В белгородском издательстве «Константа» вышла книга поэта, публициста, переводчика, прозаика, очеркиста Станислава Минакова «У ограды Бела града».
Статьи, очерки, дневниковые записи, вошедшие в этот сборник, связующей нитью охватывают историю семьи писателя, историю его города, точнее, двух «его» городов - Белгорода и Харькова, захватывая тем самым и историю нашего Отечества. И это не просто «статьи, очерки, записки, дневники, стихи» автора, связанные биографически или географически.
Основой первого раздела книги являются воспоминания С. Минакова о его отце, который во многом стал духовной опорой писателя. Александр Тихонович Минаков ослеп в 33 года в результате тяжелой работы в детские годы в оккупированном фашистами Харькове, и, в частности, сказался удар прикладом немецкого автомата по затылку мальчишке. История жизни родителей писателя С. Минакова - это пример любви и терпения, пример подвига, какой можно встретить, пожалуй, лишь в житиях святых. «Я буду твоими глазами», - сказала молодая жена ослепшему супругу. И была ими 43 года. В течение этих лет Александр Тихонович выполнял всевозможную работу, какую только может выполнить слепой человек. Вокруг семьи Минаковых собралось множество друзей, которые находили для себя самих поддержку и утешение в этом, казалось бы, безутешном человеке. Соприкосновение с домашним миром истинной любви позволит будущему писателю процитировать слова митрополита Антония Сурожского из проповеди в Неделю о слепом: «...многие люди могли бы начать прозревать, если, встречая нас, они встречали бы людей, в глазах которых, на лице которых они могли бы увидеть сияние подлинной, трезвой любви; такой любви, которая не сентиментальна, но зряча, любви, которая способна видеть и понять».
В своих размышлениях автор книги подходит к убеждению, что эта болезнь близкого человека была дана «чтобы на нём явились дела Божии» (Ин. 9:3). Ибо сколько людей в наше время живут походя, в слепоте к миру и к ближним. И судьба Александра Минакова - это ли не пример того, как много может человек, открывший в себе источник жизни. «Аскетизм, физическая ущербность, призванность для окормления окружающих душ» - вот признаки, в силу которых записки об отце названы С. Минаковым «Счастливая жизнь мученика Александра».
Наряду с воспоминаниями об отце автор улавливает музыку своего времени: чем жили его современники и соотечественники, как выстраивалась жизнь переживших военное горе семей советских людей, и как выправлялись они и вырастали в единую огромную Родину. Вспоминает автор свою «самую лучшую на свете школу», дворовых друзей, и даже кинотеатр «Родина» и фильмы, которые тоже сыграли немалую роль в воспитании нескольких поколений людей - думающими и ответственными за своё, а также наше будущее. «Кинотеатра больше нет, но белгородцы по-прежнему, едучи на маршрутках по главной магистрали города, просят водителей: «Остановите на «Родине»! Я тоже решил остановится «на Родине» и собрать эту книгу...», - доверительно обращается к нам писатель.
Книга Минакова продолжает русскую классическую повесть, в полюбившихся нам традициях «Семейной хроники» Сергея Аксакова и «Жизни Арсеньева» Ивана Бунина.
Неотъемлемым предметом авторских размышлений является история Отечества. К примеру: участие Белгородского полка в Полтавской баталии, философское осмысление танкового сражения под Прохоровкой в 1943 году, сложившееся в поэму-поминовение «Петров день», которая также вошла в эту книгу.
Основой же писания, как и бытия, для Минакова является духовный стержень нашей жизни. А как иначе, если в двух шагах от перекрестка, где в Белгороде прошли детские годы писателя, под спудом советского времени располагалась «пещерка» святителя Иоасафа Белгородского, которому здесь на протяжении 156 лет, с 1755 по 1911 гг., поклонялись как простые крестьяне, так и российские монархи; если Богородица «Песчанская», покровительница Слобожанщины, то есть белгородско-харьковской земли, защитительница всей Руси от нападения иноверных, ведёт писателя в Крестном ходе от харьковского дома к белгородскому, и обратно, и в этом «хожении» он видит оберег для своей семьи, своей земли, всего Русского мiра?
А слова Патриарха Кирилла, сказанные Его Святейшеством на Прохоровском поле в мае 2010 года, о том, что «только внутреннее духовное стояние, целостность человеческой природы являются панацеей от всех бед», Станислав Минаков ставит во главу угла не только своего творчества, но и как неотъемлемое условие возрождения русской жизни на земле отцов. И как не согласиться с автором книги в том, что истинным возрождением Белогорья (а город и окрестности, действительно, сегодня процветают, не в пример многим областям центральной России), стало обретение мощей двух светильников белгородской земли и всенародное почитание: святителя Иоасафа (Горленко) и священномученика Никодима (Кононова).
Один из трех разделов книги С. Минакова рассказывает о творчестве заслуженного художника РСФСР, друга, земляка писателя Станислава Косенкова, яркого, значимого представителя поколения послевоенной безотцовщины в русской культуре, наряду с художниками Виктором Попковым, Юрием Ракшой, композитором Валерием Гаврилиным, поэтами Юрием Кузнецовым, Николаем Рубцовым, Алексеем Прасоловым.
«В «новом» искусстве, где сплошь и рядом множатся конъюнктура и заигрывание, поверхностность и фрагментарность, - косенковские определённость, основательность разительны», - утверждает Минаков. Книжная иллюстрация Косенкова - целая галерея образов к рассказу курянина Евгения Носова «Красное вино победы», сборнику стихов воронежца Алексея Прасолова, да и к поэмам самого автора этой книги - это необъяснимые «внутренние» совпадения художника и писателя, «введение читателя в эмоционально-психологическую атмосферу книги, в эпоху», о которых и рассказывается в нескольких эссе и дневниках, написанных в течение четверти века и собранных в книге. Из-под пера Минакова выступает к читателю - моему современнику - не только график, но и философ, поэт, печальник земли русской Косенков. «Вообще мы с Косенковым частенько встречались глазами и как-то грелись от обоюдного тепла», - делится с читателем Минаков. К слову, это четвертая книга Минакова, оформленная графикой С. Косенкова.
Размышления С. Минакова над книгой «У ограды Бела града» нередко слагались в пути «Белгород-Харьков-Белгород». По этому же пути, ребёнком, в лютый мороз, шёл двенадцатилетний отец писателя зимой 1942-го из Харькова - за хлебцем к родным - в Белгород. Память о Великой Отечественной войне, а также негодование по поводу нынешней фашизации Украины - подсвечивает лирические строки автора. Особо отчетливо - в нынешний год 70-летия Курской битвы, в ходе которой были освобождены Белгород, Орел и Харьков.
Будучи автором большой энциклопедии «Храмы России» и цветных альбомов «Храмы великой России» и «Святыни великой России» (Москва, ЭКСМО, 2009, 2010, 2011, 2012) и много фотографируя, Минаков мог бы проиллюстрировать свою новую книгу большим числом снимков. Но вместе с белгородским писателем Валерием Черкесовым, по-братски взявшимся редактировать рукопись книги, он решил, что тексты скажут сами за себя.
Приведем цитату из очерка 2010 г., давшего название первому разделу книги, «Золотое на белом» (речь идет о храме Петра и Павла в Прохоровке): «2 мая мы ожидали прибытия в этот храм Патриарха Кирилла, и мне успелось, слава Богу, более или менее внимательно прочитать часть этих вечных столбцов с восходящими в небеса именами. Слева от алтаря, рядом с фреской святого великомученика воина Феодора Стратилата, возле хоругви с вышитым - по периметру, золотой нитью - гласом Чудотворной иконе «Знамение»: «Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость», за сияющей золотом иконой Георгия Победоносца, коего празднуем 6 мая по нов. ст., в самый канун 65-летия Великой Победы, - на белом мраморе я отыскал золотые имена четверых Минаковых. <...>
Золотым на белом сиял шестикрылый серафим на патриаршем клобуке, золотом отражались солнечные лучи от юбилейных медалей, которые белгородский губернатор повесил на грудь ветеранам. И мы все, тысячи собравшихся, внимали памятной речи Патриарха. «Сегодня, вспоминая героев войны, склоняя головы перед прошлым, мы обращаемся в будущее и просим Бога, чтобы Он никогда не оставлял наш народ, укреплял нашу веру, помогал нам быть сильными и способными одерживать победы. А это значит, что будут существовать и наш народ, и наше Отечество», - сказал Святейший Владыка и завершил в этот воскресный день (пятой Пасхальной седмицы) свое обращение пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!» Теперь все эти события первых майских дней 65-летия Великой Победы, оправленные в бело-золотое свечение, примкнули к моим личным родовым воспоминаниям, соединясь в моём сердце в ясную живоносную мелодию. Видимо, так наша, пусть и трагичная, память - индивидуальная, семейная, общая - претворяется в светлую, устойчивую, ясную, вечную. И так память отчества становится памятью Отечества. Золотая. На белом».
Большинство из предлагаемых сочинений публиковалось в журналах, альманахах, антологиях и хрестоматиях, академических сборниках, прочитано в виде докладов на международных научных конференциях, представлено на Интернет-ресурсах «Русская народная линия», «Русское единство», «Столетие», «Православие.ру», «Одна родина», «Русское воскресение» и многих других.
Книга очерков Станислава Минакова - пример поступательного движения к возрождению русской провинции (ибо «вначале было Слово»), пример духовного и пристального собирания материалов об истории своей семьи, своего города-села. Иными словами, своей Родины, в облик которой нам всем уже пора всерьёз вглядеться.