Посланники православного Минска в Харькове

Песнопения м.Иулиании (Ирины Денисовой)

Новости Москвы 
0
573
Время на чтение 10 минут

 

 

Поет хор храма в честь священномученика Александра (Петровского)  

В этот день, 25 июня, сошлось многое. И общее благоухание Праздника Святой Троицы, и свет, исходивший от прибывшей в Харьков личности, которая собрала сотни харьковчан в зале Успенского собора (здесь пока располагается органный зал областной филармонии), - известного регента и композитора православной духовной музыки матушки Иулиании (Ирины Денисовой) из Минского Свято-Елисаветинского монастыря. Это была творческая встреча, совмещенная с концертом. Как оказалось - первый у матушки авторский вечер.    

В лице м. Иулиании (Денисовой) и ее песнопений православный Минск прибыл в Харьков. Подчеркнем, что именно в этот день славяне всего мира, а нас около 270 миллионов, отмечают День дружбы и единения славян. Праздник этот учрежден для того, «чтобы разные ветви славянских народов помнили о своих исторических корнях, стремились сохранить свою культуру и многовековую связь друг с другом». Он наиболее широко отмечается тремя дружественными странами - Россией, Украиной и Беларусью, и это праздник, идущий от общих корней, культурных традиций и обычаев наших народов. Не следует забывать также, что славяне составляют основную часть населения Европы.

Тема единства славян была актуализована и недавним заявлением А. Лукашенко о русском языке в Белоруссии. Время подтвердило правильность решения о придании в Беларуси русскому языку статуса государственного. Ведь, отметил А.Лукашенко, «для белоруса русский язык не чужой, а родной, это общее достояние и русских, и украинцев, и белорусов», он является «фундаментом одной из величайших в мире культур - это общее достояние всех народов, которые когда-то создавали наше единое Отечество».   В условиях растущей фашизации Украины хорошо было бы внимательно прислушаться к словам белорусского руководителя: «Сегодня в это сложно поверить, но были времена, когда крайние националисты хотели изгнать из Беларуси не только русский язык, но и всех русских людей. К счастью, мы победили эту опасность». В республике удалось «построить мирную, спокойную, добрую страну, в которой никому даже в голову не может прийти мысль притеснять человека из-за того, что он говорит на каком-то не том языке. ...Русский язык создал великую русскую культуру, которая также является достоянием многих народов и к которой, если брать понятие русской культуры и русской цивилизации в самом широком смысле этого слова, относимся все мы».  

* * *  

На чистом русском языке шло общение с матушкой Иулианией. Все два с половиной часа в харьковском Успенском соборе - весь жаркий июньский вечер. Теплота и радушие здесь были таковы, что все позабыли о времени, даже администрация концертного зала. Песнопения, автором или аранжировщиком которых она является, звучали в этот вечер на церковнославянском, русском и белорусском.   О жизненном пути, о приходе к вере и Богу современного деятеля культуры Ирины Денисовой, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории, матери троих взрослых детей, многие интересующиеся современной православной музыкой знают по часовому фильму «Инокиня», снятому документалистом Галиной Адамович.   Побили рекорды по числу прослушиваний и перепостов в Интернете «хиты» матушки, а более всего - «Всего-то навсего».  

Всего-то навсего: полюби,

сердечком-свечкою засветись!

Тогда, как рыба в речной глуби,

вверху увидишь иную высь...  

Прозвучали они, разумеется, и в Харькове - как венец встречи, в конце.

 

 

 

«Всего-то навсего». Матушка Иулиания дирижирует сводным коллективом, собравшим певчих двух харьковских хоров - храма в честь священномученика Александра и Покровского монастыря

Матушка потом подчеркнула, что ей было удивительно слушать свои произведения в таком полноконцертном объеме в исполнении не ее коллектива, в непривычной для нее интерпретации (а руководит она сразу двумя ансамблями Елисаветинской обители - Праздничным хором и хором сестер). К слову сказать, матушка композитором себя не считает. Но музыку пишет уже практически два десятилетия.   Ведущий вечера протоиерей Федор Воскобойников, известный в городе хоровик, в начале встречи, напомнив о сошествии Святого духа на апостолов и призвании их к единению, подчеркнул, что целью этого собрания - в связи с приездом матушки Иулиании в Харьков - является и сама встреча, и обретение некоего нового духовного опыта.  

 

 

 

Харьковский Успенский собор. В нем молились шесть монархов из династии Романовых  

* * *  

Концерт открыл хор храма в честь священномученика Александра (Петровского). Матушке привелось побывать в этот день в этом новом храме жилого массива ХТЗ. Дирижировала коллективом его руководитель Юлия Воскобойникова.   Хор исполнил 8 опусов. Прозвучало и повсеместно исполняемое сегодня произведение И. Денисовой «Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение...». По ее словам, первоисточником данного сочинения стала известная белорусская народная песня «Ой, рэчанька-рэчанька...». Мы помним, что с этой песней в 1978 г. нашу большую страну познакомил ансамбль «Песняры».   Особое движение слушательских сердец и крики «Браво!» вызвал народный белорусский духовный стих, не требующий в Харькове перевода, «Ой, шли-прайшли тры янгалы» с пронзительным финалом: «Ой, у нашому раю жить весело; / жить весело, тольки некому...»   Затем на сцену органного зала вышел хор харьковского Покровского монастыря под управлением Анны Щегловой, исполнивший в первом отделении 5 сочинений И. Денисовой, один Полиелей и кондак из Акафиста, чтимого перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали», а также известное песнопение на стихи иеромонаха Романа (Матюшина) «Пресвятая Богородице» с таким началом:   Пресвятая Богородице, Всем скорбящим Утешение. Ты избави землю Русскую От напасти и погибели...   В завершение первого отделения прозвучала хоровая обработка популярной и фактически уже народной песни из репертуара группы «Любэ» - «Песни о коне» (муз. И. Матвиенко, сл. А. Шаганова), а также духовный стих «Дни мои» (сл. протоиерея Андрея Логвинова), являющийся одной из визитных карточек творчества матушки Иулиании.  

 

 

 

Поет хор харьковского Покровского монастыря  

Был объявлен десятиминутный перерыв, и матушку, слушавшую хоры примерно ряда с восьмого, окружили ее многочисленные слушатели, получавшие автографы на красивом цветном буклетике (вручались бесплатно каждому слушателю перед концертом), дарившие ей букеты розовых, белых и красных роз, коробки с конфетами, православные календарики и книги.  

 

 

 

С харьковскими подарочками   Люди успевали кратко побеседовать с матушкой, усердно и приветливо исполнявшей эту непростую авторскую обязанность.  

 

 

 

Вокруг матушки Иулиании  

Перерыв затянулся, однако подошло время дать слово матушке, ответить на многочисленные записки.  

* * *  

«Какой у монахини может быть авторский вечер?» - риторически вопросила матушка Иулиания, и тут впору было вспомнить Великопостные рассуждения диакона Андрея Кураева: «Перед нами на сцене матушка Иулиания, хотя, вообще-то, ей полагается быть в монастыре. Монахиня во время Великого поста здесь?! Но кроме этого понятного монашеского долга есть и другой - общехристианский, человеческий: помочь людям понять смысл поста, души православной. Поэтому матушка игуменья оторвала от себя, от сестер свой любимый хор и благословила певчих начать пост не в храме, а здесь, с нами, в концертном зале. И это все для того, чтобы «наш» Христос перестал быть только нашим, чтобы для людей Он стал ближе».   «Мы на сцене, чтобы через песнопения донести до публики важность покаяния в это время, и, видимо, на то воля Божия...» - добавляла сама матушка, на харьковском вечере подчеркнув, что через это внутреннее раздвоение-недоумение она уже прошла. И поняла, что следует находиться там, куда Бог определил, что следует исполнять дело, на которое благословлена. Потому сегодня больше времени приходится проводить в разъездах, концертах и меньше - собственно в обители.  

 

 

 

Матушка Иулиания (Денисова) отвечает на вопросы харьковчан  

Отвечая на вопросы о личном пути к Богу, матушка рассказала о чудесных событиях своей семьи (исцелениях и других). Вспомнила о семейной молитвенной привязке к святителю Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу Иоанну (Максимовичу), уроженцу Харьковщины, выпускнику Харьковского университета, о том, что исцеление от рака почек она вымолила младшему сыну пред образом Божией Матери Жировицкой в одноименном монастыре в Беларуси («Богу возможно всё», - говорит матушка), однако больше старалась рассказать о своей профессиональной деятельности, при этом подчеркивая, что певчие на клиросе должны рано или поздно воцерковляться. «Путь на Земле у человека один - к Богу, - утверждает м. Иулиания, - остальное - тропинки и увиливания».   «Дело не в том, как мы поем, но прежде всего в том, что мы вкладываем в пение, - говорит регент и удивительно продолжает, - на клиросе голос особо не нужен, главное - душа и слух. Если большой голос, то куда ты его денешь? Он же просится вовне. И нужно огромное смирение, чтобы его не выпячивать. Поскольку хор - умение соборное, совокупное».   Хор должен петь на клиросе так, чтоб молящиеся не обращали во время службы на него внимания, считает матушка. «Как стать регентом»? - спросили матушку в записке. «Регентом может стать любой музыкант, - отвечает м. Иулиания, сама по специальности музыкальный теоретик, и, как она говорит, «немножко композитор», -Руки связаны с интонацией, с речевым аппаратом. Кто хорошо говорит, у того и руки подвижны. Конечно, приходилось сложно, когда я получила благословение руководить в начале 1990-х церковным хором из трех, а потом из пяти человек». «Начинала дирижировать одной рукой, потом оказалось, что можно и двумя делать разные движения, - всерьез шутит матушка. - Приходилось самой выдумывать дирижерские знаки, потом оказывалось, что их придумали сотни лет назад. Но главное - договориться с хором на спевках, что и как ты показываешь. А потом на концертах ты просто напоминаешь хору то, о чем прежде договорились». Она считает, что одной из современных хоровых проблем, с которой приходится сталкиваться в работе, является проблема нахождения баланса между молитвенно-внутрицерковным характером исполнения песнопений и понятным способом донесения содержания этих песнопений до современного человека.   Харьков - традиционно город очень музыкальный и очень хоровой. Потому были заданы вопросы о современных православных песнопениях для детей. Она назвала авторов, с ее точки зрения, достойных исполнения: Ирину Болдышеву (Санкт-Петербург), регента детско-юношеского хора имени прп. Иоанна Дамаскина при храме в честь иконы Божией Матери Владимирской, и свою воспитанницу Елену Богданову (Москва), которую матушка обучала в Минске с первого класса музыкальной школы. Сейчас популярны в детской православной среде произведения Е. Богдановой «Херувимская» и «Единородный Сыне».  

 

 

 

За минуту до концерта. В центре зала о. Феодор Воскобойников  

Одна из важных тем, которой коснулась матушка Иулиания в своем выступлении, была тема подворья Елисаветинской обители, находящемся в деревне Лысая Гора, в 30 км от Минска, где создан приют для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, и возведен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». В реабилитационном центре под руководством священника сбившиеся с социального пути люди живут, трудятся, проводят досуг. При приюте имеются разные мастерские, большая скотоводческая ферма, сад, пасека, в питомнике разводятся среднеазиатские овчарки, есть и свой театр, библиотека и вокально-инструментальный ансамбль.   К слову, в фильме «Инокиня» есть очень живой эпизод, когда матушка Иулиания подыгрывает на электросинтезаторе этому подворскому ВИА, исполняющему известные поп-песни, в частности «Вот, новый поворот», вызывая улыбки сестер-монахинь и батюшки. В фонд подворья будут перечислены и средства, собранные от продажи билетов на харьковскую встречу с м. Иулианией.  

* * *  

Большое стечение народа в тот вечер в харьковском Успенском соборе еще раз подчеркнуло, что матушка Иулиания - человек провиденциального служения, призванный к своей миссии, к ней стекаются люди, приезжающие на концерты порой издалека. Кто-то по каналу «Культура» посмотрел фильм «Инокиня», кто-то наткнулся на информацию о хоре в Интернете. Это же справедливо для ее хорового коллектива, в котором есть певчие даже из весьма отдаленных от Минска мест.   С 2010 г. монахиня Иулиания проводит в Минске фестиваль хоровых коллективов «Державный глас», в котором участвуют все желающие: профессиональные и любительские, церковные и светские хоры, с программами по 20-30 минут. Репертуар фестиваля - православные песнопения и песни, а также народные песни и хоры русских композиторов, ориентированные на православие. В фестивале в нынешнем году участвовал хор харьковского храма в честь священномученика Александра.   Одна из поклонниц творчества матушки написала ей такое краткое посвящение:  

Птица ли то вспорхнула?
Нет... Это взмах рук.
Солнышко заглянуло? -
Нет - то улыбка глаз, губ.
 

В этих строках - полнота любви к матушке Иулиании и уважения к ее труду, столь нужному тысячам православных по всей Руси - Белой, Великой и Малой. И всё правда: и про красоту рук матушки, и про удивительную улыбку ее глаз и губ.

 

Первая публикация: "Одна Родина"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Александрович Минаков
Все статьи Станислав Александрович Минаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41