Новомученики и исповедники -
главные святые из всех, почитаемых нами.
К ним мы прежде всего должны обращаться в наших молитвах.
Иначе мы становимся предателями тех, чьим подвигом мы сегодня спасаемся
Гонения, которые наша Русская Православная Церковь пережила в XX в., - величайший акт испытания веры в истории всего человечества. Игумения Анастасия (Шестун) (+2012) в свое время добилась выделения под скит участка на Гавриловой Поляне недалеко от Самары. Здесь в советское время размещался лагерь, одним из заключенных которого был отец Иоанн (Крестьянкин). Скит матушка Анастасия посвятила Иову Многострадальному, которого считала символом России XX в. и последующих времен.
Господь провел русский народ так же, как Иова Многострадального, через горнило страданий. В ветхозаветные времена это был определенный шаг к Боговоплощению. Господь испытывал род человеческий, готов ли хотя бы один человек вытерпеть малую долю того, что предстояло Сыну Божию. Так же и русскому народу Он попустил в XX в. пройти через гонения. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20), - заповедал Спаситель Своим ученикам. Но сохранился ли народ, который во всей полноте сможет выдержать эту духовную брань верности за пострадавшего Христа? «Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8). Наши новомученики и исповедники выдержали этот экзамен. Россия оттого и стоит, и мир продолжает свое существование.
Святейший Патриарх Кирилл ставит задачу увековечить память за Христа пострадавших в XX в. А как это сделать? Прежде всего, службой и молитвой. В нашем Заволжском Свято-Ильинском женском монастыре освящен храм в честь священномученика Константина (Сухова), где мы совершаем все богослужения, связанные с новомучениками, с Царственными Страстотерпцами. Пересматривая синодики, ставим на первые места новомучеников и исповедников, чтобы им служить всенощные, поли- елеи. Их имена должны становиться известны народу. Новомученики и исповедники - главные святые из всех, почитаемых нами. К ним мы прежде всего должны обращаться в наших молитвах. Иначе мы становимся предателями тех, чьим подвигом мы сегодня спасаемся.
В 1990-е гг., когда в стране многое разрушалось, храмы и монастыри воскресали из небытия. Это было единственное, что созидалось. Многие тогда скептически относились к монастырям: дескать, нет старцев, традиция прервалась, как может быть налажена духовная жизнь? Но приходящие оказывали послушание, и в обителях появлялись подлинный монашеский дух и молитва. Все говорят о святых старцах, а старцы Афона утверждают, что надо говорить о святом послушании, которое делает послушников святыми. Так же и с народом, если он принимает волю Божию, все в жизни устраивается, страна расцветает.
Сейчас возникает соблазн искажения смысла истории. Появляются те, кто учат, будто в XX в. все в нашей стране было все хорошо, и правители были замечательные, и построено много всего... Но была также совершенно другая история. Когда Хрущев обещал показать «по телевизору последнего попа», в огромном количестве рукополагали тайных священников, даже хиротонисали епископов. Только один митрополит Никодим (Ротов) 150 тайных священников рукоположил. Наряду с легальной Церковью существовала катакомбная Церковь. Сейчас она становится явной: сохранились дневники, письма. Изданы пять томов сочинений епископа Варнавы (Беляева), он был тайным епископом. Церковь была готова к гонениям во все времена. Как говорил Паисий Святогорец, у Бога ошибок не бывает.
Вся историософия заключается в том, исполнил ли народ волю Божию о нем. Святой - это не человек без греха, а тот, кто выполнил волю Божию, именно ему на земле предназначенную. А если кто-то умудрился особо не согрешить, но и ничего хорошего не сделал, то он жил праведно, но зря. Иван Ильин говорил, что человек должен ощущать свои призванность и ответственность перед Призвавшим. Если у тебя нет ценностей, за которые ты готов отдать свою жизнь, значит, твоя жизнь бессмысленна. Это утверждение верно и в отношении целого народа. Почему Русь называли святой? Потому что она соответствовала Божиему призванию. О 1913 г. говорят: «Какой был расцвет! Если бы не революция и не война, мы жили бы сейчас, как в Америке, и даже лучше». Спрашивается, а Богу нужна еще одна Америка? Когда Россия отказывается от своего пути, все у нее рушится. Но стоит ей прийти в себя (Лк. 15, 17), вспомнить о своей миссии быть хранительницей православной цивилизации, и Господь ей, как Иову Многострадальному, все вернет.
XX век доказал, что есть в мире народ, который может до конца через бесовскую ярость мира пронести православную веру. Идти по пути Христа на Голгофу и за Него предавать себя на распятия и на страдания. «Россия, кровью умытая» - есть такой роман у Артема Веселого. Именно кровью новомучеников наша страна умылась и очистилась от соблазна уклонения от своего пути. Новомученики - подтверждение мессианского призвания России. Для России сейчас самое важное - помнить о своих предшественниках, пострадавших в XX в. за Христа. Однако мы должны и сами испытывать себя: соответствуем ли мы сегодня нашему призванию? Может быть, то, что претерпел наш народ в XX в., - это еще только бичевание, может быть, Голгофа еще впереди.
19. Ответ на 17., электрик:
18. Ответ на 17., электрик:
17. 15. Бондарев Игорь : Ответ на 13., электрик:
16. Ответ на 14., Борис В.:
15. Ответ на 13., электрик:
14. Ответ на 12., Бондарев Игорь:
13. 11. Бондарев Игорь : Ответ на 10., электрик:
12. Ответ на 10., электрик:
11. Ответ на 10., электрик:
10. 9. Бондарев Игорь : Ответ на 8., электрик: