Покровский храм в Лос-Анджелесе. Не так давно он отметил свое пятидесятилетие. В этом храме в середине 60-х годов была написана первая икона Новомучеников и исповедников российских. Обратила на себя внимание большая икона св. Иоанна Кронштадтского с клеймами его жития. Долгое время в этом храме служил будущий епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант). До сих пор в храме распространяются брошюры, написанные им. В Покровском храме был устроен один из первых алтарей, посвящённых св. праведному Иоанну Кронштадтскому, канонизированному Зарубежной Церковью в 1964 году. Имеется икона святого с частицей его мощей. С прежним архиепископом Антонием (Синкевичем) у актива прихода произошёл острый конфликт. Дело закончилось тем, что храм добился ставропигии, то есть ушёл под непосредственное подчинение Первоиерарху Зарубежной Церкви. Вообще, похоже, для Зарубежной Церкви характерна клановость. Кстати, во многих её храмах до сих пор в конце служб не поют «Великого господина...»
Посетил церковный магазин при соборе в Сан-Франциско. Продавец: «Сейчас дешевле книги в России покупать, чем самим издавать. Книги с критическим содержанием о Московской Патриархии уже разошлись, а нового переиздания не было. Было прямое распоряжение, чтобы этого не делать. Раньше говорили, что все патриархийные священники - сотрудники КГБ». На это я заметил: «Почему все? Я, например, никогда не был сотрудником КГБ». О митрополите Виталии: «Хороший был владыка, но в последние годы жизни он сильно болел, и за него все решало его окружение. Он был против объединения». Тут я вспомнил рассказ знакомого священника о его общении с владыкой Виталием в 90-е годы. В 1995 году, приехав в Монреаль к родственникам жены, он посетил собор, в котором служил владыка. Подходит на всенощной на помазание, а владыка спрашивает его, откуда он? «Из Московской Патриархии». - «Тогда помазать я вас не могу». Священник: «Дело не в этом. Главное в том, что все эти десятилетия Зарубежная Церковь хранила чистоту святого Православия, просвещала русский народ через посылку духовной литературы и радиопередачи». Владыка: «Батюшка, по великой икономии я помажу вас святым елеем. Не обижайтесь, что я не приглашаю вас в алтарь, так как наши священники очень настроены против Московской Патриархии». Раз шесть или семь общался этот священник с митрополитом Виталием, приезжая в Монреаль. Около года его матушка пела в хоре собора, а сын был жезлоносцем владыки. Однажды митрополит Виталий пригласил этого священника на встречу с архиереями Зарубежной Церкви после заседания Собора. Архиереи не садились обедать, дожидаясь его. Во время общения на вопрос одного архиерея, что он думает о переходящих из Московского Патриархата в Зарубежную Церковь клириках, священник упрекнул их в некоторой неразборчивости: «Иногда принимаете тех, кто был запрещен не по идейным мотивам, а за крайне безнравственный образ жизни». Этот священник не согласился с мнением о митрополите Виталии как о высокомерном барине и отметил, что более глубоких и одухотворенных проповедей в своей жизни, чем проповеди владыки Виталия, он не слышал. Покойный епископ Константин рассказывал Олесю о том, как проходили выборы Первоиерарха Зарубежной Церкви после смерти митрополита Филарета (Вознесенского). Из нескольких кандидатов тогда выбрали епископа Виталия (Устинова). Были возражения при этом, которые обосновывались тем, что отец владыки был морским офицером, членом масонской ложи и хоронили его по масонскому ритуалу. Утверждалось, что его сын, уже священник в то время, принимал участие в этих похоронах.
Выйдя из книжной лавки, я услышал неприятное сообщение: машину москвичей, стоявшую на стоянке перед собором, ограбили - разбили окно и украли компьютер.
Феникс. Этот город является крупным туристическим центром в зимние месяцы, сюда стекаются отдыхающие в поисках солнца и хорошей погоды. Ведь Феникс является одним из самых жарких городов не только в Америке, но и во всем мире. По количеству тепла и солнечного света его можно сравнить с Багдадом и другими городами Ближнего Востока. Все летние месяцы и даже начало осени температура в городе стабильно превышает 35-40 градусов. В зимние месяцы обычно температура колеблется от 14 до 20 градусов по Цельсию. На некотором расстоянии от Феникса находится знаменитый Великий каньон - красивейшее место, представляющее собой углубление в землю, по которому протекает бурная река Колорадо.
Сербская церковь в Фениксе
Это живописное место меняет свою окраску в зависимости от времен года. В этом полуторамиллионном городе имеется четыре греческих церкви, две сербских, по одной румынской, болгарской, русской зарубежной и автокефальной. Есть также униатская церковь. Самая большая греческая церковь посвящена Св. Троице.
Греческая церковь
Она была построена в 1973 году, здесь служат с открытыми Царскими вратами. Храм имеет развитую инфраструктуру, которая даже несколько его подавляет. Недавно в Фениксе был построен ещё один греческий храм в византийском стиле. Интересно, что жертвователи сначала оплатили изготовление скамеек для него, а потом иконостас. Имеется орга́н (его используют в особых случаях, например во время венчания). В сербских приходах большую роль играют приходские советы. В одном из них член приходского совета воспротивился предложению Олеся прослушивать в приходском зале реальную запись бомбежки Белграда в 1999 г. (он так решительно заявил: я здесь плачу, и я решаю, что слушать и показывать). В одном из сербских храмов такие вот активисты убрали хорошего, благочестивого священника.
В одно время в лоне Зарубежной Церкви был монастырь в Бланко. Его насельники были из числа перешедших в Православие протестантов. Братия занималась миссионерством, у монастыря была большая территория. К сожалению, монастырское братство распалось, а земля была продана. Причиной явились аморальное поведение ряда монашествующих и самого игумена, что вызвало открытый скандал и привело к судебному преследованию монастыря и тюремным срокам нескольких насельников. Постояли у небольшого скита прп. Антония Великого в Фениксе, игумен которого недавно был пострижен митрополитом Илларионом в великую схиму. Этот скит подчиняется непосредственно Первоиерарху Зарубежной Церкви. Служат здесь длинные службы по старому календарю. После вечерней службы на трапезе проводились беседы. Сейчас прихожан у скита практически нет, т.к. стали достоянием гласности некие серьёзные изъяны в поведении настоятеля, за что его руководство двух юрисдикций даже лишало сана.
О том, какова духовная атмосфера в этом городе, говорит следующий факт: при местном государственном университете еще в 30-е годы 20-го века была устроена протестантская часовня. В 90-е годы известные христоненавистники вдруг обнаружили, что это противоречит принципу отделения Церкви от государства и добились ее переименования в «место для медитаций». А затем через некоторое время заставили сбросить небольшой крестик на ее башенке. Верующим, собиравшимся для протеста, пригрозили и запретили собираться. Позже в течение некоторого времени в этой часовне служили православные.
В 90-е годы на приходе РПЦЗ в Фениксе служил священник Стивенс - американец по происхождению. Он был против объединения. На этой почве с Олесем и Галиной у него был конфликт. Еще до объединения о. Стивенс ушел к греческим старостильникам Матфеевского Синода. При разделе собственности была серьезная тяжба.
С о.Иоанном
В последний день пребывания в США я сподобился приложиться к великой святыне - Кресту с частицей Животворящаго Древа и каплей Крови Спасителя. Эту святыню привез в Америку о. Иоанн - православный священник с острова Крит. Для поклонения Кресту на одном из ранчо в окрестностях монастыря прп. Антония Великого собрались православные разных национальностей. О. Иоанн рассказал об истории Креста и многочисленных чудесах после благоговейного прикладывания к нему. Первое исцеление произошло в детской больнице, когда исцелился ребенок, страдавший раком селезенки и легких. Самое большое чудо произошло в Америке в монастыре прп. Антония Великого с русским мужчиной по имени Филипп. В результате автокатастрофы он получил очень сильное повреждение позвоночника, так, что не мог прямо стоять. Два человека держали его под руки. В течение десяти минут о. Иоанн чудотворным Крестом с молитвой совершал крестообразные движения по его позвоночнику. После этого больной самостоятельно встал и прошел до ворот монастыря. Исцелилась женщина-католичка, страдавшая раком легких. Она приняла после этого православное крещение. Когда впоследствии она, однако, отошла от Православия, рак (это был другой его вид) снова вернулся к ней. Несколько месяцев тому назад она умерла. Самым поразительным для нас было совершение исцеления, которое произошло на наших глазах. Среди собравшихся на ранчо была одна женщина, которая 30 лет не слышала на одно ухо. Она не была ни гречанкой, ни православной. Ее реакция в связи с исцелением была совершенно неподдельной. Я тоже попросил о. Иоанна приложить Крест к моему сердцу и другим больным местам. Характерно, что Крест как бы прилипает к особо больным местам. Так было с моим желудком. Правящий архиерей требовал у о. Иоанна передать ему Крест, но тот, чувствуя, что святыню будут использовать для извлечения материальной выгоды, отказался это сделать, ссылаясь на то, что Крест принадлежит лично ему. О. Иоанн отметил, что в отличие от греков, русские и румыны очень почитают Крест. Примечательно, что наше поклонение святыне проходило в первый день Успенского поста, когда сугубо чествуется Крест Господень.
Повсеместно, в т.ч. и в Америке, на полках церковных магазинов и в жилищах православных христиан мы встречали книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» (по-английски это звучит как «почти святые», а по-гречески - «приблизительно святые»). Познакомился с библиотекой Олеся, богатой содержанием духовной и патриотической литературы. Запомнилась такая вывеска в его доме: «Исус Христос является Хозяином этого дома, Невидимым Участником всех общений, Тихим Слушателем всех разговоров». Просмотрел два тома сочинений Игоря Шафаревича, книгу «Тайная и явная брань» (проблемы масонства и сионизма), В. Кожинова «Великая война России. Почему непобедим русский народ?» Особое мое внимание привлек трехтомник Вл. Нилова «В борьбе за Россию». Вот некоторые выдержки из него. Из первого тома, из статьи «Россия и Америка»:
«Запад никогда не благоволил к России. Все вызывало подозрение Европы: размеры страны, которые воспринимались как угроза Западу; политический строй, подчинявший все силы России делу обороны от внешних врагов и Православие, закрывавшее двери католической пропаганде и реформаторам протестантства».
«Всякая претензия борьбы с коммунизмом отброшена: США отказывает исторической России в праве на государственное существование. Борьба между ними - это не борьба демократии против коммунизма, а борьба Запада во главе с англосаксами против Востока во главе с русскими».
Из второго тома:
«Патриарх Никон грубо и оскорбительно для чувств верующих изменил 700-летнюю обрядность Русской Церкви. Он отдал предпочтение обрядности Греческой Церкви, чем посеял семена смуты и вселил сомнения в незыблемость Православия, пошатнув тем самым веру в превосходство Православия над латинством и протестантством. Раскол церковный предшествовал расколу гражданскому и без него не был бы возможен».
«Со времен Петра, упразднившего Патриархат, вера теряется в дворянстве и безверием заражается и народ. Душа русского образованного человека сделалась диким полем, по которому, как на сквозняке, гуляют ветры со всех философских помоек Европы. Русское дворянство, а затем интеллигенты-революционеры попеременно отдавали душу то короне французской, то короне аглицкой. Для них Россия - не место их рождения, с которым они сердечно связаны, а полигон для испытания своих теорий».
«России была сделана прививка чужебесия, которым она больна до сих пор. Пока она не излечится от него, пока она будет повторять европейские зады - Россия осуждена на отставание и несвободу».
«Диссиденты - могильщики России - духовные потомки западников, которые отрицали за Россией самую возможность самобытного развития, отводя ей роль вечной служанки Европы».
«Россия - великая консервативная сила. Если врагам удастся распотрошить Россию, то процесс разложения в мире ускорится».
«Войны против России будут вестись Западом при любом русском правительстве, будь оно монархическое, демократическое или коммунистическое, правое или левое. России отказывают в праве на жизнь, только мертвая Россия приемлема для Запада».
В третьем томе содержатся статьи за 1985-1995 гг. Они посвящены развалу тысячелетней державы, потере ею статуса второй сверхдержавы.
О Нилове так сказано в предисловии трехтомника:
«Автор - один из немногих публицистов эмиграции, который шел против течения. Автор отвергал и отвергает идиотски преступную мысль эмиграции, что «СССР - не Россия». Он считал и считает, что т.н. «антикоммунизм» и «права человека» были орудием подрыва Западом независимых государств и их суверенитета, а установление демократии в России - как величайшую катастрофу, поставившую Россию на грань уничтожения. Вл. Нилов поставил себя на службу делу возрождения национальной России».
Ранчо Олеся и его супруги Галины я освятил по старому обряду. Были освящены места, где планируется установить поклонный крест и место, где будет часовня. Супруги мечтают о монашестве и обустройстве на базе их ранчо старообрядного скита.
В ночь на 15-е августа надо было ехать обратно, а это Успение по новому стилю. Хотел было пойти в монастырь к началу службы в полночь, но хозяин дома запротестовал, ссылаясь на недомогание. В храм вошел в начале третьего. Иеромонах читал Евангелие в Царских вратах лицом к народу. В притворе за закрытыми дверями было значительное количество женщин, которым, вероятно, нельзя было входить в сам храм. Часть канона (1-ю и 3-ю песни) пелась нараспев, а часть читал чтец. Как только прочитали Евангелие, зажгли две высокие свечи ближе к алтарю. По 3-й песни канона игумен с двумя иеромонахами стали совершать входные молитвы, в конце которых прикладывались ко многим иконам в иконостасе и по храму в его передней части. Великое славословие пели по клиросам по 2-3 монаха. Сразу после отпуста утрени раздался возглас к началу литургии «Благословенно Царство». Струйки людей текли к старцу Ефрему. По разному он реагировал на подходящих: кому крестил голову, кому слегка стучал по голове, кому-то кратко отвечал. Старец напоминал пчелиную матку, вокруг которой всё вращалось.
Иеродиакон служил очень тихо. Хотелось подойти и сказать: «Досточтимый, нельзя ли в три раза погромче возглашать ектеньи - ведь стоящим (точнее сидящим) позади людям наверняка плохо слышно». А певцам: «Братцы, турок уже давно нет. Нельзя ли поторжественней и помощней возглашать песнь хваления Господеви». У греков в настоящее время совершенно нет сходов хоров на середине храма в положенные по уставу моменты, например, на Великом славословии. Они даже в великие праздники не прикладываются к иконам праздника, не помазуют освященным елеем. Тем самым, праздничная служба не очень отличается от будничной. Да, нет пауз, все плавно, никаких сопений и перепадов в пении хоров, но все-таки хотелось бы большей праздничности. Опять убеждаешься в том, что освободившись от длительного турецкого ига, испытав множества унижений и ограничений, они не смогли восстановить полноту древне-византийской богослужебной традиции. Богослужения в Русской Православной Церкви отличаются бо́льшей полнотой и торжественностью, но здесь наличествуют существенные минусы, например, крайности партесного пения. Древнерусский, старый обряд, он же и древне-византийский, современными греками уже подзабыт.
Не без искушений был и обратный путь. В аэропорту Чикаго, оставив вещи, пошел на разведку и немного заблудился - ведь это целый город: лучами, длиной не меньше километра, в разные стороны расходятся его линии. Если бы не зафиксировал в своей памяти, где оставил вещи, при моем недостаточном знании английского языка могли бы быть большие проблемы. Молюсь Господу, Богородице и свт. Иоанну указать выход из лабиринта - молитва была услышана. Следующее искушение было в Дюссельдорфе. Иду со всеми на паспортный контроль, а мне говорят: «У Вас нет немецкой визы» и машут рукой: иди, мол, туда-то» (то ли откуда пришел, то ли в такой-то кабинет начальника). Я растерялся, а потом, улучив момент, когда «фашист» был занят, подошел к другому окну - там была та же самая реакция. Наконец я догадываюсь - мне, как транзитному пассажиру, надо идти на посадку в другое место. И еще: в 18 часов накануне я перевел часы на 8 часов вперед, на два ночи, а нужно было перевести на час меньше. И вот уже настало время вылета, а никого нет. Опять нервозность. Потом выяснилось, что в запасе еще целый час.
Много разговоров было за время моего пребывания с Олесем. Вспоминал он, как мать не разрешала ему идти играть в футбол, пока он не нальет емкости для полива огорода. Детей, убежден он, надо воспитывать с грудного возраста, не все их прихоти выполнять и не все капризы переносить. Родителям нужно проявлять твердость. При этом отец и мать должны иметь единую позицию и если между ними есть разногласия, то ни в коем случае их нельзя показывать детям. Четвертая волна русской эмиграции принесла в Америку много технических квалифицированных кадров, которые в основном осели в Нью-Йорке, в Бостоне и Калифорнии. К сожалению, русские, живущие в Америке, слабо консолидированы по разным причинам: из-за удаленности, занятости и т.п. Были случаи, когда наследники некоторых русских эмигрантов после их смерти выбрасывали большое количество книг из их библиотек. Сам Олесь, по его признанию, не вписался в американский образ жизни. Иногда их общение бывает очень поверхностным. Так, Олесь вспоминал юбилей 175-летия со дня смерти Пушкина, который проходил в Русском Доме в Фениксе. Тема основного доклада была обозначена так: «Женщины в жизни Пушкина» - все было сведено к этому аспекту. Екатерина Великая была повивальной бабкой американской государственности. Она поддержала борьбу американцев за свою независимость. В последний раз доброе отношение к России со стороны США, по мнению Олеся, относится ко времени правления императора Александра II, когда он поддержал северян во главе с Линкольном в войне с южанами. К берегам Америки были направлены два флота - один в Нью-Йорк, а другой в Сан-Франциско. Англия и Франция послали свои флоты, но русские их опередили и пришли первыми, тем самым перекрыв вход англичанам и французам. Около года наши флоты стояли у берегов США. Американцы с восторгом приветствовали наших моряков, устраивали для них балы. Об этом эпизоде в наших взаимоотношениях Олесь рассказал летом 1991 года на одном молодежном форуме консервативного направления. После его выступления, сопровождаемого показом слайдов, подошла одна женщина и поблагодарила его, сказав: «У нас об этом, к сожалению, не принято говорить». Эта женщина была учителем истории. Организатор форума весьма сухо, формально отреагировал на это выступление Олеся.
Для Запада, по словам Олеся, не нужна, неприемлема любая Россия, им нужна колония, наши ресурсы. Суверенная Россия им неугодна. США возмущает позиция России по Сирии. Им не нравится, что Россия поднимается во многом благодаря усилиям нашего президента. Это вызывает лютую ненависть к Путину, особенно у республиканцев. США имеет военные базы во многих странах. Их военный бюджет превышает бюджет всех других стран. Запомнился рассказ Олеся о расстреле архиерея около Ферапонтова монастыря, который он услышал от одной пожилой женщины, местной жительницы. Спрятавшись в кустах, она видела, как все происходило. Архиепископ Варсонофий молился перед смертью, подняв руки. 12 раз в него стреляли, но не одна пуля не попала. Закончив молиться, он опустил руки и благословил стрелявших. В 13-й раз раздался залп и только тогда он был убит.
С 1987 по 1995-е годы Олесь небольшим тиражом издавал журнал «Свободное слово Руси». На титульном листе журнала был помещен отрывок из стихотворения Рубцова «Россия, Русь! Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и в долы со всех сторон нагрянули они, иных времен татары и монголы».
В редакцию журнала, используя ее материальные трудности, пытались внедриться со стороны. Будущий епископ Митрофан (Зноско-Боровский) помог в трудную минуту, дал нужную сумму и предупредил, чтобы были бдительными против такого внедрения, т.к. это несет с собой угрозу, что будут диктовать редакторскую политику. Отцом-основателем журнала был Михаил Ильич Туряница - карпаторос, не согласившийся считать себя после войны украинцем, и по этой причине эмигрировавший.
Много говорили мы на разные темы. Например, о декларации митрополита Сергия. Он: «Бежали, оставили паству, а оставшиеся на родине страдали за веру». Я приводил пример свмщч. Киприана Карфагенского, во время гонений удалившегося с паствой в пустынное место. И еще о том, что более 2 миллионов русских людей после революции были вынуждены выехать за рубеж. И что они так же нуждались в духовном окормлении. Он говорил, что неверно понимать слова из декларации «Ваши радости - наши радости», относящимися к режиму, что они относятся к Родине, а я выражал недоумение по поводу отождествления в декларации таких событий, как убийство Войкова - известного цареубийцы - с «выстрелом в нас». За 30 лет жизни в США Олесь не ощутил ее своей родиной: «И вороны здесь по-другому каркают, и тропинки другие, и звезды с тобой не говорят и т.д.» Душа протестует: все здесь искусственное, чужое, пища другая, земля пришельцев. Репрессии против несогласных, против устроения нового мирового порядка могут начаться в любой момент: огромное количество пластиковых гробов уже заготовлены, подготовлено несколько больших концлагерей. Белосточину, где он родился, в 1945 году отдали Польше, хотя линия Керзона проходила в другом месте. Наполовину этот край был православным, православные здесь подвергались дискриминации: за постановки спектаклей на русском языке сидели в тюрьмах, поляки-католики убивали православных, сжигали их дома, требовали уйти. Сын Олеся учился в католической школе, он был один русский здесь. Если Олеся, уроженца Белосточины, в школе дразнили «пшеком», то его сына называли «Горби». Когда отец приходил в школу к сыну, то сын спешил ему сказать: «Не говори по-русски» - он старался вписаться в американский образ жизни, на английском он говорил чисто, а по-русски не совсем. Работает он в компании недвижимости 7 дней в неделю, домой приходит поздно.
С болью в сердце вспоминал Олесь молодежную конференцию в Джорданвилле, организованную известным священником о. Александром Киселевым в августе 1990 г., на которую приехал выпускник Московской духовной академии Михаил Дудко. О. Алекасандр рассказывал о своем первом посещении России, о встрече с Патриархом Алексием, который был у него алтарником. Много вопросов на этой конференции задавалось Михаилу Дудко, сыну знаменитого о. Дмитрия Дудко, по поводу т.н. Декларации Митрополита Сергия. О. Александр Кисилев вынужден был вмешаться, и предложил в следующий раз пригласить архиерея из Московского Патриархата, который мог бы компетентно ответить на все эти вопросы. Категорически против этого был епископ Григорий (Граббе). Архиепископ Антоний (Синкевич), когда к нему просился на прием человек от митрополита Иоанна (Снычева), отказался его принять, говоря: «Если митрополит Иоанн такой православный, то почему же он не переходит в Зарубежную Церковь?»
Олесь никогда не был равнодушным ко злу. Запомнились такие два случая из его жизни. Однажды, проходя мимо метро в Москве, он был свидетелем такой сцены: несколько русских женщин, положив на ящик немного помидоров, огурцов, собрались подкрепиться. Вдруг подбежал хозяин палатки, азербайджанец, и со всей силы ногой ударил по этому ящику и стал ругать «бездельниц», подрывающих его бизнес. Сцена немыслимая в том же Азербайджане. Олесь поставил на место этого человека, не побоявшись того, что тут же на выручку к нему подбежал другой азербайджанец. Второй случай: в пустынном парке Олесь увидел, как трое парней приставали к девушке. Подскочив, он ударил одного из них, двое других убежали. Поверженного на землю, он стал увещевать и совестить. Тем временем подбежало человек десять. Они окружили Олеся. Вдруг раздался властный голос: «Оставьте его, вы не знаете, с кем имеете дело». Все обошлось. Из персоналий, которые особенно Олеся возмущают, был упомянут Познер. Олесь отлично помнит, как он проводил в США просоветскую пропаганду. Как однажды он категорически отказался находиться в одной студии с «предателем Родины» Аркадием Шевченко - советским дипломатом в ООН, перешедшим на сторону американцев. «Или я или он» - кричал Познер тогда. «В США он не мог бы допустить такого хамства, какое он допускает в России» - подчеркивал Олесь.
Общие впечатления об Америке
Полицейская служба здесь хорошо оплачивается государством, как, скажем, и работа на почте. Это престижная работа. Гарантированы качественное медицинское обслуживание, отпуска, пенсии и т.д. На третий день пребывания в США Олеся за превышение скорости оштрафовали на 168 долларов. Полиция ведет себя очень жестко, стреляет при малейшей угрозе. За грубость и неподчинение полицейскому можно угодить в тюрьму (как говорится, сравните, посмотрев хотя бы «Дорожные войны»). Полицейские очень редко прощают, от них не откупиться, т.к. они хорошо получают и дорожат своим местом. Отлажена система штрафов. Так, за задержку выезда машины для того, чтобы могли мыть улицы, накажут штрафом в 63 долларов, а если не заплатишь, могут задержать, и еще в течение пяти лет будут повышать страховую ставку. Американское телевидение менее глубокое, чем наше, более акцентировано на внутренних событиях. Реклама здесь идет по нескольку минут на всех каналах. Если выбросишь мусор в окно автомобиля, рискуешь заплатить штраф в 1 тыс. долларов.
Много случаев, когда в школах случаются расстрелы со стороны отдельных учеников. Как известно, Америка занимает первое место по количеству заключенных. Много тюрем, так, например, в городе Флоренс их 7 или 8. Попасть в лапы американской судебной системы просто ужасно. Есть резервации, в которых живут индейцы, в основном на дотациях. Их территории постоянно сокращаются под предлогом строительства дорог и пр. В свое время, когда Америку колонизировали выходцы со Старого Света, было варварски уничтожено более 20 миллионов индейцев, коренных жителей Америки. Помню, как лет 8 назад в одном патриотическом журнале я прочитал статью «И это в ста километрах от Москвы». Автор статьи был шокирован, что такой случай, а именно: наглая выходка кавказцев в отношении русского парня, возможен уже в 100 км от Москвы. А что мы видим в последнее время? Дагестанские свадьбы со стрельбой в центре Москвы, заезд чеченца в Александровский парк - туда, где памятник Неизвестному солдату, осквернение герба Москвы на ВДНХ и т.п. Практически в центре каждого города имеются масонские ложи, как раньше у нас горкомы. Многое об этом было опубликовано в книгах О. А. Платонова, за что он и поплатился: въезд в США ему закрыт (отказали в визе без мотивации). В масонских изданиях много материалов о том, как шло завоевание. Применялась следующая тактика: если индейцы активно сопротивлялись, с ними заключали договор, заранее зная, что не будут его исполнять, накапливали силы и затем начинали подкупать влиятельных людей, убивать вождей («поражу пастыря и разбегутся овцы»). За безценок скупали земли. На лошади с утра неслись во весь опор в прерии, и где застолбишь землю, та и будет твоя. Купер описывает, как белые миссионеры проповедовали индейцам Христа, Его любовь. Индейский вождь сказал им: «У вас прекрасный Бог. Вот мы всем с вами поделились, а вы, имея доброго Бога, уничтожаете нас».
«Посмотрите, - говорил Олесь, - на заседания Конгресса, на лица этих людей, стиль их речи, и этого будет достаточно, чтобы понять с кем мы имеем дело, а для нашей контрпропаганды не надо ничего придумывать - достаточно показать их физиономии и что и как они говорят». Мормоны в США очень богатые. Они представляют собой страшную силу. Еврейские организации здесь выступают за сокращение рождаемости, а у самих членов этих организаций многодетные семьи. «В России почитают святых, а здесь устраивают памятники и музеи известных разбойников». В Лас-Вегасе в казино висят огромные портреты бандитов в золоченых рамах. В книжных магазинах можно видеть портреты их «святых» - ужас, какие страшные физиономии, какой контраст с нашими святыми! Можно видеть безработных, едущих на велосипедах с двумя американскими флагами. Патриотизм здесь выше, чем у нас. У нас он зачастую высмеивается пятой колонной. В экономической жизни США наблюдается депрессия - есть мнение, что больших масштабов, чем в 30-е годы. Доллар не обеспечен золотом, отсюда огромные долги. Много безработных. В быту, в повседневной жизни, как мне показалось, американцы вполне любезны и тактичны. С улыбкой объяснят и покажут. А у нас иной раз могут «послать», «отбрить» и т.п. В квартирах американцев нередко встречаются изображения домовых, различные обереги и амулеты. Далеко не благополучна и криминогенная ситуация. Олесь рассказывал, как одна его знакомая семья, приехав из Азербайджана, поселилась в мексиканском районе одного американского города. В первую же ночь стала греметь стрельба, приехали полицейские. У них возникло недоумение: «Куда мы попали?»
50 миллионов американцев находятся вне медицинского обслуживания. Лекарства и операции очень дорогие. Шунтирование сердца, например, стоит 35 тыс. долларов. Приходилось слышать такое мнение: американцы люди малоинтересные, примитивные, они мало что знают. Американское общество представляет собой слоёный пирог. Американцы общительны и улыбчивы, но если попадёшь по крупному в беду, то вместо сочувствия можешь услышать: «Это твои проблемы» (хотя, конечно, есть различные социальные фонды, которые помогают). Олесь рассказал историю о том, как в одной фирме все улыбались влиятельной секретарше, а когда ей однажды сказали: «Два часа на сборы и покинуть помещение» - от нее все отвернулись. Тут я вспомнил как, работая референтом у управляющего делами Московской Патриархии митрополита Одесского и Херсонского Сергия (он меня рукополагал в сан иеромонаха), в день, когда его освободили от должности, когда он прощался с сотрудниками, я задержался. Владыка сильно обиделся: получилось, что я отшатнулся от него, как только он оказался не у власти. Произошло же досадное недоразумение - это было не сознательно сделано, просто я не рассчитал время. Впоследствии отношения у нас наладились.
Обратил внимание на то, что требуя от других лаконичности в изложении вопросов и предложений, я, попадая в экстремальные ситуации, пускался в пространные объяснения. Чем-то это напоминало персонаж из известного советского хита «Ирония судьбы или с легким паром»: «Я, знаете ли, с друзьями имею обыкновение каждый раз под Новый год ходить в баню и вот...и т.д. и т.п.» Заметил, что когда мы, православные, общаемся между собой, то очень много внимания уделяем персоналиям, разногласиям, имущественным спорам (а в Америке ещё и юрисдикциям), но отнюдь не Евангелию, не духовной жизни. Для наших либералов идеал - Америка, они призывают ей подражать, но там активно насаждается патриотизм и подчеркивается позитив. Поразила пустынность американских просторов: можно ехать многие десятки миль по Аризоне и почти не встретить ни одного населенного пункта. Калифорния - сельскохозяйственный регион. На многие мили здесь простираются поля. Впечатлила «дорога ветров» - на ней много ветряков, вырабатывающих электроэнергию. За все время пребывания в Америке я не увидел толп иммигрантов в нашем формате. Нигде не было видно полицейских постов, но в случае чего «копы», как их здесь водители между собой называют (что-то типа нашего «менты»), сразу неожиданно возникают. Нередко они маскируются, ездя на гражданских машинах. Характерны для Америки невысокие дома, но высокие заборы. Усыновление русских детей из России в США довольно прибыльный бизнес. В основном пытаются усыновлять здоровых детей. В США, особенно в Вашингтоне, не принято спрашивать, кто и где работает, сколько получает и т. п.- это приват, частная жизнь (наверное, я бы здесь погорел со своими анкетами для членов общины). Ни одной развратной рекламы за всё время пребывания в Америке я не увидел. Наши рекламные щиты, типа «Купите натяжные потолки», здесь немыслимы. Не видно никаких полуобнаженных фото на кабинах грузовых машин. Билеты на поезда в США очень дорогие. Кормят, однако, в вагонах три раза в день. Треть водителей в Америке ездят без прав. Очень много в США китайцев. Так, в Лос-Анджелесе они занимают целый квартал (раньше он был итальянским). Входная арка в квартал была украшена большими яркими драконами. В этом городе меня поразил один ресторан: при выходе из него все посетители выплачивают одну и ту же сумму, независимо от того, выпил ли ты стакан чая с булочкой, или от кушаний, взятых тобою, ломился стол. Никаких «кладбищ техники», как это часто можно видеть у нас - тут все с «иголочки» и техника и поля - мы не встретили ни одного заброшенного.
Закончу словами одного старообрядца из России, недавно побывавшего в США: «Никогда не соглашусь, что Америка - христианская страна. Течений и сект христианских в Америке полно. Уживаются. Но и атеистов - не меньше, чем у нас во времена советской власти. И мусульман - уйма. И иудаизм процветает. Короче говоря, страна сектантов, язычников и сатанистов, с редкими проблесками истинной христианской веры...»
Сказано резко, но есть существенная доля правды. Проехав по Америке почти пять с половиной тысяч километров, я видел немало иллюстраций этого, наряду со многим положительным.