Новостильники — безъ Петрова поста

Проблемы церковной жизни 
0
1142
Время на чтение 4 минуты

Архиеп.Аверкий (Таушев)По весьма древнему установленію нашей святой Церкви, ведущему свое начало отъ самыхъ апостольскихъ временъ, въ понедѣльникъ послѣ Недѣли Всѣхъ Святыхъ, слѣдующей за Пятидесятницей, начинается постъ, который носитъ названіе Апостольскаго, или Петрова поста, такъ какъ служитъ подготовкой къ великому празднику въ честь свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла, празднуемому 29 іюня. Поскольку начало его зависитъ отъ дня празднованія св. Пасхи, то онъ въ разные годы бываетъ неодинаковой продолжительности: при самой ранней Пасхѣ - шесть недѣль, а при самой поздней - недѣля и одинъ день.

Въ нынѣшнемъ году, при сравнительно поздней Пасхѣ, православныя помѣстныя церкви, введшія у себя, вскорѣ послѣ первой міровой войны, новый стиль, совсѣмъ лишили себя этого поста, ибо, по новому стилю, въ этомъ году день памяти свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра. и Павла пришелся въ пятницу передъ Недѣлею Всѣхъ Святыхъ и, такимъ образомъ, постъ этотъ самъ собою уничтожился. То же самое случается всегда, когда Пасха приходится на 20 апрѣля и позже: Петровъ постъ у новостильниковъ тогда исчезаетъ.

Терпимо ли такое явленіе?

Ни въ коемъ случаѣ. О Церковномъ установленіи поста въ честь свв. Апостоловъ, которые постомъ и молитвою приготовляли себя къ всемірной проповѣди Евангелія, говорится еще въ Постановленіяхъ Апостольскихъ: «Послѣ Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потомъ поститесь: справедливость требуетъ и радоваться по принятіи даровъ отъ Бога и поститься послѣ облегченія плоти» (кн. 5, гл. 19). Начиная съ IV вѣка, мы находимъ цѣлый рядъ святоотеческихъ свидѣтельствъ, подчеркивающихъ высокое уваженіе, которымъ пользовался этотъ постъ у христіанъ того времени. Упоминаютъ о немъ св. Аѳанасій Великій, Амвросій Медіоланскій, Левъ Великій и Ѳеодоритъ Киррскій. Особенно обстоятельно и вразумительно говоритъ о смыслѣ и значеніи Апостольскаго поста св. Левъ Великій: «Послѣ продолжительнаго праздника Пятидесятницы постъ особенно необходимъ, дабы подвигомъ его очистить намъ мысли и содѣлаться достойными даровъ Святаго Духа» (Слово 76). «За настоящимъ, возлюбленные, празднествомъ», говоритъ онъ же въ другомъ своемъ словѣ, «которое Духъ Святый освятилъ Своимъ сошествіемъ, обыкновенно слѣдуетъ всенародный постъ, благодѣтельно установленный для врачеванія души и тѣла, и потому требующій, чтобы мы провождали его съ должнымъ благоговѣніемъ. Ибо мы не сомнѣваемся, что послѣ того, какъ Апостолы исполнились обѣтованною силою свыше, и Духъ истины вселился въ сердца ихъ, между прочими тайнами небеснаго ученія, по внушенію Утѣшителя, преподано было также ученіе и о духовномъ воздержаніи, дабы сердца, очищаясь постомъ, дѣлались способнѣйшими къ принятію благодатныхъ дарованій. Хотя Всемогущій Своею помощью былъ присущъ ученикамъ Христовымъ и начальниками возникавшей Церкви управлялъ Богъ Отецъ, Сынъ и Святый Духъ: однакожъ имъ нельзя было сражаться съ предстоящими усиліями гонителей и яростными угрозами нечестивыхъ, въ изнѣженномъ тѣлѣ и утучненной плоти; поелику то, чтó услаждаетъ внѣшняго человѣка, наиболѣе разрушаетъ внутренняго, и наоборотъ, разумная душа тѣмъ болѣе очищается, чѣмъ болѣе умерщвляется плоть. Посему-то учители примѣромъ и наставленіями просвѣтившіе всѣхъ чадъ Церкви, начало брани за Христа ознаменовали св. постомъ, чтобы выходя на брань противу духовнаго развращенія, имѣть для сего оружіе въ воздержаніи, которымъ можно было бы умертвить грѣховныя вожделѣнія... По сей-то причинѣ установленъ неизмѣнный и спасительный обычай, послѣ святыхъ и радостныхъ дней, празднуемыхъ нами въ честь Господа, воскресшаго изъ мертвыхъ и потомъ вознесшагося на небеса, и послѣ принятія дара Святаго Духа, проходить поприще поста. Сей обычай усердно должно соблюдать и для того, чтобы въ васъ пребывали тѣ дары, которые отъ Бога сообщены нынѣ Церкви» (Слово 74).

«Постъ сей для того заповѣданъ», объясняетъ св. Левъ, «чтобы предохранить насъ отъ безпечности, въ которую очень легко впасть по случаю долговременнаго разрѣшенія на пищу, коимъ мы пользовались, потому что нива плоти нашей не воздѣлывается постоянно: она легко произращаеть тернія и волчцы и приноситъ такой плодъ, который не собирается въ житницу, а обрекается на сожженіе» (Слово 4).

А вотъ какъ говоритъ объ установленіи Апостольскаго поста блаж. Симеонъ Солунскій: «Постъ Апостоловъ - въ честь ихъ установленъ, потому что чрезъ нихъ мы сподобились весьма многихъ благъ, и они явились для насъ дѣятелями и учителями Поста, послушанія даже до смерти и воздержанія. Это противъ воли свидѣтельствуютъ и латиняне, чествуя Апостоловъ постомъ во дни памяти ихъ; но мы, согласно съ Постановленіями Апостольскими, составленными Климентомъ, послѣ Сошествія Святаго Духа одну недѣлю торжествуемъ, а потомъ, съ слѣдующей за тѣмъ, постомъ чествуемъ предавшихъ намъ поститься апостоловъ» (Отвѣты на нѣкоторые вопросы).

Все вышесказанное, какъ мы видимъ, презрѣли новостильники, несмотря даже на анаѳему, провозглашенную Антіохійскимъ Патріархомъ XII вѣка Ѳеодоромъ Вальсамономъ, который въ одномъ изъ своихъ посланій къ Антіохійской паствѣ писалъ: «за семь дней и больше до праздника Петра и Павла всѣ вѣрные, то-есть мірскіе и монахи обязаны поститься, и непостящіеся да будутъ отлучены отъ сообщенія православныхъ христіанъ».

Всѣмъ подлинно-вѣрующимъ христіанамъ, для которыхъ «христіанство» не одно лишь пустое названіе, лишенное внутренняго содержанія, а дѣйствительное слѣдованіе евангельскому ученію, требующему подвига, необходимо помнить, что введеніе новаго стиля въ Православной Церкви - только одна изъ ряда реформъ, замышлявшихся недоброй памяти Константинопольскимъ Патріархомъ Мелетіемъ IV. Въ числѣ этихъ реформъ, наряду съ новымъ стилемъ, упоминались и до сихъ поръ лелѣются въ мечтахъ у модернистовъ, дышащихъ однимъ духомъ съ нашими «живцами» и «обновленцами»: женатый епископатъ, второбрачіе духовенства, упраздненіе монашества, упраздненіе постовъ, сокращеніе богослуженія, разрѣшеніе свѣтской одежды и свѣтскаго облика духовенству и т. п.

Не ясно ли каждому трезво смотрящему на вещи христіанину, что всѣ эти реформы, вмѣстѣ съ новымъ стилемъ, упразднившимъ фактически одинъ изъ постовъ, нужны для того, чтобы упразднять въ христіанствѣ заповѣданный Самимъ Христомъ Спасителемъ «путь узкій и тѣсный» и установить, вмѣсто него, «путь широкій и пространный», ведущій въ пагубу? Кто же является вдохновителемъ такихъ реформъ?



Источникъ: 
Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. - Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. - Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 гг. - Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. - С. 181-183.

 

Как поддержать сайт «Благодатный Огонь»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Новостильники — безъ Петрова поста

БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! Кто же является вдохновителемъ такихъ реформъ?

Вопрос риторический, но как древо познается по плодам, так знаем и исполнителей: http://www.blagogon.ru/digest/21/ http://www.blagogon.ru/news/190/ http://www.blagogon.ru/digest/211/ http://www.blagogon.ru/digest/266/ СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Ёжик / 04.07.2013, 06:21

1. Re: Новостильники — безъ Петрова поста

Они не только остались без Петрова поста. У них никогда не будет Кириопасхи - совпадения Благовещения с Пасхой. Тогда как самая первая Пасха - когда воскрес Господь наш Иисус Христос - была Кириопасхой - 25 марта Юлианского календаря.
М.Яблоков / 03.07.2013, 07:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиепископ Аверкий (Таушев)
Духовная слепота и большевизм наших дней
Актуальное слово архиепископа Аверкия (Таушева) в Рождество Христово 1957 года
19.01.2023
Дух антихристов и предтечи антихриста
К 45-летию со дня кончины
13.04.2021
С каждым новым годом…
Слово 1969 года
30.12.2020
Мiр безумствует
Ко дню памяти
13.04.2020
Все статьи Архиепископ Аверкий (Таушев)
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 22:03
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23