Поет хор храма в честь священномученика Александра (Петровского)
В этот день, 25 июня, сошлось многое. И общее благоухание Праздника Святой Троицы, и свет, исходивший от прибывшей в Харьков личности, которая собрала сотни харьковчан в зале Успенского собора (здесь пока располагается органный зал областной филармонии), - известного регента и композитора православной духовной музыки матушки Иулиании (Ирины Денисовой) из Минского Свято-Елисаветинского монастыря. Это была творческая встреча, совмещенная с концертом. Как оказалось - первый у матушки авторский вечер.
В
лице м. Иулиании (Денисовой) и ее песнопений православный Минск прибыл в
Харьков. Подчеркнем, что именно в этот день славяне всего мира, а нас
около 270 миллионов, отмечают День дружбы и единения славян. Праздник
этот учрежден для того, «чтобы разные ветви славянских народов помнили о
своих исторических корнях, стремились сохранить свою культуру и
многовековую связь друг с другом». Он наиболее широко отмечается тремя
дружественными странами - Россией, Украиной и Беларусью, и это праздник,
идущий от общих корней, культурных традиций и обычаев наших народов. Не
следует забывать также, что славяне составляют основную часть населения
Европы.
Тема единства славян была актуализована и недавним заявлением А.
Лукашенко о русском языке в Белоруссии. Время подтвердило правильность
решения о придании в Беларуси русскому языку статуса государственного.
Ведь, отметил А.Лукашенко, «для белоруса русский язык не чужой, а
родной, это общее достояние и русских, и украинцев, и белорусов», он
является «фундаментом одной из величайших в мире культур - это общее
достояние всех народов, которые когда-то создавали наше единое
Отечество».
В
условиях растущей фашизации Украины хорошо было бы внимательно
прислушаться к словам белорусского руководителя: «Сегодня в это сложно
поверить, но были времена, когда крайние националисты хотели изгнать из
Беларуси не только русский язык, но и всех русских людей. К счастью, мы
победили эту опасность». В республике удалось «построить мирную,
спокойную, добрую страну, в которой никому даже в голову не может прийти
мысль притеснять человека из-за того, что он говорит на каком-то не том
языке. ...Русский язык создал великую русскую культуру, которая также
является достоянием многих народов и к которой, если брать понятие
русской культуры и русской цивилизации в самом широком смысле этого
слова, относимся все мы».
* * *
На чистом русском языке шло общение с матушкой Иулианией. Все два с половиной часа в харьковском Успенском соборе - весь жаркий июньский вечер. Теплота и радушие здесь были таковы, что все позабыли о времени, даже администрация концертного зала. Песнопения, автором или аранжировщиком которых она является, звучали в этот вечер на церковнославянском, русском и белорусском. О жизненном пути, о приходе к вере и Богу современного деятеля культуры Ирины Денисовой, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории, матери троих взрослых детей, многие интересующиеся современной православной музыкой знают по часовому фильму «Инокиня», снятому документалистом Галиной Адамович. Побили рекорды по числу прослушиваний и перепостов в Интернете «хиты» матушки, а более всего - «Всего-то навсего».
Всего-то навсего: полюби,
сердечком-свечкою засветись!
Тогда, как рыба в речной глуби,
вверху увидишь иную высь...
Прозвучали они, разумеется, и в Харькове - как венец встречи, в конце.
«Всего-то навсего». Матушка Иулиания дирижирует сводным коллективом, собравшим певчих двух харьковских хоров - храма в честь священномученика Александра и Покровского монастыря
Матушка потом подчеркнула, что ей было удивительно слушать свои произведения в таком полноконцертном объеме в исполнении не ее коллектива, в непривычной для нее интерпретации (а руководит она сразу двумя ансамблями Елисаветинской обители - Праздничным хором и хором сестер). К слову сказать, матушка композитором себя не считает. Но музыку пишет уже практически два десятилетия. Ведущий вечера протоиерей Федор Воскобойников, известный в городе хоровик, в начале встречи, напомнив о сошествии Святого духа на апостолов и призвании их к единению, подчеркнул, что целью этого собрания - в связи с приездом матушки Иулиании в Харьков - является и сама встреча, и обретение некоего нового духовного опыта.
Харьковский Успенский собор. В нем молились шесть монархов из династии Романовых
* * *
Концерт открыл хор храма в честь священномученика Александра (Петровского). Матушке привелось побывать в этот день в этом новом храме жилого массива ХТЗ. Дирижировала коллективом его руководитель Юлия Воскобойникова. Хор исполнил 8 опусов. Прозвучало и повсеместно исполняемое сегодня произведение И. Денисовой «Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение...». По ее словам, первоисточником данного сочинения стала известная белорусская народная песня «Ой, рэчанька-рэчанька...». Мы помним, что с этой песней в 1978 г. нашу большую страну познакомил ансамбль «Песняры». Особое движение слушательских сердец и крики «Браво!» вызвал народный белорусский духовный стих, не требующий в Харькове перевода, «Ой, шли-прайшли тры янгалы» с пронзительным финалом: «Ой, у нашому раю жить весело; / жить весело, тольки некому...» Затем на сцену органного зала вышел хор харьковского Покровского монастыря под управлением Анны Щегловой, исполнивший в первом отделении 5 сочинений И. Денисовой, один Полиелей и кондак из Акафиста, чтимого перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали», а также известное песнопение на стихи иеромонаха Романа (Матюшина) «Пресвятая Богородице» с таким началом: Пресвятая Богородице, Всем скорбящим Утешение. Ты избави землю Русскую От напасти и погибели... В завершение первого отделения прозвучала хоровая обработка популярной и фактически уже народной песни из репертуара группы «Любэ» - «Песни о коне» (муз. И. Матвиенко, сл. А. Шаганова), а также духовный стих «Дни мои» (сл. протоиерея Андрея Логвинова), являющийся одной из визитных карточек творчества матушки Иулиании.
Поет хор харьковского Покровского монастыря
Был объявлен десятиминутный перерыв, и матушку, слушавшую хоры примерно ряда с восьмого, окружили ее многочисленные слушатели, получавшие автографы на красивом цветном буклетике (вручались бесплатно каждому слушателю перед концертом), дарившие ей букеты розовых, белых и красных роз, коробки с конфетами, православные календарики и книги.
С харьковскими подарочками Люди успевали кратко побеседовать с матушкой, усердно и приветливо исполнявшей эту непростую авторскую обязанность.
Вокруг матушки Иулиании
Перерыв затянулся, однако подошло время дать слово матушке, ответить на многочисленные записки.
* * *
«Какой у монахини может быть авторский вечер?» - риторически вопросила матушка Иулиания, и тут впору было вспомнить Великопостные рассуждения диакона Андрея Кураева: «Перед нами на сцене матушка Иулиания, хотя, вообще-то, ей полагается быть в монастыре. Монахиня во время Великого поста здесь?! Но кроме этого понятного монашеского долга есть и другой - общехристианский, человеческий: помочь людям понять смысл поста, души православной. Поэтому матушка игуменья оторвала от себя, от сестер свой любимый хор и благословила певчих начать пост не в храме, а здесь, с нами, в концертном зале. И это все для того, чтобы «наш» Христос перестал быть только нашим, чтобы для людей Он стал ближе». «Мы на сцене, чтобы через песнопения донести до публики важность покаяния в это время, и, видимо, на то воля Божия...» - добавляла сама матушка, на харьковском вечере подчеркнув, что через это внутреннее раздвоение-недоумение она уже прошла. И поняла, что следует находиться там, куда Бог определил, что следует исполнять дело, на которое благословлена. Потому сегодня больше времени приходится проводить в разъездах, концертах и меньше - собственно в обители.
Матушка Иулиания (Денисова) отвечает на вопросы харьковчан
Отвечая на вопросы о личном пути к Богу, матушка рассказала о чудесных событиях своей семьи (исцелениях и других). Вспомнила о семейной молитвенной привязке к святителю Шанхайскому и Сан-Францисскому чудотворцу Иоанну (Максимовичу), уроженцу Харьковщины, выпускнику Харьковского университета, о том, что исцеление от рака почек она вымолила младшему сыну пред образом Божией Матери Жировицкой в одноименном монастыре в Беларуси («Богу возможно всё», - говорит матушка), однако больше старалась рассказать о своей профессиональной деятельности, при этом подчеркивая, что певчие на клиросе должны рано или поздно воцерковляться. «Путь на Земле у человека один - к Богу, - утверждает м. Иулиания, - остальное - тропинки и увиливания». «Дело не в том, как мы поем, но прежде всего в том, что мы вкладываем в пение, - говорит регент и удивительно продолжает, - на клиросе голос особо не нужен, главное - душа и слух. Если большой голос, то куда ты его денешь? Он же просится вовне. И нужно огромное смирение, чтобы его не выпячивать. Поскольку хор - умение соборное, совокупное». Хор должен петь на клиросе так, чтоб молящиеся не обращали во время службы на него внимания, считает матушка. «Как стать регентом»? - спросили матушку в записке. «Регентом может стать любой музыкант, - отвечает м. Иулиания, сама по специальности музыкальный теоретик, и, как она говорит, «немножко композитор», -Руки связаны с интонацией, с речевым аппаратом. Кто хорошо говорит, у того и руки подвижны. Конечно, приходилось сложно, когда я получила благословение руководить в начале 1990-х церковным хором из трех, а потом из пяти человек». «Начинала дирижировать одной рукой, потом оказалось, что можно и двумя делать разные движения, - всерьез шутит матушка. - Приходилось самой выдумывать дирижерские знаки, потом оказывалось, что их придумали сотни лет назад. Но главное - договориться с хором на спевках, что и как ты показываешь. А потом на концертах ты просто напоминаешь хору то, о чем прежде договорились». Она считает, что одной из современных хоровых проблем, с которой приходится сталкиваться в работе, является проблема нахождения баланса между молитвенно-внутрицерковным характером исполнения песнопений и понятным способом донесения содержания этих песнопений до современного человека. Харьков - традиционно город очень музыкальный и очень хоровой. Потому были заданы вопросы о современных православных песнопениях для детей. Она назвала авторов, с ее точки зрения, достойных исполнения: Ирину Болдышеву (Санкт-Петербург), регента детско-юношеского хора имени прп. Иоанна Дамаскина при храме в честь иконы Божией Матери Владимирской, и свою воспитанницу Елену Богданову (Москва), которую матушка обучала в Минске с первого класса музыкальной школы. Сейчас популярны в детской православной среде произведения Е. Богдановой «Херувимская» и «Единородный Сыне».
За минуту до концерта. В центре зала о. Феодор Воскобойников
Одна из важных тем, которой коснулась матушка Иулиания в своем выступлении, была тема подворья Елисаветинской обители, находящемся в деревне Лысая Гора, в 30 км от Минска, где создан приют для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, и возведен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». В реабилитационном центре под руководством священника сбившиеся с социального пути люди живут, трудятся, проводят досуг. При приюте имеются разные мастерские, большая скотоводческая ферма, сад, пасека, в питомнике разводятся среднеазиатские овчарки, есть и свой театр, библиотека и вокально-инструментальный ансамбль. К слову, в фильме «Инокиня» есть очень живой эпизод, когда матушка Иулиания подыгрывает на электросинтезаторе этому подворскому ВИА, исполняющему известные поп-песни, в частности «Вот, новый поворот», вызывая улыбки сестер-монахинь и батюшки. В фонд подворья будут перечислены и средства, собранные от продажи билетов на харьковскую встречу с м. Иулианией.
* * *
Большое стечение народа в тот вечер в харьковском Успенском соборе еще раз подчеркнуло, что матушка Иулиания - человек провиденциального служения, призванный к своей миссии, к ней стекаются люди, приезжающие на концерты порой издалека. Кто-то по каналу «Культура» посмотрел фильм «Инокиня», кто-то наткнулся на информацию о хоре в Интернете. Это же справедливо для ее хорового коллектива, в котором есть певчие даже из весьма отдаленных от Минска мест. С 2010 г. монахиня Иулиания проводит в Минске фестиваль хоровых коллективов «Державный глас», в котором участвуют все желающие: профессиональные и любительские, церковные и светские хоры, с программами по 20-30 минут. Репертуар фестиваля - православные песнопения и песни, а также народные песни и хоры русских композиторов, ориентированные на православие. В фестивале в нынешнем году участвовал хор харьковского храма в честь священномученика Александра. Одна из поклонниц творчества матушки написала ей такое краткое посвящение:
Птица ли то вспорхнула?
Нет... Это взмах рук.
Солнышко заглянуло? -
Нет - то улыбка глаз, губ.
В этих строках - полнота любви к матушке Иулиании и уважения к ее труду, столь нужному тысячам православных по всей Руси - Белой, Великой и Малой. И всё правда: и про красоту рук матушки, и про удивительную улыбку ее глаз и губ.
Первая публикация: "Одна Родина"