Русофобия и славянофобия - близнецы

Интервью сербскому журналу «Печат»

0
413
Время на чтение 8 минут

Сначала один личный вопрос - насколько тяжело быть верующим политологом в современном мире, который тяготеет к атомизации, как сохранить целостный взгляд, который дает вера?

Отвечу вопросом на вопрос: тяжело ли человеку дышать? Бывает и так, если грудь болит, к примеру. Но не дышать-то невозможно, пока жив. Куда тяжелее, думаю, неверующим. Не представляю даже, как они могут жить без надежды на Божью помощь, без молитвы и надежды... Другой вопрос, кому легче быть и оставаться сегодня верующим и достойным своей веры - пастуху или ростовщику, к примеру, солдату или врачу, публичному политику или ученому-политологу? Еще в моей молодости такой вопрос был вовсе не праздным: студентов исключали из вуза за ношение крестика, а преподавателя общественных наук уволили бы в тот же день с волчьим билетом, как у нас говорят, если бы стало известно, что он член православной общины... Но мне почти не приходилось прятаться и скрываться, а если и приходилось, то не долго. В молодости я жил в Твери, учился в университете, а чтобы зайти в церковь, ездил в Москву, в храм на Пятницком кладбище, где похоронены близкие мне люди. Там лежат мой любимый учитель Роман Робертович Гельгардт - известный ученый-филолог, немец по национальности, но человек русский по духу и православный по вере, и его супруга, Тамара Александровна. Во время войны его как немца вместе с женой выслали из Москвы, где он работал в Академии наук, в Пермь (тогда этот город назывался Молотов), а уже после войны он переехал в Тверь (в те времена город Калинин). К слову, он никогда не афишировал, но и не скрывал своих убеждений, не снимал икон. А начало моей научной карьеры совпало с «эпохой гласности», когда гонения на верующих полностью прекратились. Например, важнейшая из программ, которую я разработал и которой много лет руководил - федеральная программа социально-экологического развития Тверской области (территория водораздела трех великих рек - Волги, Днепра и Западной Двины), началась с благословения тверского епископа Виктора. А когда я был назначен заведующим кафедрой философии, то сразу же пригласил в качестве преподавателя удивительно талантливого священника, богослова и кандидата психологических наук отца Бориса Ничипорова. Позднее в Тверском университете открыли кафедру теологии. Таким образом, на моей научной работе, а в последующем и на политической деятельности атеистические запреты не отразились ни с какой стороны, если не считать, конечно, того, что публичным политикам и чиновникам крайне трудно сохранять в себе душу живу. Сегодня, когда ушли в прошлое гонения на веру, профессиональные и статусные различия, пожалуй, отодвигаются на второй план, но не учитывать их все же нельзя. Главное здесь - те искушения и соблазны, которые испытывают нас в том служении, которое мы избрали.

 Вам пришлось заниматься политикой?

Научная работа заставила: программу надо было защищать, сохранить за ней статус государственной. В 1991 году я был избран сенатором (членом Совета Федерации) от Тверской области, а потом, до 2000-го года, был на государственной службе в должности государственного советника в Администрации президента России. Связь с Православной церковью только усилилась. В это время на общественной основе стал советником Управляющего делами Московской Патриархии, руководил центром «Церковь и международные отношения» в МГИМО и даже по благословлению Патриарха Алексия издавал журнал «Церковь и общество». А ушел с политической работы в Московский университет, когда исполнилось 50 лет. Я просто устал, соскучился по своей основной работе, да и понял, что статус чиновника трудно совместим со свободой мысли. 

 - В одном тексте Вы говорили о специфике так называемых стратегических процессов, которые объясняются циклическим характером развития или спиральным характером. Согласно этой теории общественный организм «не забывает» тот выбор, который мог быть сделан, и он как бы возвращается на следующем этапе развития возможность выхода из своеобразного тупика истории. Поэтому хочется спросить, возможно ли создание Евразийского союза в связи с этим «незабвением»?

Да, Вы достаточно точно сформулировали суть идеи. Все знают, что история не имеет якобы сослагательного наклонения, хотя именно это наклонение и свойственно истории. Дело в том, что многие упущенные когда-то исторические возможности как бы консервируются, сохраняются во времени. Речь идет о сохраненных альтернативах развития: чем их больше, тем выше устойчивость системы, и ключевая задача политического планирования заключается в том, чтобы сохранить и расширить «коридор возможностей» и, соответственно, «коридор лавирования», который должен оставаться у политического руководства. С этой точки зрения можно по-новому взглянуть и на теорию нашего великого мыслителя Н.Я. Данилевского, полагавшего, что будущее - за славянской цивилизацией. Чтобы пояснить мысль, полезно вспомнить и о так называемых «точках бифуркации». При очередном витке развития или социальной деградации, которая часто является изнанкой линейного развития, всегда найдутся конструктивные силы, заинтересованные не в том, чтобы «повернуть время вспять», а в том, чтобы вывести историю из тупика утопий. Славянское всеединство - если и не магистральный, то чрезвычайно значимый путь европейской истории, который будет открыт и для нас, и для наших потомков, пока в поколениях славян будут живы языки и культуры наших народов. Точно так же следует относиться и к конкурирующим евразийским проектам, которые неоднократно были предметом обсуждения и споров.

 - Особый интерес к Евразийскому проекту объясняется тем, что он стоит на повестке дня и поддерживается руководством России - ее лидером Владимиром Путиным...

Согласен. Причем здесь чрезвычайно важно вспомнить о судьбе Сербии и военном аспекте проблемы. Все знают, что «Балканский узел», который издавна называют пороховым погребом Европы, - это едва ли самая опасная болевая точка в мировой политике за всю новую и новейшую историю. Хочется верить, что в рамках евразийского  проекта будет заложена долгосрочная внешнеполитическая стратегия, имеющая выраженный славянский вектор и учитывающая риски, связанные с Балканским фактором, который имеет самое прямое отношение и к обеспечению национальной безопасности России и многих других стран. Об этом аспекте геополитической игры, к слову, не единожды напоминал и небезызвестный Збигнев Бжезинский, который не замечен в особой любви к славянам. Например, в «Шахматной доске», он говорил именно о Евразийских Балканах, которые расположены по обе стороны транспортной сети, призванной соединить самые богатые районы Евразии и самые промышленно развитые районы Запада с крайними точками на Востоке. К сожалению, пока судьба не только Балкан, но и всех славянских государств и народов стала, по сути, разменной картой в большой политике, когда роль России была явно ослаблена на порядок. Причем произошло это именно в тот момент, когда уровень угроз зашкаливал...

 - Можно ли считать наиважнейшим позитивным фактором постсоветского периода России единение Русской Православной Церкви?

Да, гражданская война, развязанная в момент гибели Российской империи и разделившая православных в Советском Союзе и православных в изгнании, завершилась, по сути, актом объединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом. Подлинная значимость этого исторического события откроется со временем.

 - Что, по вашему мнению, должно быть основой Евразийского союза?

Евразийская тема тесно связана с религиозным сознанием и конфессиональной идентичностью. Реализация евразийского интеграционного проекта требует обратить особое внимание на конфессионально-цивилизационный и этнокультурный аспекты государственной политики, поскольку Евразия - не только географическое пространство, но и особый цивилизационный мир - "Большое пространство", ядром которого является Россия. Приоритетность цивилизационного подхода объясняется тем, что именно конфессионально-цивилизационные связи - основа основ возможной и желательной интеграции и реинтеграции в рамках Евразийского Союза многонациональных территорий, искусственно, а иногда противоестественно разделенных.

 - В одном тексте Вы говорите о российской (не русской) цивилизации - можно ли разъяснить, что такое российская цивилизация?

Причина такого словоупотребления на первый взгляд предельно простая: сами слова «русский» и «русские» в самой России утратили былой смысл. Но почему смысл был утрачен? Ответ один: жесткая борьба с русской идентичностью. Наши деды не связывали слово «русские» с этнической принадлежностью. Так, во-первых,  называли граждан России: русские немцы, русские греки или русские карелы, к примеру. Во-вторых, этими словами иногда выделяли православных. А в-третьих, им же обозначали мощный славянский суперэтнос, включающих великороссов, украинцев и белорусов. Потом, при советской власти, ввели понятие «советский народ», а русскими стали называть только великороссов. Причем последнее слово - самоназвание  нашего народа - было выведено из употребления и почти забыто. После распада СССР, когда искусственно оторвали Российскую Федерацию от других территорий исторической России, в том числе от Украины и Белоруссии, узко-этническое толкование русскости закрепилось. И теперь возникают большие трудности при использовании этих слов: не будешь ведь каждый раз объяснять, что ты имеешь в виду... С понятием «российский» все несколько проще.

 - Вы говорите: «Славянофобии и ее двойника - русофобии не надо недооценивать. Не надо забывать, что апологетами антиславянства были не только нацисты, но и многие просвещенные европейцы, интеллектуальные предводители и творцы доктрин, которые изменяли мир».  Где корень этой фобии?

Русофобия и славянофобия - близнецы. Их роднит вполне обоснованный страх. Если славянские народы в культурном и в политическом отношении будут тесно связаны с Россией, с её немереными пространствами и ресурсами, то совокупный потенциал такого единения сразу и навсегда изменит все диспозиции на политической карте мира. Поэтому причина фобий в данном случае не столько в негативном отношении к отдельным народам, сколько в страхе перед  непредсказуемой мощью славянского единства. Что сокрушило Югославию? Не столько американские бомбы и откровенная славянофобия, давно укоренившаяся в сознании европейцев, сколько искусно сделанная прививка национализма, вызвавшая среди родственных, но разноконфессиональных народов Югославии взаимное недоверие. Историческую Россию также расчленила не горстка авантюристов, дорвавшихся до власти, а яд националистических иллюзий, добавленный в духовную пищу некогда единых народов. Но кто был отравителем - националистические доктрины или те, кто воспользовался ими, чтобы превратиться из чиновников второго сорта в глав независимых (от России) государств? Очевидно, что националистические доктрины были лишь инструментом в руках новых князьков, готовых ради личной власти отречься не только от отечества и присяги, но и от собственной матери. А сами эти новоявленные князьки также были и остаются инструментом в руках подлинных суверенов - крупных игроков на поле мировой политики. Но в русском языке есть пословица: «сколько веревочке не виться, а конец будет». Будем надеяться на то, что это будет конец вражде и начало новой жизни. Как говорят сербы, «Там, где единство, там и Божье благословение!»

Валерий Николаевич Расторгуев, доктор философских наук, профессор Московского университета

Разговаривала Милана Бабич

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Николаевич Расторгуев
Политические игры в классиков и судьба учения Макса Вебера
О превращении рядового немецкого профессора в «классика по договорённости»
16.06.2021
Уйба ощутил себя отцом народа Коми
Слова главы Коми к жителям республики «у вас я — Путин» напоминают о забытом отеческом статусе русских губернаторов
28.05.2021
Как назовут эпоху Путина?
21 год назад Владимир Путин вступил в должность Президента России
07.05.2021
Выборы есть, а выбора нет?
Об особенностях российской партийной системы и о причинах снижения доверия к выборам
28.04.2021
Вождь — мой советчик
Как меня однажды спас Владимир Ильич
22.04.2021
Все статьи Валерий Николаевич Расторгуев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06