Сегодня уже мало кто помнит, какая именно наземная автотехника доставила космонавта №1 и его основного дублера Германа Титова 12 апреля 1961 года на стартовую площадку на Байконуре. Кстати, следует напомнить и том, что в этом автобусе находился еще один дублер - украинец Григорий Нелюбов. Его судьба, к сожалению, сложилась впоследствии трагически. И об этом факте, т. е. о наличии тогда у Юрия Гагарина двух дублеров до сих пор тоже мало кто знает!
А ведь именно в украинском Львове сконструировали и собрали первый в мире автобус (на базе тогдашнего серийного ЛАЗ-695Б), предназначенный для перевозки космонавтов. Уже тогда эту модель оборудовали кондиционером воздуха и даже холодильником-баром! В мировой практике такие специализированные автомашины создали тогда впервые. В салоне были горячая и холодная вода, при входе специальные щетки снимали с одежды и обуви грязь и пыль, и все это сжигалось в двигателе. А во время переезда скафандры космонавтов подключали к бортовой системе жизнеобеспечения.
Именно с «космическим» автобусом и связана «пикантная» традиция, начало которой положил Юрий Алексеевич Гагарин. Дело в том, что тогдашний ЛАЗ, не смотря на все упомянутые «навороты», не был еще оснащен встроенным туалетом! Так вот - во время этого исторического рейса Гагарин попросил сделать на полпути к Байконуру кратковременную остановку, и, выйдя из автобуса, помочился на его колесо. С тех все космонавты, по крайней мере, мужчины, отправляясь отсюда на орбиту, неукоснительно следуют этому гагаринскому «обряду». Как не странно, но почему-то с теми, кто впоследствии совершал с Байконура космические полеты и игнорировал эту «неписаную» традицию, как и с теми, кто потом перед стартом не смотрел теперь уже культовый фильм «Белое солнце пустыни» (1970 г., режиссер - Владимир Мотыль), происходили на орбите разные нештатные ситуации вплоть до трагических.
Правда, ходит и другая версия. Это был лишь повод - Юрий Алексеевич, как утверждала его близкая родня, всегда носил с собой нательный крест. И эта остановка нужна была ему, чтобы расшнуровать еще не полностью загерметезированный скафандр, поцеловать крестик и украдкой перекреститься. Поскольку, понятно, что в те времена публично на стартовой площадке он этого сделать бы уже не смог.
Между прочим, не менее «живописная» история, по воспоминаниям очевидцев, произошла в тот же самый день и на малой родине первого космонавта планеты. О ней я когда-то узнал от своих земляков, поскольку родился в городе Орша Витебской области (Беларусь), откуда до смоленского Гжатска (современного Гагарина), как говорится, рукой подать.
Итак, 12 апреля 1961 года. Родина Юрия Гагарина - деревня Клушино, Гжатский район Смоленской области. Погожий весенний день, поле. Алексей Гагарин, сильно припадая на ногу (инвалидность) с вилами возится возле копны прошлогоднего сена (приехал из райцентра помочь родне). С грохотом на поле въезжает пустая телега. На козлах - деревенский приятель и кум:
- Алексей! Слыхал? По радио передавали - какой-то летчик, майор Юрий Гагарин, вроде бы на Луну полетел! Не Юрка ли это наш - он же у тебя тоже военный летчик! (Откуда было отцу знать из-за тогдашней «секретности», что его сыну звание майора присвоили тогда только после старта!).
- Не! Он у меня тольки старший лейтенант! А Гагариных в России много! Самогонки привез?
- И самогонки, и сальца трошки!
- Так разливай! Выпьем за здоровье гэтаго майора Гагарина (у Гагарина - старшего, как и у большинства клушинцев, в говоре проскальзывает ощутимый белорусский акцент). Может и Юрке нашему, даст Бог, счастливый билет выйдет!
Игорь Галущак, Львов