Сериал «Братья Карамазовы»

Создателям экранизации и в голову не приходило, с чего это Фёдор Михайлович так маялся

Новости Москвы 
0
1423
Время на чтение 6 минут

Посмотрела все 12 серий, вышедших ещё в 2009-м году. Не по порядку, правда, поскольку сначала хотела ключевые только посмотреть, но увлеклась и посмотрела все.

Герои, в сравнении с экранизацией Пырьева, помолодели, хотя и не достигли возраста героев романа. Ульянову с Лавровым за 40 было, когда сыграли они Дмитрия с Иваном, Мягкову, игравшему Алёшу - за 30.

Новым  Карамазовым поменьше, на момент выхода фильма  Сергею Колтакову (Фёдор Павлович, помню по «Зеркалу для героя») 54, Сергею Горобченко (Дмитрий) и Анатолию Белому (Иван) - по 37, Александру Голубеву (Алёша) - 26, Павлу Деревянко (Смердяков) - 33, этих относительно молодых актёров совершенно не знала и впервые увидела.

Сергей Колтаков с Павлом Деревянко - переиграли остальных «Карамазовых». Почему, спрашивается? Потому ли, что легче сыграть развратника и лакея, нежели высокие страсти (ежели таковые существуют). Или сейчас вообще не время для экранизаций Достоевского, о чём написала в своей уничижительной рецензии на фильм (я поместила эту рецензию у себя в литературном дневнике) знаток Достоевского Людмила Сараскина? Или сценарист с режиссёром виноваты? Скорее всего. Потому что снят фильм красиво, работа оператора и художников на высоте,  актёры и костюмы красивые, пейзажи и интерьеры красивые - чего же не достаёт?

Меня заинтересовало, откуда актёр, Ивана сыгравший, Анатолий Белый, нашла в сети, что из МХАТа, посмотрела репортаж об открытии нового сезона во МХАТе. Там, оказывается, тоже собираются «Братьев Карамазовых» ставить, и режиссёр будущего спектакля говорит в интервью:

- Вы что думаете, у меня актёры, пыхтя от напряжения, будут философские монологи произносить? Мы возьмём детективную линию, мужскую линию...

То же, словом, что и режиссёр сериала, Юрий Мороз, взял. Я никаких других фильмов его не видела, только фрагменты «Пелагеи и белого бульдога», купившись  на сюжет из русской провинциальной дореволюционной жизни у Б. Акунина. Сами по себе пейзажи и костюмы завораживают красотой! Но всё-таки одним антуражем сыт не будешь.

Вспомнилось, как больше 20 лет назад смотрела я «Бесов» в Малом Драматическом у Додина. Спектакль шёл с двумя перерывами целый день с утра до позднего вечера, зрительный зал у Додина соответствовал названию, мы с подружками по питерской аспирантуре сидели в первых рядах и актёров - только руку протяни - потрогать можно было. Со временем остался в памяти только актёр, Кириллова игравший. Высокий бритый парень, на молодого Маяковского похожий, программку мне сейчас не найти, но «найдётся всё» - вот нашла  в сети, что у Додина до сих пор идёт этот спектакль и лишь один актёр, Сергей Курышев, Кириллова играет. Сейчас уже не бритым.

Посмотреть сейчас снова спектакль Додина мне бы не хотелось, зачем? Я видела его в самом начале своего воцерковления и уж если тогда только Кириллова запомнила - то уж неспроста. Почти столь же сильное впечатление, как монологи идейного самоубийцы Кириллова, произвели на меня декорации и костюмы, вообще весь антураж спектакля, включая предметы реквизита.  Сценография Эдуарда Кочергина - скупая, можно было бы сказать, аскетическая, если бы не были так роскошны костюмы на актёрах и предметы на сцене. Додин ставил спектакль в начале 90-х и была эта «постановка осуществлена при поддержке Фонда Нижней Саксонии и фирмы «Хан Молитор Продукцион» (Германия)», спектакль и показан был впервые в Германии осенью 1991-го года.

Это было время, когда мы по талонам покупали мыло, и всякая роскошь, конечно, резала глаза. 

Теперь перестала. 

Тем же летом, когда «Бесов» у Додина в Питере посмотрела, осенью в Москву приехала я поработать с рукописями и попала в МГУ на встречу с игуменом Германом Подмошенским, другом 10 лет как почившего к тому времени о. Серафима Роуза.  О. Герман много рассказывал о своём друге и помню, говорил, что мы, русские, не понимаем своего счастья: Жить в не изуродованных рекламой городах. То есть тогда ещё не было рекламы везде, куда ни повернись! А в январе 1996-го года на Рождественских чтениях в Москве  мне стало плохо в Ленинке, к тому времени уже, кажись, переименованной, и, помню, как мутило меня от вездесущей рекламы, пока, больная, добиралась я до гостиницы.

К чему это я?

Да вот не могу ответить  на простой, кажется, вопрос, в советское время или сейчас адекватнее Достоевского экранизировали? Старую экранизацию я давно смотрела, естественно, в кинотеатре, на большом экране. Михаил Ульянов в те поры приезжал в Минск, выступал в филармонии, и я как-то замешкалась и пошла уже за сцену, в гримёрку к нему, с цветами.

- Это вам за Митю Карамазова, - сказала.

Он меня расцеловал. Не то чтобы в других  ролях мне он не нравился, просто в 17 лет Достоевский для меня важнее всего прочего был.

И каков же вывод? Получается, что по антуражу за 20 с лишним прошедших лет к Достоевскому и дореволюционной жизни мы приблизились, а по духу - отодвинулись, так, что ли? Или это просто старческое брюзжание?

Возвращаясь к фильму Юрия Мороза: сначала я решила 7-ю и 10-ю  серии посмотреть, там уже, думаю, к развязке дело, войдут во вкус создатели. После 10-й решила досмотреть до конца, 11-ю и 12-ю. А уж потом все остальные серии посмотрела, ожидая, когда же будет легенда о Великом инквизиторе и будет ли. No problem! Экранизировали за милую душу! Мне скорее понравилось, как экранизировали, по крайней мере по монтажу: когда Алёше что-то непонятно, и он Ивану вопросы задаёт, действие тут же переносится в трактир, где за тарелкой ухи и рассказывает Иван брату свою «поэму».

В общем, самое сильное впечатление от новой экранизации - помимо Фёдора Павловича со Смердяковым - будничный и брутальный Иван - Анатолий Белый, он же Вайсман. А линия Фёдор Павлович - Смердяков, действительно, поразила меня «открытием» той пропасти, которая лежала между законно и незаконнорожденными детьми в Империи, «изобильной Державе», как матушка Людмила Кононова поёт. На этом фоне даже циничное поведение выписанного Катериной Ивановной дорогого столичного доктора у постели умирающего Илюшечки Снегирёва  - не так поражает. Сейчас-то туберкулёз и у детей, и у бомжей  - бесплатно лечат, по крайней мере, у нас в Беларуси. То есть эта язва исцелена хотя бы на время (число устойчивых ко всем лекарствам форм растёт). А о другой язве, различии между детьми по факту рождения в браке или вне его, мы и думать забыли, - были бы деньги растить...

В общем и целом «детский вопрос», гвоздь теодицеи в «Братьях Карамазовых», в наше время  «решён» тем, что отодвинут на задворки сознания. Уверена, что создателям новой экранизации  и в голову не приходило, с чего это Фёдор Михайлович так маялся, планировать нужно семью разумным людям, вот и весь детский вопрос.  Потому что если бы они прониклись, как говорится, «проблематикой романа» - то совсем другой бы получился фильм...

Об актрисах и женских образах сказать мне почти нечего, в фильме таковых 4: Катерина Ивановна, Грушенька и две Хохлаковых, маменька и дочь. Даже 5, с Фенечкой. Все актрисы молодые, красивые, одна другой красивей, о нарядах и причёсках уж и не говорю, выше всяких похвал. Мне больше всего понравилась госпожа Хохлакова, маменька (Дина Корзун), актриса живо и задорно сыграла кокетливую и обаятельную барыньку. Какое отношение все эти красавицы имеют к Достоевскому - сказать затрудняюсь, с таким же успехом и в экранизации Б. Акунина сыграли бы они. Акунин ведь не на пустом месте возник: есть русская классика, есть интерес к ней и детективные сюжеты в этой самой классике, ну так возьмём и хорошенько перемешаем все ингредиенты: классический антураж, детективную историю, для остроты подбавим перчику (как во всех романах про Фандорина и Пелагею) - и, пожалуйста, популярное блюдо готово, кушайте на здоровье. А что в русской классике антураж и детективные истории нужны были для того, чтоб вечные, больные и жгучие вопросы поставить - так уж это, извините, в сторону, не ко времени. Постмодерн, как никак, на дворе, и давно всем известно, что всё относительно. И... скучно жить на этом свете, господа...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 6., иерей Александр Зайцев:

Да, Наталья, согласен,согласен. 5 минут смог смотреть - и "чик" - прощай надежда на киновоплощение. Колтаков и Деревянко - неплохие актеры, и дело не только в том, что у них отрицательные роли. ( "Идиота" я посмотрел с удовольствием - значит ещё не всё потеряно). Режиссер просто нравственно не подготовился к работе с таким материалом. В этой неудаче есть и положительный момент (реактивный) - кино всё же искусство, а не цеховой метод создания ряда сцен по заданному сценарию с заданными артистами. Из последних откровений: очень понравился фильм Веры Глаголевой "Заказ" - там гораздо больше психологии "по-Достоевскому", чем в этой неудачной экранизации самого Достоевского непосредственно. У Глаголевой - настоящее Кино получается. Впрочем "Одну войну" Вы кажется у неё смотрели.

Про Веру Глаголеву я недавно вспоминала. Посмотрела "Кококо" Смирновой (отзывы были неплохие)и призадумалась, есть ли вообще что-то стоящее в современном кино, вот и вспомнила. А фильм Смирновой - очередная яркая демонстрация "богатого внутреннего мира" создателей, то бишь того, во что человек без Церкви превращается: беспросветный ужас... "Заказ" не смотрела ещё, посмотрю.

7. Ответ на 5., Иванович Михаил:

Извините Наталья, забыл Вас поблагодарить за честные слова о нашей действительности, в частности о кинематографе. Наталья, если Вас не затруднит - могли бы Вы указать ссылку на рецензию Л.Сараскиной. Спасибо.

http://1001.ru/arc/lit_gazeta/issue298/

6. Re: Сериал «Братья Карамазовы»

Да, Наталья, согласен,согласен. 5 минут смог смотреть - и "чик" - прощай надежда на киновоплощение. Колтаков и Деревянко - неплохие актеры, и дело не только в том, что у них отрицательные роли. ( "Идиота" я посмотрел с удовольствием - значит ещё не всё потеряно). Режиссер просто нравственно не подготовился к работе с таким материалом. В этой неудаче есть и положительный момент (реактивный) - кино всё же искусство, а не цеховой метод создания ряда сцен по заданному сценарию с заданными артистами. Из последних откровений: очень понравился фильм Веры Глаголевой "Заказ" - там гораздо больше психологии "по-Достоевскому", чем в этой неудачной экранизации самого Достоевского непосредственно. У Глаголевой - настоящее Кино получается. Впрочем "Одну войну" Вы кажется у неё смотрели.

5. Re: Сериал «Братья Карамазовы»

Извините Наталья, забыл Вас поблагодарить за честные слова о нашей действительности, в частности о кинематографе. Наталья, если Вас не затруднит - могли бы Вы указать ссылку на рецензию Л.Сараскиной. Спасибо.
Иванович Михаил / 14.09.2013, 11:50

4. Re: Сериал «Братья Карамазовы»

Иванович Михаил, в точку. Смотришь фильмы 50-60-ых - какие красивые лица. Без особого макияжа, в обычной одежде (а то и вовсе в рабочих комбинезонах) - а как приятно смотреть. Смотришь на картины передвижников - то же самое. И сейчас можно найти множество красивых, одухотворенных лиц, но искать их следует, конечно, не в районе студий, клепающих один сериал за другим.
рудовский / 14.09.2013, 10:05

3. Re: Сериал «Братья Карамазовы»

Я случайно наткнулась на сериал В контакте, там есть такая группа "православные христианские фильмы"(именно так!)А потом, уже написав отзыв, посмотрела всё-таки ещё раз старую экранизацию Пырьева. Ну и ничего не изменилось ... лет спустя, самое сильное впечатление - Митя - Ульянов. Было в его героях, то есть в нём самом, то же чувство, что в Шукшине, в Высоцком, попросту говоря - "душа болит", и этим, конечно, был он близок Достоевскому. Откуда эта боль в подлинном художнике? Совесть. Больно не за себя, за ближних. И удивительно, каким совестливым человеком был Михаил Ульянов, как до последнего помогал ближним и дальним, бывшим землякам - сибирякам, то есть. А ежели нету совести - никаким мастерством не заткнуть эту дыру. В профессиональном же смысле постмодернизм - это пофигизм, хорошие актёры есть, сыграл же, например, Александр Коротков Аввакума в "Расколе", он бы и Митю мог сыграть, думаю, но режиссёр изначально не настроен таких искать. В советское время уж если пропускала цензура сценарий, принимался он к производству, то и деньги на него давали, получалось кино для народа, а теперь "вы нам платите, мы вас развлекаем", и выход из этого заколдованного круга - только в непрофессиональных театрах. Героев Достоевского, которым 20, 23 и 27, запросто могут студенты в любительском театре сыграть безо всяких костюмов и декораций, было бы желание... А у профессиональных успешных актёров, испорченных громадными гонорарами, на лицах - только сытость изображается...

2. Re: Сериал «Братья Карамазовы»

Фильм активно не понравился. Духовное неглиже российского кинематографа, имитация. Хорошая мина при плохой игре. Но - опасен, опасен то как! - суррогат Lостоевского, сурронат духовности, суррогат кинематографа...
Лебядкин / 14.09.2013, 07:31

1. Времена акуниных.

"... работа оператора и художников на высоте, актёры и костюмы красивые, пейзажи и интерьеры красивые - чего же не достаёт?" Да, конечно же, души! Действительно всё красиво, но посмотрите в глаза актёрам ... и куда пропала красота. Современные актёры (конечно же не все) это манекены, которым предлагают сыграть живых людей. Может таланта не хватает?. Но вчера он (она) играли бандитов, олигархов, проституток и у них получалось. А вот изобразить живого человека "того" времени, извините, не дано. Печально всё это, но и наглядно. Души человеческие эволюционируют (время воспитало?) посмотрите фотографии лиц конца 19 века, 20 и нашего времени, сравните, и вы всё поймёте.
Иванович Михаил / 14.09.2013, 06:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.11.2024 10:19
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48