Судьбы народов России

Исторический опыт Удмуртии

Новости Москвы 
0
287
Время на чтение 5 минут

В день празднования памяти Архистратига Божия Михаила и собору Небесных сил безплотных 21 ноября в Государственном национальном театре Удмуртской республики состоится презентация Библии на удмуртском языке. Теперь удмурты - пятый народ в России, имеющий полный перевод канонической Библии. Над этим трудился целый коллектив переводчиков и консультантов из разных стран. Основная работа выпала на долю протодиакона Михаила Атаманова, доктора филологии, автора нескольких книг. Он посвятил этому более двадцати лет! Процесс, начатый первыми русскими книжными миссионерами около 250 лет тому назад, теперь прошел свой главный этап - впервые в истории удмуртский народ имеет возможность читать Священное Писание на родном языке.

***

В ХV-XVI веках многие народы присоединились к Русскому Царству, крупнейшему в Европе. Этот процесс привел не к упадку, а к дальнейшему развитию. Все народы православного Царства включались в общую судьбу России - и в добре, и в несчастье. В начале ХVII века смута реально угрожала расколоть Российское царство на части. И что же - в октябре 1612 г. в рядах ополчения Минина и Пожарского Москву от поляков освобождали и покоренные жители Казанского ханства. Казалось бы, падение Москвы и смута были великолепной возможностью свести счеты с русскими - еще живы были старики, помнившие кровавый штурм Казани при Иоанне Грозном. Но татарские старейшины, посылая своих детей и внуков к Москве, думали не о мести, а о спасении России - пока стоит Москва, будет стоять и Казань.

Жития святых и церковная история повествуют, что задолго до армии или казаков в лесах появлялись монахи-отшельники, молившиеся за весь мир. Они обращали многих местных жителей в православие тем, что в реальной жизни демонстрировали инородцам Силу Божию и силу христианской любви. Постепенно к месту уединенных подвигов такого монаха, как пчелы за нектаром, стекались люди и создавались монастыри, ставшие центрами христианского просвещения языческих народов. Вокруг монастырей строились деревни. Монастыри же в неурожайные годы открывали свои амбары для местных жителей. Зачастую монахи сбивали спекулятивные цены, выставив на рынок большую массу хлеба.

Ближайшими к нашим местам монастырями были обители, основанные Стефаном Пермским и Трифоном Вятским. Иной была судьба побежденных народов на западе. После победы над славянскими племенами германцы приглашали их вождей «в гости» и убивали их. Через два поколения от тех племен оставалось лишь воспоминание. Похожим образом происходило «освоение» Африки и Америки европейцами. Достаточно вспомнить о судьбе индейской цивилизации в Северной Америке, почти полностью уничтоженной европейскими «протестантами».

В XVI в. удмурты вошли в состав Русского православного царства, идеалами которого были христианские ценности Веры, Надежды, Любви, Милосердия, Самопожертвования, Кротости, Воздержания, Прощения, Служения Богу и ближнему. Эти духовные ценности сохраняют союз народов России на огромной территории уже более тысячи лет.

Русский историк Александр Карташов писал: «Россия явила собой, может быть, единственный случай в мировой истории, когда существование колоссального государства было поставлено в прямую связь с высотой народного духа. Государственное устройство, в основе которого лежала не столько сила оружия, сколько сила духа Любви Христовой, требовала от русского народа непрестанного подвижничества и преданности Вере, Царю и Отечеству». Эта триединая основа была к ХХ в. сильно повреждена, отсюда неисчислимые беды, обрушившиеся на народы России в ХХ веке.

Очень точно это отражено в воспоминаниях нашего земляка Дмитрия Корепанова (Кедра Митрея), вышедших на русском языке и озаглавленных «Дитя больного века». «Набожность перенял я от родителей. Но моя набожность, как я выразил уже выше, продолжалась только до Святок. После них произошел переворот - тогда я перешел из одной крайности в другую. Да, я ударился в другую крайность, я стал настоящим атеистом, смеялся над собой, смеялся над своими аскетическими выходками (он строго постился и молился даже по ночам со слезами). Ничего священного для меня не существовало, молиться я больше и не думал, весьма бывал недоволен, когда заставляли идти на церковные службы. Издевался над людьми набожными, о постах и речи не могло быть. Строго соблюдавший до сего времени все мельчайшие посты, я ел молоко и свинину в Великий пост...» И как он закончил? Весьма и весьма печально: умер в ссылке на чужой стороне, никому из своих удмуртских партийных товарищей не нужный. Так же сложилась судьба Козьмы Чайникова (Герда), которого поманили научной командировкой в Финляндию, а после того, как с него «скачали» всю нужную информацию, он оказался в руках советской спецслужбы.

В эпоху разрушения Российской православной государственности во многих горячих национальных головах возникли фантастические упования на какую-то финскую или венгерскую помощь удмуртскому народу. Но лидеров этих государств никогда не интересовали ни наши националисты, ни наш народ. Их интересовали и интересуют только наши природные богатства. Надо твердо помнить, что во всех войнах финны, эстонцы, венгры всегда воевали против России, не гнушаясь даже союза с фашистской Германией.

Вхождение удмуртов в состав Русского православного царства ввело наш народ в круг мировой христианской цивилизации, где народы обогащают друг друга лучшим из того, что имеют, и потому количественно и качественно возрастают. У удмуртов появились духовенство, письменность, грамотность, образование, литература, профессиональное искусство. Было подорвано, а в годы советской власти и ликвидировано, языческое нечестие, порождавшее многочисленные болезни (туберкулез, трахома). В Удмуртии вызрела и была создана государственность. С конца XVIII века Удмуртия стала областью с мощным промышленным и культурным потенциалом. Великая Отечественная война явила невиданные доселе проявления дружбы народов и самопожертвования. Несмотря на все перипетии ХХ века, удмуртский этнос сохраняется во всем своем многообразии - этнографы и сегодня различают в удмуртских селениях свыше 70 воршудных родов. Это похоже на этническое чудо. Кратко и емко это выразил удмуртский поэт, профессор В.Е.Владыкин:

Мой маленький народ

Скрывался вглубь лесов,

Скрывался вглубь души

И чуть не заблудился.

Благодаря просвещению народа Евангелием сохранился удмуртский язык, более того, появился и удмуртский литературный язык. Удмурты, принявшие православие, абсолютно устойчивы к суициду, губящему угрофиннов во всех странах, у них крепкие семьи и высокая рождаемость. Удмуртия и сегодня, когда во всем мире раскручиваются межэтнические конфликты, остается местом, где можно прожить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте».

Сказанное не означает, что у удмуртов нет никаких трудностей в отношениях с другими народами. Но все трудности преодолеваются и побеждаются безграничной Христовой Любовью. Сегодня необходимо как можно быстрее очистить нашу речь от упорно навязываемого нам чуждого термина «толерантность», обозначающего «терпимость к чему угодно». Россия никогда не была «домом толерантности», она была и есть Домом Пресвятой Богородицы, который стоит на вечной христианской Любви. Эта любовь заложена буквально во всем. Словесность угрофинских народов гораздо ближе к русскому, чем к европейским языкам. В словаре прапермских языков В.Лыткина мы находим: вылечиться, исцелиться от болезней означает «бурмыны». «Бур» по-удмуртски - правый. В русском языке то же самое: вылечиться значит «поправиться». В латинском языке это звучит как levo! Запад есть Запад, Восток есть Восток. Лево и право! Сегодня Россия, а вместе с ней и Удмуртия, повернула направо, к Святому православию. В этом наше спасение.

г.Ижевск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Вениаминович Шкляев
Бог долго терпит, да больно бьёт
Но мы помним, что Господь помилует Россию и приведёт её путем страданий к великой славе
06.10.2022
Пётр Первый в русской истории
Доклад на конференции в Институте развития образования Удмуртии
17.11.2021
В советской истории много драгоценных самоцветов Божьего Промысла
Размышления над книгой протоиерея Бориса Старка «Вся моя жизнь – чудо»
08.11.2021
Лицемерие
Обстановка в России напоминает предреволюционные годы начала ХХ века
24.09.2021
Слово правды и исторические мифы
Доклад для 12-х Крупинских чтений
06.09.2021
Все статьи Владимир Вениаминович Шкляев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06