Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Итоги «перемены курса» стали поистине ошеломляющими»

Протоиерей  Николай  Булгаков, Русская народная линия

Сталин / 04.09.2013


70 лет назад произошла встреча И.В.Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви …

Эта историческая, как ее сразу стали называть - и, конечно, справедливо, - встреча в московском Кремле произошла в день Грузинской иконы Божией Матери, в продолжении празднования Успения Пресвятой Богородицы.

«Должно было свершиться чудо, чтобы прервавшаяся традиция возродилась, - вспоминал Марк Харитонович Трофимчук (1919-2005), в течение многих лет бывший преподавателем церковного пения и руководителем хора в Московской Духовной семинарии. - И таким неожиданным, вне привычных представлений, событием стала кремлевская встреча, когда 4 сентября 1943 г. Сталин вызвал к себе высших иерархов Русской Православной Церкви - местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) и митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича). Около двух часов продолжалась беседа о взаимоотношениях Церкви и государства, в которой были затронуты и вопросы подготовки священнослужителей. Митрополит Сергий говорил о необходимости открытия духовных учебных заведений, поскольку Церковь осталась практически без священников и диаконов. «А почему у вас нет кадров?» - спросил Сталин, в упор глядя на своих собеседников. Алексий и Николай смутились... Всем было известно, что кадры истреблены в лагерях. Но митрополит Сергий не смутился. «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом...» Довольная усмешка тронула уста диктатора... «Да, да. Как же. Я семинарист. Слышал тогда и о Вас». Затем Сталин стал вспоминать семинарские годы... Сказал, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал сваященником...» (М.Х.Трофимчук. Московские Духовные школы в Новодевичьем монастыре. «Московские епархиальные ведомости» №7-8, 2008 г., с. 201).

Мудрый митрополит смотрел в суть: он видел в Сталине прежде всего не большевика, а семинариста и маршала.

И Сталин тут же подтвердил это, когда речь зашла о сроках созыва архиерейского собора. Как указывал в своем отчете об этой встрече ее участник полковник НКГБ Г.Г.Карпов, митрополит Сергий сказал, что «архиерейский собор можно будет собрать через месяц, и тогда т. Сталин, улыбнувшись, сказал: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» («Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Сборник документов. М., 2009 г., с.197).

Знаменательные слова. Если посмотреть на вещи свободно, если искренне желать понять, что же тогда происходило на самом деле, то в них можно услышать иронию маршала по отношению к господствующей идеологии, - на что он и хотел намекнуть своим собеседникам (недаром сказал, «улыбнувшись»). Мол, он именно к ней, идеологии, относится прагматически, а что касается веры - пусть идеология ей служит, если это нужно стране.

Дата эта - 4 сентября 1943 года - говорит сама за себя. Она опровергает всё еще повторяемые рассуждения о том, что Сталин вынужден был обратиться за помощью к Церкви потому, что иначе не видел возможности победить врага. Но встреча состоялась не в 1941 году, а после коренного перелома в ходе Второй мiровой войны, после великих побед Красной Армии под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге. С этого времени немцы уже только отступали, а наши - наступали. Пошел в наступление Сталин и на идеологическом фронте, в деле коренного изменения духовной жизни страны. Когда он, как Верховный Главнокомандующий, набрал политическую силу, когда страна готовилась выйти в Европу, стать мiровой державой, он получил возможность отойти от монополии коммунистической доктрины и совершить явный поворот к русской исторической традиции - хотя и тогда это был смелый шаг в условиях официальной безбожной идеологии, приверженцы которой составляли большинство в руководстве страны и на местах. Недаром органами госбезопасности изучалась реакция в народе на это событие (которая была неоднозначной). Изменение политики советского государства по отношению к Церкви явно исходило от самого Сталина, историки не раз отмечали его личные религиозные мотивы в основе этих решений. В его окружении невозможно назвать ни одного его полного единомышленника в этом вопросе, а вот прямых оппозиционеров - сколько угодно, вспомним хотя бы Кагановича и Хрущёва.

Да, Сталин когда-то участвовал и в революции, и входил в первое советское правительство. Но объективная история видит, что даже и тогда он выступал по весьма важным вопросам со своей, отличной от ленинской, даже от общебольшевицкой, точки зрения - именно как патриот-государственник. Например, в середине 1917 года его отрицательное отношение к вопросу о «самоопределении наций» в разваливающейся Российской Империи шло вразрез с позицией большевиков, меньшевиков и эсеров и ближе всего было к позиции «русского империалиста» (как его назвал Ленин) кадета П.Н.Милюкова. Недаром тот в конце жизни одобрил имперскую политику Сталина и перед смертью искренне радовался победе Красной Армии под Сталинградом. (См. Ю.Жуков. Первое поражение Сталина. М., 2011 г., с.53). А в том же, по сути, вопросе, когда решалось в 1922 году, входить ли Украине, Белоруссии и Закавказью в РСФСР на правах автономий или быть «равноправными» республиками СССР с правом отделения, - точки зрения Ленина и Сталина были, как известно, противоположными. И если бы не ленинское решение, которому тогда был вынужден подчиниться Сталин, под нашу страну не была бы заложена мина замедленного действия, которая рванула в 1991-м году.

К нашей славной истории, к нашей дореволюционной патриотической традиции Сталин стал обращаться задолго до начала войны. И совершенно искренне, а не «стиснув зубы». В 1934 году, например, он решил изменить преподавание истории в нашей стране, о чем говорил на даче с единомышленниками С.М.Кировым и А.А.Ждановым «у дуба Мамврийского», по его словам. Они решили тогда объявить конкурс на новый учебник истории страны, в котором бы не чернилось наше дореволюционное прошлое, а показывались и его положительные стороны, которые были в Крещении Руси, в деятельности наших князей и царей, в культурной роли монастырей... Появились патриотические фильмы и книги, в нашу жизнь шаг за шагом возвращался русский дух, преодолевая колоссальное сопротивление противоположной силы, о которой современному нашему соотечественнику, увы, не нужно долго рассказывать...

Когда началась война, в первом же обращении Сталина к народу прозвучало знаменитое «братья и сестры», а в докладе 6 ноября 1941 года он говорил о «великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова».

Дальше - больше. В 1942 году в Красной Армии был отменен институт военных комиссаров. В 1943 году введена старая русская военная форма с погонами. По типу старых кадетских корпусов учреждены Суворовские и Нахимовские училища. 17 июля, в день памяти Царской Семьи, принято решение о введении раздельного, как было до революции, обучения в школах. В этот же год распущен Коминтерн как руководящий центр международного рабочего движения, отменен «Интернационал» в качестве гимна нашей страны и создан новый государственный гимн, музыка которого сохранилась у нас до сих пор. Он начал повсеместно исполняться со дня Державной иконы Божией Матери 15 марта 1944 года...

Об этих переменах митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв; 1927-1995), доктор церковной истории, писал в своем фундаментальном труде по истории Отечества «Русская симфония»:

«Реальное содержание «идеологической работы в массах» изменилось резко и принципиально, обретя несомненные национал-патриотические черты. При этом - надо отдать Сталину должное - пересмотр осуществлялся решительно и целенаправленно во всех областях: от культурно-исторической до религиозной» (Митрополит Иоанн. Русская симфония. Изд. 2-е. СПБ, 2002 г., с. 329-330).

Пройдет еще год - и Сталин сделает вторую попытку лишить правящую партию ее полной власти в стране (после конституции 1936 года). Третья такая попытка будет стоить ему жизни. Но и все эти шаги, означали серьезные сдвиги на пути к ослаблению идеологического, прежде всего атеистического, диктата ВКП(б), ее власти над умами и душами людей. И важнейшим из них был, несомненно, сделанный 4 сентября 1943 года решительный шаг в пользу Церкви.

Под временем антицерковных гонений явно подводилась черта. Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих телевизионных передач привел такое свидетельство: «В 43-м году Сталин встречается с митрополитом Сергием и, как говорят очевидцы, во время этой встречи, посмотрев в глаза митрополиту, он сказал историческую фразу: «Кто старое помянет, тому глаз вон». Это была своеобразная, что ли, форма извинения за всё то, что было сделано в отношении Церкви». 

«Результаты этой беседы превзошли всякие ожидания, - писал митрополит Иоанн. - Все до единого вопросы, которые были поставлены иерархами, говорившими о насущных нуждах клира и паствы, были решены положительно и столь радикально, что принципиально изменили положение Православия в СССР. Было принято решение о созыве архиерейского собора и выборах патриарха, престол которого 18 лет пустовал из-за препятствия властей. Договорились о возобновлении деятельности Священного Синода. В целях подготовки кадров священнослужителей решили вновь открыть духовные учебные заведения - академии и семинарии. Церковь получила возможность издания потребной религиозной литературы - в том числе периодической.

В ответ на поднятую митрополитом Сергием тему о преследовании духовенства, о необходимости увеличения числа приходов, об освобождении архиереев и священников, находившихся в ссылках, тюрьмах, лагерях и о предоставлении возможности безпрепятственного совершения богослужений, свободного передвижения по стране и прописки в городах - Сталин тут же дал поручения «изучить вопрос». Он, в свою очередь, предложил Сергию подготовить список священников, находящихся в заточении, - и немедленно получил его, ибо такой список, заранее заготовленный, был митрополитом предусмотрительно захвачен с собой» (Там же, с. 331).

Встреча, действительно, не была внезапной.

Начальником Генерального штаба Красной Армии в 1937-1940 и 1941-1942 годах был верующий православный маршал Б.М.Шапошников (1882-1945). Сталин его очень уважал, в том числе и за это. Предложения Шапошникова, всегда глубоко продуманные и аргументированные, как правило, не встречали у Верховного Главнокомандующего особых возражений. Именно с ним они, как следует из воспоминаний его невестки, Славы Александровны, заранее обсуждали вопрос о встрече Сталина с церковными иерархами. Она рассказывала мне, что Борис Михайлович советовался об этом со своей супругой, Марией Александровной. 

- Я сказала Борису Михайловичу, - говорила та своей невестке: - «Если надо ему (Сталину) встречаться с духовенством, то пусть встретится с Симанским».

М.А.Шапошникова была дочерью митрофорного протоиерея Александра Вьюкова, который служил инспектором духовных учебных заведений в Туле в то время, когда архимандрит Алексий (Симанский) был там ректором духовной семинарии, одновременно - председателем местного отделения Союза русского народа, главой губернского монархического движения. Вероятно, у Марии Александровны был опыт личного общения с ним. 

Митрополит Ленинградский и Новгородский, затем - Патриарх Московский и всея Руси Алексий I во время войны неоднократно бывал в Кремле. С.А.Шапошникова рассказывала, что, выезжая из кремлевских ворот, Борис Михайлович встречался со въезжавшим туда Патриархом Алексием, и тот через окно машины благословлял его.

Из отчета Г.Г.Карпова мы узнаём, что перед встречей в Москве выбиралось место для размещения Патриархии, митрополит Алексий предложил предоставить Церкви бывший игуменский корпус в Новодевичьем монастыре, но «тов. Сталин сказал митрополиту Сергию: «Помещения в Новодевичьем монастыре т. Карпов посмотрел: они совершенно не благоустроены, требуют капитального ремонта, и чтобы занять их, надо еще много времени. Там сыро и холодно. Ведь надо учесть, что эти здания построены в XVI в. Правительство вам может предоставить завтра же вполне благоустроенное и подготовленное помещение, предоставив вам 3-этажный особняк в Чистом переулке, который занимался ранее бывшим немецким послом Шуленбургом...»

Так Московская Патриархия обрела свое владение в Москве, где и пребывает ровно 70 лет.

Сталин, можно сказать, прямо-таки уговаривал архиереев открывать духовные академии и семинарии, «во всех епархиях, где это нужно», четырежды повторив, что «препятствий этому не будет». Как сказал недавно в своем интервью грузинский Патриарх-Католикос Илия II (Шиолашвили), закончивший в свое время Московские Духовные семинарию и Академию, «он ведь и сам был семинаристом. Он знал цену духовного образования».  Но архиереи отказывались: пока смогут открыть только богословские курсы...

«Итоги внезапной «перемены курса» стали поистине ошеломляющими», - писал митрополит Иоанн. - В несколько ближайших лет на территории СССР, где к началу войны оставалось, по разным данным, от 150 до 400 действующих приходов, были открыты тысячи храмов, и количество православных общин доведено, по некоторым сведениям, до 22 тысяч! Значительная часть репрессированного духовенства была возвращена на свободу. Прекратились прямые гонения на верующих и дикие шабаши «Союза воинствующих безбожников», сопровождавшиеся святотатственным пропагандистским разгулом» (Там же, с.331).

Был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, преобразованный затем в Совет по делам религий при Совете министров Союза, как постоянный орган для решения церковно-государственных вопросов.

В чисто церковном отношении эта встреча ознаменовала собой прекращение обновленчества, которое усердно насаждалось советской властью в 20-е годы с целью раскола Церкви и ее уничтожения - и вот теперь оно вскоре сошло на нет. Сталин явно сделал выбор в пользу Московской Патриархии.

После самостоятельного объявления в 1917 году автокефалии Грузинской Православной Церковью оно не было признано Поместным Собором нашей Церкви и ни одной из Православных Поместных Церквей. Молитвенно-каноническое общение Грузинской Церкви с Русской было прекращено.

7 ноября 1942 г. газеты опубликовали юбилейное приветствие И.В.Сталину, под которым подписались митрополиты Сергий и Николай, Католикос-Патриарх  всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе; управлял Грузинской Церковью в 1932-52 гг.). Грузинская Церковь, как и Русская, собирала пожертвования  на нужды фронта, за что Католикос-Патриарх Каллистрат неоднократно получал благодарственные телеграммы от Сталина, лично знавшего его по годам совместной учебы в Тифлисской Духовной семинарии. По личному ходатайству Католикоса-Патриарха Каллистрата за время войны были выпущены епископ Ефрем (Сидамонидзе), протоиерей Иоанн Лозовский, протодиакон  Амвросий Ахобадзе; открыты 23 церкви, где служили 5 архиереев, 41 священник.

19 ноября 1943 г. Синод нашей Церкви под председательством Патриарха Сергия вынес определение: «...Признать... молитвенное и евхаристическое общение между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской, к нашей общей радости, восстановленным...» (Православная энциклопедия, т.ХШ, с. 220, 222-223).

Поддержку Сталиным автокефалии Грузинской Церкви можно посчитать нелогичной для него как государственника, всячески стремившегося к укреплению единства империи, но понятное как для сына Грузии и ее Церкви. О нем как о верующем человеке сказал в том же интервью Патриарх-Католикос Илия.

«Об этой личности, личности Сталина, - говорил он, - нам многое рассказывал наш ректор отец Константин Ружицкий. А он слышал это от Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси, был исключительным человеком, очень большой культуры и очень большой духовности. Он очень почитал и очень любил Сталина.»

Когда Патриарх Алексий I в своих речах и посланиях говорил о Сталине с благодарностью, в том числе и после его смерти, он делал это не вынужденно, не от незнания всей правды, а, напротив,  хорошо понимая, что происходило тогда в Кремле.

Вслушаемся в слова Святейшего Патриарха Алексия, сказанные в Богоявленском Патриаршем соборе перед молебном по случаю семидесятилетия И.В.Сталина 21 декабря 1949 года. Мы услышим в них не натужную лесть, а заслуживающую нашего внимания оценку.

«Всякий, кто лично знаком с нашим Вождем, - говорил тогда Святейший, - поражается обаянием его личности; он покоряет собеседника своим внимательным отношением ко всякому делу; ласковостью; своей необыкновенной осведомленностью во всяком деле; силой и мудростью слова; быстрым и благоприятным решением каждого представляемого ему дела и вопроса.

Мы, церковные люди, должны благодарить его особенно за его участливое отношение к нашим церковным нуждам; всякий церковный вопрос, соприкасающийся с гражданскими сферами, он разрешает в благоприятном для Церкви смысле. Святая Церковь имеет в нем верного защитника.» (Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т. II. Издание Московской Патриархии, М., 1954 г., с. 171-172).

Это - еще одно, авторитетное свидетельство того, что образ «тирана», навязанный нам безбожной пропагандой, и Сталин, каким он был в жизни - это два разных человека.

А как же довоенные гонения на Церковь, да и послевоенные, которые были при Сталине?

А на этот вопрос ответили события, которые произошли после смерти Сталина. В стране развернулись хрущёвские гонения на Церковь и были закрыты, а то и уничтожены тысячи храмов, открытых до этого.

 Тенденциозное восприятие нашей истории обычно говорит: «Да, Сталин открыл церкви. Но потом опять начал закрывать».

И что же? Того, что было сделано для Церкви, в истории уже не существует? Оно не имело огромного значения для духовной судьбы нашего народа, всего православного мiра, не оказывает до сих пор на нашу жизнь благотворного влияния?

Кроме того, у тех событий были причины, в которых мы можем постараться разобраться.

Вошло, например, даже в историю нашей Церкви, что Сталин хотел собрать собор всех Православных Церквей в 1948 году с чисто политическими целями (разумеется, они тоже были - разве можно поставить ему в вину заботу об интересах страны в мiре, в условиях «холодной войны»?) И после того, мол, как не удалось сделать этот собор самым представительным, было проведено Всеправославное Совещание Автокефальных Православных Церквей, хотя оно тоже было очень важным, но он якобы после этого «охладел» к Церкви - вот потому, мол, и усилились опять гонения...

Но на чем основан такой вывод? Ведь это же только мысль историка, а не факт. Митрополит Иоанн приводит этому куда более реальное объяснение.

«Практически сразу же после революции, - писал он, - в административно-управленческом сословии СССР сложились две фракции, две различные партии, непримиримые по своему отношению к стране, в которой они властвовали. Одна часть искренне ненавидела Россию и ее народ, видя в ней лишь полигон для испытания новых идей или  запал для взрыва «мировой революции». Вторая, в меру своего искаженного понимания, все же радела об интересах страны и нуждах ее населения. Борьба между этими фракциями длилась - то затихая, то разгораясь с новой силой, но не прекращалась ни на миг - вплоть до уничтожения СССР в 1991 году...

Великая Отечественная война стала в этой борьбе переломным этапом...

Могущество СССР как геополитического преемника Российской Империи после второй мiровой войны безусловно возросло до невиданных размеров. Внутри же правящей элиты по-прежнему шла смертельная борьба «националистов» и «космополитов»...»

И далее владыка отвечает на вопрос, почему «столь недолговечным оказался период терпимого отношения советской власти к русскому Православию. Мощная оппозиция «примиренческому» курсу Сталина достаточно сильно заявила о себе еще при его жизни, почти сразу же после того, как в 1943 году наметился поворот к нормализации церковно-государственных отношений.

В постановлении ЦК ВКП(б) от 7 сентября 1944 года «Об организации научно-просветительской пропаганды» впервые не были определены задачи «решительной борьбы за преодоление религиозных пережитков» и «безкомпромиссного наступления на реакционную поповщину», столь характерные для аналогичных документов предыдущих лет. Подобное умолчание в директивном документе вызвало у партийных активистов, привыкших на лету ловить малейшее изменение политической конъюнктуры «наверху», растерянность и глухое недовольство.

Через четыре года это недовольство приобрело вполне осязаемые формы - под давлением «антирелигиозников» Сталин в 1948 году дал согласие на разработку специального постановления ВКП(б) «О задачах антирелигиозной, атеистической пропаганды в новых условиях», подготовка которого была поручена Михаилу Суслову. В полном соответствии с богоборческой традицией 20-30-х годов авторы документа предлагали придать антирелигиозной пропаганде «наступательный» и «решительный» характер, обосновывая очередное форсированное наступление на религию необходимостью обезпечить скорейший переход «от социализма к коммунизму».

Но в конце концов Сталин - более дальновидный и прагматичный, чем большинство его оголтелых соратников, - всё же настоял на своем. Подготовка документа была свернута. Более того, к концу 40-х годов из лексикона партийных и государственных документов практически исчезли сами термины «антирелигиозная» или «атеистическая» работа. Не было их и в отчетном докладе ЦК ВКП(б) девятнадцатому съезду партии, который в октябре 1952 года представил делегатам Маленков. Впервые на съезде партии вообще был обойден молчанием вопрос о задачах антирелигиозной пропаганды.

Но после смерти Сталина ситуация резко изменилась. В числе первых же постановлений ЦК по идеологическим вопросам, подготовленных под руководством Хрущёва в 1954 году, своей резкой антицерковной направленностью выделялись два документа: «О крупнейших недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» и «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Они недвусмысленно знаменовали собой конец «золотого десятилетия» относительного церковно-государственного мира и фактически возвращали общество на двадцать лет назад, во времена «безбожной пятилетки». (Там же, с. 329, 332, 336-337).

О стремлении вовлечь Церковь в политику КПСС митрополит Иоанн говорит не относительно 1948 года, а относительно 1961-го, когда, в разгар хрущёвских гонений, Русская Православная Церковь под активным давлением властей вынуждена была вступить в экуменический Всемiрный совет церквей. Что касается предыдущего периода, владыка пишет:

«В России широкое соборное обсуждение проблемы экуменизма было проведено лишь единожды - в 1948 году в Москве на Конференции Православных Поместных Церквей. Тогда на эту тему пространно высказались многие видные православные богословы и иерархи. В итоговой резолюции отмечалось, что «целеустремления экуменического движения не соответствуют идеалу христианства», что «создание Экуменической церкви как влиятельной международной силы есть падение перед искушением (земной власти - прим. митр. Иоанна), отвергнутым Христом... и уклонение на нехристианский путь», что «экуменическое движение не обезпечивает дела воссоединения церквей благодатными средствами»... Резолюция постановляла: «Отказаться от экуменического движения». (Там же, с. 510).

Когда появилось сообщение о болезни Сталина, 4 марта 1953 года Святейший Алексий I обратился с посланием к «Епархиальным преосвященным»:

«Наш долг, долг всех верующих прежде всего обратиться с молитвою к Богу об исцелении дорогого для всех нас болящего. Благословляю во всех храмах всех епархий  совершить молебствия о здравии Иосифа Виссарионовича. Церковь наша не может забыть того благожелательного к ней отношения нашего Правительства и лично Иосифа Виссарионовича, которое выразилось в целом ряде мероприятий, клонящихся ко благу и славе нашей Православной Русский Церкви, и ее долг - свойственным ей образом, то есть горячей молитвой, отозваться на постигшее наш народ испытание - болезнь дорогого всем нам Вождя и мудрого строителя народного блага». (Там же, с. 169).

Но и тогда, когда глава государства закончил свой земной путь, Святейший, у которого уже не было никаких причин говорить о нем добрые слова вынужденно, конъюнктурно, натужно, нисколько не изменил своей оценки. Напротив, именно тогда дал самую высокую оценку почившему. В день его похорон  он, в том числе, повторил слова, сказанные И.К.Аксаковым по случаю кончины святителя Филарета, митрополита Московского (уж это-то властям совсем не нужно было?), хотя о гонениях на Церковь во все советские годы он знал, как никто.

Приводим полный текст речи Патриарха Московского и всея Руси Алексия I перед панихидой по Иосифе Виссарионовиче Сталине в Богоявленском патриаршем соборе в Москве 9 марта 1953 года.

«Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, общественная; сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные - его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.

Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами - пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мiре, и его славные деяния будут жить в веках.

Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.

Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой.

В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, из-за границы от Глав и представителей церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.

Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжелой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его безсмертной души.

Вчера наша особая делегация, в составе: Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.

Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом.

И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память». (Там же, с. 171-172).

 Конечно же, такие слова «из-под палки» не говорятся и не пишутся.

Внук благочестивой христианки рабы Божией Евдокии, которая в то время входила в приходской совет Елоховского Богоявленского собора,  рассказал мне недавно с ее слов, что в один из дней прощания со Сталиным, в два часа ночи, на два часа закрыли Дом союзов, и Василий Иосифович перевез гроб с телом покойного отца в собор, где Патриарх Алексий совершил его отпевание.

От своей оценки Сталина Патриарх Алексий не отказался и в разгар хрущёвских разоблачений «культа личности», которые, увы, до сих пор продолжают оказывать влияние на наше восприятие своей истории.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 80

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

80. Русский Сталинист : Re: «Итоги «перемены курса» стали поистине ошеломляющими»
2013-09-17 в 11:20

79. Александр К. (2) : Ответ ан № 78. Николай Савченко
2013-09-17 в 03:19

Таким образом Вы превзошли гапона. Он не называл социалистов-революционеров "великими богоданными вождями". А Вы называете.

.

Нет, Савченко, Это Вы првзошли не только папа Гапона, на и дктора Геббельса вместе с его видненйшей сионисткой супругой Мандой Геббельс, но и перещеголяли таких стаывленников кагала, как Сванидзе, Млечин, Шендерович, Новодворская со всем «Эхом Москвы» вместе взятым. Надеюсь, не станете отрицать, что засланы в Россию (тогда – Советский Союз) масоном Граббе и сего масонской ложей для развала Русской Православной Церкви и Великой Державы. Потому в своём мерзком агитлистке именовали нашу Церковь «безблагодатной», возводя хулу на Духа Святого, действующего а нашей Церкви. Теперь вот возводите хулу на Историю Отечества строго в соотвествии с тем, что вещают агитаторы кагала Свнидзе, Федотов и иже с ними. Проббравшись в Русскую Православную Церковь, Вы тут же примкнули к группировки еврейских «мудрецов» фролеров, в пеной у рта защищаете их соплеменника самозванца Вадима-Василия-Григория Лурье, открывшего «клуб самоубийц» для русских православных людей. Поэтому Русккая История, идущая по Промыслу Божию, вызывает у Вас такую звериную ненависть…

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!
78. о. Николай Савченко : Ответ на 77., Александр К. (2):
2013-09-16 в 00:54

Только что посмотрел фмльм о провокационной роли революционного попа Гапона в т.н."кровавом воскресеньи". Невольно напросилась аналогия с "нашим" попом Савченко. Та же русофобская и антицерковная деятельность революционэра, те же приёмы борьбы "за счатье", латентное ьогоборчество и т.д.



Простите, но я как раз против всяких социалистов-революционеров. А Вы за социалиста-революционера Сталина. Таким образом Вы превзошли гапона. Он не называл социалистов-революционеров "великими богоданными вождями". А Вы называете.
77. Александр К. (2) : поп Савченко=поп Гапон?
2013-09-15 в 22:54

Дорогие православные братия и сёстры!

Только что посмотрел фмльм о провокационной роли революционного попа Гапона в т.н."кровавом воскресеньи". Невольно напросилась аналогия с "нашим" попом Савченко. Та же русофобская и антицерковная деятельность революционэра, те же приёмы борьбы "за счатье", латентное ьогоборчество и т.д.
76. Русский Сталинист : Тильзитский мир и пакт Молотова-Риббентропа
2013-09-12 в 14:24

Кстати, раз уж речь вновь зашла о пресловутом пакте Молотова-Риббентропа, хочется отметить ещё одну важнейшую деталь.
Ведь это калька с Тильзитского мира 1807 года. Тогда точно так же император Александр, который много лет воевал с Наполеоном, был вынужден пойти на временный компромисс с Наполеоном ради отсрочки неминуемого военного столкновения.
Нет сомнений, что Сталин, оказавшись в августе 1939 в такой же ситуации, как император Александр в начале лета 1807 года, решил использовать опыт своего предшественника. И всю свою борьбу с Гитлером он сравнивал с борьбой Александра с Наполеоном. Недаром когда союзники на Потсдамской конференции поздравили его с тем, что он дошёл до Берлина, Сталин с достоинством ответил: "Царь Александр дошёл до Парижа".
Так что ничего такого страшного и ужасного Сталин не совершил. Наоборот, мудро использовал в аналогичной ситуации опыт своего предшественника.
А если не так, то мы, по разумению некоторых, должны называть Императора Александра "наполеоновцем", "бонапартистом", "сообщником Наполеона по завоеванию Евпропы" и проч. ерунду.
75. Русский Сталинист : демократия и либерализм
2013-09-12 в 12:11

http://www.patriotic...arstvo/dugin_dl.html

очень интересный и, как показывает текущее развитие событий, во многом верный и точный взгляд на проблему соотношения самых популярных политических терминов нашего времени
74. Русский Сталинист : Ответ на 71., Потомок подданных Императора Николая II:
2013-09-12 в 11:12

Кстати, сейчас уже либералы обижаются, когда их называют демократами.
Ведь демократия- это власть большинства, а либерализм- это власть меньшинства/меньшинств.
Давече известный русофоб и антисталинист Сванидзе на радио эхе масквы в прямом эфиире, обсуждая тему педерастов, заявил (цитирую): "Всякая демократия перерождается в тоталитаризм. Власть большинства неизбежно ведёт к гитлеризму и сталинизму".
Во как!
Ура, стало быть, либерализму- власти меньшинств!
Либерасты окончательно сбрасывают маски- никакие они не демократы, они просто либерасты и педерасты. Точка.
Так что не надо их называть демократами.
Настоящие демократы признают мнение большинства, и если большинство против однополых браков и гейских парадов- они подчиняются мнению большинства населения страны.
А либерасты плевали и клали на мнение большинства, оно для них быдло, которое приводит к власти гитлеров и сталинов. Только меньшинства для них важны, только меньшинства для них люди.
Тот же Сванидзе договорился до того, что сексуальные меньшинства надо теперь рассматривать наравне с национальными меньшинствами, и наделять их такими же правами, и так же заботиться о них. Ура, даёшь новый субъект в составе РФ- Республику Педерастов и Лесбиянок во главе со Сванидзе!
Вот он- апогей либерастии-апостасии.
Ждём с нетерпением когда зоофилы, некрофилы и педофилы начнут такую же борьбу за свои права. Ведь они же тоже меньшинства- избранные люди, бедные, гонимые, их надо защищать, опекать, поощрять.
Так что теперь мы должны чётко разграничивать понятия "демократы" и "либералы-либерасты".
Маски сброшены, спасибо педерастам, выведшим на чистую воду либерастов, рядившихся в демократы. Теперь смело ставьте на место либераста, который наянёт блеять о "демократии" и позициионировать себя как "демократ". Прямо в лицо говорите ему что он гнойный либераст. И точка.
З.Ы. А всё же новый Сталин грядёт, грядёт, готовьте свои задние места, г-да либерасты-педерасты... Для кованых сапог.
73. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : ложь "власовцев"
2013-09-12 в 11:06

Антисоветчики утверждают, что к началу войны в РПЦ осталось всего лишь 4 архиерея.
Профессор МГУ им. Ломоносова А. И. Вдовин даёт совершенно другую цифру: 28 (Вдовин А. И. История СССР от Ленина до Горбачёва. М., 2011. С. 207).
72. Русский Сталинист : Ответ на 68., о. Николай Савченко:
2013-09-12 в 10:29

Вся "демократическая" Европа во главе с главными оплотами европейской "демократии" Британией и Францией вступили в гитлеровскую коалицию, чтобы всем европейским миром пойти на Восток.
А коварный Сталин, почуяв, что дело пахнет керосином и общеевропейским крестовым походом на Восток, разрушил единый антисоветский фронт и сорвал планы парижской и лондонской плутократий гитлеровскими руками расчленить Россию и принять участие в дележе её земель. Более того, он вернул исконно российские земли (Западную Белую Русь и Западную Малую Русь), отодвинул границу далеко на Запад и выиграл 22 месяца для подготовки к отражению гитлеровской агрессии.
Таким образом, со всех сторон и точек зрения пакт Сталина с Гитлером был чисто оборонительным ВЫНУЖДЕННЫМ шагом, в отличие от Мюнхенского сговора, который носил чисто агрессивный и ДОБРОВОЛЬНЫЙ со стороны западных демократий характер.
А вообще, по сути моего комментария 62 вам возразить НЕ-ЧЕ-ГО.
Потому что против фактов не попрёшь.
Дальше можете только "сливаться"- у вас это хорошо получается под маской шутовства и юродства.
71. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 70., Олег В:
2013-09-12 в 04:02

Ух, ты, как Сталин белогвардейскую кодлу разворошил! До сих пор успокоиться не могут ни в гробах, ни в своих потомках...


Г-н Савченко - типичная "белая" экзистенциальность. Тут снова его можно сравнить с Новодворской. Обычно либералы и демократы такого, как Новодворская не говорят, - неприлично. Она служит им в качестве пьяного, у которого на языке то, что у трезвого демократа на уме. И г-н Савченко, как пьяный, проговаривает то, что "приличные" белые говорить на людях стесняются.
70. : Re: «Итоги «перемены курса» стали поистине ошеломляющими»
2013-09-12 в 01:52

ответ 68:
- Ух ты! То есть раз сорвало событие план создания антигитлеровской коалиции, то Сталин решил вступить в гитлеровскую коалицию.
Не удалось дружить против Гитлера по-сталински -- значит стал Сталин дружить с Гитлером!

Ух, ты, как Сталин белогвардейскую кодлу разворошил! До сих пор успокоиться не могут ни в гробах, ни в своих потомках...Значит правильно всё делал Сталин, иначе не было столько брюзжания со стороны его ненавистников. Правильно всё делал, правильно!
69. Юрий : Ответ на 62., Русский Сталинист:
2013-09-11 в 21:59

Предлагаю учредить 30 сентября День памяти жертв гитлеризма и демократии, в память о преступном Мюнхенском сговоре 1938 года, когда фюрер Третьего Рейха А.Гитлер, премьер-министр Британии Н. Чемберлен и премьер-министр Франции Э.Даладье расчленили суверенное государство Чехословакию и отдали его на растерзание Гитлеру.


Супер!
“День коварства европейских демократий”.
Или так: “День коварства иудейских ростовщиков, профинансировавших Гитлера”.
Названия синонимичны.

И еще все так же не стареют эти слова:
– «Всякая демократия в нашей стране чревата только одним – диктатурой мелких лавочников. Чем больше мы имеем свобод – тем скорее нам хочется СС, тайной полиции, концлагерей, всеобщего страха. Только тогда мы чувствуем себя спокойными».
– «Я воюю с американцами уже год. Этих болванов погубит их же техника! Они думают что войну можно выиграть одними бомбежками».
17 МВ
68. о. Николай Савченко : Ответ на 62., Русский Сталинист:
2013-09-11 в 17:41

В этот день Вторая мировая война стала неизбежной, т.к. данное соглашение гитлеризма и европейских демократий сорвало создание единой антигитлеровской коалиции,



Ух ты! То есть раз сорвало событие план создания антигитлеровской коалиции, то Сталин решил вступить в гитлеровскую коалицию.

Не удалось дружить против Гитлера по-сталински -- значит стал Сталин дружить с Гитлером!
67. о. Николай Савченко : Ответ на 62., Русский Сталинист:
2013-09-11 в 17:39

Предлагаю учредить 30 сентября День памяти жертв гитлеризма и демократии, в память о преступном Мюнхенском сговоре 1938 года



Еге! Так ведь как раз к годовщине этого события был подписан ДОГОВОР О ДРУЖБЕ МЕЖДУ СССР и ТРЕТЬИМ РЕЙХОМ. Именно в конце сентября 1939 года.

Так что Сталин отпраздновал эту предложенную Вами дату самым радостным и радикальным образом. Как говорится сплясал всласть.
66. электрик : 63. Иванович Михаил :
2013-09-11 в 17:20

"Перечитайте свой комментарий, батюшка и ужаснитесь!"

Это вашему брату придется ужаснуться, по-настоящему(ведь вы и сейчас ужасаетесь).
Ужаснуться по-настоящему - значит не найти в себе ответа , осознать неспособность понять, почему это так происходит, а не иначе.
Почему Правда, Истина, Вера,Надежда,Любовь - это совсем не то, что вы думали Иванович. Это страшно.
65. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Ответ на 63., Иванович Михаил:
2013-09-11 в 14:27

Возможно мучеником он не станет, а вот вы со своим "доброжелательным" посланием кем стали?



Был и есть простым русским мужиком.
64. Адвокат : Ответ на 62., Русский Сталинист:
2013-09-11 в 12:59

Предлагаю учредить 30 сентября День памяти жертв гитлеризма и демократии, в память о преступном Мюнхенском сговоре 1938 года, когда фюрер Третьего Рейха А.Гитлер, премьер-министр Британии Н. Чемберлен и премьер-министр Франции Э.Даладье расчленили суверенное государство Чехословакию и отдали его на растерзание Гитлеру. В этот день Вторая мировая война стала неизбежной, т.к. данное соглашение гитлеризма и европейских демократий сорвало создание единой антигитлеровской коалиции, за которую выступал СССР и лично И.Сталин.В этот день западные демократии окончательно стали СООБЩНИКАМИ Гитлера в деле развязывания мировой войны.



Поддерживаю! Очень здравая мысль!
63. Иванович Михаил : Ответ на 58., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2013-09-11 в 10:44

Гр. Савченко! Скоро (не очень, т. к. Вы являетесь третьестепенной фигурой) к Вам придут вежливые молодые люди в строгих костюмах и в галстуках и зададут ряд очень неудобных вопросов, образно говоря, такого плана: "А что Вы делали до 17-го года?".Но, уверяю Вас, мучеником за Христа Вы не станете.



Перечитайте свой комментарий, батюшка и ужаснитесь!
Возможно мучеником он не станет, а вот вы со своим "доброжелательным" посланием кем стали?
Прости, Господи, не ведают , что творят.
62. Русский Сталинист : 30 сентября- День памяти жертв гитлеризма и демократии
2013-09-11 в 00:20

Предлагаю учредить 30 сентября День памяти жертв гитлеризма и демократии, в память о преступном Мюнхенском сговоре 1938 года, когда фюрер Третьего Рейха А.Гитлер, премьер-министр Британии Н. Чемберлен и премьер-министр Франции Э.Даладье расчленили суверенное государство Чехословакию и отдали его на растерзание Гитлеру. В этот день Вторая мировая война стала неизбежной, т.к. данное соглашение гитлеризма и европейских демократий сорвало создание единой антигитлеровской коалиции, за которую выступал СССР и лично И.Сталин.
В этот день западные демократии окончательно стали СООБЩНИКАМИ Гитлера в деле развязывания мировой войны.
61. Русский Сталинист : Ответ на 55., о. Николай Савченко :
2013-09-11 в 00:10

Этот Сталин вначале помог Гитлеру захватить всю Европу. Разгромить Второй Фронт во Франции в 1940 году.

Не надоело юродствовать и играть шута, отче?
"Второй фронт фо Франции в 1940 году"?
Ну-ну, мели, Емеля...
60. Русский Сталинист : Ответ на 57., Александр К. (2) :
2013-09-11 в 00:06

Как! жив еще Курилка журналист?
Живехонек! все так же сух и скучен, И груб, и глуп, и завистью размучен, Все тискает в свой непотребный лист И старый вздор, и вздорную новинку.
Фу! надоел Курилка журналист! Как загасить вонючую лучинку? Как уморить курилку моего?
Дай мне совет. — Да... плюнуть на него! (А.С.Пушкин)
59. Александр К. (2) : Ответ на № 56.Николай Савченко
2013-09-10 в 20:39

Вы можете найти журналы Верторад во многих церковных библиотеках.



Вы знаете, Савченко, у меня нет ни времени, ни желания, чтобы рыскать по библиотекам в поисках архивов.
<...>
Действительно, как пишут здесь на РНЛ православные люди, Вы представляете здесь некоего шута. А шутовство с хохмами (что по-еврейски означает «мудрость») не в чести у Русского православного народа. Вообще же Ваше практически штатное шутовство вызывает у меня в душе лишь чувство глубокой скорби.

Во Христе Иисусе
р.Б.Александр
58. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : иер. Н. Савченко
2013-09-10 в 17:58

Гр. Савченко! Скоро (не очень, т. к. Вы являетесь третьестепенной фигурой) к Вам придут вежливые молодые люди в строгих костюмах и в галстуках и зададут ряд очень неудобных вопросов, образно говоря, такого плана: "А что Вы делали до 17-го года?".
Но, уверяю Вас, мучеником за Христа Вы не станете.
57. Александр К. (2) : Ответ на № 55. Николай Савченко
2013-09-10 в 17:10

Дорогой мой!



Я Вас просил, Савченко, не обращаться ко мне таким образом: то педерастически "милый". то теперь "дорогой мой" Я не являюсь ВАШИМ, ибо не состою с Вами в одной религии, которую Вы тут проповедаете. Вы верите в федотовско-сванидзевско-млечинский АНТИСТАЛИНИЗМ (почему-то оставляете за скобками марксизм-ленининзм, троцкизм, хрущевизм, ельцинизм, либерализм и т.д., вероятно потому, что эти явления не являются для Вас чем-то неприемлемым), верите в человека, взявшего еврейскую фамилию Гитлер - своего кумира, котрого называете «христианином» и «спасителем». И всячески пытаетесь нам Вашу лжерелигию всеми возможными ухищрениями навязать, используя трибуну Русской Народной Линии.
А вот для меня, русского патриота, единственной религией является ПРАВОСЛАВИЕ. Без сталинизма, неообновленчества, меневщины-кочетковщины, марксизма-ленинизма, хрущевизма, ельцинизма, горбачевизма и учения Вашего наставника масона Граббе вместе с проходимцем самозванцем-лжеепископом Лурье, которого Вы так рьяно защищаете. Поэтому для меня тот, кто объявляет мою Церковь «безблагодатной», хуля Господа Духа Святого – ВРАГ мой личный, ибо он враг моей Церкви и моего Отечества.
А Ваша ложь про Сталина, как ложь в редактируемом Вами гнусном «вертограде» ложью и остаётся. Причём чудовищной сатанинской ложью, состряпанной в лабораториях психологических диверсий враждебных России спецслужб. Единственную правду, которую Вы написали, это была Ваша собственная характеристика про самого себя «злой-презлой Савченко. Ту я с Вами согласен на все 100 процентов.
56. о. Николай Савченко : Ответ на 54., Александр К. (2):
2013-09-10 в 15:03

Вы не станете отрицать, что в редактируемом Вами журнальчике хулился Дух Святой, где наша многострадальная Церковь называлась "безблагодатной", где многие новомученики назывались "агентами НКВД"



Дорогой Александр!

Вы можете найти журналы Верторад во многих церковных библиотеках.

Найдите где я выражался хульно! Процитируйте!

А потом есть электронные версии множества номеров с 1998 года. Вы уже поискали я надеюсь?

Уже просмотрели?

И ничего не нашли? Или что-то нашли? Ну так процитируйте тогда.

В Вертограде публиковались и труды Новомучеников, где Московская патриархия резко критиковалась. Сейчас эти Новомученики канонизированы.

А вот воинствующий атеизм сталина искать не надо. Он везде.
55. о. Николай Савченко : Ответ на 54., Александр К. (2):
2013-09-10 в 09:57

И этот "помощник Гитлера" разгромил этого Гитлера в его же логове.



Дорогой мой!

Этот Сталин вначале помог Гитлеру захватить всю Европу. Разгромить Второй Фронт во Франции в 1940 году.

И все захваты признал.

А потом побеждал Гитлера не Сталин, а народ русский. Пока этот кровавый антихрист пил и курил в тылу в бункере.
54. Александр К. (2) : Ответ на № 50. Николай Савченко
2013-09-09 в 10:56

Милый Александр!



Прошу ко мне так по-педератически не обращаться.

Я сам готов буду возмутиться поведением этого злого-презлого Савченко, если прочту его цитаты, где все это
провозглашается.

Выделено мною - А.К. Тут Вы ВПЕРВЫЕ сказали ПРАВДУ. Сами знаете, архивы этого гнусного "вертограда" недоступны. Надеюсь, Вы не станете отрицать, что в редактируемом Вами журнальчике хулился Дух Святой, где наша многострадальная Церковь называлась "безблагодатной", где многие новомученики назывались "агентами НКВД", приводились даже их "письма" в карательные органы. А теперь этих новомучеников Церковь прославила и мы молимся им и они перед Престолом Господним возносят свои молитвы о России. Вы же их хулили самым гнуснейшим образом совместно с Ваши "корешем" жидом самозванцем Лурье, который "благословляет" православных людей на самоубийство. Он развесил по всему Санкт-Петербургу щиты с приглашением к себе приложиться к лжемощам. В интернете есть Ваши воззвания в защиту этого проходимца, когда собирались его отдать под суд за доведения к самоубийству (нужны жертвы на алтарь вожделенного машиаха-антихриста).

Что касается оккультиста-сатаниста Гитлера, то Вы здесь неоднократно называли его "христианином" и "спасителем" России. И на это я Вам неоднократно указывал. Почитайте архивы РНЛ.

Поэтому Сталин оказался ПОМОЩНИКОМ ГИТЛЕРА.



Потрясающе! И этот "помощник Гитлера" разгромил этого Гитлера в его же логове. И хотя Вы отрицаете Промысел Божий, Великая Победа дарована была Самим Господом. В это мы свято верим.

Вообще же Ваша самохарактеристика "злой-презлой Савченко " - довольно точна. Как говорится, из песни лов не выбросишь.
53. : Re: «Итоги «перемены курса» стали поистине ошеломляющими»
2013-09-09 в 10:19

Господину Савченко:

- Если бы маршал приехал в Троице-Сергиеву Лавру для причастия, то об этом сохранилась бы масса свидетельств.

Еще одно доказательство, что Вы не жили в стране и не знаете негласных законов советских времен. Если бы любой человек такого госудасртвенного ранга приехал в Лавру с тем, чтобы поисповелаться и причаститься, то священники, его принявшие, постарались бы любой ценой скрыть этот визит, чтобы этому человеку не навредить. Это в Лондоне или в Берлине можно было приехать на исповедь в церковь кому угодно и когда угодно, но не в советской России. А потому никаких массовых свидетельств быть не могло. Об этом могли знать один-два человека, которые по прошествии времени могли сами этот факт и засвидетельствовать.
52. : Re: «Итоги «перемены курса» стали поистине ошеломляющими»
2013-09-09 в 09:57

Господину Савченко, отпет 49:

- Простите, но я не святыню обличаю, а того самого зверо-Сталина, при котором были убиты наши Новомученики. При котором было самое сташное гонение на Церковь в истории мироздания.

Извините, но Сталин не был святыней. Для многих свято было то, что при Сталине совершилось, что подняло страну после революции, а потом и после Отечественной войны и сделало ее великой державой. Перечислять его заслуги нет нужды, кто жил в Советской России это знает. А сравнивать Сталина с Гитлером, ополчившемся на весь мир, значит не зрить в корень. Гитлер был безумцем, отвергшим Бога, Сталин, если и не любил Церковь и священство, то на Бога не посягал, за то и помилован был Господом, в то время как Гитлер, покончив жизнь самоубийством, валялся мертвым в своем бункере. Так, кто был антихристом?
Сталин был живым, грешным человеком, но сильным и хитрым политиком, руководителем огромной страны, на которого была возложена колоссальная ответственность и он, как никто, это понимал. Главное, что он эту ответственность принял и действовал соответственно своему пониманию и духу того времени. Для кого-то, как и для Вас, он был и остается звероподобным монстром, потому что понять ту жесткость, с которой он управлял страной, при Вашем понимании истории, просто невозможно. Вы судите однобоко. Приди к власти в те времена русские патриоты-белогвардейцы, устанавливая свою власть, они действовали бы по отношению к народу также жестко, возможно еще хуже, поскольку они, во времена гражданской войны, особой терпимостью к свом братьям по другую сторону баррикады, не отличались. И это великая трагедия нашей многострадальной страны.
А те страшные гонения, которые пережила Церковь в 20-м веке, были не менее страшными, чем в первохристианские века. И Господь об этом свою Церковь предупреждал: «Меня гнали и вас будут гнать». И это на все века, до Его второго пришествия.
Меня глубоко удивляет, как Вам, человеку облаченному саном, не понятны такие истины. И еще, простите меня грешного, как, Вы, священник и призванный Богом ненавидеть грех, но любить грешника, понимать и разрешать человеческие грехи, можете так дерзко судить об эпохе и людях, к которым Вы имеете косвенное отношение, претендовать на то, что Вам открылась вся полнота правды о судьбах России? По-моему, Вы дерзаете влезть не на свой престол... Вы уверены, что Ваши обличения сталинстких репрессий и гонений на Церковь, с ссылкой на Христову любовь, помогут оправдаться перед Высшим Судией, за собственную субъективную оценку российской истории, выдаваемую Вами за суд божественной справедливости?
51. о. Николай Савченко : Ответ на 25., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
2013-09-08 в 23:31

По свидетельству архимандрита Кирилла (Павлова), маршал Василевский после войны приезжал в Троице-Сергиеву Лавру, останавливался там в гостинице, причащался.



Простите, но таких слов отец Кирилл (Павлов) не говорил.

Что это за ссылка такая "по свидетельству".

Чтобы засвидетельствовать, надо прямо так и указать когда и где он это говорил.

Не говорил он ничего подобного. Опять очередной сталинистский обман.

Если бы маршал приехал в Троице-Сергиеву Лавру для причастия, то об этом сохранилась бы масса свидетельств.

Но никаких свидетельств нету.
50. о. Николай Савченко : Ответ на 38., Александр К. (2):
2013-09-08 в 23:23

А вот Савченко отвечал ДА - "безблагодатная", более того - этим он хулил Бога Духа Святого, водительствующего в нашей Церкви. Вы присоединяетесь к хуле Савченко на Бога Духа Святого? Вы присоединяетесь к хуле Савченко на Русских новомучеников? ДА или НЕТ? Вы солидарны с Савченко в отрицании Промысла Божия? И он же (Савченко) почитает Гитлера за "спасителя" Росии.



Милый Александр!

Я сам готов буду возмутиться поведением этого злого-презлого Савченко, если прочту его цитаты, где все это провозглашается.

Приведите пожалуйста цитаты...

Гитлер для меня никогда не являлся спасителем. Более того, я резко и жестко обличаю Сталина как раз за то, что он 23 августа 1939 года подружился с Гитлером и помог ему завоевать всю Европу.

И поставил тем самым нашего солдата один на один с гитлеровской машиной.

Сам же Сталин помог Гитлеру в мае 1940 года разгромить Второй Фронт во Франции.

Поэтому Сталин оказался ПОМОЩНИКОМ ГИТЛЕРА.
49. о. Николай Савченко : Ответ на 40., Олег В:
2013-09-08 в 23:09

Когда человек, облаченный священническим саном, позволяет оскорбительно говорит о том, что свято и дорого другим, он не только теряет свое священническое достоинство, но не может претендовать на уважение к себе, как к человеку.



Простите, но я не святыню обличаю, а того самого зверо-Сталина, при котором были убиты наши Новомученики. При котором было самое сташное гонение на Церковь в истории мироздания.

При котором примерно 200 архиереев были расстреляны или умерли в ссылках и концлагерях и еще примерно 250 пропали без вести.

Это антихрист.
48. Адвокат : Ответ на 44., Иванович Михаил:
2013-09-08 в 21:35

Плохо меня воспитали - не могу пройти мимо безобразия.

...и не поучаствовать в нем. Особенно если безобразие антиправославное и антирусское.
47. электрик : 36. Иванович Михаил :
2013-09-08 в 15:07

"Но кошмар отношений на форуме таков, что его участники задают подобные вопросы. Вы даже не задумываетесь о том, что они звучат оскорбительно. Уровень культуры и воспитания форумчан чудовищен..."

Это потому, что для вас критерий культуры и воспитания единственный - толерантность. Раз нет толерантности, значит нет ни культуры, ни воспитания.
Но толерантность - состояние чуждое человеку, и внедренное специальным воспитанием,которое стало действенным,в свою очередь, после изменения сознания человека насаждением принципа относительности,после чего человек начал "переставать быть человеком", стал неспособен вместить в сердце и уме возможность существования Абсолюта. Что и привело к тому, что каждый двуногий стал сам определять для себя понятия добра и зла, любви и совести.

Вот доказательство:
"Вашу оценку деятельности о.Николая подвергаю сомнению, уж больно сильно вы гневаетесь. А в этом состоянии невозможно быть объективным. Вам пишу столь подробно только потому, что почувствовал в последнем вашем комментарии отзвуки совести.
Если вы исповедуете Христа, то помните - Христос есть любовь!"

Эти слова ваши(в контексте,конечно всего ,что вами на форуме сказано) говорят ,что существо ваше изменено ,возможно,необратимо.
46. : Re: «Итоги «перемены курса» стали поистине ошеломляющими»
2013-09-08 в 14:59

Ивановичу Михаилу:
- Вот здесь я с вами, Олег, согласен - гадости со светлым лицом не пишут. Верно вы со мной согласитесь, что это правило действует для всех.

Вот только не надо в подтверждение своей правоты цитировать так много Писания. Вы же людям не проповедь читаете. Говорите своим языком, так понятней. Духовное оружие – меч обоюдоострый и пользоваться им надо с осторожностью. Господь с людьми душевными, простыми, говорил просто, на их языке, с фарисеями - языком закона. А вот духовные Его речи единицы понимали.

- Если вы исповедуете Христа, то помните - Христос есть любовь!

Спасибо, конечно, что Вы в назидание другим исповедуете Христа напоминанием о Его любви. Хотелось бы однако заметить, что Господь не был столь «любвеобилен» в отношении тех своих соотечественников, кто свою «правду» ставил выше скорби простых обездоленных людей и требовал от них неприменного исполнения закона.

- Но кошмар отношений на форуме таков, что его участники задают подобные вопросы. Вы даже не задумываетесь о том, что они звучат оскорбительно. Уровень культуры и воспитания форумчан чудовищен, потому что полная безответственность (в лагере ведут себя приличнее, зная, что за каждое неосторожное слово придётся отвечать).

Уверен, участники форума со своим «уровнем культуры и воспитания» не задавали бы оскорбительных вопросов тем священникам, а также людям, любящих Бога со слов Писания, если бы не понимали той меры ответственности, которые эти просвещеные люди несут перед всем обществом. Господин Савченко, простите, в сане священника, ворвался на форум, обличая людей в их любви к своему недавнему прошлому, поливая грязью, как из бронсбойта, всё что было и есть дорого отцам и дедам этих людей. Так о какой Христовой любви может идти речь? Если господин Савченко выступает в роли обличителя-поучителя, то тогда давайте не будем здесь говорить о Христовой любви и требовать уважения к его священническому сану. На войне, как на войне.
У нас в России всегда было очень почтительное отношение к священникам, не даром их в народе «батюшками» зовут. А на форуме «батюшка» Савченко не очень осторожничал со словами и многие неутвержденные души поверг в сомнение не только относительно почтительного отношения к себе. Так как прикажете к подобному уровню культуры и поведения относится?
Вы правы, в местах заключения люди ведут себя часто много приличнее, если понимают, что зависят друг от друга, во многом связаны... К сожалению, господин Савченко на «лагерном» форуме ни как «батюшка», ни как соотечественик, ни как человек большой культуры и воспитания, себя не оправдал. А лагерники, знаете, народ простой, грубый, но на доброту и справедливость не только душой, но часто и сердцем отзываются...

- Вашу оценку деятельности о.Николая подвергаю сомнению, уж больно сильно вы гневаетесь. А в этом состоянии невозможно быть объективным. Вам пишу столь подробно только потому, что почувствовал в последнем вашем комментарии отзвуки совести.

Гнев, это проявление крайне отрицательной эмоции. Упрекать людей в его проявлении, не разобравшись, чем этот гнев вызван, говорит о его присутствии в душе сомневающегося. Отзвуки совести объективности не порождают, хотя и такое случается, а справедливостью укрепляются. Воззвание к любви, да еще к Христовой, дело святое. А вот стараться людей понять, это, знаете, на мой не просвещеный взгляд, учиться их по-настоящему любить. Так что, извините, если на форуме что-то не по-Вашему происходит... Доброго Вам здравия!
45. Александр К. (2) : Ответ на №44. Иванович Михаил
2013-09-08 в 00:53

Плохо меня воспитали



Простите, уважаемый Михаил. Но Вам видне - наверное действительно плохо Вас воспитали. Сами признались. Когда от одного взгяда на лицо Савченко Вы воспылали к нему такой любовью, что готовы дерзновенно отменить Заповедь Христову "хула на Духа не простится человекам" и далее "если кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф.12:32). Неужели Вам "светлость" лица Савченко настолько затмила Вам очи, что Вы готовы отвергнуть его хулу на Духа Святого (на объявление нашей Церкви "безблагодатной"), на глумление им над памятью наших новомучеников, на его проталкивание нам в качестве "спасителя" (вместо Господа нашего Иисуса Христа?) сатаниста Гитлера и т.д.?

Простите, я не хотел Вас обидеть, но не могу повторять за теми, кто требует от меня называть белое чёрным, а чёрное белым?
44. Иванович Михаил : Ответ на 39., Александр К. (2):
2013-09-07 в 15:47

Вообще-то Вас никто не неволит участвовать в обсуждениях здесь. У Савченко и его соратников (фролеров и им подобных), насколько мне известно, есть свои сайты. Там можете и отрываться, ругая нас. Мы Вас не гоним, но и ломать нас через коленку, заставляя нас стать "общечеловеками", признавая "святость" Гитлера, Вам не удастся.



Плохо меня воспитали - не могу пройти мимо безобразия.
43. Александр К. (2) : Ответ на №34. С. Швецов
2013-09-07 в 15:47

иерей Николай Николаевич Савченко - штатный клирик Храма Преображения Господня в Лесном, Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви.

.

Тем печальнее, господин Швецов, что этому господину, хулящему Церковь, Духа Святого,Русский народи и Русскую Историю, удалось пристроиться в ограде Церкви и лить свой духовный яд провозглашая "спасителем" сатаниста с еврейской фамилией Гитлера, славя еврейского авантюриста Григория-Вадима-Василия Лурье, самосята, "юлагословляющего" православных русских людей на самоубийства и т.д. К сожалению, в ограде Русской Православной Церкви есть немало ПРЕДАТЕЛЕЙ В РЯСАХ, о которых говорит наш СВятейший Патриарх. Это и кочетковцы, это и церковные власовцы, это и любители кощунниц, устроившие сатанинские пляски в Храме Христа Спасителя. Но у нашей Церкви нет приципа "безгрешия" для носящих высокое звание священства, но порочащих его. Увы...

А вот кто такой Александр К., известно лишь со слов самого Александра К.

.

Думаю, я вполне доходчиво объяснил. Я мирянин, являюсь прихожанином, участвую в Таинствах Церковь. Имею духовное окормление. С детских лет хожу в Храм, Господь миловал пережить без потерь хрущёвскую богоборческую "оттепель". В своё время тайно венчался, тайно крестил детей. А вот кто такой С.Швецов - мы не знаем.

Ди и какого масонского "посвящения" Савченко, мы тоже не знаем, поскольку сами чада РПЦЗ подтверждают, что "альтернативную" квазицерконую структуру во главе с педофилом Русанцовым и пропагандистский рупор этой организации "вертоград", которую редактором которой был Саченко, создал приехавший в Советский Союз епископ Граббе, изверженный затем из сана и Синодом РПЦЗ. Так что без утверждения масонской ложей тут вряд ли обошлось

Простите, если обидел Вас лично.
42. Иванович Михаил : Ответ на 40., Олег В:
2013-09-07 в 15:42

Со светлым лицом не пишут гадости



Вот здесь я с вами, Олег, согласен - гадости со светлым лицом не пишут. Верно вы со мной согласитесь, что это правило действует для всех.

22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23. если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно.
Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?




будет темно. Итак, если свет, который в тебе,
41. Иванович Михаил : Ответ на 38., Александр К. (2):
2013-09-07 в 15:28

Простите, если обидел лично.



Бог простит. Прощайте.
40. : Re: «Итоги «перемены курса» стали поистине ошеломляющими»
2013-09-07 в 01:32

Ивановичу Михаилу, ответ 37:

-Посмотрел на фото. Хорошее лицо у о.Николая - светлое.

Со светлым лицом не пишут гадости о Русской Православной Церкви и не хулят великих людей российских.
Вы, разве, не понимаете, что хула и всякие гадости, которые в страстном желании своей правды позволяет себе о.Савченко, оскорбительны для русских людей, особенно, когда такие люди, как он, позиционируют себя истинно православными, да еще претендуют на звание патриотов? Вот и получают они в недро свое возмездие, чисто по-евангельски: "Не делай людям того, что не желаешь себе".
Когда человек, облаченный священническим саном, позволяет оскорбительно говорит о том, что свято и дорого другим, он не только теряет свое священническое достоинство, но не может претендовать на уважение к себе, как к человеку. Удивляет особенно бестактность, с которой г.Савченко продолжает гнут свою линия поведения на сайте, где людей объединяют диаметрально противоложные ему мнения.
Вот и напрашивается вывод, либо господин Савченко недальновидный, а попросту, глупый человек, либо он провокатор, который, пользуясь свободным доступом к интернет пространству, добивается своей определенной цели. Каково должно быть отношение к таким людям? В любом обществе, однозначное. Так что, не обессудьте!
39. Александр К. (2) : В доаолнение к моему ответу на № 36. Иванович Михаил
2013-09-07 в 00:18

Но кошмар отношений на форуме таков, что его участники задают подобные вопросы. Вы даже не задумываетесь о том, что они звучат оскорбительно. Уровень культуры и воспитания форумчан чудовищен,

.

Вообще-то Вас никто не неволит участвовать в обсуждениях здесь. У Савченко и его соратников (фролеров и им подобных), насколько мне известно, есть свои сайты. Там можете и отрываться, ругая нас. Мы Вас не гоним, но и ломать нас через коленку, заставляя нас стать "общечеловеками", признавая "святость" Гитлера, Вам не удастся.

Так что простите.
38. Александр К. (2) : На № 36. Иванович Михаил
2013-09-07 в 00:10

Александр, отвечаю: НЕТ - не считаю, НЕТ - не почитаю.



А вот Савченко отвечал ДА - "безблагодатная", более того - этим он хулил Бога Духа Святого, водительствующего в нашей Церкви. Вы присоединяетесь к хуле Савченко на Бога Духа Святого? Вы присоединяетесь к хуле Савченко на Русских новомучеников? ДА или НЕТ? Вы солидарны с Савченко в отрицании Промысла Божия? И он же (Савченко) почитает Гитлера за "спасителя" Росии. Так одной Вы с ним веры или нет? Как видите, опять возник вопрос.Вы считаете, что американские изуверы, поливая православных сербских братий в Югославии и вьетнамских детей и теперь уж сирийских детей в Сири - совершают богоугодное дело? А педерастические пристрастия Обамы и американской элиты - это "братское" дело? А писать слво господь с маленькой буквы, а слово вожделенного им и его, простите. жидовских= единоверцев - с маленькой..
Это одна с русскими православными Вереа?

И ещё. Человек, взявший еврейское имя и в обществе "Анэнэрбе" искавший власть над мiром может считаться, по слову Савченко - "спасителем" Росии?

У Вас поднимется рука, чтобы подписаться под тем,что проповедует здесь Савченко?

Простите, если обидел лично.

Во Христе Иисусе
р.Б.Александр К.,
чадо Русской Православной Церкви.
37. Иванович Михаил : Ответ на 34., С. Швецов:
2013-09-06 в 23:37

В отличие от г-на Савченко, я принадлежу к Русской Православной Церквииерей Николай Николаевич Савченко - штатный клирик Храма Преображения Господня в Лесном, Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви.http://clck.ru/8p7izА вот кто такой Александр К., известно лишь со слов самого Александра К.



Спасибо Швецов за ссылку. Посмотрел на фото. Хорошее лицо у о.Николая - светлое.
36. Иванович Михаил : Ответ на 32., Александр К. (2):
2013-09-06 в 23:33

Теперь, уважаемый Михаил, позвольте и к Вам обратиться с вопросом: Вы тоже считаете Русскую Православную Церковь "безблагодатной"? И Гитлера почитаете за "спасителя"?



Александр, отвечаю: НЕТ - не считаю, НЕТ - не почитаю.
Но кошмар отношений на форуме таков, что его участники задают подобные вопросы. Вы даже не задумываетесь о том, что они звучат оскорбительно. Уровень культуры и воспитания форумчан чудовищен, потому что полная безответственность (в лагере ведут себя приличнее, зная, что за каждое неосторожное слово придётся отвечать). Вашу оценку деятельности о.Николая подвергаю сомнению, уж больно сильно вы гневаетесь. А в этом состоянии невозможно быть объективным. Вам пишу столь подробно только потому, что почувствовал в последнем вашем комментарии отзвуки совести.
Если вы исповедуете Христа, то помните - Христос есть любовь!
35. электрик : 34. С. Швецов : Ответ на 32., Александр К. (2):
2013-09-06 в 23:07

"иерей Николай Николаевич Савченко - штатный клирик Храма Преображения Господня в Лесном, Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви"

Числится,Швецов,не значит принадлежит.
Числится свидетельством швецовых, принадлежат духом.
34. С. Швецов : Ответ на 32., Александр К. (2):
2013-09-06 в 22:43

В отличие от г-на Савченко, я принадлежу к Русской Православной Церкви



иерей Николай Николаевич Савченко - штатный клирик Храма Преображения Господня в Лесном, Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви.

http://clck.ru/8p7iz

А вот кто такой Александр К., известно лишь со слов самого Александра К.
33. электрик : 26. Иванович Михаил : Ответ на 22., электрик:
2013-09-06 в 22:12

"Без комментариев..."

Точно, откуда они у вас..
32. Александр К. (2) : От вет на №31. Иванович Михаил
2013-09-06 в 20:43

Так вы, в отличии от священника Николая, какую веру исповедуете?



В отличие от г-на Савченко, я принадлежу к Русской Православной Церкви, которую Савченко всячески хулит, в том числе и Дух Святой, оживотворяющий ВСЕ Таинства нашей Церкви. Кроме того, в отличие от Савченко, я люблю свою Родину, свой народ, почитаю новомучеников России, которых Савченко вместе с педофилом Русанцовым и с самосятом-лжеепископом Ваилием-Гргорием-Вадимом Лурье хулил всячески. Теперь Лурье благословляет православных русских людей (обязательно православных) на самоубийство. А Савченко это "священнодействие" всячески защизает. Никогда не стану почитать сатаниста Гитлера, человека, принявшего еврейскую фамилию за "спасителя" России, не буду почитать всяких фролеров (евреев Фролова-Малера за своих кумиров), в состав группы которых входит Савченко. И т.д. и т.п.

Теперь, уважаемый Михаил, позвольте и к Вам обратиться с вопросом: Вы тоже считаете Русскую Православную Церковь "безблагодатной"? И Гитлера почитаете за "спасителя"?
31. Иванович Михаил : Ответ на 30., Александр К. (2):
2013-09-06 в 19:33

Так что, уважаемый Михаил, тут вопрос вероисповедный. На том и стоим мы, русские православные патриоты



Так вы, в отличии от священника Николая, какую веру исповедуете?
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме