Сейчас мало кого удивишь новым изданием, время нынче хоть и антикультурное, пространство культуры стягивается подобно шагреневой коже, но то там, то сям пробиваются подобно траве сквозь бетон и асфальт новые альманахи, сборники, антологии. Казалось бы, такая общественная институция, как русский толстый литературный журнал, потихоньку отмирает, бумажные тиражи «толстяков» катастрофически упали, их читают преимущественно в Интернете.
Есть люди, полагающие, что «отечественная литературно-художественная периодика сегодня являет собой собрание плодов разнообразных, подчас диковинных вкусом и цветом, разновеликих по уровню и направлениям и ... в количестве совершенно недостаточном на душу населения».
В Харьковской библиотеке им. Маяковского состоялась презентация нового московского литературного журнала «Человек на Земле». Журнал фактически ежеквартальный, в течение года вышли в свет четыре номера.
Надо ли говорить, что лицо издания всегда определяет главный редактор. В данном случае это Татьяна Сурганова - литературовед, лингвист, переводчик, кандидат филологических наук, преподаватель МГУ. Поясняя в своем харьковском выступлении посыл явления нового издания, Татьяна Всеволодовна рассказала, что вдруг ощутила как личный вызов пространства и времени необходимость собрать такой журнал, такой круг авторов, который бы ее устроил и очертил вовне некую ее внутреннюю, отчасти интуитивную парадигму. «Скрытый потенциал российской литературной современности огромен, - говорит Т. Сурганова, - и поскольку читатель и тексты, так же, как человек и Земля, - сосуды сообщающиеся, друг друга взаимно наполняющие, мое твердое убеждение состоит в том, что воспитание если не в избытке, то в достаточном количестве понимающих, умных и тонких читателей предполагает в доступном избытке наличие умной, тонкой, прекрасной литературы. Таким образом, основная миссия журнала проста и очевидна - поиск и предъявление читателям талантливых авторов. Освещая и обсуждая имена, достижения, тенденции, возникающие в современной отечественной литературе, мы надеемся тем самым внести свою посильную лепту в текущий литературный процесс».
«Человек на земле» - так называлась известная книга 1975-го года филолога Всеволода Алексеевича Сурганова, написавшего исследование о писателях-«деревенщиках». «Русская деревня нынче стареет, спивается, уходит, переселяется в города, приспосабливается к фермерскому хозяйству, обустраивается дачниками, приезжими издалека, - говорит дочь исследователя русского советского почвенничества. - Да и городская улица моего детства со скрипучим под бабушкиными валенками снегом, с травой и деревянными домами, с лужайкой, на которой отец учил не падать с велосипеда, - исчезла с лица земли, подобно сотням затопленных деревень. Живя на той улице, я твердо знала, что самое лучшее на Земле - люди, а самое дорогое для них - другие люди и Земля. Жаль, что улицы больше нет: как было бы радостно не слышать о ядерных взрывах, о войнах, о таежных пожарах, о разливах нефти, о мусорных свалках, заметных из космоса, о неисчислимых мучениях людей и Земли. Узнал бы о том Федор Иванович Тютчев, называвший почву всепоглощающей и миротворной бездной, что б сказал?»
Ныне московский городской житель, Т. Сурганова сегодня это название, «Человек на Земле», трактует расширительно-космически; достаточно было строчную букву в названии издания сделать заглавной, и сразу у русского почвеннического послания появился характер всемирной отзывчивости. Главный редактор говорит: «География журнала охватывает пространство русскоязычной словесности, давно уже не совпадающее с политическими границами любезного Отечества: мы привечаем литераторов от Владивостока и Норильска до Лос-Анджелеса. Журнал в особенности старается представлять разнообразную палитру современной поэзии: и почвенническое направление, и религиозно-философские изыскания, и авангардистские поиски новых форм и языковых возможностей. Прозу стараемся печатать во всех ее проявлениях, поскольку по-настоящему хорошая проза - всегда несравненная удача, rara avis, поди поймай ее».
Всё подтверждается содержанием журнала, публикующем сочинения не только отечественных, ныне здравствующих авторов, но и, скажем, Редьярда Киплинга, Джорджа Уильяма Рассела и др. В поле пристального зрения главного редактора Сургановой и редакционного коллектива (это Сергей Гонцов, Максим Крайнов и другие доброхоты) находятся авторы не только московские (Борис Евсеев, Алексей Ивантер, Ганна Шевченко), но и Юрий Милославский (Нью-Йорк), Раиса Беляева (Гурина) из Киева, минчанин Михаил Шелехов, Ната Сучкова из Вологды. И многие другие.
Кроме Москвы презентации прежде в других городах не проводились, и глубоко символично, что первое же выездное представление публике журнала состоялось именно в Харькове, городе, делегировавшем на страницы «Человека на Земле» целую плеяду сочинителей. Т. Сурганова называет это «высадкой харьковского десанта во всех выпусках, начиная с самого первого». Это поэты Ирина Евса, Станислав Минаков, Герман Титов, Ирина Легонькова, а также же вышеупомянутые Ю. Милославский (опубликовавший во 2-м номере фрагмент новой повести, связанной с тайной гибели Царственных Страстотерпцев, «Сведения, исходящие от Полковника П. Ю. Лутохина», а в 3-м - главой из книги о двунадесятых православных праздниках «Просветимся торжеством: от Пасхи Христовой до Вознесения») и Р. Гурина, оба - слушатели знаменитой харьковской литературной студии середины 1960-х, которой руководил Борис Чичибабин.
Каждый номер журнала снабжен цветной вклейкой с русскими пейзажными работами современных художников, в частности, в 3-м номере поэт Г. Титов представил свои цифровые офорты храмов Харькова. В этом же номере юмористическому трактату Ивана Милых (Джанкой-Керчь) предпослана графическая работа известного харьковского карикатуриста Александра Сидоренко. Найдем мы здесь и замечательный фотопортрет Т. Сургановой работы известного кинооператора Анатолия Заболоцкого. Оформление журнала совершенствуется от номера к номеру. В частности, 4-й номер по-дизайнерски изысканно оформил Владимир Галатенко, заслуженный художник России, членкор Российской Академии художеств.
Корреспондент харьковской газеты «Время» С. Чепижный в статье «"Человек на земле": поэты у себя дома» отметил: «Встреча поэтов и любителей поэзии была заявлена как открытое расширенное заседание редакторского совета и авторского актива. А «десант» состоял из поэтов и писателей - как постоянно проживающих в «первой столице» Украины, так и тех, кто ныне живет вдалеке от своей малой родины...» Жестко высказался о нашем времени харьковчанин по рождению и американец по месту жительства поэт и прозаик Милославский. Он назвал его «эпохой злокачественного культурного неразличения и разрыва иерархических связей», то есть размыва критериев. Расцвету «культурных сорняков и пенопластовых обманок», по его мнению, должен себя противопоставить новый «здоровый журнал». Да, сейчас это сделать сложнее, чем в любую предшествующую историческую эпоху. Но - важно и своевременно. «Старые толстые журналы мертвы: то, что мы видим сегодня - это "зомби". Появление нового журнала среди «мертвецов» требует от него серьезного удерживания планки и сохранения изящной легкости».
К слову, об «изящной легкости». Выступления харьковцев на презентации вполне соотносились с афористичными и концептуальными цитатами из классиков, которые использовала главный редактор Сурганова в оформлении журнальных книжек. В частности, 3-му номеру предпослан эпиграф из Фридриха Гёльдерлина: «Много заслуг у человека земного, / Но жив он только в поэзии». Цитата приведена и на немецком языке, «Voll Verdienst, doch dichterisch wohnet / Der Mensch auf dieser Erde», что также выдает в концепции журнала желание соединить космос русского почвенничества с мировой цивилизацией.
Р. Беляева (Гурина) вспомнила, что когда-то на всех заседаниях литературной студии под руководством Б. Чичибабина ее участники стремились непременно слушать и слышать друг друга. И сегодня эта традиция должна продолжаться, хотя ныне - похоже, время эгоцентрических монологов. Благодаря новому журналу сегодня «мы читаем друг друга, узнаем друг друга», как это было всегда между литераторами. Тезис любимой чичибабинской студийки прямо соотносится с фразой Т. Элиота, 1939-го года, вынесенной на четвертую страницу обложки 2-й книжки журнала: «Журнал подарил мне встречи, дружеские связи и знакомства неоценимого свойства; мне приятно также думать, что он послужил сотрудникам, положив начало дружескому общению между людьми, которые, возможно, иначе не встретились бы, или не узнали о работе друг друга».
С. Минаков выразил наблюдение, что культурная среда вообще и, в частности, Харькова сжимается подобно шагреневой коже. Скоро, по его мнению, вся местная русская литературная общественность сможет уместиться в одном небольшом зале. Журнал «Человек на Земле» он назвал «примером поразительного порыва», призывом к расширению общения тех, кто пишет и кто читает. Он счел символичным внятное присутствие на страницах московского журнала литераторов Харькова, который в данном случае стал, наряду с Москвой, второй литературной, культурной столицей Русского Мiра.
Глава популярного харьковского телеканала «Первая столица», литератор, депутат горсовета Константин Кеворкян высказал соображение, что культурная жизнь не может исчезнуть никогда, уже хотя бы потому, что из полутора миллиона жителей города семьсот тысяч человек, по статистике, имеют высшее образование. Такой образовательный ценз уникален для городов Украины (да и для многих мегаполисов вообще). Другой вопрос - развитие и продвижение культурной русской жизни, широкое информирование и социально-культурная реклама, столь необходимые сегодня Харькову. К. Кеворкян проинформировал, что с февраля 2014 г. в Харькове начнет работу представительство Россотрудничества и это, по его мнению, должно помочь в общем деле.
На харьковской встрече авторы - как было подмечено, представители пяти литературных поколений - исполнили свои произведения. Раиса Гурина прочла три прозаических миниатюры; стихи читали Юрий Милославский, Аркадий Филатов, Станислав Минаков, Герман Титов, Андрей Костинский, Анатолий Кутник, Вениамин Ленский.
День презентации закончился тем, что группа литераторов из разных городов совершила продолжительную прогулку по Харькову, побывав у горельефа Б. Чичибабина и завершив общение поздним вечером на террасе дома, где некогда жил поэт Владимир Мотрич, тоже легендарный чичибабинский студиец. Там была оставлена для него бутылка коньяка, поскольку, по словам его друга Ю. Милославского, «тень Мотрича по ночам ходит по улицам и переулкам родного города и непременно заходит на свою старую терраску». Именно там, на доме номер 6, по пер. Саммеровскому, и следовало бы поставить памятную доску поэту Мотричу, одному из харьковских «человеков на Земле».
Длятся послания ушедших с Земли человеков, длится и журнал «Человек на Земле», возникший вопреки абсурду современного распадающегося мира, пытающийся собирать и удерживать ценности добра и жизни. Послание журнала кумулятивно сжато в строках автора жившего давно, в XVIII в., - философа, священника, естествоиспытателя Джозефа Пристли, вполне адекватно характеризующих и современную парадигму человеческого существования: «Эти доказательства частичного восстановления воздуха растениями в состоянии вегетации, хотя в условиях стесненных и искусственных, с высокой вероятностью свидетельствуют, что рана, постоянно наносимая атмосфере дыханием стольких животных и гниением столь огромных масс растительного и животного вещества, хотя бы отчасти заживляется повсеместным порождением зелени, невзирая на чудовищную массу воздуха, которая ежедневно портится вследствие вышеупомянутых причин; однако, если принять в рассуждение, что растения изобилуют на поверхности земли, произрастая в местах, благоволящих их природе, а значит, вполне проявляют все свои свойства, мощно вдыхая и выдыхая, едва ли возможно не думать о том, что это достаточный противовес наносимому злу и что лекарство сообразно болезни».
Может быть, Земля была бы рада от нас освободиться, - восклицают создатели нового журнала. - Может быть, она терпит нас только потому, что время от времени, не очень часто, сквозь омерзительную и по видимости несдираемую коросту хамства, глупости, ненависти, грамотного и неграмотного потребительства, бытового мата, убийств и самоубийств, лжи, лизоблюдства и лицемерия пробивается неожиданное, драгоценное, спасительное.
Именно так: противовес наносимому злу.