С.И. Ожегов рассматривал кризис как:
1. Резкий, крутой перелом, например: кризис болезни, духовный кризис, правительственный кризис ( вызван острыми политическими разногласиями),
2. Переодическое относительное перепроизводство товаров в капиталистическом обществе, ведущее к расстройству экономической жизни, безработице и нищете трудящихся.
Истоки русского национального кризиса связаны с политической борьбой между Москвой и Новгородом в ХV и ХVI вв. Пытаясь отстоять свою независимость демократический Новгород был готов пойти на союз с откровенными врагами русского государства. Кроме этого, Новгород вел активную идеологическую войну против Москвы, стремясь подменить православие смесью иудаизма и астрологии. Новгород «сражался» с Москвой около ста лет. Итогом этой беспощадной войны и стал религиозный кризис ХVII века. Между первым Русским кризисом (церковным расколом ХVII в.) и Вторым - политическим расколом (1917г.) разница в приблизительно в 250 лет. Так как Русский кризис в настоящем выходит на рубеж 2017 г., то, следовательно, 2017 г. является датой, с которой часть общества связывает свои надежды на смену политического курса страны. Одна часть общества «грезит» октябрьской социалистической революцией, но уже 2017 года, вторая часть стремится к возрождению Русского Мира.
Признаками служебно-домашней цивилизации, по академику П.И.Смирнову являются:
1) Служба - преобладающая разновидность деятельности;
2) Народное хозяйство близко по типу к домашнему;
3) Основная ценность - Отечество;
4) Высшие модусы - власть, слава, святость;
5) Ведущая процедура социального признания - личная экспертиза и т.п.
Главной причиной возникновения этой цивилизации в стране, отмечает П.И.Смирнов, была внешняя опасность, связанная с расколом ранее единой Вселенской Церкви.
Рис. 1. Третий Рим. Московское царство. ХVII в.
В «Записках о всемерной истории» у А.С.Хомякова есть очень важная мысль о том, что все религии подразделяются на две части: кушитские и иранские, отличающиеся друг от друга так как различаются, например, между собой такие понятия, как «цивилизация» и «культура». Иранские религии дали духовный толчок для развития Среднего Востока, где возникло Персидское царство Кира, затем Македонское и Римское государства, а кушитские религии создали Египет, Ассирию и Вавилон. Взаимопроникновение кушитства и иранства приводило то к «иранизации» региона Северо-Восточной Африки, то к «кушитизации» «Ирана», в конце концов расколовшегося на две части: «кушитский» католицизм и «иранскую» Византию.
На своем последнем этапе развития кушитская линия представлена народами Европы, а иранская - Россией. Таким образом, слова игумена Филофея о том, что «Москва - Третий Рим, а четвертому не быть» соответствует действительности, так как русский народ - это последний «носитель» иранской религиозности, по словам Ф.М.Достоевского - народ -Богоносец!
Показывая значение христианства в жизни России, А.С.Хомяков считает, что в результате расслоения русского общества на богатых и бедных, древняя Русь не смогла осуществить своего высокого призвания. Выход из этого состояния А.С.Хомяков видел в создании христианского православного общества, скрепленного законом единства и стоящего на твердых основах общины и семьи.
Особое место в Третьем Риме занимает его элита Формируясь в традиционных «рамках» Третьего Рима элита становится национальной. В этом случае социально- экономическое и политическое состояние общества стабильно. Деформация элиты приводит к тому, что она стремиться выйти из подчинения обществу и навязать ему свою волю. Деформация элиты является причиной поврежденности общества, которое в силу неспособности изменить ситуацию вынуждено приспосабливаться к обстоятельствам. Противоречие между классовой борьбой и классовым взаимодействием в этом случае основано на совместной «заботе» о внешней безопасности страны. Внутренняя проблема остается «открытой» и напряженной.
Рис. 2. Российская империя
В процессе церковного раскола ХVII столетия Третий Рим «повредился»: возгордившееся дворянство построило новый «Рим» таким каким ему было выгодно его выстроить в интересах собственного класса, то есть в виде дворянского самовластия. Почему дворянского самовластия? Да потому, что русские цари из национальных лидеров превращались в дворянских монархов. Те же из монархов, которые не желали быть «дворянскими» царями, как правило, царствовали не долго, или же вынуждены были для сохранения трона опираться на такие организации как тайная канцелярия, третье отделение, жандармский корпус и т.д. Именно противостояние двух идей: цезарепапизма и дворянского самовластия создает условия для так называемых «дворцовых переворотов».
Принцип дворянского самовластия означал, что власть в России, не от Бога, а от дворян (Екатерининская грамота «О даровании вольности дворянству») и это привело русский народ к богоборчеству и к стремлению построить социалистическое государство без дворян, купцов и священников. Сама ВКП (б) - КПСС является следствием десимфонии русского самодержавия и православной церкви. КПСС внешне удивительно похожа на православную церковь: Священный Синод и Политбюро из 12 членов, Поместный Собор и Пленум ЦК КПСС, Патриарх и Генеральный секретарь, Церковный устав и устав КПСС, практика церковного благочестия и моральный кодекс строителя коммунизма и т.д.
Ученые от марксизма не увидели этого поразительного сходства, которое есть искажение русской религиозной жизни. Не увидели ученые и того, что основой коммунистической морали в СССР стал не марксизм, а псевдоиранство, но не как религия, а как уклад жизни России до раскола.
Традиционная мораль оказала мощное воздействие на то, что рабочий класс, руководимый компартией, построил в 30 - 50 - е гг. ХХ в. свой советский «Рим» в виде сталинского псевдоцезарепапизма. Почему псевдоцезарепапизма? Потому что И.В.Сталин мог оказывать влияние только на внешнюю сторону жизни Церкви, оставаясь главой псевдоцеркви - ВКП(б). И.В.Сталин также не имел по законам Российской Империи никакого права на русский престол. Советы, руководимые компартией, также имели только внешнее сходство с Органами местного самоуправления Московского царства, так как принцип руководства страной был не Соборным, а партийным.
Советский период повторяет историю Российской империи в плане противоборства идей: сталинской идее псевдоцезарепапизма противостояла идея «хрущевского» неотроцкизма.
Разрушение Н.С.Хрущевым основ псевдоцезарепапизма привело к кризису всей мировой коммунистической системы.
Сталинский псевдоцезарепапизм в 60-е гг. ХХ в. был заменен псевдопартийным цезаризмом, полностью оторванным от народа.
Рис. 3. «Сталинский» СССР (1945 - 1953)
Эта партийная «оторванность» проявила себя в общественном сознании в противоречии между такими понятиями, как «партия» и «нация».
В «Манифесте коммунистической партии» К.Маркс и Ф.Энгельс высказали символическую фразу: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма!» Для того, чтобы разобраться с кризисом коммунизма надо учесть следующий фактор в классовой теории Маркса. Марксисты перенесли частный случай развития европейского общества на все остальное человечество. Пока власть в России была национальной никаких классовых сражений в ней не проходило. Да и формационная теория в России словно «за галстук заложила»: началось все в Киевской Руси с феодализма, затем общество «спустилось» в ХVIII - ХIХ вв. в «рабовладельческий строй», далее страна «рванула» в коммунизм, а закончила - капитализмом!
Опыт Советского Союза показывает, что революционеры, придя к власти, буквально через два поколения обуржуазились. В 1991 году из рядов КПСС вышли рядами и колоннами новые дворяне, бизнесмены и «кулаки». «Призрак» капитализма, который «бродил» по КПСС материализовался в виде «воскресшего» Чичикова. Классовая теория Маркса «забуксовала» в Советском Союзе. Отчуждение власти от народа с последующей приватизацией государственной собственности создали условия для общенационального кризиса.
Рис. 4. CCCР в период « застоя»
После «развала» Советского Союза, Российская армия стала «зеркалом» постсоветского общества. Особенностью современной российской армии является коррупция, охватившая все сферы деятельности Вооруженных Сил.
Генерал-полковник юстиции С. Фридинский отмечает, что с самого начала 2011 года выявлено 250 случаев взяточничества, а ущерб от коррупционной направленности составил 3 млрд. руб. 380 чиновников, в том числе 6 генералов представили недостоверные сведения о своих доходах и имущества за 2010 год. При этом три генерала за различного рода хищения были приговорены к большим срокам и тюремного заключения. [1] Так как армия является «слепком» общества, и соответственно, часть генералитета - «слепком» российской бюрократии, которая например, только за январь, февраль и март 2007 г. совершила хищений государственных средств на сумму 1 трлн. 344 млн. руб. [2], в 2010 году - 484 млрд. руб., а в 2011 году - 718,5 млрд. руб. [3]
Как «закоренелые» материалисты, коррупционеры боятся, что рано или поздно их «раскулачат» и они, опираясь на проверенный годами принцип дворянского самовластия, создали псевдотроцкизм, который является «язвой» государственного организма России. Поразительна и «неблагодарность» псевдотроцкистов. Им следовало бы в «ноги» поклониться Ленину за то, что тот, возглавив социалистическую революцию спас «власть Кащееву», сохранив «иглу» (принцип дворянского самовластия) в партийном (КПСС) «яйце».
Социальная система, созданная «пятой колонной» в 90 -е гг. ХХ века настолько привязана к западной экономике, что ее реформирование невозможно. В этом и состоит суть «демократического» «застоя» Под системой принято понимать совокупность неразрывно связанных между собой элементов единого целого. Элементы той или иной системы могут иметь место только внутри данной системы. Именно там они оказываются неразрывно связанными между собой, составляя единое целое. Говоря о системах, следует отметить, что они бывают как естественные, так и искусственные. Система, основанная на союзе наций и народностей - это система естественная. Естественной системой является славяно-русская цивилизация. В отличие от славяно-русской, германо-романская цивилизация подпала под власть кластер - организации, поэтому носит искусственный характер. Кластер-организация - это пятьсот крупнейших транснациональных корпораций в мире. Периодическое относительное перепроизводство товаров в капиталистическом обществе, ведущее к расстройству экономической жизни, безработице и нищете трудящихся - это особенность «развития» именно кластер-организации.
Основой «Кластер - Рима» является ростовщический, спекулятивный капитал, противостоять которому в состоянии только традиционная система. Третий Рим дает четкое деление людей на две категории: людей государственных и личностей демонического типа, например, Ярослав Мудрый и Святополк Окаянный, Иван Грозный и Андрей Курбский, М. В. И.В.Сталин и Л.Д.Троцкий и т.д. Нежелание самоотверженно трудиться на благо государства, проявляется у демонического типа людей в виде заговора, преступного сговора группы лиц, замышляющих государственный переворот и захват власти с целью изменения государственного вектора в сторону личных интересов. Для этого космополитическая группировка не брезгует никакими средствами, в том числе и заключения военного союза с враждебным России государством.
Третий Рим или «кластер-Рим»? Все зависит от того устоит или нет современное государство до того как русский народ сможет перегруппировать свои силы и выстроить «войска» для решающего сражения.
Александр Бадьянов, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Смольного института Российской Академии Образования
Список использованной литературы
[1] http://www.rg.ru/2012/01/19/armiya.html
[2] Русский журнал. 2007. №3.
[3] См. газета Православный Санкт-Петербург . №2. 2012.
1. Re: История русского кризиса