Поколение дерзаний

Человек встраивает веру в реальность своей жизни

0
179
Время на чтение 9 минут

Святый Боже, Святый Крепкий!..

 

Это сейчас у Церкви есть даже специальные подразделения для ведения миссионерской деятельности, для катехизации и духовного образования, для работы с молодёжью. Есть множество храмов и хороших, толковых, чутких священников и преподавателей, которые могут с успехом такую работу вести. Храмы своим благолепием привлекают к себе даже атеистов и представителей других конфессий. Здесь есть помещения, где можно собираться для проведения занятий и бесед, для дружеских встреч единоверцев. А сколько издаётся православной литературы, сколько работает издательств и информационных каналов!

Тогда же, в 60-70-е всего этого не было и в помине, об этом не было и помышлений. Но духовные искания - ещё и какие - были, и накал их рос.

В стране, окрылённой послевоенными народнохозяйственными, индустриальными и научными успехами, царил культ знания, техники и подвига. На этой волне в те годы наиболее активной, многочисленной частью общества были так называемые ИТР - инженерно-технические работники. «Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне», - расхожая фраза начала 60-х.

С «хрущёвской оттепелью» лирика, а вместе с нею и работа над духовным миром захлестнула и этих «физиков» - инженерно-техническую молодёжь. В этой среде в почёте было благородное, героическое, интеллектуальное, духовно развитое, связанное с преодолением тягот, с достижением трудных побед... Такое положение хорошо вырисовывается в песнях В.Высоцкого, кумира того времени. Другие кумиры молодёжи тоже отвечали этому: космонавт Г.Титов, олимпийский чемпион-тяжелоатлет Ю.Власов, лидер Кубы Ф.Кастро, а затем Че Гевара. (А в это время «золотая молодёжь» - дети партийно-хозяйственной элиты - вершила своё чёрное дело, проявившееся в полной мере в конце 80-х.)

Влияние этих массовых настроений возродило интерес и уважительное уважение к нашей дореволюционной истории, к религии. Показательно, что к 50-летию советской власти (1967 год) по стране было отреставрировано огромное число храмовых зданий (правда, всего лишь как памятники истории и культуры). Они, хоть и не действовали, но внешне обрели черты былого совершенства. Примечательно также, что изданная к празднованию этого события серия фотоальбомов «Архитектурные памятники» по каждой из республик СССР в основном показывала храмы.

Широко распространённые в то время краеведение и туризм по нашей стране открыли миллионам также тысячи невосстановленных храмов, великолепных зданий, усадеб и других исторических и духовных памятников. Росла популярность такого тяжёлого, серьёзного занятия как альпинизм, как горный и водный туризм, многодневные зимние походы. На фоне всё более осознаваемой недопустимости духовной шаткости людей у молодёжи росло стремление к корням и основам крепости и духовного достоинства человека. По жалким крупицам сведений о христианстве, с собственными напряжёнными размышлениями каждый старался выстроить для себя такую опору.

Весьма скоро выяснилось, что подобные стихийные искания - дело далеко не столь результативное, как предшествующие дерзания. - Штурмом, напором духовной целостности и крепости не обретёшь. К тому же, уже к середине 70-х стала осознаваться и существенная разница в содержании и направленности «долетающих крупиц» религии. Тогда-то мы и осознали, что есть Православие, а есть множество других конфессий и даже сект, и что, ища духовной опоры, нужно сделать устойчивый, правильный выбор. Такой выбор, увы, совершался каждым стихийно, под действием как заложенного в нём в раннем детстве и этих «долетающих крупиц», так и под влиянием общественной обстановки на рубеже 70-80-х годов. Она же, как известно, неспроста носит наименование «застоя». Дух этой обстановки был уже очень непохож на 60-е, даже содержал немало противоположного, работающего на разрушение того, что молодёжь стремилась выработать и утвердить. Многие уже тогда поняли: «Это - война!». Но, незнакомые с настоящей борьбой, с настоящим противником, не умея даже распознать его, поняли это далеко не сразу, не все и не так...

Оставим позорный период 80-х и трагический его финал начала 90-х. Вернёмся к тому периоду «восхождения».

Долгие разговоры, споры, выискивание, подача и обмен информацией в походах, на кухнях, в курилках - вот где тогда были помещения и «подразделения» как нашего собственного духовного становления, так и миссионерской и катехизаторской работы. Но тогда мы даже не задумывались, что это наше обычное дело как-то может и называться. Для нас это было естественно, как песня для птицы.

Хорошо, что в те времена было широко развита так называемая «стенная печать». В каждом учреждении каждое подразделение систематически, несколько раз в году к праздникам формировало и вывешивало на общее обозрение всех сотрудников самодельную стенгазету, где содержались материалы как на производственные темы, так и по самым разнообразным иным вопросам. Здесь было столько замечательных стихов, рассказов, юморесок, сатир и даже философских набросков. Представим себе масштабы этого явления: в стране были сотни тысяч учреждений, в них - десятки подразделений, эта практика продолжалось несколько десятилетий. Какая же это была невообразимая махина творчества, творчества искреннего, бескорыстного, взыскательного и актуального!.. Это была настоящая массовая, всесоюзная школа писательского, поэтического, редакторского, оформительского и прочего мастерства!

Вот эта-то школа и подвигала многих к литературному осмыслению и оформлению наших духовных исканий. Только публиковать такие материалы в открытой форме было невозможно, ведь официально царил атеизм... Но, «имеющий уши да услышит», - мы научились говорить и писать так, что «комар носа не подточит». И в последующем, когда многие из шестидесятников заняли посты, где уже нужна была их воспитательная роль, а про Господа всё ещё нельзя было даже и упоминать - мы умудрялись вести к Нему, не называя Его имени. Такое было даже и в 90-е.

Итак, за полвека получается 30 лет нелегальной миссионерской и катехизаторской деятельности - вот какова история «передовой инженерно-технической молодёжи» на стезе её духовного совершенствования. Часть её органично и прочно в двухтысячные годы вошла в Православие, а часть, увы, ушла в других направлениях. Сколько пришло в Церковь? Думается, примерно половина из неё. А это не меньше миллиона.

Сейчас Церковь заботится о распространении Православия, ведёт организованную миссионерскую и катехизаторскую работу. Однако стихийная, внецерковная миссионерская деятельность продолжает существовать и ныне. Ведь издаются и раскупаются книги, показываются и распространяются аудио и видео материалы православного содержания. Воспитательная работа многих светских педагогов также нередко содержит в себе признаки миссионерства. В этом же направлении действует и изучение предмета «Основы православной культуры» в школе. Несмотря на яростные попытки опорочить Церковь, притягательность, авторитет и влияние её среди населения продолжают расти. Миссионерство прогрессирует.

Проблемы же всё равно существуют. Нередко по ним появляются статьи и вспыхивают острые дискуссии. В такой обстановке небесполезно взглянуть на прошлый опыт, тем более положительный.

Глядя на столь длительное прошлое, кажется, что наибольшее влияние на приведение человека к Православию оказывают произведения духовной поэзии и прозы со свойственной им жизненностью, лиричностью и близостью к современным интересам и проблемам человека. Сейчас такого рода публикаций много, а прежде, если они и были, то только в сочинениях дореволюционных писателей России да изредка из журнала «Наука и религия», но который вёл, в основном, к религиям Востока.

В те поры мы осмысливали всё сами и для выражения своих мыслей, аргументов и выводов находили формы, подходящие чтобы донести их убедительно до других. Многое сейчас покажется наивным, что-то даже ходульным и «притянутым за уши». Но за этим большая работа, энтузиазм и... немалая результативность.

В миссионерской работе необходимо встраиваться в события, взгляды и стремления людей, имеющих о христианстве, о православии даже и сейчас лишь самые поверхностные, искажённые представления. Наиболее продуктивно при этом высвечивать, открывать существующие скрытые связи их мировоззрения с элементами христианства. Известно, к примеру, сколь действенно показывать единство и происхождение содержания многих пословиц с библейскими изречениями и событиями.

Человек приходит к вере, укрепляется в ней, встраивает её в реальность своей жизни постепенно. Искреннее, верное, адекватно работающее принятие строгих, канонических, богословских положений и толкований с первых шагов для него невозможно - многое непонятно, сомнительно и даже противоречит взглядам и общей практике. От миссионера поэтому требуется умение толковать и применять элементы вероучения через то, что соответствует этим взглядам. Наиболее часто - это нетрадиционные для катехизации направления. В практике миссионерства поэтому так или иначе присутствует вульгаризация а иногда даже и профанация. Но особой опасности в этом нет. Известно ведь немалое отличие древнего, отчасти стихийного «народного православия» от канонического. Но именно оно и несёт ту спасительную стойкость веры, что даёт ей и народу выстоять и действовать в самых тяжких испытаниях.

В качестве примера можно привести некоторые из личных произведений разных лет. Рифмованная форма в ряде случаев выбиралась для краткости и большей чёткости, необходимых при ожидаемых вопросах и возражениях - ведь это же и адресовано было тем, кто почти наверняка так не думает и не чувствует.

 

 

ГОРНОЕ И ГОРНЕЕ

 Фавор, Хермон, Синай, Елеон...

 

Божья храмина святая -

Гор сияющая высь:

Здесь ведь истина земная

И небесная сошлись;

 

Горы - здание святое,

Это храм, поскольку он

Силой Вечности построен,

Светом Горним освящён...

 

Много дел духовных славных,

Что прославлены в веках,

Совершенно не случайно

Совершилось - на горах.

 

Тот, кто сам, своей стезёю

Приведён душой сюда -

Как и с Истиной святою,

Не простится никогда.

 

ДАР

 

В бездонных просторах Вселенной,

Где всяких сокровищ не счесть,

Нет малости обыкновенной:

Повсюду здесь нечего есть.

 

И звёзды, пространства, планеты -

Хоть чудны - мертвы, как Луна:

Нет места в безбрежии этом,

Где б выросло поле зерна.

 

Огромный простор Мирозданья

Враждебной пустыней считай;

В убийственном, злом океане

Земля - это истинный рай.

 

И если отважутся люди

К планетам далёким попасть,

То главной проблемою будет -

Как с голоду им не пропасть.

 

Живое: и люди, и зёрна,

И хлеб, и обильный амбар -

Всё это - единый, бесспорно,

В Христе воплотившийся дар.

 

Недаром Господь нам поведал,

Оставшись непонят в века, -

Родство между телом и хлебом

В пустыне земного мирка.

 

И помнить бы вовсе не худо,

Желая кусок откусить,

Что к таинствам Божьего Чуда

Готовишься вновь приступить...

 

И так же как с Истиной Вечной

Мы ищем слиянья душой,

Должны непременно беречь мы

Наш малый оазис земной.

 

 

 Истинная Вера

 «соделывает же радость и веселие в сердце

 верующего, радость о Господе, Спасителе своем»

 Святитель Тихон Задонский

 

Как можно живущим по вере

Тревожными, мрачными быть,

И даже во храме Христовом

Унылую мину хранить!

 

-Где вера, там великодушье,

Там сила и ум говорит,

И добрый присутствует юмор

И дух ободренья царит.

 

Учил же Христос, в самом деле,

Что так же, как смотрит твой глаз,

Мы Духу Святому открыты,

Такие и души у нас.

 

Здоровье и святость и счастье -

Вот веры живой благодать,

И нам за мирскими делами

Об этом нельзя забывать.

 

Так пусть никогда не забудем,

Покуда мы жители здесь,

Что истинно чистая вера -

Веселье и счастие есть!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Эмоциональный отзыв.

Владимир Мусин публикуется редко. Жаль! Творчество его я воспринимаю как философию в письмах. Эти бы фрагменты недосказанного да собрать в сборник, то для ищущих умов представилась бы цельная картина емкого внутреннего мира, который для многих стал бы фокусирующим зеркалом собственных томительных мыслей... Пишите и публикуйтесь, Мусин, я где только могу взываю к Вам с этим призывом. Сокуров.
енисей / 25.10.2013, 07:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Константинович Мусин
Скандинавы и Русь
Лингвистический очерк
04.06.2016
Пророк Илия - небесный защитник
Героические страницы блокадных будней
25.01.2016
70 Хиросим на голову русских!
К 70-летию принятия американского плана атомных бомбардировок Советского Союза
02.12.2015
Все статьи Владимир Константинович Мусин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06