В связи с обсуждением темы памятника Иоанну Грозному предлагаем вниманию читателей фрагменты выступлений участников круглого стола, проходившего в Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения. Он был посвящен 1150-летию российской государственности и созданию в связи с этим памятника царю Ивану Грозному профессором академии, известным российским скульптором Олегом УВАРОВЫМ.
***
К.А. СМИРНОВ, президент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, ректор Международного славянского института, доктор экономических наук, профессор:
- Уважаемые коллеги! В соответствии с Указом Президента РФ «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности» в этом году в Великом Новгороде и других городах России проходят юбилейные торжества.
Международная Кирилло-Мефодиевская академия славянского просвещения, Российское земское движение и Международный славянский институт заранее начали подготовку к этому выдающемуся событию. 25-26 ноября 2010 года мы провели Международную конференцию «Становление и укрепление современной Российской государственности: проблемы настоящего и контуры будущего», в которой приняли участие известные государственные деятели, политики и ученые из России и славянских стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2011 году был издан сборник материалов конференции, включающий доклады с анализом уроков переходного периода в контексте становления новой российской государственности, а также духовно-нравственных проблем развивающейся России.
Знаковым событием в подготовке к юбилею стал театрально-миссионерский благотворительный проект Международного славянского института «Я освятил Тебя», ставший победителем Всероссийского конкурса «Православная инициатива - 2011».
Важным событием для академии станет открытие в Вологде скульптурного памятника первому русскому царю Ивану Грозному, автором которого является профессор нашей академии Олег Уваров. В связи с противоречивыми взглядами на личность и деяния Грозного на этом хотелось бы подробнее остановиться.
В.А. ВЛАДИМИРЦЕВ, председатель президиума Российского земского движения, проректор Международного славянского института, профессор:
- Я хорошо знаком с творчеством Олега Уварова. Я считаю его продолжателем дела его земляка, великого русского скульптора Вячеслава Клыкова, который долгие годы был сопредседателем Российского земского движения и одарил многие российские города памятниками святых подвижников и героев. Олег Уваров - тоже земец, тоже курянин, тоже большой мастер и патриот России.
Несмотря на большую творческую загруженность, он преподает на кафедре изобразительных искусств факультета дизайна Международного славянского института. Его имя хорошо известно в России. Он автор первого в стране памятника И.А. Бунину в Орле, памятников маршалу И.С. Коневу в Москве и Вологде. Его работы «Пьеро», «Преображение», «Трон» и многие другие занимают достойное место среди скульптурных произведений в парке-музее «Музеон» у Центрального Дома художников в Москве. Мастерская Уварова наполнена интереснейшими работами, среди которых Дмитрий Донской, святой царевич Дмитрий, патриарх Никон, генерал Ермолов, генерал Скобелев и другие герои нашей истории. В домовой церкви Международного славянского института находится бесценный дар скульптора - икона Богоматери «Споручница грешных».
Новый этап творческого подъема Олега Уварова связан с погружением в русскую историю. Созданный на пожертвования жителей древнего русского города памятник основателю Вологды преподобному Герасиму, поставленный скульптором на набережной реки Вологды, пользуется большой любовью горожан.
Хорошо известен уваровский «Трон», символически пустующий много лет на Крымской набережной почти напротив Кремля. И вот теперь - Грозный царь! Воистину, большой художник часто видит намного дальше своих современников!
В.А. СТУДЕНТОВ, вице-президент Международной Кирилло- Мефодиевской академии славянского просвещения, первый проректор Международного славянского института, профессор:
- В России существует множество величественных памятников царю Иоанну IV, царствование которого наложило на Московское государство печать особого величия. Это храмы, города и, главное, созданное им централизованное уникальное евразийское Русское государство.
Первый русский Царь Иоанн IV, по прозвищу Грозный (1530-1584), сын Великого Князя Всея Руси Василия III, родился 25 августа (7 сентября) 1530 года в селе Коломенское. Легенды связывают с его рождением возведенную Василием IIIв Коломенском церковь Вознесения Господня, которую можно считать первым памятником Грозному царю, доныне считающуюся одним из самых выдающихся произведений мировой архитектуры. Второй изумительный памятник Грозному - всемирно известный собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый собором Василия Блаженного, построен в 15551561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани как победоносный итог вековой борьбы с ордынским игом. Величественный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, заложенный Иваном Грозным в 1559 году, и Софийский собор в Вологде, сооруженный по повелению царя в 1570 году, всегда будут напоминать о великом русском самодержце. Основанный в 1584 году по приказу Государя первый морской порт России, город Архангельск также, несомненно, служит великим па
мятником царю Ивану IV. Столица Башкортостана город Уфа обязан своим рождением Грозному. И этот ряд можно множить и множить.
П.В. МОРОСЛИН, член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, декан факультета иностранных языков Международного славянского института, доктор философских наук, профессор:
- Я думаю, что в этом ряду достойное место занимает построенная по указу царя первая на Руси типография, положившая начало, говоря современным языком, культурной революции в Московском царстве. Начав печатание книг, царь, несомненно, стремился настроить своих подданных на волну православного просвещения. Под руководством Ивана Федорова в 1564 году вышла первая печатная книга «Апостол», которую также можно рассматривать как величайший памятник Грозному царю.
Ну, а если обратиться к тому скульптурному памятнику Ивану IV, который создал Олег Уваров, то он, на мой взгляд, прежде всего выражает дань уважения наших современников к великому строителю Русского государства.
Несомненно, создавая памятник Ивану Грозному, скульптор сделал очень смелый и ответственный шаг, не побоявшись переступить через многие запретные табу в отношении великого Государя, образ которого за долгие века никогда еще не был воплощен ни в одном памятнике на территории России. Я считаю эту работу не только восстановлением исторической справедливости, но и предупреждением всем недругам России о том, что народная память жива.
Конечно, царь не был святым и применял террор, ограничивая боярское самовластие, заговоры и предательство. Все попытки его канонизации отвергаются Русской Православной Церковью. Вместе с тем, грандиозные успехи в защите и строительстве Русского царства делают его имя бессмертным в нашем Отечестве. Только представьте: за годы его правления было построено 155 крепостей и новых городов, возведено более 40 каменных церквей, основано свыше 60 монастырей, около 300 почтовых станций, были созваны Церковные и Земские соборы, проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне.
Игумен ФЕОФИЛАКТ (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря, академик Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения:
- Одна из важнейших задач нашей академии заключается в том,чтобы пропагандировать в славянском мире настоящее искусство, предназначение которого состоит в том, чтобы возрождать истину и духовность, православное понимание добра и зла. Думаю, что уваровский Грозный станет назидательной темой не только для широкого общественного обсуждения устроения государства российского, но и духовной сути творцов русской истории.
В 2004 году на Архиерейском соборе Русской Православной церкви в докладе председателя Синодальной комиссии по канонизации, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия была выражена официальная позиция РПЦ по вопросу канонизации царя Ивана IV. Эту позицию не раз разъясняли патриарх Алексий II и патриарх Кирилл, чтобы исторически и богословски наивные люди не смущались идеей канонизации Грозного.
Я полагаю, что царствование Ивана Грозного - тема неисчерпаемая и поучительная. При этом важно помнить, что Россия не потеряла ничего из того, что прирастил к ней Государь.
и.м. братищев, академик Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, проректор по науке Международного славянского института, доктор экономических наук, профессор:
- По словам Бориса Парамонова, «церетелевский памятник Петру I в Москве олицетворяет «державу на мелководье». Что будет олицетворять собой уваровский Иван Грозный - покажет время.
В XVI веке Ивану Грозному удалось создать мощное Русское государство, потому что он сумел справиться с подобным вирусом и сберечь от него страну. Пусть его методы социальной терапии не всегда отличались гуманностью (такая была эпоха), зато результаты оказались весьма успешными. Бесчинства опричнины сменились в итоге исконным земским началом устроения государства. Если бы не Грозный, то Россия вряд ли пережила в начале XVII века гражданскую войну и интервенцию Смутного времени. Ее давно бы уже не было. Только Сибирские земли, завоеванные Иваном Грозным, обеспечили России стабильный многовековой фундамент развития, дали прочный исторический тыл и сегодня позволяют уверенно смотреть в будущее.
Т.А. БУГРЕНКОВА, декан факультета психологии Международного славянского института, кандидат психологических наук, профессор:
- Рассматриваемая нами проблема относится к вечному вопросу о роли личности в истории. Трудно, исходя из историософских и идеологических схем, найти универсальный ответ, подходящий к оценке личности Ивана Грозного. Здесь можно встретиться с самыми разными суждениями. Сложно понять мотивы жестокости Ивана IV, не вникнув в источники, раскрывающие межличностные отношения, настроения, страхи, надежды, сомнения и предрассудки царя.
Важно учитывать, что все реформы Грозного проходили среди постоянных войн и боярских заговоров. Вся эпоха Грозного была почти сплошной чередой военных столкновений. Естественно, что царю было трудно выдерживать такое психическое напряжение и колоссальную ответственность за государство без последствий для психического здоровья. К тому же, по-видимому, сказывалась и отягощенная наследственность.
В середине ХХ века в историографии сложилось новое направление исследований, называемое «психоисторией». Эта наука основана на соединении исторических и психологических методов исследования. Исходя из этих новых подходов, мотивы поведения Грозного можно, в частности, связать со сложными психическими комплексами, которые сформировались у него в детские годы и психопатологически проявились в зрелом возрасте. По-видимому, на этом пути исследователей ждут новые открытия.
Т.Е. НИКИТИНА, член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиев- ской академии славянского просвещения, проректор по финансам Международного славянского института, декан факультета экономики и предпринимательства, профессор:
- Существует легенда, что Иван Грозный хотел перенести в Вологду столицу Русского государства. По указу царя в Вологде был заложен величественный Софийский собор, начато каменное строительство, построена верфь, создан флот. С периодом его правления связано время расцвета Вологды, которая стала одним из важнейших транзитных центров в международной торговле с Англией. Некоторое время царь жил в этом городе. Поэтому для установки здесь памятника Ивану Грозному имеются прочные исторические основания. На общегородских дебатах, прошедших 26 июня 2012 года в Вологде на тему: «Иван Грозный: кровавый тиран или крепкий государственник?», 29% участвовавших в обсуждении вологжан проголосовали за установку памятника, 19% выступили против, у остальных при ответе на этот вопрос возникли затруднения.
Кстати, жители Архангельска были более единодушны в своей оценке заслуг Ивана Грозного. 21 июня 2012 года в городе была открыта памятная гранитная плита Ивану Грозному. На черном граните выгравирован рисунок известной скульптуры М. Антокольского из Русского музея в Санкт-Петербурге. На открытии памятной плиты было сказано: «Мы, поморы, люди свободолюбивые и перед царями не гнулись, но добрые дела ценим».
О.А. УВАРОВ, профессор Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, скульптор:
- Стоит задуматься, не обворовываем ли мы себя, очерняя и вычеркивая из памяти гигантские исторические пласты эпохи Ивана Грозного и самого царя?
Идея воплотить образ Грозного царя жила во мне давно. Изучая историю XVIвека, свидетельства современников, летописи, письменные труды Ивана IV, парсуны, художественные произведения и работы антропологов, я думал, не является ли исторической несправедливостью то, что в России нет памятника основателю централизованного Русского государства?
Работа над созданием памятника длилась более двух лет. Хочу привести слова А.С. Пушкина об Иване IV, которые помогали мне при создании образа царя: «Причудливый, ипохондрик, набожный, даже верующий, но пуще всего боящийся дьявола и ада, умный, принципиальный, понимающий развращенность нравов своего времени, сознающий дикость своей варварской страны, до фанатизма убежденный в своем праве, подпадающий, как чарам, влиянию Годунова, страстный, развратный, внезапно делающийся аскетом,... - странная душа, исполненная противоречий!».
При жизни Грозный был мощным началом, объединяющим Русское государство. Его неоднозначная, противоречивая фигура стала для меня символом сильной, могущественной, единой страны, какой он стремился сделать Россию. В то же время, работая над его скульптурным образом, я испытывал чувство исторической боли за деяния, не достойные этой великой личности.
Я уверен, что художник должен всегда стремиться к исторической правде. Как православный русский человек, я всегда считал, что от того, как мы помним и чтим свою историю, зависит самоуважение и достоинство нашего народа.
К.А. СМИРНОВ:
- Подводя итоги дискуссии о времени и личности Ивана Грозного, отмечу, что сегодня среди историков сформировался более взвешенный подход к оценке драматических событий царствования Ивана Грозного.
Царь Иван Грозный сыграл выдающуюся роль в истории России. Считается, что его эпоха - это важнейший период становления русского государственно-религиозного самосознания. При нем же Россия и Запад впервые столкнулись как духовно враждебные цивилизации. При нем Россия, на удивление всем своим соседям, стала великим евразийским многонациональным государством. При нем народ сделал свой выбор «сослужить с Царем в деле Божием» - для созидания России. Отсюда и ненависть к нему врагов нашего Отечества.
Существует множество свидетельств о народной любви к Ивану Грозному. «Народ не только не возбуждал против него никаких возмущений, но даже высказывал во время войны невероятную твердость при защите и охранении крепостей», - пишет современник. Карамзин завершает описание царствования Ивана IVсловами: «В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти».
Я уверен, что трудно понять течение русской истории, не поняв личности Грозного Царя. Его образ широко представлен в народном творчестве - песнях, сказках и былинах. К нему не раз обращались великие мастера искусства.
Мы ценим творческую отвагу автора памятника Ивану Грозному Олега Уварова и поздравляем его с большим художественным достижением. Члены академии и другие участники круглого стола единодушно высказались за необходимость сооружения памятника царю Ивану IV Грозному.
Глядя на скульптуру царя, наполненную мощной психологической конкретностью образа, мы видим величественного и мудрого самодержца и понимаем, что он является архетипическим образом русского характера, который еще предстоит осмысливать нашим современникам. Я считаю, что открытие этого памятника в древней Вологде, прочно связанной своей историей с личностью Ивана Грозного, является знаковым культурным событием для понимания как русской истории, так и важнейших проблем строительства государственности в современной России.
Материал подготовил научный обозреватель газеты «Содружество» Вячеслав ВЛАДИМИРЦЕВ
Впервые опубликовано в газете «Содружество», август 2012 г. N 15-16(318-319)