Ассирийцы. Большинство из нас, услышав это слово, наверное, вспомнит учебники по древнейшей истории. Однако ассирийцы - этническая группа, живая и сегодня. Более того, их предки одними из первых восприняли от апостолов веру Христову. Однако Ассирийскую церковь постигла непростая судьба: расколы, уклонение в ересь, униатство, бегство от гонений... Но и в наши дни сохранилась православная ассирийская диаспора, хранящая веру святых отцов, на протяжении 2000 лет. В Грузии она насчитывает всего около 2000 человек и нуждается в поддержке и помощи братьев по вере.
Тринадцать ассирийских подвижников
В Сирии, Месопотамии и Иране христианство стало распространяться уже в первом веке нашей эры, и ассирийцы[1] восприняли его в число первых. А в середине VI века Божия Матерь явилась ассирийскому подвижнику, святому Иоанну Зедазнийскому, и повелела ему избрать по жребию 13 подвижников из своих учеников, дабы они отправились на утверждение христианской веры и основания монашества в земле Иверской - нынешней Грузии. Древнейшее житие святых ассирийских отцов так свидетельствует об этом: «Все они... учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устрояли в народе гражданственность...» Святые подвижники основали 13 монастырей, которые по сей день являются оплотом Грузинской Православной Церкви.
Но уже вскоре Ассирийскую Церковь ждал драматический поворот. В начале V века она откололась от Вселенской Церкви, приняв лжеучения константинопольского архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил о Богородице Марие и превратно толковал природу Господа нашего Иисуса Христа. [2] Последователи Нестория, которых стали называть по имени их учителя, «несториане», канонизировали осужденного Церковью Нестория, а также Диодора Тарсийского [3] и Феодора Мопсуэстийского[LP3] [4]. Все эти люди преданы анафеме Вселенскими Соборами, однако, увы, Ассирийская церковь Востока и сегодня почитает их в лике святителей, а их учение, в частности, христология, является официальным учением Ассирийской церкви Востока, некогда исповедовавшей Православную веру...
Еще один раскол произошел с появлением «Сирийская яковитская церковь»: этнически связанная с ассирийцами, она исповедовала противоположное полученному им сначала.
С ХV века среди ассирийцев начал распространяться католизм. После многих интриг и междоусобиц в ХVI веке ассийцы-несториане заключили унию с Папой Римским, с этих пор они стали именовать себя «Халдейской католической церковью», которая в 1954 года была перенесена в Багдад.
Но несмотря на раскол, многие ассирийцы исповедовали и хранили правую веру Святых Отец и Вселенских Соборов.
Грузия: схимонах во главе диаспоры
Большинство ассирийцев проживает в Курдистанских горах (Восточная Турция, Иран, Ирак), некоторые - в Грузии и России и в др. странах. В Грузии первое поселение ассирийцев известно с XVIII века, но массовое переселение случилось во время Первой мировой войны: политика Османской империи была в открытую направлена на истребление христиан, и они вынуждены были бежать.
Другое переселение случилось в 19 веке[5], когда община ассирийцев-несториан (во главе с епископами и священнослужителями), проживавших в пограничной с Россией персидской провинции Азербайджан, к западу от озера Урмия, была присоединена к Православной Церкви. Это начинание получило название «Урмийская духовная миссия» и было, пожалуй, самой большой радостью Церкви и самым большим ее успехом со времени раскола V века! В последстви часть православных ассирийцев была направлена в Россию, а другая - в Грузию. Православные богослужебные тексты были переведены для них на арамейский язык, а благодаря компактному проживанию они смогли сохранить язык и веру.
Но в советский период новых священнослужителей в православной ассирийской диаспоре не появилось, а из старых никого не осталось... Люди стали посещали русские и грузинские храмы.
Так продолжалось до развала Советского Союза. А в 1990-е годы с Запада хлынули протестанты и католики, а с ними и несторияне и халдеи (католики-униаты). Целью последних было переманить православных ассирийцев в свою веру, основываясь на аргументе сохранения национальной идентичности.
В Москве эта идея имела успех, хотя и стоила ее носителям больших трудов. К сожалению, Русская Церковь позволила так грубо «разграбить» свою паству, и это никак не способствовало созданию общины православных ассирийцев во главе со священником, где они могли бы служить на родном языке... Грузинская Церковь, напротив, открыла духовно-просветительский центр для ассирийцев, и так многие и многие из них остались в Православии. А некоторые даже вернулись из ереси в веру своих предков, благодаря тому, что во главе общины стал этнический ассириец, православный монах, рукоположенный в Грузинской Церкви - схиархимандрит Серафим. Теперь у них есть православный храм, где службы ведутся на арамейском и грузинском языках. В селе Канда, где в основном проживают православные ассирийцы в Грузии, в скором будущем возникнет духовный и культурный ассирийский центр. Кроме того, строится монастырь - в честь тринадцати ассирийских отцов. Четырнадцатым отцом православные ассирийцы - а их в Грузии более 2000 человек - считают своего духовного отца, схиархимандрита Серафима, возродившего и укрепившего православную веру в их среде. Благодаря ему многие ассирийцы, крещенные в еретической Ассирийской церкви Востока в Москве, вновь приняли православную веру, которые исповедовали св. Симон Столпник, Ефрем Сирин, Иссак Сирин и сонм православных святых и подвижников благочестия.
Отношение к схиархимандриту Серафиму среди несториан - в Ассирийской церкви Востока - крайне негативно. Многие называют его предателем, поскольку он отказался присоединиться к ним. На это отец Серафим со скорбью говорит, что Ассирийская Церковь Востока - изначально православная и некогда единая со всеми - утратила не только вероучительную чистоту, но и таинства. Исповедь, институт монашества - куда это всё пропало? Почему не возрождается? Схиархимандрит сокрушается, что его братья по крови, удалившиеся в ересь, фактический стали иконоборцами: почитание икон у них почти исчезло, не говоря об искажениях более фундаментальных - касающихся вопросов веры и духовной жизни...
Православная ассирийская диаспора в Грузии растет, у нее большие перспективы. Но она нуждается в материальной поддержке. Если халдейская и несторианская миссии финансируются извне, имея поддержку с Запада, то православным ассирийцам ни на что подобное, конечно, надеяться не приходится. Все зависит здесь от инициативы каждого члена Церкви. Средства для строительства монастыря в честь тринадцати ассирийских отцев собирают всем миром. Строительство продолжается и сегодня. Каждый, читающий эти строки, может внести свою лепту в возрождение и укрепление православия, в поддержку наших братьев и сестер во Христе, ассирийцев.
Примечания
Информационный ресурс в facebookе:
https://www.facebook.com/assurian.church?hc_location=stream
Здесь где можно почерпнуть более подробную информацию и связаться с представителями ассирийской православной диаспоры.
Сноски:
[1] Ассири́йцы (арам. ܐܬܘܪ̈ܝܐ, самоназвания - атураи, сураи, встречаются также названия айсоры, суриани, халдеи, сиро-халдеи, сирийцы,) - народ, происходящий от древнего населения Передней Азии. Происхождение возводится к обитателями Ассирийской империи. Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках, входящих в семитскую семью. Живут они в Иране, Северном Ираке (Курдистанском автономии), Сирии, Турции. Общины ассирийцев есть также в Ливане, России, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах. В силу отсутствии национально государство, невозможно определить точное количество народа, но по средней статистике от 3 до 4 миллионов.
[2] Третий Вселенский собор созван был в 431 году императором Феодосием Младшим в Ефесе, по поводу лжеучения Нестория [49], который учил, что пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог был соединен только нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Поэтому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называет богоносцем, а не Богочеловеком, Пресвятую Деву Христородицею, а не Богородицею. Собор отверг ересь Нестория и определил исповедовать, что Господь Иисус Христос есть совершенный Бог и Человек. Посему Пресвятую Марию Деву, хотя Она родила Его по человечеству, признал достойным и праведным именовать Богородицею. Из других постановлений собора в особенности примечательно седьмое правило, которое утверждает Никео-Цареградский Символ веры и строго воспрещает делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения. (Лит. о. Петр Смирнов История христианской Православной Церкви).
[3] Диодор Тарский († в 394 г.) - епископ тарский, один из известных христианских богословов IV века. Родившись в Антиохии, он получил образование в Афинах; возвратившись в родной свой город, принял горячее участие в борьбе с арианами, имел попечение над антиохийской церковью со времени удаления из Антиохии Мелетия до 372 г., когда должен был спасаться от ариан бегством. Был осужден Церковью за то, что допускал в Иисусе Христе лишь нравственное, а отнюдь не субстанциональное единение двух естеств. Многие в не видели предтечу несторианства.
[4] Феодор Мопсуестийский (около 350, Антиохия - 428, Мопсуестия близ Аданы, Киликия) - раннехристианский теолог и святой Несторианской церкви. Великий мыслитель богослов, которого так же называют предчетой несторианской ереси. Будучи острым мыслителем и блестящим оратором Феодор отличался отточенным владением острым умом. В христологии он развивал концепцию «двух сынов», утверждая, что не следует смешивать Божескую и человеческую природы во Христе, и иной - Сын Божий, и иной - Сын человеческий. Он говорил: «Мы не должны думать, что от Девы родился Бог. Не Бог Слово родился от Девы Марии, а тот, кто от семени Давидова» (то есть человек)[1], и не считал возможным объединение в одно лицо Божественного Логоса (который, по Феодору, является неизменяемым и неспособным к страданию) с совершенным человеком Иисусом, который был для Него подобием храма (как в храме пребывает Бог, так и в Иисусе - Божество). В связи с тем, что несториане указывали на Феодора как на своего учителя, в VI веке, при Юстиниане I произошло его осуждение. В 553 г. в Константинополе V Вселенском соборе Феодор Мопсуестийский был анафематствован (наряду с отдельными сочинениями двух других писателей, проводивших те же взгляды). Причем во время рассмотрения его дела оценка его сочинений участниками собора была жесткой: «Анафема Феодору Мопсуетскому и его сочинениям; они чужды Церкви, они чужды православным, они чужды отцам, они полные нечестия, они восстают на Священное Писание, анафема Феодору: он опозорил Евангелие, он поругался над домостроительством нашего спасения... Осуждаем и анафематствуем... Феодора, который был епископом в Мопсуесте, и его нечестивые сочинения» ( Ист. Воспоминание Пятого Вселенского собора. Жития святых... Цит. соч. С. 534, 537. Также: Карташёв А. В. «Вселенские соборы». - М.: Республика, 1994. - С. 345-350).
[5] Урмийская православная миссия учреждена в 1898 г., вслед за присоединением сирохалдейцев к православной церкви. В настоящее время Урмийская церковь, имеющая двух епископов и более 60 священников и дьяконов, насчитывает около 40 храмов и 60 школ с 2000 учащихся (одна - при миссии, с пансионом на 50 человек). В 1904 г. основано в СПб. Кирилло-Сергиевское братство, имеющее целью содействовать православной У. миссии в Персии в обращении несториан и служить нуждам и пользам православной церкви в пределах Урмийской области. С 1905 г. У. миссия издает журнал "Православная Урмия" на сирийском и русском языках. См. "Церковные Ведомости", 1904, NN 2 и 8; 1905, NN 6 и 9. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефр... Как свидетельствует игумен Стефан (Садо) «Особенность Урмийской Православной миссии, выделяющая ее из других и делающая работу ее предметом особого интереса в истории Церкви, в том, что ее деятельность протекала среди несториан, впервые за полторы тысячи лет в составе целой епархии воссоединившихся с Православной Церковью, открыв перспективу воссоединения с православием всей несторианской церкви вместе с патриархом. История Урмийской миссии свидетельствует, что в какой-то момент (незадолго до войны 1914 г.) эта цель казалась очень близкой и достижимой, но из-за крушения России в 1917 г. она осталась недостигнутой, и даже приобретенная миссией паства оказалась рассеянной.» Ист.: http://www.atranews.com/religion/sado/sado.htm