Российская власть всерьез взялась за историческое образование подрастающего поколения. На смену прежнему разнобою приходит единая концепция отечественной истории. Как нужно преподносить школьникам наше прошлое? Об этом беседуют писатель, руководитель Архангельского регионального отделения движения «Народный Собор» Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов.
Брестская крепость: а про что это?
Анатолий Беднов: - С начала девяностых в России издавались десятки учебников по истории, различных не только в освещении тех или иных событий, лиц, но и взаимно противоречивых в концептуальных основах.
Каким же должен быть учебник, рассказывающий об истории России?
Александр Тутов: - История, скажем так, наука неточная. Все зависит от источников, а их чаще всего пишут победители. Если уж «Повесть временных лет», как утверждают, переписывалась множество раз... Но самое интересное то, что нам плохо известна даже история последнего столетия, не говоря уж о Древней Руси. Она изменялась постоянно...
А.Б.: - При каждом новом руководителе история двадцатого века переписывалась: одних деятелей возвеличивали, других развенчивали.
Переписывались и более ранние этапы истории. Особенно в двадцатые годы, когда поднялась волна исторического нигилизма. Второй такой всплеск мы наблюдали в девяностые: тогда пытались «ревизовать» деятельность и Александра Невского, и других государственных деятелей. Такой радикальный пересмотр истории (будь то по воле ЦК КПСС или Фонда Сороса) в свое время высмеял бард Александр Галич: «Однажды собрался предатель Олег отмстить нашим братьям-хазарам».
А.Т.: - Дошло до того, что у нас, начиная с девяностых годов, выходило громадное количество учебников, каждый по-своему преподносил историю.
Выходили и проамериканские учебники, где очень мало информации давалось про Великую Отечественную войну, про наши подвиги, основная масса информации была посвящена либо репрессиям, либо отступлению 1941 года. Но, даже рассказывая про 1941 год, надо помнить, что при всех недостатках, ошибках, потерях были героические страницы: пограничные бои, оборона Брестской крепости, подвиги наших солдат, когда одна пушка сдерживала целую дивизию, перекрыв мост...Зачем выискивать в истории только плохое? Признавая ошибки, надо учить школьников на героических страницах истории. Нельзя все мазать черной краской. Мы все-таки были тогда сверхдержавой - надо это признавать и ценить. Мы, при всех наворотах, принесли миру и полеты в космос, и многие научные открытия, и социальные достижения. Ведь не случайно народ до сих пор считает Брежнева самым популярным правителем двадцатого века. Поэтому нужны объективные учебники.
Когда я несколько лет назад разговаривал с сыном и упомянул про Брестскую крепость, он ответил: «А нам в школе про это не рассказывали, даже не упоминали». Когда вышел на экраны фильм про Брестскую крепость, молодые ребята спрашивали: про что это? Когда мы учились в школе, разве кто-то задал бы такой вопрос?
А.Б.: - Трудно себе вообразить, чтобы в американской школе, рассказывая об участии США во Второй мировой войне, говорили бы только о разгроме флота при Перл-Харборе и других поражениях, а английские учебники замалчивали бы оборону крепости Тобрук.
А.Т.: - Очень мало рассказывают про наших великих полководцев - Александра Невского, Александра Суворова и других, о многих великих событиях нашей истории, достижениях культуры, архитектуре Новгорода, Киева. Правда, сегодня в Киеве сочиняют историю про «древних укров»...
А.Б.: - Которые, оказывается, изобрели колесо и вообще все на свете...
А.Т.: - Зачем им это нужно? Был единый народ, который создал великую культуру. Я считаю, что должна быть общая концепция преподавания истории, которая должна дополняться литературой, всевозможными источниками, дающими пищу для размышления, документальными историческими фильмами. Главное - не замалчивать героические страницы.
Почему Иван стал Грозным?
А.Б.: - Но в тоже время должны быть представлены и различные точки зрения на спорные моменты истории, оценки исторических деятелей.
А.Т.: - Совершенно согласен. Без этого тоже нельзя. Должен быть параграф учебника - и к нему дополнительная информация о таких противоречивых фигурах как Петр Первый, Иван Грозный. Моя оценка Ивана Грозного в основном положительная, особенно на первом этапе. Но должны быть представлены различные версии - и о нем, и о других царях.
А.Б.: - Например, такой неоднозначной личности, как Павел Первый, который на самом деле сделал немало полезного для страны и мог бы еще сделать немало, если бы его не убили аристократы-заговорщики, связанные с Англией. Убийцы продиктовали историю царствования убитого ими императора, изобразив жертву самодуром и психопатом.
А.Т.: - Да, и Павел Первый. Изобразили его так, чтобы оправдать совершенный ими переворот. История действительно - наука версий, версии должны существовать. Но должно быть определено основное направление и должен быть единый учебник со списком дополнительной литературы.
Кем гордиться: Ермаком или снеговиком?
А.Б. - И плюс то, что называют «региональной компонентой в преподавании истории», то есть краеведческие знания для школьников.
А.Т.: - Раньше было учебное пособие «Наш край в истории СССР», но сегодня учебника по истории Русского Севера еще не создано. А ведь на территории Архангельской области происходило много интересных событий.
Были походы, сражения, открытия, строительство... Или моя любимая казачья тема. Говорят: откуда казаки на Севере? А они здесь были уже в конце шестнадцатого века, охраняли границу от шведов. Наши великие первооткрыватели: Ермак, Дежнев, Хабаров, Атласов, Пянда, уходившие осваивать Арктику, Сибирь, Дальний Восток, Аляску. Архангельская область - родина первопроходцев, надо так и позиционировать себя, больше ничего придумывать не надо. «Родина снеговика» - это все надуманно, у нас есть фигуры мирового значения и ими надо гордиться. А мы даже звание родины кораблестроения отдали Воронежу!
А.Б.: - С таким же успехом могли отдать и Переславлю-Залесскому, где молодой Петр на ботике плавал по Плещееву озеру.
А.Т.: - А ведь именно Архангельск был первым окном в Европу. Поэтому учебник по краеведению необходим. Когда знаешь историю территории, на которой живешь, даже если ты приехал сюда и стал жить здесь, ты будешь больше уважать это место, гордиться им. Здесь живут не «замороженные», а потомки первооткрывателей русских земель.
Желательно, чтобы в обсуждении новых учебников истории приняло участие как можно больше людей: ученых, общественников, краеведов. А не просто кучка авторов, которая собралась и написала то, что им интересно, позабыв о многих других важных событиях.
1. «А нам в школе про это не рассказывали, даже не упоминали».