По весьма древнему установленію нашей святой Церкви, ведущему свое начало отъ самыхъ апостольскихъ временъ, въ понедѣльникъ послѣ Недѣли Всѣхъ Святыхъ, слѣдующей за Пятидесятницей, начинается постъ, который носитъ названіе Апостольскаго, или Петрова поста, такъ какъ служитъ подготовкой къ великому празднику въ честь свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла, празднуемому 29 іюня. Поскольку начало его зависитъ отъ дня празднованія св. Пасхи, то онъ въ разные годы бываетъ неодинаковой продолжительности: при самой ранней Пасхѣ - шесть недѣль, а при самой поздней - недѣля и одинъ день.
Въ нынѣшнемъ году, при сравнительно поздней Пасхѣ, православныя помѣстныя церкви, введшія у себя, вскорѣ послѣ первой міровой войны, новый стиль, совсѣмъ лишили себя этого поста, ибо, по новому стилю, въ этомъ году день памяти свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра. и Павла пришелся въ пятницу передъ Недѣлею Всѣхъ Святыхъ и, такимъ образомъ, постъ этотъ самъ собою уничтожился. То же самое случается всегда, когда Пасха приходится на 20 апрѣля и позже: Петровъ постъ у новостильниковъ тогда исчезаетъ.
Терпимо ли такое явленіе?Ни въ коемъ случаѣ. О Церковномъ установленіи поста въ честь свв. Апостоловъ, которые постомъ и молитвою приготовляли себя къ всемірной проповѣди Евангелія, говорится еще въ Постановленіяхъ Апостольскихъ: «Послѣ Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потомъ поститесь: справедливость требуетъ и радоваться по принятіи даровъ отъ Бога и поститься послѣ облегченія плоти» (кн. 5, гл. 19). Начиная съ IV вѣка, мы находимъ цѣлый рядъ святоотеческихъ свидѣтельствъ, подчеркивающихъ высокое уваженіе, которымъ пользовался этотъ постъ у христіанъ того времени. Упоминаютъ о немъ св. Аѳанасій Великій, Амвросій Медіоланскій, Левъ Великій и Ѳеодоритъ Киррскій. Особенно обстоятельно и вразумительно говоритъ о смыслѣ и значеніи Апостольскаго поста св. Левъ Великій: «Послѣ продолжительнаго праздника Пятидесятницы постъ особенно необходимъ, дабы подвигомъ его очистить намъ мысли и содѣлаться достойными даровъ Святаго Духа» (Слово 76). «За настоящимъ, возлюбленные, празднествомъ», говоритъ онъ же въ другомъ своемъ словѣ, «которое Духъ Святый освятилъ Своимъ сошествіемъ, обыкновенно слѣдуетъ всенародный постъ, благодѣтельно установленный для врачеванія души и тѣла, и потому требующій, чтобы мы провождали его съ должнымъ благоговѣніемъ. Ибо мы не сомнѣваемся, что послѣ того, какъ Апостолы исполнились обѣтованною силою свыше, и Духъ истины вселился въ сердца ихъ, между прочими тайнами небеснаго ученія, по внушенію Утѣшителя, преподано было также ученіе и о духовномъ воздержаніи, дабы сердца, очищаясь постомъ, дѣлались способнѣйшими къ принятію благодатныхъ дарованій. Хотя Всемогущій Своею помощью былъ присущъ ученикамъ Христовымъ и начальниками возникавшей Церкви управлялъ Богъ Отецъ, Сынъ и Святый Духъ: однакожъ имъ нельзя было сражаться съ предстоящими усиліями гонителей и яростными угрозами нечестивыхъ, въ изнѣженномъ тѣлѣ и утучненной плоти; поелику то, чтó услаждаетъ внѣшняго человѣка, наиболѣе разрушаетъ внутренняго, и наоборотъ, разумная душа тѣмъ болѣе очищается, чѣмъ болѣе умерщвляется плоть. Посему-то учители примѣромъ и наставленіями просвѣтившіе всѣхъ чадъ Церкви, начало брани за Христа ознаменовали св. постомъ, чтобы выходя на брань противу духовнаго развращенія, имѣть для сего оружіе въ воздержаніи, которымъ можно было бы умертвить грѣховныя вожделѣнія... По сей-то причинѣ установленъ неизмѣнный и спасительный обычай, послѣ святыхъ и радостныхъ дней, празднуемыхъ нами въ честь Господа, воскресшаго изъ мертвыхъ и потомъ вознесшагося на небеса, и послѣ принятія дара Святаго Духа, проходить поприще поста. Сей обычай усердно должно соблюдать и для того, чтобы въ васъ пребывали тѣ дары, которые отъ Бога сообщены нынѣ Церкви» (Слово 74).
«Постъ сей для того заповѣданъ», объясняетъ св. Левъ, «чтобы предохранить насъ отъ безпечности, въ которую очень легко впасть по случаю долговременнаго разрѣшенія на пищу, коимъ мы пользовались, потому что нива плоти нашей не воздѣлывается постоянно: она легко произращаеть тернія и волчцы и приноситъ такой плодъ, который не собирается въ житницу, а обрекается на сожженіе» (Слово 4).
А вотъ какъ говоритъ объ установленіи Апостольскаго поста блаж. Симеонъ Солунскій: «Постъ Апостоловъ - въ честь ихъ установленъ, потому что чрезъ нихъ мы сподобились весьма многихъ благъ, и они явились для насъ дѣятелями и учителями Поста, послушанія даже до смерти и воздержанія. Это противъ воли свидѣтельствуютъ и латиняне, чествуя Апостоловъ постомъ во дни памяти ихъ; но мы, согласно съ Постановленіями Апостольскими, составленными Климентомъ, послѣ Сошествія Святаго Духа одну недѣлю торжествуемъ, а потомъ, съ слѣдующей за тѣмъ, постомъ чествуемъ предавшихъ намъ поститься апостоловъ» (Отвѣты на нѣкоторые вопросы).
Все вышесказанное, какъ мы видимъ, презрѣли новостильники, несмотря даже на анаѳему, провозглашенную Антіохійскимъ Патріархомъ XII вѣка Ѳеодоромъ Вальсамономъ, который въ одномъ изъ своихъ посланій къ Антіохійской паствѣ писалъ: «за семь дней и больше до праздника Петра и Павла всѣ вѣрные, то-есть мірскіе и монахи обязаны поститься, и непостящіеся да будутъ отлучены отъ сообщенія православныхъ христіанъ».
Всѣмъ подлинно-вѣрующимъ христіанамъ, для которыхъ «христіанство» не одно лишь пустое названіе, лишенное внутренняго содержанія, а дѣйствительное слѣдованіе евангельскому ученію, требующему подвига, необходимо помнить, что введеніе новаго стиля въ Православной Церкви - только одна изъ ряда реформъ, замышлявшихся недоброй памяти Константинопольскимъ Патріархомъ Мелетіемъ IV. Въ числѣ этихъ реформъ, наряду съ новымъ стилемъ, упоминались и до сихъ поръ лелѣются въ мечтахъ у модернистовъ, дышащихъ однимъ духомъ съ нашими «живцами» и «обновленцами»: женатый епископатъ, второбрачіе духовенства, упраздненіе монашества, упраздненіе постовъ, сокращеніе богослуженія, разрѣшеніе свѣтской одежды и свѣтскаго облика духовенству и т. п.
Не ясно ли каждому трезво смотрящему на вещи христіанину, что всѣ эти реформы, вмѣстѣ съ новымъ стилемъ, упразднившимъ фактически одинъ изъ постовъ, нужны для того, чтобы упразднять въ христіанствѣ заповѣданный Самимъ Христомъ Спасителемъ «путь узкій и тѣсный» и установить, вмѣсто него, «путь широкій и пространный», ведущій въ пагубу? Кто же является вдохновителемъ такихъ реформъ?
Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. - Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. - Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 гг. - Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. - С. 181-183.
Как поддержать сайт «Благодатный Огонь»
2. Re: Новостильники — безъ Петрова поста
1. Re: Новостильники — безъ Петрова поста