События в московском Бирюлево, где после убийства местного жителя уроженцем Азербайджана, произошли беспорядки, заставили вновь заговорить о серьезнейшей проблеме современной России - участившихся конфликтах между коренным населением и растущей не по дням, а буквально по часам армией иммигрантов, гастарбайтеров. О причинах и возможных последствиях этого противостояния размышляют руководитель регионального отделения движения «Народный Собор» Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов.
Чем опасна псевдотолерантность
Анатолий Беднов: - То, что произошло в Бирюлево - это не первый и, надо думать, не последний случай. Вспомним «горячие точки» последних лет: Кондопога, Согра, Пугачев, Ставропольский край...
Александр Тутов: - Да и у нас в Архангельске сгорела серия заведений с кавказкими названиями. Обратите внимание, что такие акции происходят регулярно. Народ активно стал собираться, и практически каждую неделю происходит что-нибудь, связанное с межнациональными проблемами. Они принимают все более и более горячий характер. В Бирюлево действия были достаточно организованными. Проблема в том, что в Бирюлево это не первый случай, просто раньше не было такого резонанса. Хотя тоже происходили нападения, изнасилования, и, есть информация, даже убийства.
Однако эта информация не могла пробиться на медийное поле. А сейчас это прошло, и многие понимают, что чем дальше, тем больше проблем. К сожалению, пробуждение активности русского народа идет вот таким путем. Это ответная реакция. Но некоторые стали понимать, что если не защищаться, не выступать, не пытаться изменить ситуацию, то следующей жертвой может стать любой из нас, наших родственников или близких. И та псевдотолерантность, которую нам пытались привить - поголовную любовь к мигрантам, лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, не решает проблем, а только усугубляет их. Плохо, что от таких всплесков страдают совершенно невинные люди. Но власти не решают эти проблемы. А это - и лишение коренного населения рабочих мест, и множество неуправляемых лиц, не принимающих местную культуру.
Притом надо понимать, что не все люди, приехавшие в нашу страну, являются преступниками.
А.Б.: - Дело в том, что раньше в Россию из союзных республик приезжали на заработки жители союзных республик, которые более-менее умели говорить по-русски, пусть с акцентом, они находились в поле русской культуры, русской цивилизации. Но сейчас-то приезжает молодое поколение, которое выросло уже в постсоветское время, для которых Россия - чужая страна, а русские давно не «старшие братья» в семье народов. При этом ни в Российской империи, ни в СССР не было такого мощного миграционного потока с национальных окраин в коренную Россию. А многие из тех, кто приехали и осели здесь, успешно ассимилировались - если не они сами, то их дети, тем более внуки...
А.Т.: - Если вспомнить историю Руси, то шла нормальная ассимиляция, вливание в состав русского народа различных национальностей. И среди великих русских немало тех. кто имеет и татарские, и шотландские, и даже эфиопские корни. Понятно, о ком идет речь. И в состав тех же казаков вливалось немало представителей других народов. И они составляли единую казачью структуру, достаточно толерантную, но при этом казаки не давали обижать себя и ту территорию, которую они защищали.
А сегодня русских пытаются стравить между собой. Вспомним поморов, коренное русское население со своими особенностями. И обратите внимание, что нападали на поморов в основном так называемые «розовые», а защищали их русские националисты.
А.Б.: - Поморов пытаются обвинить в сепаратизме, хотя сепаратистские призывы звучат как раз из уст «розовых» либералов. Достаточно вспомнить заявление Евгении Альбац о том, что Сибирь неизбежно отойдет Китаю, или ее соратника по Высшей школе экономики Сергея Медведева о необходимости международного контроля над Арктикой.
Но как раз поморы, открывшие и освоившие Арктику и Сибирь, меньше всего заинтересованы в том, чтобы эти земли отошли «чужим дядям».
А.Т.: - «Коренное население» - понятие довольно широкое, и для нас удмуртские «Бурановские бабушки» - тоже русские, потому что «русские» в данном случае - имя прилагательное. И когда кто-то пытается стравить между собой коренное население, то это приводит к тому, что приезжающие, но не вливающиеся в общество мигранты, чувствуют себя совершенно отдельно от него.
Дешевая и сердитая рабсила
А.Б. - При этом зачастую ведут себя вызывающе - так, как никогда не посмели бы поступать в родном ауле или кишлаке. Вряд ли они посмели бы у себя на родине бесцеремонно обращаться с женщинами и вообще идти вразрез с традиционными понятиями о том, что можно, а что нет.
А.Т.: - Тем более надо учесть, что к нам приезжают далеко не самые лучшие представители кавказских народов. Настоящие кавказцы, у которых есть заповеди уважения к старшим, к женщинам, их не так много здесь. Я сам имею дальние кавказские корни, у меня есть друзья с Кавказа, которые, приезжая сюда, ведут себя достойно.
Это если говорить о жителях Северного Кавказа. Но среди приезжих немало тех, кто не имеют российского гражданства. Тот же арестованный за убийство азербайджанец Орхан Зейналов десять лет прожил в России, не имея гражданства. Таких людей - агрессивных, опасных для общества, к сожалению, очень много. И миграционная политика не справляется с ними.
А.Б.: - А еще есть корыстная заинтересованность работодателей, которым нужна покорная и бессловесная (хотя бы уже потому, что по-русски понимает плохо) масса полурабов, живущих здесь на птичьих правах. Если русские будут «качать права», требовать прибавки к зарплате, достойных условий труда, то азиаты смолчат. Зато, выйдя на улицу и почувствовав свободу, могут пуститься во все тяжкие.
А.Т.: - При этом самые жестокие угнетатели выходили обычно из бывших рабов. Самые жестокие надсмотрщики, управляющие - это бывшие рабы, так было и в древнем мире, и в колониальной Африке. У нас получается похожая ситуация. И коренные народы России должны защищать свое право на дальнейшее существование. Потому что иначе они могут лишиться работы и деградировать. Я понимаю, что этот вопрос, прежде всего, касается нас самих. Мы не должны становиться алкоголиками, заниматься спортом, отстаивать свои честь и достоинство, пробуждать в себе национальное самосознание и самоуважение. На это должны влиять культура, искусство.
А.Б.: - Наши либеральные СМИ часто стремятся доказать, что русский человек - плохой работник в сравнении с другими народами. Хотя проблема, чаще всего - в плохой организации труда со стороны так называемых «эффективных менеджеров». Говорят обычно о низкой производительности труда, хотя о какой производительности может идти речь, если хозяева не хотят вкладывать средства в модернизацию производства, и рабочие вынуждены эксплуатировать оборудование времен ...цатого съезда? Чтобы прокормить себя и семью, русский человек вынужден крутиться на двух-трех работах, жертвуя временем и здоровьем. О какой «русской лени» можно вести речь - скорей о жадности и скупости работодателей, экономящих на зарплате и легко заменяющих рабочих коренной национальности мигрантами из Азии.
А.Т.: - Не надо охаивать себя, надо ставить определенные цели и достигать их. А сегодня все направлено на то, чтобы самих себя дискредитировать. А сели все будет оставаться, как сейчас, то будет выливаться в протестные настроения. И я не исключаю, что события в Бирюлево еще покажутся детской сказкой. И все это может вылиться в очень серьезные проблемы по всей стране.
Несправедливость рождает насилие
А.Б.: - На самом деле проблема миграции возникла не вчера, а еще лет сто назад. Вспоминается написанный в начале ХХ века роман Владимира Обручева «Рудник Убогий». Где-то в Сибири есть золотой рудник. Его хозяин предпочитает жить за границей, при этом не интересуется судьбой рудника и его работников, па только выкачиванием прибыли. На руднике трудятся русские и китайцы. И вот запасы содержащей золото руды истощились. Надо сокращать работников. И кого в первую очередь рассчитывают? Не конторских служащих, не китайских гастарбайтеров, а русских золотодобытчиков, потому что китайцы безропотные и неприхотливые, довольствуются миской риса. На руднике вспыхивает бунт, отчаявшиеся русские бьют китайцев, администрация вызывает полицию усмирять бунтующих...
Наш почти земляк, крупнейший социолог ХХ века Питирим Сорокин писал, что все национальные проблемы в основе своей суть проблемы социальные. Хотя, наверное, он не совсем прав: есть еще разница в стереотипах поведения, культурных традициях и привычках коренного населения и мигрантов. Но в основе конфликта - социальная несправедливость: корысть предпринимателей, использующих полурабский труд мигрантов, безнаказанность «гостей с Востока», уходящих от ответственности за преступления, обида коренных жителей.
Национальные конфликты легко перетекают в социальное русло. В той же Кондопоге во время волнений пострадали автомобили и магазины, принадлежавшие не только кавказцам, но и русским владельцам.
А.Т.: - Сейчас все еще серьезнее, чем было тогда. Когда стихия вырывается на волю, ее несет в разные стороны и сносит все на своем пути. Потому и опасны такие протестные действия.
Вернемся к казачьей теме. Казаки, будучи на границе, находили язык с горцами. Они могли уничтожить аул, но могли и стать кунаками местных. Не зря казачьи организации появляются по всей стране, ведь теперь граница раскидана по всем городам страны.
А.Б.: - В знаменитой повести Льва Толстого «Казаки» все это прекрасно описано на примере жизни и быта терских казаков: дружба, куначество.
Бессмысленный и беспощадный
А.Т.: - Если среди этих национальностей находятся нормальные представители, с ними можно находить общий язык и решать проблемы. А с агрессивными бороться, и не кричать о том, что это «не толерантно».
А.Б.: - Это еще и зависит от правоохранительных органов, которые не хотят заводить или закрывают дела, отпускают подозреваемых.
А.Т.: - Или за одно и то же преступление русскому дают семь лет, а лицу нерусской национальности год условно.
А.Б.: - А еще есть стремление центральной власти переложить ответственность за состояние межнациональных отношений с федеральных структур на губернаторов и мэров. Но ведь местные руководители не командуют прокуратурой, полицией, спецслужбами, судебной властью. А из них теперь пытаются сделать «стрелочников».
А.Т.: - Поэтому есть опасение, что, если вопрос не будет решаться, то нашу страну ожидает очень много потрясений, которые могут привести даже к разрушению государства.
А.Б.: - И тогда события в Бирюлево покажутся цветочками, игрой в бирюльки на фоне масштабных социально-этнических катаклизмов.
А.Т.: - О том, к чему может привести такое отношение к народу, показано в спектакле Архангельского молодежного театра по повести Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю». А начинается она известными пушкинскими словами «Не приведи Господь увидеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный».
2. Re: Псевдотолерантность + алчность работодателей
1. Re: Псевдотолерантность + алчность работодателей