«Как всегда, Бондарчук больше истратил на рекламу...»

Фильм «Сталинград»: неогуманизм и экуменизм в современной упаковке

0
1891
Время на чтение 6 минут

Пожалуй, самый точный вердикт фильму «Сталинград» вынес один из незнакомых зрителей моего возраста после просмотра: «Ну, как всегда, Фёдор Бондарчук больше истратил на рекламу». Фёдор, безусловно, ошибся, когда в одном из своих интервью говорил только о молодёжи, приходящей в кинотеатры. Это вовсе не так. На сеансе «Сталинграда» как раз было больше людей среднего возраста. Но режиссеру, вероятно, хотелось бы, чтобы как можно больше молодёжи посмотрело это кино. Зачем? Попробуем разобраться.

Прежде хотел бы сказать, что у нас с супругой фильм «Сталинград» оставил довольно тягостные впечатления неприятия. И вовсе не от некоторых тяжёлых сцен и войны как таковой, а совершенно по другим причинам. Абсолютно точно могу сказать, что увлекался просмотром только местами и никогда больше у меня не возникнет желания повторного просмотра: это кино пустое. Оно как раз и рассчитано на молодые неокрепшие головы, на пустые души. Я вообще не понимаю, как до сих пор находятся, м-м, такие наивные люди, которые дают денег Бондарчуку-младшему. Как известно, на детях талантов природа отдыхает. Это, как мне кажется, именно тот случай. Человек пыжится и пиарится изо всех сил, каждый раз вбухивает кучу чужих денег в очередной грандиозный проект, но даже на йоту не приблизился к своему великому отцу с его «Войной и миром». «Сталинград» в этом смысле больше похож на мультяшную пародию.

Фёдор в интервью говорит, что в ленте за основу взяты эпизоды и канва романа Гроссмана «Жизнь и судьба». Где вы видели читающую молодёжь? У нас в стране и так-то читают не более 6% (это с газетами и журналами). Сказано Бондарчуком заманчиво, но что-то как-то очень далеко от оригинала получилось. В фильме мы не видим именно ТОЙ войны, как у Гроссмана, прежде всего, за Родину. В «Сталинграде» даже фрицы воюют каждый за своё. Происходит некое раздробление, мозаичность мышления. В фильме нет цельности, стержня. Хочешь - так трактуй, а хочешь - эдак. Объективизм в угоду западным заказчикам и в угоду потенциальному западному зрителю. Как говорится, навстречу баблу.

Юный зритель, посмотревший этот фильм, априори не знающий никакой истории вообще, в лучшем случае из просмотра ничего не вынесет. А в худшем, скорее всего, решит, что Россия, действительно, «проклятая страна», коль на неё напали люди (героически показанные, кстати), «с которыми Бог». Этот эпизод фильма у нас с женой вообще вызвал оторопь. Офицер Вермахта Питер («Пьетья») Кан, браво прохаживаясь перед строем фашистов, на фоне барельефа Сталина рассуждает, что, дескать, мы победители, потому что с нами Бог («Gott mit uns»), а русские, следовательно, по логике вещей, безбожники, поэтому воюем мы за дело и просто обязаны дойти до Индии, где «красавицы с шестью руками». Сугубо в экклезиологическом плане и мотивация-то больше похожа на исламскую. Ну, да ладно, откуда Фёдору об этом знать. Фёдору нужно показать зрелище. Реклама обещала многое. Вместе с тем даже в этом аспекте зритель в очередной раз был обманут. В ленте нет практически ни одной действительно масштабной и качественно снятой батальной сцены. Эпицентр зрительского внимания смещен в сторону спецэффектов, каких-то сомнительных частностей.

Может быть, сказывается режиссерский «талант», но, как мне кажется, даже по этому прозападному сценарию можно было бы снять и лучше. При всём при том, что фильм старательно монтировался в 3D, качество картинки оставляет желать лучшего, декорации бутафорские и перемудренные, не так много сцен, где этот формат действительно оправдан. Видна невооружённым взглядом попытка заигрывания именно с детско-юношеской аудиторией: все эти замедленные движения, полёты в стиле шаолинь кун-фу, внешние эффекты - взрывы, падающие самолёты. Всё это, возможно, и красиво для кого-то, но уже так набило оскомину. В частности и по этой причине лента получилась довольно затянутой. Акцент как бы сделан не в пользу войны, а в пользу любви и всеобщих принципов гуманизма. Дескать, за мир во всём мире! Все люди братья и должны помогать друг другу.

Но Великая Отечественная война - это не тот случай, где можно делать кино про что-то другое вне контекста борьбы русского народа против фашизма, вне контекста зверств фашистов и истиной личины гитлеровской адской машины. Показано две истории любви на фоне разрушенного до основания города. Но такие детские характеры и сцены! Ничего стоящего, никакого драматизма, всё довольно плоско и пошло. По воспоминаниям ветеранов известно, что за время всего лишь нескольких месяцев войны люди менялись радикально, а в «Сталинграде» мы видим какую-то Санта-Барбару, да и только.

Особо следует уделить внимание противоречиям в образе немецкого офицера Кана. Нам с женой показалось, что, вот, сейчас, после насилия над русской девушкой он начнёт каяться, а по-настоящему русская поруганная девчонка вонзит-таки появлявшийся нож в спину «герою». Но не тут то было! Вместо этого он нас же всех обвиняет в том, что стал таким зверем. Он считает себя солдатом чести (на самом деле - удачи), считает зазорным стрелять в спину, называет русских бандитами, а сам тут же подстреливает одного из наших офицеров именно в спину. Нас призывают поверить, что гитлеровский подонок мог воевать не за идеи параноидального негодяя, а за русскую девушку! Дескать, миром правит любовь и «будь проклята эта война»! Эдакий неогуманизм, те самые общечеловеческие ценности, на которых весь Запад уже полностью свихнулся.

Я не знаю, может, Фёдор Бондарчук в детстве хипповал и ему до сей поры не дают покоя идеи хиппи: кури, люби, расслабляйся, а война - это «западло». Даже если Родину рвут в клочья, убиваю, грабят, насилуют, сжигают, расстреливают, то не надо класть душу за други своя, надо заниматься любовью. И это ещё одна идея, которую вынесет юный зритель после просмотра «Сталинграда».

Русские солдаты в этом кино показаны какими-то недоделками: кто-то повторяет одну и ту же фразу, кто-то всё время молчит, а боцман и вовсе не нашёл ничего лучшего, как совершить морской заплыв в импровизированной ванной. Капитан, который руководит обороной стратегически важного дома, с одной стороны, с лёгкостью расстреливает из снайперской винтовки своих же мать и дитя (из идей гуманизма! Нельзя же фрицев извергами показать), а, с другой стороны, он яростно набрасывается на своего же солдатика, который помог ключевой героине фильма Кате завалить фашиста. Человек, имеющий хоть какой-то жизненный опыт и знающий мало-мальски историю, никогда не поверит в то, что офицер, прошедший несколько войн, у которого «никого не осталось» может жалеть в такой ситуации убитого фашиста. Ну, так гуманизм же!

Режиссёр ставит нашего снайпера ниже зверя, животного. А то, что периодически за кадром звучит голос с важной к случаю информацией, так это же не визуализировано. А для современной молодёжи то, что просто сказано, -в одно ухо влетело - в другое вылетело. На это и расчет, - в памяти останутся только зрительные образы, эмоции и...жалость по безжалостно убиенному немецкому солдатику. Никто не вспомнит, что он, шедши до Сталинграда расстреливал, грабил, насиловал, сжигал. И не одного-двух человек, а деревнями и городами. На фоне наших буквально черномазых солдат эдаким щёголем выглядит немецкий полковник. (Кстати, ещё один существенный прокол - война, грязь, голод, а у солдат зубы, как с глянцевой обложки). Периодически, правда, и ему не дают покоя вши, даже перед «героической» кончиной. Но это ничего, - в остальное время он выглядит так, что только на приём к Геббельсу: постоянно бреется, умывается, кушает вилкой и ножичком, пьет рейнское из бокальчика. Вот вам, смотрите, какая аккуратная и образованная арийская раса, и мы, русские, - «варвары». Лучше б они нас завоевали, стали бы такими же культурными. Какая знакомая современная мысль! Фёдор здесь, конечно же, не оригинален.

Но Бондарчук младший проявил «недюжинную» оригинальность в самом начале фильма. После буквально обрыдшей рекламы мы с женой даже не поняли, когда же начался «Сталинград». Ибо начало фильма ознаменовано приплетенной ни к селу, ни к городу катастрофой в Японии. Сначала я подумал, что это очередная реклама, а оказалось, что это уже Федорино горе пошло. Увязка с катастрофой в Японии преследует ту же главенствующую идею - невзирая ни на что (напали на тебя - не напали), воевать «западло», все люди братья, со всеми «Бог» и все должны помогать друг другу. Неогуманизм и экуменизм в современной красочной упаковке. Не думаю, что на подобного рода фильмах можно и нужно воспитывать чувство патриотизма. Истинный Сталинград в ленте не показан, он есть в других фильмах, других книгах, но их, к большому сожалению, почти никто не смотрит и не читает. В них неинтересно вкладывать даже отечественному телеканалу «Россия 1», имя которого предваряет «Сталинград» Бондарчука. Надо показывать «что-то новое, современное...тили-тили, трали-вали»... «Сolumbia pictures» не представляет...

Сергей Анатольевич Перимбаев, ректор РЕЖДУ (Рязанское епархиальное женское духовное училище)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. Ответ на 6., Иван Человеков :

Мне почему-то хочется посоветовать Вам послушать несколько раз песню Псоя Короленко "Держи ум свой во аде" А за детей моих не переживайте, у них всё Слава Богу...
Север / 17.10.2013, 19:57

13. Ответ на 11., чистякова:

С Никитой Сергеевичем действительно не всё так однозначно, это верно. Весьма своеобразный человек. И как любая творческая личность иногда может что-нибудь эдакое отчебучить: то на зону явится "в трениках и болтах", то концепцию маловразумительную предложит. При всём при этом полагаю всё же, что Феде он не чета.У него есть замечательные роли и режиссёрские работы. Но каких-то героев губит квартирный вопрос, а каких-то политический...
Север / 17.10.2013, 04:13

12. Ответ на 11., чистякова:

Не нравится, что он барин? Так он дворянских кровей.

И ведёт себя "по-дворянски". Пнул в лицо человека, которого скрутили охранники и поставили на колени. Пнул Михалков этого беспомощного лимоновца в лицо за то, что он бросил в "барина" гнилой помидор. Как видим, совершенно справедливо - гниль к гнили.

11. Re: «Как всегда, Бондарчук больше истратил на рекламу...»

Зачем же бездарного Федю рядом с Никитой Михалковым ставить? "Цитадель" - да, во многом конъюнктурная, но все предыдущие-то фильмы? "Утомлённые..." - просто гениальный фильм, а "Сибирский цирюльник","Обломов", "Неоконченная пьеса...", сколько документальных прекрасных лент! Не нравится, что он барин? Так он дворянских кровей.
чистякова / 16.10.2013, 19:57

10. Re: «Как всегда, Бондарчук больше истратил на рекламу...»

Пластмассовый фильм, пластмассовые герои, имитация чувств...Грустно. Почему этого позорника собственного талантливого отца никто не остановит? Молодёжь ведь будет потреблять этот суррогат, привыкая к подобному продукту, который лысый Федя называет искусством.
чистякова / 16.10.2013, 19:50

9. Re: «Как всегда, Бондарчук больше истратил на рекламу...»

Север, не, я не продюсер. А что, у продюсера фамилия Рудовский? Не, мой никнейм - это топоним, к фамилиям никакого отношения не имеет. Рецензия плоха не содержанием, а формой. Изволите оправдываться выражениями "это я для экспрессии" и "как говорится"? Дело ваше. Как по мне, так смысла в подобной критике нет. Как говорится, на заборе тоже чего пишут, но это же не повож цитировать заборные надписи, не так ли?.. Насчет Коламбии пикчерз - вот это гадкая песенка: http://www.youtube.com/watch?v=m_09RmZ9pWw Со стилистикой и падежами все в порядке. Со знаками препинания тоже. А песенке - это просто причуды т9, не более.
рудовский / 16.10.2013, 11:46

8. Re: «Как всегда, Бондарчук больше истратил на рекламу...»

Дом Павлова http://www.world-war.ru/dom-pavlova/ Год сталинградского единоборства http://www.pravoslavie.ru/jurnal/59188.htm Россия стоит на сержантах Павловых http://www.voskres.ru/army/publicist/konyaev.htm
Помор / 16.10.2013, 11:00

7. Ответ на 5., рудовский:

Я и есть тот самый ректор, которого Вы здесь пытаетесь судить, г-н Рудовский. Север – это мой творческий псевдоним. Вариант ответа 1. Если Вы тот самый Рудовский, который Димитрий, и который является одним из продюссеров «Сталинграда». В этом случае и отвечать-то особо нет смысла, ибо выступление с комментариями продюссера фильма на «плохую» рецензию есть лучшее признание. Это во-первых. Во-вторых, считал и буду считать, что Вы не деньги зарабатываете, а именно бабло, и не зарабатываете, а делаете. Как говорится, только бизнес и ничего личного. И не надо этого стесняться. Вы же из каждого утюга только и говорите о том, сколько собрано в прокате, кому продали и кому собираетесь продать. К примеру, на РБК, http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130604130520.shtml И почему-то ни слова про искусство, ибо интересует оно Вас в самую последнюю очередь. Вам отбивать нужно вложенное. Прекрасно понимаю Вас, т.к. сам в прошлом занимался бизнесом. Только, как мне кажется, не на ту лошадку поставили и в том, и в другом случае. В России довольно много замечательных молодых режиссеров и, соответственно, наряду с деньгами можно было хотя бы избежать плохих отзывов. А вообще, один известный итальянский продюссер на вопрос, когда кино становится искусством, ответил, что если кино – это искусство, то кассовых сборов нет, а если они есть, то это уже бизнес. Вариант ответа 2. Если Вы просто однофамилец. Опускаю даже саму попытку ответа в Евангельском ключе по поводу суда, ибо если человек плеснул желчные помои, значит их у него с избытком. А в этом случае нужен хороший духовник, а не аз грешный. Так и знал, что на заброшенные «удочки» изловятся «карасики». Вы, г-н Рудовский считаете, что у нас не только с кино всё плохо. Да, это верно. И, скорее всего, я далеко не самый хороший ректор. Так не разменивайтесь по мелочам, а направьте жалобы в адрес Святейшего Патриарха и Митрополита Рязанского и Михайловского Павла, которые утвердили меня на этом посту. Или Вы считаете, что с ними тоже не всё хорошо? Я мог бы, в конце концов, подписаться тем же творческим псевдонимом, но я не вижу смысла скрывать своё место работы. И оно вообще-то к самой статье не имеет никакого отношения. Прежде всего, я пишу как человек и гражданин своей страны. Своей страны, г-н Рудовский, а не этой страны. А коль скоро так, то я волен сам выбирать наилучшие, на мой взгляд, методы для доведения своей мысли. Экспрессивная лексика, г-н Рудовский, используется иногда для того, чтобы придать истинный смысл намерений, деяний, творений и пр. И я считаю и буду считать, что Федя не деньги зарабатывает, а именно бабло. И не зарабатывает, а делает. Если Вы были столь внимательны, то обратили внимание, что вначале фразы написано «как говорится». Простите, но, кроме повышения качества внимания и сопутствующего понимания стилистики, Вам бы помимо всего прочего следовало ещё над падежами и пунктуацией поработать. Что касается песенок. Мне незнакома подобная попсовая песенка, как и попса вообще. Я не слушал её даже в детстве, предпочитая всё больше классику, рок-музыку и некоторые другие направления. Уже лет шесть у меня вообще иные предпочтения. То, что она знакома Вам, Вас же и характеризует. Так что, с чего Вы решили, что это слова песенки? В начале созданных указанной компанией фильмов звучит перевод: ««СР» представляет». В контексте статьи имелось в виду, что указанная компания ничего не представляет для русского человека: она не представляет, что такое Россия, что ей нужно и уж тем более, что полезно. И не будет представлять! Рецензия плоха? Плоха тем, что я вступился в защиту традиционных морально-нравственных ценностей, исторической справедливости, что попытался оградить многих людей от просмотра «шедевра»? Этим плоха? А тогда, что Вы тут делаете, г-н Рудовский? Или и «РНЛ» тоже плоха тем, что размещает подобный материал? Для двух вариантов хотелось бы ответить фразой из романа «Сила и слава» Грэма Грина: «Хосе, иди спать!»
Север / 16.10.2013, 04:22

6. Какой-то больной патриотизм

Подобные статьи напоминают приступы попоболия по поводу немецкого фильма "Наши матери, наши отцы", вышедшего в марте этого года. Как и тогда пишут люди, позиционирующие себя как патриотов. Как и тогда, пишут очень раздражительно, то и дело, переходя на личные оскорбления в сторону авторов фильмов. И вообще, производят впечатление, будто или не смотрели критикуемый фильм, или сознательно лгут, или ничего не знают о том, что такое искусство. Не хочу никого обидеть, но такие люди производят впечатление фанатиков, помешанных на каких-то идеях, чьи умы погрязли и скисли в пафосе отвлечённых теорий и идеологий. Это не трогай, это не показывай - будто только для них снимали. Для них патриотизм заключается в злорадстве против геополитических противников, а христианство – в идеологическом обслуживании российского государства. А патриотизм – это и есть в первую очередь любовь, которая вызывает у автора рецензии столько раздражения. Христианство тем более. И чем, позвольте поинтересоваться, милитаризм автора рецензии лучше "неогуманизма и экуменизма", которых он приписывает Бондарчуку? И уж совсем непонятен наезд на современную молодёжь, может автор по своим детям судит?
Иван Человеков / 15.10.2013, 13:17

5. Re: «Как всегда, Бондарчук больше истратил на рекламу...»

Ректор духовного училища пишет "навстречу баблу"? Да у нас не только с кино все плохо, если так... И вообще, стоит ли заканчивать статью подобного рода цитаткой из вульгарной попсовой песенке (это я про "«Сolumbia pictures» не представляет...")? Вопрос риторический. Фильм-то плох. Но и рецензия...
рудовский / 15.10.2013, 07:46
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Бывалов
Все статьи Максим Бывалов
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22