«Надо различать реальное содержание эпох и нравственное отношение к ним, этическую оценку их»
В. Кожинов. История Руси и русского слова», М.2001 г, стр.36.
Еще год назад молодой московский критик Дмитрий Косяков в журнале «День и Ночь» выступил со статьёй «Искусство и рыночное общество». Дмитрий раскритиковал довольно остро вкусы и прихоти наших новых лавочников и торгашей. Мой отклик на статью Косякова журнал не опубликовал. А жаль! Тема-то разговора уж больно горячая, насущная, и, как раньше говорили, жизненно-важная! Вот что я писал молодому московскому критику:
Мне понадобилась целая жизнь (60 лет), чтобы понять, что нынешнее рыночное общество в России - гарантированное полное д...! А тридцатилетний человек понял это сразу, вступив в него в повседневной жизни. И дал ему надлежащую нравственную оценку. Он увидел наших «буржуа» лицом к лицу, увидел вызывающую наглость, «презрение и ненависть к беднякам. Всё то, что говорили о капитализме большевики, оказалось сущей правдой в отношении капиталистов наших дней: и бессовестная эксплуатация людей, и философия типа «человек человеку - волк», и алчность, и моральное разложение!: Пропустив всё это безобразие через свою душу, молодой писатель понял, что рыночные экономические отношения и «демократические свободы» сами по себе не приводят к созданию справедливого общества.
Я бы хотел только добавить, что любой экономический и общественный строй - не абстрактное понятие! В реальности он всегда таков, каков принявший его конкретный народ, со своими особенностями и странностями, неповторимым характером и восприятием смысла жизни! И своим климатом тоже. Американское экономическое чудо: это, прежде всего - энтузиазм переселенцев-протестантов, воспитанное еще предками в Европе уважение к чужой собственности, культ семейных ценностей, отсутствие сильных врагов на границах, плюс - идеальные природные условия тёплого континента, окруженного океанами. «Европейский рай» - это, прежде всего, неповторимое, создававшееся веками, национальное бытие француза и австрийца, немца и итальянца в условиях прекрасного климата.
Если в качестве образца взять экономическую и правовую модель жизни процветающих стран и механически перенести в холодную Россию или жаркий Афганистан - положительного результата не получится. В суровых краях - надо учиться выживать, и все силы и время уходят на выживание. Протопоп Аввакум в своём «Житии» писал, как им за Байкалом приходилось подолгу добывать дичь и рыбу даже в относительно тёплом крае.
Наша элита так спешила обогатиться, что забыла: для успеха всего дела надо приспособить любые модели и реформы к состоянию и духу народа. Провести их в интересах и при поддержке большинства! И еще- всё планировать сообразно условиям сурового климата и выживания в родных местах. Когда на многочисленных теледебатах и ток-шоу, не ведающее совести и стыда, либералы кивают на США, которые сумели и гонку вооружений вести и народ содержать в благополучии, никто почему-то не привёл объективные данные: сколько мы тратили денег на свои зимы, лютые холода и расстояния.
Российская действительность диктует необходимость коллективного способа существования. Это «музыковед» и «музыколюб» Артём Троицкий может презрительно морщиться от советских песен о Байкало-Амурской магистрали. Это «троицким» ничего не надо было, кроме абстрактной «свободы». Остальным надо было строить страну. Но чтобы всех ( в том числе и ненавистников советского образа жизни) накормить - нужно было мобилизовать народ, отправить его в глухую тайгу в морозы или летние болота с мошкарой... Это делали инженеры, прорабы и мастера...
Я жил в тех краях, и в то время! И знал множество замечательных людей, которых сейчас уже нет. Так были изношены от напряжения строек их еще совсем не старые сердца! Эти люди любили бамовские песни, они знали: как сплачивали песни строителей в дощатых бараках и вагончиках!
Дмитрий Косяков пишет, что контркультура шестидесятых потерпела поражение потому, что её идеологи и творцы порой были недостаточно конкретны в своих отрицаниях и требованиях!
А откуда им взять конкретность, если шестидесятники в принципе не воспринимали, как положительный, менталитет народа, ставшего советским?! Подобно гоголевской невесте (из «Женитьбы»), мечтавшей об идеальном женихе, они хотели бы видеть новые лицо народа, «сконструированное» из отдельных черт разных развитых наций! Ум чтобы был как у Троцкого, сила как у Ивана Поддубного, но чтобы, при этом, либеральную интеллигенцию во всем слушался, глядя ей в глаза восхищенно и беззаветно, как Савва Игнатьевич из фильма «Покровские ворота»!!!
Впрочем, трудно понять - чего хотели «шестидесятники». Один из них, писатель Василий Аксенов, выступая в Лондоне перед студентами, признавался, что больше всего им хотелось переехать на Запад! (из публикаций журнала «Знамя») В своей речи писатель самыми нехорошими словами обзывал нашу с вами страну!
И это контркультура? То есть новое духовное дело во имя счастья и добра современников? Нет, и еще раз нет! Господь Бог, наверно, объяснил всё это Аксенову в Высших Мирах! И простил его.
Божеское понятие нравственности всегда одно! Такое метафизическое свойство у нравственности! Либо она есть, либо её нет!
В своё время в дневнике Лев Толстой записал упрёк историку Карамзину в том, что в его описании - история России представляет ряд безобразий! А кто тогда создавал храмы и города, все национальные богатства, великую империю?- спрашивал писатель. И добавлял, что в этом деле (то есть, в написании истории страны) нужна любовь? В создании нового облика страны любви надо еще больше!
А где возьмут эту любовь нынешние сванидзе и познеры. Без любви - ничего хорошего в стране не сделается, уважаемый Дмитрий Косяков. Без неё - ничего путного никогда не получится! И нынешнее «рыночное» дерьмо в нашей стране - это творение дельцов, злобных эгоистов. Не зря ведь они - на волне борьбы с «режимом» подняли, как знамя - имя Александра Солженицына и немедленно это «знамя» убрали, когда писатель вдруг обнаружил любовь к народу и заговорил о его «сбережении». Но все эти «игры не - патриотов» видны как на ладони. Подлинный смысл их понятен даже пятикласснику. Слишком плохо и неправильно думают о нас эти господа! Слишком они наивны в преувеличении нашей наивности.
Вы, духовно одарённые молодые люди, с этой «либеральной публикой» никогда ни о чём хорошем не договоритесь! Создавайте свои политические партии, привлекаёте в них неравнодушных людей. Завоёвывайте власть на честных выборах, прежде всего, для совершения духовной революции! Но только с теми и во имя тех, кто любит свою страну!
11. Уважил...
10. Re: Уважил...
9. Re: Уважил...
8. Re: Уважил...
7. Re: Уважил...
6. Re: Уважил...
5. Уважил...
4. Ответ на 3., Анатолий Пронин:
3. Re: Уважил...
2. Re: Уважил...