VII Евразийский международный молодежный лагерь-форум «Крым. Донузлав - 2013», прошедший на севере Крыма, собрал политически активную молодежь почти всех стран бывшего Союза. Организатором удалось предложить курсантам лагеря разнообразную и насыщенную программу, а представителям Института стран СНГ обеспечить на самом высоком уровне научно-образовательную часть, для чего были привлечены ведущие политологи и историки России и Украины. Информативные и емкие доклады сопровождались обсуждением молодыми активистами объявленных тем.
Интерес участников лагеря вызвало выступление главного редактора информационно-аналитической службы «Русская народная линия» из Санкт-Петербурга Анатолия Степанова, коснувшегося темы 300-летнего служения России династии Романовых. О своем докладе он рассказал в эксклюзивном интервью журналисту портала «Новоросс.info».
- Какова была роль российских Императоров в объединительных процессах России?
- По моему мнению, это самый главный фактор объединения русского народа. Русские не могут объединяться против власти, они могут объединяться только вокруг нее. И возникает драматическая ситуация, когда власть не соответствует нравственным идеалам русского человека и сама не стремится к тому, чтобы объединить вокруг себя народ.
Власть же православного императора, таковым идеалам чаще всего соответствовала. И, именно благодаря тому, что в России была такая императорская власть, удалось присоединить к России и представителей многих других народов, вер, разных традиций, потому что все они признавали власть Белого Царя.
Все зависело от того, насколько верно они будут служить царю, ведь он символизировал Россию. Поэтому неслучайно во время военных действий в ходу был лозунг «За Веру, Царя и Отечество». То есть если ты за царя, значит, ты за Россию.
- Что Вы, как монархист и сторонник Империи, можете сказать о такой личности в русской истории, как Иосиф Виссарионович Сталин? Как вы считаете, какова была его роль?
- Один из небесных покровителей Крымской земли, сам много лет проведший в тюрьмах и заключениях в сталинское время, священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), называл Сталина «Богоданным вождем».
Я думаю, что это самое точное понимание феномена Сталина. Нельзя рассматривать его, как человека, который сам не менялся. Понятно, что он ушел в революцию, будучи убежденным революционером и враждебно относившимся к царской власти. Но под воздействием обстоятельств, Сталин возрастал и, фактически к концу 30-х годов, стал, как он сам сказал своей матери «чем-то вроде русского царя». То есть стал преемником российских императоров. И, как это ни парадоксально, именно он реализовал в достаточно полной мере ту модель, которую разработал еще один человек, связанный с крымской землей - великий русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский. Фактически, сталинская модель государственного устройства во многом развивалась по лекалам, описанным Данилевским. Единственное, что Сталин, может быть, не строил таких иллюзий как Данилевский в отношении панславизма, потому что он уже имел больший исторический опыт. Он уже знал и о предательстве болгар после освобождения, и о сомнительном поведении других славянских народов.
Поэтому Сталина, конечно, нужно вписать в нашу историю, понять его роль в ней как правопреемника традиций Российской империи. Относительно этой темы, я написал статью «Царь-Мученик Николай Александрович и Иосиф Виссарионович Сталин», в которой собственно старался показать преемство политики Императора царской России и лидера советской России, ведь решали они те же самые задачи.
Причем, Сталин во многих случаях действовал достаточно символично. Чего только стоит его прямое указание, чтобы капитуляцию у японцев принял полковник Иван Артеменко, сын героя Порт-Артура. А выступая по случаю окончания войны с Японией, Сталин сказал такую удивительную фразу: «Сорок лет ждали мы, люди старшего поколения, этого дня». Оказывается, в 1905 году сердцу Сталина была нанесена такая тяжелая рана, что он вспоминал это через сорок лет и с гордостью объявил народу, что этот позор поражения в русско-японской войне смыт русской армией, русской кровью и наша честь восстановлена.
Поэтому, я думаю, что Сталин - неотъемлемая часть нашей истории, и все попытки десталинизации несомненно провалятся, ибо русское сердце по-другому воспринимает Сталина. Несмотря на то, что правление Сталина было жестоким временем, и страдали невинные люди, он был мудрым правителем.
Митрополит Нестор (Анисимов), один из известнейших церковных деятелей, один из столпов русской эмиграции, который был экзархом Юго-Восточной Азии, а потом, вернувшись в советскую Россию, был отправлен в тюрьму, где отсидел четыре года в лагере за то, что когда-то написал книгу о расстреле московского Кремля большевиками в 1917 году сказал такую фразу: «Мы многое простили Сталину за победу в Великой Отечественной войне, но мы ничего не простили Ленину». Такой была позиция лучшей части русской эмиграции.
Поэтому, я считаю, что и мы должны следовать такому пониманию Сталина, которое заложили люди, сами пострадавшие от сталинского режима при своей земной жизни.
- Насколько современная евразийская модель развития России сопоставима с исторической имперской?
- На сегодняшний момент очень сложно говорить о точных контурах евразийской модели, она только разрабатывается. И, на мой взгляд, сейчас есть два варианта развития Евразийского Союза.
Один вариант нежелательный, бесперспективный и губительный, его можно назвать Новой Ордой. К реализации такого сценария стремятся многие народы, прежде всего, народы среднеазиатские, у которых на данный момент очень высокий прирост рождаемости, и они, при реализации такого сценария могут стать просто доминирующими на евразийском пространстве и попытаются подмять под себя русский народ.
Есть другая модель, которая традиционна для России и реализовывалась на евразийском пространстве с XVI века. Это модель Империи, в которой главенствующим народом на просторах Евразийского Союза будет именно русский народ. Он для этого имеет и больше прав, как народ-создатель этого государства, как народ, объединивший пространство российской империи.
К тому же, русский народ для этого более приспособлен, потому что в характер русского человека заложена та истинная толерантность, а лучше назвать это русским словом терпимость, к представителям других народов, других вер.
Именно поэтому русские всегда выступали в роли арбитров в межнациональных конфликтах и могли регулировать эти конфликты, мирить другие народы. Ни один другой народ не обладает таким внутренним потенциалом, это связано с психологическими особенностями русского человека, с особенностями вероисповедными, ибо именно православие наложило свой глубокий отпечаток на мировоззрение русского человека. Поэтому русский народ может стать объединителем Евразии.
И, если Евразийский Союз будет развиваться именно по этой модели, когда первым среди равных будет русский народ, тогда у него есть все шансы стать достойным преемником Российской и Советской империи.
- Будет ли Православие объединительным стержнем для такого евразийского пространства?
- Безусловно, Православие может стать этим стержнем. На сегодняшний момент Русская Православная Церковь - единственный институт, который сохранил свои приходы, свои подразделения на всем пространстве Российской империи.
Все другие институты были разрушены. Поэтому уже сегодня Русская Православная Церковь является интегративным институтом, а, получив государственную поддержку, восстановив идеал для церковно-государственных отношений, восстановив симфонию властей, конечно, влияние Русской Православной Церкви многократно возрастет.
- Как Вы оцениваете перспективы развития единого информационного евразийского пространства?
- В последнее время появилось такое очень перспективное информационное средство, как Интернет, который не знает границ. Я это знаю, как главный редактор интернет-портала, читатели которого - русские люди, живущие не только в России, но и в значительной степени на Украине, в Беларуси, США, Норвегии, Германии. Поэтому это информационное пространство может уже сейчас явиться таким интеграционным центром.
Необходимость создания евразийского информационного пространства очевидна и даже более того, с этого, наверное, надо и начинать. Не с экономической интеграции, а именно с информационной, чего легче достичь, используя интернет. А экономическая интеграция требует принятия экономических механизмов, которые не всем могут нравиться, не соответствовать интересам каких-либо финансово-промышленных групп. А вот информационная интеграция достижима легче, поэтому ее необходимо выстраивать.
На сегодняшний момент экономической интеграцией занимается советник Президента России Владимира Путина по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Юрьевич Глазев, причем занимается очень активно, посещая государства, которые могут стать в перспективе членами Евразийского Союза.
Информационной интеграцией на таком уровне не занимается сегодня никто. А ведь это очень важная задача, которой, на мой взгляд, необходимо заниматься, причем активно. Пока это может происходить на уровне вот таких частных инициатив путем выстраивания личных отношений между различными средствами массовой информации. Но в перспективе, безусловно, она должна быть поступательной, постоянной, осознанной, тогда она и принесет свои плоды.
15. Ответ на 11., Лебедевъ:
14. Ответ на 9., Hyuga :
13. Ответ на 10., Silvio63:
12. Ответ на 12., рудовский:
11. Re: «Евразийский выбор России: между Ордой и Империей!»
10. Интервью главного редактора
9. Ответ на 9., Hyuga:
8. Никакого евразийского выбора не надо
7. Замечательная статья
6. Re: «Евразийский выбор России: между Ордой и Империей!»