Православные основы новой экономики

Почему нашу страну так «штормит», особенно в последнее столетие, в котором мы трижды меняли политэкономическую формацию?

0
1202
Время на чтение 30 минут

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, отвечая на вопросы посетителей сайта Синодального информотдела, высказал предположение, что «нам сегодня нужно изложить [православные принципы] в категориях экономической науки и построения экономической системы». Ниже приложен развернутый ответ Института Высокого Коммунитаризма, научным руководителем которого является проф. В.Ю.Катасонов. 

 

В каждом народе рождаются и оформляются те идеи, которые свойственны его мировоззрению, основанному на всей совокупности культурно-исторических традиций, начиная с древнейших времен. 

Как мы уже говорили, ядро Русского мировоззрения можно описать «триединым словом ‘Мир'»: 

Мiръ -  община, народ, род человеческий, Вселенная - Целостность

Миръ - отсутствие ссор, вражды, несогласия, войн; лад, согласие, единодушие,  доброжелательство -Гармоничность (лад);  

Мiръ - миром, сообща, советом - Соборность

Триединство Целостность - Гармоничность - Соборность есть ядро мировоззрения Русской Цивилизации, которое проявлялось во всех периодах ее существования - и в Русском Ведизме, и в Русском Православии*, и в Русском Коммунизме, и в созидательном взаимодействии с другими конфессиями и цивилизациями.  

Почему, при такой очевидной целостности, нашу страну так «штормит», особенно в последнее столетие, в котором мы трижды меняли политэкономическую формацию? Не потому ли, что мы пытаемся существовать в тех условиях, которые не соответствуют нашему мировоззрению и ценностям нашей цивилизации? 

Мы уже выясняли, что в географических рамках от «Дикого Запада» до «Дальнего Востока» совокупный исторический опыт сформировал диаметрально противоположные мировоззрения проживающих там народов:    

«ЗАПАД»  

«ВОСТОК»  

Материализм  

Духовность  

Практицизм и рационализм  

Идеализм и ир­рационализм  

Индивидуализм и активизм  

Коллективизм и созерцательность  

Абсолютизация права = «Тоталитарная демократия»  

Абсолютизация государства = Добровольное  
служение «тоталитарной общности» 
 

Убежденность в цивилизационном превосходстве  

Убежденность в культурном превосходстве  

   
При этом, если говорить об экономической доминанте, то начиная с 17 века можно выделить три глобальных цикла накопления капитала, определить их места географической концентрации, владельцев и выгодоприобретателей: 

1. Банк Амстердама (начало 17-18 вв). Основа капитала - торговля с колониями, работорговля, ростовщичество. Выгодоприобретатели - «венецианцы»кальвинисты и иудеи-каббалисты; 

2. Банк Англии (18- нач.20 вв). Основа капитала - работорговля, пиратство, ростовщичество, ограбление колоний, торговля наркотиками (в т.ч. уничтожение двух самых крупных экономик начала XIXвека - Индии и Китая). Выгодоприобретатели - высшая аристократия, дельцы «квадратной мили»,масоны, шабадники, клан Ротшильдов - Кезвиков. 

3. ФРС США (с 1913 и по сегодняшнее время). Основа капитала - глобальные войны, торговля нефтью, ростовщичество. Выгодоприобретатели - все те иудеи, протестанты и иллюминаты, в основном из владельцев Банка Англии. 

Не сложно заметить, что создателями сложившейся системы и выгодоприобретателями являются носителями иудейской и протестантской идеологии. Не случайно что и мы, находясь в условиях и рамках современной («либерал-капиталистической») Системы, созданной по лекалам иудо-протестантизма, не находим в ней себе достойного места - поскольку она не соответствует нашему мировоззрению и системе ценностей. Поэтому американский гражданин «либеральной национальности» В. Познер, привезенный на российское телевидение учить нас жить еще во времена «perestrojka», заявил: «я думаю, что одна из величайших трагедий для России - принятие православия... Если оттолкнуться от таких определений, как «демократия», «качество жизни», «уровень жизни», и распределить страны именно по этим показателям, то на первом месте будут именно протестантские страны (все). Потом - католические. И лишь потом - православные» [1]. 

И он совершенно прав - сообразно своей системе ценностей. Ведь если провести сравнительный анализ ценностей иудо-протестантской и Русской цивилизационных матриц, мы окончательно поймем, что причина наших проблем в том, что мы пытаемся «развиваться» в чужеродной для нас системе (вернее - «в эту чужеродную систему нас периодически пытается поместить ориентированная на чужую цивилизационную матрицу квазиэлита, получившая власть в России» - начиная со времен Раскола и Петра I)  

   

«Иудо-простестансткая матрица»  

«Русская матрица»  

Индивидуализм = «свободе от»  

Общинность = «свободе для»  

Стяжательство и ростовщичество (богатство, возведенное в ранг религиозной добродетели); превалирует принцип обладания: «мы живем для того, чтобы обладать вещами»  

Нестяжательство и отрицание ростовщичества, «мы живем чтобы познать окружающее и развиваться духовно»  

Примат закона  

Примат справедливости  

Права собственности, возведенные в абсолют   

Совместное ведение хозяйства, средства производства, принадлежащие обществу  

Колониализм, означающий выкачивание ресурсов из захваченных стран и финальное уничтожением их народов  

Духовный и территориальный экспансионизм, когда народы вовлекаются в расширяющееся совместное пространство на основании партнерства и взаимовыручки  

Таким образом, пытаясь следовать чуждому мировоззрению и используя политэкономические инструменты «иудо-протестантской матрицы», мы входим в постоянный конфликт с собственной ценностной системой. И выхода из этой ситуации у нас два. Либо полностью забыть свою историю, культуру, сломать себя и «стать иудо-простестантами». Либо изменить политэкономические инструменты и выстроить свою собственную систему, отвечающую нашим цивилизационным ценностям.

Мы уже говорили, что такой Системой может стать «Выскокоммунитарная» [2], четвертая политическая теория, переработавшая и вобравшая в себя лучшее из предыдущих, «отслуживших своё» политических теорий -либерализма, социализма и фашизма [3]. Суть ее заключается в поиске баланса между правами личности и правами общества.

Попробуем оценить основные положения «четвертой политической теории Высокого коммунитаризма» с точки зрения традиционного Русского Православия. 

 

ХРИСТИАНСТВО О РОСТОВЩИЧЕСТВЕ 

В Евангелии ростовщичество однозначно осуждается, при этом подчеркивается, что нельзя брать процент ни с единоверцев, ни с иноверцев: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад... И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?... любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк 6: 30,34-35). Вместе с тем, Христос не отвергал возможность беспроцентных кредитов: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мтф 5: 42). 

В своей борьбе против ростовщичества христиане всегда вдохновлялись поступком Спасителя - единственном в Новом Завете случае, когда Христос проявил насилие, - опрокинув столы менял и изгнав их из Храма. Храмовые менялы были и ростовщиками и спекулянтами, совершавшими обмен обычных монет на «особые» полсикеля с большой прибылью [4]. Тем самым, по словам самого Христа, превративших дом молитвы в разбойничий вертеп (Мтф 21:12; Мк 11:17). «Не можете служить Богу и мамоне» (Мтф 6:24). 

Среди обличителей ростовщичества - Климент Александрийский (150 - 220), Василий Великий (330 - 394),Иоанн Златоуст (347-407) и другие Святые Отцы [5]. 

Взимание процентов было осуждено 17 римскими папами и 28 Соборами, в том числе 6 Вселенскими Соборами. Так, вплоть до XI в. ростовщичество приравнивалось христианскими авторами к грабежу. Тогда болонский монах Грациан, выдающийся канонический юрист следивший за соблюдением церковных правил,определял ростовщичество, как «то, что требуется помимо главной суммы», и требовал, чтобы ростовщик подобно вору вернул то, что он взял сверх суммы долга. Продажа товаров в кредит, если цена товара превышала цену продажи за наличные, также подпадала под запрет ростовщичества. Запрет ростовщичества пошатнулся с началом интенсивного развития торговли (конец XI - начало XII в., Р. Беккин, «Ссудный процент в контексте религиозно-этнических хозяйственных систем»). Тогда в Европе был совершен отход от канонов - католическая церковь долгое время находила выход в негласном разрешении заниматься ростовщичеством иноверцам. Так ростовщичество в Западной и Центральной Европе стало занятием евреев. 

Религиозный запрет на взимание ссудного процента в Европе продолжался до XVII века и был снят «протестантизмом», несшим в себе матрицу иудаизма. Далее, для сохранения «конкурентоспособности» в 1822 - 1836 годов Рим легализовал «умеренные проценты» и для католиков. В 1849 году уже сам папский престол вступил в тесные отношения с Ротшильдами и, заключив с ними секретное соглашение, начал продвигать совместные интересы через банк «Сантандер». В 1942 г., когда в связи с войной возникают определенные разногласия, Ватикан создал свой собственный банк, назвав его «Институт Религиозных Дел».  

Русская Православная церковь, с одной стороны, дольше всех осуждала взимание процентов. «Кормчие книги» - полный свод церковных правил, постановлений и определений Вселенских и Поместных Соборов, призванный руководить каждым христианином на всех путях его жизни [6], однозначно говорил об отлучении ростовщиков от Церкви. С другой стороны, давление системы, составленной и следующей правилам иудо-протестантизма, все больше входило в мировоззренческий конфликт с цивилизационным «коллективным бессознательным» православных деловых людей в условиях «ветхозаветных ценностей» капитализма, внося в их души «когнитивный диссонанс» - раздвоение, приводившее к душевным терзаниям. Примеров тому можно найти массу - как в исторических хрониках, так и в произведениях классической русской литературы. 

Не случайно Иоанн Златоуст писал: «До каких пор будем мы любить деньги? Я не перестану вопиять против  них, потому что они причиной всех зол. Когда же мы насытим эту ненасытимую страсть? Что привлекательного имеет в себе золото? Я прихожу  в изумление от этого... Откуда вошел этот недуг во вселенную? Кто может совершенно искоренить его? Какое слово может поразить и совершенно убить этого лютого зверя? Страсть эта внедрилась в сердца даже таких людей, которые по-видимому благочестивы» [7]. «О сребролюбие! Все свелось к деньгам, - потому и перепуталось! Ублажает ли кто кого, помнит деньги; называют ли несчастным, причина опять в них же. Вот о том только и говорят, кто богат, кто беден. В военную ли службу кто имеет намерение поступить, в брак ли кто вступить желает,  за искусство ли какое хочет приняться, или другое что предпринимает, - не прежде поступает к исполнению своего намерения, пока не уверится, что это принесет ему великую прибыль» [8]. 

Выходом из этой мировоззренческого конфликта служит денежная система Высокого Коммунитаризма, основанная на деньгах с «убывающей стоимостью» и беспроцентных кредитах. 

Ведь сегодня деньги не просто стали универсальным мерилом материальных запасов, но и превратились в самоцель - замещая в сознании не только «амбары зерна», но и став «танцем шамана», уводящим в страну «эротических грёз» - подобным «виртуальному сексу», замещающему гендерные отношения мужчины и женщины. Деньги породили мощную мотивацию, приобретая свойство замещения желания и возможность пересечения линии между реальным и воображаемым. 

При этом существует и т.н. «феномен денег» - и владелец денег всегда находится в преимущественном положении по отношению к владельцу товаров из-за разности стоимости их хранения. Так деньги превратились в «абсолютный» товар[9], неся все и рыночные его свойства - «исчезая из обращения всякий раз, как возникает повышенная в них потребность, и затапливая рынок в моменты, когда их количество и без того избыточно». Не случайно «классическая формула материалистов» Д-Т-Д' поменялась на Д-Д'-Д" илиД- эрзац Д'-Д", грозя перерасти в Д-Д'-...Д""...  и т.д., с заменой человека на его дерриватив в финале[10]. Жонглируя виртуальными активами, умудряясь их множить, экономисты забыли о реальной экономике. Подобные формы денег, могут служить лишь инструментом мошенничества и ростовщичества и не должны признаваться годными к употреблению, сколь бы внешне привлекательными ни казались их физические качества. 

Тягу к накопительству «универсального виртуального товара» можно искоренить двумя способами - бороться с его последствиями путем насильственных ограничений и репрессий - этот путь мы уже проходили во времена военного коммунизма и «развитого социализма». Другой путь профилактический - бороться не с болезнью, а предотвращать условия для ее возникновения. «Универсальные деньги» должны иметь свойство постепенно таять. Вряд ли найдется желающий хранить лед в теплом помещении - во всяком случае, число таких чудаков весьма ограниченно. 

Высококоммунитарная теория, придерживается принципа, предложенного выдающимся экономистом Сильвео Гезеллем: «Только деньги, которые устаревают, подобно газетам, гниют, как картофель, ржавеют, как железо, и улетучиваются, как эфир, способны стать достойным инструментом для обмена картофеля, газет, железа и эфира. Поскольку только такие деньги покупатели и продавцы не станут предпочитать самому товару. И тогда мы станем расставаться с товарами ради денег лишь потому, что деньги нам нужны в качестве средства обмена, а не потому, что мы ожидаем преимуществ от обладания самими деньгами» [11]. 

Мы выступаем за нестяжательство, отрицаем ростовщичество и говорим о необходимости принципиальнойсмены финансовой системы, - с переходом на национальные электронные деньги с «демерреджем», что позволит не только обрести финансовую самостоятельность, но и ускорить экономические процессы в стране (до 20 раз) - что доказано успешным опытом 1930-х годов [12]. При этом «вместо насилия над классом происходит насилие над абстракцией - ссудным процентом». Новая финансовая система безболезненно ликвидирует осуждаемое христианством ростовщичество и позволяет осуществлять беспроцентное кредитование всех элементов экономики в необходимых масштабах. 

 

ХРИСТИАНСТВО О БОГАТСТВЕ

Христианство всегда ставило материальное богатство на второй план. И порицало, если материальное становилось целью, обольщало и пресыщало человека, закрывая его от любви к ближним: «посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мтф, 13:22); «...горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк 6:24-25). «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мтф, 6:19-21). 

При этом Христос четко указывал, что нужно сделать с «сокровищами на земле», чтобы спокойно уйти в Царство Небесное: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах... трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мтф, 19: 21, 23-24) 

Христианство не отрицает достатка, не утверждая, что люди должны быть нищими, но работать в поте лица и праведным трудом зарабатывать на жизнь, но при этом указывает, что, прежде всего, люди «блаженны духом» и должны помогать своим близким. Наверное, наиболее точное толкование отношения к богатству можно найти у свт. Иоанна Златоуста - «не будем осуждать богатства, не будем порицать и бедности вообще, но - тех, которые не хотят хорошо пользоваться ими, потому что сами по себе они вещи безразличные» [13]. «А отсюда видно, немалая награда ожидает тех, кто при богатс­тве умеет жить благоразумно. Потому Христос называет такой образ жизни делом Божиим, чтобы показать, что много нужно благодати тому, кто хочет так жить» [14]. 

В творениях Иоанна Златоуста можно найти огромное число фрагментов, затрагивающих имущественную проблему: «Не богатство - зло, а любостяжание и сребролюбие» [15]; «Не о богатых упоминай мне, но о тех, которые раболепствовали богатству. Иов был богат, но не служил мамоне»[16]; «Итак, будем обвинять не самые вещи,  а испорченную волю. Можно и богатство иметь, и не обольщаться им,  - и в веке этом жить, и не подавляться заботами»[17]; «Разве вы не знаете, что чем больше кто имеет, тем большего желает?» [18]. 

Святоотеческая концепция предполагает, что подлинно христианские идеалы таковы: личный - полное нестяжание, общественный - общая собственность. Златоуст предлагает называет истинной милостыней полную раздачу имения бедным: «Как же можно спастись богатому? Все стяжание свое делая общим для нуждающихся»[19]. Однако, в силу того, что достичь этого идеала в одночасье невозможно, святоотеческая концепция видит «лестницу», ведущую к достижению его, причем на нижних ступенях лестницы, для новоначальных, допускается в качестве личной нормы - частная собственность, но без роскоши и излишеств; в качестве общественной нормы - благотворительность. 

Высококоммунитарная теория, не отрицая частной собственности на средства производства и используя позитивную энергию активного производительного человека - расширяющего предложение материальных благ для окружающих, предусматривает и совместное ведение хозяйства и средства производства, принадлежащие общинам/обществу. Мы понимаем, что «принцип общественной собственности - служение; принцип частной собственности - стяжание»[20]. Поэтому делаем упор на общественной собственности, закрепленной в виде «социального пая», когда каждый гражданин становится «акционером государства», не только получающим дивиденды, но и имеющим право на контроль предприятий. Вместо либерального принципа «мы живем для того, чтобы обладать вещами», превалирует принцип (духовного) бытия - «мы живем для того, чтобы искать пути духовного развития и совершенствования». 

Мы за то, чтобы дать возможность каждому реализовывать себя в качестве талантливого предпринимателя - «активного хозяйствующего субъекта» - и получать за это достойное вознаграждение в виде честно заработанных средств, для себя и своей семьи. В том числе обеспечивая детям достойное образование - и пусть это будет лучшее образования (т.е. предоставляя детям прекрасные стартовые возможности). В отличие от времен военного коммунизма, мы не хотим загонять всех в бараки, наша цель - достойный уровень жизни. Каждый может и передавать своим детям имущество - достойные квартиры, дома и т.д. на уровне «вышесреднего» относительно Европы. Но мы говорим о достоинстве, но не роскоши. Равно мы говорим и о том, что передав детям по наследству отчий дом, никто не может передать им по наследству и свою должность «хозяин корпорации» и саму корпорацию. Мы против создания капиталистических династий собственников, но за создание династий профессионалов [21]. 

При этом мы не стремимся к насильственной национализации крупных средств производства, но мы говорим о том, что права наследования на них принадлежат государству/обществу (муниципалитету, общине - в зависимости от размера). Социальная напряженность снимается тем, что «наемные» работники понимают, что в конце концов предприятие достанется и их детям тоже, а не только детям «владельца». Это и есть соблюдение баланса экономической активности и социальной справедливости и христианского принципа «все стяжание своё делая общим». Соцопросы показывают, что общество к этому готово. И не только в России, но и в Германии, где согласно опросам порядка 88% граждан готовы отказаться от «либерального капитализма». 

Мы утверждаем, что самый сложный процесс в истории развития человечества - переход от «частной» экономики и экономики «малого храма» (семьи) к «экономике ‘большого храма'» (общины, всего общества) - и возможен он лишь тогда, когда все общество переходит к отношениям, подобным семейным. Что определяется множеством факторам, основанным на балансе между потребностями и возможностями, личной необходимости и жертвенности. Как мы и обсуждали ранее[22], с материальной т.з. зрения, такое общество получило название «коммунистического». По мнению «классиков социализма» - это некое конечное состояние социальной эволюции человечества, или «общество без денег». При этом нужно отметить, что коммунизм сам по себе не является несбыточной футурологией. Более того, коммунизм всегда был, он существует и сейчас в форме социальной организации малых социумов (семьи, племена, монастыри, экспедиции, малые поселения и т.д.)[23]. Это общества без насилия и подавления одного человека другим, а связи и управление этим обществом основаны на осознании каждым членом своих задач и на началах добровольности. Но главным условием расширения таких отношений является именно любовь к ближнему. Достижение такого состояния отношений между людьми в обществе и является конечной целью Высокого Коммунитаризма, приблизиться к которым можно не принуждением и без использования аппарата насилия, но иных, отличных от политэкономических инструментов, присущих «иудо-капиталистическому» обществу - т.е. без кредитных денег и «бесконечного накопления». 

 

ХРИСТИАНСТВО ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Все раннехристианские общины возникали вне государственной организации, сковывавшей народы Римской империи и вне древней храмовой организации, назывались «экклесиями» (ἐκκλησία) - дословно «общины», «собрания», где вопросы взаимоотношений решались исходя из постулатов христианства общими решениями. Переведённое на латынь, слово ecclesia превратилась в «около» -circa (лат.)[22]. Поскольку многие церковные книги на Руси после Раскола были вторично переведены католиками, во вторичном переводе с латыни на русский, слово «circa» переведено по смыслу не было, а лишь обозначено в кириллической транскрипции в виде «сакрального заграничного термина ‘церковь'» - приобретя значение «возвышенного института», но при этом (частично) утеряв свое изначальное значение «община», понятное каждому ее члену. 

При этом, когда первые христианские общины переживали трудности (голод, бедствия гонений и т.д.), другиеэкклесии приходили им на помощь, собирая пожертвования (Деян, 11:27-30; 12:25; 1Кор, 16:1-4). Оказание же финансовой помощи местным бедным делалось без лишних разговоров и напрямую (Мтф, 6:1-4, 19-21; Еф, 4:28). Также, экклесии составляли «список» местных вдов для оказания помощи (1Тим, 5: 3, 9, 16). 

Новый Завет призывает, чтобы люди: «благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1Тим, 6:18-19). Мы должны щедро делиться с другими, «ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр, 13:16). «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор, 9:6-7).

Высокий Коммунитаризм предполагает смену существующей политической системы, копирующей ставшуюСинедрионом иудо-простестантскую «демократию», и переход на «народовластие» - когда выборы проходят не по партийным спискам, а в первичных территориальных «экклесиях»-общинах, избирающих свои Советы (общественные собрания), выстраиваемые вплоть до Верховного Совета. На этом же принципе должно осуществляться и государственное строительство и социальное устройство, предполагающее бесплатную медицину, образование, социальное жилье, пенсии не ниже прожиточного минимума, равномерное распределение сырьевой ренты и другие социальные блага. Общинность, способная к «моральному диалогу», где понятие «справедливость» стоит выше бездушного Закона «dura lex sed lex». 

Высшая свобода христианина состоит в том, чтобы определить самого себя, исходя из того принципа, что человек создан по образу Божию, который не ограничивает свободу воли и свободу выбора. При этом нужно понимать, что самые свободные действия, которые одновременно - самые совершенные, суть те, которые уже не являются следствием выбора. Другими словами - это «не свобода от» (иудейская концепция «богоизбранности»), а «свобода для» (православная концепция осознанной ответственности народа-богоносца). «Свобода для» - по сути есть и борьба, когда в человеке борются между собой три воли. Одна спасительная, действующая изнутри, к которой человек направляет свои устремления в синергии (которую православные называют Волей Божией). Другая воля человеческая - «плотская», неустойчивая и неуверенная; третья - воля «бесовская», чуждая, агрессивная и губительная. Какая из них победит в человеке - зависит от него самого, но Иисус показал нам путь Любви и Самопожертвования. 

Марксизм являл собой учение, в котором люди спрессовывались в «единое целое» - «законом» и принуждением от неких «избранных пастырей». Мы же говорим о том, что должно ставить общее, выше личного. Это Любовь.     

При этом мы не забываем и про - 

 

ДУХОВНЫЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЭКСПАНСИОНИЗМ 

- когда народы вовлекаются в расширяющееся совместное пространство на основании партнерства и взаимовыручки. 

Так, при  смене финансовой системы с переходом на деньги с демереджем (как в Японии к 2014, ЕС - 2020 гг.) предполагает создание новой международной системы расчетов - Международную Клиринговую Палату, создающую здоровую альтернативу долларовой системы и однозначно привлекательной для большинства стран. Создание нового геополитического и экономического союза будет иметь под собой и финансовую базу. Причем и Россия и Русская Православная Церковь здесь могут стать серьезными акторами международной политики и центром притяжения . 

Что касается высококоммунитарных принципов политики, управления и уклада, то их можно отразить в «тройной триаде»:   

 

Свобода  

Равенство  

Братство  

- для внешней политики  

Духовность 

Державность 

Народность 

- «внутренняя политика» 

Вера  

Надежда  

Любовь  

- определяющие понятия для общественной морали  

Все понятия согласуются по горизонтали и вертикали:  

Свобода может быть только Духовной свободой, которая творит Добро так, как говорит Вера

Равенство должно лежать в основе Державности, которая дает Надежду на будущее каждому;  

Братство есть основа Народности и может иметь в своей основе только Любовь.  

Таким образом, мы приходим к изначальному утверждению, что теория Высокого Коммунитаризма базируется и полностью соответствует принципам и духовным основам Русского Православия. 

 

_______________ 

[*]  «Православие» - дословно соответствует греческому «ортодоксия» (ρθοδοξία) - прямое мнение, правильное учение», «правоверие»; ρθός (прямой, правильный) + δόξα (мнение, слава - причем в античную эпоху семантика была еще более многогранной - см. словарь И.Х. Дворецкого (М., 1958, Т. II) глагол ρθο-δοξέω переволится как «иметь правильное мнение, здраво судить»; словарь А.Д. Вейсмана (издание 5-е, 1899) в качестве основного значения слова «δόξα» даёт «мнение, представление, предположение» 

[1] В. Познер, «Искусство жить» 

[2]  коммунитаризм -  слово, придуманное Н.Бердяевым, (от лат. «communita» - единение; commūnis, одного корня с munus - обязанность) , в русском языке носит значение «общинность» или «соборность». Направление в социальной теории, опирающееся на традиции каждого народа, стремящееся к сильному гражданскому обществу, основой которого являются традиции народа и местные сообщества. В России направление развивается Институтом Высокого Коммунитаризма, занятого поиском баланса между правами личности и общества, и пересматривающего изменение подхода к формированию системы голосования и формирования государственной власти, денежной системе и отношения к правам собственности на средства производства 

[3] см. К.Мямлин, «Высокий Коммунитаризм, как Русская Идея», М., Кислород, 2011 г.; дополнительносравнительные характеристики всех четырех политических теорий см. в статье  «Тайная формула российской идентичности: «нелиберальный интернационализм»», сайт Института ВК 

[4] «специализированная» монета, которая принималась в качестве монопольного подушевого храмового сбора, печаталась с подачи Синедриона - собрания иудаистской элиты, имеющего судебную и исполнительную власть, состоявшую из 71 члена, самому замещавшему освобождавшиеся в своей среде места. Председатель С. («нази»), которому воздавались царские почести, был обыкновенно Первосвященником Иерусалимского Храма. Остальные 70 членов делились на три категории: священников, приносивших жертвы; книжников - толкователей закона; глав знатнейших родов. Начиная с 130 года до Р. X. времени первосвященства Иоанна Гиркана, сына Симона Маккавея, установился обычай чеканить еврейская монеты от имени «Первосвященника и Синедриона», (по Флавиан Бренье, «Евреи и Талмуд», М.,«Ладомир», 1994) 

[5] Н.В.Сомин, «Климент Александрийский и свт. Иоанн Златоуст: два взгляда на богатство и собственность», сайт «Христианский социализм, как Русская Идея»  

[6] «Кормчая книга» (от ст.-слав. кръмьчии - «рулевой», греч. Νόμος Κανόνες - «сборник канонов») - восходят к византийскому «Номоканону», составленному в VI веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Во XI века Номоканон был переведён и распространён на Руси св.Мефодием Моравским, где получила свое название «Кормчие». В 1274 году на церковном соборе во Владимире митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью Кормчую книгу, переведённую в 1225 году в Сербии с греческого на церковнославянский, которая была дополнена статьями Русской правды, уставами князей Владимира и Ярослава, правилами Собора 1274 года и др. В 1650 году была издана в типографии т. н. Иосифовская Кормчая книга, в 1653 году - Никоновская (по имени патриархов). Последнее обновленное издание Кормчей книги состоялось в 1816 году, но Иосифовская Кормчая книга переиздавалась в 1912 и 1998 гг. 

[7] «Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиеписко­па Константинопольского, в русском переводе», тт. I-XII, Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1894-1911, т XI, стр.560, (здесь и далее цит. по указ. работе Н.В.Сомина)  

[8] там же, т VII, стр. 885-886 

[9] современная сберегающая экономика, основанная на стремлении собрать вещественные подтверждения блага в одном месте, является достаточно поздним порождением. До этого им предшествовал «потлач» - одаривание. Переход вещей осуществлялся в форме раздачи, предыдущие вещи уничтожались в жертвенных кострах, и только после этого становилось возможным производство новых (А.Секацкий, «Дух денег», Аверкиева Ю. П., «Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев северо-западного побережья Северной Америки», М., 1961; «Потаённый потлач», изд. «Вокруг Света», июль 1993) 

[10] К.Мямлин, «Трансгуманизм или протез разума», сайт Института ВК 

[11 Сильвио Гезелль, «Естественный экономический порядок» 

[12] успех австрийского города Вёргель и множества общин в Германии, Канаде и США в 1930-е г. доказали, что можно выйти из кризиса без внешних заимствований, а «всего лишь» поменяв функционирование денежной системы, когда небольшой налог на деньги увеличивает скорость экономических процессов в 20 раз (что подтверждается и расчетами Ирвинга Фишера). Кроме того, известно, что в 2014 году на новую систему перейдет Япония, а к 2020, по словам  «отца евро» Бернара Лиетара - и ЕС 

[13] «Творения св. Иоанна Златоуста», т III, стр. 367 

[14] Ibidem, т. VII, стр. 646 

[15] Ibid., т. II, стр. 33 

[16] Ibid., т. VI, стр. 243 

[17] Ibid., т. VII, стр. 467  

[18] Ibid., т. XII, стр. 26 

[19] Ibid., т. VII, стр. 751 

[20] Н.В. Сомин, «Стяжание и Служение», сайт Института ВК, 26.06.12.  

[21] здесь необходимо предусмотреть возможность и забытого ныне морального стимулирования, когда в честь человека, передавшего свое предприятие обществу должны будут называться сами предприятия, улицы, площади и другие географические объекты. Как в советскую эпоху было с именами КоролеваТуполеваЛихачева, а до этого  - Морозовых,  Третьяковых и других наших достойных соотечественников 

[22] Мямлин, указ. произв., гл. «Захватывающая мечта о будущем», стр. 110-115 

[23] Мало кто знает, но в 60-х годах в СССР был поставлен эксперимент по коммунистическому общежитию. На Шпицбергене, где у СССР была концессия на добычу угля, был построен городок для советских специалистов. Естественно люди туда ехали за деньгами - т. е. не были бессребрениками. В этой колонии были свои магазины. Экспериментаторы поставили советскую колонию Шпицбергена в условия, похожие на коммунизм, - объявили, что все товары можно брать бесплатно по потребности. Сначала все бросились хватать, особенно икру, сигареты и т.д. Но магазины упорно заполняли товарами. И тогда люди успокоились и стали брать ровно столько, сколько им нужно. Но главное оказалось впереди. Спустя некоторое время они стали бесплатно брать меньше товаров, чем раньше покупали...  

[24] - перейдя через католичество и в другие языки - chiesa (ит.), église (фр.),  iglesia (исп.), chirсh (англ.), Kirche (нем.). Поменялось понятие ἐκκλησία и в греческом, превратившись в «Kyriakós oíkos» («дом Бога»), поскольку греки после униатства обучались в училищах, где в основном преподавали иезуиты 

 


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. дополнение.

Что больше всего поражает,так это привязанность некоторых богословов к земному,к природному... В то же самое время их теоретические рассуждения о Духе исходящем только от Отца,Который сотворил мир из НИЧЕГО,Духом Своим. Так же поражает упорство отстаивания того заблуждения,которое проявляется в элементарном наблюдении : ведь тогда значит,что хищника сотворил Бог. Так какой дух учит,что хищническую природу сотворили законы Бога?(а ведь законы природы распространяются и на хищника). А потом начинается эта "возня" против материализма ... Так ведь материалисты гораздо порядочнее умом и теорией,чем такие ,некоторые,богословы...лишенные собственной порядочной теории современного взгляда на мир,которые зачем-то спорят с наукой,которая каждый факт доказывает,проверяет.Не с наукой и учеными надо спорить,а с духом выводов. С дедукцией духа. С панорамой мира,картиной мироздания. А ученым надо сказать спасибо за работу. К Вам(как богослову) это не относится.С уважением!
Бондарев Игорь / 22.08.2013, 05:38

13. Ответ на 11., Антоний:

Реально это-сорок дней дождя Потопа,в процессе которых Вселенная полностью изменилась в самой себе под действием духа ею управляющегоОткуда у Вас такая интерпретация Потопа?

Уже давно-давно (здесь) говорю одно и то же - материя суть тот же дух,которой стал мир после Потопа. Физики понимают,что могут быть другие законы природы. Богословы этого не понимают. Но,ведь природа ,как и материя - это ведь чистый запад в аналогии к истории общественного сознания,политики и т.д. Вот физикам и надо пользоваться философией посмодернизма,которая (невольно) описывает переход наших законов природы в неизвестные(допотопные) законы природы Творения. Например,"ризома","складка","другой" - это для физиков. А эти термины используют не по назначению...отсюда и бардак постмодернизма(постмодерна). Если Потоп (когда источник бездны открылись) - не вода,из которой Бог сотворил мир,тогда - откуда она полилась? Может все - просто фигурально? Тогда давайте т.Эволюцию толковать в векторе принятом...
Бондарев Игорь / 22.08.2013, 05:15

12. Re: Православные основы новой экономики

Зашел на сайт этого института высокого коммунитаризма, ткнул раздел "контакты" - а там пусто http://communitarian.ru/instityt/redakcia/ Непонятная контора...
рудовский / 21.08.2013, 21:02

11. Ответ на 8., Бондарев Игорь:

Реально это-сорок дней дождя Потопа,в процессе которых Вселенная полностью изменилась в самой себе под действием духа ею управляющего

Откуда у Вас такая интерпретация Потопа?
Антоний / 21.08.2013, 18:39

10. "Новые "вольтерянцы" или как избавиться от денег"

"В каждом народе рождаются и оформляются те идеи? которые свойственны его мировоззрению...". "Идеи", возглашаемые в статье,решительно никакого отношения,ни к Русскому Народу,ни тем более,к Православию,- не имеют,зато имеют,и прямое, к нашей славной интеллигенции. Что меня всегда удивляло в нашей интеллигенции,-поразительной невежество,доходящее порой, до очевидной безграмотности,при солидном,просто впечатляющем объеме информации,который,Бог весть как умещается во всякой интеллигентской голове. Тайна сия велика есть и есть несомненное чудо,которое,по словам, Ключевского, " французы,во Франции, принимают за переодетого татарина,русские, за француза,родившегося в России". За это за народ такой,-"интеллигенция"? Инопланетяне,что ли? Впрочем... Во времена Наполеона,полагали возможность зарождения живого из неживого, не и так давно,и некий маркитант,написал в отчете,-"мясо обратилось в мух и улетело". Вот-бы и с деньгами так,-"чего пристали,нетути денег,отошли, родимые в эфир,-улетучились...и прослезился". А да Сильвио,а да "Киселли",ай да голова,"я бы ему палец в рот не положил". Но это уже другая история,другого "народа" и,кажется, ссылаться, при ее изложении, надо не на Святых Отец Православных,но на статьи уголовного уложения.
Писарь / 21.08.2013, 16:35

9. Ответ на 7., Антоний:

неправота т.Эволюции в другом. А именно в том,что она толкует происхождение мира.Она не толкует, она сочиняет наукообразные мифы на основе подтасовок научных исследований. В частности, используя радиоуглеродный метод и другие методы изотопной датировки: http://goo.gl/3kwF2G

Кстати, вот может и подсказка физикам.Они же установили влияние наблюдателя на эксперимент в квантовой физике.Вот пусть и рассмотрят "рождение" Вселенной через проекцию других законов природы,в которых роль играет только наблюдатель...
Бондарев Игорь / 21.08.2013, 16:02

8. Ответ на 7., Антоний:

неправота т.Эволюции в другом. А именно в том,что она толкует происхождение мира.Она не толкует, она сочиняет наукообразные мифы на основе подтасовок научных исследований. В частности, используя радиоуглеродный метод и другие методы изотопной датировки: http://goo.gl/3kwF2G

Да,но Земля была действительно центром Вселенной.А после грехопадения,и в частности после Потопа, Земля затерялась в уголке Вселенной... Другими словами нет ничего страшного в миллиардах лет,потому что это то реальное время по Библии,в течении которых происходил Потоп(или, в крайнем случае, время от начала падения и до Потопа). То есть не наука симулирует миллиарды лет,а ,скажем так,это делают потопные факторы грехопадения мира. Реально это-сорок дней дождя Потопа,в процессе которых Вселенная полностью изменилась в самой себе под действием духа ею управляющего(духа человека ;антропный принцип)духа падения человека.Вот это Вселенское изменения "нарисовало" миллиарды лет.Почему "нарисоавало" ? Потому что тогда,до Потопа были другие законы природы (что скорее признают физики,чем богословы и гуманитарии),и когда появились наши законы природы,тогда эта "картинка" стала реально зафиксирована законом природы,то есть "нарисованные" миллиарды лет "узаконились" в природе.Поэтому ученые,на основании законов природы,фиксируют миллиарды лет (которых в реальности Библии просто нет,а есть сорок дней и ночей потопа),в которые,как они говорят - формировалась Вселенная(а по Библии это время сорока дней/ночей).
Бондарев Игорь / 21.08.2013, 15:51

7. Ответ на 6., Бондарев Игорь:

неправота т.Эволюции в другом. А именно в том,что она толкует происхождение мира.

Она не толкует, она сочиняет наукообразные мифы на основе подтасовок научных исследований. В частности, используя радиоуглеродный метод и другие методы изотопной датировки: http://goo.gl/3kwF2G
Антоний / 21.08.2013, 14:31

6. Православные основы...

Сколько зверя не дрессируй,а спиной к нему не поворачивайся! Дрессировка зверя это тот же постмодерн. Ему можно даже свою голову в пасть засунуть,как это делают артисты. То же самое - претензия на чистый русский путь развития. Не надо подменивать понятия "русский путь". Русская цивилизация это не табула раса,не с чистого листа ( пройдено в 1917). Русская цивилизация - это развязывание гордиева узла постмодерна,в котором завязаны запад и восток. Если запад - это т.Эволюции,то ,по аналогии - нельзя говорить,что т.Эволюции ошибочна в системе добытых знаний и структуре артефактов. Нет.Проблема и неправота т.Эволюции в другом. А именно в том,что она толкует происхождение мира. В то время,как надо признать,что ее данные относятся к периоду Потопа. И всё. То есть она верна в относительном периоде,который ей надо указать. И не трогать ее вовсе.И уж тем более не давать ей права толковать Сотворение мира и законы его развития. Законы т.Эволюции - чистый постмодерн,где Традиционное Творение (первичное) подменивается допотопным коэффициентом греха ,который стал узаконенным после Потопа (например,- хищничество зверей). Вот так и запад. Россия (в себе самой) должна определить место и роль запада,по аналогии т.Эволюции в Творении мира. Запад правилен на своем месте.Его место - законы греха свободного рынка.По аналогии к природе - грех понесла за человека природа,став законами природы.Значит и у стихии рынка есть законы природы. Есть хищники и жертвы,есть осень и весна,лето и зима в производстве и так далее... Но,запад (рынок) не должен претендовать на Традиционные законы жизни общества(Творения мира). Но,наоборот - рынок (запад в России) должен подчиняться Традиции. Нельзя строить развитие страны исходя из законов т.Эволюции,сиречь запада. Так как дедукция этого будет падение,грех,Потоп. Сегодня запад в России оценивается и осознается как и т.Эволюции - снизу вверх. На основании их - вывод.А должно быть наоборот: мы должны ,несомненно,знать и учитывать законы природы и стихии (запад),но поступать на основании своих целей Традиции,а не подчиняться стихии рынка (погоде). В противном случае русская Традиция перерождается в язычество,которое на Руси было достаточно свирепое. Однако,чтобы толковать т.Эволюции как описывающей только период Потопа (и допотопный соответственно) надо иметь понимание о Творении и падении человека (из-за которого пришел и Потоп,в конце концов).То есть Россия должна понимать,где начинается рынок(запад) и где он заканчивается,и - что собой значит рынок в цивилизации мира ;что собой значит запад и где его начало и конец. Не в смысле временного отрезка,а в смысле функции значения для цивилизации. Запад и т.Эволюции - одна и та же аналогия . Рынок и законы природы - одна и та же аналогия. Потоп и дикость,хаос цивилизации - одна и та же аналогия. Христианская традиция и Сотворение мира Словом Бога - одна и та же аналогия. И так далее...
Бондарев Игорь / 21.08.2013, 11:39

5. Re: Православные основы новой экономики

Вопрос к редакции РНЛ: кто автор этой, довольно неряшливой компиляции? Катасонова в тексте мало, Кирилла Мямлина гораздо больше - но он в соавторах текста даже не указан...
Полтораки / 21.08.2013, 10:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 20:51
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 19:37
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12