Ильин как измерение русской культуры

Доклад на конференции в Общественной палате РФ

Новости Москвы 
0
751
Время на чтение 5 минут

23 сентября в Общественной палате РФ прошла конференция «Социальная стратегия: факторы культуры и правосознания».

 

Если представлять себе культуру не как механическое сцепление определённых исторических фактов, архитектурных и литературных памятников и национальных традиций, а в качестве живого организма, то нетрудно будет увидеть, что на всём протяжении человеческой истории любая духовно и творчески зрелая культура сама из себя рождает и своё понимание и своё измерение.

Так потребовались века трагической древности и классической ясности для того, что бы эллинская культура породила собственную меру и понимание - Аристотеля. Таким измерением и пониманием культуры зрелого республиканского Рима с его учением о конкордии стал Цицерон. Примером такого же органического вынашивания собственного понимания и осмысления для культур Нового времени можно считать явление Шеллинга в романтической, то есть самой «германской» для германской культуры традиции.

Для тысячелетней русской культуры таким измерением стал Ильин. Подчёркиваю - именно тысячелетней. Потому что поначалу социал-демократические, а впоследствии большевистские (то есть западнические) попытки навязать русской культуре в качестве её меры того же Белинского - исходили из недобросовестного утверждения, что русская культура началась с Петра I. И насчитывает в своём течение не тысячу лет, а всего несколько столетий.

Позиция, безусловно, удобная для революционеров и подготовляемых ими революций, что и показывает опыт Первой русской революции (1905-1917 гг.), и Второй (1991-1993 гг.). Если кто не забыл, в ушах ещё до сих пор стоит растиражированный революционными масс-медиа 90-х годов  змеиный свист генетических революционеров о «несостоятельности» русской культуры, «народе-рабе, не приспособленном к рыночной культуре». Точно то же самое (только о неприспособленности «народа-раба» не к рыночным, а к «социалистическим ценностям») кричали деды и прадеды нынешних пламенных революционеров в 20-е годы минувшего века.

Именно в то время, время онтологического потрясения основ Русской цивилизации нам был дан понимающий гений Ильина.

С констатацией очевидного, но до него никем не сформулированного: русская культура есть воплощение русской идеи. Это культура «созерцающего сердца», воплощающая идею «созерцающей любви и свободной предметности». Она не лучше и не хуже других , она сама - другая. Русским бессмысленно искать творческих удач на пути формализованных, дисциплинированных внешним принуждением культур католицизма, как призывал Соловьёв, или протестантизма (о чём неумолчно кричат нынешние рыночные революционеры). «Мы не ученики запада и не учителя другим, - говорит Ильин, - мы ученики Бога и учителя самим себе... Перед нами задача: творить русскую самобытную культуру - из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность».

Неслучайно явление Ильина как измерения русской культуры именно в дни русской катастрофы. Хотя в истории культуры это и не единичный случай, вспомним того же Цицерона: «Я поздно встал и по дороге, застигнут ночью Рима был», как сформулировал трагедию мыслителя Тютчев.

Тем не менее русская культура именно в те же годы, годы русской катастрофы как бы подтверждая глубину прозрений Ильина ознаменовалась характернейшим событием.

Ведь неслучайно же, что великий русский поэт, Александр Блок, в эти годы умирает от «воспаления внутренней оболочки сердца», точно также как великий западный философ, Фридрих Ницше, за несколько десятилетий до этого погибнет от «воспаления внутренней оболочки мозга» (гениальная интуиция Ильина, подтверждённая самим ходом русской культуры). Вот, собственно, и вся разница.

И тут возникает другой «ильинский» вопрос: насколько мы, нынешние, сегодня - русские?

Каким образом с нами может быть соотнесено «созерцающее сознание», единение с природой, «равнинное мироощущение» русских, если в отличие от «ильинских» 7/8 населения России (крестьянской России), то есть людей живущих в сердцевине божественного (красивого, по определению, пейзажа), сегодня - горожан 74%. И живут они не среди петербургских набережных, арбатских двориков или суздальских монастырей - а в хрущобах, бараках и всём том советском постиндустриальном пейзаже, который за последние двадцать лет выродился в откровенно человеконенавистнические, но обитаемые развалины.

Вот вопрос...

Ну и напоследок, в качестве надежды и лирического отступления.

Только что в Москве закончила свою работу выставка великого русского художника Михаила Нестерова. Накануне Революции Нестеров пытался запечатлеть, сохранить стремительно уходящую Русь, вещее сердце художника чувствовало, как неудержимо она уходит. И это была народная Русь, с отроками Варфоломеями и последними старицами и старцами. После революции Нестеров обращается к портрету, пытается задержать уходящую уже человеческую натуру, ту породу людей, которую вынесла из себя самой, вознесла вверх цветная и пёстрая, седая Русь народная. Среди героев его картин врачи, скульпторы, актрисы, философы дореволюционной России...

Одна из самых удивительных работ Нестерова этого времени - портрет Ивана Александровича Ильина. Философ на картине художника согбен, ветер пролегшего вокруг пожухшего осеннего поля шевелит волосы, лицо сосредоточено - казалось бы, это уже не человек, а одна, неотступная, ставшая судьбой и смыслом жизни Дума о России. Серое небо на заднем фоне, казалось бы, добавляет какую-то беспросветность в эти раздумья, если бы не... глаза философа. Они удивительно синие, как Русь, как её художественное и нравственное бессмертие. И понимаешь, что не серый горизонт над полем, а ильинская синяя даль, залегшая в его глазах - единственное будущее России.

В год 130-летия философа становится как-то отчётливо ясно, что серый горизонт действительности нашей никуда не ушёл, в политику государства российского идеи Ильина не вернулись, не пришлись ко двору нашей вороватой современности. Тем отраднее, что первым своим возвращение на Родину Ильин обязан культуре, великой русской культуре. Именно ею он был востребован, именно великая русская культура возвратила многие смыслы и интуиции философа в Россию. Больше того, Ильиным русская культура стала яснее себе самой, в нём она обрела ещё одно очень важное измерение и созерцаемую полноту. Культурное делание - самое незаметное на земле дело, и в то же время - самое крепкое. На Гомере и Гесиоде вознеслись Афины и Спарта, Расином и Шекспиром утвердились Франция и Англия.

Будем надеяться, что и наше с вами культурное делание не останется втуне, и как эстетические идеи Ильина органично вошли в культурную жизнь России, так и его политическое завещание рано или поздно воплотиться в самом строе Русской государственности.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

21. Ответ на 20., Андрей Карпов:

Иными словами фашизм не имеет самотождественности.

Уважаемый Андрей Карпов! Вы только что очень толково объяснили, что увещевания наркомана пустая говорильня, разве что доставляющая увещевателю чувство исполнения "полезного дела". После того, что фашизм натворил в мире и особенно с нашей Родиной, его "самотождественность" вполне конкретна. А увещевания "умников", находящих в фашизме, "не имеющем самотождественности", оправдание своим историческим "реконструкциям", удивительно благоприятным той же ильинской закулисе, а говоря прямо - мировому сиону, пустая говорильня. Вот Вы, хотя и неглупый человек (гораздо умнее меня - это очевидно) говорите, что фашизм не имеет самотождественности - так почему "гениальный" Ильин не видел этого? Я только повторю, что Ильин в своей фашистской агитке 48-го года старательно уводит своих читателей от мысли, что перечисленные им "ошибки" фашизма ему тождественны и имманентны. В том числе и потому, что "фашизм не имеет самотождественности". Горячие финские парни, которые защищают тут Ильина, Финляндию, Германию и фашизм от "безбожного большевизма", на самом деле ведь защищают западную идею, интересы Запада, а в самом общем плане - интересы ильинской закулисы, т.е. мирового сиона. А я всего лишь простой настоящий русский человек, который своим природным здравым смыслом понимает, что защитники Ильина и фашизма во всех его интерпретациях - безусловные враги России и всего русского. Что Ильин и доказал, даже не упомянув убийство фашистами (немецкими, испанскими, итальянскими, румынскими, французскими, норвежскими, финскими и т.д.) 27.000.000 (двадцати семи миллионов) наших и Ильина соотечественников.

20. Ответ на 21., Русский Сталинист:

Значит, надо делить эмиграцию как минимум на пять составных частей:1. на "масонскую", которая откровенно работала на западные спецслужбы и всегда рассматривала СССР как противника(часть РОВС, весь НТС и др.);2. на "прогитлеровскую", которая пошла на военную службу к Гитлеру и принимала прямое участие в войне против Русского народа (часть РОВС, Краснов, Шкуро и ряд других);3. на "патриотическую", которая с определённого момента полагала, что Сталин возродил Россию и покончил с большевизмом в его ленинско-троцкистском варианте издания (митр. Евлогий, Милюков, Шульгин, Г.Фёдоров и др.);4. на, условно говоря, "ильинскую", которая большевизм ни под каким соусом не признавала, масонов не признавала, нацизм и фашизм одобряла, но только в своих кабинетах и письменных трудах, не идя на активное реальное сотрудничество;5. на нейтральную, которая большевизм не признавала, нацизм осуждала, пассивно поддерживала СССР в войне против Гитлера, а после войны встала на путь сотрудничества с США против Советов (Деникин).Таким образом, Ильин является видным представителем лишь одной из многочисленных эмигрантских групп. Да, не самой плохой (в сравнении с "масонской" или "гитлеровской"), но всё же лишь одной из.Вам именно эта группа больше всего по душе, и вы имеете полное право на это. А вот мне гораздо ближе позиция "патриотической" группы. Ну так давайте спокойно обсуждать идеологию каждой группы, не навязывая какую-либо одну в качестве ни много ни мало "измерения русской культуры".

Ильин является представителем "одной группы", но всю "классификацию вы вдрызг перепутали В вашей "патриотической части" сплошняком выкресты и масоны. Именно они ушли во вселенский патриархат с митр. Евлогием Ровс - военная, а не идеологическая организация. Собственно "врангелевские идеологии" можно поделить на: признание советской власти и Сталина после военного поражения (епископ Вениамин), "Евразийцы" (Г Вернадский "министр пропаганды" у Врангеля), "ильинисты" НТС сотрудничала с Гитлером (разве что Солоневич вовремя отвалил) Краснов, Шкуро просто германофилы без каких-то "идеологий". Деникин - полнейшая английская марионетка "социалистического плана". Презираемая белой армией. Достаточно вспомнить его погрузку в Константинополе на английский крейсер с английским конвоем для защиты от своего бывшего воинства. Его вес в эмиграции - нулевой. одна "белая идеология" - евразийство сейчас идет не "ура" У Ильина есть много к чему имеет смысл присматриваться. В плане леонтьевской "цветущей сложности", а не вашего "разрушим - построим".
Иван Зайцев / 30.09.2013, 13:18

19. Ответ на 17., Иван Зайцев:

Значит, надо делить эмиграцию как минимум на пять составных частей: 1. на "масонскую", которая откровенно работала на западные спецслужбы и всегда рассматривала СССР как противника(часть РОВС, весь НТС и др.); 2. на "прогитлеровскую", которая пошла на военную службу к Гитлеру и принимала прямое участие в войне против Русского народа (часть РОВС, Краснов, Шкуро и ряд других); 3. на "патриотическую", которая с определённого момента полагала, что Сталин возродил Россию и покончил с большевизмом в его ленинско-троцкистском варианте издания (митр. Евлогий, Милюков, Шульгин, Г.Фёдоров и др.); 4. на, условно говоря, "ильинскую", которая большевизм ни под каким соусом не признавала, масонов не признавала, нацизм и фашизм одобряла, но только в своих кабинетах и письменных трудах, не идя на активное реальное сотрудничество; 5. на нейтральную, которая большевизм не признавала, нацизм осуждала, пассивно поддерживала СССР в войне против Гитлера, а после войны встала на путь сотрудничества с США против Советов (Деникин). Таким образом, Ильин является видным представителем лишь одной из многочисленных эмигрантских групп. Да, не самой плохой (в сравнении с "масонской" или "гитлеровской"), но всё же лишь одной из. Вам именно эта группа больше всего по душе, и вы имеете полное право на это. А вот мне гораздо ближе позиция "патриотической" группы. Ну так давайте спокойно обсуждать идеологию каждой группы, не навязывая какую-либо одну в качестве ни много ни мало "измерения русской культуры".

18. Ответ на 11., Потомок подданных Императора Николая II:

Фашизм и гитлеризм не вполне синонимы. Гитлеризм есть крайняя форма фашизма. Извращенная или естественно развившаяся, - пожалуй, сейчас ещё нет исследований, позволяющих утверждать однозначно или то или другое. Фашизм придуал Муссолини, Гитлер многое заимствовал... Что касается того является ли фашизм реакцией на "большевизм"... Тут ещё не понятно, что такое "большевизм", однако, фашизм, безусловно, являлся реакцией на коммунизм в его большевистском понимании. Грубо говоря, реакцией на левую идею, включающую пролетарскую диктатуру и пролетарский интернационализм. Собственно, внятной идеологии фашизма не существует. Идейное ядро его не рационализировано. Вождям рацио не очень был нужен, они напирали на эмоции, на вдохновение масс. Но в целом можно сказать, что фашизм предполагал внеклассовое единение нации, некоторое возбуждение национального духа, избавляющего от необходимости противопоставлений внутри нации. Муссолини адресовался к идеалу Римской Империи, Гитлер ухватил эту же нить и вытащил арийскую кровь и германский эпос. По большому счету внутри фашисткой идеологии оказывается семантическая дырка, потому как нац.единство строится вокруг мифологического ядра, поэтической идеи, но не какого-либо содержательного тезиса. Фашизм - это мир образов, а не идеи. Иными словами фашизм не имеет самотождественности. Он не может сам в себе находить собственное основание. Отсюда - фашизм не может находиться в покое. Чтобы не упасть, он должен бежать. Сначала фашизм направляет усилия на преобразование общества и государства. И тут ему есть, где развернуться, потому как фашисткое движение может победить только в стране, переживающей упадок и развал, фашизм принимают те нации, которые остро переживают недостойность своего нынешнего положения, у которых исторический опыт прошлого гораздо выше актуального состояния. Но потом, когда преобразования внутри дошли до предела возможностей, приходится либо сбавлять эмоциональный градус (Испания), либо переходить к внешней агрессии (Италия, Германия).
Андрей Карпов / 30.09.2013, 12:35

17. Ответ на 18., Потомок подданных Императора Николая II:

Среди жертв фашизма тоже были подданные Русского Императора

Потомок, вы используете современную жидо-масонскую идеологию. Не забудьте, что "жертвы" обязательно должны включать: евреев, педерастов, цыган и "свидетелей Иеговы". Возможно, ограничиваться только ими пока не время, особенно в этой аудитории. А так, правильной дорогой идете, товарищ.
Иван Зайцев / 30.09.2013, 12:15

16. Ответ на 12., Калужанин:

Вот Иван Александрович, действительно, был подданным русскому Императору... Дальше не продолжаю.

Среди жертв фашизма тоже были подданные Русского Императора. Элементарная оценка предполагает, что примерно четверть убитых фашистами были рождены до 17-го года. То есть 6.000.000 (шесть миллионов) человек, подданных Российского Императора, для "гениального" Ильина были настолько не интересны, что он даже не упомянул их убийство в качестве "ошибки" фашизма. Дальше не продолжаю.

15. Ответ на 13., Русский Сталинист:

Не Ильиным единым была представлена русская эмиграция, и не надо его делать умом, честью и совестью русской эмиграции-

Это и в Гражданскую так было, Деникин и Врангель - идеологические враги, бывшие между собой в напряженных отношениях. Только вы путаете, жидо-масонская часть эмиграции не "восторгалась тов. Сталиным", а следовала политике центральных лож. Как была за Антанту, так и осталась. Потому и разумней рассматривать идеи враждебной англичанам части эмиграции, тем более той ее части, что решительно не поддерживала немецкий "поход на Восток". Просто уже по тому, что собственные (а не написанные в английских ложах) идеи об устройстве России у них есть. Власовцы - сплошь бывшие коммунисты, даже политработники. Отца Н Савченко также здесь воспитали, при социализме.
Иван Зайцев / 30.09.2013, 11:47

14. Ответ на 12., Калужанин:

Вот Иван Александрович, действительно, был подданным русскому Императору... Дальше не продолжаю.

Как кадет и сторонник РОВС? Насколько я знаю позиция Врангеля: "Монархия без Романовых", что вполне актуально и на сегодняшний день. "Потомок" же просто грубейший материалист, рассуждать с ним об идеях Ильина бессмысленно изначально.
Иван Зайцев / 30.09.2013, 11:00

13. Ответ на 11., Потомок подданных Императора Николая II:

Русским нужно подальше держаться от таких "гениев", как Ильин. За границей ему было самое место.

"Христианская любовь проверяется отношением к недругам" Свт. Феофан Затворник
Иванович Михаил / 30.09.2013, 10:18

12. Кто кого породил

Кстати, почему все повторяют лукавый тезис о том, что фашизм- это ответная реакция на большевизм? Кем это доказано? Тем, что фашизм официально возник на пару лет позже большевизма? Есть такой логический принцип- после этого, но не вследствие этого. Фашизм Муссолини и (особенно) нацизм Гитлера возникли вовсе не из-за большевизма, они- порождение Первой мировой и Версаля и они появились бы в любом случае и без всякого большевизма. Фашизм и большевизм- это родные братья и они родились на свет от общего родителя-ПМВ и Версаля. Утверждение же, что большевизм породил фашизм и нацизм- от лукавого, направленное на то, чтобы замести следы. Но уши-то всё равно видны.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Алексеевич Шорохов
Слишком многое указывает нам на наш путь
Север — явление не только географическое или температурное, это великая культурно-историческая общность
28.10.2024
Ромаядины. Главы 2-4
Возвращение в реальность
18.10.2024
Не в коня апельсины и не в свинью корм!
Конференция «Большой стиль» подвела итоги предыдущего тридцатилетия
10.09.2024
«Очередная "Божья ловитва" подошла к концу»
О III Молодёжном патриотическом форуме у святителя Феофана Затворника
23.08.2024
Все статьи Алексей Алексеевич Шорохов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26