Валентина Аверьянова - основательница и глава Дома русской одежды Валентины Аверьяновой, который специализируется на создании одежды в народном стиле для современных людей. В свое время она защитила диплом по специальности модельер-конструктор у Вячеслава Зайцева. Коллекции Дома русской одежды разрабатываются с опорой на традиционный крой одежды, в них используется традиционная вышивка, кружева в старинном стиле, натуральные ткани. Публикуем беседу с модельером.
- Существуют ли у каждого времени свои особенности - и как, на ваш взгляд, они отражаются на одежде?
- Каждая эпоха с ее духом, колоритом, событиями, политикой, экономикой, войнами или мирной спокойной жизнью отражается на одежде, стиле и моде. Существует исследование на тему закономерностей изменения моды во время экономических и политических изменений в мире. В двадцатом веке длина юбок укорачивалась, плечи обнажались на фоне стремительных политических и экономических изменений. Обнажение женщины было как крик о продолжении жизни в ее животворящих энергиях, и нежелание смиряться с тяготами реальности. В 1920 года подолы укоротились, но как только ситуация на фондовом рынке стабилизировалась, то обнажать тело стало не модным. На Западе окончание второй мировой войны, трудами Кристиана Диора линии одежды и длина юбок вновь обрели гармонию.
- Как вы понимаете выражение «стильно одеваться»?
- Человек, учится, развивается, наслаждается красотой, природой, картинами... все прекрасные моменты жизни отражаются на душе и сердце. Душа питается красотой мира. И, человек, наполненный красотой, хочет отразить эту гармонию в своем облике. Стильный мужчина или женщина имеют представление о красоте, и сообщают ее через внешность своему окружению.
- Внешность - производная от образа жизни? Или наоборот?
- Одежда - это не только защита тела от зноя или ветра, и это не просто способ самовыражения, как думают многие. Одежда человека - это особый знак миру, о том в каком состоянии находится твоя душа. Молоденьким девушкам хочется внимания, они стремятся к поиску счастья, любви и спутника жизни. Это так естественно, что молодежь хочет быть яркой. Ведь молодость - это бурление соков самой жизни в крови. Взрослая же женщина выражает своим обликом мягкость, деликатность и невероятную красоту, которой ее наделил Бог. Мужчина это благородство, сила и мужественность - все это отражается в облике мужчины.
- Что, по-вашему, из традиционной русской одежды может стать прообразом одежды будущего?
- Только те народы, которые соблюдают и чтят свои традиции, имеют будущее. Современные мужчины могут носить костюмы самого разного, наиболее подходящего каждому из них кроя, цветов и отделки, но выдержанные при этом в русском стиле. Дамам подойдут платья, юбки, блузки с элементами традиционной отделки.
- Как бы вы сформулировали свое дизайнерское кредо?
- Возродить традиции Российской империи в одежде. В последние десятилетия многие русские православные общины ведут кропотливую работу по воссозданию, развитию и распространению праздничной и будничной одежды в русском национальном стиле. Многое уже сделано, но еще больше, нам предстоит сделать в этом направлении, творчески осмысливая богатое наследие, оставленное предками.
- В наше время не все, к сожалению, представляют себе характерные детали традиционного русского костюма. Расскажите, пожалуйста, о самых важных его особенностях.
- Русский парадный костюм своей красотой и многослойностью, кроем и значимостью деталей не предполагает суетливости в движения, небрежности в словах, неаккуратности в поступках... По таким элементам костюма, как пояс, оплечье и другие кольцевые детали, можно было судить о положении и заслугах владельца. В женских головных уборах присутствовали височные украшения из нескольких нитей жемчуга, называемых на Руси ряснами. Кокошники на Руси изготавливали мастерицы-»кокошницы», в совершенстве владевшие искусством шитья жемчугом, бисером и золотой нитью. Можно заметить, что вплоть до уже упоминавшихся реформ Петра I, в обычаях и костюмах Руси прослеживалась связь с византийской традицией, и, сравнивая византийские фрески, мозаики, иконы с фресками и иконами святой Руси, можно легко увидеть общие элементы в одеждах. Это и оплечье, обильно украшенное камнями и жемчугом; венцы с височными жемчужными подвесками; поручи; выделенная за счет декора центральная передняя линия в костюме, так называемый тяж. Интересно отметить, что и обувь, которую в старину носили русские князья, пурпурные сапоги, была долгое время неотъемлемой частью парадного костюма византийских императоров.
- А как, по вашим наблюдениям, развивался русский костюм после того, как Петр I повелел носить европейские наряды? Были ли примеры возвращения к традиционной одежде?
- Одним из примеров творческого осмысления и развития русской национальной одежды является создание во время царствования императора Николая II в начале XX века одежды в русском стиле (не только театральных костюмов и вечерних платьев, но и военной формы) великими русскими художниками В.М. Васнецовым, Б.М. Кустдиевым, И.Я. Билибиным. Военная форма, в большом количестве пошитая по их эскизам еще до 1917 года, использовалась большевиками после революции для обмундирования Красной армии и ЧК. Воины одевались в шинели, напоминающие стрелецкие кафтаны, а головной убор «богатырка» имел форму шлема древнерусского воина. Он ошибочно именуется «буденовкой», хотя к буденовцам имеет лишь то отношение, что последние носили его, как и многие другие бойцы Красной армии...
- Есть ли среди знаменитых женщин российской истории та, которую вы могли бы назвать образцом стиля и хорошего вкуса?
- Святая Мученица Императрица Александра Федоровна Романова. Она не просто была красавицей, и обладала безупречным вкусом, Александра Федоровна - образец для подражания. Главными в жизни императрицы были любовь к Богу и ближнему, забота о своей семье и нуждающихся. Она много делала для России, своей семьи и своего августейшего супруга.
- Что вы считаете самым сложным в своей работе?
- А что в ней сложного? Только радость.
- Какие материалы вы используете для создания своих коллекций, только натуральные?
- Мы стараемся использовать только натуральные ткани. Но часто декоративные элементы и художественная задумка требуют использования различных материалов с содержанием вискозы, полиэстера. Также разные ткани диктуют разные ценовые категории, не все могут позволить себе вещи чисто из натуральных тканей.
- Что для вас важнее, красота одежды или ее практичность? Возможно, ли гармонично сочетать эти качества?
- Безусловно, да. Самое главное - это качество. Качество ткани, качество работы швеи и закройщика. А то, что выполнено на высоком уровне всегда красиво и практично.
- Ваши работы иногда похожи на иллюстрации к сказкам или историческим романам - а есть ли у вас любимый исторический герой?
- Первая сказка, которую я услышала и запомнила, это сказка о Иване-Царевиче и Сером волке. Сказка ожившая, в картине великого русского художника Виктора Васнецова. А праздничная одежда нашей марки действительно предназначена для людей, не боящихся демонстрировать любовь к традициям Руси. Эта одежда для тех, кто хочет посещать важные мероприятия, ходить в храм, венчаться, крестить детей в традиционном костюме. Но также есть одежда, которая подойдет для человека, вынужденного учитывать ритм нашего мира. Это качественная, красивая и современная одежда. Русский костюм со своей многовековой историей не умер, он продолжает жить и меняться.
- Откуда вы черпаете идеи для создания новых моделей - из специальной литературы по историческому костюму, из собственных впечатлений о том, каким должно быть платье?..
- Наша русская природа - это кладезь для вдохновения. Узоры ситца - это русское поле, орнаменты и рисунки для вышивки прячутся в морозных узорах на наших окнах. Птицы, звери, лес, горы, степи, реки, цветы - любовь к Родной Земле... все это есть в нашей одежде.
- Интересуетесь ли винтажной одеждой и аксессуарами - например, кружевными изделиями или вышивками? Быть может, у вас есть собственная коллекция подобных образцов?
- Да, у меня есть богатая коллекция старинного кружева и вышивок. В нашей семье из рода в род передаются произведения искусства старых русских мастеров и мастериц. Мой прадед носил фамилию Кононов, и имел ткацкие фабрики, наверное, любовь к тканям и кружевам у меня в крови.
- Есть в вашем собственном гардеробе какая-то особенно любимая вещь?
- У меня есть боярский костюм. Это самая драгоценная для меня вещь. И вовсе не из-за его стоимости, а из-за той любви, которая вкладывается в его создание. Почему я говорю «вкладывается», костюм постоянно дорабатывается, сначала это была только платье-основа, потом были созданы кокошник, поручи, оплечье, все это было расшито золотом и серебром, самоцветами и жемчугом. Мой костюм имеет свою историю, свою жизнь и память.
- Не так давно вы были награждены национальной премией в области Авторской Моды. Можно ли узнать об этом подробнее?
- Да, в 2012 году наша марка получила национальный приз в области Авторской Моды в номинации «Авторская коллекция в традиционном народном стиле». http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/03/byt_russkim_segodnya_eto_modno Мы участвовали в разных номинациях, но наши боярские костюмы вызвали настоящий восторг и бурю оваций у публики и жюри. Я была тронута словами председателя жюри конкурса Вячеслава Зайцева, который высоко оценил нашу работу и отметил важность сохранения русского стиля и передачу его новому поколению.
- Расскажите о вашей новой коллекции. Над чем вы сейчас работаете?
- Наша новая коллекция совмещает в себе современность, удобство и русские традиции и русский стиль. Мотивы русских орнаментов, вышивка, многоцветие тканей - все это есть в нашей коллекции. Мужские кафтаны и кители, рубашки и многое другое составят гардероб, как и для выходных праздничных событий, так и для работы. Мы не шьем рубашки с воротом «под галстук», потому что галстук не является частью русской традиции, у нас имеются красивые рубашки с воротом стойкой, защищающими шею. Женская одежда богата кружевными изделиями, легкими платьями, нежными блузами, гобеленовыми и расшитыми юбками, кашемировыми пальто, обрамленными кружевной тесьмой и мехами. Все это элегантно, удобно, современно - и вместе с тем мы сохранили в одежде мотивы русского стиля, постарались передать в каждом изделии нашу любовь к России.
Интервью Алекса Громова
5. Re: «Возродить традиции Российской империи в одежде...»
4. Re: «Возродить традиции Российской империи в одежде...»
3. Ответ на 1., Адриан Роум:
2. Re: «Возродить традиции Российской империи в одежде...»
1. Re: «Возродить традиции Российской империи в одежде...»