Все мы привыкли к тому, что прилавки книжных магазинов буквально завалены романами приключенческого и авантюрного характера. Под яркими обложками этих романов плещется не менее яркая жизнь героев современных популярных писателей. А в это же время далеко от шумных столичных городов выходят в свет книги о настоящей жизни. И краски, которыми написаны многие из них, не так уж и ярки. Порой и вообще в два цвета: белый и чёрный. Но настоящие.
В оренбургском издательстве «Вестник» в 2012 году вышла книга Анастасии Кольцовой «Умереть за Христа». В этой повести отразился мир современной молодёжи с его шатаниями и исканиями, отразилась атмосфера в обществе, лишённом идеологии и высоких социальных и нравственных установок, а также быт простых русских семей, тысячи которых живут как в Оренбурге, так и в Ярославле или во Пскове. Весомость этой небольшой повести в том, что написана она пятнадцатилетней девочкой, которая неподкупно запечатлела мир вокруг себя (вокруг нас).
Героиня Насти Кольцовой - восьмиклассница, сирота Ксюха, отец которой погиб в автокатастрофе, а мать умерла от туберкулёза и «систематического недоедания конца девяностых». Ксюха живёт со старшей сестрой Ленкой, которая работает официанткой. Эта Ленка терпит унижение от тех мужчин, к которым закидывает её собственная неприкаянность. Саму же Ксюху от этого пока Бог миловал, но и она - частенько «бухает» с одноклассниками, болтается по ночному городу в поисках приключений, и некому её ни одёрнуть, ни утешить.
Уже из этого наброска можно было выписать такую картину «На дне», что на её героях негде было б клейма ставить. И таких картин и в кино, и в литературе сегодня достаточно. Но автор бережно относится к своим героям и с пониманием раскладывает по полочкам обстоятельства их жизни: «Пьёт она оттого, что тошно, что деваться некуда, а не для того, чтоб показать свою взрослость... Курит - потому что сначала было кайфово, а теперь бросить не может, красится как шалава - с Ленки пример берёт...».
Вся эта кутерьма ксюхиной жизни продолжается, пока она не встречает Михаила. Этот прилежный студент увлечён чтением, в воскресное утро - он в храме, его дом открыт друзьям, которые уважительно к нему относятся. А уважение в среде подростков заслужить сами знаете, как нелегко. И более того. Михаил принимает Ксюху такой, какая она есть, готов слушать её нытьё по поводу скучной жизни христианина, спокойно относится к её вызывающим поступкам. И почему-то Ксюха идёт за Михаилом: сначала ради чашки чая с постной булкой (а у неё и такой дома нет) идёт к нему в гости слушать его нравоучения, затем ради интереса идёт с ним в церковь, и, в конце концов, (уже не ради интереса!) заступается за Михаила, когда они, прогуливаясь вечером, встречают компанию готов-сатанистов.
История, описанная в книге, это и документальная хроника, и журналистское расследование, и открытое письмо (хочется верить, что не «на деревню деду»).
Судьба Михаила (судьба ещё многих и многих наших современников) сложилась трагически. Даже не потому что все мы сегодня социально незащищены, о чём и пишет в своей книге пятнадцатилетняя Анастасия Кольцова, не потому что современная молодёжь во многом невольно копирует разгулявшийся криминальный мир. А потому что помимо земных законов в нашей жизни действуют ещё и духовные.
Сатанисты ритуально убили Михаила. Михаил осознанно доказывал им свою правоту - правду Христа. В этом кошмаре, в котором живёт современный мир, мальчишка мыслит так: «Люди не бывают плохими. Просто иногда бывает особенно много искушений...». Михаил сознательно ведёт готов ко Христу, доказывая им: «Вы напрямую служите сатане и после смерти пойдёте в ад». Готы хотели, чтобы Михаил стал таким, как они, но он не побоялся ответить на их вызов: «Я пойду с вами, если вы пообещаете пойти со мной». Ему не было жалко себя. Он жалел их. Как Христос, взирающий на заблудший народ.
Пошли эти готы за Михаилом (за Христом) или нет, мы не знаем. Но Ксюха и вся её компания - пошли. Споря, ошибаясь, сомневаясь, но пошли, нащупывая спасительный путь.
Друзьям Михаила не понятно, как это Христос «умер как слабак», не мог «раскидать» своих распинателей и выйти победителем. С этим вопросом они подходят к священнику (отец Александр не на много постарше своих собеседников). Он отвечает им, говоря о Михаиле: «А чо он там всех не раскидал, как супермен в том фильме?.. Из нескольких возможных жизненных путей он предпочёл смерть за Христа. Разве это можно назвать слабостью?»
Вот и думай тут: поколение девяностых. Потерянное ли оно, как его часто называют?
Вот и думай, действительно ли зашла в тупик современная художественная литература?
А я всё же удивилась, как это пятнадцатилетняя Настя Кольцова смогла так ненавязчиво рассказать о шатаниях современной молодёжи: здесь вам и фанаты В. Цоя, и приверженцы национальной партии большевиков, и скинхеды, и сталинисты, и сатанисты, и православные... Наши с вами соотечественники.
Заканчивается повесть описанием пасхального богослужения в храме, куда подростки сами пришли с ведёрками крашеных яиц и куличами, в то время, как некоторые из их родителей пребывали в запое. В храме, где совсем недавно Ксюха маялась, ожидая, пока Михаил отстоит «свою» службу, она наконец почувствовала «какое-то неведанное ею доселе единение» со всеми, кто здесь молился. И с Михаилом.
Очевидно, если разговориться с молодёжной компанией и в храме, и далеко от него, вам расскажут сотни подобных историй. А вот повесть Насти Кольцовой - это ещё и заявка собранного и серьёзного начинающего писателя.
1. Повесть о "потерянном" поколении