«С мiромъ!». Так начинается поэтический сборник «Рябина» Николая Головкина, вышедший в 2012 году в издательстве ИД «ВЕЛИКОРОССЪ» ИКП. «Путь».
И действительно, мирный настрой этих поэтических строк покрывает и волнение, и тревогу, и порой даже негодование автора, когда он пишет о том, что разрушается дорогой его сердцу уклад русской жизни.
Собранные под обложкой с рябиновыми гроздями, припорошенными снегом, стихи Николая Головкина, выдают, что в этой книге: «...всё у меня о России, даже когда о тебе» (В. Соколов).
Редактор сетевого литературного журнала «Камертон» (Москва) Николай Головкин, как странник, ходит «путём всея земли», чтобы узнать, найти в нашем «непоэтическом» времени поэтов и писателей и собрать их хотя бы на страницах журнала. И это тоже часть его поэтического мира. Недаром в сборнике много стихотворений - посвящений: «памяти московского художника Константина Радимова», «памяти режиссёра из Новосибирска Ювеналия Соловьёва», «памяти ашхабадского поэта Вадима Зубарева»...
Николай Головкин улавливает мотив русских песен, певаемых в народе задолго до него. Так, например, песенно звучит его стихотворение «Память - птица»:
Затуманилась гладь зеркальная.
Ничегошеньки не видать.
Память близкая - память дальняя
отражением может стать.
Ценность поэтических строк Головкина в их острой актуальности. Поэт определяет в них, уже, как публицист, в чём причина сегодняшней разрухи:
Мы истоки свои позабыли.
И чужие всё слушаем были.
Обмелели. Вот так же, как реки.
Неужели всерьёз и навеки?
В своих раздумьях обращается он и к пушкинской поэме «Пир во время чумы»: «Давно зимуют на чужбине // Отчизны лучшие умы. // Теперь в стране сезон чумы».
Об этом же и поэма Николая Головкина «Столичные были», в которой описан соцопрос «в полутёмном переходе». «Герои» соцопроса, точнее, «тени от народа»: бывший рабочий завода; бывший, как это ни дико звучит, крестьянин; мать сыновей, погибших в Чечне.
Поэт пытается найти причину народной беды. Отнюдь не философски, но логически он рассуждает: «От ухабов дороги - тревога. // Нет царя. // Выше стало до Бога!».
И тут же по каким-то генетическим каналам приходит к нему сознание:
«Нет, нового изгнать Батыя // собраться должен весь народ...»
Одно из самых суровых (но мирных) стихотворений этого сборника «К 90-летию образования СССР» написано Николаем Головкиным от лица соотечественников, которым «СССР - не переправа», а «одна шестая света... Держава». Одна из прабабушек поэта Анна Кирилловна Мединская (Пенская), выпускница института благородных девиц в Киеве, была женой сына генерал-губернатора Самарканда Виктора Юлиановича Мединского - начальника Кокандского уезда Константина Викторовича. Их старшая дочь Ольга Константиновна, бабушка Николая Головкина, - тоже выпускница этого института, мама поэта - кандидат педагогических наук. А сколько таких семей, для которых СССР - единая Родина? Родина, давшая такой потенциал для развития науки и культуры.
Автор книги «Рябина» обращается к своему читателю: «Может, мы душой остыли? // Иль от праздности устали?».
И простые его строки достигают сердца:
Сквозь толщу стен и тонкое стекло.
сквозь нас и мимо время вдаль текло.
Каким оставим Дом мы нашим внукам?
Дай Бог, чтоб в жизни больше им везло!
В какую историческую эпоху поэту легко жилось? Ответа нет. А не взвыть от тоски и неустройства, поэту помогает заметный только его сердцу мир. И он пишет о том, что, самое сокровенное всегда остаётся с ним. И с нами, читателями:
Бушует вьюга за окном,
дороги замело.
А нам, кто со сверчком знаком,
тепло,
легко,
светло.