Россия не потеряла ничего из приращенного к ней Иваном Грозным

О памятнике первому царю всея Руси

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
1496
Время на чтение 11 минут

В связи с обсуждением темы памятника Иоанну Грозному предлагаем вниманию читателей фрагменты выступлений участников круглого стола, проходившего в Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения. Он был посвящен 1150-летию российской государственности и созданию в связи с этим памятника царю Ивану Грозному профессором академии, известным российским скульптором Олегом УВАРОВЫМ.

***

К.А. СМИРНОВ, президент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, ректор Международного славянского института, доктор экономических наук, профессор:

- Уважаемые коллеги! В соответ­ствии с Указом Президента РФ «О праздновании 1150-летия зарожде­ния российской государственности» в этом году в Великом Новгороде и других городах России проходят юбилейные торжества.

Международная Кирилло-Мефодиевская академия славянского просвещения, Российское земское движение и Международный сла­вянский институт заранее начали подготовку к этому выдающемуся событию. 25-26 ноября 2010 года мы провели Международную конфе­ренцию «Становление и укрепление современной Российской государ­ственности: проблемы настоящего и контуры будущего», в которой приня­ли участие известные государствен­ные деятели, политики и ученые из России и славянских стран ближне­го и дальнего зарубежья. В 2011 году был издан сборник материалов кон­ференции, включающий доклады с анализом уроков переходного пери­ода в контексте становления новой российской государственности, а также духовно-нравственных про­блем развивающейся России.

Знаковым событием в подготов­ке к юбилею стал театрально-мис­сионерский благотворительный проект Международного славянско­го института «Я освятил Тебя», став­ший победителем Всероссийского конкурса «Православная инициати­ва - 2011».

Важным событием для академии станет открытие в Вологде скульп­турного памятника первому русско­му царю Ивану Грозному, автором которого является профессор на­шей академии Олег Уваров. В свя­зи с противоречивыми взглядами на личность и деяния Грозного на этом хотелось бы подробнее остановиться.

В.А. ВЛАДИМИРЦЕВ, председатель президиума Российского земского движения, проректор Международного славянского института, профессор:

- Я хорошо знаком с творчеством Олега Уварова. Я считаю его про­должателем дела его земляка, ве­ликого русского скульптора Вячес­лава Клыкова, который долгие годы был сопредседателем Российского земского движения и одарил многие российские города памятниками свя­тых подвижников и героев. Олег Ува­ров - тоже земец, тоже курянин, тоже большой мастер и патриот России.

Несмотря на большую творче­скую загруженность, он преподает на кафедре изобразительных ис­кусств факультета дизайна Между­народного славянского института. Его имя хорошо известно в России. Он автор первого в стране памятни­ка И.А. Бунину в Орле, памятников маршалу И.С. Коневу в Москве и Во­логде. Его работы «Пьеро», «Преоб­ражение», «Трон» и многие другие занимают достойное место среди скульптурных произведений в пар­ке-музее «Музеон» у Центрального Дома художников в Москве. Мастер­ская Уварова наполнена интерес­нейшими работами, среди которых Дмитрий Донской, святой царевич Дмитрий, патриарх Никон, генерал Ермолов, генерал Скобелев и дру­гие герои нашей истории. В домовой церкви Международного славянско­го института находится бесценный дар скульптора - икона Богоматери «Споручница грешных».

Новый этап творческого подъема Олега Уварова связан с погружени­ем в русскую историю. Созданный на пожертвования жителей древнего русского города памятник основате­лю Вологды преподобному Гераси­му, поставленный скульптором на набережной реки Вологды, пользу­ется большой любовью горожан.

Хорошо известен уваровский «Трон», символически пустующий много лет на Крымской набережной почти напротив Кремля. И вот теперь - Грозный царь! Воистину, большой художник часто видит намного даль­ше своих современников!

В.А. СТУДЕНТОВ, вице-президент Международной Кирилло- Мефодиевской академии славянского просвещения, первый проректор Международного славянского института, профессор:

- В России существует множество величественных памятников царю Иоанну IV, царствование которого на­ложило на Московское государство печать особого величия. Это храмы, города и, главное, созданное им цен­трализованное уникальное евразий­ское Русское государство.

Первый русский Царь Иоанн IV, по прозвищу Грозный (1530-1584), сын Великого Князя Всея Руси Васи­лия III, родился 25 августа (7 сентя­бря) 1530 года в селе Коломенское. Легенды связывают с его рожде­нием возведенную Василием IIIв Коломенском церковь Вознесения Господня, которую можно считать первым памятником Грозному ца­рю, доныне считающуюся одним из самых выдающихся произведений мировой архитектуры. Второй изу­мительный памятник Грозному - всемирно известный собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый собором Васи­лия Блаженного, построен в 1555­1561 годах по приказу Ивана Гроз­ного в память о взятии Казани как победоносный итог вековой борьбы с ордынским игом. Величественный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, заложенный Иваном Грозным в 1559 году, и Софийский собор в Во­логде, сооруженный по повелению царя в 1570 году, всегда будут на­поминать о великом русском само­держце. Основанный в 1584 году по приказу Государя первый морской порт России, город Архангельск так­же, несомненно, служит великим па­

мятником царю Ивану IV. Столица Башкортостана город Уфа обязан своим рождением Грозному. И этот ряд можно множить и множить.

П.В. МОРОСЛИН, член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, декан факультета иностранных языков Международного славянского института, доктор философских наук, профессор:

- Я думаю, что в этом ряду до­стойное место занимает постро­енная по указу царя первая на Руси типография, положившая начало, говоря современным языком, куль­турной революции в Московском царстве. Начав печатание книг, царь, несомненно, стремился настроить своих подданных на волну право­славного просвещения. Под руко­водством Ивана Федорова в 1564 году вышла первая печатная книга «Апостол», которую также можно рассматривать как величайший па­мятник Грозному царю.

Ну, а если обратиться к тому скульптурному памятнику Ивану IV, который создал Олег Уваров, то он, на мой взгляд, прежде всего вы­ражает дань уважения наших со­временников к великому строителю Русского государства.

Несомненно, создавая памятник Ивану Грозному, скульптор сделал очень смелый и ответственный шаг, не побоявшись переступить через многие запретные табу в отношении великого Государя, образ которого за долгие века никогда еще не был во­площен ни в одном памятнике на тер­ритории России. Я считаю эту работу не только восстановлением истори­ческой справедливости, но и пред­упреждением всем недругам России о том, что народная память жива.

Конечно, царь не был святым и при­менял террор, ограничивая боярское самовластие, заговоры и предатель­ство. Все попытки его канонизации отвергаются Русской Православной Церковью. Вместе с тем, грандиоз­ные успехи в защите и строительстве Русского царства делают его имя бес­смертным в нашем Отечестве. Только представьте: за годы его правления было построено 155 крепостей и но­вых городов, возведено более 40 каменных церквей, основано свыше 60 монастырей, около 300 почтовых станций, были созваны Церковные и Земские соборы, проведены рефор­мы военной службы, судебной систе­мы и государственного управления, в том числе внедрены элементы само­управления на местном уровне.

Игумен ФЕОФИЛАКТ (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иеру­салимского ставропигиального мужско­го монастыря, академик Международ­ной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения:

- Одна из важнейших задач на­шей академии заключается в том,чтобы пропагандировать в славян­ском мире настоящее искусство, предназначение которого состоит в том, чтобы возрождать истину и духовность, православное по­нимание добра и зла. Думаю, что уваровский Грозный станет нази­дательной темой не только для ши­рокого общественного обсуждения устроения государства российско­го, но и духовной сути творцов рус­ской истории.

В 2004 году на Архиерейском со­боре Русской Православной церкви в докладе председателя Синодаль­ной комиссии по канонизации, ми­трополита Крутицкого и Коломен­ского Ювеналия была выражена официальная позиция РПЦ по во­просу канонизации царя Ивана IV. Эту позицию не раз разъясняли па­триарх Алексий II и патриарх Кирилл, чтобы исторически и богословски наивные люди не смущались идеей канонизации Грозного.

Я полагаю, что царствование Ивана Грозного - тема неисчерпае­мая и поучительная. При этом важ­но помнить, что Россия не потеряла ничего из того, что прирастил к ней Государь.

и.м. братищев, академик Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, проректор по науке Международного славянского института, доктор экономических наук, профессор:

- По словам Бориса Парамонова, «церетелевский памятник Петру I в Москве олицетворяет «державу на мелководье». Что будет олицетво­рять собой уваровский Иван Гроз­ный - покажет время.

В XVI веке Ивану Грозному уда­лось создать мощное Русское государство, потому что он сумел справиться с подобным вирусом и сберечь от него страну. Пусть его методы социальной терапии не всегда отличались гуманностью (такая была эпоха), зато результа­ты оказались весьма успешными. Бесчинства опричнины сменились в итоге исконным земским началом устроения государства. Если бы не Грозный, то Россия вряд ли пере­жила в начале XVII века граждан­скую войну и интервенцию Смут­ного времени. Ее давно бы уже не было. Только Сибирские земли, за­воеванные Иваном Грозным, обе­спечили России стабильный мно­говековой фундамент развития, дали прочный исторический тыл и сегодня позволяют уверенно смо­треть в будущее.

Т.А. БУГРЕНКОВА, декан факультета психологии Международного славянского института, кандидат психологических наук, профессор:

- Рассматриваемая нами про­блема относится к вечному вопросу о роли личности в истории. Трудно, исходя из историософских и идео­логических схем, найти универсаль­ный ответ, подходящий к оценке лич­ности Ивана Грозного. Здесь можно встретиться с самыми разными суждениями. Сложно понять моти­вы жестокости Ивана IV, не вникнув в источники, раскрывающие меж­личностные отношения, настроения, страхи, надежды, сомнения и пред­рассудки царя.

Важно учитывать, что все ре­формы Грозного проходили среди постоянных войн и боярских загово­ров. Вся эпоха Грозного была почти сплошной чередой военных стол­кновений. Естественно, что царю было трудно выдерживать такое пси­хическое напряжение и колоссаль­ную ответственность за государство без последствий для психического здоровья. К тому же, по-видимому, сказывалась и отягощенная наслед­ственность.

В середине ХХ века в истори­ографии сложилось новое направ­ление исследований, называемое «психоисторией». Эта наука осно­вана на соединении исторических и психологических методов иссле­дования. Исходя из этих новых под­ходов, мотивы поведения Грозного можно, в частности, связать со сложными психическими комплек­сами, которые сформировались у него в детские годы и психопа­тологически проявились в зрелом возрасте. По-видимому, на этом пути исследователей ждут новые открытия.

Т.Е. НИКИТИНА, член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиев- ской академии славянского просвеще­ния, проректор по финансам Междуна­родного славянского института, декан факультета экономики и предпринима­тельства, профессор:

- Существует легенда, что Иван Грозный хотел перенести в Вологду столицу Русского государства. По указу царя в Вологде был заложен величественный Софийский собор, начато каменное строительство, построена верфь, создан флот. С периодом его правления связано время расцвета Вологды, которая стала одним из важнейших тран­зитных центров в международной торговле с Англией. Некоторое вре­мя царь жил в этом городе. Поэто­му для установки здесь памятника Ивану Грозному имеются прочные исторические основания. На обще­городских дебатах, прошедших 26 июня 2012 года в Вологде на те­му: «Иван Грозный: кровавый тиран или крепкий государственник?», 29% участвовавших в обсуждении вологжан проголосовали за уста­новку памятника, 19% выступили против, у остальных при ответе на этот вопрос возникли затруднения.

Кстати, жители Архангельска бы­ли более единодушны в своей оцен­ке заслуг Ивана Грозного. 21 июня 2012 года в городе была открыта па­мятная гранитная плита Ивану Гроз­ному. На черном граните выгравиро­ван рисунок известной скульптуры М. Антокольского из Русского музея в Санкт-Петербурге. На открытии памятной плиты было сказано: «Мы, поморы, люди свободолюбивые и перед царями не гнулись, но добрые дела ценим».

О.А. УВАРОВ, профессор Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, скульптор:

- Стоит задуматься, не обво­ровываем ли мы себя, очерняя и вычеркивая из памяти гигантские исторические пласты эпохи Ивана Грозного и самого царя?

Идея воплотить образ Грозно­го царя жила во мне давно. Изучая историю XVIвека, свидетельства современников, летописи, пись­менные труды Ивана IV, парсуны, художественные произведения и работы антропологов, я думал, не является ли исторической неспра­ведливостью то, что в России нет памятника основателю централи­зованного Русского государства?

Работа над созданием памятника длилась более двух лет. Хочу приве­сти слова А.С. Пушкина об Иване IV, которые помогали мне при создании образа царя: «Причудливый, ипохон­дрик, набожный, даже верующий, но пуще всего боящийся дьявола и ада, умный, принципиальный, понима­ющий развращенность нравов сво­его времени, сознающий дикость своей варварской страны, до фана­тизма убежденный в своем праве, подпадающий, как чарам, влиянию Годунова, страстный, развратный, внезапно делающийся аскетом,... - странная душа, исполненная проти­воречий!».

При жизни Грозный был мощным началом, объединяющим Русское государство. Его неоднозначная, противоречивая фигура стала для меня символом сильной, могуще­ственной, единой страны, какой он стремился сделать Россию. В то же время, работая над его скульптур­ным образом, я испытывал чувство исторической боли за деяния, не до­стойные этой великой личности.

Я уверен, что художник должен всегда стремиться к исторической правде. Как православный русский человек, я всегда считал, что от того, как мы помним и чтим свою историю, зависит самоуважение и достоин­ство нашего народа.

К.А. СМИРНОВ:

- Подводя итоги дискуссии о времени и личности Ивана Грозного, отмечу, что сегодня среди истори­ков сформировался более взвешен­ный подход к оценке драматических событий царствования Ивана Гроз­ного.

Царь Иван Грозный сыграл вы­дающуюся роль в истории России. Считается, что его эпоха - это важ­нейший период становления рус­ского государственно-религиозного самосознания. При нем же Россия и Запад впервые столкнулись как духовно враждебные цивилизации. При нем Россия, на удивление всем своим соседям, стала великим ев­разийским многонациональным го­сударством. При нем народ сделал свой выбор «сослужить с Царем в деле Божием» - для созидания Рос­сии. Отсюда и ненависть к нему вра­гов нашего Отечества.

Существует множество свиде­тельств о народной любви к Ивану Грозному. «Народ не только не воз­буждал против него никаких возму­щений, но даже высказывал во вре­мя войны невероятную твердость при защите и охранении крепостей», -           пишет современник. Карамзин за­вершает описание царствования Ивана IVсловами: «В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народ­ной памяти».

Я уверен, что трудно понять те­чение русской истории, не поняв личности Грозного Царя. Его образ широко представлен в народном творчестве - песнях, сказках и бы­линах. К нему не раз обращались ве­ликие мастера искусства.

Мы ценим творческую отвагу автора памятника Ивану Грозному Олега Уварова и поздравляем его с большим художественным дости­жением. Члены академии и другие участники круглого стола единодуш­но высказались за необходимость сооружения памятника царю Ивану IV Грозному.

Глядя на скульптуру царя, на­полненную мощной психологиче­ской конкретностью образа, мы видим величественного и мудрого самодержца и понимаем, что он является архетипическим обра­зом русского характера, который еще предстоит осмысливать на­шим современникам. Я считаю, что открытие этого памятника в древней Вологде, прочно связан­ной своей историей с личностью Ивана Грозного, является знако­вым культурным событием для понимания как русской истории, так и важнейших проблем строительства государственности в современной России.

Материал подготовил научный обозреватель газеты «Содружество» Вячеслав ВЛАДИМИРЦЕВ

Впервые опубликовано в газете «Содружество», август 2012 г. N 15-16(318-319)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Грозный
В тревогах о будущем мира и надеждах на добрую волю
В Москве состоялось итоговое годовое заседание Совета старейшин коренных народов России и стран Евразии
27.12.2024
Очередной «удар по Самодержавию»?
Возле вновь выставленной картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван» установили пост охраны
18.12.2024
Россия – Дом Пресвятой Богородицы
В Нижнем Новгороде прошла Всероссийская научно-просветительская конференция «Пути возрождения Самодержавной Монархии в России»
05.12.2024
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 19:39
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Человек
30.12.2024 19:08
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22