Как это не удивительно звучит для нашего слуха - город Санкт-Петербург признанная культурный центр, самый западный по духу и самый европейский город России, сегодня это одновременно и крупный центр ислама на постсоветском пространстве. По разным оценкам в городе проживают от нескольких десятков тысяч до миллиона мусульман. Такая численность делает северную столицу одним из крупнейших исламских центров не только России, но и мира.
Надо отметить, что мусульмане для Петербурга это не новое явление, их появление не есть продукт миграций охвативших постсоветское пространство в последние годы, татарская община ровесник существования города. Пётр I когда строил город пригласил представителей множества народов, в том числе татар. Согласно «Описанию Санкт-Петербурга» А.И.Богданова Татарская слобода располагалась за Кронверком, где жили «татары, калмыки и другие инородцы, высланные на постройки в Петербург». Будучи столицей империи, город никогда не терял свою мусульманскую часть, а поскольку он был не только административным центром, но культурным и научным полюсом мира, то его влияние распространялось и на политическую, научную культурную часть жизни мусульман всего мира.
Учитывая такое богатое прошлое, было бы резонно ожидать, что и на карте современной России Санкт-Петербург является не просто местом обитания целой армии мигрантов, но и местом где формируются духовные ценности и представления для современного мира. Однако ближайшее знакомство с ситуацией развеивает такие ожидания, и, начиная изучать ситуацию, мы сразу сталкиваемся с далеко не радужной реальностью. В памяти всплывают словосочетание «петербургский джамаат», связанное с процессом по делу о покушении на убийство Валентины Матвиенко, паспортные проверки на Апраксином дворе из-за подозрений в связях с ваххабитами и партией Хизб-ут-Тахрир, татарские этносепаратисты облюбовавшие северную столицу как трамплин для своей международной деятельности. Ситуацию можно дополнить словами профессора Марата Мусина о том, что исламская община в крупных городах подобна пороху, к которой чья-то рука уже готова поднести спичку в лице эмиссаров экстремистских движений.
Если это так, то данная тема требует настойчивого внимания и самой кропотливой работы. Кто же является лидером исламского сообщества Санкт-Петербурга, и как так получается, что ситуация уже выходит за рамки мирного развития, неся очевидные угрозы гражданскому миру и благополучию?
В поиске законных лидеров, мы обнаруживаем, что у мусульман Петербурга сейчас как бы две головы, город разделён надвое между двумя муфтиятами, что, впрочем, отчасти повторяет общую ситуацию в исламском сообществе России. С одной стороны, существующий с советских времён во главе с муфтием Равилем Пончаевым - руководителем Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, который подчиняется ЦДУМ (Уфа). Этот центр существует на протяжении уже нескольких десятилетий и привычен для чиновников и государственных служащих, работающих с данной сферой. В городе есть также представительство Духовного Управления мусульман Европейской части России в Санкт-Петербурге, возглавляемое Муниром-хазратом Беюсовым, вокруг которого собралась группа молодых интеллектуалов, в том числе Танай-хазрат Чолханов, Тарас Черниенко. Второй центр работает с Советом Муфтиев России с центром в Москве.
Стоит отметить, что исламское сообщество разделено не просто на две части, есть множество автономных групп организованных по этническому или идеологическому принципу, не подчиняющихся фактически никому и ведущих свою деятельность самостоятельно, а часто и скрытно от чужих глаз, когда никто кроме участников этой группы не знает о её существовании. А какой может быть эта деятельность мы можем составить представление на примере русского ваххабита Егора Рябинина известного как ар-Руси, поехавшего воевать против сирийского правительства Башара Асада и, вероятно, убитого исламистами за то, что не соответствовал их представлениям о том, каким должен быть мусульманин. У несостоявшегося «воина джихада» были русские друзья, ранее погибшие на границе с Таджикистаном, когда поехали воевать на стороне исламистов. То есть эта среда имеет явную склонность порождать экстремистов, у которых идеи далеко не расходятся с практикой.
Не менее известна ситуация с татарским националистом и по совместительству председателем мусульманской организации «Мекка» Ринатом Валиевым, оскорблявшим ветеранов Великой Отечественной войны и мусульман отдающих дань памяти Дню Победы. Ранее Валиев был уличаем в ксенофобских высказываниях в адрес русских и христиан в социальных сетях. Валиев связан с ещё одним «героем» религиозно-общественной жизни Салманом Севером (он же Максим «Барзах», а в обыденной жизни Максим Байдаков), ярким представителем «Движения русских мусульман», который соединяет национал-социалистическую идеологию с исламизмом и является, несмотря на своё русское происхождение, одним из идеологов неосманизма. Учитывая лидерское положение в группе русских мусульман и контакты с исламистами Ближнего Востока, легко предположить связь Салмана Севера-Байдакова с отправкой Егора Рябинина в Сирию. Мы не станем поднимать вопрос, что происходит в этнических сегментах исламского сообщества Петербурга, таких как таджикское, узбекское и так далее.
Как получилось, что ситуация приобретает такой неуправляемый и в целом опасный для нашего общества характер? В поиске ответа на этот вопрос мы обратились к Танаю-хазрату Чолханову, молодому, но достаточно известному татарско-мусульманскому общественно-религиозному деятелю, который сочетает в себе приверженность универсальным ценностям Ислама с самобытными национальными традициями. Танай Чолханов кроме всего прочего самобытный мыслитель, пишущий на самые разные темы от глубин традиции до особенностей современного образа жизни и мироустройства. Чтобы продемонстрировать ту роль, которую он сейчас играет в сообществе, упомяну о том, что видел в обсуждении на одном из тюркистских форумов, где я нашёл уважительное упоминание о нём в форме «Танай-бек», - что в тюркоязычной культурной среде означает проявление явного уважения.
***
Владимир Киреев: Уважаемый Танай-хазрат, скажите какую роль, по вашему мнению, играет ислам в жизни Санкт-Петербурга и России в целом?
Танай Чолханов: Но так уж случилось, что именно традиционный Ислам сейчас играет огромное значение для всего мира, от его развития и трансформации в мусульманских регионах нашей страны зависит все наше будущее в целом. Но ведь именно поэтому разные псевдотрадиционные силы, заинтересованные не в мире, а нагнетании конфликта в обществе, в каких-то своих целях тормозят просвещение внутри общины и развитие мусульманского духовенства!
Владимир Киреев: Я заметил, что исламское сообщество Петербурга, к сожалению, неоднородно. Расскажите о ваших коллегах из «ДУМ Санкт-Петербурга».
Танай Чолханов: Действительно, в результате определенных интриг и хитрой игры с существующим режимом покойный ныне муфтий Жафяр Насибуллович Пончаев получил в 70-е годы прошлого века фактически полный контроль над Соборной мечетью Санкт-Петербурга. С тех пор прошло много времени, а время и власть, как известно, могут пагубно сказаться на человеческой душе. Мы видим, что за практически сорокалетний период времени ислам на Неве не сделал конструктивных шагов к своему развитию и расширению проповеднической деятельности.
Владимир Киреев: Где корни такого положения дел? Как получилось что у города две, а на самом деле намного больше мусульманских общин?
Танай Чолханов: Так случилось, что работа по мониторингу ситуации с исламом в городе на Неве представителями ДУМ Санкт-Петербурга велась только формально. В результате ничто не препятствовало спонтанному возникновению множества полуподпольных организаций, молельных комнат, которые, порой, располагаются в гаражных кооперативах и подсобных помещениях рынков. Представители различных диаспор избирают себе духовных лидеров по принципу землячества, из своих же республик, стран ближнего зарубежья. Нередко в этих организациях действуют идеологи салафитского толка, различные ультраправые националисты. Сейчас вот снова всплыла проблема вербовщиков боевиков из новообращенных русских мусульман - ведь ранее никакой работы по этому вопросу не велось. Есть множество фактов, - молодые люди из русских семей, по различным причинам желающие принять ислам, или узнать о его доктрине, в Соборной Мечети сталкивались с хамством и оскорблениями. После этого, когда озлобленные и разочаровавшиеся в любой традиционности люди как раз и попадают под влияние салафитов или русских правых националистов, оказываясь, в конечном счете, на стороне сепаратистов всех мастей и остальных врагов нашей страны. Если сегодня мы не сможем начать действительно эффективную работу в направлении религиозного просвещения и мониторинга деструктивных религиозных течений, последствия для всей России трудно себе представить. Санкт-Петербург - вторая столица Российской Федерации, фактически являющаяся европейским «лицом» нашей страны...
Владимир Киреев: Мне знакомы две полярные точки зрения, кто-то считает муфтият Пончаевых авторитетной и серьёзной организацией, в частности это мнение чиновников отвечающих за профильную работу. А вот представители мусульманского сообщества придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что деятельность Пончаевых завела ситуацию в тупик, что они утратили фактически контроль над жизнью религиозной общины. Каково ваше мнение?
Танай Чолханов: На деле ситуация выглядит несколько иначе. Централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России» с поставленными самой жизнью задачами не просто не справляется, но и не стремится к достижению подобных целей! На глазах мусульман в северной столице разворачивается поистине сатанинский спектакль интриг и мелочной борьбы за власть. Местные мусульмане - татары, дагестанцы, азербайджанцы, живущие в городе на Неве уже несколько поколений, окрестили происходящее «пончаевщиной» - по фамилии правящего клана «потомственных муфтиев» - семьи Пончаевых. Какие же заслуги перед городом, общиной и народом имеет эта семья?
Владимир Киреев: Мы все обеспокоены происходящим в северной столице, и хотим найти пути для стабилизации ситуации, мне кажется, что такую роль может сыграть взаимное просвещение различных частей нашего общества и знакомство с собственной традицией, что вы думаете по этому поводу:
Танай Чолханов: Образовательных центров, организованных ДУМ СПБ к сожалению до сих пор не было создано. А ведь сейчас, с ростом количества мигрантов из традиционно мусульманских регионов, проблемой их адаптации должны заниматься, в первую очередь духовные лидеры мусульман. Более того, перед угрозой салафизма, ваххабизма и религиозного экстремизма просветительские программы должны стать первостепенной задачей для духовенства всех конфессий! А ведь существует так же и проблема этнической преступности, которая подстегивает, в свою очередь, и ультраправые националистические организации. И ведь кому, как не священнослужителям, духовенству всех официальных конфессий нашей страны необходимо сегодня мобилизовать все свои силы для просветительской и духовной работы именно с «проблемными» слоями нашего общества. Мы, в свою очередь, направляем свои усилия для формирования образовательных центров, в частности стали традиционными наши занятия в библиотеке национальных литератур им А.С. Грибоедова, где собираются представители различных диаспор Санкт-Петербурга, знакомятся, открывают свою культуру и традицию. Там можно встретить православных, мусульман - что особенно важно, как суннитского и шиитского направлений. Особенно хочется отметить наше плодотворное сотрудничество с православными священнослужителями, особую благодарность хочется выразить отцу Константину Морозову из отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии, клирику Князь-Владимирского Собора отцу Владимиру Федорову. Так же мы создаем и телепрограммы в интернет-вещании, где в онлайн-режиме ведем беседы с представителями Православной Церкви, так же традиционными стали наши передачи на христианском радио «Мария» - все так же в рамках единой программы с Отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии. Поверьте, в условиях постоянного давления и полного отсутствия ресурсов это очень не простая работа.
Владимир Киреев: Расскажите подробнее о своей организации и вашем руководителе Мунире-хазрате Биюсове.
Танай Чолханов: Наша группа сложилась вокруг назначенного Духовным Управлением Мусульман Европейской Части России имама-мухтасиба Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунира-хазрата Беюсова, молодой исламский проповедник из Нижнего Новгорода, автор сборников проповедей. При поддержке ДУМЕР и прогрессивной мусульманской общественности Санкт-Петербурга этот человек начал развивать в городе исламские образовательные программы, сделал значимый вклад в развитие межконфессионального диалога. Занимается он и таким важнейшим на сегодняшний день вопросом, как открытое общение с представителями других конфессий для разъяснения позиций и ценностей истинного традиционного ислама, просветительскими программами для широкого круга интересующихся исламом людей. Но ведь именно он и был, в конечном счете, обвинен в религиозном экстремизме и связями с радикалами новым «потомственным муфтием» ДУМ СПБ Равилем Пончаевым! Обвинения совершенно беспочвенные и абсурдные. Увы, но, пользуясь своими связями в местной административной среде, вышеуказанное «духовное лицо» мешает теперь и любой общественной деятельности Мунира-хазрата и всех представителей его команды в Санкт-Петербурге. Вероятно, подобное поведение духовного лица можно было бы оправдать собственной активной работой, но, увы, сам ДУМ СПБ под руководством нового лидера Равиля Пончаева не проводит НИКАКОЙ подобной деятельности, от этого становится обидно за всех мусульман региона.
Владимир Киреев: но, наверное, можно вспомнить, что руководитель организации «Мекка» Ринат Валиев известный своими радикальными высказываниями и связанный с печально известным Салманом Севером так же является представителем Совета Муфтиев России, как вы это можете объяснить, во всяком случае, буквально в мае 2013 года он заявлял об этом.
Танай Чолханов: Это пример нечистоплотного поведения наших «коллег» из ДУМ СПБ, с которыми сейчас и сотрудничает Ринат Валеев. Дейсвительно, когда то она имела отношения к ДУМЕР, но уже в 2011 году Духовное управление мусульман Европейской части России поставило в известность Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу о том, что местная религиозная организация «Мекка» утратила признаки религиозного объединения (т.е. объединения граждан для совместного совершения богослужений) и ее деятельность не соответствует уставным документам ДУМЕР.
Однако наши «коллеги» таким вот способом, не имея к нам никакого отношения, дискредитируют уже нашу организацию.
Владимир Киреев: Танай-хазрат, расскажите какие проблемы вы ещё считаете злободневными для исламского сообщества и в целом для петербуржцев.
Танай Чолханов: Нельзя не упомянуть, что будучи полностью поглощенным яростной войной с радикалами руководство ДУМ СПБ совсем забыло про состояние соборной мечети. А между прочим начавшееся разрушение кладки минаретов могло стоить жизни как простым петербуржцам, так и мусульманам, которые приходили в мечеть для молитвы. Огромные камни внешней кладки, весом от 50 до 100 кг срывались с минаретов, падая со свистом на тротуарную плитку, и разрывали ее словно снаряды немецкого артобстрела времен Ленинградской Блокады. Что же, то, чего не смогли добиться фашисты, вполне может случиться сейчас - ведь конструкции мечети уже более 100 лет, разумеется, ей необходимо квалифицированное техническое обслуживание, не говоря уже о том, какую опасность представляет собой аварийное сооружение для жителей и гостей прекрасного музейного и исторического центра, Культурной Столицы России, которой, несомненно, является Санкт-Петербург! И об этом так же писала пресса.
Владимир Киреев: Мне известно, что ваше сообщество проводит большую работу по формированию межконфессионального диалога, в частности я присутствовал на организованном вами «Форуме традиционных конфессий: навстречу обществу солидарности и прогресса», прошедший 30 июня 2013 года в котором приняли участие представители самых разных конфессий и общественных организации. Это были и сунниты, и шииты, православные, протестанты, католики и многие другие. Особенно на меня произвело впечатление, что присутствовали и русские и татарские национально-консерватиные организации, которые заявляли о приверженности делу строительства гармоничного общества и желании совместно работать на благо России и всего человечества в целом. Такое содружество, при этом созданное снизу, без участия власти и формализма, без карьерных и финансовых подтекстов, на мой взгляд, уникально для современной России и постсоветского пространства. Расскажите подробнее об этом.
Танай Чолханов: В последнее время идея межконфессионального диалога и нового облика мусульманского духовенства превращается в жизненную необходимость. И действительно, все акты религиозного экстремизма, молодежного экстремального национализма и этнической ненависти происходят, в своей основе, из крайнего невежества и незнания традиции - как религиозной, так и светской. Увы, люди теряют связь с историей даже своего народа, и остается только надеяться, что будущие поколения молодежи в нашей прекрасной многонациональной стране смогут находить общий язык, понимание со своими братьями из других этносов нашей большой Родины. И если мы думаем о будущем и заботимся, о тех, кто придет после нас, то просто обязаны нести и просветительские идеи и бороться с невежеством в каждый момент нашего сегодняшнего бытия. Исходя из этого мы сейчас разрабатываем обширную образовательную программу, в которой планируем участие различных этно-культурных автономий и диаспор. В рамках нашей деятельности мы будем уделять внимание именно диалогу традиционных культур и цивилизаций, и рассматривать религию как неотъемлемую составляющую сформировавшейся культурной традиции - что справедливо для любой нации. Вот как раз сейчас в Библиотеке Национальных Литератур прошел наш совместный с представителями Русской Православной Церкви лекторий, где формирование культуры современной России рассматривалось именно как результат многовекового диалога цивилизаций. Конечным продуктом подобной работы должно стать формирование новой идеологии для культурного курса нашей страны - понимание того, что все народы этносы, проживающие в Российской Федерации, являются взаимосвязанной структурой в едином целом, гранями одного кристалла, каждая из которых сияет своим неповторимым блеском. Разумеется, нарушение одной такой структурной связи может нанести непоправимый вред и единому целому, а ведь все мы, по сути, связаны историей и одной землей. И весьма символично, что формирование такого подхода к сохранению единства традиционных ценностей происходит в столь многогранном центре культуры и искусства, как Санкт-Петербург, где соседствуют Христианские, Исламские, Буддийские храмы и святыни, где соприкасаются культуры Европы и Азии, Востока и Запада, Севера и Юга. Это - идеальная модель в миниатюре, город, который вполне может претендовать на роль истинного «перекрестка караванных путей» современной цивилизации - величайшего культурного, религиозного центра, формирующего мировоззрение не только России, но и всей Евразии.
Владимир Киреев: Я благодарю вас за интересный разговор, сожалея, что больший объём просто будет излишним и надеюсь на развитие ваших инициатив!
Танай Чолханов: Мы надеемся, что мусульманское сообщество найдёт выход из сложившегося тупика, и в этом свою роль сыграет группа молодых мусульман ярко проявившая себе в последнее время в Санкт-Петербурге и уже привлекая внимание не только на региональном уровне, но и международном уровне. Например на «Форуме традиционных конфессий», прошедшем 30 июня 2013 года присутствовали представители Азербайджана, Ирана, ряда стран Средней Азии, сирийского землячества. Это не может не вызывать интерес, тем более что нас связывает с этими странами не только культурные но и хозяйственные и геополитические интересы. А трагичные события в Сирии и Ливии уже служат тем зловещим уроком, что бы мы не позволили в своём доме наводить порядки таким вот «слугам хаоса» прикрывающими свои чёрные сердца и дела символами традиционных религий. Мы надеемся, что для нашей страны прошло время зарубежных учителей, работавших на деньги неизвестного происхождения. Мы перестали удивляться, тому что за этими марионеточными «вождями» часто прячутся самые мрачные кукловоды. Мы видим рождение собственных духовных лидеров, которые уже засияли на нашем Российском небосклоне.Как мы сказали, группа Мунира-хахрата Биюсова, Таная-хазрата Чолханова, Тараса Черниенко уже вышла за рамки региона, и даже страны. Например, они работают с представителями диаспоры татар-мусульман в Финляндии, готовят совместное с православными консервативными силами обращение к французскому народу - в том числе к мусульманской общине Франции, в свете последних изменений во французском законодательстве. Это, кстати, ещё раз укрепляет имидж России как опоры консервативных ценностей для Европы. Мы надеемся, пример духовного развития и межконфессионального сотрудничества Санкт-Петербурга послужит моделью для подражания для проблемных сообществ Западной Европы и других регионов как России так и стран бывшего Советского Союза.