Или все-таки бренд - это нечто, выделяющее область на фоне 83 регионов чем-то необычным, уникальным, при этом легко запоминающимся. Эйфелева башня в Париже, Русалочка в Копенгагене, гондолы и маскарад в Венеции, пивной фестиваль в Мюнхене, башня в Пизе, самовар, пряник и винтовка в Туле. При помощи каких символов можно позиционировать Архангельскую область? Об этом размышляют руководитель регионального отделения «Народного Собора», автор ряда брендовых проектов Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов.
Маргаритинская ярмарка
Александр Тутов: - Тему брендов области мы муссируем уже более десятка лет, пытаемся искать те, которые могут принести известность региону. При этом они встречают мало поддержки со стороны региональных властей. В последнее время, правда, Поморский Новый год стал получать финансовую поддержку. Первые два Новых года провел я, теперь этот традиционный праздник расширяется. Второй наш бренд (у истоков идеи стоял сотрудник областного краеведческого музея Алексей Буглак, но продвинуть ее удалось нам с Иваном Мосеевым) - это Маргаритинская ярмарка. Я пришел к заместителю губернатора по социальным вопросам Тамаре Румянцевой, потом пригласили в оргкомитет губернатора Анатолия Ефремова, председателя областного Собрания Виталия Фортыгина... А потом нас всех оттуда «выселили».
Анатолий Беднов: - Как это обычно бывает. Возьмем развитие территориального общественного самоуправления (ТОС) в Архангельской области. У его истоков стоял Глеб Тюрин. А сегодня о нем почти не вспоминают.
А.Т.: - Пока Румянцева была замом губернатора, она называла меня «крестным отцом» ярмарки, приглашала на торжественные мероприятия. А потом Тамара Дмитриевна уехала в Москву. Ярмарка - это, конечно, хорошо, но сегодня она принимает несколько уродливые формы. У нас ведь основной целью ярмарки, кроме приезда гостей, была возможность торговли для жителей Архангельской области. За место практически ничего не брали. Нас интересовали, прежде всего, свои производители продукции сельского хозяйства. Теперь торговать стало достаточно дорого, и многие жители Архангельской области не приезжают на ярмарку. Она стала слишком коммерческой. А решение проблемы со сбытом продукции, улучшения положения в сельском хозяйстве отошло на десятый план. Нашу основную идею извратили. Я уже не говорю о том, что ярмарка создает массу проблем жителям. А ведь вначале обсуждали варианты места, где ярмарка не будет никому мешать - например, за кинотеатром «Русь». Но, как бы то ни было, эти два бренда существуют.
Поморская красавица
Когда-то брендом был фестиваль «Нордкон» под Котласом, куда приезжали тысячи людей. Без поддержки Котласской администрации он постепенно сошел на нет.
Проводился конкурс «Поморская красавица», гораздо более интересный, чем все эти «мисски», так как был более интеллектуальным и шел на развитие именно местной культуры. При этом его организаторов пытались обвинить в русском национализме из-за слова «поморская». Возрождение «Поморской красавицы» было бы тоже достойным делом, возрождением традиционных обрядов и культуры в отличие от всех этих «лошадиных» конкурсах, которые сейчас проводятся. Там нет ничего ни интеллектуального, ни артистического.
А.Б.: - Просто отбор «по экстерьеру»: пресловутые «девяносто-шестьдесят-девяносто» и т.д.
А.Т.: - Экстерьер, конечно, имеет значение, но он не должен быть единственным. Этот конкурс - тоже вариант бренда, который было бы интересно развивать.
Родина землепроходцев
А.Б. - Пока речь идет о мероприятиях: праздниках, конкурсах, фестивалях, ярмарке. Но ведь любой регион России ассоциируется с определенными историческими фигурами. У нас это Михайло Ломоносов, сказочники Степан Писахов и Борис Шергин.
А.Т.: - Есть еще тема Ермака, фигуры первооткрывателя и завоевателя мирового значения. Сейчас в Красноборском районе пытаются этот бренд раскручивать, но без поддержки со стороны области это сложно. Если продолжать проводить Ермаковские фестивали, туда можно привлекать туристов. Ведь у нас не так много фигур, имеющих глобальное значение.
Архангельская область должна позиционировать себя как родина землепроходцев. Ермак, Дежнев, Хабаров, Атласов, Пянда, губернатор Русской Америки Баранов - все родом отсюда. К тому же наш край - родина кораблестроения. С ним связаны имена Колчака. Папанина, Седова и других исследователей Арктики. Так что бренд «Архангельская область - родина землепроходцев и первооткрывателей» должен быть основным. Вот это - настоящий бренд, а не придуманные «дураковины» и тому подобное...
А.Б.: - «Родина Снеговика», «Почта Деда Мороза» и так далее. Тем более что «Родина Деда Мороза» сегодня прописалась в Великом Устюге, и создается еще одна, на Алтае... Скоро у деда Мороза резиденций будет больше, чем у Президента России.
А.Т.: - Так же, как у Бабы-Яги, которую мы пытались «поселить» в Красноборском районе.
Фестиваль Козьмы Пруткова в Сольвычегодске не получает развития, потому что это фигура не все-таки не глобального, а российского уровня. Притом, что сам Сольвычегодск - место историческое.
А.Б.: - С другой стороны, Иосиф Бродский, отбывавший ссылку в Коношском районе, - фигура вроде бы мирового значения, нобелевский лауреат, но его поэзия все-таки рассчитана на любителя-эстета.
А.Т.: - Тему Ермака надо продолжать. А у нас сегодня перестарались с «дураковинами», «родиной белого гриба», «родиной зимушки-зимы». Это все, конечно, бренды, но узкие бренды.
А.Б.: - Зиму можно «прописать» в любом северном регионе. Белые грибы растут тоже практически везде...
А.Т.: - И для их раскрутки нужны деньги. Деда Мороза в Великом Устюге ведь раскрутили благодаря московским деньгам. Учитывая, что сейчас никто больших денег вкладывать не будет, брендами можно сделать только исторических персонажей, имевших отношение к данному региону.
1. Re: Снеговик растает, а Ермак вечен