Трезвенное просвещение

Сохранение и возрождение России невозможно без отрезвления народа

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
741
Время на чтение 8 минут

 

Протоиерей Игорь Бачинин

 

Прежде чем дать определение, что такое трезвенное просвещение, хотелось бы обозначить, какое вообще может быть у людей отношение к алкоголю. Вероятнее всего, можно выделить два принципиально отличающихся варианта такого отношения:

1 - положительное отношение; именно это отношение находится в основании алкогольной зависимости и, как следствие этого, в поведении человека проявляется через пьянство и алкоголизм;

2 - отрицательное или воздержанное отношение к алкоголю; это отношение в поведении человека проявляется через трезвость.

  Исходя из отношения людей к алкоголю, можно выделить три социальные группы (Рис. 1). Попытаемся их охарактеризовать.

I социальная группа - самая малочисленная. Это люди, имеющие положительное отношение к алкоголю и алкогольную зависимость; они являются наркологическими больными. По экспертным оценкам, часто фигурирует цифра 1,7% населения страны. Но если даже мы примем для дальнейших рассуждений ее количественный состав в 2% или даже 3%, принципиально ничего не изменится.

II социальная группа количественно существенно выше, чем предыдущая. Это люди, имеющие отрицательное отношение к алкоголю, по разным причинам воздерживающиеся от его употребления и живущие трезво. По данным ВЦИОМ (инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 18-19 июля 2009 г., опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России), эта категория населения составляет 24%.

 

Рис. 1. Отношение к алкоголю

1.png

I                      II                       III

   III социальная группа - самая многочисленная. Это люди, имеющие также положительное отношение к алкоголю, употребляющие его, но пока еще не имеющие от него зависимости. Количественно ее можно определить, произведя несложные арифметические действия с предыдущими группами. Мы получим 70-75% населения.

   Именно эта социальная группа и определяет алкогольную ситуацию в обществе. Отсюда становится очевидным, что для того, чтобы изменилось алкогольное состояние общества, основные усилия должны быть направлены именно на эту группу, не оставляя без внимания остальные.

   В силу того, что II группа является наиболее устойчивой и востребованной, реализуемые усилия должны приводить к ее расширению за счет I и III групп. Этот процесс и предлагается назвать трезвенным просвещением.

   Важным является правильное понимание этого термина.

   Определяющими в трезвенном просвещении в теоретическом плане являются термины «трезвение» и «просвещение». Давайте разберемся, что собой представляет просвещение.

   Разные авторы его формулируют по-разному:

   Просвещение - Распространение знаний, образования .

   Просвещение - действие; просвещать; образование, обучение .

   Просвещение - 1. Распространение знаний, образования. 2. Система образовательно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений в стране .

   Просвещение - знания, образованность, их распространенность .

   Возможно еще говорить о духовном и христианском просвещении.

   Духовное просвещение - совокупный процесс внутренней и внешней деятельности людей, нацеленных на утверждение в жизни христианских начал .

   Просвещение христианское. У св. Григория Богослова: отложение дел плоти, просветление души благодатью и изменение жизни. Это "последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящаяся к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царствия Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение... есть лучший и величественнейший из даров Божиих" .

   Как видно из вышеизложенных определений, в основном они характеризуют процесс распространения знаний, образования. Отсюда можно сделать вывод, что просвещение - это организованный процесс, имеющий целью распространение определенных знаний и образования.

   Что является содержанием этих знаний? В сочетании «трезвенное просвещение», если просвещение говорит о действии, направленном на распространение знания, образования, «трезвенное» говорит о содержании этого знания. «Трезвость» и «трезвение» - слова, имеющие не только общий корень, но и единое внутреннее содержание.

В нашем понимании трезвость - естественное состояние личности, проявляющееся через здравомыслие, воздержание от алкоголя, одурманивающих и прочих веществ и действий; умеренность в потреблении пищи и пития, через непрестанную бдительность над собой, охранение души и тела от скверных пожеланий и дел.

   Трезвение - процесс духовно-нравственного самосовер-шенствования человека.

   Главный мотив трезвенного просвещения как духовно-нравственного действия, направленного в общество, опираясь на традиции Православия, можно сформулировать словами из Священного Писания «...идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Вот то, что Господь оставил Своим ученикам перед Своим Вознесением, и это Его наставление является во все века незыблемым, самым главным мотивом духовного и нравственного просвещения людей, всей деятельности нашей Православной Церкви.

   Исходя из выше изложенных рассуждений, попытаемся дать определение трезвенного просвещения.

   Трезвенное просвещение - это организованный процесс, имеющий целью формирование трезвенного мировоззрения как системы трезвенных убеждений.Трезвенное просвещение направлено на преобразование духовно-нравственного пространства личности и общества.

   Трезвенные убеждения - мировоззренческая конструкция, состоящая из системы взглядов и ценностных ориентаций, формирующая у человека осознанную потребность жизни в трезвости, без которой невозможно духовно-нравственное развитие личности.

   В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» . Исследованиями установлено: каждый пьяница и алкоголик оказывает деморализующее влияние в среднем на 4-5 человек из ближайшего окружения , в связи с этим очень важно оградить молодежь от разрушительного влияния среды. Необходимо не только возвратиться к утерянным традициям трезвости, но и активно противостоять сложившимся за десятилетия в российском обществе алкогольным традициям. «Основной почвой для возникновения чрезмерного пьянства являются отрицательные явления микросоциальной среды, так называемые «алкогольные традиции»: привычка сопровождать выпивкой большие и малые события, представление о мужчине как обязательно много пьющем человеке и т.п.».

   Православие веками играло важную сдерживающую роль в отношении человека к алкоголю, строго регламентировало его потребление. Верующие люди связывали пьянство с грехопадением.

   Существовавшая система образования и просвещения российского народа с X по XVII века была едина для всех русских людей. Преимущественно она была направлена на формирование духовных ценностей человека, это помогало народу хорошо понимать друг друга, составлять однородную нравственную массу, устанавливая и поддерживая духовное согласие и единство вопреки любым социальным изменениям. Церковно-славянский язык, православное богослужение создавали сакральное, духовное единство народа. Огромное значение придавалось обучению трезвости и трезвенному просвещению, которое опиралось на «императив трезвости»  в образовании.

   Активной деятельностью по трезвенному просвещению народа занимались приходские общества трезвости. В них был разработан целый ряд мероприятий, представлявших собой целостный комплекс просветительской деятельности: индивидуальная работа, научно-методическая, организационно-массовая работа, подготовка педагогических кадров, нормативно-правовое обеспечение.

Была выстроена цельная система трезвенного воспитания и образования: с 1910 года во всех церковно-приходских школах вводился особый предмет «Наука трезвости», с 1912 года в духовных семинариях преподавались правила борьбы с алкоголизмом, существовали трезвенные школы и детские сады, были открыты библиотеки, чайные.

С началом Первой мировой войны, на период мобилизации император Николай II своим указом запретил производство и продажу вино-водочных изделий. 84% населения поддержало эти радикальные меры. Преимущества трезвой жизни были настолько для всех очевидны, что в 1915 году Государственная Дума третьего созыва под руководством М.В. Родзянко сочла возможным принять бюджет на 1915 год, полностью исключающий доходы от вино-водочной торговли, которые доставляли казне сумму в 675 млн. рублей, что составляло около 30% доходной части бюджета. То есть в то время, когда бюджет можно было назвать по существу пьяным, государство нашло мужество отказаться от этих денег и абсолютно ничего не потеряло, так как сохранились жизни и здоровье людей. В 1915 году вышла в свет книга профессора И.Н. Введенского, современника этих событий, «Опыт принудительной трезвости», в которой он подробно, с цифрами и фактами, рассказывает о преимуществах трезвой жизни, о нравственном и духовном оздоровлении российского общества .

В Свердловской области в настоящее время возрождаются традиции дореволюционных попечительств о народной трезвости, создано Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости». Правительством Свердловской области совместно с Екатеринбургской епархией заключено Соглашение о сотрудничестве в утверждении трезвости, профилактике пьянства и алкоголизма и пропаганде здорового образа жизни. В каждом управленческом округе создан комитет Попечительства о народной трезвости, в муниципальных образованиях создаются отделения Попечительства, в которых светская власть и духовенство совместными усилиями пытаются выстроить систему трезвенного просвещения народа.

Этот опыт вполне уместен в плане возрождения традиций трезвенного просвещения в совместной деятельности Церкви и государства.

Антиалкогольные проекты и социальная реклама на телевидении способствуют эффективности трезвенного просвещения. Согласно данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, главной угрозой для страны на протяжении последних нескольких лет россияне считают алкоголизм и наркоманию (57%) .

По результатам двух он-лайн Интернет-исследований, проводимых в июне 2009 г.  и июле 2010 г., большинство респондентов считает алкоголизм и пьянство серьезной проблемой для всего российского общества. Так, доля тех, кто считает эту проблему очень важной, увеличилась с 73% в 2009 г. до 80% опрошенных в 2010 г.

Успех трезвенного просвещения зависит от возрождения духовно-нравственных традиций, на которые издавна опиралась система просвещения России. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл так говорит об этом на встречах с молодежью: «Если мы отрицаем традицию как носитель критерия ценностной истины, то мы становимся абсолютно разоруженными перед огромным потоком информации, нам трудно отсеивать правду ото лжи, разбираться в том, что происходит. Поэтому быть христианином сегодня - это в первую очередь иметь критерий, используя который, мы можем себя обогатить за счет информационного потока и защититься при этом от негативных и разрушительных традиций и влияний» .

 Сохранение России как самобытной цивилизации, восстановление ее статуса мировой державы невозможно без отрезвления народа и в первую очередь - ее социально активной части, молодежи. Отрезвление страны есть фундамент духовного, нравственного, экономического и демографического возрождения России. Необходимо всячески пропагандировать трезвый образ жизни, делать его привлекательным для самых широких слоев населения. Важно консолидировать усилия всех здоровых сил общества и направить их на возрождение сильной, трезвой России. Реальностью это может стать, если мы совместными усилиями сможем выстроить систему трезвенного просвещения народа.  

 Впервые опубликовано на Православном портале "Трезвение"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Re: Трезвенное просвещение

Мое отвращение к алкоголю носило чисто физиологический характер. Мне не нравилось чертово зелье. Я так никогда и не сумел преодолеть в себе физическое отвращение к алкоголю. Но я подавлял его. И поныне подавляю. Мой вкус не мирится с ним, а я знаю: полезно то, что вкусно. Но люди пьют, не думая о пользе, им бы только одурманить мозг, а если тело страдает... что ж, тем хуже для тела! Мне было противно мерзкое зелье. И все же обстоятельства снова и снова толкали меня на путь пьянства. За много лет общения с Ячменным Зерном я привык к нему, стал искать его везде, где только собирались мужчины, и восхвалял как друга и благодетеля. И вместе с тем презирал и ненавидел его. Да, странный он друг, этот Джон - Ячменное Зерно! .... Я кричу: "Долой алкоголь! Не отравляйте молодые жизни этим ядом!" Единственный способ прекратить войну - перестать воевать. Единственный способ прекратить пьянство - перестать продавать алкоголь. Все философы, священники и врачи могли бы тысячу лет до хрипоты твердить о вреде опиума, но, пока яд доступен, курение его продолжается. Мы умеем оберегать детей от мышьяка и стрихнина, от тифозных и туберкулезных бацилл. Примените такие же меры к Ячменному Зерну! Запретите его! Не выдавайте патентов и разрешений на кабаки, пусть Ячменное Зерно не подстерегает молодежь на каждом шагу! Я пишу не об алкоголиках и не для алкоголиков, а для юношей, которые ищут интересной жизни и веселого общества, для тех, кого извращает наша варварская цивилизация, спаивающая их на каждом перекрестке. Я говорю это здоровым, нормальным юношам настоящего и будущего. Джек Лондон. "Джон - Ячменное Зерно" 1913 год
Александр А.Б. / 06.09.2013, 10:33

6. Ответ на 4., Лебядкин:

Интересно, надо ли считать ли пьянящим напитком кровь - 4 октября исполнилось 20 лет с того дня, когда была расстреляна из танков Госдума России.

Опьянение, как мне кажется, бывает не только от алкоголя. Это и гнев, и осуждение, это обладание любой страсти над человеком. И не даром трезвость является составной частью трезвения."Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердой верой, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире" (1 Пет. 5:8,9).Что касается расстрела парламента, то это можно назвать " белой горячкой", когда люди , потерявшие чувство реальности бросили танки против своего народа. Это несомненно черная дата нашей истории.

5. Ответ на 3., Анна де Бейль:

Удачи вам в нелегком деле Трезвения. Привет и наилучшие пожелание от Анонимных Алкоголиков, к коим принадлежу...

Добрых пожеланий и Вам Анна. Мы все идем в одном направлении и в одном строю. И надеемся, что Бог узрит наше стремление сделаться хоть чуточку лучше, хоть на малую толику стать ближе к Нему и благословит наши слабые потуги.

4. Re: Трезвенное просвещение

Интересно, надо ли считать ли пьянящим напитком кровь - 4 октября исполнилось 20 лет с того дня, когда была расстреляна из танков Госдума России.
Лебядкин / 06.09.2013, 08:51

3. Удачи вам и Бог помощь

Удачи вам в нелегком деле Трезвения. Привет и наилучшие пожелание от Анонимных Алкоголиков, к коим принадлежу...
Анна де Бейль / 06.09.2013, 07:57

2. Re: Трезвенное просвещение

Из русских сделать рассеянцев когда-то Ленин пожелал. К коммунистическому раю нас привести пообещал. *** Но что-то с этим новым раем у коммунистов не срослось. Красивую мечту--на водку, сменить правителям пришлось. *** И дружно, стройными рядами, вошли все в алко-коммунизм. А главной ценностью в Союзе успешно стал алкоголизм. *** И превращался в рассеянца любой, кто бельма заливал. Так нацию пьяно-советских создал в Союзе парт-кагал. *** Кто ж дал Горбатому наводку, как скнуть алкогольный груз? Не надо было трогать водку, еще попил бы наш Союз. *** С тех пор уж много лет минуло, а рассеянцы пьют опять, и все никак не протрезвеют, чтоб русскими обратно стать.
Степа / 06.09.2013, 07:13

1. Re: Трезвенное просвещение

Мы все приходим в этот мир трезвыми, это нормальное состояние человека. В книге Левит Господь прямо говорит, что человек , употребляющий алкоголь слабо понимает" что такое хорошо и что такое плохо": 8 И сказал Господь Аарону, говоря: 9 вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику,] чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, 10 чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, (Лев.10:8-10) . Каждый христианин в Таинстве Крещения получает дар священства и слова Господа обращены к каждому из нас. И о том же говорит святой Тихон Задонский : «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это – не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог» .
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Игорь Бачинин
Все статьи Священник Игорь Бачинин
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06