«В 1994 году на святках, а точнее в канун Богоявления, я была в Пскове в гостях у отца Павла Адельгейма. Познакомилась с батюшкой год назад и приехала посоветоваться, как мне жить дальше.
За год до этого погиб накануне своей свадьбы мой любимый и единственный младший брат, Серёжа, и я развелась с отцом своей пятилетней дочери. А незадолго до этого ушла из университета, где работала, и питерской аспирантуры, где училась: дочка в сад не ходила и на работе, где долго терпели мой домашний режим, наконец, предъявили мне требование либо ходить на работу «как все люди, в том числе и с детьми», либо увольняться.
- Приезжайте ко мне вместе с дочкой! - сказал батюшка. - У нас как раз первый класс в школе регентов набран, и мне нужен воспитатель и в школу, и в приют в Писковичи, жить там будете.
Разрешались все мои проблемы: с жильём, с работой, с православной школой для дочки. Но у меня не хватило духу увезти на край света единственную внучку, для начала в Псков я решила ехать одна, а её оставить в Сыктывкаре на мамино попечение
В начале весны и поста отец Павел встречал меня на псковском вокзале.
- И это всё? - спросил он, осмотрев мою небольшую дорожную сумку, подхватил её и понёс в машину. То, что я одна, он уже знал из телеграммы.
Было раннее предвесеннее утро, сумерки, слякоть, сырость и туман. Мы приехали в большой дом на берегу реки, матушка Вера напоила меня чаем, и я приготовилась было ехать дальше, в Писковичи, но оказалось, что матушка собралась в санаторий, и на время её отсутствия я останусь жить здесь, помогать по хозяйству её старенькой маме.
После чая я отправилась в «свою» комнату отдыхать, и проспала почти до самого вечера, ночь в поезде была бессонной. А вечером отец Павел пригласил меня в театр. Матушка то ли видела этот спектакль, то ли просто устала за день и не хотела с нами идти, не знаю, моё пробуждение было встречено уже готовым решением. Идти было недалеко, мы отправились пешком по довольно скользкой дорожке, а матушка провожала нас до ворот и взглядом, напутствуя, чтоб мы крепче держались друг за друга.
Тут самое время сделать отступление. Дед и отец отца Павла, давно обрусевшие предприимчивые и не ко времени культурные, были расстреляны перед войной, а во время войны попала в лагерь и его мама, дочь царского офицера...
Нет, пересказывать невозможно, вот что пишет сам отец Павел.
«Мой дед Аделъгейм Павел Бернардович, 1878 года рождения, из русских немцев, получил образование в Бельгии, владел имением Глуховцы и Турбово под Киевом, построил каолиновый, сахарный и конный заводы. После революции имения и заводы национализировали, а деда пригласили в Винницу, он построил там каолиновый завод и был его директором до 1938 года. Арестован и расстрелян в Киеве 29 апреля 1938 года. Реабилитирован 16 мая 1989 года. Отец Адельгейм Анатолий Павлович, 1911 года рождения, - артист, поэт. Расстрелян 26 сентября 1942 года. Реабилитирован 17 октября 1962 года. Другой дед, Пылаев Никанор Григорьевич, - полковник царской армии. Судьба после революции неизвестна. Мать Пылаева Татьяна Никаноровна, 1912 года рождения, арестована и осуждена в 1946 году, из мест заключения сослана в посёлок Ак-Тау Казахской ССР. Реабилитирована в 1962 году. Родился я 1 августа 1938 года. После того как мать арестовали, жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане, позднее был послушником в Киево-Печерской лавре. Оттуда в 1956 г. поступил в Киевскую Духовную семинарию. Исключён игуменом Филаретом Денисенко по политическим мотивам в 1959 году и рукоположен архиепископом Ермогеном Голубевым во дьякона для Ташкентского кафедрального собора. Закончил Московскую Духовную академию, назначен в город Каган Узбекской ССР священником в 1964 году. В 1969 году построил новый храм, арестован, осуждён по ст. 190' (клевета на Советскую власть), приговорен к трём годам лишения свободы. В 1971 году в связи с волнениями в ИТУ Кызыл-Тепа потерял правую ногу. Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. Служил в Фергане и Красноводске. С1976 года служу в Псковской епархии. Женат, трое детей, шесть внуков. Один из двух моих приходов в г. Пскове называется храм Святых Жен Мироносиц. С 1992 года при храме открыта приходская общеобразовательная православная школа регентов. Другой мой приход во имя св. Апостола Матфея находится в деревне Писковичи. При храме Святого Апостола Матфея с 1993 года существует приют для сирот-инвалидов».
Из троих взрослых детей во время моего появления в доме с родителями жила только старшая, Маша, моя ровесница, в детстве после прививки переболевшая, кажется, менингитом и оставшаяся инвалидом на всю жизнь. Двое младших детей, близнецы Аня и Ваня, жили отдельно. Аня с мужем и тремя детьми уехала в штаты, Ваня с семьёй жил в Пскове и работал директором школы регентов. Эту школу отец Павел построил прямо на территории старинного городского кладбища, у стен храма Святых Жён Мироносиц. В довольно большом одноэтажном здании размещались классные комнаты, холл, библиотека и просторные трапезная и кухня. Детей было не много, человек по 15 в двух набранных классах, первом и пятом. Но, как всегда бывает в маленьких школах, ещё почти столько же набиралось педагогов и персонала. Программа в школе была сложная. Мало того, что «регентов», то есть специальное музыкальное церковное образование с первого класса, кроме того, ещё 2 иностранных языка с первого же класса, иконопись, театральная студия и ещё множество каких-то факультативов и кружков. Многие педагоги за честь считали преподавать у отца Павла, что не мешало им время от времени по разным уважительным причинам не приезжать на единственный час своего занятия, для чего и нужен был дежурный воспитатель на подхвате, то есть я.
Вот что пишет о храме и школе современный путеводитель:
«В 1989 году церковь вновь передали православной общине. Иконостасы в церкви новые. В 1990-2000 годах иконостас в главной церкви написан Нонной Чевердиной, Царские врата написаны иеродиаконом Павлом Бесчастным. Иконостас Ильинского придела написан в 1990-2000 годах иноками Оптиной пустыни. В 1992 году открыта приходская православная общеобразовательная школа регентов при храме Святых Жен Мироносиц. Дети получают 11-летнее образование по программе Министерства образования РФ, музыкальное образование в объёме музыкальной школы, богословское образование в объёме, необходимом для работы регентом церковного хора, псаломщика или чтеца, и православное воспитание. Наряду с общеобразовательными предметами в школе преподают церковнославянский язык, Ветхий и Новый Завет, общую и русскую церковную историю, Церковный Устав, Православное вероучение. За прошедшие годы учащиеся не раз были лауреатами певческих, литературных и художественных конкурсов. В 2003 году школа прошла очередную аттестацию Главного управления образования Псковской области. При школе имеется библиотека для учащихся и прихожан храма. Обучение и двухразовое питание учащихся оплачивает церковная община Мироносицкого храма».
Суббота в школе была днём отца Павла, в этот день он сам занимался с детьми. А обязанностью директора было прокормить всех обитателей школы, Ваня сам покупал и привозил продукты на кухню. Государство денег на школу не давало совсем, родители платили мало, иначе пришлось бы по доходам родителей, а не по способностям детей набор делать. Содержал школу отец Павел на приходские деньги, и порой задумывался - я видела это - на что в первую очередь их расходовать: на школу? на приют? на жалованье педагогам? Жалованье у всех, в том числе и у меня, было небольшое, не помню цифры, помню, что страшно радовалась «новой» юбке из секонд хенда и пачке апельсинового сока, и то, и другое было роскошью.
Задачей Вани было накормить всех в школе досыта, за детей, может, и брали что-то, для педагогов школьные завтраки и обеды были бесплатными...
Ну вот, мы потихоньку, «покрепче держась друг за друга», дошли до театра и посмотрели там какой-то спектакль. Я не запомнила название и содержание, точно что-то иностранное. Потому что пушкинских «Цыган» мы смотрели позже. У отца Павла работал в театре, можно сказать, послушник, Виктор Яковлев, высокий брюнет с сильным голосом, на приходе он был незаменимым чтецом, а в театре, помню, играл отца Земфиры. Дочка его училась в первом классе школы регентов, и мне запомнилось, как на своей маленькой кухне удивлялся Виктор тому, что дети поют уже на службе в храме, не перевирая и не путая слова, мысленно сравнивал их, наверное, со своими собратьями по сцене...
В том первом спектакле играла незнакомая мне, но очень красивая актриса, и по этому поводу отец Павел рассказал известную притчу о красавице Евдоксии и епископе Нонне. «Если бы мы, братья, заботились о своей душе так же, как эта женщина о своём теле», - сказал Нонн другим епископам, осудившим проходившую мимо храма с толпой поклонников грешную красавицу. И решил навестить Евдоксию и поговорить с ней. После этого разговора красавица стала монахиней, прославленной после смерти. Кроме этого рассказа и нашей прогулки до театра и обратно - не помню ничего.
На другое утро начались будни без матушки Веры. Обычно я сопровождала отца Павла весь день: Богослужение, школа, приют. Но иногда сама ехала в школу или, наоборот, оставалась дома заниматься чем-то хозяйственным. «Моим» был пятый класс. С первоклассниками постоянно была их основная учительница, даже если кто-то из педагогов не пришёл, у них находились занятия. А у пятого класса мне приходилось заменять отсутствующих учителей, кроме того, я водила детей в бассейн, в библиотеку, в филармонию... Помню встречу в детской библиотеке с седым Валентином Берестовым и концерт симфонического оркестра. У Берестова сразу запомнилось коротенькое стихотворение:
Любили тебя без особых причин,
за то, что ты дочь, за то, что ты сын.
За то, что малыш, за то, что растёшь,
за то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней
останется тайной опорой твоей!..»
Читал он много и с воодушевлением, мне и детям очень понравилось.
Когда все учителя были в сборе, и никуда не нужно было идти, я брала в школьной библиотеке книгу и читала на солнышке у старой каменной кладбищенской стены, там было теплее всего, стена защищала от ветра и городского шума. Мне вообще нравилось, что школа наша у храма на кладбище, отделена от города стеной.
Псков - удивительно красивый город. Кремль с собором над рекой, а напротив старинный Мирожский монастырь. По всему городу плывут лебедями белые храмы, вал городской сохранился во многих местах и так интересно гулять по нему или от одного храма к другому. В Новгороде, мне кажется, больше перестроен и застроен центр.
Мироносицкий храм почти в центре, недалеко от берега Великой напротив Кремля, а второй храм у отца Павла, апостола Матфея, был за городом, в Писковичах - это подальше Снетогорского монастыря...
При этом втором приходе отец Павел построил «приходской дом» и там жили его приёмные дети - сироты: три девочки и четыре мальчика. Взял он их из психоневрологического интерната, и старался адаптировать детей к самостоятельной жизни, приучать к труду. Для него они были дети, а по возрасту - закончили 8 классов, тогдашнее обязательное неполное среднее образование, дальше учить их не собирались и не забери отец Павел - до смерти не вышли бы они за казённые стены. Староста Матфеевского храма, баба Шура, жила на одной половине дома с девочками, а я на другой с мальчишками (после возвращения матушки из санатория)- так требовало гороно, чтоб с ними жил воспитатель с дипломом. Я старалась, как могла, на карусели, помню, их водила, мороженое со сладостями покупала, девочек это устраивало, но мальчишкам нужно было курево.
***
Ночью сегодня так ярко всё вспомнилось: как прямо на улице возле вокзала отец Павел подобрал девочку, и мы разыскивали её родителей. Как обворовали меня мои воспитанники в Писковичах. Комната моя не запиралась, когда пропала вся моя зарплата - у меня сомнений не было, пожаловалась батюшке. Он собрал нас всех и когда мальчишки так и не признались - выдал мне зарплату по второму разу и сказал, чтоб я на них не обижалась, они мало добра в своей жизни видели, не у кого было ему учиться, потому так и поступили. И баба Шура (староста) тоже сказала, чтоб я не обижалась на отца Павла, что не наказал мальчишек:
- Он же не человек, ангел...
Но я всё-таки уехала, привозить в такую обстановку дочку мне расхотелось, ладно, обворовали, а то ведь и похуже что сделают...
У меня уже тогда было ясное представление, что «нормальные» люди не ведут себя так, как отец Павел, у них есть границы ответственности: вот моя семья, мой ребёнок, а вот - чужие. Но для отца Павла все были свои, особенно самые обездоленные. И не на словах. Другого такого человека, с таким чувством ответственности за «детей», в которые попадали и его духовные чада и не воцерковлённые сироты - я больше не встречала...
В заключение - отрывки переписки с о.Павлом.
«На Рождество 2012-го я послала отцу Павлу музыкальную открытку. Возле церквушки сидят зверюшки и поют рождественскую песнь. Открытка отцу Павлу понравилась, он разместил её в своём ЖЖ и ответил мне 7 января 2012, 17:59
«С Рождеством Христовым!
Спасибо за открытку.
Вот и снова Рождество -
Сил небесных торжество.
В этот день Христос пришёл
Чтобы мир спасти от зол.
Слава вечная Ему,
Побеждающему тьму.
Поздравляю всей душой
С этой радостью большой.
С любовью во Христе, свящ. Павел»
А в феврале произошли известные события в Храме Христа Спасителя. Отец Павел написал в ЖЖ:
«Не знаете какого вы духа»
«Один из комментаторов попросил меня высказать мнение о молебне в ХХС. Конечно, я ответил. Потом взял я томик рассказов Н.С.Лескова и прочёл три маленьких рассказа на нашу тему о христианском отношении к обидам: «Фигура», «Томление духа», «Под Рождество обидели».
Мне захотелось распечатать их, чтобы все прочитали и поняли, что значит «дух Христов», о котором он сказал своим любимым ученикам, обидевшимся на непринявших самарян и захотевшим наказать-отомстить: «Не знаете, какого вы духа». И пошли они в другое селение». Только вспомнил я, что нынче не эпоха самиздата. Лескова каждый может легко выципать из инета.
Пересказать Лескова нельзя, весь аромат испарится. Это всё равно, как передать словами содержание картины Иванова «Явление Христа народу». Тут смотреть обязательно надо. Поэтому всем желающим понять правильно христианское отношение к волнующему общество молебну девушек в ХХС, настоятельно рекомендую не полениться и прочесть эти три рассказа - все три меньше 30 страниц. Зато какое утешение для христианина в прикосновении к этому величию духа. Ничего героического. Всё просто и обыденно. Только на душе становится светло от встречи с духом Христовым. Другая эпоха, другие люди, а главное ясно, что мы потеряли в христианском измерении человеческой жизни. Мы выходим из нашей однозначности в другую систему координат, и всё сразу становится на свои места.
Не поленитесь, прочтите».
«Отец Павел, перечитала по Вашему совету Лескова. Думаю, к современной жизни сюжеты его совершенно не применимы.
«Фигура» - о том, как офицер на Пасху простил ударившего его казака, за что от верующего командующего получил отставку и пожизненную пенсию, в монахи не пошёл, а стал простым земледельцем и подобрал женщину с ребёнком, дал им кров, заботу и будущее.
«Томленье духа» - о немце-учителе, выгнанном хозяевами за то, что правду о губернаторском сыне, сорвавшем в хозяйском саду сливу и скрывшем это, из-за чего сына садовника высекли, в лицо его мамаше сказал.
Третий не прочитала пока, а эти два - словно на Луне происходили. Подумалось о том, что правду с неправдой, белое с чёрным, не ровная линия разделяет, и конфигурация её уж очень за прошедшее время изменилась. Ну кто теперь детей за сливу сечёт? В том-то и дело, что пальцем тронуть бояться, может, высекли бы разок этих девиц родители по меньшему поводу - не дошло бы до обсуждаемого прецедента дело... Понятно, в царской России христианские чувства попирались не всегда заслуженными привилегиями аристократии, несоответствием высшего сословия своему названию и назначению. В наше время это несоответствие только усугубилось, у тех аристократов хотя бы культура была соответствующая: Пушкин с Глинкой, Тургенев с Чайковским, а у нынешних что за душой?
Но и девицы тоже хороши. По-моему, так хуже некуда. Я им не судья, но поскольку государство, как бы не деградировало, пока не окончательно развалилось, должен в нём найтись кто-то на роль судьи. Тут, по-моему, не о христианстве речь идёт, а об элементарных вещах: иерархии, законах, святынях, словом, о том, что и в языческом государстве необходимо охранять, ведь не будете же Вы утверждать, что у нас христианское государство... Наверное, даже наши предки славяне-язычники ужаснулись бы нравам нынешним...»
«Наше время несоответствие усугубилось...» (В своём ответе отец Павел выделял как тему ключевые слова собеседника - прим. Н.Ч.)
«Время меняется, понятия меняются. Но для христиан Евангелие сквозь века по-прежнему светится как маяк, указывающий путь в Царство Божие.
Лесков свою эпоху понимал дух Христов, и запечатлел своё понимание удивительно проникновенно. И нам следует принять этот дух. Тогда он выражался в одних формах, сегодня- в других. Главное - не формы, они преходящи. Главное дух, живущий в них и свидетельствующий вечную весну Евангелия».
«Батюшка, у меня к Вам вопрос не совсем по теме: а как Вы относитесь к РФ и законам этого государства?
Не вполне владея юридическими терминами, попробую сформулировать своё отношение: я не считаю, что большевики власть узурпировали, скорее подобрали, после отречения царя все ликовали, но недолго музыка играла, временное правительство своё название оправдало, ну и повели большевики железной рукой «ко всеобщему счастью». Дальше всё понятно: коллективизация, индустриализация, война, победа в ней, космос. Православие в СССР было как подземный источник, родник, питающий реку народной жизни. Потом СССР тремя подписями разрушили, православие извлекли из-под спуда, выскочили как чёрт из табакерки приватизаторы и понеслась душа в рай...
По-моему, даже в СССР больше правды было, чем теперь, мне по крайней мере нынешние правители противнее того же Брежнева кажутся. То есть антихристианский, антихристов характер государства, преобладание в нём этого начала только усиливаются. Или я не права? Или вот 23 февраля, государственный праздник. Для Вас это праздник или нет?»
«Этот день у меня не вызывает радости.
Мне не понятно событие праздника, он ни с чем в моей судьбе не связан. Но многие радуются выходному дню, например, школьники. Они счастливы, словно, физрук заболел и урока не будет. Вы задаёте поток глобальных вопросов, на которые можно ответить книгой. Историки и политики думают, дают ответы. От меня эти проблемы далеки.
Общий критерии оценки у меня нравственный.
Его Христос заповедал, как «большую заповедь». Когда говорят о великих свершениях и злодеяниях, например, Сталина, Гитлера, я спрашиваю себя: зачем? О ком он думал, кому служил?
Правитель может заботиться о своём народе, его благополучии и сохранении. В этом случае он служит народу и Отечеству.
Правитель может использовать свой народ для служения себе любимому, своему престижу и величию, власти и богатству. Тогда он создаёт великое государство, жертвует людьми и ресурсами, чтобы завоевать мир и стяжать славу. Это образ Вавилонской башни. В этом случае он не остановится перед жертвами, но в жертву принесёт не себя, а других ради себя.
Первый правитель являет редкий случай в мировой истории. Все известные нам правители осуществляли второй вариант в разной мере. Мне не интересны их проблемы. НО: все правители организуют порядок и строй - хуже или лучше - судите. И за этот порядок мы можем быть благодарны, ибо хаос всегда хуже. Не вижу в политике ни перспектив, ни применения своим силам. Для меня значима жизнь Церкви и в церкви.
<...> Другой желает не Бога славить, а использовать церковь для Собственного величия и прославления, для стяжания Себе богатств и власти. Это отвратительно, но мы в плену расставленных сетей, и сделать ничего не можем. Он, как великий инквизитор, использует силовые структуры действующей власти, оставляя нам одно право: подчиниться или умереть.
И встаёт вопрос: Христос или ?»
После этих событий я не писала батюшке до Рождества, а в сочельник этого года послала ему в качестве поздравления мультфильм «Удивительный ужин в Сочельник». . Современную рождественскую историю о маленьком мальчике, его маме, бродячих котах и ангелах....
Батюшка немедленно, как всегда, откликнулся.
С Рождеством Христовым! Желаю утешения Христова и мира душевного. С любовью во Христе, свящ. Павел.
Я внутренне перестала с ним спорить и стала снова читать его ЖЖ
Церковь и политика.
«Батюшка, Вы ведь тоже очень волевой и, можно сказать, авторитарный человек. Я иногда думала, на Вас глядя (дай Бог здоровья и долгих лет жизни матушке Вере!), что было бы, если бы Вы были Патриархом.
Порядок Вы быстро бы навели, конечно, но насчёт того, чтоб «демократию разводить»?!
Не знаю...
Развалился СССР, появились олигархи, мне в 90-ые, помню, дико было, что церковь молчит, и сейчас не то дико, что этих несчастных посадили, а что их посадили, а Собчак и К по-прежнему «властители умов». В СФИ, не спорю, хорошие люди, но ведь там по-преимуществу преуспевшие, вписавшиеся в новый порядок москвичи, а сколько людей не вписались и не впишутся никогда. И не потому, что они хуже, просто другие. Вроде моего отца, который родился в деревне, пережил оккупацию в детстве, стал гидроинженером, в своё время был большим начальником, но воровать так и не научился, и для него смысл жизни, действительно - «работа на общее благо». Общее, а не своё. На мой взгляд есть тут перекос, с такими взглядами в монахи нужно идти, семьи не заводить. Но всё-таки это благороднее, чем под себя грести.
Когда епископы это делают - худо, но и когда миряне - ничего хорошего. По существу Вам мне возразить нечего, просто хотелось вставить одно замечание: если церковь состоит из себялюбцев - какая разница, в каком они сане и чине? Епископы или миряне? Потому такие епископы, что это преобладающий тип современного человека, в том числе и церковного. Во всяком случае, именно такие преуспевают, наверху...»
«В этом Вашем постинге столько разных суждений о других людях... «Авторитарный... «Преуспевшие»... Одни люди у Вас: «С такими взглядами семьи заводить не нужно», - другие: «Себялюбцы»... Сколько суждений о других людях! А зачем других людей судить??
Ведь в топике о.Павел не о ком не судил, а рассуждал на тему, можно ли церковь, как человеческую организацию, устройство, систему, именовать во всем непогрешимой, т.е. можно ли РПЦ именовать непогрешимой только потому, что она - церковная организация».
«Ну, наверное, я не понимаю и не чувствую эту разницу: рассуждать и судить...»
«Да?
А знаете, вот, может быть, именно потому многие боятся признания того, что Церковь как человеческая организация не является непогрешимой, хотя Церковь и свята - наверное, они считают, что говорить об ошибках означает (будто бы) осуждать Церковь...»
Ну, такие-то простые вещи я понимаю. Люди грешные, а Церковь - невеста Христова - свята. Если люди тянутся к небу, ревнуют о святости - одно дело, а если погрязли в земном - другое. Епископы - это монахи, давшие обеты безбрачия, нестяжания и послушания. А что-то часто не похожи. И люди этим смущаются. Спрашивается: если в них монашеского мало, то в чём их преимущество, почему тогда, в самом деле, белому священству и мирянам таких же прав в принятии обще церковных решений не иметь? Ведь подразумевается, что вся высшая церковная иерархия монашеская именно потому, что монахи свободны от мирских пристрастий, могут свободно печься об общем благе (о чём ещё Платон в «Государстве» писал). Это в идеале.
А когда настоящих монахов всё меньше, и, они, по примеру достопамятного о. Павла Груздева, в иерархи не рвутся («сиди жаба в луже, чтоб не было хуже» - о. Павел говорил), то возникают вопросы и сомнения. В цитате ясно сказано, почему монаху в иерархи нельзя, жабе в луже хорошо, монаху - в монастыре, а когда он на миру, как на юру и соблазны кругом - кто устоит? Во всяком случае, редкий. Вот так порассуждаешь (не осуждая) и успокоишься, по крайней мере мысли о прочих юрисдикциях и конфессиях отступят...»
«Люди грешные, а Церковь - святая.
Церковь - это епископы, клирики и миряне. Но в наше время господствует мнение, что епископы и есть церковь, остальными можно пренебречь. Забываются слова апостола Петра ко всем христианам:
«Сами, как живые камни устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом...Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас в чудный свет Свой: некогда не народ, а ныне народ Божий» (1Петр2; 5,9-10)».
«Батюшка, а верно ли, что есть некая парижская школа богословия, взятая на вооружение СФИ, для которой эта цитата ключевая? Признаюсь Вам, что при безусловном глубочайшем уважении к Вам лично я не вполне понимаю Ваше сотрудничество с СФИ.
Я училась в 90-ые годы в Свято-Тихоновском, из первых уст слышала рассказы духовных чад о. Тихона Шевкунова о том, мягко говоря, не благообразии, каким сопровождалась передача Сретенского монастыря от общины о.Георгия в то время подворью Псково-Печерского монастыря, читала полемические сборники Свято-Тихоновского университета против СФИ, имела возможность общаться с «кочетковцами», ну и на основании всего этого сделала вывод, что своеобразная там публика, интеллигенция на пороге церкви. Есть, конечно, плюсы, думающие люди - лучше пьющих и матерящихся, но вот недавно в Заостровье был конфликт между продвинутой частью прихода и «простыми» прихожанами, ничего хорошего из этого не вышло. Церковь ведь для всех, не только для интеллигенции?»
«Люди грешные, а Церковь - святая.
Действительно, есть богословский институт в Париже, относящийся к Константинопольскому Патриархату. Он славен именами о.С.Булгакова, Н.Бердяева, о.Николая Афанасьева, о.Флоровского, о.Зеньковского, архим. Киприана Керн, о. А.Ельчанинова, о.Граббе и др. К этой традиции принадлежат о. А.Шмеман и митр.Антоний Блум.
МП относится к этим именам неодобрительно. В настоящее время парижане поддерживают контакты с СФИ и меня приглашали в Париж с докладом на 90-летие Русского Зарубежья. Антагонизм со Св.Тихоновским разделил сторонников на два лагеря. Тихоновский институт поддерживает официальную линию МП.
СФИ загнали в оппозицию. Когда у меня было тяжелое положение, я дважды писал о. В.Воробьеву. Он мне не ответил. В СФИ меня приняли с любовью. <...> В СФИ участвовали мой друг С.Аверинцев и о.Зенон. У меня есть личный опыт участия в конференциях, в церковной и богословской жизни СФИ. Этот опыт диктует самое доброжелательное отношение к СФИ. Не сомневаюсь, что тихоновцы говорят о СФИ много негативного, не всякому слуху верьте. Много клеветы».
«Батюшка, благодарю за ответ. Я посмотрела сейчас в сети оба фильма по тому давнему конфликту 1997 года, когда о. Георгия запретили («Разоблачение» и «Разоблачение: pro et contra»), не видела их раньше. Св. Тихоновский университет имел заочные отделения во многих епархиях, в таком отделении я и училась, пока работала на ТВ, когда потеряла после дефолта работу - пришлось и учёбу оставить, но не только потеря заработка и возможности оплачивать учёбу стали причиной, у меня тогда и со здоровьем были проблемы, и возникли они в том числе и от постоянного внутреннего напряжения и конфликта: я постоянно слышала красивые слова и сама работала на ТВ редактором православной программы, но в то же время видела изнутри епархиальную жизнь и не могла закрыть глаза и обманывать себя в том, что красивыми словами прикрывают отнюдь не благовидные действия.
Суть конфликта по прошествии времени мне понятнее.
Можно его сформулировать как противостояние между фундаментализмом и обновлением в церкви.
Но оценивать его я не возьмусь. Ещё и потому, что по образованию филолог, никогда не видела проблемы в богослужении на церковнославянском и не могу понять прихожан о.Георгия тем паче, что для человека умственного труда не проблема выучить язык, тут скорее у простецов могут быть проблемы, но никогда я не слышала, чтоб где-нибудь в сельском приходе ратовали за богослужение на русском языке.
И то, что вокруг о. Георгия собралась интеллигенция, которая не может не понимать превосходства церковнославянского над современным русским (по оценкам он на 55% из славянизмов состоит, а остальные 45 - просторечие, иностранные слова и тд) - какой-то показательный парадокс.
Церковнославянский - это небо, высокий стиль, убери его из богослужения, из жизни - высоким стилем станет русский литературный (ныне средний), средним - разговорный без мата (нынешний низкий), а место нижнего займёт матерная брань, что мы и наблюдаем сейчас повсеместно у не воцерковлённых и не знающих языка церкви людей. Это ведь такие простые вещи, неужели их не понимает священник? Странно всё это...»
«Люди грешные, а Церковь - святая.
Думаю, что перевод богослужения необходим не на «русский», а на «понятный» язык, сохраняя поэзию текста. Разве можно понять по-славянски чтение апостола, паримий, псалмов и др? Почему нельзя читать их на понятном языке? Разве не для понимания закона Божия мы их читаем? Несомненно, эстетика богослужения требует высокого качества адаптации. Некоторые тексты нельзя переводить, они потеряются. Другие тексты переведены с греческого калькой и читаются не эстетично и не понятно. Обсуждать это теоретически бесполезно, надо видеть и слышать. Спор не может идти про «всё». Каждый текст должен быть рассмотрен и взвешен в отдельности».
«И вот про Белковского забыла ещё. Смотрела беседу его с Шевченко. Стало жалко его, говорит про себя, что инвалид, а инвалидов у нас не любят и боятся. И что он мелкая сошка, всего лишь 300-400 тысяч зелёных в своё время у Березовского получил...
Да уж... В то время, наверное, когда учителям годами зарплату «задерживали», хоть и составляла-то она 30 зелёных в месяц... Была у меня такая в Свято-Тихоновском однокурсница, работала в православной гимназии и больше года без единой выплаты сидела... И сама я, когда в муниципальной школе работала, помню, постоянно решала сложнейший вопрос: пешком на работу сходить и пакет молока на эти деньги купить, или на автобусе съездить и пустым чаем обойтись... Идти далеко нужно было, через весь город... И много было тогда таких задумывающихся... Как можно вообще всерьёз таких персонажей, вроде Белковского, принимать?»
«Как можно принимать всерьёз таких персонажей?
Апостол Павел пишет: «Некто негде засвидетельствовал...»
Неважно кто, неважно где, а важно, что он сказал.
Для нас это другой мир, с другими интересами, для которых мы - экзотика, и они для нас - не живые люди, а персонажи из ТV».
Понедельник, 13 мая 2013
«Дорогой отец Павел! Христос воскрес! Здоровья и радости Вам и близким! Читала недавно воспоминания о прп. Севастиане Карагандинском и вспоминала Вас. Очень хотелось бы почитать Ваши воспоминания о Вашем детстве, о первых церковных впечатлениях, мне кажется, Вы об этом подробно не писали, по крайней мере, я не читала. Вместо открытки посылаю Вам пасхальные фотографии, думаю, что у вас в Пскове разве что немного холоднее. У нас в этом году на Благовещенье ещё снег лежал, а потом как взялась весна! Сейчас уже с неделю настоящее лето, жарко, и всё одновременно цветёт - и сады, и сирень с черёмухой, и рябины, и каштаны, птицы и лягушки заливаются круглосуточно, я сплю на лоджии с отрытым окном и сеткой от насекомых и всю ночь их слышу. Не припомню такой Пасхи, разве что здесь в детстве могла быть, но тогда ведь не праздновали открыто, а потом на севере даже в мае - холодно ещё, и на Радоницу сугробы ещё на кладбище лежали, и вот теперь так совпало, что больше на Троицу похоже. На фотографиях Николка с Тишкой на освящении снедей в Великую субботу, было тепло, но пасмурно, и пасхальные снимки - ветер и яркое солнце».
«Воистину воскрес Христос! Дорогая Наташа, у нас тоже очень медленно весна вступила в свои права, и теперь уже стоят довольно жаркие дни. Об отце Севастиане я написал в ЖЖ, но наше продолжительное общение выпало на мои слишком юные годы, и я не так много сохранил словесных впечатлений. Мы оба с Верой сильно сдали, и идем к закату. Возникают старческие проблемы со стиркой, уборкой, приготовлением пищи. Вера очень слабая стала, стимулятор дает себя знать. В воскресенье уезжаю в Москву читать лекции о церковном суде в магистратуре СФИ. Дай Бог здоровья Вам с Николкой. Милость Божия да хранит вас. С любовью во Христе, свящ. Павел».
В ответ я написала отцу Павлу, что при первой возможности с радостью приеду помогать матушке по хозяйству, сейчас не дают мои семейные сложности.
«Христос воскрес! Дорогая Наташа, прочел Ваше письмо о всех перипетиях и трудностях. Да, жизнь прожить - не поле перейти. Дай Вам Бог сил со своими проблемами и переживаниями справиться и сохранить бодрость духа и радость жизни. Сейчас я в Москве, читаю лекции по церковному праву в Свято-Филаретовском теологическом институте на магистратуре. Это мой личный опыт исследования гражданских законов и церковных уставов, борьба против нового устава в церковных судах и судах общей юрисдикции, теоретическое и практическое исследование Положения о церковном суде, начиная с 2000 года и доселе. Деятельность необходимая, но никаких перспектив пока не обещающая. Все суды проигрываются, обнаруживая свою совершенную несостоятельность. Тоже очень грустно от того, в какое положение поставлены люди и церковь.
Лето поднимает настроение. Все зимние проблемы позади. Ждем приезда своих американских детей и внуков. В Москве попал в институт Гельмгольца и обследовал зрение. Оказалось все в порядке с глазами: 100% зрение с очками для чтения и компьютера. Через два дня возвращаюсь в Псков. Скучаю по дому. Дай Вам Бог мира душевного и радости о своих детях, с любовью во Христе, свящ. Павел».
Это было последнее письмо отца Павла.
128. Ответ на 126., Савва:
127. Ответ на 125., Метафора:
126. Ответ на 124., Наталья Чернавская:
125. Наталья Чернавская
124. Ответ на 119., Блинов:
123. Ответ на 122., М.Яблоков:
122. Ответ на 120., Алекс:
121. Ответ на 120., Алекс:
120. Ответ на 118., Блинов:
119. Ответ на 117., Наталья Чернавская: