Очень лукавое выражение, имеющее множество значений. Лев Толстой в своем трактате 1898 года «Что такое искусство?» (когда-то я подробно занимался им в своей кандидатской диссертации) перебрал десятки смыслов этого слова, и пришел к выводу, что это передача чувств. Однако в искусстве не только чувства, а много ещё чего. Андрей Белый также перебирал значения искусства в своем трактате «Символизм», и решил, что не может ничего сказать о его сущности, при всей своей подкованности по части эстетики. Очень хорошо сказал Хайдеггер: положение истины в творение. Однако истина - это Бог. Вот так и надо разуметь.
Конечно, искусство - часть культуры, однако смотря какое. Храм и икона выше культуры, так как принадлежат вере. Есть искусство от Бога, есть искусство от человека и есть искусство от сатаны. Вот тут и зарыта собака. Как всё на свете, искусство (талант, гений) может служить разным господам. Классика - Творцу, модерн - автору, постмодерн - черной дыре.
Собственно, светское искусство в Европе начинается с Ренессанса. «Мона Лиза» Леонардо есть «икона человека» на фоне мистического пейзажа. Двусмысленная улыбка сей грешной красавицы - символ дальнейшего пути европейского модерна. Вроде и с Богом, а вроде и нет. Откровеннее всего об этом у Гёте. Фауст выполняет все договоренности с чертом, а потом почему-то просветляется (это подчеркнуто в недавнем отвратительном фильме Александра Сокурова). Наверное, потому, что «бог умер», а сам Фауст занял его место - впрочем, вслед за римским папой. В современном постбуржуазном мире искусство перешло в практику «подражательности, поразительности, занимательности» (терминология Л.Н.Толстого) и, углубившись в виртуал (3D, 4D, 5D...), приближается к черной магии. Правящий олигархат это вполне устраивает. Рок, наркотики, унисекс - что ещё... Живи быстро и умри.
Одна надежда на Русь-матушку. Казалось бы, всё как у людей, катимся в ту же яму. «Черные квадраты», «дыр, бул, щил», панк - всё на месте. И вдруг - Господи, помилуй! - «деревенская проза»: Распутин, Астафьев, Белов, Шукшин, Носов, Личутин. На самом деле, это, конечно, православная проза. И такая же поэзия: Рубцов, Кузнецов, Арсений Тарковский. И его сын Андрей, хотя того порой и заносило в гностицизм. И Никита Михалков, когда он не увлекается «русским Голливудом». И Свиридов с Гаврилиным в музыке, и Глазунов в живописи...
Пока существует русская классика, не убьет сатана искусство. Однако помучает нас изрядно, как он сделал в своё время с Врубелем и Блоком. Но Блок ведь, по личному свидетельству Даниила Андреева, прощен - быть может, и нас простят?
9. Re: Искусство
8. Re: Искусство
7. Re: Искусство
6. Ответ на 5., Андрей Карпов:
5. Ответ на 4., Владимир Успенский:
4. Re: Искусство
3. Re: Искусство
2. Re: Искусство
1. Re: Искусство