Святой благоверный князь Александр Невский, как известно, в 1240-х годах находился меж двух огней. Он стоял перед выбором: или пасть под натиском крестоносцев и принять католическую веру, или пустить ордынцев, но сохранить Православие. Милостью Божиею он принял трудное решение и, подружившись временно с ордынцами, с их помощью победил крестоносцев и отстоял православную веру. Правда, за это пришлось заплатить татаро-монгольским игом. Но оно было не вечное. Это был лишь временный шаг.
«Многоходовку», начатую Александром Ярославичем, продолжал царь Иван Грозный. Воспользовавшись ослаблением Орды, переходившей от кочевного к оседлому образу жизни, великий князь завоевал и присоединил в 1552 году к России Казанское ханство, а также и некоторые другие «осколки» Золотой Орды: Астрахань, Тамань, Башкирию и т.п.
Оставалось только одно, но огромное, ханство - Сибирское. Хан Кучум не хотел выполнять свои обещания, данные московскому царю. Пришлось присоединить Сибирь в 1582 году с помощью отряда Ермака.
Это история хорошо известна... Но мало кто знает, что было дальше... В 1600-1660 годах остатки недовольных ордынцев предпринимали многочисленные вооруженные попытки повернуть историю вспять, «отрезать» Сибирь обратно от Руси. Напоминаем, что в те времена на Руси была великая смута, «Лжедимитрий», поляки и т.п. Воевать на два фронта Русь не могла, и на востоке, в Сибири, русские поселенцы должны были отстаивать свои новые земли сами. Москва им помочь не могла...
В те времена возник город Верхотурье как транзитный пункт из России в Сибирь. От Верхотурья на юг вдоль Уральского хребта начинают обживаться русские первопоселенцы. Здесь они сталкиваются с яростным сопротивлением кочевников, сжигавших поселения и убивавших жителей. Задача кочевников была простая - нанести удар по Верхотурью, перекрыть государеву дорогу и отрезать Сибирь от Руси. Но до Верхотурья они не дошли... На пути их стояла крепость - Тагильская Слобода.
Исторически доказано, что в 1630-1640-ые годы Верхотурский уезд от Меркушино до Тагильской Слободы защищал своим молитвенным заступничеством святой праведный Симеон, ходивший в Тагильскую Слободу по Симеоновой Тропе на молитву и причащение Святых Христовых Таин.
После преставления он продолжает заступничество, и ратники Урала сами, без помощи Москвы, смогли отбить атаки кочевников. В 1663 году близ с. Гостьково прошло наиболее кровопролитное сражение. Ценой огромных жертв битва была выиграна. Этот самый мощный набег кочевников получил название Сеитского бунта, т.к. к нему примкнули также и проживавшие на Урале башкиры. После подавления Сеитского бунта они откочевали в юные степи и с тех пор угроза отрыва Сибири от Руси миновала. Россия де факто стала империей, состоящей из неотделимых частей - Руси и Сибири.
Таким образом, Божией милостью, заступничеством святого Праведника и подвигом ратичей Россия состоялась как великое государство, а остатки ордынцев покинули наши территории.
Возвращаясь к изначальной «многоходовке» Александра Ярославовича, подытожим:
1) Была дана надежда на сотрудничество, временную дружбу, в результате чего удалось одержать победу над крестоносцами - это заслуги Александра Невского.
2) Были собраны вокруг Москвы все русские княжества, присоединены ранее захваченные ордынцами земли - заслуги великих князей и царя Ивана Грозного.
3) Отражены все набеги кочевников, отстояли Сибирь, окончательно отсоединена Орду от Руси - заслуги молитвенного предстательства святого праведного Симеона.
В память об этих событиях мы поклоняемся святому праведному Симеону и чтим Тропу, по которой Праведник проходил и совершал свои молитвенные подвиги...
О Симеоновой тропе:
Православный Урал ведет свою, более чем 400-летнюю историю со времени освоения Сибири Ермаком в 1582 году и основания в 1598 году Верхотурского Кремля. В начале 17 века были заложены сразу два первых православных мужских монастыря: Свято-Николаевский на реке Туре в Верхотурье, а в Тагильской слободе - Рождественский. Неугасимой лампадой с тех времен покровительствует над Уралом удивительный святой - праведный Симеон. В 18-19 веках признание молитвенного заступничества святого среди верующих было столь искренним, что люди тысячами приходили на поклонение к его мощам в Верхотурье и на могилу праведника в Меркушино. Семья Царственных страстотерпцев глубоко чтила святого, и когда в 1914 году Романовыми была пожертвована Свято-Николаевскому мужскому монастырю сень для мощей святого, верующие пошли из Екатеринбурга в Верхотурье крестным ходом. Многодневный путь объединил более трех тысяч паломников в едином молитвенном порыве. Молились в каждой церкви, каждой деревне, местные жители присоединялись и проходили до следующего населенного пункта. Этот путь, проложенный нашими благочестивыми предками за многие годы получил в народе название «Симеонова тропа». Но есть и еще одна - заповеданная тропа святого Симеона, проложенная им самим. По этой тропинке проходил святой более 40 км лесом. Выходил поутру из Меркушино и к вечернему Богослужению приходил в храм Тагильской Слободы.
В настоящее время о благоустройстве и популяризации Симеоновой тропы заботится Уральское православное патриотическое общество св. Николая Чудотворца. Большая Симеонова тропа - это путь от Екатеринбурга до Верхотурья, пролегающий через Алапаевск. Тропа совпадает с восточной частью маршрута «Серебряное кольцо Урала» и ведёт по местам раннего, додемидовского освоения края.
Совершить паломничество по Симеоновой тропе можно самостоятельно, или присоединившись к ежегодному Крестному ходу в дни памяти Симеона Верхотурского - 23-25 сентября.
Олег Викторович Морозов, исполнительный директор АНО УППО им. Святителя Николая Чудотворца