23 октября 2013 года в Санкт-Петербургском суворовском военном училище состоялись Петербургские молодежные дебаты, приуроченные ко Дню народного единства. Они посвящались юбилейным датам 2013 года: 300-летию Александро-Невской лавры, 1150-летию славянской письменной культуры и 400-летию преодоления смуты и воцарению Романовых.
В Дебатах приняли участие воспитанники Санкт-Петербургского суворовского военного училища Минобороны, Нахимовского военно-морского училища, Кронштадтского морского кадетского корпуса, военно-патриотических клубов и учащиеся образовательных школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Для ребят актуальность этих тем была связана с разработкой единого учебника по истории России. Уже накануне суворовцы выразили негодование по поводу попытки замены понятия «татаро-монгольское иго» «системой зависимости русских князей» и именования завоевателя Чингисхана «реформатором».
Главной целью проводимых дебатов стало создание условий для духовной консолидации учащейся молодежи в общей оценке событий отечественного прошлого с последующим формированием личностной позиции относительно смысловых доминант российской истории и определением на их основе ориентиров будущей жизнедеятельности. Такая консолидация в рамках общегородских мероприятий может рассматриваться первым шагом на пути к идентичности.
На пленарном заседании, после торжественного гимна и приветствий гостей дебатов, на сцене Мальтийской капеллы выступил православный миссионерский кукольный театр «Виноград». Артисты театра представили публике яркий и эмоционально-насыщенный спектакль «Сказ о древней смуте и явленном Чуде». Под звуки гуслей перед участниками Дебатов развернулась история смутного времени от семибоярщины до славного воцарения первого русского царя династии Романовых.
В какой-то момент мне показалось, что все мы находимся не в здании Мальтийской капеллы, построенной в XIX столетии, и живем не в XXI информационно-технологическом веке, а стоим на московской площади в самом начале XVII века и смотрим спектакль уличного кукольного театра. С замиранием сердца мы следим за движущимися куклами, разыгрывающими перед нами какое-нибудь событие XIII или XV века, которое, спустя много лет, возможно, будет исключено из школьного учебника из-за неведомой нам «толерантности». Мы стоим и сопереживаем героям, смеемся и плачем вместе с ними, и даже не догадываемся о том, что грядет смутное время. Мы преодолеем смуту, но только сплотившись в вере и правде, объединившись в Духе и Истине. Только тогда мы узрим Явленное чудо и соборно, «всем миром» освободим родную землю от «скверны».
Вероятно, это странное ощущение посетило ни одну меня. После спектакля, уже в учебных классах, начались жаркие споры между людьми разных возрастов от шестиклассника до опытного педагога. Заявленные в Положении о дебатах темы освящались многопланово и широко. Они затрагивали не только вопросы веры и культуры России, личности князя Александра Невского и ее оценки в истории, значение революций в жизни страны, но и оценку деятельности царя Иоанна Грозного и Иосифа Сталина, событий Неврюева нашествия, Божьего промысла в судьбе конкретного человека и народа в целом.
Несмотря на многообразие точек зрения, все участники дебатов были едины в стремлении принести благо своей Родине и обезопасить отечественную историю от искажающего ее смысл воздействия. По итогам Дебатов состоялось награждение участников грамотами и принятие резолюции. Ее главным пунктом стало обращение в Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями с предложением украсить рекламные щиты Санкт-Петербурга цитатами из трудов по российской истории, отражающими патриотическое настроение современной молодежи.
Виктория Гусакова, преподаватель ФКГОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище», кандидат искусствоведения