- Я, брат, еду в чужие краи.
- В чужие краи?
- В Америку.
- В Америку?
Свидригайлов вынул револьвер и взвел курок.
˂...˃
-... коли тебя станут спрашивать, так и отвечай,
что поехал, дескать, в Америку.
Он приставил револьвер к своему правому виску.
- А-зе здеся нельзя, здеся не места! - встрепенулся
Ахиллес, расширяя все больше и больше зрачки.
Свидригайлов спустил курок.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
* Есть Америка диких прерий, горных вершин, красивейших водопадов, умелых дельцов и честных тружеников. Такая Америка - наряду с любой другой страной мира, будь то Буркина-Фасо или Франция. В такую Америку можно влюбиться и остаться на постоянное место жительства. Или на время. (Примером этому географическое, но не духовное, поселение в Вермонте Александра Солженицына). Кому-то по душе каньоны, кому-то зыбучие пески: но всюду остается неотложная задача - донести к себе и к другим тот Свет, который воссиял и для грешников, и для праведников, и для зимбабвийца, и для китайца. Здесь все понятно.
** Физическая Америка открывается, прежде всего, Нью-Йорком (с палубы парохода) - громадиной, закованной в железо и бетон. Так ее видели наши писатели: Короленко, Горький, Маяковский, Есенин... Сиюминутный страх и восторг, крикливое любование и негодование, но не равнодушие. Чего не скажешь о пртихших уголках Руси, понять и любить которую впору тихою и нежною любовью; например, немецкий поэт Рильке, сумевший увидеть на перепутьях наших неказистых и болотистых дорог не отсутствие подлинной культуры, а ее затаенность, которая способна раскрыться миру. И от этого, вполне вероятно, и погибнуть. Рождение нового Адама невозможно без самоказни ветхого в себе человека.
*** Но есть и другая Америка. Америка-идея. У нее нет точных географических и геополитических координат. Она - как порок, как соблазн - в нашей душе. Быть во всем (чаще в денежных махинациях) и везде первым; навязать кому-то свою волю; покомфортнее жить и покомфортнее страдать; разрешить последнюю мерзость (тема легализации: однополых браков, наркотиков и т.д.), но при этом строжайше судить за поругание национального флага; перевирать незыблемые истины в угоду мелким своим поползновениям; баловаться в демократию и свободу... Замечу еще раз: вышеперечисленное меньше касается Джона, Мэри, Джорджа (расстояние насколько велико, что выносить столь поспешные обобщения было бы неверно), а больше наших доморощенных Иванов, Павлов, Одарок. Но это так, для дистанции.
****То, что ныне популяризуют и внедряют в сознание человечества под грифом «американский образ жизни», - не более как уловка, уйти от которой впору бы не при посредстве искусственно белоснежной улыбки, а лишь постоянным устремлением к нравственному и духовному обогащению.
***** Американская идея - ветхозаветная, где «око за око, зуб за зуб». Она бескомпромиссная и карающая. Она еще не освящена светом благодати и спасения. Конечно, приемля эту идею, на земле жить выгодно. Но рано или поздно душа взалкает, поймет, что она «нездешних нив жилица» (Есенин), что пора бы искать антиамериканский путь - путь евангельской Истины.
****** Так что же такое за птица эта Америка! В повести Владимира Короленка «Без языка» (об «американской судьбе» переселенцев с западных губерний Малороссии) забавным образом отыскиваем ответ. Персонаж ( включившийся в делооборот переселенец-еврей) научает Матвея (главного героя): «Видите что: Америка такая хитрая сторона, она не трогает ничьей веры. Боже сохрани! Она берет себе человека. Ну, а когда человек станет другой, то и вера у него станет другая». (В скобках отметим, что, как водится, это вера во власть капитала, а на худой конец - модная сегодня вера в самого себя). Америка, держа в уме весь контекст сказанного в самом начале, - не совсем (прибегнем к толерантности) светлая сторона нашей души. Выстрел Свидригайлова спровоцирован именно этой стороной: желчной, самовлюбленной, дерзкой.
******* Побывав в Америке ( изрядно там побуянив и поскандалив), Сергей Есенин написал свои о ней впечатления. Среди прочего, там есть такое место: «Европа курит и бросает, Америка подбирает окурки, но из этих окурков растет что-то грандиозное». Но вызреет ли что-то великое с окурков, с чего-то вторичного? Ведомо, нет. А грандиозное... Баобаб в некоторой мере -грандиозный и величавый.
******** Особенно теперь, когда мир вздыблен происходящим (едва ли не почином очередной войны) надлежит вспомнить святителя Николая Сербского, по слову которого «Европа бунтует и требует достижения справедливости для каждого в этот краткий промежуток времени от рождения до смерти одного человека и одного поколения. Ее метр - это миллиметр. А измеряя все миллиметрами, она бунтует, возмущается и падает из одной ямы в другую», заменив лишь «Европа» на «Америка». И держать в уме, что восторжествовать может одна Правда Христова, а никакая ни справедливость, ни толерантность, ни что-то там еще.
********* «Наша» Америка... Почему она наша? Да потому как не существует не нашего заблуждения! И наша она пока даже в большей мере, нежели Святая Русь и Европа («страна святых чудес», как у Достоевского). Она наша в той мере, в какой нашим есть каждый проступок на пути к всепобеждающей Любви, снимающей противоречия и антиномии.
**********...и не обманемся нахлынувшими иллюзиями (американская идея), и припомним, что там «...в Америке [физической, населенной людьми - прим. наше], навсегда - бессмертные, заколдованные мгновения, глаза, глядевшие на тебя, улыбнувшиеся и исчезнувшие губы и слово; камень, лист, дверь, которой мы так и не нашли и о которой никогда не забудем» (Томас Вулф), и постараемся наконец-то вместе, «всем миром» отыскать ту заветную дверь.
2. Re: «Наша» Америка
1. Re: «Наша» Америка