В рамках 1025-летия Крещения Руси и 400-летия Дома Романовых в Московской Городской Думе состоялось открытие выставки «Выбор Святой Руси», связанной с именем святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1111-1174). Казалось бы, нет информационного повода, как такового. 900-летие со дня рождения нашего славного предка отмечали два года назад, а сегодня... А сегодня в стенах столичного парламента Фонд имени Андрея Боголюбского счел уместным вспомнить и рассказать современникам, особенно представителям молодого поколения - школьникам и студентам - о том насколько далеко вперед сумел заглянуть святой князь Андрей - признанный государственник и дипломат, предвидя будущее Руси в объединительной идее. В конкретных делах ума и сердца запечатлены помыслы Андрея Боголюбского. Государственный масштаб его личности отражен и в обустройстве Владимирской земли, куда он пришел из Вышгорода, что в семи верстах от Киева. Сделав сознательный выбор в пользу собственной независимости от отца, а затем и самостоятельности своего княжества, он возвысил его до такой значимости, что оно было сильнейшим на Руси, в будущем став ядром современного Российского государства.
Внук титулованного князя Владимира Мономаха, сын сметливого Юрия Долгорукого, князь Владимирский и Суздальский Андрей Боголюбский стал выстраивать политику объединения и мирного сосуществования с неугомонными соседями, коих со всех четырех сторон света было предостаточно. Да и внутренние междоусобицы не давали возможности созидать, строить, как сказали бы мы сегодня, инфраструктуру княжества. Однако то, над чем задумывался князь Андрей в 12 веке, нашло свое воплощение через столетие - в веке 14-ом, когда вплотную объединение разрозненных княжеств взял на себя благоверный князь Дмитрий Иванович Донской. Но уж тогда над Русью нависла грозная опасность, которую предвидел задолго князь Андрей и пытался «по стежку» скреплять ткань российской государственности. Он делал это, в том числе и, ставя православные храмы - чтобы они, как маяки, указывали своим об истинном величии их Отечества, а чужим - о том, что.., как написала современная поэтесса Людмила Щипахина, «у нас страна - не захолустье». Именно этот момент отражен в материалах выставки.
Экспозиция рассказывает о том, что князь Андрей Боголюбский был православным, в соответствие с духовными заветами предков строил жизнь свою и народную. И высокий дух этих заветов оставил нам в белокаменной летописи. Во Владимире Дмитриевский храм и пятиглавый Успенский собор выложил белоснежными изразцами поверху, поставил в городе «серебряные» и «золотые» ворота - последние до сих пор стоят. В Боголюбове по его повелению был отстроен храм Рождества Пресвятой Богородицы, а вокруг него выросла обитель. В память о своем скончавшемся от боевых ран сыне Изъяславе Боголюбский возвел на берегу реки Нерли одноглавую Покровскую церковь, как негасимую свечу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и многие другие православные святыни воздвигнуты при содействии князя. Они, как узорным ковром укутанные, стояли в каменных изразцах, безмолвно рассказывая глубинную историю жизни людей, протекавшую в ладу с Богом, с землёй, полем, домом. Множество этих изображений были изучены, найдены и воссозданы современным мастером - художником Вадимом Сташкевичем.
Благодаря экспозиции, которую он привез на выставку в Мосгордуму в честь Андрея Боголюбского, можно любоваться узорочьем изразцов 12-15 веков. Они многое расскажут любознательным современникам об эпохи Святой Руси. Например, что предки наши с большим уважением относись ко всему, созданному природой - капли дождя, струи воды, зерна и ветви деревьев, крылатые грифоны и птицы-сирины, переплетение корней и плодов, лепестки подсолнуха и процветший крест - все это символы жизни в гармонии с Богом. Это ли не свидетельство идентификации самой души народа со своей землей, Русью? Только об идентичности наши предки не писали, она «прорастала» в вышивке, зодчестве, проявлялась в предметах быта, народном костюме - повседневном и праздничном, девичьем и супружеском, - в выстраивании отношений между людьми, семьями, дворами и улицами, слободами, княжествами и соседями из булгар да орды. Кажется, частичка самой истории присутствует на выставке в оконцах с изразцами - глянцевыми, нежно-молочными, небесно-голубыми и кобальтовыми - глиняными и фарфоровыми. Квинтэссенция сути всего русского - в маленьком изразце...на девять веков вперед. Смотрите, читайте, даже если не останется рукописных, печатных и устных источников - камни расскажут. Вот, как дальнозорки были наши великие предки.
Конечно, выставка не претендует на широкий обзор эпохи, для этого нет и достаточного количества экспонатов, документов, образцов. Но экспозиция дает импульс к размышлению, чтению, дискуссии, накоплению информации о сложном периоде отечественной истории, в которую жил и созидал святой князь Андрей Боголюбский. Он задумывался не только о княжеском достоинстве, но думал и о людях, о народе. Поэтому символично, что выставка проходит в стенах московского парламента, где работают выбранные народом представители. Депутат Мосгордумы Вера Степаненко подчеркнула с сожалением историческую несправедливость того, что в столице ни одна улица, площади или храм не названы в честь Андрея Боголюбского. И, быть может, выставка станет импульсом к принятию мудрого решения о введении новой топонимики, отражающей славную историю нашего государства.
Председатель Попечительского Совета Фонда Андрея Боголюбского Александр Макеев напомнил о деятельности Фонда и его основных задачах, одна из которых - прославление имени великого князя Андрея Боголюбского даже не ради самого князя, - его имя уже вписано в Небесную книгу, - но ради нас и наших детей, внуков, потомков. Логично в экспозицию включены стенды, отражающие многоплановую деятельность Фонда - духовно-просветительскую и шефскую (работа с ветеранами и молодежью). Президент Фонда Ольга Тюрина акцентировала суть своего выступления на исторической миссии князя Андрея в истории Государства Российского. О силе исторического примера, гражданского вдохновения и чувства ответственности не только за себя и свою семью, но за свою страну говорила на открытии выставки и вице-президент Фонда Елена Гильманова. Если в школьных учебниках «не отражена» (случайно ли?) эпоха Андрея Боголюбского, восполнить пробел - долг Фонда его имени. Елена Гильманова привела пример, вызвавший «смех сквозь слезы»: во время объяснения экскурсовод спрашивает студентов, знают ли они, кто был отцом великого князя? - После небольшой паузы, ничтоже сумняшеся, отвечает один смельчак: «Боголюбский»! - Вот тебе, бабушка, и Юрьев день...
Важный исторический аспект отметил Ответственный секретарь попечительского совета Савва-Сторожевского монастыря Александр Викторов: царь Петр I глубоко почитал князя Андрея Боголюбского, в период его правления в 1702 году князь был причислен к лику святых. Более того, на Москве в Высоко-Петровском монастыре при Петре I во имя Боголюбской Божьей Матери была воздвигнута церковь. А ныне она находится «в двух шагах» от Мосгордумы в состоянии разрушения. Информация к размышлению. Тот факт, что выставка открыта в стенах московского парламента, свидетельствует о дальновидности её организаторов. С одной стороны - она для власть имущих, в чьих руках политическая воля и рычаги для решения многих проблем и дел; с другой - информационно-иллюстративная - много ли еще вы видели и слышали о подобных выставках в честь князя Андрея Боголюбского? А знать о нем и его лепте в строительство нашего государства, имя которому звучит как гимн - Россия - необходимо.., чтобы не потеряться на просторах истории.
Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»