В день празднования памяти Архистратига Божия Михаила и собору Небесных сил безплотных 21 ноября в Государственном национальном театре Удмуртской республики состоится презентация Библии на удмуртском языке. Теперь удмурты - пятый народ в России, имеющий полный перевод канонической Библии. Над этим трудился целый коллектив переводчиков и консультантов из разных стран. Основная работа выпала на долю протодиакона Михаила Атаманова, доктора филологии, автора нескольких книг. Он посвятил этому более двадцати лет! Процесс, начатый первыми русскими книжными миссионерами около 250 лет тому назад, теперь прошел свой главный этап - впервые в истории удмуртский народ имеет возможность читать Священное Писание на родном языке.
***
В ХV-XVI веках многие народы присоединились к Русскому Царству, крупнейшему в Европе. Этот процесс привел не к упадку, а к дальнейшему развитию. Все народы православного Царства включались в общую судьбу России - и в добре, и в несчастье. В начале ХVII века смута реально угрожала расколоть Российское царство на части. И что же - в октябре 1612 г. в рядах ополчения Минина и Пожарского Москву от поляков освобождали и покоренные жители Казанского ханства. Казалось бы, падение Москвы и смута были великолепной возможностью свести счеты с русскими - еще живы были старики, помнившие кровавый штурм Казани при Иоанне Грозном. Но татарские старейшины, посылая своих детей и внуков к Москве, думали не о мести, а о спасении России - пока стоит Москва, будет стоять и Казань.
Жития святых и церковная история повествуют, что задолго до армии или казаков в лесах появлялись монахи-отшельники, молившиеся за весь мир. Они обращали многих местных жителей в православие тем, что в реальной жизни демонстрировали инородцам Силу Божию и силу христианской любви. Постепенно к месту уединенных подвигов такого монаха, как пчелы за нектаром, стекались люди и создавались монастыри, ставшие центрами христианского просвещения языческих народов. Вокруг монастырей строились деревни. Монастыри же в неурожайные годы открывали свои амбары для местных жителей. Зачастую монахи сбивали спекулятивные цены, выставив на рынок большую массу хлеба.
Ближайшими к нашим местам монастырями были обители, основанные Стефаном Пермским и Трифоном Вятским. Иной была судьба побежденных народов на западе. После победы над славянскими племенами германцы приглашали их вождей «в гости» и убивали их. Через два поколения от тех племен оставалось лишь воспоминание. Похожим образом происходило «освоение» Африки и Америки европейцами. Достаточно вспомнить о судьбе индейской цивилизации в Северной Америке, почти полностью уничтоженной европейскими «протестантами».
В XVI в. удмурты вошли в состав Русского православного царства, идеалами которого были христианские ценности Веры, Надежды, Любви, Милосердия, Самопожертвования, Кротости, Воздержания, Прощения, Служения Богу и ближнему. Эти духовные ценности сохраняют союз народов России на огромной территории уже более тысячи лет.
Русский историк Александр Карташов писал: «Россия явила собой, может быть, единственный случай в мировой истории, когда существование колоссального государства было поставлено в прямую связь с высотой народного духа. Государственное устройство, в основе которого лежала не столько сила оружия, сколько сила духа Любви Христовой, требовала от русского народа непрестанного подвижничества и преданности Вере, Царю и Отечеству». Эта триединая основа была к ХХ в. сильно повреждена, отсюда неисчислимые беды, обрушившиеся на народы России в ХХ веке.
Очень точно это отражено в воспоминаниях нашего земляка Дмитрия Корепанова (Кедра Митрея), вышедших на русском языке и озаглавленных «Дитя больного века». «Набожность перенял я от родителей. Но моя набожность, как я выразил уже выше, продолжалась только до Святок. После них произошел переворот - тогда я перешел из одной крайности в другую. Да, я ударился в другую крайность, я стал настоящим атеистом, смеялся над собой, смеялся над своими аскетическими выходками (он строго постился и молился даже по ночам со слезами). Ничего священного для меня не существовало, молиться я больше и не думал, весьма бывал недоволен, когда заставляли идти на церковные службы. Издевался над людьми набожными, о постах и речи не могло быть. Строго соблюдавший до сего времени все мельчайшие посты, я ел молоко и свинину в Великий пост...» И как он закончил? Весьма и весьма печально: умер в ссылке на чужой стороне, никому из своих удмуртских партийных товарищей не нужный. Так же сложилась судьба Козьмы Чайникова (Герда), которого поманили научной командировкой в Финляндию, а после того, как с него «скачали» всю нужную информацию, он оказался в руках советской спецслужбы.
В эпоху разрушения Российской православной государственности во многих горячих национальных головах возникли фантастические упования на какую-то финскую или венгерскую помощь удмуртскому народу. Но лидеров этих государств никогда не интересовали ни наши националисты, ни наш народ. Их интересовали и интересуют только наши природные богатства. Надо твердо помнить, что во всех войнах финны, эстонцы, венгры всегда воевали против России, не гнушаясь даже союза с фашистской Германией.
Вхождение удмуртов в состав Русского православного царства ввело наш народ в круг мировой христианской цивилизации, где народы обогащают друг друга лучшим из того, что имеют, и потому количественно и качественно возрастают. У удмуртов появились духовенство, письменность, грамотность, образование, литература, профессиональное искусство. Было подорвано, а в годы советской власти и ликвидировано, языческое нечестие, порождавшее многочисленные болезни (туберкулез, трахома). В Удмуртии вызрела и была создана государственность. С конца XVIII века Удмуртия стала областью с мощным промышленным и культурным потенциалом. Великая Отечественная война явила невиданные доселе проявления дружбы народов и самопожертвования. Несмотря на все перипетии ХХ века, удмуртский этнос сохраняется во всем своем многообразии - этнографы и сегодня различают в удмуртских селениях свыше 70 воршудных родов. Это похоже на этническое чудо. Кратко и емко это выразил удмуртский поэт, профессор В.Е.Владыкин:
Мой маленький народ
Скрывался вглубь лесов,
Скрывался вглубь души
И чуть не заблудился.
Благодаря просвещению народа Евангелием сохранился удмуртский язык, более того, появился и удмуртский литературный язык. Удмурты, принявшие православие, абсолютно устойчивы к суициду, губящему угрофиннов во всех странах, у них крепкие семьи и высокая рождаемость. Удмуртия и сегодня, когда во всем мире раскручиваются межэтнические конфликты, остается местом, где можно прожить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте».
Сказанное не означает, что у удмуртов нет никаких трудностей в отношениях с другими народами. Но все трудности преодолеваются и побеждаются безграничной Христовой Любовью. Сегодня необходимо как можно быстрее очистить нашу речь от упорно навязываемого нам чуждого термина «толерантность», обозначающего «терпимость к чему угодно». Россия никогда не была «домом толерантности», она была и есть Домом Пресвятой Богородицы, который стоит на вечной христианской Любви. Эта любовь заложена буквально во всем. Словесность угрофинских народов гораздо ближе к русскому, чем к европейским языкам. В словаре прапермских языков В.Лыткина мы находим: вылечиться, исцелиться от болезней означает «бурмыны». «Бур» по-удмуртски - правый. В русском языке то же самое: вылечиться значит «поправиться». В латинском языке это звучит как levo! Запад есть Запад, Восток есть Восток. Лево и право! Сегодня Россия, а вместе с ней и Удмуртия, повернула направо, к Святому православию. В этом наше спасение.
г.Ижевск