«Возродить традиции Российской империи в одежде...»

Беседа с главой Дома русской одежды

0
1008
Время на чтение 7 минут

Валентина Аверьянова - основательница и глава Дома русской одежды Валентины Аверьяновой, который специализируется на создании одежды в народном стиле для современных людей. В свое время она защитила диплом по специальности модельер-конструктор у Вячеслава Зайцева. Коллекции Дома русской одежды разрабатываются с опорой на традиционный крой одежды, в них используется традиционная вышивка, кружева в старинном стиле, натуральные ткани. Публикуем беседу с модельером.

- Существуют ли у каждого времени свои особенности - и как, на ваш взгляд, они отражаются на одежде?

- Каждая эпоха с ее духом, колоритом, событиями, политикой, экономикой, войнами или мирной спокойной жизнью отражается на одежде, стиле и моде. Существует исследование на тему закономерностей изменения моды во время экономических и политических изменений в мире. В двадцатом веке длина юбок укорачивалась, плечи обнажались на фоне стремительных политических и экономических изменений. Обнажение женщины было как крик о продолжении жизни в ее животворящих энергиях, и нежелание смиряться с тяготами реальности. В 1920 года подолы укоротились, но как только ситуация на фондовом рынке стабилизировалась, то обнажать тело стало не модным. На Западе окончание второй мировой войны, трудами Кристиана Диора линии одежды и длина юбок вновь обрели гармонию.

- Как вы понимаете выражение «стильно одеваться»?

- Человек, учится, развивается, наслаждается красотой, природой, картинами... все прекрасные моменты жизни отражаются на душе и сердце. Душа питается красотой мира. И, человек, наполненный красотой, хочет отразить эту гармонию в своем облике. Стильный мужчина или женщина имеют представление о красоте, и сообщают ее через внешность своему окружению.

- Внешность - производная от образа жизни? Или наоборот?

- Одежда - это не только защита тела от зноя или ветра, и это не просто способ самовыражения, как думают многие. Одежда человека - это особый знак миру, о том в каком состоянии находится твоя душа. Молоденьким девушкам хочется внимания, они стремятся к поиску счастья, любви и спутника жизни. Это так естественно, что молодежь хочет быть яркой. Ведь молодость - это бурление соков самой жизни в крови. Взрослая же женщина выражает своим обликом мягкость, деликатность и невероятную красоту, которой ее наделил Бог. Мужчина это благородство, сила и мужественность - все это отражается в облике мужчины.

- Что, по-вашему, из традиционной русской одежды может стать прообразом одежды будущего?

- Только те народы, которые соблюдают и чтят свои традиции, имеют будущее. Современные мужчины могут носить костюмы самого разного, наиболее подходящего каждому из них кроя, цветов и отделки, но выдержанные при этом в русском стиле. Дамам подойдут платья, юбки, блузки с элементами традиционной отделки.

- Как бы вы сформулировали свое дизайнерское кредо?

- Возродить традиции Российской империи в одежде. В последние десятилетия многие русские православные общины ведут кропотливую работу по воссозданию, развитию и распространению праздничной и будничной одежды в русском национальном стиле. Многое уже сделано, но еще больше, нам предстоит сделать в этом направлении, творчески осмысливая богатое наследие, оставленное предками.

- В наше время не все, к сожалению, представляют себе характерные детали традиционного русского костюма. Расскажите, пожалуйста, о самых важных его особенностях.

- Русский парадный костюм своей красотой и многослойностью, кроем и значимостью деталей не предполагает суетливости в движения, небрежности в словах, неаккуратности в поступках... По таким элементам костюма, как пояс, оплечье и другие кольцевые детали, можно было судить о положении и заслугах владельца. В женских головных уборах присутствовали височные украшения из нескольких нитей жемчуга, называемых на Руси ряснами. Кокошники на Руси изготавливали мастерицы-»кокошницы», в совершенстве владевшие искусством шитья жемчугом, бисером и золотой нитью. Можно заметить, что вплоть до уже упоминавшихся реформ Петра I, в обычаях и костюмах Руси прослеживалась связь с византийской традицией, и, сравнивая византийские фрески, мозаики, иконы с фресками и иконами святой Руси, можно легко увидеть общие элементы в одеждах. Это и оплечье, обильно украшенное камнями и жемчугом; венцы с височными жемчужными подвесками; поручи; выделенная за счет декора центральная передняя линия в костюме, так называемый тяж. Интересно отметить, что и обувь, которую в старину носили русские князья, пурпурные сапоги, была долгое время неотъемлемой частью парадного костюма византийских императоров.

 

Дом русской одежды Валентины Аверьяновой

 

- А как, по вашим наблюдениям, развивался русский костюм после того, как Петр I повелел носить европейские наряды? Были ли примеры возвращения к традиционной одежде?

- Одним из примеров творческого осмысления и развития русской национальной одежды является создание во время царствования императора Николая II в начале XX века одежды в русском стиле (не только театральных костюмов и вечерних платьев, но и военной формы) великими русскими художниками В.М. Васнецовым, Б.М. Кустдиевым, И.Я. Билибиным. Военная форма, в большом количестве пошитая по их эскизам еще до 1917 года, использовалась большевиками после революции для обмундирования Красной армии и ЧК. Воины одевались в шинели, напоминающие стрелецкие кафтаны, а головной убор «богатырка» имел форму шлема древнерусского воина. Он ошибочно именуется «буденовкой», хотя к буденовцам имеет лишь то отношение, что последние носили его, как и многие другие бойцы Красной армии...

- Есть ли среди знаменитых женщин российской истории та, которую вы могли бы назвать образцом стиля и хорошего вкуса?

- Святая Мученица Императрица Александра Федоровна Романова. Она не просто была красавицей, и обладала безупречным вкусом, Александра Федоровна - образец для подражания. Главными в жизни императрицы были любовь к Богу и ближнему, забота о своей семье и нуждающихся. Она много делала для России, своей семьи и своего августейшего супруга.

- Что вы считаете самым сложным в своей работе?

- А что в ней сложного? Только радость.

- Какие материалы вы используете для создания своих коллекций, только натуральные?

- Мы стараемся использовать только натуральные ткани. Но часто декоративные элементы и художественная задумка требуют использования различных материалов с содержанием вискозы, полиэстера. Также разные ткани диктуют разные ценовые категории, не все могут позволить себе вещи чисто из натуральных тканей.

- Что для вас важнее, красота одежды или ее практичность? Возможно, ли гармонично сочетать эти качества?

- Безусловно, да. Самое главное - это качество. Качество ткани, качество работы швеи и закройщика. А то, что выполнено на высоком уровне всегда красиво и практично.

- Ваши работы иногда похожи на иллюстрации к сказкам или историческим романам - а есть ли у вас любимый исторический герой?

- Первая сказка, которую я услышала и запомнила, это сказка о Иване-Царевиче и Сером волке. Сказка ожившая, в картине великого русского художника Виктора Васнецова. А праздничная одежда нашей марки действительно предназначена для людей, не боящихся демонстрировать любовь к традициям Руси. Эта одежда для тех, кто хочет посещать важные мероприятия, ходить в храм, венчаться, крестить детей в традиционном костюме. Но также есть одежда, которая подойдет для человека, вынужденного учитывать ритм нашего мира. Это качественная, красивая и современная одежда. Русский костюм со своей многовековой историей не умер, он продолжает жить и меняться.

- Откуда вы черпаете идеи для создания новых моделей - из специальной литературы по историческому костюму, из собственных впечатлений о том, каким должно быть платье?..

- Наша русская природа - это кладезь для вдохновения. Узоры ситца - это русское поле, орнаменты и рисунки для вышивки прячутся в морозных узорах на наших окнах. Птицы, звери, лес, горы, степи, реки, цветы - любовь к Родной Земле... все это есть в нашей одежде.

- Интересуетесь ли винтажной одеждой и аксессуарами - например, кружевными изделиями или вышивками? Быть может, у вас есть собственная коллекция подобных образцов?

- Да, у меня есть богатая коллекция старинного кружева и вышивок. В нашей семье из рода в род передаются произведения искусства старых русских мастеров и мастериц. Мой прадед носил фамилию Кононов, и имел ткацкие фабрики, наверное, любовь к тканям и кружевам у меня в крови.

- Есть в вашем собственном гардеробе какая-то особенно любимая вещь?

- У меня есть боярский костюм. Это самая драгоценная для меня вещь. И вовсе не из-за его стоимости, а из-за той любви, которая вкладывается в его создание. Почему я говорю «вкладывается», костюм постоянно дорабатывается, сначала это была только платье-основа, потом были созданы кокошник, поручи, оплечье, все это было расшито золотом и серебром, самоцветами и жемчугом. Мой костюм имеет свою историю, свою жизнь и память.

- Не так давно вы были награждены национальной премией в области Авторской Моды. Можно ли узнать об этом подробнее?

- Да, в 2012 году наша марка получила национальный приз в области Авторской Моды в номинации «Авторская коллекция в традиционном народном стиле». http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/03/byt_russkim_segodnya_eto_modno Мы участвовали в разных номинациях, но наши боярские костюмы вызвали настоящий восторг и бурю оваций у публики и жюри. Я была тронута словами председателя жюри конкурса Вячеслава Зайцева, который высоко оценил нашу работу и отметил важность сохранения русского стиля и передачу его новому поколению.

- Расскажите о вашей новой коллекции. Над чем вы сейчас работаете?

- Наша новая коллекция совмещает в себе современность, удобство и русские традиции и русский стиль. Мотивы русских орнаментов, вышивка, многоцветие тканей - все это есть в нашей коллекции. Мужские кафтаны и кители, рубашки и многое другое составят гардероб, как и для выходных праздничных событий, так и для работы. Мы не шьем рубашки с воротом «под галстук», потому что галстук не является частью русской традиции, у нас имеются красивые рубашки с воротом стойкой, защищающими шею. Женская одежда богата кружевными изделиями, легкими платьями, нежными блузами, гобеленовыми и расшитыми юбками, кашемировыми пальто, обрамленными кружевной тесьмой и мехами. Все это элегантно, удобно, современно - и вместе с тем мы сохранили в одежде мотивы русского стиля, постарались передать в каждом изделии нашу любовь к России.

Интервью Алекса Громова

См.: Дом Русской Одежды Валентины Аверьяновой 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: «Возродить традиции Российской империи в одежде...»

В принципе в приведенной в статье ссылке образцы показаны неплохие. Женские. А вот с мужскими видимо беда. Но это у всех народов, по-моему, вариантов нет: либо европейский костюм в кач-ва официального стиля, либо джинсы и полуспортивный стиль. Есть еще одежды религиозных деятелей, но это другое.
РоманС / 24.07.2013, 08:25

4. Re: «Возродить традиции Российской империи в одежде...»

Ой! Уже было что-то такое, "не особо лепое" год или полтора назад. Причем вместе с ценами (необычайно высокими).
рудовский / 24.07.2013, 08:13

3. Ответ на 1., Адриан Роум:

Может, у автора моделей есть и более практичные образцы? Жалко тогда, что их не явила РНЛ, хотя бы ссылкой на них.

Есть, несомненно. А на фото, действительно, модельерши выглядят не совсем лепо. Особенно барышня, у которой из-под кокошника вылохмачиваются неубранные патлы. Ведь кокошник и распущенные волосы - вещи просто несовместимые в принципе.
Павел Тихомиров / 24.07.2013, 04:02

2. Re: «Возродить традиции Российской империи в одежде...»

Да,русских нужно одеть в ту одежду,которую Петр Первый снял с них в 17 веке.
/ 24.07.2013, 01:29

1. Re: «Возродить традиции Российской империи в одежде...»

Верный способ отвратить русских от русского стиля такой оперной бутафорией, как здесь на картинке. Одежда должна выражать духовную сущность ее носителя. Современная одежда выражает дух похоти, преувеличенной сексуальности и промискуитета (каждый с каждым). Амиши (христианская община в Америке) доказывают, что одежда может быть иной. Они придерживаются опосредованного средневекового стиля, который ориентировался на христианскую мораль. (http://goo.gl/xk0Rr) Это повседневная одежда, практичная и скромная одновременно. Несомненно, Св.Руси нужен так же свой образ во всем, также и в одежде. Только не в бутафорном ее исполнении. Пусть наши модельеры-патриоты проникнутся Божиим Духом Православия и его традицией и постараются создать модели, которые не отталкивают своей нелепостью, но программируют духовный облик русского человека, опираясь на, творчески и аккуратно преображенную, традицию. _______________________ P.S. Может, у автора моделей есть и более практичные образцы? Жалко тогда, что их не явила РНЛ, хотя бы ссылкой на них.
Адриан Роум / 23.07.2013, 21:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06