Братья староверы

«За солнцем мы идём или навстречу ему, в любом случае мы идём за Христом...»

0
20060
Время на чтение 5 минут

В конце шестидесятых годов прошлого века, когда в СССР сталинское отношение к религии начинало сменяться хрущёвскими гонениями, я, совсем мальчишкой работал после школы в районной газете. И редактор послал меня сделать материал с заседания бюро райкома КПСС. А там обсуждался вопрос об исключении из членов партии бригадира одного из колхозов. Свою веру в Бога он не отрицал, не каялся и, когда члены бюро проголосовали за его исключение, положил партбилет и молча вышел. Рядом со мной сидел знакомый председатель колхоза. Он попросил меня догнать этого человека и сказать, чтобы тот подождал его. Спустя месяц я узнал, что исключённый работает у этого председателя завхозом. Мне председатель сказал:

- Меня потащили на ковёр: зачем взял на работу? Немедленно уволь. Я отвечал: можете и меня исключить, а такого завхоза я вам не отдам. Почему? Он же старовер, а они копейки чужой не возьмут. Пойди, найди честного завхоза.

И ещё воспоминание. Тоже из юности. В районе было много староверов, но вот ночевать у себя в деревне они не оставляли. Раз даже, помню, в деревне Кержаки, попросил напиться, хозяйка вынесла воду в черепушке, я напился, вернул её, а хозяйка черепушку выбросила. По-моему, даже демонстративно. Видимо, она почувствовала запах табака, я по дурости тогда курил.

Название Кержаки, конечно, от реки Керженец, куда уходили первые волны гонимых сторонников протопопа Аввакума. Их называли раскольниками. Это более, чем несправедливо. Какие же они раскольники? Что они раскалывали? Они хранили ту веру, которую получили от отцов и дедов. Кто их убеждал в том, что какие-то исправления в обрядности, в текстах Священных книг, чтобы не уклониться от чистоты полученной из Византии веры, необходимы? Что ещё задолго до Патриарха Никона преподобный Максим Грек, учёнейший монах Святой Горы Афон, приглашённый в Москву для переводов с греческого на русский, говорил о некоторых неточностях русских текстов, уже вошедших в церковную жизнь. За что, кстати, много перестрадал.

Раскол у нас был, это раскол, названный по имени архиепископа-обновленца Григория (Яцковского) григорианским. Это конец 1925-го года. Григорианцы исполняли директиву ОГПУ «ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев». В апреле следующего года Антицерковная комиссия ЦК ВКП(б) постановила: «Проводимую ОГПУ линию по разложению тихоновской части церковников признать правильной и целесообразной». И по всей стране шли аресты, расстрелы и ссылки именно православного священства. На сторону обновленцев переходили многие. Вот это был раскол так раскол, угрожавший по сути существованию Православной церкви в России. И подчинению остатков её Ватикану, который жадно ждал результатов раскола. Но не вышло ничего ни у большевиков, ни у Ватикана. И последствия раскола вскоре стали неощутимы, чему во многом содействовал приход Патриарха Сергия на Патриарший престол и чистосердечное раскаяние многих раскольников-обновленцев. А Послание Сергия помогло прекратить действие всяких легатов и нунциев Ватикана в СССР.

Теперь уже и Русская православная Зарубежная церковь едина с Русской православной церковью. Вроде и катакомбники уже на поверхности. Но вот всё никак не можем мы братски обняться с братьями по вере, старообрядцами.

Почему? Очень сильна у них обида и на царское, и на советское государство, на священноначалие, на большевиков, на коммунистов.

Но и в самом деле: гонения, тюрьмы, ссылки, казни, сжигание заживо... всё прошли приверженцы старой веры. Православных они называют нововерами, никонианами, и готовы вновь страдать и умирать за двоеперстие, за «посолонь», за бороды. Крепость их веры сродни фанатизму, они уверены, что спасение можно получить только пребывая в вере Авакумовой. Именно он, по преданию, возвысил двоеперстие из горящего сруба и возгласил: «Будете таким крестом молиться, не погибнете во веки». Спросим, а нам, что, погибать со своим троеперстием? И, значит, напрасны все жертвы, реки крови, пролитые православными за Христа во все времена богоборчества? И разве не уязвляет наше сердце Аввакумово название православного креста польским крыжем?

Да, велик Аввакум в своём неистовом желании сохранить старую веру. Велики старообрядцы, пронесшие через века святость семьи, трудолюбие, здоровый образ жизни. Может быть, этому помогло их воинственное отмежевание от мира? Но они были, так или иначе, в государстве. И когда наступали войны, когда государству были нужны солдаты, как было не считать укрывавшихся в лесах людей призывного возраста дезертирами? И как думать о священниках, вынуждавших своих пасомых идти в подкопы, в самосожжение?

О, Россия, Русь-матушка, как часто ты относилась к своим хуже, чем к чужим. В Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин, не принимали старообрядцев. А для трёх лицеистов, мальчиков - лютеран специально выстроили кирху. Да и доселе всё так же, забросили мы 25 миллионов соотечественников в зарубежьи, а города наши, рынки, магазины полнятся кавказцами и азиатами. Если когда возвращаются старообрядцы из Южной Америки в Россию, им не создают условий для жизни. А уж кто, как не старообрядцы, могут работать и производить безобманные продукты и товары.

Московский центр старообрядчества начинался с «Богоделенного» дома на Рогожском кладбище, которое было определено для захоронения умерших во время чумы в 1771 году. И очень быстро там появилась и деревянная часовня, заменённая через пять лет каменной (1781 г.), затем церкви, к концу 18-го века было двадцать тысяч прихожан, а к 1925 году, во времена Александра 1-го, до семидесяти тысяч. Здесь, при нашествии французов укрывалось церковное имущество. Уже развернулась благотворная для Москвы деятельность: сиротский дом, приюты для умалишённых, училище для подкидышей (вот что очень бы хотелось возродить, это бы резко уменьшило число абортов), были уже на Рогожке библиотеки, архив, богатый редкими изданиями... Но, силён бес, далее вновь начались притеснения, гонения. В 50-е годы многие старообрядцы переходили в единоверие, но причина была... экономическая. Переход в единоверие позволял записываться в купеческое сословие. А уж купцы староверы были первейшие. В начал 20-го века император Николай 2-й даровал старообрядцам гражданские и религиозные свободы. Снято было с них клеймо раскольников. И какой тогда был животворный всплеск в строительстве храмов, больниц, школ, приютов, домов Трудолюбия. На деньги старообрядцев.

Но застарелые обиды на власти не заживали, и в революцию некоторые старообрядцы финансово помогали большевикам. В благодарность за это большевики разрешили открыть на Рогожке Старообрядческую Академию, в ней, кстати, преподавал Бердяев. Но вскоре большевистские гонения коснулись и старообрядцев.

Но уж теперь-то, теперь-то, во времена усиления сатанинской злобы на Россию, уж время ли помнить обиды? И думать, что лучше: сущим во гробех, или: гробным? И, выходя из храма, куда поворачивать, вправо или влево? За солнцем мы идём или навстречу ему, в любом случае мы идём за Христом. Это главное, в этом мы едины сердцами и душами. Один язык, одна вера, одно Отечество.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1009. Ответ на 946., иерей Илья Мотыка:

Прошу прощения, был в отлучке, по сему, комментарий идёт задним числом. А мне без разницы, что по видео показывают. На ю тубе и инопланетян показывают и говорящих по русски котов. Но то, что это сказка знает даже моя Катя. Так как малышка всю свою 4 летнюю жизнь общается с котами и говорящих не встречала. Да и этот "чудотворец" рано или , поздно под прещение попадет. Так как часто слухи много чего преувеличивают. Ходили упорные слухи о службах на русском языке в Москве и Петербурге, которые якобы носят сверхмассовый характер. При разговорах со знающими людьми, сплетни оказались сплетнями. Так и 7 летнее священническое служение в достаточный срок, что бы судить о характере богослужебной практики распространенной в республике и городе.

А мне без разницы, что по видео показывают. На ю тубе…

Да, наверное пора заканчивать полемику, перешедшую в плоскость известной поговорки, где слово «глаза», рифмуется со словом «роса». Ибо сказано – не верь глазам своим. Да и этот "чудотворец" рано или , поздно под прещение попадет.

Илья, «чудотворец» под прещение не попадёт ни-ко-гда. Так, как и он сам и его правящий – обливанцы. Если запрещать То, через Что прошли они сами, то автоматически ставится под вопрос их хиротония. Да, полезная получилась Дискуссия. Лишнее доказательство того, что веры у нас разные. Благодаря нашей вере, принятой равноапостольным князем Владимиром, которая просвещала Русь 6,5 веков - наша страна состоялась, как Держава. Плоды вашей веры, мы пожинаем ныне. На эту тему, есть в и-нете хорошие 10 лекций В.Н.Осипова, конкретно, по моему шестая, последние 10 минут её, могла бы подвести здесь черту. Простите Христа ради.
Алё-ша / 17.09.2013, 17:35

1008. Re: Братья староверы

"Не врите". Фу, как грубо. И что меняет приведенная Вами цитата? Спасибо за нее, никто и не спорит.
Lucia / 16.09.2013, 14:05

1007. Ответ на 999., Иван Зайцев:

психология раскола

Вот об этом речь. Вечные диссиденты, поменявшие все юрисдикции. Это дегенерация.
М.Яблоков / 16.09.2013, 13:08

1006. Ответ на 998., Метафора:

Неправда. Я указывала, что это речь митрополита и давала ссылку. правда, не все мои посты проходят. Но это не имеет значения. И не говорите о стиле. Здесь это не звучит.Я сказала следующее - я привела цитату не ради цифр, которые вы только и умеете замечать, а ради призыва к миру и братолюбию, которые звучат в ней.

не врите. Что вы дергаете цитаты из книги митрополита Иллариона вы нигде не указывали. Доклад же митрополита Кирилла на архиерейском соборе 2004г находится на другой ссылке http://www.oldrpc.ru/articles/list.php?ELEMENT_ID=687 после вырванной вами цитаты следует: И вот, из-за отсутствия реального движения навстречу появляются люди, которые стремятся "старые мехи" раскола наполнить "новым вином" и сделать старообрядчество агрессивным началом, направленным против Русской Православной Церкви. Как правило, эти "младостарообрядцы" не являются выходцами из исконно старообрядческой среды, а находятся в перманентном поиске чего-то радикального и оппозиционного. единоверческим общинам должна быть оказана необходимая помощь, которая позволила бы им стать реально действующими мостами между Русской Православной Церковью и старообрядческими согласиями. При наличии сохраняющих свою самобытность, но интегрированных в общую церковную жизнь приходов, обнаруживаются и опасные тенденции к внутренней обособленности, сепаратизму. А в некоторых единоверческих кругах сохраняется идеология и психология раскола, фактически происходит отчуждение от общецерковной жизни и даже собственного Священноначалия. Кстати сказать, это, как нам известно, неприятно удивило и тех из старообрядцев, кто стремится обрести подлинное единство с Русской Православной Церковью при сохранении прежних обычаев и традиций. Таким образом, жизнь подводит нас к рассмотрению вопроса о целесообразности сформировать специальный церковный орган. Решением собора была создана Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Некоторые итоги ее работы я привел. Обличительный пыл "младостарообрядцев" и "псевдостарообрядцев" , как видите, с тех пор не умер.
Иван Зайцев / 16.09.2013, 12:14

1005. Re: Братья староверы

Неправда. Я указывала, что это речь митрополита и давала ссылку. правда, не все мои посты проходят. Но это не имеет значения. И не говорите о стиле. Здесь это не звучит. Я сказала следующее - я привела цитату не ради цифр, которые вы только и умеете замечать, а ради призыва к миру и братолюбию, которые звучат в ней.
Lucia / 16.09.2013, 09:09

1004. Ответ на 995., Иван Зайцев:

Так в чем дегенерация - в том, что я процитировала Патриарха?

А дегенерация, уважаемая, в том, что вы с Планиосом не нам - православным, а самим себе пытаетесь доказать, что мнимое "старообрядчество" вообще какое-то отношением имеет к Церкви Христовой. Тех, кто преслушают Церковь, Господь уподобил идолослужителям (Мф.18,17).
М.Яблоков / 16.09.2013, 09:05

1003. Ответ на 993., М.Яблоков:

Планиос" вообще старательно скрывает свою юрисдикцию. Видимо, она настолько экзотична! ))) Греческий раскольник, что тут скажешь... все юрисдикции уже перебрал, где только не был.

"Юрисдикцией" может быть некая "религиоведческая" контора со штатным набором пропагандистких материалов. Одинаково враждебная и Православию и старообрядчеству. Либо что-то сверх- маргинальное. Никакого священноначалия явно не признает. Признает ли брак?
Иван Зайцев / 16.09.2013, 08:14

1002. Ответ на 994., Метафора:

Спасибо за ВАшу доброту. Так в чем дегенерация - в том, что я процитировала Патриарха?

дегенерация в том, что цитату из речи митрополита большой давности вы выдаете за речь Патриарха. И подобные передергивания - ваш общий стиль.
Иван Зайцев / 16.09.2013, 07:58

1001. Ответ на 992., М.Яблоков:

деятельность всяких разных "метафор", "планиосов" и прочих клонов на этой ветке прямое словам батюшки подтверждение.Это проблема неофитста, разумеется, но это не главное... Главное - это дегенерация.

Спасибо за ВАшу доброту. Так в чем дегенерация - в том, что я процитировала Патриарха? Он не разбирается в этих вопросах? А я, знаете ли, скорее поверю ему, чем людям, которые даже не умеют вежливо разговаривать. Тем более, что он предостерег на прощание всех,кто его слушалв это воскресенье на подворье Оптинойпустыни: "Правильно вы сказали, что очень важно сопровождать духовную жизнь и духовное образование с тем, чтобы никакие лжеучители, даже прикрываясь высоким авторитетом наших обителей, не могли и не были способны создавать расколы и нестроения в жизни Церкви."
Lucia / 16.09.2013, 07:10

1000. Ответ на 989., Иван Зайцев:

"ревнителей чистоты древлеправославия", оказывается, что это - старообрядцы-неофиты, зачастую вовсе невоцерковленные, да еще успевшие побывать во множестве иных конфессий?

"Планиос" вообще старательно скрывает свою юрисдикцию. Видимо, она настолько экзотична! ))) Греческий раскольник, что тут скажешь... все юрисдикции уже перебрал, где только не был... Привет 16-ти "синодам"! )))
М.Яблоков / 15.09.2013, 23:14
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Крупин
Два рассказа
Тарзан и Жучка. Доставка пиццы
21.11.2024
Как с цепи сорвались
Идёшь в Церковь – идёшь в рай, ругаешь Церковь – готовишь себе ад
13.11.2024
Солженицын: 60 лет эмиграции и 30 лет возвращения
Солженицын – явление более социально-политическое, нежели литературное
11.11.2024
Фонарик
Крупинки
06.11.2024
Все статьи Владимир Николаевич Крупин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06