В последнее время о монархистах появляется всё больше сообщений в СМИ, обсуждаются какие-то личности, их перспективы, политические проекты и т.д. При этом к самой Монархии, как форме организации политической власти в России, отношение остаётся вполне традиционно советским: дескать, «изжила себя», «история вынесла приговор этому режиму», «народ не поддерживает» и т.д. А когда кто-то говорит, что, дескать, ну есть же в мiре очень неплохо устроившиеся страны именно с такой формой правления, например Англия или Норвегия, то в ответ обычно намекают, что, дескать, «что можно Юпитеру - того нельзя быку», и тему сворачивают...
Таким образом, наличие монархистов, лучше - в полукарикатурном образе, пожалуй, уже признаётся терпимым. Но чтобы что-то серьёзнее - вот этого, пожалуйста, не надо. Да, балы, рюшечки, и кофе в постель модели «а-ля Людовик XIV» - можете себе позволить, не возражаем. Но развлекайтесь этим, пожалуйста, в строго отведённых местах, в заповедниках ваших музейных усадеб, не более...
При этом не меньшим вопросом для самих монархистов остаётся понимание сути: так что же такое монархия? Не так давно, одна дальняя родственница Святого Царя-мученика Николая II выразилась таким образом, что, дескать, «монархисты без монарха - это нонсенс». И все, в основном, без особых возражений это «съели», перенеся спор в область выяснения вопроса: кто более легитимный наследник нашего вдовствующего Царского Престола, а кто менее? Согласимся, что к самой сути понимания Монархии все эти выяснения, пусть и интересные сами по себе, не имеют никакого отношения.
В последнее время появилось немало хороших книжек, посвящённых Российской Империи, Святой Царской семье и т.д. Но очень часто у авторов нет даже попытки объяснить саму суть явления: а что есть Монархия в подлинном смысле? При всей любви к великому Царю-мученику, Православной вере и Родине - такая задача ими чаще всего просто не ставится. Подразумевается, видимо, что это все и так понимают. А вот это как раз большой вопрос! И именно по этой причине - общего непонимания фундаментального понятия Монархии - кучка наёмных писак имеет возможность вдохновенно плести о монархическом строе свой вздор, который «независимые» СМИ методично прокачивают через народное сознание.
А на самом деле всё довольно просто.
Для монархиста (оговоримся: далее мы под этим термином будем иметь в виду именно нормального монархиста, а не сторонника того или иного «наследника престола» вообще - это вещи принципиально разные!) первым и решающим вопросом является источник власти.
Так вот, для монархиста, единственным источником власти в мiре (и не только на земле) является Бог. В некотором смысле, вообще всё учение о Монархии - на этом можно было бы закрыть. Этого достаточно, потому что всё последующее развитие монархической мысли - прямо вытекает из этого совершенно ясного постулата, дальше нужно лишь включить собственный ум.
Власть - это вообще одно из главных неотъемлемых Божественных качеств, суть отношения Творца к Своему творению. «Какою властью Он это делает?» - изумлялись на Христа еврейские первосвященники, видя, как Ему подчиняются и бесы, и стихии, и болезни, и сама смерть. Их изумление - как раз от незнания Бога. И для них, как мы знаем, незнание Истинного Бога кончилось и Его отвержением, и принципиально иным, чем у других народов, жёстким отвержением христианской власти во всей их последующей истории. Читающий да разумеет...
Итак - вся власть у Бога. А уже Он, кому хочет, даёт от неё некоторую часть, для реализации власти как жизненно необходимого принципа иерархичности на земле, в народах. Земная царская власть есть - где более явная, где менее - проекция Божественного принципа устроения для Своего творения, одарённого разумом. Власть может быть дана как благая - в благословение народу доброму и Богу верному, так и злая, жестокая - народу строптивому и развращённому. Но любой, самый жуткий диктатор всегда был и всегда останется ничтожной пылинкой перед устами Божиими. Никак иначе.
Легко заметить, что всё вышесказанное есть не что иное, как один из начальных элементарных постулатов православного вероучения. Не признающий этого положения - совершенно автоматически сам себя выбрасывает из Православного вероучения и, соответственно, из Церкви.
Очень полезно проследить за тем, как каждая ересь непременно искажала этот догмат о Божественной власти и её земной реализации. Римский папизм потому и был назван «папизмом», что начал тянуть себе то, что ни в коей мере не может ему принадлежать - власть, как духовную, так позже и светскую. Недаром некоторые наши великие святые (взять хотя бы поздние творения Св. Иоанна Кронштадтского) так гневно обличали папизм, называя его вполне реальным предтечей антихриста.
Сообщество протестантов, некогда принявших идею монаха-расстриги Лютера, что они уже «спасённые», а значит - святые, решили, что они уже здесь, на земле, имеют прямое отношение к «соцарствию» со Христом, обещанном в Св. Писании святым Его. А «соцарствие» - это есть не что иное, как получение определённой части царской власти. И именно отсюда, вначале, конечно, не вполне явно, началась формулировка тезиса «источником власти является народ», которая изначально, по своему происхождению, есть чисто еретическая идея, т.е. возникшая вовсе не в социуме, а именно в еретическом сообществе отпавших от Церкви. Эта формула стала уже позже, для порождённого протестантизмом безбожного социального романтизма, «альфой и омегой» всех социалистических лжеучений. Протестантизм сделал здесь своё главное дело: власть Божия осталась где-то там, на Небе, у далёкого «дедушки с бородой». А здесь, на земле, на власть могут претендовать наиболее успешные, ибо кто успешен - тот значит и «Богу угоден», как полагают в простоте сердца наши братья-протестанты. Таким образом, медленно, но верно - на землю стал возвращаться культ «золотого тельца» древних евреев, имеющий сейчас уже совершенно конкретное воплощение в мiровой банковской системе. Но то - другая история...
Говоря о протестантизме, надо упомянуть и такую их современную повсеместную черту, как фактически полную индифферентность к политической системе в собственном отечестве, где бы они не жили. Как раз по этой причине именно в протестантских странах начался процесс глобализации и скрытый перехват политической власти из рук национальных правительств той силой, которую сейчас принято называть «мiровое правительство». И происходит это потому, что само духовное непонимание источника власти - приводит к совершенно искажённому пониманию идеи самой власти в принципе. Теперь для протестантизма сам смысл власти и формула её «идеальности», по сути, определяется принципом: «власть, которая наилучшим образом сохраняет мою собственность - и является наилучшей». Этот слом религиозного сознания, собственно, и привёл к разрушению традиционной монархической власти в странах Европы, а вовсе не «борьба пролетариата». Ибо протестантизм стал ждать и требовать от власти вполне утилитарных и прагматических решений. Любое решение высшей власти, ориентированное на вневременные и духовные ценности, как и на долговременное планирование государственного развития вообще, для протестантского сознания - нонсенс. Ибо власть, с точки зрения индивидуализированного духовного сознания протестанта, - не имеет к духовной жизни, как таковой, вообще никакого отношения. И именно в связи с формированием подобного сознания, когда к власти первично потребительское заземлённое требование охраны своего земного комфорта, - глобалисты, долговременное планирование как раз имеющие, получили возможность постепенно прибирать реальную власть в этих странах в свои руки...
Не случайно особым анклавом среди нынешнего мiра стоит Британская монархия, которая, некогда создав собственный религиозный «эксклюзив» в виде англиканства, сохранила с ним вместе и иную, более высокую, степень церковно-государственного сознания. Британии нет смысла растворяться в «рынках», отказываться от независимости через отказ от собственной валюты, и т.д. И именно по причине более высокой степени подобного государственнического сознания - Британия остаётся доминирующей в англо-саксонском мiре. Хотя формально, с точки зрения экономической и геополитической - на то уже давно нет никаких оснований...
Можно добавить, что имевшее место в Российской Империи преследование многочисленных протестантских сект, плодившихся в XIX веке, - имело своим основанием отнюдь не религиозное гонение, как таковое. Царская власть Империи была куда более религиозно терпима, чем об этом сейчас принято думать (для знающих тему - возможно, даже излишне терпима). Полирелигиозность востока и юга Империи - была очевидна, и ни малейших гонений на себя от властей не вызывала. Дело было в другом.
Все те туземные религии (это их тогдашнее вполне официальное название) и магометанство - имели в своих учениях куда более верное представление о сути власти, чем помянутые протестантские секты. Как это, на первый взгляд, ни странно. Для них, с их «естественной религиозностью», Имперская власть, её происхождение свыше, а потому и неприкосновенность (!) - были непререкаемы. Да, они жили своим бытом, чуждым православной культуре, включая многожёнство. Потихонечку, в той степени, где это не вызывало напряжения в этих народностях, русская царская власть их приобщала к современным техническим и культурным благам цивилизации. Но парадокс в том, что при таком низком уровне (с нашей точки зрения) бытовой культуры, их государственническое мышление - было, по сути, верным. Это было от того, что оно, в данном случае, было предметом не религиозного реформаторского размышления, а человеческого естества. Они могли быть недовольны местной властью (что порою и было), но никогда не бунтовали против самого «Белого Царя», власть которого, в их представлении, имела основание не в их согласии с его политикой, и даже не в коллективной воле всего Великорусского народа, а именно свыше, от Бога (хотя представление о Творце у каждого из этих туземных народов и было своё).
В то же время протестантские секты, все эти «пашковцы», молокане, духоборы и пр., имели сознание прямо противоположное. Из их среды, как вирусы, выходили именно разрушительные для государства идеи. Они именно в принципе отвергали над собою Царскую власть, распространяя о ней представление как о едва ли не «дьявольской». О необходимости её замены на «духовное братство свободных личностей» и прочие замечательные высокодуховные прожекты, представляющие из себя гармоничную смесь анархии и детского сада.
Терпеть подобный подрыв народного сознания, хранившего свою веру Богу и Царю в простоте, Имперская власть не только не могла, но и не имела перед Богом никакого права. Подобные «прививки» народу, занимавшему 1/5 земного шара - быстро бы развалили Империю на куски, повергнув все её народы в хаос и страдания. Поэтому борьба с ними была безусловно правильной. К тому же примечательно то, как верно выяснило Третье отделение [отдел Департамента полиции, занимавшейся вопросами безопасности Империи, аналог контрразведки], что именно в этой сектантской среде и вербовали свою агентуру в России европейские страны и Оттоманская Порта, терпеливо готовившиеся к большой войне с нами весь XIX век. И потому очень показательна неизменная симпатия всей либеральной публики к этим гонимым сектам, чью поддержку, как обязательный образец «гражданской доблести», дал для примера всему петербургскому бомонду Лев Толстой...
Так, вкратце, обстоит дело с отношением к власти католицизма и протестантизма.
Интересно, что само происхождение власти как неземное, но данное свыше - было понятно даже таким далёким и от Истинного Бога, и друг от друга древним цивилизациям, как Китай, Египет и Америка. У них же начинается и первое мифотворчество о власти: верховные правители, как бы они не назывались, начинают вести своё происхождение «с неба», от неких его «обитателей», а каста жрецов - начинает этот процесс обслуживать, себя, любимых, при этом не забывая. Но происходило это не столько потому, чтобы фараоны со жрецами могли «безпрепятственно угнетать трудящиеся массы», как об этом позже будет городить марксизм, сколько потому, что человеческая душа всё-таки не до конца утрачивает знание о своём происхождении и о духовном мiре. И даже из ложных теорий, как в данном случае, верит той, которая больше, чем другие, напоминает об утраченной правде...
Короче говоря, монархист - это именно тот, который верит и понимает, что вся власть - у Бога, во Святей Троице славимого. И только Он Сам так, как захочет, передаёт её часть, а правильнее сказать - некоторое её продолжение, тому на земле, кому считает нужным.
Здесь необходимо коснуться намеренно легкомысленного понимания цитаты из Писания «нет власти не от Бога» (Рим.13;1), которую как-то подозрительно легко превратили в формулу «всякая власть от Бога», и теперь ею, уже скоро целый век, жонглируют все, кому нужно что-то скрыть, себя оправдать или кого-то запутать. Но Божественное Откровение - это не алгебра, и убирание из фразы двух отрицаний - не даёт «плюса». Вырванная из принципиального понимания Церковью Божественной абсолютной власти - она превращается в словесную погремушку, которой пытаются оправдать всё, что заблагоразсудится, а более всего собственные трусость и конформизм. Как известно, все ереси произошли из Священного Писания - выбирали (αƒρέω - «выбираю» - греч.) одно, при этом выкидывая другое. Совершенно то же самое видно и в обращении с этой цитатой.
Необходимо уточнить, что эти слова Ап. Павел завершает примечательным образом: «..., существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13;1). Это также важно понять правильно: на тот момент вообще не было в ойкумене (вселенной) иной формы государственной власти, кроме монархической. И именно отсюда, по этой причине, оба первоверховных Апостола пишут в посланиях своим ученикам, чтобы они молились о царях (1 Тим. 2;2) (1 Петр. 2;17). Совершенно верно указывали либеральные обладатели богословских дипломов, что, дескать, «как можно было за них, языческих царей, молиться, когда они были даже некрещёные?». Конечно. Но апостол же пишет здесь именно о Божественном установлении, а не о персоналиях, которые на тот момент были действительно гонителями Христианства.
Но и это ещё не всё. Есть, и допустимо вполне, понимание этих слов таким образом, что Апостол призывает христиан молиться о будущем Царе христианском, о том грядущем времени Константиновской эпохи, которое и тогда уже, разумеется, было в плане Божия домостроительства Церкви на земле. Т.е. о том времени, когда царская власть земная, как необходимый и богодарованный Божественный принцип - также получит своё освящение свыше Святым Духом, как его получили ранее сами Св. Апостолы в день Святой Пятидесятницы, который является, собственно, днём рождения Церкви.
И совершенно естественно, что вначале должна была родиться сама Церковь Божия, чтобы уже она, впоследствии, в купели крещения освятила Духом и саму власть земную, наполняя её как совершенно новыми смыслами, так и совершенно несравненными Божественными дарами. Помазание на Царство - и есть здесь та самая «монаршая Пятидесятница».
В этом отношении понятно некоторое каноническое отступление при принятии из Европейских деноминаций, отпавших от Святого Православия, супруг для Русских Царей. Их, при обязательном (и непременно добровольном!) восприятии Православия, не крестили заново (как обязательно надо крестить любого - хоть мiрянина, хоть епископа, обратившегося от ереси), а лишь мvропомазывали. В данном случае это отступление от общего правила объясняется отнюдь не человекоугодием перед «сильными мiра сего», а именно признанием за королевскими детьми, пусть даже и не Православной веры, некоего, осторожно говоря, изначального освящения через рождение в семье монарха (или, если угодно, предизбрания). Надо лишь понимать, что это рождение, в таком качестве, совсем не означает ненужности обретения Истинной веры - Православия, и никак не спасает человека «само по себе» для вечности, как бы он не был хорош.
Устроение человеческого ума, потерявшего веру во Христа, таково, что он непременно должен найти внешнего виновника в своих бедах и несчастьях: свою вину такой человек если и признаёт, то в самую последнюю очередь. И удобнее всего, оказывается, видит он всё зло окружающей жизни именно во власти, которая в данное время и в данной стране всегда находится на виду. Это тем более легко, что почти всегда можно найти для того повод: близость к власти даёт её исполнителям на местах лёгкий способ для любых злоупотреблений и всегда можно найти того, кто этим пользуется. Но вместе с тем, тысячелетняя история оставила нам совершенно однозначный опыт: избиение власти под предлогом «освободится от зла» - практически всегда, в сухом остатке, приводила к ещё большим несчастиям, крови и разорениям, чем до начала этой «освободительной» борьбы. И всё потому, что подлинная борьба со злом начинается в принципе не отсюда...
Бог не является источником зла или «благословляющим» зло, но попускает ему быть, когда его творит человек. При этом творящий зло - не может перейти в нём некоей таинственной границы, которую всегда хранит Промысел Божий. Разлитие в мiре зла - есть непостижимая тайна Божественных правосудия, долготерпения и предвидения. Вся природа зла - чужда человеческой душе, а победа любого зла - временна и совершенно призрачна. Человек всегда, в любом состоянии ума и здравия, может выбрать добро и отказаться от зла. Именно это и оставляет его человеком, до каких бы тяжких грехов он не дошёл. Творящий зло - творит его от невидения над собой Бога и от собственной слепоты. Злодей всегда в момент злодеяния забывает о том, что над ним есть власть и суд. Причём Суд не земной (цену которого в наше время часто можно выразить в цифре с несколькими нулями), а именно подлинный и по определению неподкупный - Небесный. В некотором смысле, сознательно творящий зло - всегда в этот момент представляется себе самому источником «абсолютной власти», в данное время и на данном месте, разумеется. И не имеет значения, кто это зло творит: уголовник в лесу над подростком, или «законно избранный» глава государства над страной.
В одном современном греческом пророчестве, есть такое место: «...Сильные мiра сего будут выступать перед народом и притворяться, что безпокоятся, что жалеют простых людей, будут встречаться друг с другом и принимать меры по решению экономических проблем. Но, в то же время, тайно, они будут делать всё возможное, чтобы довести граждан и экономику до полной разрухи. Чтобы привести людей в отчаяние, превратить их в животных, готовых на всё ради куска хлеба. Тот, кто сможет причинить больше вреда, получит большую награду. Их хозяева, слуги тьмы, уверяют их, что всё уже находится под их контролем и их ждёт вечная власть...» [это пророчество относится примерно к 2007-2008 гг., т.е. ещё до известного греческого экономического кризиса - А.М.]. Не беря на себя смелость комментировать это пророчество или настаивать на его непременной истинности - необходимо признать, что само описание духовной слепоты и прельщения властью элиты здесь дано совершенно точно. Именно неведение подлинного источника власти, Бога, - и ставит сильных мiра сего в столь жалкое и незавидное положение. А потому, надо всеми их самоуверенными планами по установлению своего всемiрного «мiрового порядка» - христианин может лишь посмеяться...
Итак, эти слова Ап. Павла (Рим.13;1) вовсе не есть признание «благословенности» любого людоеда, дорвавшегося до власти. Такое понимание противоречит не только подлинному смыслу греческого подлинника данного послания («несть бо власть, аще не от Бога» (церк.-слав.) - т.е. буквально: «то не есть власть, если она не от Бога») и здравой логике, но и самой истории Церкви и России. Ведь если бы было не так - то какой был смысл, например, в освобождении Руси от монголо-татар? Признали русские князья, как например Св. Вел. Князь Александр Невский и его потомки, власть татар? Признали! Ну, и всё, не дёргайтесь...
Но было же совсем иначе. И Свт. Алексий, митр. Московский, и Прп. Сергий - готовили освобождение Руси, молились об этом, и благословили на войну с захватчиками. Они что - не были христианами, не знали этих слов Ап. Павла? Осмелимся предположить, что они были гораздо лучшими христианами, чем мы сейчас. А заодно - не были трусливыми приспособленцами. И не разглагольствовали о том, какой замечательный татарский режим, и как он благодетелен для церковной жизни. А ведь по сути так и было: церковные земли при татарах неприкосновенны и не облагаются вообще никаким налогом! Не платят оброка и все там живущие и работающие. На них - строго архиерейское (или игуменское) управление, лишь церковный суд (даже не княжеский!) и нога татарского численника не может на них даже ступить. Ну, чем не «благодать»? О таком режиме благоприятствования в нынешней РФ Церковь может лишь мечтать! Если придерживаться существующего ныне прагматического подхода, что главное - это безпрепятственное функционирование церковной организации, то следует признать именно татаро-монгольское иго идеальным периодом для Русской Церкви.
Но наши великие святые видели это всё иначе. И именно потому, что прекрасно знали, что источником власти является Бог, а не хан Золотой Орды, как бы тот благосклонно не относился к покорённой Руси и её Церкви (а временами было и так). Святые прекрасно понимали - так же, как и мы сейчас - что власть безбожных «поганых» это лишь временное явление, и наказание Земле Русской за её грехи, за её междоусобное разделение, за увлечение земными благами, за остывание душ к Отечеству Небесному. И они именно вере, молитве, единению и жертвенности учили своих учеников, понимая, что лишь преодоление прежних грехов приведёт к освобождению Отечества. А отнюдь не одно накопление грубой физической силы, которое при оккупации невозможно.
Для всех христианских святых только тот властитель являлся благословенной властью, который сам, и непременно всенародно, признавал источником своей земной власти Одного лишь Истинного Бога. И это было совершенно одинаково для православного Рима, Византии, Сербии или Руси. А потому служение и послушание Царю от подчинённого ему народа - невозможно без самого искреннего и усердного служения самого Царя Истинному Богу, в Троице славимому. Это и есть единственный критерий власти, которая «от Бога». Это повторимся, та власть, которая Самого Бога безпрекословно признаёт своим источником.
И поэтому все формы «благословений» власти, не признающей Бога своим источником, от каких бы церковных чинов они не исходили - есть нелепица, мягко сказать, и лишь льстивая карикатура на великое таинство освящения Церковью благословенной Свыше земной власти...
Больше по этому вопросу и добавить нечего.
В связи с этим, стоит упомянуть о некоторых идеях «поставления в цари» нынешнего президента, которые, необходимо подчеркнуть, исходят вовсе не от монархистов, а от вполне далёких от веры в Бога «традиционалистов-консерваторов» - так их, для порядка, условно назовём. Хотя большая часть таких вбросов исходит на самом деле от либеральных СМИ, провоцирующих обсасывание этой темы в заведомо идиотском виде.
Необходимо сказать, что осуществление таких планов не только по сути ничего не изменит, но скорее ухудшит ситуацию. Ибо принесёт с собою не освящение верховной власти благодатию Божией, а одно лишь изменение внешних форм. То, что сейчас власть пытается делать на своём месте, тормозя общие распад и разрушение, то, видимо, и является той мерой, которая ей отпущена. Безусловно хорошо уже то, что пресечён розыгрыш в рулетку верховной власти в России каждые 4 года, за что Запад так и обозлился. Но изменить саму парадигму сознания «корпорации власти», и развернуть её в противоположную сторону, на служение к Богу, а не интересам «мiрового сообщества» и собственной выгоде - президенту, совершенно очевидно, не по силам. И не потому, что он слаб или плох, а потому, что это изменение должно пройти сквозь всю народную толщу, действительно изменить умы и сердца пусть и небольшой, но, безусловно, лучшей части народного моря.
Здесь характерен пример Св. Князя Владимiра, «Красного солнышка». Апостол Руси обращается к народу, зовя его ко крещению во Христа: «Кто не крестится - тот не друг князю!» При этом Князь заранее обратил ко Христу и крестил большую часть своей боевой дружины, понимая, что лишь крепко держа в руках власть можно отважиться на такое решение: всегда найдутся любители выхватить власть из рук во время народного смущения. И народ внял княжескому зову, зная честность и прямоту любимого князя.
Открытое и честное обращение к народу здесь было первичным и чрезвычайно важным для всей последующей истории не только Руси, но и всех судеб Христовой Церкви. История знает несколько примеров обращения ко Христу благочестивых царей, которые сами по себе приняли Христа, но личная вера которых так и не изменила судьбу их народов. Спасши себя - они так и не стали апостолами для своих подданных. Это и благочестивый царь Авгарь Эдесский, который, по преданию, звал к себе жить Христа, Которого гнали иудеи в Палестине, и Римский император Филипп, принявший Христианство и убитый вскоре Декием, и индийский царь Авенир с сыном царевичем Иоасафом и иные, как правило уже забытые, христиане во власти. Но именно подлинное преобразование жизни подчинённого народа силою своей земной власти, разворот этого народа ко Христу - и есть высший подвиг для земного царя. Это и есть ситуация, когда высшее земное служит высшему Небесному. Вот то его истинное предназначение Свыше, ради которого ему и была промыслительно дарована от Бога, Которого сам царь прежде мог и не знать, высшая власть над народом.
И Св. Князь Владимiр исполнил своё служение Христу и народу во всей возможной полноте.
А нынешняя власть, как в РФ, так и везде, привыкла обходиться вовсе без народа. От народа требование одно: чтобы не дёргался и не лез к власти, ничего больше (да чтобы налогов побольше платил). Время прямого и, главное, честного обращения к народу - ушло, похоже, навсегда. И то не удивительно, ведь те, кто в нынешнее время персонифицируют собой власть в мiре - в подлинном смысле «властью» не являются: их поставили вполне определённые силы, перед которыми они и держат ответ. Этот разрыв более всего виден из того, что «народ» (этот «источник власти», как издевательски называют его современные конституции) не имеет представления о том, что в действительности происходит в собственной стране. И чем больше разрыв между властью и народом - тем меньше народу позволяют знать картину происходящего, тем наглее «независимые» СМИ навешивают ему на уши и глаза свою информационную лапшу...
Власть, не понимающая своего источника, оказывается в весьма интересном положении: иллюзии о самой себе. Поясним.
С юности человек часто обуреваем разными «мнениями». Поначалу, человек думает о себе, что он красив и неотразим. Потом думает про себя, что он умён, в отдельных случаях - он уверен, что талантлив и т.д. Когда такое мнение становится неуправляемым и неконтролируемым - человек со стороны становится смешным, нормальные люди, которые в состоянии к себе относится критично, начинают такого несчастного просто жалеть, ведь фактически человек становится больной.
Сказанное в не меньшей степени относится и к власти. Земная власть, которая не признаёт Бога своим источником, а признаёт своё бытие вытекающий из «самое себя», своих «талантов» или «народного доверия» - впадает в одну из самых тяжких и трудно излечимых иллюзий: она думает, что властвует, что свободна в своих решениях, и имеет возможность что-то кардинально изменить. Но не тут то было!
У нас часто слышится волшебное слово «конституция», его стараются даже писать с большой буквы. При этом, можно хватать практически любого и задавать простой вопрос: что это? И практически все начнут мычать нечто неудобовразумительное и лопотать общеизвестные фразы про «основной закон». Закон чего? «Э-эээ...»
Почему, наконец, Св. Царь-Мученик Николай Александрович, в обстоянии вокруг себя такого количества врагов и заговорщиков, когда у него требовали именно этой «конституции» - её не дал, предпочтя смерть свою и своей равноангельной семьи. Ведь сколько потом всяких высокородных ничтожеств в воспоминаниях «о минувшем», сопливо оплакивая потерянное ими беззаботное бытие в Империи, обвиняли Царя в упрямстве и слабоволии, даже не понимая, что одно исключает другое!
Здесь уместно вспомнить гениальную сцену из «Капитанской дочки», когда схваченный офицер Гринёв стоит перед Пугачёвым со своим добрым слугой-дядькой: «Батюшка Пётр Андреич! - шептал Савельич, стоя за мной и толкая меня. - Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй у злод... (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. ...я предпочёл бы самую лютую казнь такому подлому унижению...» Гринёв не целует, ожидая смерти... Эта сцена выписана Пушкиным неспроста, он писал её уже совершенным христианином, он то хорошо понимал, что значит здесь «ручку поцеловать», кому поклониться. Именно в этот момент - Гринёва спасает Бог, именно поэтому он впоследствии не погибает и остаётся жив, а потом ещё и счастлив, после подавления бунта самозванца. Здесь Пушкин сам, уже незадолго до собственной кончины, в такой необычной форме исповедует свою верность Богу, крестному целованию и Государевой власти, над чем так зло и легкомысленно посмеивался в юности. За какой же идеал поэт теперь вместе с юным Гринёвым готов умереть перед этим зверем-мужиком? Что здесь так хорошо понимал Пушкин, отказавшийся поклониться и очевидной силе и «воле народа»? Пушкин, один из образованнейших людей эпохи, конечно же очень хорошо знал, что такое «конституция», которую с оружием требовали на Сенатской площади его друзья юности.
Дело в том, что «конституция» - это некая мифологизированная абстракция, которая делает источником власти некий «общественный договор» между подвластными и властвующими, отбирая власть у Бога и фокусируя её в этой внешней, вынесенной подальше от людских страстей, математической точке. В этой ситуации главная подмена состоит в переходе от вопроса «зачем?», на вопрос «как?». Ибо если источник власти Бог, то земная жизнь отвечает на вопрос «зачем?». Если Бога от смысла земной жизни «исключить», а функцию земной власти видеть именно в том, что она устраивает жизнь подданных, как комендант в общаге - то жизнь уже будет отвечать именно на вопрос «как?»: как прокормить?, как устроить справедливо?, как оградиться от дилетантов и злоупотреблений?, и т.д....
Так, постепенно, конституция становится вполне законченным идолом, которым целое общество повязано: оно сносится с его мнением, как с живым реальным существом. «А так можно?» - «Нет, по Конституции - нельзя!»; а «по этому вопросу - Конституция говорит то-то...»; «Конституция является гарантом...» (!?), и т.д. Начинают выдумываться в честь этого идола церемонии, даже особый день праздника, который почему то упрямо приходится именно на декабрьские сатурналии, и прочее. [напомним: сатурналии - древнеримский праздник рабов, которые в дни празднества как бы уравнивались в правах с господами, их одевали в господские одежды и господа даже служили своим рабом. Аналогии напрашиваются недвусмысленные... - А.М.] Есть этому идолу и «жертвоприношения», только уже не в виде свиньи или крови младенцев, а в виде судеб людей и даже целых народных слоёв, которые переламываются именно потому, что так «записано в Конституции». Хотя всем может быть понятно, что зло и нелепость от этого - совершенно очевидны. Всё то для светского государства, не признающего над собой религии и власти идолов, - должно бы было выглядеть довольно дико, но тем не менее - это повсеместно. Что это?
Причём всем прекрасно ясно, что этот идол - фикция, сколько бы не изображали трепет перед кворумом его «верховных жрецов» - Конституционным судом - все ветви власти. Народ прекрасно чувствует, что всё это - цирк Шапито в базарный день. Что толку обсуждать неприкосновенность конституции, когда всем давно ясно, что единственным гарантом всего и вся, нынешней мерой всех вещей, является сила? В наше продажное время - сила денег.
Вопрос: «что в день конституции празднуете?» - не праздный. С одной стороны - некий день рожденья идола, понятно: есть повод выпить. С другой стороны - это победа закона, точнее - сатурналий, над благодатью. И вовсе не просто так этот идол конституции был поднят как главное антимонархическое знамя. Это идол чего? Формально - равноправия, одинакового суда для всех - вот чего (по римской мифологии при Сатурне - все были равны, не было рабства и собственности). А монархическая власть, освящённая Христом - это совсем иной закон: закон милости, а значит - благодати.
Дело в том, что помиловать может только тот, кто обладает реальной самодержавной властью. Кому её не дано - не может миловать. Потому что «простить», по самой логике вещей, может только тот, перед кем виновный виноват, если же перед тобой лично виновный не виноват - то безсмысленно и твоё ему «прощение». Только Законодатель может простить нарушение закона, или же тот, кого Законодатель Свыше на подобное служение поставил.
Известно, что отношение сатаны к Богу исчерпывающе описывается одним словом: зависть. Он завидует Богу во-первых как Творцу - ибо не может создать чего бы то ни было из ничего, и, во-вторых, как Вседержителю - ибо Бог владеет всем Своим творением абсолютно и безраздельно. И уж совсем сатане ненавистна и непостижима Божественная Любовь - как отношение Творца к Своему творению. Сатана и его последователи усвоили способ реализации своей маленькой власти в принципе совершенно противоположный - это насилие, то есть - способ демонстрации своей силы. Ибо только так может проявить свою силу тот, кто имеет её ограниченной и конечной. Тому, Кто Сам является источником силы и силы безграничной - нет никакой нужды её демонстрировать, этим самоутверждаться. Ему это делать просто не перед кем, ибо Он не имеет никого Себе равным, Ему не с кем этою силою мериться. Потому и сказал Иисус апостолу, взявшемуся защищать Его мечом, когда пришли арестовывать Его в Гефсимании: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26;53) Иудейские первосвященники, насмехаясь у Креста над Христом, именно уже как состоявшиеся законченные дети диавола, требовали от Него той самой, единственно понятной им, демонстрации силы. Но наступала другая эпоха, Нового Завета, когда явление силы Божией внешней - перешло в саму душу человека, наполнило сам храм человеческой души.
Представление о силе в Ветхом Завете и Новом принципиально различно. К слову, многие наши «красные» патриоты так хулят Христианство именно потому, что их представления целиком находятся в ветхозаветной иудейской системе понятий: им тоже «для победы» нужна именно демонстрация силы - другая сила, внутренняя, им просто не знакома. На словах они нападают на сионизм. Различие его с иудаизмом им, как правило, понятно очень плохо, зачастую они их просто путают. В этом кругу в обиходе даже специальный идиотический термин - «иудеохристианство». Факт печален: сами они от иудаизма, со своим безбожием, ушли недалеко. И именно поэтому победить в борьбе за власть им не дано по определению: они просто не знают, что такое власть и где её изначальный источник. И в «конституцию» они играются точно также, как и все враги России...
Конституция - это увод источника власти в тень. При абстрактной декларации «причастности к власти всех» - она даёт возможность для неограниченных манипуляций с властью от имени народа, когда власть персонально не принадлежит, якобы, никому. Самое же удобное здесь то, что какие бы безобразия далее не происходили - во всём всегда будет виноват именно народ, сам «выбравший» себе такое руководство. С одной стороны - отчасти это так. Но - лишь отчасти. Драматизм ситуации именно в безвыходности из навязанной логики этого адского лабиринта: «Ну, раз это правительство плохо - так выберите себе другое!..» И так можно безконечно гонять по спирали вниз, так и не понимая, что именно исключение из жизни народа Бога - приводит к этой постоянной катастрофе. А вовсе не неспособность народа выбрать, наконец, того, кого нужно: эдакого «отца народа», знающего по своей жизни сызмальства «народные чаяния»...
На деле конституция оказывается началом того внешне безличного управляемого хаоса, которым удобно сокрушать непокорные народы. Ибо ею достигается самое главное, с точки зрения определённых сил, завоевание: ответственность власти перед Богом - растворяется как дым, а вводится чрезвычайно удобная формула ответственности её «перед народом». Удобна эта ложь потому, что всегда можно указать в раздробленном народе некую часть, во имя которой делается то или иное безчиние, ибо всегда легко соблазнить себе в союзники тот или иной слой или этнос из народа, что-то им посулив. Если в случае Монархии власть есть совершенно явный и персонифицированный инструмент водительства Божия над народом - то в случае конституционного строя власть, оставаясь всё тем же инструментом, оказывается совершенно непонятно в чьих руках, причём не несущей перед Богом (да, на практике - и перед народом!) никакой ответственности...
И здесь, на противоположности этих состояний, появляется хитренькая карикатура на оба эти строя под названием «конституционная монархия». При этом гибриде источником власти оказывается народ, а король «царствует» не «милостью Божией», но «милостью народной». Здесь уже решительно всё ставится с ног на голову: король не обладает властью, а потому - и не должен ни за что отвечать. Никакого водительства Божия через такую коронованную персону в принципе происходить не может, да и реальных рычагов власти он не имеет. Здесь король «работает» эдаким председателем Конституционного суда, не более. Демократия напялила на свою харю королевскую маску, пытаясь спрятаться от Бога, как Адам в кустах сада Эдемского после грехопадения. Недаром Свт. Филарет говорил, что готов ещё признать некие плюсы парламентского строя, но никогда не сможет признать лжи конституционной монархии. [другой пример: «лучше уже революция русская и безобразная смута, нежели конституция... Первую ещё можно побороть вскоре и водворить порядок в земле; последняя есть яд для всего организма, разъедающий его постоянною ложью, которой русская душа не принимает». Письма Победоносцева к Александру III. т. 1, стр. 249].
Таким образом Св. Царь-Мученик Николай II, отказываясь подписать масонам конституцию, отказывался именно от утверждения на Руси этой самой подлой и богоборческой формы правления, которая была на то время измышлена. Подлинный подвиг Государя (непонятый до сих пор большинством нашего верующего народа) состоит именно в том, что он не отдал этой святыни земной власти, полученной им свыше от Бога, - «псам», изменникам-заговорщикам и богоненавистникам. Получил Царь власть от Бога, а отняли её у Царя люди-богоборцы, но высшего Божиего дара он не дал им на поругание, не сбросил с себя Креста.
Ибо, если бы отдал, - а тогда он, безусловно, в прекрасных условиях закончил бы свою жизнь «мирно и счастливо», среди роз Ливадии, - то на нём бы в принципе закончилась власть Помазанников Божиих. А потому, что он со своей Святой семьёй взошёл на свою Голгофу, моля Бога простить свой неверный народ - власть Помазанников лишь прервалась. Разница - безмерна.
Вот главный смысл подвига Государя, а вовсе не в том, что он лично был примерный христианин. Оставаясь «лично» добрым христианином - Царь мог отдать богоборцам полученную от Бога власть им на поругание, его Бог не лишал свободы воли. Но именно этого он и не сделал, вызвав на себя и близких всё бешенство сатанистов, домогавшихся у него именно этого.
Важно понимать: кроме Самодержавного Царя - такого подвига именно в принципе никто не мог совершить. Именно в этом смысле святость Святого Царя-Мученика Николая II для нас - совершенно исключительна и не может идти ни в какое сравнение с остальными новомучениками ХХ века. Своей жертвой он сохранил потенциальную возможность будущего воскресения на Руси именно самого института Царской власти как Божия водительства. Лишь за его мужество у нас осталась надежда на возстановление - сначала в духовном смысле, а затем и в земной силе - России, как «подножия Престола Божия», сильного и независимого государства. Но повторимся: он оставил нам именно надежду на возстановление, ибо само это дело - возможное, несомненно, лишь при помощи Божией - должно и может быть совершено именно руками людей, понимающих, от чьей власти спасает народ власть Богопомазанника.
Смысла Царского подвига народ в 1917 не понял вовсе за исключением нескольких святых, и потому должен был испить горькую чашу за своё предательство: другого лекарства не было. То, что аристократия и христиане со своим духовенством за свою измену Помазаннику Божию заплатили самую большую цену - то совершенно логично: они более других обязаны были понимать смысл царского служения. Кстати, гений Пушкина ещё и в том, что он впервые в «Капитанской дочке» прямо-таки пророчески выводит образ предателя гвардейца-офицера Швабрина - это собирательный образ всех изменников Престолу из аристократии, пошедших «за народом», в котором поэт показывает и их будущую «славную» судьбу. Гениальность поэта в выписывании этого антигероя изумительна, до Пушкина подобного образа русская литература не знала...
Внешнее отсутствие Царя - не снимает с нас, христиан, обязанности размышлять об этом вопросе может быть даже больше, чем ранее, во времена благие...
Тайных сатанистов февраля вскоре сменили явные, потом опять пришли тайные, но суть власти в России с уходом Царя более пока не менялась. И изменится она только с нашим общенародным пониманием духовных смыслов свершившихся сто лет назад событий и с появлением соответствующих от нас плодов...
Надо оговориться, что эту опасность воскресения России - прекрасно понимают наши «партнёры». Недаром, в 1 главе импортной конституции РФ образца 1993 г. (а глава относится к «неизменяемой части»!), говорится: «РФ - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (1 ст., 1 п.) (выделено А.М.). Авторы её, похоже, думали, что нацепив народу наручники и кинув ключик от них в море - они решат свою извечную проблему с Россией и Русским народом...
Сравнивая Русь Св. Князя Владимiра с нынешним положением в РФ, где на глазах стало вылезать из щелей совершенно маразматическое язычество - пошлейший и глупейший синкретический новодел, истерично антиправославный, оплачиваемый «волхвами» заокеанского «обкома» - понимаешь, что нынешняя РФ никаким продолжением христианской Руси Х века вовсе не является. Потому и все идейки о нынешнем «короновании» президента нужны единственно для того, чтобы в очередной раз из Монархии сделать карикатуру. А заодно и выставить самого коронуемого на посмешище. Видимо, серьёзные изменения произойдут лишь позже, если Русский народ изменит своё сознание и станет достоин исполнения проречённых о нём пророчеств. Тогда появятся новые вожди и, главное, то народное покаяние о содеянном в прошедшем веке, которое одно лишь даст возможность явиться будущему Царю, грядущему Помазаннику Божию, которого ждёт каждое страждущее христианское сердце...
***
В связи со сказанным, возникает вопрос: что собой представляют современные монархические политические проекты и какое отношение к ним должно быть у нормальных монархистов (т.е. - у нормальных христиан)?
Понимая, что на поле политической партийной возни и попытки формального возстановления Монархии нас ждёт исключительно декоративная подделка - многие сторонники подлинной Монархии отвергают всякую политическую деятельность изначально, как таковую. В принципе, они правы: из формы не может родиться содержание. Но если вдуматься - вопрос очень не прост.
Мы не ставим здесь цель дать анализ конкретных подобных планов, то отдельная тема. Пока можно лишь констатировать, что «разрешённый» и зарегистрированный нынешний монархический политический проект запущен прямыми врагами Христианства и России. Это упрямый факт.
Значит ли это, что в подобной ситуации нужно вовсе уйти с этого вытоптанного копытами политических игроков поля? Вот здесь ещё надо подумать...
Приводимое далее - есть именно частное мнение автора, которое не настаивает на правильности предлагаемой линии. Для грамотной выработки такого пути - необходимо серьёзное соборное разсуждение тех, кто понимает всю тяжесть предстоящей работы и готов её с ответственностью взять на себя.
С одной стороны, было бы просто странно появиться монархической партии в общем ряду со всем нынешним спевшимся тёпленьким ленинско-либерально-буржуазным трендом. Стоять в этой милой компании со своим лобзиком, ожидая очередного распила государственного бюджета?.. Да и за какие, собственно, законы, может голосовать в парламенте современный монархист, когда все принимаемые законы без исключения - уже являются лишь частью глобального законодательного пакета, который предусматривает некую абстрактную «международную интеграцию» до полного растворения самостоятельных национальных государств, и недопущения их реальной независимости в обозримом будущем?
Это - с одной стороны.
С другой - партийно-политическое поле в общественном сознании остаётся единственной площадкой, с которой народом вообще ожидается появление каких бы то ни было мыслей о будущих формах государственного бытия. Импульс мысли из любой другой точки воспринимается нашим обществом игрой ленивого ума, сибаритствующего вдали от социального поля битвы и не желающего за свои убеждения, пусть и правильные, вступить в какую бы то ни было активную борьбу.
В честность наших думских и региональных выборов на деле не верит уже никто, кроме новых волшебных говорящих чудо-ящиков КОИБов и международных наблюдателей, которые «верят» согласно заранее полученным инструкциям. Но опять же - привитый алгоритм «отдать за кого-то свой голос», «вступить куда-то» так силён, что народ ведётся на то, чтобы «вступать в...» и «голосовать за...» политические партии, хотя это абсолютно безсмысленое дело, изначально и по определению. И, полагаем, на некоем обозримом будущем - такая тенденция в народе ещё пока сохранится.
Этот электорат - «одноразовый народ», по выражению одного прожжённого политикана - пока хранит и несёт в себе такие христианские качества, как вера и надежда. И пока они в нём живы - так и будет поступать: тихо вымирать, но надеясь реализовать через избирательную систему свою веру в будущее и надежду на лучшую жизнь. Когда же «этот народ» такие качества утратит (как бы кому ни казалось то вопиющим противоречием) - на этом и закончится его жизнь в «этой стране»: после этого его съедят чрезвычайно быстро. Или «растворят», благо есть кем...
Из сказанного вытекает, что ради того, чтобы хоть как-то даже попытаться что-либо сказать обществу - лучше находиться всё-таки на политическом поле, а не вне его. Подчеркнём: не ради «борьбы за власть», что теперь совершенно безполезно (сколько кому нарисуют - столько «тех» «там» и будет), а ради одного того, чтобы хоть как-то иметь возможность обращаться к народу. В свете упомянутых и уже реализуемых лжемонархических политических проектов это становится вдвойне актуальным: надо быть на этом поле уже хотя бы для того, чтобы не дать совершенно извратить саму идею Монархии, ради чего, собственно, лжемонархисты и были сюда допущены.
Если принять этот тезис и начать действовать согласно ему - тогда всё-таки необходимо создание некоей политической партии под настоящим монархическим флагом. Как это ни смешно прозвучит в современной ситуации, где такими партийными «тараканьими бегами» занимаются уже более 200 «субъектов права». Понятно, что это разнообразие устроено лишь на потеху публики: на самом деле, кроме небольшого числа искренних чудаков (заранее обречённых и непроходных), целые пучки этих, с позволения сказать, «партий» - находятся всего в нескольких грамотных руках. Это так, к слову...
Можно перед самим формальным началом создания такой партии создать неформальное монархическое движение. Единственный смысл которого - это не борьба с кем бы то ни было у себя в регионе, а только пропаганда. Даже лучше сказать - разъяснение самих основ понятий о Монархии, которые сейчас в народе перепутаны запредельно, что и понятно: над этим трудились в едином согласии и большевички, и демократы...
Понятно, что в программе такой настоящей монархической партии - и речи не может идти о «борьбе за власть» или «победе на выборах». Борьба за власть над кем - над собственным народом? Да и зачем Монархии «часть» (part), когда она призвана собрать целое?
Современные партии уже давно перестали быть некими «социальными лифтами», призванными выводить наверх наиболее ярких исповедников различных общественных мнений. ЗАО «Корпорация власть» уже успешно научилась из собственной среды (и её отпрысков) выпекать представителей всех политических оттенков, упаковывая таким депутатским списком партию любого политического окраса. Начав свои плодотворные творческие эксперименты с «назначаемых олигархов», она закончила их уже откровенным веселием, когда на выборах с самым искренним задором друг с другом бьются за будущее место в Думе сами выдвиженцы всесильного ЗАО. А какая, спрашивается, разница - кто из них победит, когда всё решается уже на уровне: кого на турнир пустить, а кого - нет?
Откровенно говоря, ради экономии бюджетных средств и времени - лучше всего бы нынешние депутатские мандаты всех уровней засовывать в чулок Санта-Клауса и подкладывать избранным (т.е. - назначенным) счастливчикам под новогоднюю ёлку в качестве подарка вместе с шоколадом и игрушками. Этого не происходит, к сожалению, только потому, что вокруг «выборов» научились зарабатывать и распиливать под шумок предвыборного шоу феерические суммы немалое количество шустрых пройдох, теперь важно именуемых «политтехнологами». Уже даже муниципальные выборы превращаются в настоящую «золотую лихорадку» для этой публики, где они демонстрируют незаурядное мастерство в отмывании до бела любого чёрного козла и взаимном затаптывании конкурента - только плати. Ну, и «международный имидж» РФ обязывает разыгрывать этот спектакль - не отставать же от Европы. Так РФ постепенно приблизилась к видимости вожделенной модели североамериканской политической стабильности. Обманчивая видимость обманчивого первообраза, нужно заметить...
Современную политическую партию отличает от других, ей подобных, политическая программа. Что из себя может представлять программа партии, которая честно понимает безсмысленность и вредность любой политической борьбы, смысл деятельности которой, по сути, только в пропаганде своих идей? Это вопрос особый. Объявление целью создания такой партии «созыв Земского Собора» или «изменение Конституции», при нынешнем уровне народного сознания и отношения к Православной вере, - дело просто нелепое. Конституция у нас - что дышло, а «Собор» тебе соберут хоть завтра, набрав в него делегатов по списку ЕР, хихикая в кулак, и выписав для торжественного молебствия «высокопресвятейшего и блаженновсеправославнейшего» Стамбульского епископа Варфоломея с его дружком незалежно-киевским «патриархом» в придачу. То-то будет звону!..
Другое дело, что у подобной монархической партии - должна иметься настоящая идеология, что и будет её, собственно, по-настоящему отличать от остальных «партийных» тараканов. Тема идеологии - куда важнее и серьёзнее, чем те дежурные организационные вопросы, которые возникают при создании реальной политической партии «снизу».
Но в такой работе есть совершенно особая специфика.
Идеология монархической политической партии и собственно Монархии - отличаются как земля от неба. Если первую хотя и трудно, но можно и нужно будет в обозримые сроки разработать, то идеология Монархии - вещь такая же необозримая, как само догматическое богословие в Православии, ибо, по сути, является его частью. Это есть область, которая раскрывается не своим умом, а Господом Духом Святым. И добавим: тогда даётся, и таким взыскующим - когда это действительно становится чрезвычайно востребованным для полноценной жизни и бытия самой Православной Церкви. Т.е. тогда, когда выработка подобного догмата становится вопросом не просто теоретически важным, а именно элементом существенно необходимым для выживания Церкви в этом мiре, прелюбодейном и грешном уже запредельно. При этом выработка таких догматов происходит не по указанию Священноначалия, а по тревожному импульсу, некоему невыразимому словами запросу всего страждущего Тела Христова, что и представляет из себя Его Церковь. Точно также, как в организме выработка антигенного ответа на инфекцию происходит не циркуляром Минздрава, а в результате непосредственного вторжения в организм опасной заразы.
Да, сейчас, после февраля 1917 г., - как раз такое подходящее время для выработки подобного догмата. Ибо то, что сокрушило тогда русскую государственность под видом наилучшего «общественного блага» - в чрезвычайно яркой степени показало свою полную несостоятельность в государственно-национальном и экономическом плане, но особенно, конечно, в нравственном аспекте. При этом, нравственный кризис коммунизма ничуть не был преодолён с освобождением от власти самой коммунистической партократии, а в чём-то даже усугубился. И то неудивительно: вместо идеологии служения бесовской идеи ненависти человека к человеку - была поставлена во главу угла идея удовлетворения собственных страстей и их разжигание. Идол Ленина просто сменился на идол успеха и обогащения и теперь главным мавзолеем страны для публики стал супермаркет. И хотя украсть - грех, на первый взгляд, более лёгкий, чем убить, но покаяние в нём едва ли не труднее: ведь чтобы раскаяться в хищении - нужно вначале вернуть украденное (см. «Чин исповеди»). А на последнее, особенно привыкая легко пользоваться подобного рода наживой, очень немного кто на практике оказывается способен... Особенно это касается новой «элиты».
Наше время - пустоты идеалов и словесно-информационной шелухи, которую нам всевозможные льстецы (как слева, так и якобы справа) тщатся представить за некое «разнообразие идей». Всё это мельтешение клочков полуправды поддерживается искусственно и с единственной целью - создать видимость мысленного разнообразия и «пересыщенности» идеологической сферы. Якобы, уж столько всего «много», что и изобретать что-то новое - дело пустое и ненужное. Но последнее - лукавая уловка. Это нужно затем, чтобы в общество не пришла и в нём не закрепилась идея подлинного смысла народного бытия. Ибо есть только одна общественно-политическая идея, на которую, при её осуществлении, действительно придёт людям помощь от Бога. Эта идея - Монархия. Её значение для созидания великой страны никто не осмелится оспорить, кто хоть едва знаком с историей России. Это полный - причём исторически блистательно реализованный! - антипод нынешним малодушию, алчности и предательству. И именно потому, что эта власть настолько нравственно сильна и настолько отлична от имеющегося ныне «согласования» всего и вся с врагами нашей Родины (практически уже любого назначения чуть выше среднего уровня), что именно её то и страшатся наши партнёры более всего на свете. Только такой, и никакой другой строй, может сделать Россию на деле, а не на словах «суверенной».
Нельзя сказать, что душа народная не чувствует происходящего. В замечательном фильме последнего года правления Ельцина, когда унижение России достигло своего апогея, появляется дивный образ молодого народного героя, который произносит слова, возвращающие нас к эпохе становления христианской власти на Руси: «В чём сила, брат? А сила - в правде! У кого правда - тот и сильнее!..» Можно не сомневаться, что почти никто из юных зрителей этого фильма, для которых герой Сергея Бодрова-мл. стал безсмертным символом - и не знали, что это перифраз слов Святого Александра Невского перед битвой, из которых просто было убрано упоминание о Боге (м.б. для лучшего усвоения зрителем сути). Но народная душа всё равно отозвалась. Отозвалась - потому что изголодалась. Ибо разница у Русского народа с другими нынешними «цивилизованными» народами, потерявшими в ХХ веке Бога, в том, что он уходил от веры не добровольно, не с чувством «глубокого удовлетворения», конвертируя своё первородство на египетские котлы, - а из него веру выбивали и выжигали самым злобным и изуверским способом, на какой только способны враги Божии...
Всего каких-то 120 лет назад у России было 2 союзника: армия и флот. Их тогда для великой Империи было достаточно. Но февраль 1917, который стал результатом вековых усилий всех сил, которым Россия «чёрный глаз слепила», - лишил её и этих союзников. Но есть пока ещё и Россия, и сам Русский народ. Кто же теперь наши союзники?
Для монархиста вывод очевиден: материальных союзников - у нас больше нет ни одного. Но неверно думать, что это ставит под сомнение нашу грядущую победу, которая неизбежна в случае народного покаяния. Ибо, если говорить о союзниках, то их у нас опять два: это история России с её народом и само Небо, если точнее - наша Христова вера, которая и соткала более, чем что-либо другое, обе эти неразрывные (пока ещё) ипостаси - Русь и Русский народ в Святую Русь. Вот в союзе с двумя такими союзниками - мы можем и обязаны победить. Но это будет значить другое, нежели победа военная: такая победа будет к вящей славе Божией, ибо произойдёт не благодаря, а вопреки всей логике мiровой истории - истории общего отступления и капитуляции перед злом государств и народов.
Важно лишь ясно понимать одно: сначала здесь будет победа духовная и, исключительно как её следствие, победа материализованная. Никак иначе!
И если полезно политическими формами этого падшего мiра поучаствовать в этой победе - то почему бы и нет?
Другое дело, что программа политической партии в данном случае должна быть некоей системой координат по выведению народа Божия из Египетского плена, привязанной к прохождению определённых этапов. Для начала, в отличии от церковного догмата (которому совершенно всё равно - какой на дворе век), такая программа должна иметь очень ясное представление о том, в какой именно точке находится страна и народ, в какие тупики и дебри мы все так дружно зашли. И должно дать безусловно честную - и перед народом, и прежде всего перед Богом - саму оценку пройденного пути, определить точное местонахождение на отрезке как мiровой истории, так и современной политической географии. Это не просто, ибо оценка должна быть дана всему советскому периоду безо всякого человекоугодия и без снисхождения к тем или иным поколениям, тем или иным историческим персонам. Вообще путь настоящей монархической партии будет не прост и многотруден, ибо она не сможет идти ни на какие компромиссы в принципе.
Нынешние подделки, заявляющие своей целью «монархию под кого-то», именно потому дьявольские, что подлинная Монархия - она под Бога, без какого бы то ни было спора о земных лицах. А «лицо» монарха обретается (в смысле - даруется Богом) уже тогда, когда все, целым народом, ищут воли не своей - но Божией. Так, всё кажется, просто. В теории... Но, увы, так не просто всё это осуществимо на практике. И порою, как то было и 400 лет назад, к осознанию необходимости отвержения своего буйного своеволия народ приходит лишь тогда, когда дойдёт в скорбях до крайней степени изнеможения духа и плоти, после страшного разорения и множества лишений, в том числе и утраты больших земель своего государства, кстати... А до тех пор - он горделивый «сам хозяин своей судьбы» и сам всё знает...
Раньше поле политической борьбы никогда не было тем полем, на котором, по слову Спасителя, овцы отделялись бы от козлов (в евангельском смысле, разумеется). Ибо политическая борьба - это поле, на котором просто не присутствует христианской государственности. Там, где её нет - политическая борьба возможна. Но там, где она есть - в виде Православного Царства, разумеется - нет и политической борьбы. Как её нет, по определению, в Царствии Небесном.
Глядя под таким углом зрения становится совершенно ясным, что все события которые якобы «логически» вели к 1917 году - никакой «политической борьбой» по сути никогда и не являлись. Это было именно возстание на Бога, чуть прикрытое политиканской демагогией как фиговым листком. То совершенно очевидно для всякого честного историка, который документально знает: что представляли собой все эти «освободители» в своём нравственном облике. Ибо из нравственного облика необходимо вытекают и подлинные цели человека...
***
Сейчас в интеллигентской и даже в церковно-патриотической среде немало разговоров о востребованности «православного социализма» (который не лишён и некоторой ностальгии по тов. Сталину). Сама логика здесь понятна и вроде бы «железна»: соединить воедино всё хорошее, что было в СССР, с рынком. Т.е. добавить сюда плановую экономику с государственными отраслями ВПК, тяжёлого машиностроения, транспорта и энергетики, вернуть независимую банковскую систему, науку с просвещением и здравоохранением. И ещё добавить сюда Православие, если не в качестве идеологии (а по сути - так), то хотя бы в качестве духовно-этической нравственной приоритетной ценности. На первый взгляд - а почему бы и нет? О симпатии к этим идеям уже даже слышно от некоторых патриархийных функционеров...
Но если мы зададим всё тот же главный - и крайне неудобный! - вопрос об источнике власти в этой модели - вся симпатичная конструкция начнёт расползаться, как костюм для покойника. Ибо этот вопрос обращён не к форме, а к смыслу бытия такого общества.
Если ответят, что источник власти здесь, конечно, Бог - тогда весь флирт с социализмом совершенно безсмысленен. А если окажется, что народ - то ясно: перед нами опять, хотя и подкрашенная, но всё та же рама старого дедушкиного велосипеда, только с навешанным на неё церковным окладом, уместным здесь как седло на известном парнокопытном...
Сам смысл жизни и состояние общества, его подлинное желание жить по своим принципам и за свои ценности постоять даже до лишений и крови - определяют вовсе не отношения к собственности или обобществлению средств производства. Гораздо более яркой чертой совокупного портрета народа - это признание Бога источником власти или же признание на этом месте самого себя. Здесь вопросы собственности просто автоматически отходят на второй план, и даже дальше. Государственного капитализма и планового хозяйства при Благоверном Императоре Петре I было безусловно побольше, нежели сейчас в РФ. Но никому и в голову не придёт говорить о «социалистических» тенденциях в русском народе XVIII века.
Всё, как мы видим, на практике выглядит ровно наоборот. Великий Монарх-труженик в XVIII веке, будучи безусловно христианином в высочайшей степени, что теперь оболгано и извращено, признавая себя Царём исключительно «милостью Божией», т.е. - безусловно видя источником своей царской власти Единого Бога! - вводит просвещение (в т.ч. духовное - до него никаких семинарий и епархиальных училищ не было и в помине), строит государственную промышленность, вертикаль власти и активно строит то, что теперь называют «социальными институтами». А в XXI веке чиновники РФ, «слуги народа», благополучно «упраздняют науку», гробят армию, государственную промышленность и социальные институты. При том, что сами ещё вчера все до единого принадлежали к партии, обобществившей ранее те самые пресловутые средства производства. И эти чиновники признают источником своей власти отнюдь не Бога, а исключительно волю народа (слова известного чиновника, что ему деньги «Аллах даёт» - без комментариев: то не про источник власти, а про источник сверхъестественного обогащения. Ясно из них одно: Аллах, к сожалению, не может дать совести. Что и понятно...).
На примере сравнения этих эпох жизни России, разделённых 3-мя веками, хорошо видно: вопрос о самой форме собственности безусловно вторичен по сравнению с главным вопросом - об источнике власти. Посему, все эти грёзы о «православном социализме» - либо от нежелания думать, либо от полного непонимания самой сути Православной веры...
***
Критиков у современной власти хватает. Часто эта критика имеет под собой все основания и правильна: есть области полного управленческого и экономического фиаско. Вместе с тем, вся эта критика столь немощна и безрезультатна именно потому, что принципиально поверхностна. Все споры идут вокруг: «что как устроить?» и «кого и куда поставить?». На серьёзное осознание происходящего, само осмысление нашей импортной «общественной конструкции», словно наложено табу молчаливым согласием власти и её противников. Словно существует уговор плескаться в этой мелкой бытовой луже и вся «оппозиция», в реалии, живёт с властью в одной тесной семейной дрязге по принципу: кто первый встал - того и тапочки. И это стало уже так скучно, что явка народа на выборы в регионах опускается ниже 20%... Потому что все понимают: если что и произойдёт серьёзное, то не так и не отсюда...
В принципе, в «стабильности» нынешнему строю РФ и правда не откажешь, что есть - то есть. Беда лишь в том, что это стабильность жильца больничной койки. Российское общество, накопившее в самом себе за прошедший век огромное количество противоречий, если и будет разорвано и взорвано, то вовсе не заговорщиками, получающими на подрыв деньги из-за бугра (то лишь крысы на корабле, которые никогда не будут определять его курса). Но оно будет разорвано именно этими нерешёнными противоречиями, этими внутренними болезнями, которые власть в принципе не хочет лечить и даже их касаться. Что отчасти понятно: как их лечить - она не знает... Ей удобно загонять их внутрь, чтобы они не нарушали общей благостной картинки статистического преуспеяния. Власть словно не понимает, что болезнетворный процесс всё равно идёт и с его последствиями придётся иметь дело уже не этим, а просто последующим поколениям ЗАО «Власть». Периодические вбросы в СМИ компаний на темы: «хорош Сталин - или нет?», «судить Горби - или нет?» и подобных - есть лишь отвлекающие псевдополитические хлопушки, ровным счётом ничего не дающие для пониманием народом своего будущего и для его объединения.
Годы стабильности - стали временем набивания за щеку, а не периодом осмысления своего положения. А ведь последнее и было бы как раз в такой период и самым полезным, да и сравнительно безопасным. Идеология, которую «не велит иметь» стране нынешняя конституция РФ, должна являться отнюдь не идейной тиранией, как это трактуют те, кто никаких принципов за душой не имеет вовсе, но курсом лечения и реабилитации организма после тяжелейшего заболевания, которым мы, как цельный народный организм, болели почти век. При любых социальных напряжениях, которые при нынешней продовольственной зависимости РФ и её ещё большей финансовой уязвимости спровоцировать проще пареной репы, - именно эти противоречия, которые сейчас старательно не обсуждаются и загнаны внутрь, сдетонируют сильнее сотни Чернобылей.
Нет нужды уточнять, что появление на общественном горизонте христианской монархической государственнической мысли - современными гуру-политтехнологами не допускается по определению. Хотя, оговоримся, для этих - в принципе любое осмысление чего-либо народом недопустимо, как мешающее налаженным манипуляционным процессам. Бороться с ними на их поле дело не то, что безполезное, а прежде всего вредное: нам нет смысла морочить собственный народ манипуляциями. То не наш путь. И нас нисколько не должно смущать торжество врага на созданном им для «чад века сего» виртуальном поле. Время изменилось. Теперь за нас в России никто и ничего не сделает (а если и «сделает» - нам, то после ещё и исправлять придётся). И роль осмысления в этом процессе нашей новой Реконкисты - первична. В обществе меняется что-то не тогда, когда сотня тысяч вышла на улицы столицы поорать на один день, а тогда, когда у четверти этой толпы изменилось понимание происходящего в голове и мотивации на годы вперёд. Тогда и манипуляции станут безсильны...
Ибо только помощь глубинному и честному осмыслению нашего общенародного состояния и разбору накопившихся в нём ложных мифов, может, во-первых, - «спустить пар» (направив его в нужную сторону, а не на разрушение), и, во-вторых, - начать формировать саму цель дальнейшего существования России как единого народа в единой державе, со всей своей неповторимой цивилизацией. В чём да поможет нам всем ждущий от нас этого Господь...
53. Ответ на 51., Иван Зайцев:
52. Ответ на 49., Павел Тихомиров:
51. Ответ на 49., Павел Тихомиров:
50. Ответ на 46., Иван Зайцев:
49. Re: Признание Бога источником власти
48. Ответ на 46., Иван Зайцев:
47. Ответ на 42., Александр Шахматов:
46. Ответ на 43., федя:
45. Ответ на 43., федя:
44. Ответ на 30., Александр Шахматов: