиархимандрита Алексия, а 21 октября 2001 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил в Свято-Никольском монастыре Изы прославление его в лике святых. Мощи этого старца находятся в Никольском храме обители, где мы были на литургии, а затем и на акафисте святителю Николе. По окончанию службы служащий священник возгласил многолетие (здесь это часто делается) и, давая крест, помазывал всех освященным елеем. Обратил внимание на то, что на Литургии на Великом входе священник также помянул «в больнице лежащих», ( братский корпус еще не освободил туб. диспансер). Табличка перед входом в храм-музей: «Архивный храм прп. Алексия». Здесь мы видели почти три десятка икон (почти все они написаны в каноническом стиле). Эти иконы были конфискованы у о. Алексия, когда он пытался их вывести из России. Здесь же деревянная рака со стеклянной крышкой - в ней находятся вещи из могилы о. Алексия. На информационном стенде музея повествуется о земном пути старца. О. Алексий является основателем монастыря в Изе. Из своих заграничных путешествий он привез много православных книг, Акафистную икону Богородицы. Погребен был у братского корпуса. В день обретения его честных мощей были исцеления. Прочитал еще на стендах о том, что духовных чад старца - монахинь из Изы, ранней весной загнали в озеро, где по пояс в воде они простояли несколько часов, почти все они стали калеками. Еще о русинах из книги митрополита Евлогия Георгиевского «Путь моей жизни»: «Это были кроткие серьезные люди красивой внешности, монахи из них вышли примерные». Нужно отметить, что главная святыня русинского народа - Нанковская икона Богородицы (она находилась в храме с. Нанково неподалеку от с. Изы) во времена Австро-Венгерской империи была вывезена в Вену, где до настоящего времени находится в главном алтаре римо-католического собора святого Стефана.
У мощей Преподобного совершил молебен по старому обряду.
Обратили внимание, что практически все дома (коньки крыш) увенчаны восьмиконечными крестами. В этой местности все православные, отсюда началось возрождение Православия в Закарпатье. Униатов очень мало. Много поклонных крестов, часовенок на территории приусадебных участков, на перекрестках дорог (похоже на греческую традицию). Люди ухаживают за ними, высаживают около них цветы. Здесь вычитывают молитвенное правило; приглашают священника, который совершает требы, служит молебны в дни ангела или заупокойные службы в дни поминовения усопших.
Едем дальше. Наш спутник поет духовные стихи. Когда народ поет, ему прививаются навыки правильной русской речи. В духовных стихах содержатся правильные догматические истины. Богослужебные тексты не всем понятны, а в духовных стихах истины веры изложены в доступной форме. К сожалению, сейчас редко где поют духовные стихи, это говорит об угасании живого религиозного чувства в народе. Духовные стихи исполнены высокого религиозного чувства и догматического смысла, они являются важным подспорьем для религиозного воспитания.
Рака с мощами прп. Иова Угольского. с. Малая Уголька
Неподалеку от Изы в селении Уголька подвизался старец Иов. С ним я общался за несколько месяцев до его смерти. Несколько десятилетий он был настоятелем местного храма. Отличался молчаливостью и любвеобилием. Ежедневно совершал Божественную литургию. Со старцем был дружен предстоятель Чехословацкой Православной Церкви митрополит Дорофей. Общение с митрополитом старец прекратил, когда тот подписал документ о переходе на новый календарный стиль. Сейчас деревянный храм, в котором служил старец, разобран и построен новый каменный храм, в котором почивают его мощи. В этом храме я совершил вечернее Богослужение.
Угольский женский монастырь
Угольский женский монастырь. Упоминание об этом монастыре существует с 9-го века. Моравский князь был женат на саксонской принцессе-католичке. Римо-католическое духовенство, которое пришло в Моравию в свите этой принцессы, очень быстро настроило князя против Православной Церкви. Ученики Кирилла и Мефодия вынуждены были бежать из Моравии в Болгарию, Польшу и в Закарпатье. Некоторые из них основали в Угольке монастырь. Тогда он назывался Полонинским. В 13 веке игуменом этой обители был св. Григорий Полонинский. К сожалению, его имя в настоящее время отсутствует в месяцеслове. Монастырь этот был резиденцией мукачевских православных епископов. Последний православный епископ Мукачевский Досифей за отказ принять Ужгородскую унию был ослеплен и прожил последние годы жизни в Угольском монастыре. Он умер в 1735 году, погребен на территории монастыря.
Древний колодец в Угольском монастыре (10 век)
В Польше православные храмы кирилло-мефодиевской традиции просуществовали до 14-го века. Последний из них был закрыт в конце 14-го века в Кракове.
В Ивано-Франковской области находится знаменитый Манявский скит. Он был основан в 1611 году преподобным Иовом Княгиницким. Это был последний оплот Православия кирилло-мефодиевской традиции в Галичине. У Манявского Крестовоздвиженского монастыря был статус ставропигии. В его юрисдикции находилось более 300 монастырей и скитов. В 1785 г. он был закрыт по приказу австрийского императора Франца Иосифа. Сейчас Манявский скит находится в юрисдикции Киевского патриархата.
Вознесенский женский монастырь с. Чумалево. На пути к этой обители были весьма удивлены роскошным могильным комплексом одного местного генерала. В этой обители, основанной в 1925 году, долгое время был небольшой Вознесенский храм и часовня в честь пророка Илии. В 90-е годы, в период отпусков, местные жители, собравшись в монастыре, за один день выстроили значительный объем храма.
Главным инициатором открытия монастыря была Мария (Рыбар), которая приняла постриг и была возведена в сан игумении в 1938 г. (настоятельницей была до 1968 г.). За время ее управления в монастыре построили три жилых корпуса и часовню в честь святого пророка Илии. В настоящее время в монастыре несут послушание 43 сестры. Большое впечатление оставило общение с духовником Чумалевского монастыря архимандритом Иоанном - это настоящий русин - доброжелательный, скромный, спокойный, духовный. Очень приятное было общение.
Архиерейская служба в монастыре с. Грушево
Грушево. Грушевский монастырь - самая древняя и загадочная святыня Закарпатья. Его история неразрывно связана с судьбой славян и румын Марамороша - края, который с давних времен до наших дней является крепостью святого Православия и оплотом монашества. Три пятых Марамороша относятся к Украине. Это весь восток Закарпатья от города Хуста до Ясиня (Гуцульшина). Две пятых (весь юго-восток) теперь относится к Румынии. Для всего этого заповедного православного края, укрытого горами, Грушевский монастырь на протяжении многих веков являлся главной святыней, главным духовным центром. Отсюда епископы управляли Мараморошем, здесь находилась православная типография, где было напечатано первое Евангелие на румынском языке. Первые упоминания о монастыре встречаются в 1242 году, когда монастырские сооружения ограбили монголо-татары. 13 августа 1391 г. Константинопольский Патриарх Антоний IV учредил монастырскую ставропигию. В XVII столетии святыня была разорена дважды - в самом начале века протестантами-кальвинистами, а в самом конце века - папистами-католиками, пришедшими в это время к власти в Марамороше. Если после первого разорения монастырь оправился, то второе разорение буквально стерло с лица земли древнюю обитель.
Судя по всему, ненавистники Православия не только разрушили сам монастырь, но еше и убили монахов. Вся территория старинного монастыря буквально усеяна костями. Великая святыня ждала своего возрождения более 300 лет с самого конца века XVIII до начала века XXI.
Первое, что бросается в глаза при посещении этой обители - это котлован с раскопками на месте древнего храма 10 века. Находится монастырь на берегу реки Тиса у румынской границы. Много здесь общались с насельником обители о. Венедиктом. Запомнилось, что из числа русинов вышло четыре предстоятеля Церкви: митрополиты Феодосий, Герман, Лавр и Досифей. Вообще русинская тема была в центре внимания. Первые концлагеря появились отнюдь не в Германии и Советском Союзе, а были устроены австро-венгерскими чиновниками на земле Карпатской Руси. В следующем году будет отмечаться столетие печально известного Мармарош-Сигетского судебного процесса. Судили 94 русина по подозрению государственной измены, а на самом деле за Православие и верность русинским корням. Первую зиму заключенные, находившиеся в концлагере в Мармароше, были под открытым небом. 9 человек умерло от вшей. Когда были построены бараки, то австрийские экзекуторы всячески издевались над их обитателями, в частности заливали холодной водой пол, на котором стояли заключенные. Видным деятелем русинского движения был, впоследствии перешедший в Православие, униатский священник Духнович (он канонизирован Польской Православной Церковью). Более 100 греко-католических священников только из Подкарпатской Руси было интернировано вглубь Венгрии. Более 50 тысяч мирных русинов Австро-Венгрии были безвинно лишены жизни только потому, что они были русинами по национальности. Тяжело было русинам в предвоенный период, когда премьером был униатский священник Августин Волошин. В конце войны, 18 ноября 1944 г., представители православных общин в Карпатской Руси направили Сталину письмо с просьбой не включать Карпатскую Русь в состав УССР, а быть ей отдельной республикой в составе Советского Союза. Просмотрели копию этого обращения. Некоторые выписки из него (орфография подлинника):
«...здесь живет исконе русское племя. Сам народ именует себя: «карпаторусс», русин т.есть Руси-сын, вера «русска», жена «русска», мама «русска» и т.д. С названием: «Украина», «украинский», наш народ был познакомлен только под чешским владычеством, после первой мировой войны и то интеллигенцией пришедшей из Галичины....галицкие украинствующие сепаратисты избивали карпаторусское население и его интеллигенцию, и говорили: - «Кацапи, маскали, вам мисто у Москви...наш народ никогда не разделял и не соглашался с идеологией галицких, украинствующих. Наш народ русский, русин - Руси-сын». Среди подписавших это обращение - «архимандрит Алексий Коболюк настоятель Св.Н.монастыря».
Из книги Петра и Сергея Гольдмаш «История республики Подкарпатская Русь»: «Немецкий генерал М.Гофман, начальник Генерального штаба Верховного главнокомандования на Восточном фронте, который был представителем Германии на переговорах в Бресте, еще в 1919 году по поводу отдельного государства Украина говорил: «В действительности Украина - это дело моих рук, а вовсе не плод сознательности и воли украинского народа. Я создал Украину для того, чтобы иметь возможность заключить мир хотя бы с частью России».
В 1990 году подавляющее большинство русинов были за выход Украины из состава СССР и одновременно за свой автономный статус в составе Украины.
Автономия русин, однако, была проигнорирована властями незалэжной Украины. 600 русинских школ было закрыто. 800 учителей из Галичины прибыли в Закарпатье для проведения тотальной украинизации. Парламент Украины 8 октября 2004 года принял постановление, обязывающее местные власти Львовской и Закарпатской областей отметить на государственном уровне 90-летие геноцида русинской нации. По указанию Президента Украины Л. Кучмы оно было проигнорировано. Всего в мире проживает около 2 млн. русин. В других государствах, где они проживают, в отличие от Украины, русины были признаны отдельной национальностью. Говорят, что из Киева обращались даже к Путину с настоятельной просьбой, чтобы во время российской переписи русины не фигурировали бы в качестве отдельной национальности.
После Грушевского монастыря мы посетили закарпатские села Среднее Водяное и Диброва. В селе Среднее Водяное находится один из древнейших деревянных храмов, сохранившихся на Украине. Это Свято-Никольский православный храм, построенный в 1428 году. Построенный на высоком холме храм парит над селом. Совсем небольшой, построенный в стиле «закарпатской деревянной готики», он производит большое впечатление простотой и благородством форм. Потемневшие от времени, почти черные, бревна венцов древней церкви источают приятный запах. Храм сохранился до нашего времени, потому что был срублен из огромных стволов карпатской лиственницы. Возле храма, который сегодня принадлежит Хустской епархии УПЦ МП, расположен древний погост. Отсюда открывается замечательный вид на расположенное внизу село Среднее Водяное. Вызывает изумление то, что почти все дома этого селения в Закарпатской глубинке, могут конкурировать с роскошными особняками на Рублевском шоссе Москвы. В селе Среднее Водяное сохранилась еще одна старинная церковь начала 18 века, принадлежащая сейчас униатам. Осматривая ее, мы встретились с настоятелем этого храма, занимавшимся благоустройством могил на местном кладбище и сбором урожая грецких орехов вместе с матушкой и старенькими прихожанками. У нас состоялась довольно продолжительная беседа. Оказалось, что этот довольно молодой интеллигентный священник является благочинным местных румынских униатских приходов. На наш вопрос о взаимоотношении с православной общиной села, он ответил, что отношения нормальные, но общение практически отсутствует. Каждая община живет своей жизнью. Священник сказал, что роскошные особняки его прихожане строят на деньги, которые зарабатывают на стройках Москвы. Посетовал на то, что главное место в жизни людей занимает забота о материальном достатке и внешнем великолепии их домов. Для духовной жизни места остается совсем мало. В соседнем селе Диброва мы осмотрели деревянный храм, построенный в 1604 году. Здесь поражал контраст между ужасно разбитыми дорогами и великолепными особняками местных жителей.
Возглавляет Хустско-Виноградовскую епархию архиепископ Марк (Петровцы). Он местный, русин. Был благочинным Троице-Сергиевой лавры и преподавателем Нового Завета в Московской духовной семинарии, наместником Почаевской Лавры и епископом Тернопольским. 18 лет он возглавлял приходы нашей Церкви в США и Канаде. Брат владыки Марка епископ Мефодий был первым архиереем после учреждения Хустской епархии (в день, когда я прибыл в Грушево, он умер). Посетил кафедральный собор Хуста. Это довольно большое сооружение, внутри которого устроен иконостас в каноническом стиле. Двое дежурных довольно положительно отзывались о епископе Ипполите: часто проповедовал, был близок к народу, мог сразу дать значительную сумму личных денег для решения какой-нибудь неотложной проблемы, связанной с ремонтом собора. Приходилось видеть видеоматериалы о драматической истории смены архиерея - к зданию новопостроенного собора подъезжает машина владыки Марка, а сторонники владыки Ипполита ее раскачивают, громко читая молитву Исусову. Конечно, Марк не ожидал такого приема от земляков. Надо сказать, что клан Петровцы в Закарпатье очень мощный, насчитывает несколько тысяч человек, дал Православной Церкви около 100 священников. Кстати, владыка Ипполит, находящийся до сих пор за штатом, служил с митрополитом Владимиром. Комментарий моего спутника: всех заштатных епископов Украины привлекали к этому сослужению, чтобы они не сплотились в организованную оппозицию и не сделали демарш в сторону Патриарха (особенно это касается того периода когда проходил Собор в Киеве, на котором были приняты проавтокефальные поправки в устав УПЦ МП). Ипполиту не просто быть в качестве заштатного епископа. Говорили, что он поет на клиросе в храме, в котором служит его брат. Правящий архиерей ревниво относится, например, к тому, что он после службы благословляет народ. Возвращаясь к владыке Марку, хочу сказать, что мне довелось с ним участвовать в совершении Литургии, возглавляемой им. Утром в монастырском храме Грушево с 7 часов утра читали утренние молитвы, затем акафист Богородице, 3-й и 6-й часы. Я пришел к началу службы, духовенство (5 священников и диакон) уже были облаченными в алтаре. Так и не понял, когда же читались входные молитвы. Владыка скромно приехал, облачился в алтаре. Внешне он был совершенно спокоен, несмотря на то, что ночью умер его брат. Служил благоговейно, размеренно. На малом входе вручил жезл новому наместнику монастыря, а после евхаристического канона совершил рукоположение в диаконы. Псалом 33 здесь тоже читался не после «Буди Имя Господне», а после запричастного стиха. Прозвучало только одно замечание: священнику, который скороговоркой произнес возглас. После «Буди Имя Господне» архиерей первым возгласил «Бог Господь и явися нам» - начался молебен. Совершался он по лаврскому чину с некоторыми сокращениями (в конце его, например, было опущено «Достойно есть» и Трисвятое по «Отче наш»). По окончании молебна владыка произнес проповедь на тему праздника и вручил грамоты четверым сотрудницам. Наместник обители архимандрит Петр поблагодарил его за вручение жезла и возгласил многолетие. На трапезе владыка немного общался с «ближним кругом бояр». Меня удивило, что он ни одного слова не проронил в мой адрес не только на службе, но и на трапезе. Мне говорили, что он молчаливый человек, но я не думал что до такой степени. В конце концов, мы знакомы с ним с 1980 года и в Почаеве я говорил ему, что собираюсь посетить Закарпатье. Еще раз убедился в том, что есть большая разница между тем, когда тебя приглашают или когда ты сам куда-то приезжаешь. Хотя ситуация была особой - несколько часов тому назад умер его брат. Еще обратил внимание, что владыка Марк в конце возгласов говорит «Во вики виков» и вместо «Тебе Господи» - «Тоби Господы». Служит он по нескольку раз в неделю. Вокруг монастыря, который когда-то разрушили иезуиты, очень много сектантов. 18 из них были крещены в монастыре. На Галичине и в Закарпатье особенно много иеговистов. В одном закарпатском румынском селе мы видели поток людей, идущих в иеговистский молитвенный дом. Кстати, с римо-католиками общаться более легко, чем с греко-католиками. Запомнились слова нашего экскурсовода о том, как скептически восприняли в Закарпатье текст на рекламном щите: «Закорпатье витае (по-русс. приветствует) патриярха Филарета» (у него здесь всего лишь 6 «бумажных» приходов). Было сказано: «Вот если бы Патриарх Кирилл приехал...»
Нужно еще отметить, что униатами на Западной Украине было захвачено не пятьсот храмов, как это фигурирует в нашей официальной статистике, а около двух тысяч. Меня познакомили с такой статистикой: в период с 1989 по 1995 год греко-католиками было захвачено во Львовской области 977 храмов, а Тернопольской - 470, в Ивано-Франковской - 267, в Закарпатской - 174, в Черновицкой - 12. Возрождение национального самосознания закарпатских русинов происходило под знаком возвращения в Православие. Таким образом они протестовали против австро-венгерской оккупации. Власти имели определенную логику, подавляя эти процессы. Раз народ отрекается от католичества, значит, нелоялен к католическим властям. Помня об этом, галицийские униаты пытались провести процесс становления независимой украинской государственности под знаменем возрождения унии. Они самонадеянно заявляли, что очень скоро не только Почаевская, но и Киево-Печерская Лавра, Жировичский монастырь, собор Святой Софии в Полоцке станут униатскими. Они надеялись, что им удастся утвердить в общественном мнении идею о том, что Православная Церковь является для украинцев москальской, оккупационной, а католическая - национальной, что Православие принесено на Украину на сталинских штыках. Но этот план не сработал. У нас, все-таки, 70 лет было всеобщее обязательное безплатное образование. Люди сразу вспоминали о том, как в начале 20-го века, когда никаких коммунистов не было и в помине, возвратились в Православие закарпатские русины, как, очутившись в свободном мире, за пределами католической Австро-Венгрии, массово принимали Православие униаты в США и Канаде. Народ помнил о том, что писали об унии Иван Франко и Тарас Шевченко. Возрождение греко-католической церкви - это было навязывание чужого ига, наследия Речи Посполитой. Большой болью является то, что храмы Святой Софии в Полоцке и в Киеве до сих пор остаются музеями. Уж Софию Полоцкую точно можно было бы отдать православной епархии: ведь там, кроме фундаментов, мало что осталось древнего. Ведь служат же в Софии Новгородской. Понятно, что Полоцк важен для греко-католиков, как место гибели Иосафата Кунцевича. В Полоцке сейчас есть греко-католический монастырь. Викарием Львовского греко-католического митрополита является гражданин Белоруссии епископ Венедикт Алексейчук. Его готовят на Минск.
На 1 января 2013 года в Галичине у униатов было 2349 храмов. Филаретовцы и автокефалисты имели около 1900 храмов (раньше здесь преобладали автокефалисты, а теперь по количеству приходов Киевский патриархат с ними сравнялся). У Львовско-Дрогобычской епархии 65 общин (типовых храмов 22, в т.ч. 7 больших, построенных при архиепископе Августине). На 1 января 2013 года УПЦ МП имела: 12 565 приходов, 10 068 священников, 1798 учащихся духовных школ. В течение 2012 года было завершено строительство 136 храмов УПЦ МП.
Проезжая город Тячев, зашли в захваченный униатами в 2009 году Успенский храм. Стены расписаны в живописном стиле. Тягостное впечатление производило сочетание икон православных святых с рядами скамей и прочей католической атрибутики. Владыке Ипполиту (Хилько) удавалось удержать православные храмы в более 10 населенных пунктах, где были конфликты с греко-католиками. Удалось выиграть несколько судов. С его уходом из епархии почти все спорные храмы были переданы униатам.
Ракошино. У истоков основания изначального храма, а впоследствии обители стоят труды протоиерея (впоследствии архимандрита Андрея) Всеволода Коломацкого.
Отец Всеволод решает построить храм в древнерусском стиле в форме креста и увенчать его семью куполами. Буквально по крупицам он собирал деньги на постройку. Его обращения к народу пылали верой, надеждой и любовью и храм чудесно вырастал прямо на глазах. Но, как говорят святые отцы, если после того, как сотворил доброе дело, не было искушений, то оно Богом не принято. Так и случилось, когда строительство храма было почти завершено, 6 декабря 1927 года у о. Всеволода умирает матушка и маленькая дочка. Их похоронили за алтарной стеной храма.
В 1977-1978 годах советская власть храм закрыла и сделала из него музей религии и атеизма.
24 февраля 2001 года, указом епископа Мукачевского и Ужгородского Агапита (Бевцика), на базе храма был основан Свято-Покровский мужской монастырь. Строительство обители проходило сложно. Церковь находилась в аварийном состоянии, крыша сияла многочисленными дырами. По храму летали голуби, на стенах, вместо икон, были портреты партийных лидеров. Штукатурка почти полностью осыпалась. Роспись, к сожалению, была практически утеряна. Вокруг церкви был участок в 12 соток, без жилых построек, то есть жить было негде, и братия поселилась в пожертвованном не отапливаемом «финском домике», где зимой в стакане замерзала вода...
В 15 км от г. Хуст находится Рождества Богородицы женский монастырь с. Липча. Обитель была основана в 1925 году. В советское время у монастыря конфисковали бо́льшую часть земель. Монахинь заставили работать в колхозе, платить натуральные налоги. В 1959 году в связи с закрытием многих женских обителей сестры были переведены в Рождественский монастырь, но в 1961-м году его постигла та же участь - обитель была ликвидирована. Земля и все монастырские строения переданы для использования под школу-интернат. Возрождение монашеской жизни в Липче началось с 1990 года, была совершена первая Литургия, а в 1991 году состоялось освящение фундамента первого храма. В собственности монастыря находятся пруд, виноградник, большое хозяйство. Послушание несут 20 сестер.
(Продолжение следует)