Российская власть не раз объявляла пьянству бой. Так происходило в Российской Империи в период Первой мировой войны, в СССР (антиалкогольные указы 1972 и 1985 годов). Однако радикальные меры, принося временный эффект, оборачивались множеством негативных последствий для населения и самого государства: процветали подпольное производство и продажа алкоголя, употребление суррогатов.
Борьба с «зеленым змием» порою оборачивалась совсем неожиданными результатами. В романе сибирского писателя Георгия Гребенщикова «Чураевы» мобилизованные на фронт, узнав об антиалкогольных мерах Николая Второго, решают напиться в последний раз. Да так, что по пьянке выжигают дотла центр Барнаула. Тогда же входит в обиход употребление вовнутрь одеколона и технических жидкостей. В ходе перестроечной антиалкогольной кампании вырубаются крымские виноградники, из кинофильмов цензура вырезает сцены застолий...
Сегодня в России вновь взят курс на проведение антиалкогольной политики - и в масштабе всей страны, и на местах. И вновь упор делается на запретительных мерах, какие мы наблюдаем и в Архангельске: «безалкогольными» стали июньские дни, когда проходят выпускные вечера, и День города. Насколько эффективны такие меры борьбы? Кто в действительности выигрывает от них? Об этом рассуждают писатель, руководитель регионального отделения движения «Народный Собор» Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов.
Голь на выдумки хитра
Анатолий Беднов: - Июнь в Архангельске выдался «сухим». Я говорю не о погоде, а об введенных ограничениях на продажу алкогольных напитков в магазинах в определенные дни. Временные рамки торговли спиртным стали максимально жесткими. Но стали ли меньше пить?
Александр Тутов: - Несмотря на это, идя по набережной можно прочитать на асфальте объявления с телефонами, по которым можно приобрести алкоголь в ночное время.
А.Б.: - Теперь за асфальтовую рекламу (не только алкогольную) будут штрафовать. Но даст ли это нужный результат? Лазейки-то в законах все равно находят - например, устраивают в магазинах «распивочные» - тесный закуток около прилавка, в котором столик и два-три стула.
А.Т.: - Или продают бутылку в виде «сувенира». То есть привозят зажигалку за триста рублей и к ней «бесплатную» водку. Или еще что-нибудь придумают. Действительно, возникло стихийно огромное количество всяческих «кафетериев», «рюмочных»; где бутылку продают с отвинченной крышкой. Но надо отметить, что все это идет дороже, появляются накрутки, как минимум стопроцентные, в кабаках, где можно купить алкоголь. То есть купить-то все равно можно. Поэтому возникает ощущение, что этот закон был специально спланирован...
А.Б.: - В интересах владельцев питейных заведений.
Чтобы утро стало добрым
А.Т.: - При этом пострадали многие магазины, так как без алкоголя им сложно добиться нормального оборота. Вместо того чтобы приучать народ к культурному винопитию, хотят уменьшить возможность нормальной покупки. Если говорить о выпускниках, то выпускники школ - это несовершеннолетние. Продажа им алкоголя запрещена. Так что продавать бутылки надо по предъявлению паспорта. Можно сделать это с 21 года.
А.Б.: - Как это уже практиковалось у нас в восьмидесятые. Как это принято во многих штатах США. Притом за нарушение требований закона наказывают даже детей президентов и вице-президентов.
А.Т.: - Это все нормальные ограничения. Но зачем создавать дополнительные проблемы? Люди закупают алкоголь заранее в большом количестве, а потом выпивают за один раз гораздо больше, чем им нужно.
То ограничение, что в магазинах алкоголь продается до девяти вечера, это, в принципе нормально. Но то, что начинают торговлю им с десяти утра - это плохо. Для некоторых невозможность опохмелиться может закончиться трагически. У этих людей организм для восстановления нормальной работы требует немного выпить. Конечно, доходить до такого состояния нехорошо, но потерять человека много хуже, у нас и без того смертность высокая. А мы будем терять многих талантливых, способных, трудолюбивых людей оттого, что они вовремя не опохмелились.
И еще надо уходить от продажи некачественных напитков. Но такие ограничения как раз и приводят к тому, что люди покупают некачественную водку у таксистов и т.д. Я бы не сказал, чтобы после этих мер народ стал меньше пить. Есть кратковременный эффект, но эти запреты помогают зарабатывать криминальные деньги. Зачем нам наступать многократно на одни и те же грабли? Тем более что есть и пример Америки, где от «сухого закона» выиграла только мафия. И у нас криминальные группировки стали появляться после указа 1985 года.
А.Б. - Есть опыт Скандинавии: когда ввели «сухой закон» в Норвегии, многократно выросла контрабанда алкоголя из Швеции.
А.Т.: - Выходцы из скандинавских стран приезжали к нам в алкогольные туры и упивались до того, что ползали на четвереньках. Так что эти меры не излечивают от алкоголизма. Должна быть государственный монополия на сырье, чтобы не использовался некачественный технический спирт.
За трезвые меры борьбы
А.Б.: - Такая монополия была бы выгодна и российским ликеро-водочным предприятиям.
А.Т.: - Больше всего подделывают водку и недорогие сорта коньяка, добавляя все, что угодно. То есть опасность в этом отношения большая. Тем более что поддельную водку бывает трудно отличить, запах один и тот же. С этой стороны надо заботиться о здоровье. А если просто делать вид, что мы «боремся», то алкоголиков и пьяниц от этого меньше не станет.
У людей, которые хотят отметить праздник, возникает масса сложностей, им приходится переплачивать. Люди теряют кучу денег, а разные структуры на этом наживаются. Все равно организм требует какого-то драйва, и полный отказ от алкоголя еще не значит, что человек изменится в лучшую сторону.
Часто он начинает много курить, злоупотреблять кофе...
А.Б.: - Опять же таблетки-транквилизаторы, антидепрессанты...
А.Т.:- Либо экстремальные виды спорта.
А.Б. - А еще секты, которые проповедуют якобы здоровый образ жизни.
А.Т.: - И при этом ведут тотальную психологическую обработку. Хорошо ли это? Мне кажется, что гораздо хуже.
Еще раз повторю: надо бороться против некачественных напитков, разных там «джин-тоников», «энергетических» напитков, которые надо запрещать.
Давайте за здоровый образ жизни будем бороться разумно.