Совсем недавно в исторической перспективе было принято считать, что религия ушла из общественно-политической жизни, оставшись как фоновый культурный феномен. Особенно существенно это было для нашей страны, которая в эпоху господства коммунистической идеологии была официально не просто отделённой от религии, но атеистической и по форме и по содержанию. Поэтому когда речь сейчас идёт о возрождении влияния религии в современном мире, то бывшему советскому человеку, понять этот феномен не так просто, настолько сильно религия вне нашей привычной культуры. Тем более странным кажется факт того, что в целом ряде стран происходит возвращение от идеологии прогресса, к нормам самой что ни на есть традиционной религиозной модели. Нельзя сказать, что процесс этот происходит безболезненно, так как во всех этих странах выросло, жило и уже умерло подчас несколько поколений, светских по своему характеру мышления и культуры. Это ломает уже сложившиеся социальные и политические институты, как это сейчас происходит в Турции, Сирии, Египте и Пакистане. Гораздо сложнее ситуация в европейских странах, которые никогда не были исламскими, но благодаря миграции с одной стороны и перехода в ислам ряда категорий граждан внутри самих европейских стран это порождает культурный шок и глубокий социальный и культурный конфликт. Так как процессы миграции, и одновременно исламизации среди самих европейцев только нарастают легко предсказать разрастание и конфликтного потенциала внутри европейского общества.
Причин у этого вне сомнения деструктивного и опасного процесса множество это то, что в мире в целом и в том числе Европе произошло разочарование в идеологии прогресса, а освободившееся место стали занимать иные ценности и взгляды, в основном работающие по постмодернистской методологии. Общее настроение, которое господствует сейчас в мире это разочарование, гедонизм, нигилизм, клиповое, калейдоскопное сознание, что присуще в равной степени большинству современных общественных и мировоззренческих течений. Следует понимать, что подобная «постмодернистская» безответственность в равной степени присуща всем идеологиям, вне зависимости от их принадлежности. Радикальное течение в исламе только формально имеет отношение к коранической религии откровения, имея большую параллель в антибелой, антиевропейской идеологии растафарианцев и чёрных реперов, утверждающих, что белые это исчадия ада и созданы, чтобы держать в рабстве «цветные народы». У мигрантов сформировалась квазирелигиозная идеология делающая отсылки к исламу. Стоит, конечно, помнить, что эта идеология не имеет традиционного характера, и не опирается на полноценное мазхабное учение, это синкретическая агрессивная идеология, опирающаяся на чувство обиды и жажду лёгких денег. Традиционных исламских лидеров эта среда не принимает, а способствует развитию этой идеологии, то что вырванные из своей привычной среды мигранты пытаются найти почву под ногами и заодно объяснить причину своей неприязни к окружающему миру. В целом похожая ситуация сложилась в традиционно исламских странах, где из-за кризиса прогрессистской идеологии начался откат к средневековому обществу, что вызывает выплеск агрессии как против белого Запада - «крестоносцев», вызвавших разочарование, так и против своих европеизированных классов. Надо учитывать, что страдает при этом сам ислам, потому что его интеллектуальная и духовная сторона страдает при этом наиболее сильно. А жертвой исламистских радикалов в первую очередь являются собственно мусульманские интеллектуалы и духовные лица, не совпадающие с вульгарными установками о «джихаде в формате GTA».
Мы видим, что процесс возрождения ислама повсеместно сопровождается конфликтами и непониманием между мусульманскими интеллектуалами и духовными людьми и, грубо говоря, использующей ислам криминалом и радикалами, в целом мусульманами и людьми других взглядов и ценностей, так как часто у этих обществ нет опыта сосуществования и взаимообщения. Более того, само исламское общество внутренне раздираемо внутренними конфликтами и непониманием себя и того мира, в котором они живут. Более светское общество России позже начало переживать эти же процессы, и у нас стоит задача решить вопрос о том, как интегрировать процесс внутрь своей социо-культурной ткани с тем, что бы она обогащала наше общество, а не разрушала его. Тем более, что для русских ислам не является совсем чуждой религией, легенда гласит, что князь Владимир выбирая религию для Киевского государства, отправлял послов и в мусульманские страны, в Волжскую Булгарию. Известно, что в Киеве с IX по XII века существовали русские мусульмане, наряду с русскими иудеями и христианами, не выходили из обихода и языческие верования. Мы знаем, что это была эпоха культурного и духовного подъёма в нашей стране, нет причин не использовать опыт прошлого для гармонизации современного общества.
Мы признаём, что сегодня наше общество нуждается в духовной основе, которая может организовать и задать напряжение нашей общественной жизни. Очень интересно, что в России есть интересный опыт культурного сосуществования и обогащения мусульман и людей других вер и взглядов в Северо-Западном регионе, который представлен на персональном уровне группой молодых мусульман собравшихся вокруг Мунира-хазрата Беюсова, в том числе это Танай-хазрат Чолханов и Тарас Черниенко. Стоит отметить уникальность этого феномена даже на самом поверхностном уровне - эти люди живут и действуют в самом западном и европеизированном городе России с самой европейской историей и культурой.
Непривычная почва для развития, тем не менее, дала необычные всходы. Если современный ислам в России - это скорее периферия мирового интеллектуального пространства, то эта группа интеллектуалов, которые поднимают уровень осмысления на новый уровень и качество, доселе не привычный для постсоветских стран. Каждого из участников необходимо рассматривать отдельно, а так как сказать сразу обо всём невозможно, остановлюсь на содержании мыслей и деятельности одного из них - Таная-хазрата Чолханова, которые вне сомнения очень актуальны для современного общества. Острие его мысли направлено на осмысление экзистенциальной основы существования человека согласно исламу, социальной практике, в соответствии с которой человек может гармонично существовать в современном мире, наполненном противоречиями и угрозами. Важное место отведено месту личности и нации, которые, согласно его мысли, не входят в противоречие с учением ислама. Напротив, Бог создал людей разными и создал разные нации, потому что человек прекрасен своим отличием, в том, как он реализует божественный промысел. Он говорит о том, что практика мультикультурализма потерпела поражение и это симптом краха всей современной мировоззренческой системы. Заменить её может только новое обращение к трансцендентному, откуда человек может получить основу для своей духовной жизни. Если мы не обратимся к поиску этого первоначала, то всему миру грозит сползание, которое уже происходит, в хаос междоусобиц и разрушения, которое уже происходит. Это не просто социальная энтропия, за этим стоят совершенно определённые духовные силы. Это то, что в исламе определяются как влияние Шайтана, который развивает человеческие пороки, которые становятся преградой для его праведной жизни в соответствии с замыслами Творца. Танай-хазрат Чолханов как религиозный лидер выступает против лицемерия, когда формально принимаются какие-то нормы, но они не являются основой для повседневной практики. В этом случае человек сам участвует в деятельности сил разложения, возможно даже не понимая этого. В качестве примера мудрости и реализации в повседневной практике истинного образа жизни он приводит Саида Афанди, который «встал между двух потоков, призывая людей к миру», реализуя проповедь ислама. Путь Чолханова - это путь служения Богу и служения людям, несения света истинного знания, эта миссия всех людей знания, вне зависимости от веры, и для суннитов и для шиитов, мусульман и христиан, и иудеев. Отказ от этой миссии уже приравнивается к служению злу. Без преувеличения Таная-хазрата Чолханова можно назвать потенциальным лидером умов и не только мусульман, но общества в целом, поскольку идеи, которые он озвучивает и реализует, близки и понятны людям всех конфессий. Они опираются на базовые представления и потребности человека в вере и социальной справедливости. Важной особенностью «Петербургского феномена» является то, что это сообщество имеет интернациональный характер и привлекает людей разных конфессий и национальностей. Человек, который инициировал объединение, Мунир-хазрат Беюсов - имам-мухтасиб по Санкт-Петербургу, представитель ДУМЕР, является суннитом татарского происхождения, а Тарас Черниенко - этнически русский шиит по вероисповеданию, Мариф Аликперов - лидер азербайджанского сообщества Санкт-Петербурга, стоящий за многими социальными и организационными инициативами - шиит. Но этот круг не ограничивается только представителями мусульманских общин, в деятельности сообщества принимают участие христиане и иудеи.
Последним мероприятием, проведённым этой группой стал, «Форум традиционных конфессий: навстречу обществу солидарности и прогресса», прошедший 30 июня 2013 года в отеле «Сокос» в Санкт-Петербурге. В нём приняли участие представители традиционных конфессий Санкт-Петербурга - православные, католики, лютеране, сунниты и шииты. Не имея возможности перечислить всех участников укажем, что присутствовали: предприниматель Мариф Алекперов; священник Князь-Владимирского Собора отец Владимир Федоров; руководитель Сирийской диаспоры Санкт-Петербурга Ваддах Аль-Джунди; корреспондент Иранского телеканала «Сахар ТВ» Хаял Муаззин; публицист Мамед Бабаев; духовный вдохновитель проекта христианского радио «Мария» отец Юрий Дорогин (католик); представитель шиитской (джафаритской) мусульманской общины, редактор сайта shia.spb.ru Тарас Черниенко; руководитель мусульманской организации «Действие» Тимур Исаев; представитель православной Общественной организации «Народный собор» Евгений Андрющенко; религиовед профессор Юлий Ионесян; директор информационно-аналитического портала «Модус Агенди» Евгений Валяев; общественный деятель из Санкт-Петербурга Михаил Потепкин; президент Центра Религиоведческих Исследований «Этна» Алексей Гайдуков; представитель Дома Молодежи Санкт-Петербурга, специалист по работе с молодёжью Валерий Кондаков.
На форуме обсуждались вопросы, в основном, практического характера: развитие благотворительной деятельности, разработка программ по адаптации мигрантов, воспитание среди них уважения и понимания российской культуры. Важное место участниками было отведено просветительской работе, направленной на воспитание патриотических чувств и отношения к России как к общей Родине. Не просто как к «территории», на которой временно живёт человек, а как к «миссии служения миру и человеку, дарованную Богом». Участники конференции также уделили внимание опасности проникновения на российское пространство чуждых России идеологий экстремистского и сектантского толка, необходимости профилактике этого явления.
Стоит отметить, что каждый участник этого сообщества является уникальным и неповторимым и как общественный деятель, как и мыслитель, то есть это, в общем, то заурядное по форме мероприятие собрало вокруг себя значимых людей далеко не в региональном масштабе людей. Брендом этого объединения стал созданный Санкт-Петербургский Общественный Совет по Межнациональным и Межконфессиональным Отношениям, председателем которого избран Тарас Черниенко.
Мы полагаем, что этот «Петербургский феномен», находящийся только на стадии формирования (а его потенциал и возможности трудно пока оценить) предлагает уникальные идеи, представляет уникальных людей и находится в уникальном месте, являющемся одной из ключевых точек одновременно России и Европы.
Владимир Константинович Киреев, кандидат философских наук, руководитель экспертно-аналитического клуба «Будущее сегодня»
1. Re: Дарованная Богом миссия служения миру и человеку