В последнее время можно услышать от некоторых современных "богословов" такие высказывания, которые никогда не являлись и не являются вероучением Православной Церкви, а некоторые из них были напрямую соборно анафематствованны, как лжеучения и ереси. Хотелось бы на этом акцентировать внимание православных, так как без правой веры спасение невозможно. Итак:
1. Апокатастасис (восстановление всего творения);
2. Несторианство;
3. Эволюционизм;
4. Единосущие всего творения и, соответственно, вытекающее воплощение Христа не только в человека, но и во всё творение;
Остановимся вкратце на каждом из них.
Апокатастасис или всеспасение. Восстановление всего творения - чисто языческий платоновский "догмат", во всей полноте усвоенный еретиком Оригеном. Всеспасение отрицает свободный и вольный выбор разумной твари и утверждает, вопреки православному вероучению Св.Церкви, что в конечном итоге вся тварь будет спасена, и не только нечестивцы, но и даже сам диавол. Отсюда и отрицание такого нетварного Божественного свойства как Праведность (Справедливость) и утверждение, что Бог есть Любовь и только Любовь. Напомним, что это утверждение было соборно осуждено ещё во II веке сщмч.Поликарпом Смирнским и папой Римским Аникетом, как ересь гностика Маркиона Синопского. А если Бог - только Любовь, то и ни о каком догмате Искупления речи быть, естественно, не может, так он напрямую связан с удовлетворением Правосудию Божьему. Апокатастасис же - полное восстановление грешных людей и демонов - был осуждён ещё на V Вселенском Соборе, как ересь Оригена.
Далее, несторианство. Модернисты утверждают, что Христос в Воплощении воспринял не совершенное, а поврежденное человеческое естество (учение еретика Феодора Мопсуетского), в течении Своей земной жизни выправлял его изъяны и несовершенства, а после, выправив их в Себе, постепенно выправляет их и во всем человечестве. V Вселенский Собор посмертно предал анафеме еретика Феодора Мопсуетского, его лжеучение и всех придерживающихся его.
Эволюционизм. Утверждает, что человек якобы произошел от животного в длительном процессе эволюции, а в какой-то момент Господь, вдохнув в него дыхание жизни, сделал его, таким образом, человеком. Отсюда становится непонятным в кого же воплотился Христос в человека или в животное, единосущное человеку? Разумеется, такая богохульная мысль не может быть совместима с благочестием.
Единосущие всего творения. Этот лжедогмат так же взят из платонизма, хотя Платон утверждает единосущие вообще всего бытия(!), в котором полностью стираются границы между Творцом и тварью. Однако, этот лжедогмат взят именно от него. Модернисты не могут отрицать творение из ничего, утверждать предвечность материи и безличностных идей, а так же единосущие и субстанциональное единство всего бытия, так как это было бы чистым язычеством. Но, применив к христианству, признать единосущие всего творения, скажем, хотя бы на самом примитивном, молекулярном уровне, - вполне представляется для них возможным. Соответственно, и Христос, получается, воплотился не только в человека, но и во всё творение, т.е. всё творение воспринял в Свою Божественную Ипостась. Отсюда и евхаристическая ересь, будто бы хлеб и вино (как образ, данный в Евангелии) воипостазируются Христом и, таким образом, "становятся" Телом и Кровью Христа, оставаясь при этом хлебом и вином по своему существу. И обожествление всей твари (это уже настоящее язычество!), ставшей таким образом ипостасно соединенной с Богом-Словом - воипостазированной, и якобы всё, что соприкасается с Божеством, становится Его Телом. Всё это тот же самый древний платонизм, в мистическом опыте не различающий тварное и нетварное, анафематствованный на Поместном Константинопольском соборе 1076 года (собиравшемся против философа-платоника Иоанна Итала).
Но во всём этом видится некоторая единая и замкнутая богословская (псевдо-богословская) система! Что может говорить не только об интеллектуальном человеческом факторе, но и о некотором синергизме с демонической силой. И действительно, происходит примерно такая картина: всё творение, развиваясь от простого к сложному в процессе эволюционного развития, проходит некоторые этапы становления, основным моментом которых является Боговоплощение (термин это употребляется весьма условно, так как подразумевается воипостазирование не только человеческой плоти, но всего творения). Идея сама по себе не нова, основанная на платонизме и синтезированная с христианством, она впервые была высказана католическим священником-иезуитом П.Тейяром де Шарденом. Действительно, Бог-Слово постепенно воплощаясь во всё Своё творение в эволюционном процессе, сначала принимает на себя поврежденную первородным грехом человеческую природу, но не как лишь начаток нашего состава (прп.Иоанн Дамаскин), а вместе со всеми человеческими ипостасями (кардинал Анри де Любак). Выправляет все её повреждения, а после выправляет и исправляет греховность и всех остальных людей, причем не только в земной жизни, но и по смерти. Произволение - есть свойство личности, ипостаси, в отличие от воли - волевых энергий природы. И если Христос воспринимает все человеческие ипостаси с их произволениями, то рано или поздно, все люди, отрицающие Бога, но связанные с Ним органическим единством, всё равно, проходя некоторые загробные периоды, направят свои произволения к Богу и покаются. И закончится весь этот теистический эволюционизм тем, что "будет Бог все во всем". Будут спасены все: и люди, и демоны. И совершено не важно, как человек жил в земной жизни.
Красиво, не правда? Но надо или ещё как-то доказывать, что к православному христианству это новое "богословие" вообще никакого отношения не имеет?! А есть ничто иное, как возрождение языческого платонизма, синтезированного с христианством?
Такому лжеучению не может быть места в Православной Церкви, ни на уровне катехизиса, ни на уровне частного богословского мнения!
248. Ответ на 245., Сергей Швецов:
247. Прп.Ефрем Сирин:
246. Ответ на 243., М.Яблоков:
245. Ответ на 242., Бондарев Игорь:
244. Ответ на 241., Сергей Швецов:
243. Ответ на 239., Лебедевъ:
242. Ответ на 233., blogger:
241. 183. Лебедевъ : Ответ на 165., электрик:
240. Ответ на 232., Бондарев Игорь:
239. Ответ на 230., Савва: