Святый Боже, Святый Крепкий!..
Это сейчас у Церкви есть даже специальные подразделения для ведения миссионерской деятельности, для катехизации и духовного образования, для работы с молодёжью. Есть множество храмов и хороших, толковых, чутких священников и преподавателей, которые могут с успехом такую работу вести. Храмы своим благолепием привлекают к себе даже атеистов и представителей других конфессий. Здесь есть помещения, где можно собираться для проведения занятий и бесед, для дружеских встреч единоверцев. А сколько издаётся православной литературы, сколько работает издательств и информационных каналов!
Тогда же, в 60-70-е всего этого не было и в помине, об этом не было и помышлений. Но духовные искания - ещё и какие - были, и накал их рос.
В стране, окрылённой послевоенными народнохозяйственными, индустриальными и научными успехами, царил культ знания, техники и подвига. На этой волне в те годы наиболее активной, многочисленной частью общества были так называемые ИТР - инженерно-технические работники. «Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне», - расхожая фраза начала 60-х.
С «хрущёвской оттепелью» лирика, а вместе с нею и работа над духовным миром захлестнула и этих «физиков» - инженерно-техническую молодёжь. В этой среде в почёте было благородное, героическое, интеллектуальное, духовно развитое, связанное с преодолением тягот, с достижением трудных побед... Такое положение хорошо вырисовывается в песнях В.Высоцкого, кумира того времени. Другие кумиры молодёжи тоже отвечали этому: космонавт Г.Титов, олимпийский чемпион-тяжелоатлет Ю.Власов, лидер Кубы Ф.Кастро, а затем Че Гевара. (А в это время «золотая молодёжь» - дети партийно-хозяйственной элиты - вершила своё чёрное дело, проявившееся в полной мере в конце 80-х.)
Влияние этих массовых настроений возродило интерес и уважительное уважение к нашей дореволюционной истории, к религии. Показательно, что к 50-летию советской власти (1967 год) по стране было отреставрировано огромное число храмовых зданий (правда, всего лишь как памятники истории и культуры). Они, хоть и не действовали, но внешне обрели черты былого совершенства. Примечательно также, что изданная к празднованию этого события серия фотоальбомов «Архитектурные памятники» по каждой из республик СССР в основном показывала храмы.
Широко распространённые в то время краеведение и туризм по нашей стране открыли миллионам также тысячи невосстановленных храмов, великолепных зданий, усадеб и других исторических и духовных памятников. Росла популярность такого тяжёлого, серьёзного занятия как альпинизм, как горный и водный туризм, многодневные зимние походы. На фоне всё более осознаваемой недопустимости духовной шаткости людей у молодёжи росло стремление к корням и основам крепости и духовного достоинства человека. По жалким крупицам сведений о христианстве, с собственными напряжёнными размышлениями каждый старался выстроить для себя такую опору.
Весьма скоро выяснилось, что подобные стихийные искания - дело далеко не столь результативное, как предшествующие дерзания. - Штурмом, напором духовной целостности и крепости не обретёшь. К тому же, уже к середине 70-х стала осознаваться и существенная разница в содержании и направленности «долетающих крупиц» религии. Тогда-то мы и осознали, что есть Православие, а есть множество других конфессий и даже сект, и что, ища духовной опоры, нужно сделать устойчивый, правильный выбор. Такой выбор, увы, совершался каждым стихийно, под действием как заложенного в нём в раннем детстве и этих «долетающих крупиц», так и под влиянием общественной обстановки на рубеже 70-80-х годов. Она же, как известно, неспроста носит наименование «застоя». Дух этой обстановки был уже очень непохож на 60-е, даже содержал немало противоположного, работающего на разрушение того, что молодёжь стремилась выработать и утвердить. Многие уже тогда поняли: «Это - война!». Но, незнакомые с настоящей борьбой, с настоящим противником, не умея даже распознать его, поняли это далеко не сразу, не все и не так...
Оставим позорный период 80-х и трагический его финал начала 90-х. Вернёмся к тому периоду «восхождения».
Долгие разговоры, споры, выискивание, подача и обмен информацией в походах, на кухнях, в курилках - вот где тогда были помещения и «подразделения» как нашего собственного духовного становления, так и миссионерской и катехизаторской работы. Но тогда мы даже не задумывались, что это наше обычное дело как-то может и называться. Для нас это было естественно, как песня для птицы.
Хорошо, что в те времена было широко развита так называемая «стенная печать». В каждом учреждении каждое подразделение систематически, несколько раз в году к праздникам формировало и вывешивало на общее обозрение всех сотрудников самодельную стенгазету, где содержались материалы как на производственные темы, так и по самым разнообразным иным вопросам. Здесь было столько замечательных стихов, рассказов, юморесок, сатир и даже философских набросков. Представим себе масштабы этого явления: в стране были сотни тысяч учреждений, в них - десятки подразделений, эта практика продолжалось несколько десятилетий. Какая же это была невообразимая махина творчества, творчества искреннего, бескорыстного, взыскательного и актуального!.. Это была настоящая массовая, всесоюзная школа писательского, поэтического, редакторского, оформительского и прочего мастерства!
Вот эта-то школа и подвигала многих к литературному осмыслению и оформлению наших духовных исканий. Только публиковать такие материалы в открытой форме было невозможно, ведь официально царил атеизм... Но, «имеющий уши да услышит», - мы научились говорить и писать так, что «комар носа не подточит». И в последующем, когда многие из шестидесятников заняли посты, где уже нужна была их воспитательная роль, а про Господа всё ещё нельзя было даже и упоминать - мы умудрялись вести к Нему, не называя Его имени. Такое было даже и в 90-е.
Итак, за полвека получается 30 лет нелегальной миссионерской и катехизаторской деятельности - вот какова история «передовой инженерно-технической молодёжи» на стезе её духовного совершенствования. Часть её органично и прочно в двухтысячные годы вошла в Православие, а часть, увы, ушла в других направлениях. Сколько пришло в Церковь? Думается, примерно половина из неё. А это не меньше миллиона.
Сейчас Церковь заботится о распространении Православия, ведёт организованную миссионерскую и катехизаторскую работу. Однако стихийная, внецерковная миссионерская деятельность продолжает существовать и ныне. Ведь издаются и раскупаются книги, показываются и распространяются аудио и видео материалы православного содержания. Воспитательная работа многих светских педагогов также нередко содержит в себе признаки миссионерства. В этом же направлении действует и изучение предмета «Основы православной культуры» в школе. Несмотря на яростные попытки опорочить Церковь, притягательность, авторитет и влияние её среди населения продолжают расти. Миссионерство прогрессирует.
Проблемы же всё равно существуют. Нередко по ним появляются статьи и вспыхивают острые дискуссии. В такой обстановке небесполезно взглянуть на прошлый опыт, тем более положительный.
Глядя на столь длительное прошлое, кажется, что наибольшее влияние на приведение человека к Православию оказывают произведения духовной поэзии и прозы со свойственной им жизненностью, лиричностью и близостью к современным интересам и проблемам человека. Сейчас такого рода публикаций много, а прежде, если они и были, то только в сочинениях дореволюционных писателей России да изредка из журнала «Наука и религия», но который вёл, в основном, к религиям Востока.
В те поры мы осмысливали всё сами и для выражения своих мыслей, аргументов и выводов находили формы, подходящие чтобы донести их убедительно до других. Многое сейчас покажется наивным, что-то даже ходульным и «притянутым за уши». Но за этим большая работа, энтузиазм и... немалая результативность.
В миссионерской работе необходимо встраиваться в события, взгляды и стремления людей, имеющих о христианстве, о православии даже и сейчас лишь самые поверхностные, искажённые представления. Наиболее продуктивно при этом высвечивать, открывать существующие скрытые связи их мировоззрения с элементами христианства. Известно, к примеру, сколь действенно показывать единство и происхождение содержания многих пословиц с библейскими изречениями и событиями.
Человек приходит к вере, укрепляется в ней, встраивает её в реальность своей жизни постепенно. Искреннее, верное, адекватно работающее принятие строгих, канонических, богословских положений и толкований с первых шагов для него невозможно - многое непонятно, сомнительно и даже противоречит взглядам и общей практике. От миссионера поэтому требуется умение толковать и применять элементы вероучения через то, что соответствует этим взглядам. Наиболее часто - это нетрадиционные для катехизации направления. В практике миссионерства поэтому так или иначе присутствует вульгаризация а иногда даже и профанация. Но особой опасности в этом нет. Известно ведь немалое отличие древнего, отчасти стихийного «народного православия» от канонического. Но именно оно и несёт ту спасительную стойкость веры, что даёт ей и народу выстоять и действовать в самых тяжких испытаниях.
В качестве примера можно привести некоторые из личных произведений разных лет. Рифмованная форма в ряде случаев выбиралась для краткости и большей чёткости, необходимых при ожидаемых вопросах и возражениях - ведь это же и адресовано было тем, кто почти наверняка так не думает и не чувствует.
ГОРНОЕ И ГОРНЕЕ
Фавор, Хермон, Синай, Елеон...
Божья храмина святая -
Гор сияющая высь:
Здесь ведь истина земная
И небесная сошлись;
Горы - здание святое,
Это храм, поскольку он
Силой Вечности построен,
Светом Горним освящён...
Много дел духовных славных,
Что прославлены в веках,
Совершенно не случайно
Совершилось - на горах.
Тот, кто сам, своей стезёю
Приведён душой сюда -
Как и с Истиной святою,
Не простится никогда.
ДАР
В бездонных просторах Вселенной,
Где всяких сокровищ не счесть,
Нет малости обыкновенной:
Повсюду здесь нечего есть.
И звёзды, пространства, планеты -
Хоть чудны - мертвы, как Луна:
Нет места в безбрежии этом,
Где б выросло поле зерна.
Огромный простор Мирозданья
Враждебной пустыней считай;
В убийственном, злом океане
Земля - это истинный рай.
И если отважутся люди
К планетам далёким попасть,
То главной проблемою будет -
Как с голоду им не пропасть.
Живое: и люди, и зёрна,
И хлеб, и обильный амбар -
Всё это - единый, бесспорно,
В Христе воплотившийся дар.
Недаром Господь нам поведал,
Оставшись непонят в века, -
Родство между телом и хлебом
В пустыне земного мирка.
И помнить бы вовсе не худо,
Желая кусок откусить,
Что к таинствам Божьего Чуда
Готовишься вновь приступить...
И так же как с Истиной Вечной
Мы ищем слиянья душой,
Должны непременно беречь мы
Наш малый оазис земной.
Истинная Вера
«соделывает же радость и веселие в сердце
верующего, радость о Господе, Спасителе своем»
Святитель Тихон Задонский
Как можно живущим по вере
Тревожными, мрачными быть,
И даже во храме Христовом
Унылую мину хранить!
-Где вера, там великодушье,
Там сила и ум говорит,
И добрый присутствует юмор
И дух ободренья царит.
Учил же Христос, в самом деле,
Что так же, как смотрит твой глаз,
Мы Духу Святому открыты,
Такие и души у нас.
Здоровье и святость и счастье -
Вот веры живой благодать,
И нам за мирскими делами
Об этом нельзя забывать.
Так пусть никогда не забудем,
Покуда мы жители здесь,
Что истинно чистая вера -
Веселье и счастие есть!
1. Эмоциональный отзыв.