Теологи освобождения восхваляют его, но между ним и ими лежит целая пропасть. Прогрессисты причисляют его к себе, но он держится от них подальше. Настоящий Франциск сильно отличается от того, каким многие его себе представляют.
Сандро Маджистер
РИМ, 16 мая 2013 - Во время продолжительного медового месяца с общественным мнением папа Франциск заработал также похвалы и от самого бунтарского из францисканских теологов - бразильца Леонардо Бофф: «Франциск преподаст урок Церкви. Заканчивается суровая и мрачная зима. С ним наступает весна».
На самом деле Бофф уже давно оставил монашескую рясу, женился и сменил любовь к Марксу на экологическую любовь к матери-земле и брату-солнцу. Однако он остается самым знаменитым и цитируемым теологом освобождения.
Когда, всего лишь через три дня после его выбора на должность папы, Хорхе Марио Бергольо потребовал, чтобы Церковь стала «бедной Церковью для бедных» его присоединение к рядам революционеров казалось решенным делом.
На самом деле лежит целая пропасть между взглядами латиноамериканских теологов освободения и взглядами этого аргентинского папы.
Бергольо не является очень плодовитым писателем, но того, что он написал, вполне достаточно, чтобы понять, что у него на уме, почему он все время стремится смешиваться с «народом».
Он хорошо знает теологию освобождения, он был свидетелем того, как она зарождалась и росла среди его братьев-иезуитов, но он всегда подчеркивал свое несогласие с ней, даже рискуя остаться в одиночестве.
Теологами, которым он следовал, были ни Бофф, ни Гутьеррес, ни Собрино, а аргентинец Хуан Карлос Сканноне, также иезуит, нелюбимый большинством. Он был в прошлом преподавателем греческого языка и разработал теологию не освобождения, а теологию «народа», в центре которой стоит культура и религиозность простого народа, в первую очередь бедных, с их традиционной духовностью и их чувствительным отношением к справедливости.
Сегодня Сканноне, которому 81 год, считается основным живущим аргентинским теологом, а что касается того, что осталось от теологии освобождения, уже в 2005 году Бергольо закрыл разговор об этом следующим образом: «После краха «реального социализма» приверженцы этих течений мысли пришли в замешательство. Неспособные как к радикальному изменению формулировки, так и к созданию нового, они выжили по инерции, хотя и на сегодняшний день еще хватает тех, кто пытается вновь предложить эти устаревшие идеи».
Это суждение, направленное
против теологии освобождения, Бергольо вставил в одно из своих самых разоблачительных
произведений: предисловие к книге о будущем Латинской Америки, которую написал самый
его близкий друг в ватиканской курии, уругваец Гусман Карриквири Лекур, генеральный секретарь папской комиссии
по Латинской Америке, женатый и имеющий детей и внуков, занимающий самую
высокую из мирян должность в курии.
По мнению Бергольо, латиноамериканский континент уже завоевал место «среднего
класса» в мире и в будущем он будет завоевывать все больше места, но то, что ему больше всего свойственно, вера
и «католическая мудрость» народа - находится в опасности.
Самую большую опасность он видит в том, что называет «подростковой прогрессивностью», то есть в энтузиазме в отношении прогресса, который на самом деле обращается, - говорит он, - против народов и стран, против их католической идентичности, «в тесной взаимосвязи с концепцией государства, которая в значительной степени является воинствующим антиклерикализмом».
В прошлое воскресенье он высказался в пользу юридической защиты эмбриона в Европе. В Буэнос-Айресе не забывается его упорное сопротивление закону о свободе аборта и однополых браков. В том, что во всем мире распространяются подобные законы он видит наступление «империалистической концепции глобализации», которая «представляет собой самый опасный тоталитаризм современной эпохи». Это наступление по мнению Бергольо несет на себе знак Антихриста, как это происходит в романе, который он любит цитировать: «Властелин мира» Роберта Хью Бенсона, англиканского священника, сына архиепископа Кентербери, который перешел в католичество век назад.
То, что в своих папских проповедях он часто ссылается на дьявола, не является риторической изощренностью. Для папы Франциска дьявол реален как никогда, он «властелин этого мира», которого Иисус победил навсегда, но который все еще может приносить зло.
В одной проповеди, произнесенной несколько дней назад, он предостерег: «Это необходимо, чтобы между нами был диалог, для того, чтобы был мир. Но с властелином этого мира нельзя вести переговоры. Никогда».
http://chiesa.espresso.repubblica.it/articolo/1350519