Женщина - загадка, сфинкс. Совсем как природа у Тютчева: и тем она сильнее губит, что может быть, загадки нет и не было у ней.
В самом деле, подобно природе женщина не предается рефлексии, и тем более, самокопанию. Исключения лишь подтверждают правило. Когда мужчина смотрит на женщину, он воспринимает, прежде всего, её лицо и тело, а потом уже её слова. Верна поговорка, что мужчина любит глазами, а женщина ушами. Женщина/природа явлена как некая цельность-телесность, тогда как у мужчины телесность может почти вовсе отсутствовать. Как заметила мне когда-то одна дама, мужчина должен быть чуть-чуть красивее черта. Женщина, как и природа, не знает гамлетовских колебаний. Если любит, то любит, если ненавидит, так ненавидит. Помнишь, как у Бунина:
Мне крикнуть хотелось вослед:
Воротись, я сроднился с тобой!
Но для женщины прошлого нет,
Разлюбила, и стал ей чужой.
Как ни странно, именно по этой причине - вечно настоящее, вечно женственное - нет более верного существа, чем женщина. Разумеется, поскольку она любит - отца, жениха, сына, внука. И роды примет, и в гроб положит - всё женщина. Наташа Ростова у Толстого поднимает пеленки своего ребенка как знамя. Европейская кинозвезда Марина Влади, например, бегала для своего любимого в магазин за водкой. И в Сибирь прекрасная дама за тобой поедет, если в её глазах ты этого заслуживаешь. Всё вынесет русская женщина по любви. Не рассуждая, не раздумывая, часто сама не зная почему. Меньше всего разгадку себя являет сама женщина - как самосознание, как личность. Она просто живет, как умеет. Феминизм как постидеология спекулирует на соблазнах ложного равенства. На самом деле женщина как произведение божественного искусства не нуждается ни в каких уравнениях - и так хороша.
Цельность женской природы сохраняется и в элементе духа. Женщине не надо ничего никому доказывать - кроме Бога. Но уж Богу она делается верной до конца, если полюбит Его всем существом, включая тело. Мария Магдалина, Мария Египетская, Жанна дАрк, боярыня Морозова, Ксения Петербургская, Матрона Московская... Их множество, этих избранниц Христовых. Великая княгиня Елизавета Федоровна, сброшенная в шахту в Алапаевске вместе с князьями царской крови, и там продолжала помогать умирающим и молиться за них, пока не умерла сама. Недавно я побывал в Святой Земле в монастыре Марии Магдалины, прикоснулся к мощам преподобномученицы Елизаветы. Не случайно у Креста на Голгофе остались одни женщины...
Но есть и темная сторона женской природы. Не рассуждая и не колеблясь, женщина способна упасть так низко, как, наверное, не снилось никакому мужчине. Женский алкоголизм, как известно, не лечится, злоба и коварный обман со стороны женщины тем страшнее, что совершается он с той же непосредственностью, что и акт любви. Заслужить женское проклятие опасно. «Будь ты проклят. Ни словом, ни взглядом окаянной души не коснусь. Но клянусь тебе раем и адом, чудотворной иконой клянусь, и ночей наших пламенным чадом - я к тебе никогда не вернусь» (Ахматова). Главные героини-женщины Достоевского - Полина, Настасья Филипповна, Грушенька - сплошь инфернальницы («садо-мазо»), вдохновенно мучающие людей и страдающие при этом сами. В своей темной энергетике женщина становится главной соперницей Бога в глазах мужчины - суккубом.
Итак, женская ипостась человека - особая мысль Создателя. Природа женщины проста в том смысле, в каком прост (непротиворечив, самотождественен) всякий законченный шедевр. Она довлеет себе. Разгадка её - она сама, и ничего более. Однако в качестве невесты Христовой женщина способна на полное самоотречение, и тогда прав Пастернак: «А ты прекрасна без извилин, и прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен».
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор
36. 34 Метафора
35. Ответ на 34., Метафора:
34. Ответ на 15., РодЕлена:
33. Re: Женщина
32. Ответ на 29., Андрей Карпов :
31. Ответ на 30., Олег В :
30. Re: Женщина
29. Ответ на 27., Метафора:
28. Ответ на 11., федя :
27. Ответ на 17., Андрей Карпов: