Кому не памятна волнующая, влекущая красота открывающихся горных массивов с зубчатой стеной дальних величественных гор, возвышающейся над горами более близкими, но тоже суровыми, непростыми. А вблизи, на переднем плане - радующий глаз, зовущий ландшафт предгорий... Уходящее вдаль в этой картине не сходится, не уменьшается, как на равнине, а растёт, создавая этим восхищающую картину обратной перспективы. Она вселяет радость, укрепляет, влечёт к дальним горизонтам.
И всё это - в обычном, реальном физическом пространстве! Его геометрические свойства, свойства обычной, прямой перспективы в нём таковы, что обратная перспектива наблюдается тут, когда объекты более удалённых планов намного крупнее объектов, более близких к наблюдателю.
Из-за очень быстрого убывания на прямой перспективе размеров удалённых объектов с увеличением расстояния от точки наблюдения, картина обратной перспективы появляется лишь при грандиозном росте объектов дальних планов по сравнению с более близкими. При этом гармоничной, красивой картина дальних крупных объектов выглядит, когда их протяжённость при обзоре соизмерима с протяжённостью объектов ближних планов. В противном случае для наблюдателя либо эти, дальние - просто торчат, либо ближние - выглядят жалкими. Таково наше, складывающееся с самых ранних периодов развития естественное восприятие.
И это, привычное восприятие для нас общо: так воспринимаем мы всё, в том числе и в мире своей души. И от этого, если на нашем жизненном пути калибр решаемых задач, преодолений остаётся неизменным, в душе легко может вызреть скука, а то и скорбь или даже уныние. Действительно, сколь бы ни были велики, значимы, достойны достижения, решённые задачи, взятые высоты - душа человека находится в бодрости, в здравии, в ладах с его духом лишь если пред нею открыты и влекут новые, куда более значительные задачи. Тогда она находится в гармонии, она активна, не разрушаема дисгармонией между настоящим, прошлым и будущим. Душе, для её спасительного состояния, таким образом, целительно присутствие обратных перспектив во всякий момент. Наблюдение, ощущение, осознание их придаёт человеку силы, крепости, будит волю, спасает от упадка.
Врождённое человеку чувство красоты радует и влечёт его к дальним планам обратной перспективы. При этом сами масштабы наблюдаемого и опыт, память о тяготах, ответственности и духовной стороне преодолённых участков жизненного пути создают у человека ощущение глубочайшей зависимости успеха, самого шествия от высших, духовных сил. Чем шире опыт человека, чем грандиознее устремления, тем больше чувствует он присутствие Неба и необходимость Его благосклонности. Это известно издревле. Так что никаких гордынь, вздорной самонадеянности - ничего этого лик обратной перспективы у человека не порождает. Напротив, он ещё глубже проникается уважением и упованием на небесные, духовные силы.
И здесь, в таких трудных и рискованных делах душою уже не кривят - устремления должны быть правыми. Человек это сам, без принуждений многократно умом и совестью проверяет. Нужно ли ему это и зачем нужно? -Вот на какие вопросы перед выходом человек даёт себе искренние и благие ответы. И только тогда выходит в дальний путь к достижению рубежей обратной перспективы.
Большие задачи не решаются в одиночку, да зрелым человеком и не ставятся себе одному и лишь для себя. Путь к зовущим горизонтам обратной перспективы - это коллективный поход с правой целью и с упованием на духовное покровительство. Быть может оттого и прекрасен человеку облик обратной перспективы, что в ней ему дышит высшая, божественная часть его собственной природы!..
Укрепляющее, окрыляющее, возвышающее воздействие обратной перспективы на человека известно давно. Оно используется в иконописи. Здесь нередко объекты более дальних планов показывают значительно крупнее, чем это должно быть при обычной картине в мирской искусстве, с его господствующей прямой перспективой. Иконописец - не от неумения рисовать, как считают неискушённые «критики», а намеренно - способен обратной перспективой сильно повысить значимость изображаемого на отдалённых планах. Этим он снимает обман материального, плотского зрения: снижение значимости всего, что отстоит дальше.
Духовную, философскую, ментальную и геометрическую стороны обратной перспективы, особенно применительно к иконописи, исследовал и описал священник Павел Флоренский. Он подчёркивал, что, несмотря на естественное господство прямой перспективы, духовной природе человека очень близка перспектива обратная. Поэтому она и имеет столь большую силу воздействия на него, что способна возвышающе влиять на его душевное устроение.