Посмотрела все 12 серий, вышедших ещё в 2009-м году. Не по порядку, правда, поскольку сначала хотела ключевые только посмотреть, но увлеклась и посмотрела все.
Герои, в сравнении с экранизацией Пырьева, помолодели, хотя и не достигли возраста героев романа. Ульянову с Лавровым за 40 было, когда сыграли они Дмитрия с Иваном, Мягкову, игравшему Алёшу - за 30.
Новым Карамазовым поменьше, на момент выхода фильма Сергею Колтакову (Фёдор Павлович, помню по «Зеркалу для героя») 54, Сергею Горобченко (Дмитрий) и Анатолию Белому (Иван) - по 37, Александру Голубеву (Алёша) - 26, Павлу Деревянко (Смердяков) - 33, этих относительно молодых актёров совершенно не знала и впервые увидела.
Сергей Колтаков с Павлом Деревянко - переиграли остальных «Карамазовых». Почему, спрашивается? Потому ли, что легче сыграть развратника и лакея, нежели высокие страсти (ежели таковые существуют). Или сейчас вообще не время для экранизаций Достоевского, о чём написала в своей уничижительной рецензии на фильм (я поместила эту рецензию у себя в литературном дневнике) знаток Достоевского Людмила Сараскина? Или сценарист с режиссёром виноваты? Скорее всего. Потому что снят фильм красиво, работа оператора и художников на высоте, актёры и костюмы красивые, пейзажи и интерьеры красивые - чего же не достаёт?
Меня заинтересовало, откуда актёр, Ивана сыгравший, Анатолий Белый, нашла в сети, что из МХАТа, посмотрела репортаж об открытии нового сезона во МХАТе. Там, оказывается, тоже собираются «Братьев Карамазовых» ставить, и режиссёр будущего спектакля говорит в интервью:
- Вы что думаете, у меня актёры, пыхтя от напряжения, будут философские монологи произносить? Мы возьмём детективную линию, мужскую линию...
То же, словом, что и режиссёр сериала, Юрий Мороз, взял. Я никаких других фильмов его не видела, только фрагменты «Пелагеи и белого бульдога», купившись на сюжет из русской провинциальной дореволюционной жизни у Б. Акунина. Сами по себе пейзажи и костюмы завораживают красотой! Но всё-таки одним антуражем сыт не будешь.
Вспомнилось, как больше 20 лет назад смотрела я «Бесов» в Малом Драматическом у Додина. Спектакль шёл с двумя перерывами целый день с утра до позднего вечера, зрительный зал у Додина соответствовал названию, мы с подружками по питерской аспирантуре сидели в первых рядах и актёров - только руку протяни - потрогать можно было. Со временем остался в памяти только актёр, Кириллова игравший. Высокий бритый парень, на молодого Маяковского похожий, программку мне сейчас не найти, но «найдётся всё» - вот нашла в сети, что у Додина до сих пор идёт этот спектакль и лишь один актёр, Сергей Курышев, Кириллова играет. Сейчас уже не бритым.
Посмотреть сейчас снова спектакль Додина мне бы не хотелось, зачем? Я видела его в самом начале своего воцерковления и уж если тогда только Кириллова запомнила - то уж неспроста. Почти столь же сильное впечатление, как монологи идейного самоубийцы Кириллова, произвели на меня декорации и костюмы, вообще весь антураж спектакля, включая предметы реквизита. Сценография Эдуарда Кочергина - скупая, можно было бы сказать, аскетическая, если бы не были так роскошны костюмы на актёрах и предметы на сцене. Додин ставил спектакль в начале 90-х и была эта «постановка осуществлена при поддержке Фонда Нижней Саксонии и фирмы «Хан Молитор Продукцион» (Германия)», спектакль и показан был впервые в Германии осенью 1991-го года.
Это было время, когда мы по талонам покупали мыло, и всякая роскошь, конечно, резала глаза.
Теперь перестала.
Тем же летом, когда «Бесов» у Додина в Питере посмотрела, осенью в Москву приехала я поработать с рукописями и попала в МГУ на встречу с игуменом Германом Подмошенским, другом 10 лет как почившего к тому времени о. Серафима Роуза. О. Герман много рассказывал о своём друге и помню, говорил, что мы, русские, не понимаем своего счастья: Жить в не изуродованных рекламой городах. То есть тогда ещё не было рекламы везде, куда ни повернись! А в январе 1996-го года на Рождественских чтениях в Москве мне стало плохо в Ленинке, к тому времени уже, кажись, переименованной, и, помню, как мутило меня от вездесущей рекламы, пока, больная, добиралась я до гостиницы.
К чему это я?
Да вот не могу ответить на простой, кажется, вопрос, в советское время или сейчас адекватнее Достоевского экранизировали? Старую экранизацию я давно смотрела, естественно, в кинотеатре, на большом экране. Михаил Ульянов в те поры приезжал в Минск, выступал в филармонии, и я как-то замешкалась и пошла уже за сцену, в гримёрку к нему, с цветами.
- Это вам за Митю Карамазова, - сказала.
Он меня расцеловал. Не то чтобы в других ролях мне он не нравился, просто в 17 лет Достоевский для меня важнее всего прочего был.
И каков же вывод? Получается, что по антуражу за 20 с лишним прошедших лет к Достоевскому и дореволюционной жизни мы приблизились, а по духу - отодвинулись, так, что ли? Или это просто старческое брюзжание?
Возвращаясь к фильму Юрия Мороза: сначала я решила 7-ю и 10-ю серии посмотреть, там уже, думаю, к развязке дело, войдут во вкус создатели. После 10-й решила досмотреть до конца, 11-ю и 12-ю. А уж потом все остальные серии посмотрела, ожидая, когда же будет легенда о Великом инквизиторе и будет ли. No problem! Экранизировали за милую душу! Мне скорее понравилось, как экранизировали, по крайней мере по монтажу: когда Алёше что-то непонятно, и он Ивану вопросы задаёт, действие тут же переносится в трактир, где за тарелкой ухи и рассказывает Иван брату свою «поэму».
В общем, самое сильное впечатление от новой экранизации - помимо Фёдора Павловича со Смердяковым - будничный и брутальный Иван - Анатолий Белый, он же Вайсман. А линия Фёдор Павлович - Смердяков, действительно, поразила меня «открытием» той пропасти, которая лежала между законно и незаконнорожденными детьми в Империи, «изобильной Державе», как матушка Людмила Кононова поёт. На этом фоне даже циничное поведение выписанного Катериной Ивановной дорогого столичного доктора у постели умирающего Илюшечки Снегирёва - не так поражает. Сейчас-то туберкулёз и у детей, и у бомжей - бесплатно лечат, по крайней мере, у нас в Беларуси. То есть эта язва исцелена хотя бы на время (число устойчивых ко всем лекарствам форм растёт). А о другой язве, различии между детьми по факту рождения в браке или вне его, мы и думать забыли, - были бы деньги растить...
В общем и целом «детский вопрос», гвоздь теодицеи в «Братьях Карамазовых», в наше время «решён» тем, что отодвинут на задворки сознания. Уверена, что создателям новой экранизации и в голову не приходило, с чего это Фёдор Михайлович так маялся, планировать нужно семью разумным людям, вот и весь детский вопрос. Потому что если бы они прониклись, как говорится, «проблематикой романа» - то совсем другой бы получился фильм...
Об актрисах и женских образах сказать мне почти нечего, в фильме таковых 4: Катерина Ивановна, Грушенька и две Хохлаковых, маменька и дочь. Даже 5, с Фенечкой. Все актрисы молодые, красивые, одна другой красивей, о нарядах и причёсках уж и не говорю, выше всяких похвал. Мне больше всего понравилась госпожа Хохлакова, маменька (Дина Корзун), актриса живо и задорно сыграла кокетливую и обаятельную барыньку. Какое отношение все эти красавицы имеют к Достоевскому - сказать затрудняюсь, с таким же успехом и в экранизации Б. Акунина сыграли бы они. Акунин ведь не на пустом месте возник: есть русская классика, есть интерес к ней и детективные сюжеты в этой самой классике, ну так возьмём и хорошенько перемешаем все ингредиенты: классический антураж, детективную историю, для остроты подбавим перчику (как во всех романах про Фандорина и Пелагею) - и, пожалуйста, популярное блюдо готово, кушайте на здоровье. А что в русской классике антураж и детективные истории нужны были для того, чтоб вечные, больные и жгучие вопросы поставить - так уж это, извините, в сторону, не ко времени. Постмодерн, как никак, на дворе, и давно всем известно, что всё относительно. И... скучно жить на этом свете, господа...
8. Ответ на 6., иерей Александр Зайцев:
7. Ответ на 5., Иванович Михаил:
6. Re: Сериал «Братья Карамазовы»
5. Re: Сериал «Братья Карамазовы»
4. Re: Сериал «Братья Карамазовы»
3. Re: Сериал «Братья Карамазовы»
2. Re: Сериал «Братья Карамазовы»
1. Времена акуниных.