Россия не потеряла ничего из приращенного к ней Иваном Грозным

О памятнике первому царю всея Руси

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
1490
Время на чтение 11 минут

В связи с обсуждением темы памятника Иоанну Грозному предлагаем вниманию читателей фрагменты выступлений участников круглого стола, проходившего в Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения. Он был посвящен 1150-летию российской государственности и созданию в связи с этим памятника царю Ивану Грозному профессором академии, известным российским скульптором Олегом УВАРОВЫМ.

***

К.А. СМИРНОВ, президент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, ректор Международного славянского института, доктор экономических наук, профессор:

- Уважаемые коллеги! В соответ­ствии с Указом Президента РФ «О праздновании 1150-летия зарожде­ния российской государственности» в этом году в Великом Новгороде и других городах России проходят юбилейные торжества.

Международная Кирилло-Мефодиевская академия славянского просвещения, Российское земское движение и Международный сла­вянский институт заранее начали подготовку к этому выдающемуся событию. 25-26 ноября 2010 года мы провели Международную конфе­ренцию «Становление и укрепление современной Российской государ­ственности: проблемы настоящего и контуры будущего», в которой приня­ли участие известные государствен­ные деятели, политики и ученые из России и славянских стран ближне­го и дальнего зарубежья. В 2011 году был издан сборник материалов кон­ференции, включающий доклады с анализом уроков переходного пери­ода в контексте становления новой российской государственности, а также духовно-нравственных про­блем развивающейся России.

Знаковым событием в подготов­ке к юбилею стал театрально-мис­сионерский благотворительный проект Международного славянско­го института «Я освятил Тебя», став­ший победителем Всероссийского конкурса «Православная инициати­ва - 2011».

Важным событием для академии станет открытие в Вологде скульп­турного памятника первому русско­му царю Ивану Грозному, автором которого является профессор на­шей академии Олег Уваров. В свя­зи с противоречивыми взглядами на личность и деяния Грозного на этом хотелось бы подробнее остановиться.

В.А. ВЛАДИМИРЦЕВ, председатель президиума Российского земского движения, проректор Международного славянского института, профессор:

- Я хорошо знаком с творчеством Олега Уварова. Я считаю его про­должателем дела его земляка, ве­ликого русского скульптора Вячес­лава Клыкова, который долгие годы был сопредседателем Российского земского движения и одарил многие российские города памятниками свя­тых подвижников и героев. Олег Ува­ров - тоже земец, тоже курянин, тоже большой мастер и патриот России.

Несмотря на большую творче­скую загруженность, он преподает на кафедре изобразительных ис­кусств факультета дизайна Между­народного славянского института. Его имя хорошо известно в России. Он автор первого в стране памятни­ка И.А. Бунину в Орле, памятников маршалу И.С. Коневу в Москве и Во­логде. Его работы «Пьеро», «Преоб­ражение», «Трон» и многие другие занимают достойное место среди скульптурных произведений в пар­ке-музее «Музеон» у Центрального Дома художников в Москве. Мастер­ская Уварова наполнена интерес­нейшими работами, среди которых Дмитрий Донской, святой царевич Дмитрий, патриарх Никон, генерал Ермолов, генерал Скобелев и дру­гие герои нашей истории. В домовой церкви Международного славянско­го института находится бесценный дар скульптора - икона Богоматери «Споручница грешных».

Новый этап творческого подъема Олега Уварова связан с погружени­ем в русскую историю. Созданный на пожертвования жителей древнего русского города памятник основате­лю Вологды преподобному Гераси­му, поставленный скульптором на набережной реки Вологды, пользу­ется большой любовью горожан.

Хорошо известен уваровский «Трон», символически пустующий много лет на Крымской набережной почти напротив Кремля. И вот теперь - Грозный царь! Воистину, большой художник часто видит намного даль­ше своих современников!

В.А. СТУДЕНТОВ, вице-президент Международной Кирилло- Мефодиевской академии славянского просвещения, первый проректор Международного славянского института, профессор:

- В России существует множество величественных памятников царю Иоанну IV, царствование которого на­ложило на Московское государство печать особого величия. Это храмы, города и, главное, созданное им цен­трализованное уникальное евразий­ское Русское государство.

Первый русский Царь Иоанн IV, по прозвищу Грозный (1530-1584), сын Великого Князя Всея Руси Васи­лия III, родился 25 августа (7 сентя­бря) 1530 года в селе Коломенское. Легенды связывают с его рожде­нием возведенную Василием IIIв Коломенском церковь Вознесения Господня, которую можно считать первым памятником Грозному ца­рю, доныне считающуюся одним из самых выдающихся произведений мировой архитектуры. Второй изу­мительный памятник Грозному - всемирно известный собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый собором Васи­лия Блаженного, построен в 1555­1561 годах по приказу Ивана Гроз­ного в память о взятии Казани как победоносный итог вековой борьбы с ордынским игом. Величественный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, заложенный Иваном Грозным в 1559 году, и Софийский собор в Во­логде, сооруженный по повелению царя в 1570 году, всегда будут на­поминать о великом русском само­держце. Основанный в 1584 году по приказу Государя первый морской порт России, город Архангельск так­же, несомненно, служит великим па­

мятником царю Ивану IV. Столица Башкортостана город Уфа обязан своим рождением Грозному. И этот ряд можно множить и множить.

П.В. МОРОСЛИН, член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, декан факультета иностранных языков Международного славянского института, доктор философских наук, профессор:

- Я думаю, что в этом ряду до­стойное место занимает постро­енная по указу царя первая на Руси типография, положившая начало, говоря современным языком, куль­турной революции в Московском царстве. Начав печатание книг, царь, несомненно, стремился настроить своих подданных на волну право­славного просвещения. Под руко­водством Ивана Федорова в 1564 году вышла первая печатная книга «Апостол», которую также можно рассматривать как величайший па­мятник Грозному царю.

Ну, а если обратиться к тому скульптурному памятнику Ивану IV, который создал Олег Уваров, то он, на мой взгляд, прежде всего вы­ражает дань уважения наших со­временников к великому строителю Русского государства.

Несомненно, создавая памятник Ивану Грозному, скульптор сделал очень смелый и ответственный шаг, не побоявшись переступить через многие запретные табу в отношении великого Государя, образ которого за долгие века никогда еще не был во­площен ни в одном памятнике на тер­ритории России. Я считаю эту работу не только восстановлением истори­ческой справедливости, но и пред­упреждением всем недругам России о том, что народная память жива.

Конечно, царь не был святым и при­менял террор, ограничивая боярское самовластие, заговоры и предатель­ство. Все попытки его канонизации отвергаются Русской Православной Церковью. Вместе с тем, грандиоз­ные успехи в защите и строительстве Русского царства делают его имя бес­смертным в нашем Отечестве. Только представьте: за годы его правления было построено 155 крепостей и но­вых городов, возведено более 40 каменных церквей, основано свыше 60 монастырей, около 300 почтовых станций, были созваны Церковные и Земские соборы, проведены рефор­мы военной службы, судебной систе­мы и государственного управления, в том числе внедрены элементы само­управления на местном уровне.

Игумен ФЕОФИЛАКТ (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иеру­салимского ставропигиального мужско­го монастыря, академик Международ­ной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения:

- Одна из важнейших задач на­шей академии заключается в том,чтобы пропагандировать в славян­ском мире настоящее искусство, предназначение которого состоит в том, чтобы возрождать истину и духовность, православное по­нимание добра и зла. Думаю, что уваровский Грозный станет нази­дательной темой не только для ши­рокого общественного обсуждения устроения государства российско­го, но и духовной сути творцов рус­ской истории.

В 2004 году на Архиерейском со­боре Русской Православной церкви в докладе председателя Синодаль­ной комиссии по канонизации, ми­трополита Крутицкого и Коломен­ского Ювеналия была выражена официальная позиция РПЦ по во­просу канонизации царя Ивана IV. Эту позицию не раз разъясняли па­триарх Алексий II и патриарх Кирилл, чтобы исторически и богословски наивные люди не смущались идеей канонизации Грозного.

Я полагаю, что царствование Ивана Грозного - тема неисчерпае­мая и поучительная. При этом важ­но помнить, что Россия не потеряла ничего из того, что прирастил к ней Государь.

и.м. братищев, академик Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, проректор по науке Международного славянского института, доктор экономических наук, профессор:

- По словам Бориса Парамонова, «церетелевский памятник Петру I в Москве олицетворяет «державу на мелководье». Что будет олицетво­рять собой уваровский Иван Гроз­ный - покажет время.

В XVI веке Ивану Грозному уда­лось создать мощное Русское государство, потому что он сумел справиться с подобным вирусом и сберечь от него страну. Пусть его методы социальной терапии не всегда отличались гуманностью (такая была эпоха), зато результа­ты оказались весьма успешными. Бесчинства опричнины сменились в итоге исконным земским началом устроения государства. Если бы не Грозный, то Россия вряд ли пере­жила в начале XVII века граждан­скую войну и интервенцию Смут­ного времени. Ее давно бы уже не было. Только Сибирские земли, за­воеванные Иваном Грозным, обе­спечили России стабильный мно­говековой фундамент развития, дали прочный исторический тыл и сегодня позволяют уверенно смо­треть в будущее.

Т.А. БУГРЕНКОВА, декан факультета психологии Международного славянского института, кандидат психологических наук, профессор:

- Рассматриваемая нами про­блема относится к вечному вопросу о роли личности в истории. Трудно, исходя из историософских и идео­логических схем, найти универсаль­ный ответ, подходящий к оценке лич­ности Ивана Грозного. Здесь можно встретиться с самыми разными суждениями. Сложно понять моти­вы жестокости Ивана IV, не вникнув в источники, раскрывающие меж­личностные отношения, настроения, страхи, надежды, сомнения и пред­рассудки царя.

Важно учитывать, что все ре­формы Грозного проходили среди постоянных войн и боярских загово­ров. Вся эпоха Грозного была почти сплошной чередой военных стол­кновений. Естественно, что царю было трудно выдерживать такое пси­хическое напряжение и колоссаль­ную ответственность за государство без последствий для психического здоровья. К тому же, по-видимому, сказывалась и отягощенная наслед­ственность.

В середине ХХ века в истори­ографии сложилось новое направ­ление исследований, называемое «психоисторией». Эта наука осно­вана на соединении исторических и психологических методов иссле­дования. Исходя из этих новых под­ходов, мотивы поведения Грозного можно, в частности, связать со сложными психическими комплек­сами, которые сформировались у него в детские годы и психопа­тологически проявились в зрелом возрасте. По-видимому, на этом пути исследователей ждут новые открытия.

Т.Е. НИКИТИНА, член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиев- ской академии славянского просвеще­ния, проректор по финансам Междуна­родного славянского института, декан факультета экономики и предпринима­тельства, профессор:

- Существует легенда, что Иван Грозный хотел перенести в Вологду столицу Русского государства. По указу царя в Вологде был заложен величественный Софийский собор, начато каменное строительство, построена верфь, создан флот. С периодом его правления связано время расцвета Вологды, которая стала одним из важнейших тран­зитных центров в международной торговле с Англией. Некоторое вре­мя царь жил в этом городе. Поэто­му для установки здесь памятника Ивану Грозному имеются прочные исторические основания. На обще­городских дебатах, прошедших 26 июня 2012 года в Вологде на те­му: «Иван Грозный: кровавый тиран или крепкий государственник?», 29% участвовавших в обсуждении вологжан проголосовали за уста­новку памятника, 19% выступили против, у остальных при ответе на этот вопрос возникли затруднения.

Кстати, жители Архангельска бы­ли более единодушны в своей оцен­ке заслуг Ивана Грозного. 21 июня 2012 года в городе была открыта па­мятная гранитная плита Ивану Гроз­ному. На черном граните выгравиро­ван рисунок известной скульптуры М. Антокольского из Русского музея в Санкт-Петербурге. На открытии памятной плиты было сказано: «Мы, поморы, люди свободолюбивые и перед царями не гнулись, но добрые дела ценим».

О.А. УВАРОВ, профессор Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, скульптор:

- Стоит задуматься, не обво­ровываем ли мы себя, очерняя и вычеркивая из памяти гигантские исторические пласты эпохи Ивана Грозного и самого царя?

Идея воплотить образ Грозно­го царя жила во мне давно. Изучая историю XVIвека, свидетельства современников, летописи, пись­менные труды Ивана IV, парсуны, художественные произведения и работы антропологов, я думал, не является ли исторической неспра­ведливостью то, что в России нет памятника основателю централи­зованного Русского государства?

Работа над созданием памятника длилась более двух лет. Хочу приве­сти слова А.С. Пушкина об Иване IV, которые помогали мне при создании образа царя: «Причудливый, ипохон­дрик, набожный, даже верующий, но пуще всего боящийся дьявола и ада, умный, принципиальный, понима­ющий развращенность нравов сво­его времени, сознающий дикость своей варварской страны, до фана­тизма убежденный в своем праве, подпадающий, как чарам, влиянию Годунова, страстный, развратный, внезапно делающийся аскетом,... - странная душа, исполненная проти­воречий!».

При жизни Грозный был мощным началом, объединяющим Русское государство. Его неоднозначная, противоречивая фигура стала для меня символом сильной, могуще­ственной, единой страны, какой он стремился сделать Россию. В то же время, работая над его скульптур­ным образом, я испытывал чувство исторической боли за деяния, не до­стойные этой великой личности.

Я уверен, что художник должен всегда стремиться к исторической правде. Как православный русский человек, я всегда считал, что от того, как мы помним и чтим свою историю, зависит самоуважение и достоин­ство нашего народа.

К.А. СМИРНОВ:

- Подводя итоги дискуссии о времени и личности Ивана Грозного, отмечу, что сегодня среди истори­ков сформировался более взвешен­ный подход к оценке драматических событий царствования Ивана Гроз­ного.

Царь Иван Грозный сыграл вы­дающуюся роль в истории России. Считается, что его эпоха - это важ­нейший период становления рус­ского государственно-религиозного самосознания. При нем же Россия и Запад впервые столкнулись как духовно враждебные цивилизации. При нем Россия, на удивление всем своим соседям, стала великим ев­разийским многонациональным го­сударством. При нем народ сделал свой выбор «сослужить с Царем в деле Божием» - для созидания Рос­сии. Отсюда и ненависть к нему вра­гов нашего Отечества.

Существует множество свиде­тельств о народной любви к Ивану Грозному. «Народ не только не воз­буждал против него никаких возму­щений, но даже высказывал во вре­мя войны невероятную твердость при защите и охранении крепостей», -           пишет современник. Карамзин за­вершает описание царствования Ивана IVсловами: «В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народ­ной памяти».

Я уверен, что трудно понять те­чение русской истории, не поняв личности Грозного Царя. Его образ широко представлен в народном творчестве - песнях, сказках и бы­линах. К нему не раз обращались ве­ликие мастера искусства.

Мы ценим творческую отвагу автора памятника Ивану Грозному Олега Уварова и поздравляем его с большим художественным дости­жением. Члены академии и другие участники круглого стола единодуш­но высказались за необходимость сооружения памятника царю Ивану IV Грозному.

Глядя на скульптуру царя, на­полненную мощной психологиче­ской конкретностью образа, мы видим величественного и мудрого самодержца и понимаем, что он является архетипическим обра­зом русского характера, который еще предстоит осмысливать на­шим современникам. Я считаю, что открытие этого памятника в древней Вологде, прочно связан­ной своей историей с личностью Ивана Грозного, является знако­вым культурным событием для понимания как русской истории, так и важнейших проблем строительства государственности в современной России.

Материал подготовил научный обозреватель газеты «Содружество» Вячеслав ВЛАДИМИРЦЕВ

Впервые опубликовано в газете «Содружество», август 2012 г. N 15-16(318-319)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Грозный
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Символ и цель. Иван Грозный
Из книги «Эпоха утраченных смыслов»
12.11.2024
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Обращение православной общественности к Святейшему Патриарху Кириллу
11.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06