Искусство

Дневник философа

0
258

Очень лукавое выражение, имеющее множество значений. Лев Толстой в своем трактате 1898 года «Что такое искусство?» (когда-то я подробно занимался им в своей кандидатской диссертации) перебрал десятки смыслов этого слова, и пришел к выводу, что это передача чувств. Однако в искусстве не только чувства, а много ещё чего. Андрей Белый также перебирал значения искусства в своем трактате «Символизм», и решил, что не может ничего сказать о его сущности, при всей своей подкованности по части эстетики. Очень хорошо сказал Хайдеггер: положение истины в творение. Однако истина - это Бог. Вот так и надо разуметь.

Конечно, искусство - часть культуры, однако смотря какое. Храм и икона выше культуры, так как принадлежат вере. Есть искусство от Бога, есть искусство от человека и есть искусство от сатаны. Вот тут и зарыта собака. Как всё на свете, искусство (талант, гений) может служить разным господам. Классика - Творцу, модерн - автору, постмодерн - черной дыре.

Собственно, светское искусство в Европе начинается с Ренессанса. «Мона Лиза» Леонардо есть «икона человека» на фоне мистического пейзажа. Двусмысленная улыбка сей грешной красавицы - символ дальнейшего пути европейского модерна. Вроде и с Богом, а вроде и нет. Откровеннее всего об этом у Гёте. Фауст выполняет все договоренности с чертом, а потом почему-то просветляется (это подчеркнуто в недавнем отвратительном фильме Александра Сокурова). Наверное, потому, что «бог умер», а сам Фауст занял его место - впрочем, вслед за римским папой. В современном постбуржуазном мире искусство перешло в практику «подражательности, поразительности, занимательности» (терминология Л.Н.Толстого) и, углубившись в виртуал (3D, 4D, 5D...), приближается к черной магии. Правящий олигархат это вполне устраивает. Рок, наркотики, унисекс - что ещё... Живи быстро и умри.

Одна надежда на Русь-матушку. Казалось бы, всё как у людей, катимся в ту же яму. «Черные квадраты», «дыр, бул, щил», панк - всё на месте. И вдруг - Господи, помилуй! - «деревенская проза»: Распутин, Астафьев, Белов, Шукшин, Носов, Личутин. На самом деле, это, конечно, православная проза. И такая же поэзия: Рубцов, Кузнецов, Арсений Тарковский. И его сын Андрей, хотя того порой и заносило в гностицизм. И Никита Михалков, когда он не увлекается «русским Голливудом». И Свиридов с Гаврилиным в музыке, и Глазунов в живописи...

Пока существует русская классика, не убьет сатана искусство. Однако помучает нас изрядно, как он сделал в своё время с Врубелем и Блоком. Но Блок ведь, по личному свидетельству Даниила Андреева, прощен - быть может, и нас простят?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Re: Искусство

И если уж говорить об Искусстве,то - его нет. Есть его подмена. А чтобы оно появилось,нужна действительная семантическая революция в русской цивилизации. Семантическая,смысловая ,а не какая либо другая.Другие революции не нужны,опасны. Вот тогда никакие инверсии полов не будут страшны. А пока - битва титанов абстракции на фоне пепелища модернистской конвенции:они нас - инверсией полов,мы их - православным эволюционизмом.
Бондарев Игорь / 13.11.2013, 07:32

8. Re: Искусство

Искусство антихриста,приведшая к появлению модерна, состоит в общей подмене тождества в логике христианства.(А остальные народы последовали этому.) Именно с тех пор,как искусство логики отточили в средних веках на Западе, этим общим для всей Науки предметом стал овладевать антихрист.Который смешивал классику с наукой,дозировано,достигая степени предвзятости классики определяющей духовное первенство,перед логикой науки повествующей с неумолимой точностью об энтропии мире,достигая, во влиянии на умы общества,того эффекта,о котором мы говорим - конвенция. Конвенция примы зверя в мире:модерн :подмена классическим христианством науки,а наукой - классической цивилизации христианской культуры.
Бондарев Игорь / 13.11.2013, 06:38

7. Re: Искусство

Запад вводит инверсию пола. Но,что это как не постановка вопроса об причине онтологического влияния на реальность. Что это - как не постановка вопроса о парадоксе бытия и сознания(отношения писанной и не писанной логики ума:формы и содержания). Ведь Адам и Ева осуществили и ввели этот парадокс в бытие мира. А Запад ,сегодня, открыто ставит об этом вопрос. Не произвольно,а под давлением хода Истории.Под давлением модерна,где,по искусству антихриста и произошла онтологическая подмена реальности в семантике христианской цивилизации (в смыслах). Как случилось то,что христианской совестью был оправдан нацизм и коммунизм? Почему из классического века Просвещения ,плодом его,пришли революции и войны? Да,если бы Запад был православным,он бы ставил вопрос по другому,не в форме инверсии пола.Но,Запад не православный. А мы,православные не ставим вопрос о парадоксе духа и материи. Мы уверены,что материя - Сотворена. Мы уверены,что Бог Духом сотворил материю.И мы устраняемся от объяснения т.Эволюции. И мы не можем отделаться от абстракций,фантомов,идеализма. И на нас посылаются эти духи в виде национализма народов.Все наши проблемы - от абстракции,идеализма. А вреднее западной инверсии полов - православный эволюционизм.Потому,что в нем нет постановки вопроса о парадоксе реальности. Но идет прямое подчинение духа материи: подчинение зверю.
Бондарев Игорь / 13.11.2013, 06:08

6. Ответ на 5., Андрей Карпов:

Вопрос, что есть русская классика?

Ответ, это то, что хочется ещё и ещё раз прочитать, посмотреть, послушать...
Иванович Михаил / 12.11.2013, 12:18

5. Ответ на 4., Владимир Успенский:

Русская классика ещё долго будет светочем

Вопрос, что есть русская классика? Ге - классика? Скрябин - классика? Лермонтов (см., напр. "Прощай, немытая Россия")?
Андрей Карпов / 12.11.2013, 11:06

4. Re: Искусство

Не столь важно для Истины, которая всегда рядом или посередине - как мы трактуем и понимаем искусство,сколь то - кому оно служит и кто является его служителем.Не вдаваясь в полемику,вполне соглашусь с уважаемым авторм, что постигаемые (непонятийные)искусства (музыка)и живопись сразу же после отрвыа их от Храма,(Богослужения) стали служить человеческим страстям, и в конце-концов выродились в бесовскую антикультуру, что мы имеем сегодня. Безусловно и не требует доказательств и то обстоятельст-во, что "ОДНА НАДЕЖЕДА НА РУСЬ МАТУШКУ". Русская классика ещё долго будет светочем для всего мира, что катится в бездну неверия и греха...

3. Re: Искусство

Храм и икона выше культуры, так как принадлежат вере.

Утверждение понятно как возникшее, но ложное. Храм и икона не принадлежат вере в том смысле, что не вытекают из её сути. Адам веровал. И обходился без храма и иконы. Вспомним, что Господь сказал самарянке: "поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". (Иоан.4:21-24). Устроение сердца важнее стен. Но - человек в земной жизни не может жить только духом. Ему нужны внешние признаки своей веры, материальное вспоможение духовному. Это отражение духовного в материальном и есть культура. Духовное этоможет быть различным (вплоть до бездуховности и бесовщины), соответственно и культура может быть различной... Но всё это - культура . И храмы и иконы существуют как объекты нашей культуры. Через которые мы пытаемся выйти за пределы культурного бытия - в мистическое. Но сами они принадлежат культуре. Тут градация очень простая: мистическое - это общение духом, без опоры на объективрованное, существующее в межличностной, публичной среде. Всё же, что попадает в межличную публичную среду - как вещественный ли объект, или выраженное языковыми или изобразительными средствами понятие - это культура. Присутствие Бога - это мистика, изображение Господа - культура. Таинство - мистика, обряд - культура.
Андрей Карпов / 12.11.2013, 08:18

2. Re: Искусство

Но Блок ведь, по личному свидетельству Даниила Андреева,...

Можно ли доверять свидетельству Даниила Андреева ведь он не православный и даже не христианин. Его прозрения по поводу Ленина, Сталина, Хрущева противоречат тому, что стало известно о этих личностях в последние годы. То есть о Ленине и Хрущеве характеризуются им положительно. Что не соответствует реальным фактам. Сталин им полностью демонизирован. Ничего не прозрел он о мученичестве царской семьи. Прозрения Даниила Андреева о Иоанне IV Грозном в лучшем случае находятся на уровне представлений режиссера Павла Лунгина, если ни еще ниже.
Анатолий Пронин / 12.11.2013, 07:37

1. Re: Искусство

Если логически сформулировать цель искусства,то это будет: просвещение онтологического парадокса реальности. Есть писанная и не писанная логика,реальность.Содержание и форма. И есть парадокс между ними.В содержании всегда есть предвзятость,которая приписывается форме,будучи не в ней,но отождествляясь с ней. Вот это и приводит к существованию парадоксов,антиномий ,и, при их обилии,- противоречиям. Вот,например,парадокс брадобрея:"Брадобрей бреет только тех людей,которые не бреются сами.Бреет ли он себя?" Если исходить из текста и только из текста парадокса,то никакого парадокса нет.Потому что четко написана инструкция существования брадобрея,условие бытия брадобрея,необходимостью которого есть не бритье людей. Сам брадобрей и есть условие для самого себя,как человека,чтобы не бриться. Откуда же парадокс? От того,что мы предписываем брадобрею условие,что он бреется сам,априори. Но,ведь в тексте парадокса такого условия нет. Значит мы отождествляем текст парадокса как одну реальность (форму) с другой реальностью (наше содержание). Но это - нарушение первого из четырех основных законов логики - закона тождества. На самом деле во всех парадоксах прописано инструкция их решения.В текстах самих парадоксов. Задача искусства - внести ясность между нашим содержанием и внешней формой мира. Задача искусства ,если это есть "положение истины в творение" - прояснить закон тождества в восприятии мира умом. Содержание должно быть тождественно себе,а форма - тождественна себе. Классика - познание содержания(внутреннего мира) тождественного Себе (Богу). Модерн - познание формы,текста мира тождественной самой себе(наука). Но,как известно, между содержанием и формой человека и мира есть противоречие "терниев и волчц" посеянных грехопадением человека. И в эпоху от Ренессанса,Просвещения и до 1945 года шло мучительное выявление этих парадоксов и противоречий внутреннего и внешнего в статусе нарушения внутренним внешнего:вторжением внутреннего во внешнее .Классика нарушила закон тождества и вероломно вторглась в пределы научного текста о форме мира. И текст Науки стал парадоксально противоречивым - тем ,что мы называем модерн. Потому,что именно классика была использована умом человека как средство нарушения закона тождества.Именно ее содержание привело к созданию парадоксов и противоречий текста Науки,ибо в самой Науке нет противоречивого взгляда на мир.Так как в тексте науки есть и ответ.Но это - если относиться к тексту науки не предвзято.Как в примере с парадоксом брадобрея. Наука видит материальный мир в его статусе первородного греха,в падении.Но,вот классика приписала(предвзято,нарушив закон тождества) этому научному взгляду свое содержание,отождествив научную картину мира с классическим видением Бога. И появился феномен модерна:Освенцим и Гулаг.Мировые войны. Постмодерн - попытка выяснения этого парадоксального и вероломного (улыбка Джаконды) вопроса связи классики и модерна.Постмодерн еще не закончен. Задача искусства - внести ясность в этот парадокс и закончить философию постмодерна. Положить истину Бога в творение.
Бондарев Игорь / 12.11.2013, 06:06
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Леонидович Казин
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
О божественных тайнах выпытывать не надо
Бог лично участвует в драме мира – в нашей с тобой драме
14.11.2024
Что такое искусство?
Своеобразие России ХХI века в этом плане заключается в активном состязательном взаимодействии — борьбе — классических, модернистских и постмодернистских проектов, конкурирующих друг с другом, от исхода чего зависит будущее всего мира
05.11.2024
Умный бес всезнанья
В последнее время гностицизм вошёл в моду
31.10.2024
Все статьи Александр Леонидович Казин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06