Повесть о «потерянном» поколении

О книге Анастасии Кольцовой «Умереть за Христа»

0
721
Время на чтение 3 минуты

Все мы привыкли к тому, что прилавки книжных магазинов буквально завалены романами приключенческого и авантюрного характера. Под яркими обложками этих романов плещется не менее яркая жизнь героев современных популярных писателей. А в это же время далеко от шумных столичных городов выходят в свет книги о настоящей жизни. И краски, которыми написаны многие из них, не так уж и ярки. Порой и вообще в два цвета: белый и чёрный. Но настоящие.

В оренбургском издательстве «Вестник» в 2012 году вышла книга Анастасии Кольцовой «Умереть за Христа». В этой повести отразился мир современной молодёжи с его шатаниями и исканиями, отразилась атмосфера в обществе, лишённом идеологии и высоких социальных и нравственных установок, а также быт простых русских семей, тысячи которых живут как в Оренбурге, так и в Ярославле или во Пскове. Весомость этой небольшой повести в том, что написана она пятнадцатилетней девочкой, которая неподкупно запечатлела мир вокруг себя (вокруг нас).

Героиня Насти Кольцовой - восьмиклассница, сирота Ксюха, отец которой погиб в автокатастрофе, а мать умерла от туберкулёза и «систематического недоедания конца девяностых». Ксюха живёт со старшей сестрой Ленкой, которая работает официанткой. Эта Ленка терпит унижение от тех мужчин, к которым закидывает её собственная неприкаянность. Саму же Ксюху от этого пока Бог миловал, но и она - частенько «бухает» с одноклассниками, болтается по ночному городу в поисках приключений, и некому её ни одёрнуть, ни утешить.

Уже из этого наброска можно было выписать такую картину «На дне», что на её героях негде было б клейма ставить. И таких картин и в кино, и в литературе сегодня достаточно. Но автор бережно относится к своим героям и с пониманием раскладывает по полочкам обстоятельства их жизни: «Пьёт она оттого, что тошно, что деваться некуда, а не для того, чтоб показать свою взрослость... Курит - потому что сначала было кайфово, а теперь бросить не может, красится как шалава - с Ленки пример берёт...».

Вся эта кутерьма ксюхиной жизни продолжается, пока она не встречает Михаила. Этот прилежный студент увлечён чтением, в воскресное утро - он в храме, его дом открыт друзьям, которые уважительно к нему относятся. А уважение в среде подростков заслужить сами знаете, как нелегко. И более того. Михаил принимает Ксюху такой, какая она есть, готов слушать её нытьё по поводу скучной жизни христианина, спокойно относится к её вызывающим поступкам. И почему-то Ксюха идёт за Михаилом: сначала ради чашки чая с постной булкой (а у неё и такой дома нет) идёт к нему в гости слушать его нравоучения, затем ради интереса идёт с ним в церковь, и, в конце концов, (уже не ради интереса!) заступается за Михаила, когда они, прогуливаясь вечером, встречают компанию готов-сатанистов.

История, описанная в книге, это и документальная хроника, и журналистское расследование, и открытое письмо (хочется верить, что не «на деревню деду»).

Судьба Михаила (судьба ещё многих и многих наших современников) сложилась трагически. Даже не потому что все мы сегодня социально незащищены, о чём и пишет в своей книге пятнадцатилетняя Анастасия Кольцова, не потому что современная молодёжь во многом невольно копирует разгулявшийся криминальный мир. А потому что помимо земных законов в нашей жизни действуют ещё и духовные.

Сатанисты ритуально убили Михаила. Михаил осознанно доказывал им свою правоту - правду Христа. В этом кошмаре, в котором живёт современный мир, мальчишка мыслит так: «Люди не бывают плохими. Просто иногда бывает особенно много искушений...». Михаил сознательно ведёт готов ко Христу, доказывая им: «Вы напрямую служите сатане и после смерти пойдёте в ад». Готы хотели, чтобы Михаил стал таким, как они, но он не побоялся ответить на их вызов: «Я пойду с вами, если вы пообещаете пойти со мной». Ему не было жалко себя. Он жалел их. Как Христос, взирающий на заблудший народ.

Пошли эти готы за Михаилом (за Христом) или нет, мы не знаем. Но Ксюха и вся её компания - пошли. Споря, ошибаясь, сомневаясь, но пошли, нащупывая спасительный путь.

Друзьям Михаила не понятно, как это Христос «умер как слабак», не мог «раскидать» своих распинателей и выйти победителем. С этим вопросом они подходят к священнику (отец Александр не на много постарше своих собеседников). Он отвечает им, говоря о Михаиле: «А чо он там всех не раскидал, как супермен в том фильме?.. Из нескольких возможных жизненных путей он предпочёл смерть за Христа. Разве это можно назвать слабостью?»

Вот и думай тут: поколение девяностых. Потерянное ли оно, как его часто называют?

Вот и думай, действительно ли зашла в тупик современная художественная литература?

А я всё же удивилась, как это пятнадцатилетняя Настя Кольцова смогла так ненавязчиво рассказать о шатаниях современной молодёжи: здесь вам и фанаты В. Цоя, и приверженцы национальной партии большевиков, и скинхеды, и сталинисты, и сатанисты, и православные... Наши с вами соотечественники.

Заканчивается повесть описанием пасхального богослужения в храме, куда подростки сами пришли с ведёрками крашеных яиц и куличами, в то время, как некоторые из их родителей пребывали в запое. В храме, где совсем недавно Ксюха маялась, ожидая, пока Михаил отстоит «свою» службу, она наконец почувствовала «какое-то неведанное ею доселе единение» со всеми, кто здесь молился. И с Михаилом.

Очевидно, если разговориться с молодёжной компанией и в храме, и далеко от него, вам расскажут сотни подобных историй. А вот повесть Насти Кольцовой - это ещё и заявка собранного и серьёзного начинающего писателя.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Повесть о "потерянном" поколении

Спасибо Анастасии Кольцовой!
Юрий Серб / 05.07.2013, 07:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Владимировна Ушакова
Все статьи Ирина Владимировна Ушакова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06